Ответы на дополнительные вопросы


Ответы на дополнительные вопросы
1. Диалектика Гераклита
Диалектика – это философская концепция развития. В истории философии она представлена и в качестве теории, и в качестве метода познания бытия. В античной философии диалектика понималась, с одной стороны, как искусство вести беседу, спор, философский диалог (у Сократа). И термин "диалектика" впервые употребил Сократ для объяснения процесса достижения истины с помощью столкновения противоположных суждений. С другой стороны, диалектика понималась и как сам процесс бесконечного развития и изменения бытия. Создателем именно такой формы диалектики считается Гераклит. Гераклит придал традиционным суждениям об изменениях абстрактно-логическую форму.
Вот основные тезисы учения Гераклита. "Все течёт, и ничто не пребывает"; "в ту же реку дважды не войдёшь"; "даже солнце каждый день новое". Бытие – это равновесие двух потоков. Но оно имеет первоначало – огонь: "этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огонь" Все произошло из огня и возвращается в огонь, "подобно тому как золото (обменивается) на товары, а товары – на золото".
При всеобщей текучести у Гераклита устойчивыми были только пути бывания: "путь кверху" и "путь книзу". И тот, и другой пути – едины. Повсюду, как считал Гераклит, мы наблюдаем соединение и борьбу противоположностей. И в то же время – мировую гармонию. "Одно и то же – живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе в первом". "Все течёт" (греч. panta rei) - главный принцип философии Гераклита. Суть философии Гераклита состоит в том, что это основополагающее диалектическое учение. Согласно ему, ничто не остаётся в покое, но все подобно реке, пребывающей в вечном движении. Этот принцип и вошёл в историю философии как "панта рей".
2. Древнегреческие философские школы и направления
Милетская школа (учение о бытии; выступали с материалистических позиций: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Элейская школа (учение о движении; изучали проблемы познания; выводили всю множественность явлений из единого первоначала: Парменид, Зенон), пифагорейская школа (первопричиной всего сущего считали число), школа Гераклита Эфесского (первоначало – огонь), атомисты (весь материальный мир состоит из атомов; атом неделим; атомы находятся в вечном движении; Демокрит, Левкипп).3. Теоцентризм и антропоцентризм в истории философии
Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Наиболее распространён теоцентризм был в Средние века.
Анропоцентризм (от греч. άνθροπος – человек и лат. centrum – центр) – философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни.
Антропоцентризм ставится также в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос.
Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространён антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек – вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его – наибольшие. В этом смысле христианство – антропоцентрическая религия, так как строится вокруг человека.
4. Пантеизм. Представители
Пантеизм – учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм). Бог пантеизма – это всего лишь одухотворенная, очеловеченная природа. Если Бог очеловеченная природа, то природа имеет разум, а если она существовала вечно, то всемогуща.
Представители: Гераклит, Анаксимандр, Ксенофан, Джордано Бруно, Бенедикт Спиноза, Джон Толанд, Фихте, Шеллинг, Гегель, Альберт Эйнштейн.5. Индуктивный метод Ф. Бэкона и дедуктивный метод Р. Декарта
В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит собирание фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трёх таблиц исследования – таблицы присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Индуктивный метод, лежащий в основе науки, должен исследовать внутреннее присущие материи формы. Чтобы выделить форму свойства, надо отделить от предмета все случайное. Это исключение случайного – мысленный процесс, абстракция. Бэконовские формы – это формы «простых природ», или свойств, которые изучают физики. Простые природы – это такие вещи, как горячее, влажное, холодное, тяжёлое и т.д. Они подобны «алфавиту природы», из которого многие вещи могут быть составлены. Бэкон ссылается на формы, как на «законы». Они – детерминанты и элементы фундаментальных структур мира. Сочетание различных простых форм даёт все разнообразие реальных вещей. Развитое Бэконом понимание формы противопоставлялось им умозрительному толкованию формы у Платона и Аристотеля, так как для Бэкона форма – своего рода движение материальных частиц, составляющих тело.
Дедуктивный метод Декарта называется рационалистическим/аналитическим. Началом дедукции является интеллектуальная интуиция (это родившееся в уме простое знание). Дедукция – получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений, т.е. это движение мышления от общего к частному, единичному. Исходные положения это – аксиомы. Из них логическим дедуктивным путём выводятся новые знания. Научное знание – это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой постепенно заполняются отдельные ячейки. Принцип – сомневаться во всём.
6. Утопические концепции эпохи Возрождения
Томас Мор в своей "Утопии" (в переводе – место, которого нет) критикует существующий в современной ему Англии общественный и политический строй, основанный на частной собственности, изобличает паразитизм и корысть аристократии и духовенства, их безразличие к положению обездоленных. Источником всех бед и зла в государстве он считает частную собственность и во второй части книги рисует качественно новое общество – идеал, где нет частной собственности и денег, установлено всеобщее имущественное равенство, государство организует производство и распределение, борется с преступностью.
В своей книге Томмазо Кампанелла (Италия) "Город солнца" изображает идеальное государство, в котором ликвидирована частная собственность, нет богатых и бедных, введён всеобщий труд, благодаря чему резко сокращён рабочий день и есть возможность для разностороннего развития личности. Идеальное государство-город происходит не от Бога, а является прямым результатом деятельности разума. В государстве Солнца существует разделение труда. Главный его компонент – отделение умственного труда от физического. Как и Мор, Кампанелла выступает против противопоставления политики и морали.
Политические идеи раннего утопического социализма получили дальнейшее развитие в учении социалистов-утопистов XVIII в. (Ж. Милье, Морелли, Бабеф) и особенно у классиков утопического социализма первой половины XIX в. (Сен-Симона, Оуэна, Фурье).
7. Понятия субстанции по Декарту, Спинозе, Лейбницу
Декарт говорит, что существует 2 субстанции – духовная и материальная. Духовной присуще неизменное качество или атрибут – мышление. Материальная – атрибут – протяжённость – способность тела занимать определённое пространство.
Дуалистическое понимание человека: человек – некий механизм, автомат, но также у человека есть способность к произвольным действиям – свободная воля связанная с разумом. Человек – существо, состоящее из 2х субстанций, они независимы друг от друга – тело не может влиять на душу, а душа на тело, но они соотносятся через принцип соответствия (в одной системе соучастия).
Спиноза отрицал субстанциональность единичных вещей. Субстанция = БОГ. Бог – не личность, это начало любого сущего. Субстанции не может быть две, по определению слова «субстанция» (это то, что для существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя). Субстанция – ОДНА; 2 атрибута: протяжённость и мышление. Единичные вещи – это модусы субстанции. Мы существуем в пространстве, но нашим пространством не обладаем.
Лейбниц: субстанция должна характеризоваться таким качеством как простота. Простота, элементарность – МОНАДА - это единичные вещи. Каждый из нас закрыт в своём первоначале. Монада – каждая вещь, закрытая одна от другой. Есть закон предустановленной гармонии – согласно закону – каждая монада или субстанция участвуют в мире. Понять мы это может только при помощи разума. Субстанция – это объективная реальность.
8. Агностицизм Канта
Скептик покушается на одну только достоверность знаний, а агностик – прямиком на их истинность. Скептик говорит: я не знаю (и не могу знать), истинно ли наше знание; агностик же провозглашает: я знаю, что наше знание неистинно.
Сами познавательные воздействия, будучи материальными, естественно, в той или иной мере изменяют познаваемое. Агностицизм Канта опирается не на мысль о зависимости объекта познания от искажающих воздействий субъекта, а как раз напротив – на представление об их (объекта и субъекта) определённой независимости друг от друга, выражающейся в двух формах: 1) неполной данности объекта субъекту, связанной с особым пониманием природы объекта, и 2) неадекватности отражения объекта субъектом, связанной с особым пониманием природы субъекта.
Вот эти особые понимания природ объекта и субъекта познания и выступают онтологическими предпосылками кантовского агностицизма.
9. Абсолютная Идея у Гегеля
Формами бытия Абсолютной идеи Гегеля являются дух и природа. На ступени духа Абсолютная идея постигает себя в форме сознания и самосознания человека.
