теория диплом


Искусство ткачество гобелена - древнее искусство. Старинный гобелен - это гладкий ковер без ворса. Ковер-картина. Ручным ткачеством занимались во всех древних цивилизациях. И в Древнем Египте, и в Древнем Китае, и в доколумбовой Америке делали необыкновенный вещи из обычных нитей.
Изумительны по красоте копские ткани. В 4-12 веках копты- египетские христиане ткали узорчатые ткани, панно из шерсти и льна. В их искусстве слились традиции Античности, Древнего Египта и раннего христианства.
Очень красивые ворсовые ковры - на Востоке. В Европе их смогли как следует оценить в XI веке - крестоносцы привезли с собой добычу из дальних походов. В результате началось бурное развитие средневекового гобелена - шпалеры. Первые шпалеры делались по закону для украшения церквей и королевских покоев. Они были очень дороги. Ими утепляли и украшали каменные замки, грозные снаружи и холодные внутри. На шпалерах были вытканы сцены из сражений, семейных легенд ,картины охоты родовые гербы.
Со временем позволить себе шедевры ткацкого искусства смогли многие самостоятельные горожане . Шпалеры начали вывешивать на стены домов, ими украшали балконы и окна во время праздников .
Изготовление гобелена во все времена было делом очень трудоёмким, медленным . Ткачество шпалер - истинно королевское искусство .
Термин "гобелен" появился именно тогда , от названия улицы ,где располагались мастерские красильщиков от фамилии Гобелен.
По указу императора Пера I построили шпалерную мануфактуру и в России , где создавали произведения удивительные по сдержанной красоте и благородству . Они украшали особняки и усадьбы русской знати .
В XVIII веке на Королевских мануфактурах Мадрида ткали шпалеры по эскизам великого Гойи. Каждая эпоха давала и дает гобелену новую жизнь .
Технология гобелена позволяет воспроизвести фактуру старинного живописного полотна ,создавать образцы современной динамичной живописи , она может передать особенности прозрачной акварели и четких графических линий , словно выполненных тушью ,даже точность художественных фотографий .
- Полотняное переплетение
- Прокидка- Прокидка вперед -назад
-Криволинейная , или косая , прокидка
-Полоски
-Полоса заработки
-Петли
-Столбики
-Сцеп, или "паласное "соединение на одну нитку
-Сцеп без нити
-Щели-"реле"
-Ступеньки (уголок, горка, лесенка)
-Меланж
-растяжка цвета нитями разного тона
-растяжка цвета при переходе из цвета в цвет
-растяжка прокидками -"оптический " переход
-Сумах
-Налив- вертикальная цепочка
-Ворс
-Ворсовый классический ковровый узел
-Укрепление бокового края
-Срез
-Обработка края
-Отпаривание
-Подклад-Швы
-Бахрома
-Оформление гобелена
-Уход ,реставрация, стирка.
Гобелен. Техника и приемы создания гобелена.
right0Техника создания гобелена. Начиная со средних веков во Франции в кругах высшей знати входит в моду украшать интерьеры шпалерами с изображением сцен охоты или отдыха на природе. От современного гобеленашпалера отличается более скурпулезной техникой исполнения. Шпалеры ткались по несколько лет, нитки использовались тонкие, дававшие возможность передать малейшие детали.
Современная техника ткачества позволяет отступать от давних традиций. Для основы возможно использовать более толстую хлопчатобумажную нить, ткать любыми материалами, по усмотрению художника. В классическом гобелене используют шерсть, но можно использовать и другие нитки и волокна. Для того, что бы создать гобелен совсем не обязательно иметь огромную мастерскую и специальный станок, современный гобелен возможно сделать и в домашних условиях. Для этого необходимо купить подрамник, на который художники обычно натягивают холст и натянуть на него хлопчатобумажные нити основы. Можно использовать лен. Затем разрабатывается эскиз рисунка, и наконец из шерсти или другого материала, пропуская через основу и переплетая между собой нити, создается тканая картина.
Занятие требует определенной усидчивости и может быть рекомендовано как упражнение на развитие внимания и концентрации. Также способствует выработке навыка отключения внутреннего диалога. Современный гобелен может сделать каждый, кто обладает усердием и фантазией.
Ручное ткачество разнообразно не только своими узорами, но и техникой воспроизведения. Браная техника издревле применяется для орнаментации рубах, полотенец, салфеток, скатертей и других изделий.Освоить технику узорного ткачества можно на ручном настольном ткацком станке. Воспроизводим устройство такого станка.При выполнении браных узоров необходимы две ремизки с нитяными подвижными глазками. Каждая состоит из двух деревянных планок, на которые нанизаны продетые одна в другую две петельки из тонкого хлопчатобумажного корда размером 5 см. В месте соединения верхней и нижней петелек образуется просвет – глазок. В него продевают нить основы. В первую дальнюю от ткача ремизку – нечетные нити, а во вторую – четные. Планки соединяют по краям сверху и снизу ремешками, перекинутыми через валики. Ремизками осуществляют подъем нитей основы для прокладки утка.На настольном станке выполняются небольшие декоративные поделки шириной не более 30 см – салфеточки, украшения на фартук или платье. Можно сделать и большую вещь, соединяя фабричную гладкую ткань с узорной отделкой ручной работы.Ткачество следует начинать с приготовления основы определенной длины, ширины и плотности. В данном случае – 2 м длиной, 30 см шириной и плотностью 10 нитей на 1 см. Для работы потребуется деревянная рама размером 50x30 см, с вбитыми в нее 8 металлическими колышками без шляпок по 4 с каждой стороны, также белая или цветная катушечная нить № 10 на бобине.Свободный конец нити привяжите к первому колышку слева, затем ведите его поверх второго, за третий справа, четвертый слева, пятый справа, шестой слева, сверху седьмого. Далее сделайте восьмерку вокруг восьмого справа и тяните в обратном направлении под седьмой, обвивая шестой колышек слева, пятый справа, четвертый слева, третий справа, подведите под второй снизу и сделайте восьмерку вокруг первого слева. Проложив нить туда и обратно, получим первую пару (нечетную и четную) нитей основы. Для основы шириной 30 см наберите 150 таких пар, прокладывая нить между колышками, как это делалось для первой пары. Когда все пары набраны, конец нити надо закрепить за первый колышек, а в каждую восьмерку продеть по два шнура. Концы шнуров свяжите – верхние с верхними, нижние с нижними. Снятую аккуратно с колышков готовую основу сложите в косу. Для этого сделайте с одной стороны основы петлю, придерживая ее правой рукой. Левой протягивайте вторую петлю, третью, и так до конца. Последнюю петлю слегка затяните.Теперь с косы основу надо навить на сновальный вал станка. Вынув пруток, укрепленный в пазе основного вала, и надев на него петли свободного конца основы, разровняйте их и вставьте обратно пруток в паз вала, закрепив гвоздиками. Важно, чтобы нити основы шли прямо вверх к направляющему валику и через него к ремизу, а храповик основного вала запирался собачкой и не давал раскручиваться основе.Шнуры, проложенные в восьмерку, можно заменить плоскими, гладкими планочками – ценами – для деления основных нитей на нечетные и четные. Планки с обеих сторон свяжите, чтобы между ними было расстояние 2–3 см. Отпустив из косы две петли, основу натянем на себя, а ценовые палочки отодвинем на 50 см от вала.Разобрав основу на мелкие прядки, вложите ее в зубья направляющего рядка – деревянного бруса с вбитыми в него гвоздиками без шляпок на расстоянии 5 см друг от друга. Основу на вал лучше навивать втроем. Один держит косу, натягивая на себя и постепенно освобождая петлю за петлей. Второй вращает вал и навивает на него нити. Третий держит рядок, слегка поворачивая его вправо и влево, обеспечивая нужную ширину и равномерность распределения основы.Ценовые палочки время от времени надо отодвигать назад, чтобы они не мешали. По окончании работы рядок уберите, петли на конце основы разрежьте, распределив нити на 10 групп. Каждая группа завязывается петлей без затяжки. Навитую на вал основу проберите в ремиз и бердо (бердо – металлическая гребенка, которую вставляют в батан – приспособление, обеспечивающее равномерное распределение основы по ширине ткани и прибоя утка). Перед выполнением этих операций следует отпустить основной вал, протягивая основу на себя, вновь закрепляя вал собачкой. Не забудьте проверить, чтобы на каждой ремизке было надето по 150 петелек.Проборку в ремиз лучше начинать с левой стороны, первую нить в первый глазок дальней ремизки, вторую – ближней. Далее в том же порядке все нечетные в первую и все четные во вторую ремизку. Проборку ведите вдвоем. Один сзади станка разбирает нити по ценам на нечетные и четные и подает их по порядку, другой, продевая крючок в глазок петельки, захватывает нить и протаскивает на себя до отказа. Крючок держите бородкой вниз. Проборку ведите от пучка к пучку, отодвигая пробранные нити в левую сторону. По окончании работы нити завязываются.Проверьте расчет берда. В нашей основе 300 нитей. При проборке по две нити в зуб употребляется бердо М 50 (50 зубьев на 10 см). Бердо желательно иметь фабричного изготовления. Проборку в бердо выполняйте вдвоем. Один подает по порядку по две нити (нечетную и четную), другой продевает крючок в зуб бердо, захватывает две нити, протаскивая их на себя. Проборку в бердо ведите от пучка к пучку. Пробранный пучок вновь завяжите петлей. Затем, отпустив собачку основного вала и закрепив его, протяните основу на себя. Перевяжите пучки на более мелкие прядки, завяжите петлями равной длины. После этого надо вынуть заправочный пруток из паза товарного вала, продернуть его в петли, разровнять и вставить обратно в паз, закрепив гвоздиками. Повернув основной вал в обратном направлении, натянем основу до предела и закрепим товарной собачкой.Теперь наткем полотном 15 см заправочной полосы. Для этого возьмите катушечную нить № 10, намотайте ее на челнок и, поднимая поочередно первую и вторую ремизку, прокладывайте в зев уточную нить слева направо и наоборот, прибивая ее бердом до отказа к направляющему валику. Наработанную ткань протяните к товарному валу так, чтобы у направляющего валика осталось 2 см готовой ткани. На этом заправка станка заканчивается.Особенностью браной техники является то, что узорный уток не участвует в полотняной структуре ткани, а подобно вышивке, рельефным настилом выделяется то с лицевой, то с изнаночной стороны. Узор можно выполнять с помощью специальной дощечки – бральницы, образующей узорный зев.Попробуйте выткать по рисунку узорную полосу из ромбиков браным способом двумя утками. Для фона используйте катушку № 10, для узора – красное мулине. Натките два сантиметра полотна фоновым утком. Затем набирайте узор при закрытом зеве справа налево. Для этого заостренным концом введя бральницу в основу у правой кромки, как иглой, набирайте нити по счету рисунка – 10 наверх и 4 вниз до левой кромки. Подставив дощечку на ребро, в образовавшийся зев челноком проложите узорный уток от левой кромки до правой. В небольшой зев за ремизом вставьте шнур, отодвинув его к ценовой палочке. Вынув бральницу, узорный уток необходимо прибить бердом к опушке ткани. После каждой прокидки узорного утка под ремиз прокладывайте фоновый уток туда и обратно и прибивайте к опушке. Чтобы рисунок получился четким, каждую узорную прикидку повторяйте два раза. Для этого с помощью шнура возобновляем основную раскладку, подняв нужные нити основы. Вставив в полученный зев перед ремизом бральницу на ребро, проложите узорный уток. Вновь фиксируем зев на шнурок за ремизом, вынимаем бральницу и прибиваем узорный уток.Вторую узорную прокидку набирайте в указанном порядке: 8 наверх, 8 вниз, 6 наверх и далее по рисунку до левой кромки, пробрасывая уток в узорный зев. Зафиксируйте вторую прокидку на шнур, прибив узорный уток к опушке.Третью узорную раскладку набирайте по счету 6 наверху, 4 внизу, 2 наверху, 4 внизу, 4 наверху и далее по рисунку до левой кромки, оставив последние 6 нитей наверху. Вторичную фиксацию третьей прокидки на шнур делать не надо. Для четвертого ряда можно использовать шнур, зафиксировавший вторую, а для пятой – шнур первой прокидки, сохраняя набор нитей для уступа.Когда весь рисунок выполнен, надо выткать полотном полосу шириной в 2 см. Для салфетки – 20 см. В этом случае третью, четвертую и пятую прокидки зафиксируйте на шнуры и с их помощью повторите рисунок с другой стороны в обратном направлении. Если рисунок не симметричный, то набор узора на бральницу делайте на весь рисунок. При этом фиксация узорной раскладки на шнур требуется только для получения уступа.Ткань с браным узором выполняйте вдвоем. Один – набирает узор на бральницу по рисунку, прокладывает фоновой и узорный уток, прибивает их к опушке ткани. Другой – закладывает шнур в зев, созданный бральницей позади ремиза, отводит его к цене. Вновь придвигает шнур к ремизу, поднимает, образовывая зев для бральницы, и вынимает его.Здесь приведен самый простой пример выполнения браных узоров с помощью ручного зевообразования. Освоение описанных приемов позволит самостоятельно применять их и для других рисунков при оформлении разнообразных предметов быта на более совершенном станке.
Ткачество зародилось ещё в первобытнообщинном строе, и всегда было необходимо при разных исторических этапах жизни человечества. Известно, что простой ручной ткацкий станок был создан уже за 5-6 тысяч лет до н.э. Изначально,  для ткачества использовали натуральное волокно — из крапивы, льна, конопли, хлопка и шерсти. 
В древние времена ткачество было необходимо, чтобы изготовить  одежду, обувь, подстилку. Позже крестьяне стали ткать полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в  хозяйстве вещей. 
 
Ткачество на станке
Ткацкий станок (ткацкий стан, кросны) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.


 
 
Ткачество на бёрдышкеЧто же такое бёрдышко? Это очень простое и остроумное приспособление для ткачества, на котором сделаны отверстия двух видов — продольные и круглые. Количество их произвольное, соответствует числу нитей основы (продольных нитей). В старину народные мастера ткали этим способом разнообразные узорные пояса из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных нитей.

 
Ткачество на дощечках
Ткачество на дощечках — это ещё один способ для создания  поясов и других изделий с орнаментальными узорами.

 
Ткачество на сволочке или нитуОдин из способов создания поясов с узорами.

 
Гобелен
Гобелен — это один из видов ручного ткачества. 
Яркие и красочные гобелены, изначально были безворсовые — гладкие, но сейчас гобелены часто имеют ворс и выполнены в смешанной технике. Различна длина ворса. Размер изделия тоже может быть разным — на всю стену, или же всего 20*20 см — так называемые мини-гобелены.
При создании гобелена могут быть использованы самые разные материалы,  пряжа и не только. Очень интересные эффекты получаются при использовании непряденой шерсти, различных натуральных волокон — лен, сизаль, шнуры металлические нити. Используется различные техники ткачества, а также приемы плетения макраме.


 
Ткачество на рамке
Ткачество на рамке — вид ручного ткачества для изготовления изделий размером менее одного метра.
Для работы потребуется деревянная рама необходимого размера. Для нитей основы чаще используется льняная нить или хлопчатобумажная. Толщина нитей основы приблизительно такая же, как и утка, которую вы будете использовать в работе. Но в  принципе, она не играет большой роли, так как потом она полностью закрывается нитью утка.

 
Ткачество на картонке
Для работы подготавливают кусок картона нужного размера по длине и ширине или диаметру, делают надрезы ножницами на одинаковую глубину и ширину по его верхней и нижней части. Натягивать нити нужно довольно сильно, но не настолько, чтобы картон стал выгибаться. Нити основы должны быть натянуты и расположены только с лицевой стороны картонной заготовки-рамы. Рабочую нить лучше всего вдеть в толстую длинную иглу с широким ушком.

Гобелен и современный интерьерВсе кто хоть немного интересуются оформлением интерьеров, обязательно слышали о гобелене. В основном гобелен мы связываем с Францией средних веков, замками, рыцарями, геральдикой и прочими атрибутами этого времени. И чаще всего видели мы гобелены или в музее, или во дворце, или салоне, где выставлены старинные вещи. Поэтому многим кажется, что гобелен – это антиквариат и далекое прошлое. Конечно, что-то в этом есть, и расцвет этого вида декоративно-прикладного искусства приходится на XVII век. Однако не стоит так легко отравлять гобелен в прошлое, ведь он вызывает интерес у дизайнеров интерьеров и сегодня, а, кроме того, у него, несомненно, интересное будущее.
История гобелена
В принципе гобелен – это безворсовый ковер, которым украшают стены помещений. Искусство создания гобелена достаточно трудоемкое и занимало немало времени, ведь ткутся эти ковры вручную с использованием цветных нитей – шелковых и шерстяных. Нити, составляющие основу, как правило, используется лен, натягиваются на станке, после чего переплетаются с цветными нитями. Вообще гобелены ткались отдельными частями, которые впоследствии между собой сшивались. Иногда над одним ковром работало сразу несколько мастеров.
Название «гобелен» родилось во Франции, после открытия в 1662 году королевской мануфактуры, основанной братьями Гобелен. Вообще еще раньше первые безворсовые тканые ковры назывались шпалерами и были хорошо известны в Германии уже в XII веке. Однако именно во Франции изготовление гобеленов превратилось из ремесла в искусство. Большинство изделий «Королевской гобеленовской мануфактуры» использовалось для украшения дворцов королей и знати, а также в качестве дорогих и изысканных подарков.
Сюжетные композиции
Искусство создания гобелена, как и ковроткачество, возникло неслучайно. Строительство замков повлекло за собой необходимость украшать их, а также создавать комфортную и уютную обстановку. Ведь в большинстве замков кроме мебели других декоративных украшений просто не было. Чтобы защитить каменные жилища от холода и сквозняков, гобелены укладывали не на пол, а развешивали по стенам.
Композиционно гобелен выполнялся так, что основной сюжет располагался в центре, а по краям – широкая кайма, составленная из таких декоративных элементов как цветочные букеты и гирлянды, вазы, медальоны. В качестве сюжетов использовались библейские мотивы, исторические события, жанровые сцены, пейзажи, натюрморты, цветочный орнамент, античная мифология, архитектурные зарисовки, геральдика.
Гобелены сегодня
Если еще недавно гобелены считались привилегией дворцов и художественных салонов, то сегодня они возвращают себе былую популярность, становясь о праву изысканной деталью декоративного оформления современного интерьера. Пожалуй, из всех видов произведений искусства только гобелен способен передать атмосферу реальности будь-то таинственная зелень леса, блестящая водная гладь, роскошь цветочного букета или завораживающий своим величием собор.
Современные мастера выполняют гобелены или из чистого хлопка, или с незначительным добавлением синтетических нитей, которые придают устойчивость краскам. Кроме того, их подвергают противопылевой и антистатической обработке. Сегодня художники и мастера, используя традиции и технику изготовления гобеленов, создают не только настенные панно, но и покрывала, скатерти, чехлы для мебели, декоративные подушки. Эти уникальные изделия могут стать прекрасным украшением гостиной и кабинета, детской комнаты и спальни.
Хотя считается, что гобелен является атрибутом классического стиля, однако он может прекрасно вписаться в большинство интерьеров от модерна и барокко до кантри и хай-тека. Главное – это правильно подобрать сюжет и цветовую гамму. Тем более что тематика современных гобеленов очень разнообразна – пейзажи, декоративные цветы и букеты, животные, памятники истории и архитектуры, жанровые сценки, авангардные и сюрреалистические темы и многое другое.
Если Вы хотите добавить в интерьер изысканности и аристократизма, то повесьте в помещении гобелен. Сегодня, благодаря наличию специализированных салонов и магазинов, без труда можно приобрести гобелен не только любого размера, но и имеющий подходящий сюжет. А можно проявить дух творчества и вышить гобелен самостоятельно. Такие наборы тоже можно приобрести в магазине.

Приложенные файлы

  • docx 22631015
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий