Приемы волевой регуляции


Практическая работа
Приемы волевой регуляции деятельности
Прочитайте выдержки из книги В.А. Иванникова «Психологические маханизмы волевой регуляции»
Охарактеризуйте, как В.А. Иванников понимает волевое действие и волевую регуляции.
Приведите самостоятельно восемь примеров изменения смысла действия.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции
Волевое действие – действие, сознательно принятое к осуществлению по собственному решению человека, т.е. действие осознанное и намеренное, осуществляемое человеком по собственному решению на основе внешней или внутренней необходимости (социально заданное действие или принятое по собственным мотивам), осуществляемое через дополнительно созданное побуждение к нему.
Волевая регуляция осуществляется через намеренное осознанное изменение смысла действия или через создание нового, дополнительного смысла действия, когда первый смысл заставляет принимать действие к исполнению, а второй, намеренно созданный, восполняет дефицит побуждения.

Способы изменения смысла действия
Первый способ заключается в намеренной переоценке значимости мотива. Напоминаю, что смысл действия (по А. Н. Леонтьеву) определяется отношением цели действия к мотиву, когда цель становится для человека не только будущим результатом, но временным представителем мотива. Слабая привлекательность для человека мотива затрудняет этот процесс смыслообразования или ускоряет его при значимом мотиве. Намеренное приуменьшение или преувеличение значимости мотива через дискредитацию положительных свойств мотива или приписывание ему хороших положительных свойств, привлекая, в том числе, для этого нужные оценки других людей (недаром говорят, что спрашивать совета — это искать у других подтверждения своим желаниям и решениям), может изменить смысл действия и его привлекательность. Этот механизм сродни процессу снятия когнитивного диссонанса (что вы будете изучать в курсе социальной психологии). К. Левин описал поведение мальчика, неожиданно для себя обнаружившего в комнате печенье. Мальчику хотелось съесть это печенье, но он знал, что его за это накажут. И тогда он убедил себя, что печенье черствое и невкусное и поэтому его не надо есть.
Второй способ изменения смысла действия или создания дополнительного смысла заключается в изменении роли или позиции человека в коллективе. Л. С. Выготский провел исследование способности детей с разным уровнем интеллектуального развития выполнять приказы взрослого совершать действие после того, как это действие стало неинтересным для ребенка и было прекращено. Детей просили писать палочки, крючочки и кружочки и после того, как они прекращали эту работу, взрослый просил еще раз выполнить эти действия. Под разными «важными» предлогами дети отказываются это делать. Один мальчик не мог придумать уважительную причину и просто сослался на усталость руки. И тогда взрослый попросил его научить писать эти палочки, крючочки и кружочки маленького мальчика, который плохо это делает (при этом похвалив старшего за умение). И уставший мальчик, который только что отказался выполнить просьбу взрослого поработать еще, начал показывать маленькому мальчику, как надо писать эти элементы букв. Л. С. Выготский задает вопрос: «А что произошло с мальчиком, который только что отказался писать дальше?» и отвечает: «Изменился смысл того, что делает мальчик. Он теперь не палочки пишет, а “работает учителем”, и смысл действия стал другим. Побуждение к действию теперь идет от другого мотива». В исследовании А. И. Липкиной, выполненном в одной из школ, отстающим в учебе старшеклассникам поручили помогать таким же отстающим в учебе из младших классов. Те старшеклассники, которые приняли это поручение, стали не только изучать материал младших классов, но и, ликвидировав свои пробелы в знаниях, стали усиленно работать по программе своего класса. В своих собственных глазах они перестали быть отстающими, а заняли позицию учителя, тем самым изменив смысл своей работы над учебниками.
Третий способ основан на использовании предвидений (прогнозов, представлений) и переживаний последствий своих действий (или отказов от них). В работе А. И. Высотского описано поведение девочки, боявшейся темноты и потому отказавшей в просьбе больной матери принести ей варенье из погреба (дело было уже вечером). Но, представив себе ситуацию ухудшения самочувствия матери, а возможно, и смерти, девочка пересилила свой страх и спустилась в погреб. П. В. Симонов красочно описал свои переживания при первом прыжке с парашютом. Он пересилил свой страх, представив себя позорно идущим от самолета при посадке мимо своих друзей, которые смотрели бы на него как на труса.
Четвертый способ характеризуется соединением заданного и принятого к исполнению действия с новыми значимыми для этого человека мотивами (игровыми, исследовательскими, долга, чести, с проверкой себя на выносливость и пр.). Эти новые мотивы не имеют своего особого материального результата и поэтому не видны окружающим. Детей, которые отказались собирать разбросанные по комнате игрушки, можно организовать на эту работу, если представить ее детям как необходимую составную часть какой-то привлекательной игры.
Пятый способ — это связывание заданного действия с возможностью после его завершения делать то, что хочется. Например, игра в футбол или хоккей возможна только после приготовления всех домашних заданий из школы или выполнения каких-то домашних дел. Отличие от четвертого способа в том, что там новый мотив достигается через заданное действие, здесь заданное действие только открывает возможность выполнять свое желаемое.
Шестой способ обеспечивает новый смысл действия через включение заданного действия как часть в другое, более широкое по содержанию и более значимое для человека. Например, старшим детям поручают нарезать бумажные полоски, а затем еще раз просят их нарезать для того, чтобы из них делать игрушки для маленьких детей. Результаты работы во втором случае резко меняются.
Седьмой способ изменения смысла действий заключается в обращении к символам, ритуалам, к другим людям за поддержкой в действии. Например, молебен и вынос знамени перед боем, обращение в молитвах к Богу выдержать предстоящее испытание и т. д.
Восьмой способ — это связывание действий с клятвами и обещаниями другим людям и Богу, сравнение себя с героями (реальными и литературными), самоодобрение и самопорицание, самоприказы и самоободрение.
Рассмотренные способы применяются самостоятельно или с помощью других людей, которые организуют нужные ситуации.
Девятый способ – В более развитых случаях человек широко использует свое воображение, создавая в плане сознания воображаемые ситуации, помогающие изменить смысл действий. Например, один участник марафонского пробега уже хотел сойти с дистанции, но он представил себя поездом дальнего следования и мысленно передвигался по стране от города к городу, что позволило ему преодолеть трудности и добежать до финиша с хорошим результатом. Часто спортсмены используют прием соревнования с воображаемым соперником. В этих случаях внешний наблюдатель не видит той внутренней работы, которую совершает человек в плане сознания, принимая результаты как следствие воли человека.
Все эти описанные способы применяются в ситуации, которую обычно описывают через волевые усилия. Действительно, это есть применение человеком своеобразных мотивационных костылей для совершения действий необходимых, но мотивационно не обеспеченных.

Приложенные файлы

  • docx 23262385
    Размер файла: 20 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий