Рабочая тетрадь Генерация и ТРИЗ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.






РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

участника тренинга

«
Эффективная генерация
идей новых продуктов и
сервисов
»






Ноябрьск


2013 г.


2

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Содержание
:

Блок 1. «Методы активации генерации идей»

................................
................................
............

3

Как создавать оригинальные идеи, за которые потребител
и готовы платить?

..................

3

Креативное мышление


это просто, нужно только захотеть

................................
...............

5

Задание №1

................................
................................
................................
.............................

6

Задание № 2

................................
................................
................................
............................

6

Опросник «Определе
ние типов мышления и уровня креативности. Диагностика по
методике Дж. Брунера»

................................
................................
................................
.............

7

10 «золотых» советов от творческих гуру

................................
................................
.............

10

Практикум «Разработка концепции рекламной компании»

................................
................

11

Деловая игра «Презентация для инвестора»

................................
................................
.........

12

Блок 2 «Теория решения изобретательских задач
-

ТРИЗ»

................................
.....................

13

Понятие «инновация». Инновационные ступени

................................
................................
.

14

Практическое задание

................................
................................
................................
..........

15

Последовательные методы генерации новых идей

................................
..............................

17

Заключительная часть

................................
................................
................................
.................

20

Приложение 1. «В человеке все должно быть прекрасно». Школа хороших манер и
DressCode
................................
................................
................................
................................
......

21

Приложение 2. Словарный запас. Словарь с
инонимов. Слова
-
паразиты

..............................

22




3

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Блок 1
.

«
Методы активации генерации идей
»


«
Идея

не

стоит

ничего,

миллионы

приносит

реализация»


А.
Галицкий,

глава

фонда

«Almaz
Capital»


Некоторые люди утверждают, что бизнес начинается с достаточно больших денег. Но
практика показала, что не всегда даже акулы бизнеса сохраняют свое дело за счет денег. Бывает,
что и большие деньги не спасают от банкротства.Любой бизнес начин
ается с генерации идей для
бизнеса.

Мир, который вокруг, уже предложил каждому из нас все возможное, но с помощью
всевозможных методик бизнес не исчерпал силы и существует доныне. Причиной этому служит
генерирование идей. Любое действие имеет под собой смы
сл, следовательно, чтобы начать свое
дело, нужно сосредоточиться на предмете, который в скором будущем поможет продвинуться по
карьерной лестнице либо же улучшит материальное положение.

Порой человек, не имеющий опыта и знаний в бизнесе, решается на открыт
ие своего дела, а
вскоре, предприняв основные способы продвижения собственного дела, разочаровывается
вследствие неэффективности и непопулярности данного бизнеса.

Это происходит вовсе не из
-
за того, что создать свой работающий бизнес сложно, дело в
генерац
ии идей для бизнеса. Чтобы создать свой бизнес, нужно иметь опыт и знать методы
генерации идей для бизнеса. Кроме того, можно отметить внутреннее чутье, самодисциплина и так
далее.

Бывает даже когда самые устоявшиеся владельцы бизнеса подстраиваются под ме
няющиеся
тенденции и стремятся не только сохранить клиента, но и найти новых. Нередко владелец бизнеса
организовывает всевозможные акции, улучшает свои услуги, меняет направление или вносит
какие то новшества в работу бизнеса. И только тогда начальная идея

будет иметь настоящий
успех.


Как создавать оригинальные идеи, за которые потребители готовы платить
?

Одним из важнейших моментов, когда происходит соединение всех необходимых
условий развития, является поиск идей, основного направления будущей
деятельности,
которая потом будет разворачиваться, аргументироваться и иллюстрироваться.
Существуют приемы по поиску и структурированию идей
.


Сколько же стоит идея?








4

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Что такое идея, что позволяет их генерировать, где возникают уникальные идеи и как

генерировать полезные идеи?



Идея
-

мысленный образ объекта, выделяющий его основные, главные и существенные
признаки, свойства и особенности.


Используются человеком в
практической

и
творческой деятельности

для создания в
окружающей среде

новых,
развития

имеющихся или уничтожения
вредных

объектов и
отношений

между ними. Также идеи необходимы для
достижения целей

и
р
ешения проблем

при
личном развитии

и
реализации предназначения
.

Все
процессы
, связанные с генерацией идей, можно обобщить в схему:



5

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Сознание может концентрироваться в каждый момент времени только на одном объекте,
предсознание


на нескольких (4
-
10), подсо
знание


на бесконечном количестве (всей
окружающей среде целиком). Но скорость обработки информации и генерации идей наоборот


очень высокая у сознания и низкая у подсознания.

Каждому из этих уровней поступает
исходная информация

об объекте. Они обрабаты
вают
эту информацию и формируют
результат
:



сознание вырабатывает
реакцию
, которой человек воздействует на окружающую среду
для реализации идеи



предсознание и подсознание генерируют
идеи
, к
оторые передаются сознанию для
реализации

Если сознание не может мгновенно обработать воспринятую информацию или ее
недостаточно для создания реакции, то оно передает эту информацию предсознанию.

Предсознание накапливает информацию о нескольких объектах (4
-
10), обрабатывает ее,
генерирует идеи и передает их сознанию для
реализации
. Но этот процесс занимает больше
времени, чем у сознания.

Если и предсознание не в силах обрабатывать перед
аваемый объем информации от
сознания, то оно передает ее подсознанию, которое может обрабатывать информацию о
бесконечном количестве объектов (
подсознательный процесс
). Свойствами такого процесса
является:



параллельность
: одновременно обрабатывается
информация о множестве объектов



незаметность
: они происходят абсолютно незаметно для человека. Сознанию передаются
лишь результаты их работы (идеи)

Обычно подсознание генерирует идеи абсолютно неожиданно. В такие моменты человек
говорит: "меня осенило","эв
рика", "меня посетила муза" и т.п., он ощущает
вдохновение

и
желание

реализовать эти идеи.

Сознанию может передаватьс
я много идей, и оно не будет успевать реализовывать их. В
этом случае идеи могут просто пропасть (забыться). Для избегания подобной ситуации
необходимо
материализовывать идеи
.


Креативное мышление


это
просто, нужно толь
ко захотеть


Креативность мышления
открывает перед нами неограниченные возможности.
Креативность мышления
позволяет выйти за рамки искусственных ограничений, найти
нестандартные решения, новые возможности, а значит
, добиться успеха, который просто
невозможен в рамках стандартов и шаблонов.

Креативность предполагает постоянное саморазвитие, самообразование. Как работает
творческий процесс? Сначала идет накопление информации, а затем сознание соединяет между
собой как
ие
-
то элементы накопленной информации и создает из этого что
-
то новое. Гениальность
Билла Гейтса или Стива Джобса только на 5
-
10% состоит из вспышки озарения, остальные 90
-
95%


это гигабайты изученной информации. Миг творчества


это итог гигантской предв
арительной
работы.

Разрыв шаблонов


еще один шаг в сторону креативности мышления. Это бывает не просто
сделать, так как в рутине будней, привычно повторяя один и тот же набор действий, мы забываем,
что в мире есть что
-
то еще. Здесь может помочь уход от пр
ивычного поведения. Например,
пытайтесь ходить разными дорогами, возвращаясь, домой, меняйте рацион питания, бывайте в
новых местах, постоянно узнавайте и пробуйте новое. Конечно, существуют специальные
техники, позволяющие развить креативность и творческо
е мышление.

Чтобы проверить себя на креативность, в
ы можете сделать небольшой тест.




6

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Задание №1

Нарисуйте несколько рядов крестиков:



Теперь попробуйте из этих крестиков создать картинки, например вот так:






Задание



2

Придумать 20 бизнес идей за 100 секунд.

1)


2)


3)


4)


5)


6)


7)


8)


9)


10)


11)


12)


13)


14)


15)


16)


17)


18)


19)


Можно использовать не только крестики, а любые другие значки, из
которых вы сможете
сделать картинки.

Следование общепринятым правилам, стандартам приведет вас к таким же стандартным
результатам. Если же вы стремитесь к большему, то развивайте креативное мышление. Это
работает и в мире денег. Стандартные действия способ
ны принести лишь скромный доход,
большие деньги требуют креативного подхода.

7

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Опросник

«
Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике
Дж. Брунера
»


Инструкция.


У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный
опросник поможет
вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+»,
если нет «

».


Тестовый материал.


1. Мне легче что
-
либо сделать, чем объ
яснить, почему я так сделал(а).

2. Я люблю настра
ивать программы для компью
тера.

3. Я люблю чи
тать художественную литературу.

4.

Я люблю живопись (скульптуру).

5. Я не предпочел(а) бы работу,
в которой все четко определено.

6. Мне проще усвоить что
-
либо, если я имею возможн
ость манипулировать предметами.

7. Я люблю шахматы, шашки
.

8. Я легко излагаю свои мысли как в ус
тной, так и в письменной форме.

9. Я хотел(а) бы занима
ться коллекционированием.

10. Я люблю
и понимаю абстрактную живопись.

11. Я скорее хотел(а) б
ы быть слесарем, чем инженером.

12. Для меня алг
ебра интереснее, чем

геометрия.

13. В художественной литературе для меня важнее

не что сказано, а как сказано.

14. Я люблю
посещать зрелищные мероприятия.

15. Мне не нрав
ится регламентированная работа.

16. Мне нравится

что
-
либо делать своими руками.

17. В детстве я любил(а) с
оздавать свою систему слов/знаков
/шифр для переписки с друзьями.

18. Я придаю большое з
начение форме выражения мыслей.

19. Мне трудно передать содержание рассказа б
ез его образного представления.

20. Не люблю посещать му
зеи, так как все они одинаковы.

21.
Любую информацию я восприни
маю как руководство к действию.

22. Меня больше привлекает товарн
ый знак фирмы, чем ее название.

23. Меня привлекает работа к
омментатора радио, телевидения.

24. Знакомые мелодии вызывают у меня

в голове определенные картины.

25.
Люблю фантазировать.

26. Когда я слушаю

музыку, мне хочется танцевать.

27. Мне интересно р
азбираться в чертежах и схемах.

28. Мне нрав
ятся художественная литература.

29. Знакомый запах вызывает всю картину событи
й, происшедших много лет назад.

30. Разнообр
азные увлечени
я делают жизнь человека богаче.

31. Истинно только то, что
можно потрогать руками.

32. Я предпочитаю точные науки.

33
. Я за словом в карман не лезу.

34. Люблю рисовать.

35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное


игр
а актеров, новая
интерпретация.

36. Мне нравилось в детстве собирать мех
анизмы из деталей конструктора.

37. Мне кажется, что я с
мог(ла) бы изучить стенографию.

38. М
не нравится читать стихи вслух.

39. Я согласен(а) с утверж
дением, что красота спасет мир.

4
0. Я предпочел(а) бы
быть закройщиком, а не портным.

41. Лучше сделать табуретку руками, чем

заниматься ее проектированием.

42. Мне кажется, что я смог(ла) бы ов
ладеть профессией программиста.

43. Люблю поэзию.

44. Прежде чем изготовить какую
-
то
деталь, сн
ачала я делаю чертеж.

45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.

8

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

46. Для меня лучше поработать в маст
ерской, нежели изучать чертежи.

47. Мне интересно было бы
расшифровать древние тайнописи.

48. Если мне нужно выступить, то я
всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду
необ
ходимые слова.

49. Больше люблю решать задач
и по геометрии, чем по алгебре.

50. Даже в отлаженном деле пыт
аюсь творчески изменить что
-
то.

51. Я люблю дома за
ниматься рукоделием, мастерить.

52. Я
смог(ла) бы овл
адеть языками программирования.

53. Мне нетрудно напис
ать сочинение на заданную тему.

54. Мне легко представить образ несуще
ствующего предмета или явления.

55. Я иногда сомневаюсь даже
в том, что для других очевидно.

56. Я предпочел(а) бы са
м(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерс
кую.

57. Я легко усваиваю гр
амматические конструкции языка.

58. Люблю писать письма.

59. Сюжет кинофильма мо
гу представить как ряд образов.

60. Абстрактные картины даю
т большую пищу для размышлений.

61.
В школе мне больше всего нравились уроки труда,
домоводства.

62. У меня не вызывает затруднен
ий изучение иностранного языка.

63. Я охотно что
-
то расска
зываю, если меня просят друзья.

64. Я легко могу представить в
образах содержание услышанного.

65. Я не х
отел(а) бы подчинять свою жизнь определенной

системе.

66. Я чаще сначала сделаю, а потом

думаю о правильности, решения.

67. Думаю, что смог(ла)
бы изучить китайские иероглифы.

68. Не могу не поделиться
только что услышанной новостью.

69. Мне кажется, что
работа

сценариста/писателя интересна.

70.

Мне нравится работа дизайнера.

71. При решении какой
-
то проблемы мне ле
гче идти методом проб и ошибок.

72. Изучение дорожных знаков не сос
тавило / не составит мне труда.

73. Я легко нахожу о
бщий язык с незнакомыми
людьми.

74. Меня привлекает работа

художника
-
оформителя.

75. Не люб
лю ходить одним и тем же путем.


Ключ к Тесту на мышление и креативность
.


Обработка и анализ данных проводится следующим образом: подсчитывается сумма «+» по
каждому столбцу.


Предметное

мышление

Символическое
мышление

Знаковое
мышление

Образное
мышление

Креативность

1

6

11

16

21

26

31

36

41

46

51

56

61

66

71

2

7

12

17

22

27

32

37

42

47

52

57

62

67

72

3

8

13

18

23

28

33

38

43

48

52

58

63

68

73

4


9

14

19

24

29

34

39

44

49

54

59

64

69

74

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

70

75

сумма =

сумма =

сумма =

сумма =

сумма =

9

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Интерпретация результатов


Уровень креативности и базового типа мышления разбив
ается на три интервала:



низкий уровень (от 0 до 5 баллов),



средний уровень (от 6 до 9
баллов),



высокий уровень (от 10 до 15 баллов)


Предметное мышление
. Люди с практическим складом ума предпочитают предметное
мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени,
осуществление преобразования информации с
помощью предметных действий, последовательное
выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом
такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.


Символическое мышление
. Люди с математическим складом ума отдают предпочтение
символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил
вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом
является мысль, выраж
енная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения
между символами.


Знаковое мышление
. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое
мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений.
Знаки объе
диняются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом
является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения
между обозначаемыми предметами.


Образное мышление
. Люди с художественным складом ума предпочит
ают образный тип
мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования
информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование.
Операции могут осуществляться как последовательно, так и одн
овременно. Результатом служит
мысль, воплощенная в новом образе.


Креативность

-

творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к
созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя
повышенную чувствительн
ость к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия
по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке
и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого
мышления испо
льзуются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или
открытостью для включения новых элементов, поощряется к формулировка множества вопросов.



10

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

10 «золотых» советов от творческих гуру


«
Человек, который никогда не ошибался, никогда не
пробовал сделать что
-
нибудь новое.

Большинство людей
,

не пробует делать ничего нового из
-
за страха ошибиться.

Но этого не надо бояться. Зачастую человек, потерпевший поражение,

узнает о том, как побеждать больше, чем тот, к кому успех приходит сразу
»
.

Альберт Эйнштейн

«
Думай иначе


Новые идеи не приходят от сидения на месте.

Говорите с людьми, наблюдайте за миром, выберитесь из офисной клетки,

задавайте вопросы и пробуйте
»
.

Стив Джобс

«
Отрывайтесь от толпы
. Она не всегда идёт нужным направлением.

Всегда выбирайте свой путь развития
»
.

Билл Гейтс

«
Довольно часто большие ошибки стают величайшими победами.

Не бойтесь ошибаться, промахи учат нас добиваться успеха
»
.

Дональд Трамп


«
Использовать свою мечту, глубокие детские впечатления

как двигатель
успеха
»
.

Генри Форда


«
Найдите нишу специализации, в которой вы будете работать
,

получая удовольствие, сможете превзойти других,

и ждите шанса стать признанным лидером в этой области
»
.

Ричард

Ко
х


«
Хорошая система ценностей и хороший бизнес не
противоречат друг другу
».

Бак Роджерс


«
Забудь

о своих

ошибках,

забудь

о

поражениях.

Забудь

обо всем,

кроме

того, что

ты

собираешься

делать.

И

делай
».

Уильям Дюран



«
Добиваются

успеха

лишь

те, кто всегда

стремится

помогать

другим.

Те, кто

ищет

лишь

свою

выгоду,

обречены

на

поражение
».

Брайан Трейси


«
Лучше целить в совершенство и промахнуться,

чем целить в несовершенство и попасть
»
.

Т. Дж. Уотсон
-
старший



11

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Практикум

«
Разработка концепции рекламной компании
»





Формальные критерии

1.

Срочность

2.

Объем

рынка

3.

Ценовой

потолок

4.

Расходы

на

потенциального

покупателя

5.

Себестоимость

6.

Уникальность

предложения

7.

Скорость

выхода

на

рынок

8.

Инвестиции

9.

Дополнительное предложение

10.

Масштабируемость
.



Задание:

1.

За 1
минуту

объясните соседу свою

бизнес
-
идею

2.

За 1
минуту

выслушайте

бизнес
-
идеюсоседа

3.

За 1
минутувозьмите

листочекс
критериями
и
оцените

идею соседа

4.

Получите
сумму баллови верните
листочек

соседу




Презентация
идеи

Оценка идеи

Поиск идеи

12

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Деловая игра
«
Презентация для инвестора
»


1.

Название
проекта

2.

Проблема

3.

Решениепроблемы

4.

Бизнес
-
модель
(где
деньги?)

5.

Секрет
Успеха
(описание
технологии,
инновации)

6.

Объем
рынкаиплан
продаж

7.

Конкуренты

8.

Команда
проекта

9.

Финансовая
модель
(сколько
нужноденег
исрококупаемости)

10.

Текущийстатуспроекта(Чтоесть,
чегонет,чтонужно,
какиепланы)


Помощь в генерации идей

Существует 10 методов генерации идей для бизнеса
:

«Мозговой штурм».

Коллективная генерация идей, когда группа людей предлагает
различные идеи, участники группы пытаются их развить, выявляя недостатки и преимущества.

«Ше
сть шляп
». По очереди надеваются шесть шляп разного цвета. В белой проверяются
цифры и факты, в черной


отрицательные черты, в желтой


анализируются положительные
моменты, в зеленой


происходит генерация идей, в красной


позволяются активные
эмоциональ
ные реакции, в синей


подводятся итоги генерации идей для бизнеса.

«Ментальные карты».

В центр листа заносится ключевое понятие идеи для бизнеса, а все
ассоциации, которые следует запомнить, записываются на ветвях, идущих от него. Идеи для
бизнеса можно р
исовать. Создание подобной карты способно помочь придумать новые
ассоциации.

«Синектика».

Выбирается объект и составляется таблица для его аналогий. В первом
столбце


прямые аналогии, во втором


косвенные (к примеру, признаки первого столбца). В
конце со
поставляются цель, объект и косвенные аналогии.

«Метод фокальных объектов».

Здесь объединяются признаки разных объектов в одном
предмете. Пример: свеча и понятие «Новый год». Новый год


праздник, искры бенгальских
огней. К свече это также относится. Если
бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в
воск, то выйдет «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

«Морфологический анализ».

Исследуемый объект раскладывается на компоненты, из
которых отбираются самые значимые характеристики. Затем их сл
едует изменить и попытаться
снова собрать вместе. В результате получаем новый объект.

«Непрямые стратегии».

Для этого метода генерации идей для бизнеса требуются карточки
с командами («дай волю злости», «укради решение» и др.). Участвующие вытаскивают карт
ы и
выполняют их указания.

«Автобус, кровать, ванна».

Суть метода генерирования идей в том, что новые идеи не
только таятся в глубинах подсознания, но и пытаются вырваться наружу. Требуется время на их
появление и новая идея может прийти в голову в самом н
еобычном месте.

«Расшифровка
». Берется любая надпись на иностранном языке, например иероглифы. У
разгадывающего надпись, в этот момент могут рождаться в голове самые различные ассоциации.

«Ловушка для идей».

Фиксируются абсолютно все идеи для бизнеса, можно их записывать
на диктофон или в тетрадь. А потом при случае возвращаться к ним.



13

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Блок 2 «
Теория решения изобретательских задач
-

ТРИЗ
»


«Срочные дела, как правило, не самые важные,

а важные


не самые
срочные».

Д. Эйзенхауэр


Существует и эффективно работает технология генерирования идей


ТРИЗ (Теория
Решения Изобретательских Задач).

Основатель этой теории


Альтшуллер Генрих Саулович. Идея создания ТРИЗ возникла в
1946 г. Первая статья напечатана в 1
956 г. (Г. Альтшуллер, Р. Шапиро «Вопросы психологии»,
1956, №6). Первая книга по ТРИЗ (Г. Альтшуллер «Как научиться изобретать») опубликована в
1961 г


Чем интересна ТРИЗ?

Своей универсальностью. Можно использовать элементы ТРИЗ в любой области
человеческой деятельности. Появились специальные методики, использующие элементы ТРИЗ:
диверсионный анализ, функционально
-
стоимостный анализ (ФСА).

Основой алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) стало понятие идеального
конечного результата (ИКР).

Стремление к идеалу очень сильный критерий для поиска
сильных решений.

Например
: «Как привлечь и удержать покупателей?» В идеале покупатели САМИ хотят
делать покупки только в одном месте (магазине, супермаркете, рынке и т.д.) Как это сделать?
Связать жела
ние клиента и его стимулирование. Например, сделать покупателей собственниками
магазина, выпустить акции, выплачивать дивиденды покупателям.

Вариантов привлечения клиентов много: скидки, бонусы, подарки, дисконтные карты,
хорошее обслуживание,
послепродажный сервис и т.д. Но, решить проблему можно только
заставив потребителя осознать, что покупая, он увеличивает собственное благосостояние.

Рассмотрим один из инструментов ТРИЗ



приемы разрешения технических
противоречий.

Принцип дробления гласи
т:

а) Разделить объект на независимые части.

б) Выполнить объект разборным.

в) Увеличить степень дробления (измельчения) объекта».

Как можно применить этот принцип в торговле. В качестве объекта будем считать магазин.

Магазин с самостоятельными отделами
. Сеть фирменных магазинов под одной маркой.
Магазин (торговая точка) сборная


разборная конструкция. Дробление ассортимента продукции.

Как в магазине определить, кто является покупателем? Необходимо разбить (раздробить)
поток клиентов по определенным кри
териям (студенты, дети, пенсионеры и т.д.). Позже этот
способ получил название «сегментирование рынка». В результате сегментирования можно
определить основные группы покупателей и основные их потребности, удовлетворяя которые
магазин получает максимальный
доход.

Обобщая вышесказанное

можно сделать вывод, что ТРИЗ в настоящее время наиболее
технологичная наука, позволяющая стабильно генерировать новые идеи, делать изобретения и
открытия.


14

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Понятие «инновация». Инновационные ст
упени


Инновация


это применение результатов интеллектуальной деятельности для создания
новых продуктов, процессов и услуг.


Существуют различные
классификации инноваций
.

В зависимости от
объекта инновационной деятельности
выделяют следующие виды
инноваций:

1.

Инновация продукта (услуги)


реализация нового способа решения проблемы
потребителя.

2.

Инновация процесса


новая технология, обеспечивающая повышение качества,
уменьшение затрат, сокращение времени производства продукта.

3.

Инновация стратегии


новые методы
управления.

В зависимости о
масштабов инноваций
различают следующие их виды:

1.

Базисная инновация, в основе которой лежит новое фундаментальное научное достижение,
позволяющее создать предметы потребления, технологии, машины и оборудования
следующих поколений.

2.

Интегрирующая инновация, полученная за счет использования оптимального набора ранее
накопленных в мировой практике достижений.


Инновационное развитие дает существенные конкурентные преимущества, так как
высокотехнологичные фирмы:



за одно и то же время
выводят на рынок в 2
-
3 раза больше товаров, чем конкуренты;



используют в каждом новом продукте в 2
-
3 раза больше технологических нововведений;



выводят на рынок новый продукт в 2 раза быстрее, чем конкуренты;



имеют географию рынка в 2 раза больше, чем у кон
курентов.


В качестве примера можно привести iPad фирмы Apple. В то время как конкуренты только
-
только выпустили свои аналоги первой модели iPad, фирма в марте 2011 г. начинает продажи
второй модели.


Участник

инновационного
рынка:




15

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Практическое задание


Приведитепримерыразличныхвидовинтеллектуальнойсобственности

Проанализируйтеинформациюпокейсам.Ответьтенавопросы:

Чтосталоосновойуспехановогопродукта?Чтоконкретнобылоизм
енено?

Ктоявляетсяцелевымсегментомновогопродукта?

Проведитефрагментациюрынкатовара,используяконцепциивертикальногоилатеральногомаркетинга
.Определитевозможныенезанятыениши.


Кейс

№1.
Хлопья
в
плитках

Хлопьяобладаютмногимипищевымипреимуществами:оникалорийны,питательны,содержатп
олезныедля
здоровья
витамины
и
минералы.Компания
Hero,
выпускавшаяразнообразныепродовольст
венные
товары,
но
имевшая
низкуюдолюрынка
в
категориихлопьевдлязавтрака,
приняларешениеувеличить

свою

частьэтогорынка.

Рынокданнойкатегориипродукциибылсильнофрагментирован
и
насыщенвсевозможными
разн
овидностями

товара.

Компания
Hero
несталаискатьвозможностивнутриэтогорынка.Былоприняторешениепереопре
делитьполезныефункцииэтоготовара.Возниклаидеяпродаватьхлопья
ка
к
здоро
-
вуюзакуску,которую
можно
есть
в
любоевремясутоквместотрадиционногоихпозиционирования

как

одной изсоставляющих
завтрака.

Но
предлагатьпотребителяместьхлопьяпрямоизпакета
руками
было
бы
неправильно.Пришлаид
еяперенятьформудругогопродукта,
к
которомупотребителидав
нопривыкли:шоколаднойплитки.Объ
единениеконцепцийхлопьев
и
шоколадныхплитокпривело
к
рождениюновойкатегории:хлопья
в
плит
ках.
Благодаря
использованиюкарамели
в
качествесвязующей
массы

мелкиехлопья могут
поставляться
в

форме плиток.

Сегодня
Hero
являетсяоднимизевропейскихлидеров
в
категории
хлопьев
в
плитках,так
как

здесь
Hero
былапервой, кто вывел на
рынок

этотпродукт.


Кейс
№2
«Actimel»

Вконце
1990
-
хгодовкомпания
Danon,
мировойлидер
в
производствемолочныхпродуктов,реализовалановуюконце
пцию,котораясоздаласовершенноновуюкатегорию

в

секторемолоч
-
ных продуктов: «Actimel».

Спросителюбогопотребителя,знакомого
с
«Actimel»,
к
какойтоварнойкатегории
относится
этотп
родукт.
Он
ответит,что«Actimel»

эточто
-
тосреднеемеждуйогуртом
и
напитком,например, соком.

«"Actimel",

расскажет
вам
потребитель,

этосовершенноновый,самостоятельныйпродукт».Концепциятоваразаключается
в
следующем:основ
анныйнамолокепродукт,который защищает организм

от

бактерий

с
помощью 10 млрд.
Lcaseiimmunitas.

Интересно,чтопотребителями«Actimel»неявляютсялюди

с
проблемамижелудкаилианалогичныминедугами.Этотпродуктнетребуетмедицинскогорецепта.
Он
продается
в
отделахйогуртов
в
супермаркетахобычнымлюдям,которыезаботятся
о
своемздоровьеилип
ридерживаются здор
овогопитания.Продукттакжеадресуетсядетям.

Миллионы
Lcaseiimmunitas...
Никтонезнает,чтоэтотакое,
и
никто
и
неспрашивает
об
этом.
Но
Da
none,
марка,пользующаясявысоким
доверием,
говорит,чтоэтимельчайшиечас
-
тицызащищают
ваш
организм.Если
же
«Actimel»еще
и
вкусен

этотак
и
есть),да
ктомуже
относится
к

молочнымпродуктам, потребителисклонны считать

его

хорошимтоваром.

Упаковкапродуктаневелика.
Он
неутолит
ваш
аппетит.Этонеосвежающийнапиток,йогуртили
сок,

но миллионыединиц«Actimel» ужепроданы

в

европейскихстранах.

Оригинальная
и
перспективнаяидея,
разве
нетак?Всегооднаилидвефирмывыпустилипродукты
с
аналогичнойконцепцией.
Но
ихдолярынканепревысила10%.Получилабыкомпания
Danone
такуюдол
юдляйогурта
с
новымвкусом?
Ав
случаееговыпускабыли
бы
продажитаквысоки?
И,
крометого,«Actime
16

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

l»врядлибудетпоглощатьо
стальныебрендыфирмы
Danone.



17

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Кейс
№3
«Вагbiе»

«Этопроизошло
вконце1950
-
х
гг.,когдавниманиеРутХандлер
(Ruth
Handler)
привлекла
играее
дочери
с
бумажнымикуклами.Рутпр
едставиласебеихрольпо
мере
взросления
ре
-
бенка.В
товремябольшинствокуколвыпускались
в
образахдетей,
и
Рутподума
ла
о
кукле,
которая
побуж
дала
бы
маленьких
девочек
задуматься
о
том,
какими
онихотели
бы
быть,
когда
вырастут.Онасоздаламод
елькуклы
в
образедевочки
-
подростка,которуюназвала"Barbie"(в
честь своейдочери)


именнотак
все
и

было».

Доэтоговсесуществующиекуклыотличалисьтолькопо
цене,
размеру,национальности,дизайну,
одежде,дополнениям,аксессуарам,цветуглаз
и
волос...Никтонеподумал
о
том,чтокукла
может
бытьнет
олько
в
образеребенка.Почему?Кукла

эторебенок.Этоубеждение
ведетк

созданию
новых

кукол
путеммодификации любогоатрибутаребенка.

Не
удивит
ельно,чтооригинальнаяидея
возниклау
человека,несвязанного
с
производствомкукол.
Скорее
всего,
производителикуколнеувидели
бы
возможностикуклы,выглядящей

как

взрослый
человек.

«Вагbiе,самаяпродаваемая
вмире
кукла,сталанеотъемлемой
частьюжизни
миллионовдевочек
-
подростков
.Еенеизменнаявнешностьпородилалегионыфанатов
-
коллекционеров.Еелюбят
и
такиезнаменитости,
как
Шер,
и
дизайнерымоднойодежды;легендарнаялин
ия«ВагbiCollectible»(«КоллекционныеВагbiе»)включает более 600разновидностей кукол».


Кейс

№4
Подгузники
«Huggies Pull
-
ups»

Известно,что
в
возрасте
2
-
3
летребенокдолженрешитьсложнуюзадачуосвобождения
от
подгузников.
Он
вступает
в
стадиюразвит
ия,на
которой
долженуметьсказать
о
своихпо
-
требностях
и
непачкатьодежду.Многиедетипроходятэтустадию
с
трудностями
и
проблемами.

Подгузники,
как
продуктмассового
спроса,
с
точкизренияпроизводителяимеютцелевой
рынок,
ограниченныйдетьмидотрехлет.Сложныйвопрос:
как
расширитьпродажиподгузников
за

эти
возрастныеграницы, когда
потребность

в

них отпадает?

Блестящаяидеязаключалась
в
преобразованииподгузников
в
предметодежды,похожий
н
а
плавки
илидетскиештанишки.
У
ребенкаисчезаетчувство,что
с
нимобращаются
какс
младенцем
и
возникаетощ
ущениесебя
как
«взрослого»или«старшего».
В
то
же
время,еслиребенокнеможетсдержатьимпульс,уст
раняетсякартинасменыподгузника,привлекающаявнимание
к

случившемуся.

Этодаетвоз
можностьизбавитьребенка
от
смущения
ив
то
же
время,заменяя
нормальную
одежду,
учит

его

сдерживаться.

Обратимвнимание,что,введяэтуновинку,компании
-
производителиподгузниковсмогли
распространить
продажинадетейболеестаршеговозраста.Никтон
икогданесмог
бы
прийти
к
такой идее, исходя измышления
в

терминах
существующегорынка
подгузников.



Последовательные методы генерации новых идей

На этапе генерации идей происходит накопление информации и изменяется подход к
ее анализу
.

При этом испо
льзуются результаты собственных или заимствованных
исследований и разработок
.

Значительное место среди методов на этапе генерации идей, оценки и выбора вариантов
занимают такие: эвристич
еские, те
оретико
-
игровые
.

Эвристические методы
.

В системах управления для принятия эффективных решений
необходимо иметь соответствующий набор вариантов (альтернатив), которым свойственны
устойчивость к изменению некоторых внешних условий, надежность, пригодн
ость и
адаптивность
.Выделяют эвристические ме
тоды индивидуальной и групповой работы, которые
используются как для получения экспертных оценок, так и для генерирования, анализа, выбора
альтернатив и решения проблемы



18

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

М
етод
ы индивидуальной работы:

Метод Интервью
.(
Ведется беседа с экспертом, ему ставят
ся заранее подготовленные
вопросы поисследуемой системы, на которые
он сразу дает конкретные ответы).

Метод анкетирования
.(
Подготовка к проведению анкетного опроса об объекте анализа
включает разработку анкет с набором вопросов, которые должны быть логичес
к
и связаны с
задачей экспертизы).

Метод ожидания вдохновения
.(
Во время выполнения заданий, когда не удается
сконцентрировать усилия, отдельные авторы рекомендуют сочетать напряженную
интеллектуальную работу с расслаблением
.Прием базируется на

\
"переходных

состояниях
\
",
возникающих в период засыпания, и позволяет
\
"ставить задачу
\
" своему мозгу
).

Метод Меттчета
.
(
рекомендует использовать такие
\
"режимы мышления
\
" при решении
вопроса: стратегические схемы (действовать согласно стратегии): образы (подавать
проблему в
виде схем): параллельные (следить за своими мыслями): основные элементы (вари
анты, суждений,
понятий, тактик
).

Метод ликвидации безвыходных ситуаций

используется, когда работа зашла в тупик, и
позволяет моделировать принятия различных управлен
че
ских решений последовательно.

М
етод
ы

групповой работы

Метод коллективной экспертной оценки

предполагает выявление объективно
обобщенной оценки экспертной группы путем обработки индивидуальных, независимых оценок
экспертов

Метод экспертных комиссий

заключа
ется в предложении вариантов решения проблемы и
их совместном обосновании и обсуждении
.

Метод прямой
\
"мозговой атаки
\
"

-

это системно организованная интеллектуальная
деятельность подготовленных специалистов, которые используют приемы и способы работы мозг
а
для коллективного анализа и генерации идей
.

Метод обратной
\
"мозговой атаки
\
"

предполагает не генерацию новы
х идей, а критику
уже имеющихся.

Метод дискуссии

-

это метод подготовки решений путем ознакомления экспертов с
мнением друг друга, выявление разли
чных взглядов Дискуссия допускает критику, свободное
изложение своих позиций, сопоставление различных подходов, публичное обсу
ждение
преимуществ и недостатко
в.

Аналоговый метод

основан на многократном использовании существующего опыта тех
ситуаций, имевших место ранее, и принятых по ним решений, а также обычных производственных
задач, как правило, рутинн
ых

или ординарного характера, не требующи
х

творческого подхода

Метод
синектики

предполагает получение наиболее оригинальных идей за счет
использования в процессе
\
"мозговой атаки
\
" аналогии, интуиции, абстрагирования, свободного
рассуждения, неожиданных метафор, что позволяет привычную проблему в непривычной
ситуации

решить

неожиданно и оригина
льно.

Метод вопроса

применяют для сбора дополнительной информации в условиях проблемной
ситуации или упорядочения уже имеющейся проблемы

Метод свободных ассоциаций
.

На этапе генерирования идей с использованием новых
ассоциаций повышае
тся результативность творческой деятельности за счет рождения новых идей
.

Метод Паттерн

позволяет анализировать и ранжировать по степени важности данные
любой предметной области, чтобы можно было представить сложное и взаимное отношение
постоянных и переме
нных факторов, составляющих основу принятия управленческих решений

Метод построения «дерева решений»

эффективен для типовых управленческих задач,
когда известны условия реализации и прогнозные результаты Позволяет охватить все возможные
варианты решения п
роблемы
.



19

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Теоретико
-
игровые методы

Метод сценариев
.

Создание сценария
-

это попытка установления логической
последовательности развития событий, чтобы спрогнозировать, показать, как, исходя из
существующей ситуации, можно шаг за шагом развивать различные
возможные варианты
развития событий, из которых выбираются наиболее вероятные, и указывается, как
последовательно достичь выполнения главной цели за сч
ет наступления ключевых событи
й.

Теория игр
.
Существует много финансово
-
экономических ситуаций, когда возн
икает
необходимость разработки и принятия решений в условиях неопределенности или риска
(например, планирование действий компании, направленных на с уменьшению эффективности
решений, принимает конкурент, прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен

и т.д.).

Модели
\
"черной доски
\
"

Основаны на регламентации процесса обсуждения альтернатив,
постепенном обосновании решения с учетом постоянного изменения информации по проблеме и
отображения этого на условиях ней
\
"доске
\
" для всех, кто участв
ует в
подготовке решения.

Практикум «
Оценка новизны созданного продукта (сервиса)
»

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
________________________________________________
_____________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________
______
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________



20

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Заключительная часть



Планируйте свою жизнь. Потому что, если нет плана, то нет чёткого пути к св
оей
цели. А нет пути


цель недостижима. И она навсегда так и останется мечтой. А жить без
цели


скучно.

Удачи Вам в работе и личных делах. Стройте планы, будьте честны сами с собой.

И берегите Время. Это ценный ресурс, который невозможно купить.

Успехов!






21

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Приложение 1.
«В человеке все должно быть прекрасно». Школа хороших манер и DressCode


Переговоры, т.е. непосредственное общение слюдьми, как н
ичто другое выявляют и
подчерки
вают Ваши достоинства и недостатки. Вспомните, скаким чувством Вы шли на
переговоры? Если у Васпока нет такого опыта, постарайтесь представить,что Вам завтра
предстоит участвовать в важнойвстрече. Каковы будут Ваши чувства? Во
-
первых,волнение,
некоторая нервозность, готовность кбою, зарождающаяся агрессивность. Сразу надосказат
ь, что
эт
о


вполне нормальная человечес
кая реакция на поставленную задачу выиграть.

Теперь вообразите, что и Ваши партнеры приходятс такими же чувствами, что тоже
нормально: людивезде люди. Как Вы думаете, может ли выработатьсоглашение компания
агрессивны
х неврастеников? Конечно, нет! Агрессия рождает агрессию, анервозность вызывает
неуважение к человеку, неимеющему сил справиться со своими эмоциями,и беспокойство за

судьбу переговоров, т.е. ответ
ную нервозность. Что делать в такой ситуации?

Во
-
первых, под
готовиться к встрече, во
-
вторых,проникнуться у
важением к партнерам
(этот конт
ракт/сделка/продажа выгодны Вашей компании),в
-
третьих, начать уважать себя.
Добросовестнаяподготовка, уважение к себе, приличный внешнийвид дадут Вам чувство
уверенности в себе, ч
увствособственного дос
тоинства. Вспомните, каких успе
хов Вы уже
достигли, за что Вас можно уважать,поддержите себя морально. Человек, держащийся
сдостоинством, не станет вести себя агрессивно илинадменно
-
вызывающе по отношению к
партнерам.Более того, можно

сказать, что агрессивность


этопопытка прикрыть страх и
трусость, неуверенностьв себе, защитная реакция личности на опасность,которую могут нести в
себе и партнеры, и самипереговоры. Человек, уважающий себя, уважаетокружающих. Он
неизменно вежлив и такти
чен.Его поведение отл
ичается простотой, а манеры сви
детельствуют о
хорошем воспитании. Воспитанныйчеловек вначале предложит кофе своему партнеру,а потом
возьмет себе. Тактичный человек не станетприставать с вопросами о зарплате к полузнакомому
человеку или

критиковать страну, куда егопригласили. Избежать ошибок в поведении
поможеточень простое правило: никогда не делайте другомутого, что было бы неприятно Вам!




22

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Приложение 2. Словарный запас. Словарь синонимов. Слова
-
паразиты


Ваш сл
оварный запас


Ваше
богатство.

Больше читайте, выписывайте понравившиеся выражения. Избегайте вульгаризмов и
просторечия. Постепенно Вы выработаете свой неповторимый стиль речи. Для большего эффекта
можно посоветовать пользоваться Словарями синонимов и антонимов русского
языка. Это
поможет Вам избежать тавтологии и обогатить Ваш словарный запас.

Слова
-
паразиты, как и гельминты (глисты) в организме человека, существуют ровно
столько, пока против них не будут приняты радикальные меры по уничтожению.

Слов
-
паразитов не так уж
и много. Каждый человек оперирует двумя
-
тремя стандартными
выражениями типа «это самое», «как его» и т.п. Как только Вы определите, что именно загрязняет
Вашу речь, Вы сразу можете начать избегать использования этих оборотов. Просто вспомните, что
Ваше выс
тупление ограничено по времени., и вместо того, чтобы употребить его для достижения
ЦЕЛИ, Вы тратите эти золотые минуты на «это самое», «как его». Стоит ли это делать? Нет, не
стоит! Словам
-
паразитам нет места в речи сильного лидера, преуспевающего менедже
ра!

Примеры аргументирования. Аргументировать нужно фактами. Эмоции приходят и
уходят, а факты остаются. Из чего состоят факты в бизнесе? Факты в бизнесе состоят из цифр,
примеров и сравнений.

Запасите в Вашем компьютере основные показатели, которые могут
понадобиться Вам в
процессе переговоров. Подготовьте положительные примеры для подражания, которые Вы
сможете эффективно использовать для достижения ЦЕЛИ. Придумайте яркие сравнения, ярлыки,
оперируя которыми Вы сможете безоговорочно убедить Ваших партнеро
в.

Язык аргументов должен быть логичным.

Преодоление замечаний и разногласий. Замечания и разногласия бывают двух видов:
фактические и политические. Фактические разногласия


это разногласия, вызванные
объективными причинами, которыми могут быть: производс
твенные мощности, проблемы
логистики, транспорт, проблемы нехватки персонала и пр. вопросы, связанные с реальными
условиями бизнеса. Поэтому такие разногласия преодолеть довольно просто, это рабочие
моменты.

При решении рабочих вопросов бизнеса нужно доско
нально знать, возможно ли
предлагаемое решение в принципе, насколько оно реально и выгодно для Вашей компании?
Помощниками в решении этого вопроса будут достоверная информация, домашняя заготовка,
компьютер и калькулятор.

Цель «политических» вопросов


зас
тавить членов команды


партнера сказать больше,
чем им предписано ролевым участием, чтобы определить положения программы
-
минимум
партнера. «Политические» разногласия


это своего рода разведка боем. Поэтому важно как
можно раньше распознать «политическую»

подоплеку вопроса, т.е. что хочет услышать Ваш
партнер? Ответы на такие вопросы надо приготовить заранее, а предписанной роли держаться до
конца переговоров или до получения приказа сменить роль.

Язык


серебро, или умение говорить.

Умениюговорить можно н
аучиться, если всегда помнить:что говорить,
кому говорить, с
какой целью го
ворить. Что говорить


это отражение Вашегопрофессионализма, жизненной
позиции (мы жеговорим не только на переговорах), пристрастийи т.п. Кому гов
орить


это Ваша
целевая аудито
рия
в данный момент, неважно, кто это


Советдиректоров ил
и консьержка в
подъезде. Опреде
ление целевой аудитории обуславливает манеру истиль изложения, т.е. как
говорить, представлять.

С какой целью говорить? Как мы видели раньше,правильное определение цели


самое
главное впроцессе общен
ия. Вы можете произнести блестя
щую речь, но если она никак не связана
с целью,Вы ничего этой речью не добьетесь.

23

Разработчик: Мищенко М.С., Дубинина А.А. т. 8
-
922
-
050
-
90
-
05,
8
-
922
-
283
-
26
-
19

Молчание


золото, или умение слушать

Уметь слушать


великое и очень полезноеискусство. Владея этим искусством, В
ы
получаетевласть над человеком, который обратился к Вам сречью. Действительно, если Вы хотите
обратить впрах докладчика,
нет ничего проще, чем начать за
давать ему вопросы

по ходу, несмотря
на договорен
ность не делать этого, потом долго извиняться, т.е.соз
нательно пытаться нарушить
его эмоциональноеравновесие и использовать его время. Вы можетеактивной мимикой

и жестами
показывать, что до
клад не содержит ничего, кроме набора глупостей.Поэтому, чтобы Вам не было
скучно, Вы должнысрочно провести ревизию карма
нов, начать игратьна мобильном телефоне,
рисовать картинки на листебумаги, обращаться с вопросами к соседям, двигатьстул, шумно
сморкаться и т.п. Будьте уверены, чтоВас заметят и отметят. И это будут Ваши
последниепереговоры, по крайней мере, в этой компан
ии. Выэтого добивались? Это было Вашей
целью? Если жеВаша цель


получить максимум информации отдоклада и устано
вить хорошие
отношения с доклад
чиком, Вы обязаны внимательно слушать доклад. Ине только слушать, но и в
процессе анализировать,что, как и почему

представлено? И что и почему непоказано? Если у Вас
возникли вопросы, сразу жезапишите их, что
бы задать по окончании презента
ции, выступления.
Возможно, по ходу доклада Выпоймете, в чем дело, и вопрос окажется ненужным.

Следите за лиц
ом и жестами. Что бы
Вы ни услы
шали, выражение лица внимательно
-
дружелюбное.

Да, иногда это очень трудно, однако переговоры


занятие не для слабых духом.
Обязательно краткозаписывайте на листе бумаги все, что Вам покажетсянаиболее интересным:
цифры, факты, сроки, даты,имена и
т.д. Такие записки позволят Вам удержать впамяти всю
важную информацию в условиях стрессапереговоров.











Приложенные файлы

  • pdf 22630620
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 2

Добавить комментарий