Гегель выступает в роли панлогиста с привязкой к существованию Бога. Но только не такого традиционного Бога, какими его мыслили средневековые философы, а Бога в качестве, как он предполагает, Абсолютного разума. По его мнению, дух Бога всегда и везде присутствует, но он находится в стадии становления и развития. При этом природа выступает первичной формой божественного бытия Абсолютной идеи, где существование в будущем определено существованием бесконечным.
Развитие Абсолютного духа проходит в становлении и восхождении от абстрактного к конкретному. Это восхождение должно обеспечивать глубокое знание.
10. Категорический императив Канта
Кант разрабатывал концепцию автономной этики, согласно которой нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.
Основы категорического императива:
– Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
– Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
– Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.
Теория Канта говорит о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).
11. Формы научного познания
Формы: проблема, гипотеза, теория. Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа, включающая в себя два основных момента (этапа движения познания): постановку вопросов и их решение. Гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании, в ходе которых одни гипотезы превращаются в теории, другие уточняются и конкретизируются, третьи – отбрасываются как заблуждения (*Научный факт – это знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т. е. синоним истины; а также предложение, фиксирующее эмпирическое знание). Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности, в структуре которой выделяются: а) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, философские установки; б) совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории; в) логика и методология, применяемые для её построения.12. «Метод». «Методология». «Научное познание»
Метод – упорядоченный и организованный способ деятельности, направленный на достижение определённой практической или теоретической цели. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определённого результата в той или иной сфере деятельности.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания, алгоритм поиска цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели научного познания.
Уровни методологии:
1) всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в её содержание входят философские и общенаучные методы познания;
2) частная методология научных исследований для группы родственных наук, которую образуют всеобщие, общенаучные и частные методы познания;
3) методология конкретной науки, в содержание которой включаются всеобщие, общенаучные, частные и специальные методы познания.
Научное познание – это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Эпистемология – это учение о научном познании.
Уровни научного познания:
Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов – данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичную систематизацию. Познание на этом этапе остаётся ещё на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.
Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и её углублённым анализом.
13. Соотношение техники и науки
Существует несколько соотношений философии науки и философии техники:
1) техника – это сама по себе прикладная наука и одна из частей глобального восприятия науки;
2) развитие науки обусловлено развитием технических аппаратов и инструментов;
3) процессы развития и техники и науки могут рассматриваться как автономные друг от друга и они в то же время координируют друг друга;
4) техника науки развивается намного быстрее техники повседневной жизни;
5) философия науки имеет сходные задачи по отношению к науке, что и философия техники к технике.
14. Проблема искусственного интеллекта и сознание
Работы по искусственному интеллекту во многом тесно связаны с философской проблемой кибернетического моделирования. В изучении сложных систем формулировка относительно простых законов оказывается невозможной и заменяется построением эскизных моделей. Попытки реалистичного описания сложных систем иллюзорны – такое описание не воспринималось бы из-за чрезмерной сложности.
Путь, который предлагает кибернетика, состоит в построении эскизных моделей, охватывающих все более и более широкий диапазон функций мышления. Задачи раскрыть "в лоб" "сущность мышления" не ставится, а ставится задача построения эскизных моделей, позволяющих описать отдельные его стороны, воспроизведены отдельные его функции и, двигаясь в этом направлении, строить системы, все более приближающиеся к человеческому мозгу.
Иногда встречается утверждение, что кибернетическое моделирование вообще неприменимо к изучению мышления, т.к. моделирование основано на понятии соответствия, а мышление есть чисто человеческая способность, якобы не могущая быть описана на основе понятий соответствия. Понимание сознания как отражения неизбежно означает понимание его как соответствия, возникающего в ходе приспособления организма к среде.
Информационная модель прибора не будет работать, а будет только моделировать работу, однако в отношении мышления этот тезис представляется спорным. По отношении к информационным процессам их моделирование является функционально полным, т.е. если модель даёт те же самые результаты, что и реальный объект, то их различие теряет смысл.
15. Сознание как отражение. Диалектико-материалистическая теория отражения
Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.
Материалистическая теория познания базируется на следующих положениях философии Гегеля, ставших опорными также и для диалектического метода Маркса:
1. Всеобщая связь и взаимозависимость явлений – вне закономерной связи не существуют никакие явления.
2. Движение, изменение, развитие и обновление природы и общества.
3. Переход количественных изменений в качественные преобразования, борьба старого и нового.
4. Борьба (в диалектической философии – взаимодействие) противоположностей, в т.ч. как источник и внутренне содержание любого процесса развития.
16. Познаваем ли мир?
Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом.
17. «Бытие». «Сознание»
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.
Сознание обозначает высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Это обусловливает творческое преобразование действительности первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде представлений, мыслей, идей и др. духовных феноменов, образующих содержание сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры (включая язык и др. знаковые системы), приобретая форму идеального и выступая как знание.
18. Отличие научного познания от обыденного
У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счёте на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию.
Научное познание требует выработки особых языков науки.
В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования.
Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.
Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний.
19. Предмет философии
Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
20. Функции философии
1) Мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщённом виде все знания о мире в целостную систему.
2) Методологическая – логико-теоретический анализ научно-практической деятельности людей.
3) Познавательная – обеспечивает приращение новых знаний о мире.
4) Социально-коммуникативная – позволяет использовать философию в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности.
21. «Онтология». «Гносеология»
Онтология – философское учение о бытии как таковом, а не только о отдельных видах или проявлениях бытия: почему вообще возможно существование, как можно осмыслить бытие, как человек связан с бытием и пр.
Гносеология – это теория познания; изучает вопросы о природе, факторах и результатах человеческой познавательной деятельности, условия получения и признаки достоверных знаний, о условиях и возможностях их практического применения.
22. Человек в философии марксизма
Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения. Отчуждённый труд марксизм рассматривает в 4 аспектах.
1. Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты ему не принадлежат – они ему чужие. Чем больше рабочий работает, тем больше мир предметов не принадлежит ему. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые создаются в производстве – средством жизни, физического существования. Рабочий полностью от них зависит.
2. Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд – это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий распоряжается собой – то есть свободен. Таким образом, он свободен только осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд – форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего представляется унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает у человека его “родовую” жизнь. Род человеческий живёт в природе. Жизнь человека неразрывно связана с природой. Эта связь – деятельный контакт с природой, в которой главное – труд, производство: ”...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для рабочего труд – лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и производству не как свободный человек, а как рабочий, то есть отчуждённо. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая сущность.
4. Подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.
Не только рабочие, но и все люди являются отчуждёнными. Отношения между людьми тоже отчуждённые и различия только в видах и уровнях отчуждения.
23. Мировоззрение, его структура, содержание и типы
Мировоззрение – это система обобщённых взглядов на мир, на место в нём человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы, которые определяют жизненную позицию человека, принципы поведения и ценностные ориентации.
В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Типы: мифологическое (неразрывность себя и мира, образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни), религиозное (в развитых формах религиозного сознания Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия), философское (ориентировано на рациональное объяснение мира, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы).24. Соотношение между философией и религией
И то, и другое говорит о мире в целом. Но в разном отношении. (Гегель: о бесконечном). Философия работает критически, религия догматически. Философия – на уровне понятия, религия – на уровне представления.
Религия не спрашивает о целом как сущем. Она говорит о генезисе целого (понятие творения в монотеистических религиях). Это религия и мифология, скорее, преднаука, недонаука, нежели философия, т.к. религия и мифология пытаются своими средствами объяснить то же самое, что затем объясняют науки.
25. Язык науки и философии
Язык науки – сложное, внутренне дифференцированное многослойное образование, строение и функционирование которого определяется задачами формирования, трансляции и развития научного знания. Язык науки – не просто форма, в которой выражается некоторое внешнее по отношению к ней содержание научного знания, а именно способ возникновения и бытия научного знания как определённой реальности. Возникновение и совершенствование науки как особого типа познания мира находит своё воплощение в генезисе и развитии языка науки.
Специфическое содержание языка науки может быть выражено и знаковыми средствами обыденного естественного языка, и своей особой семиотикой, разрабатываемой уже только в рамках языка науки (язык науки в узком смысле слова). Эти выработанные в языке науки знаковые средства могут включать элемент наглядности, визуальной образности (различные геометрические модели, схемы, графики и т.д.). Наглядность (образность) не противопоказана языку науки, однако в данном случае имеется в виду специфическая образность наглядной модели, фиксирующей особое научное содержание. Существенную роль в языке науки играют различного рода математические языки (включая и язык математической логики), обеспечивающие возможность не только точного выражения научной мысли, но и логического анализа и обработки содержащейся в научном знании информации.
26. Новое понимание бытия человека в европейском иррационализме
Иррационализм – философское направление, представители которого отрицают идею упорядоченного устройства мира. Согласно иррационализму - бытие неразумно, бессмысленно, дисгармонично.
В рамках философского иррационализма развивались:
1) «Философия жизни» – Фридрих Ницше (Ницше основное внимание уделял проблемам морали, моральный идеал – «сверхчеловек». Он критикует традиционную европейскую мораль, основанную на христианстве. Он полагает, что основное различие между людьми состоит в том, что одни люди сильные, другие слабые.).2) «Философия воли» – Артур Шопенгауэр.
3) Экзистенциализм – Хайдеггер, Жан-Поль Сартр (Человек не должен связывать смысл существования с историей, с прогрессом, но деятель должен знать историю, для того чтобы знать от чего себя защитить. Нормальным состоянием человека является состояние тоски и скуки, а положительные эмоции - поддельные и являются результатом самовнушения).27. Понятие закона, виды законов
Под законом в философии понимается обобщённое отражение объективных связей и отношений вещей, позволяющее описать существенные, повторяющиеся при определённых условиях свойства явлений и процессов. Философские законы отличаются тем, что они применимы к объектам и носителям любого вида, а потому действительны в каждой конкретной науке. Общность и универсальности законов философии вытекает из способа их построения – они формулируются с использованием философских категорий, являющихся самыми общими единичными понятиями человеческого мышления.
Можно выделить три группы законов: частные законы, присущие только определённым формам движения материи (законы механики, химии, биологии и т.д.), общие законы, присущие всем или многим формам движения материи (законы математики, кибернетики, законы сохранения), универсальные законы (законы диалектики).Есть также динамические и статистические законы. В динамических законах предсказания имеют однозначный характер – "так, а не иначе происходит процесс развития". В статистических законах предсказания носят вероятностный характер "может быть, а может нет".
28. Теоретические и экспериментальные основы синергетики (процессы самоорганизации в естествознании, кибернетика о самоорганизации, идеи И. Пригожина, Г. Хакена, Р. Тома и др.)
Синерге́тика – междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Синергетика является междисциплинарным подходом, поскольку принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же безотносительно природы систем, и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат.
Основное понятие синергетики – определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. В обозначенных системах неприменимы ни второе начало термодинамики, ни теорема Пригожина о минимуме скорости производства энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные. В отдельных случаях образование новых структур имеет регулярный, волновой характер, и тогда они называются автоволновыми процессами (по аналогии с автоколебаниями).
Существуют несколько школ, в рамках которых развивается синергетический подход:
Школа нелинейной оптики, квантовой механики и статистической физики Германа Хакена.
Физико-химическая и математико-физическая Брюссельская школа Ильи Пригожина, в русле которой формулировались первые теоремы, разрабатывалась математическая теория поведения диссипативных структур, раскрывались исторические предпосылки и провозглашались мировоззренческие основания теории самоорганизации, как парадигмы универсального эволюционизма. Эта школа, основные представители которой работают теперь в США, не пользуется термином «синергетика», а предпочитает называть разработанную ими методологию «теорией диссипативных структур» или просто «неравновесной термодинамикой».
Математический аппарат теории катастроф, пригодный для описания многих процессов самоорганизации, разработан французским математиком Рене Томом.
29. Картина мира в глобальном эволюционизме. Антропный принцип
Несколько десятилетий назад Б. Картер выдвинул так называемый антропный принцип (АП), декларирующий наличие взаимосвязи между параметрами Вселенной и существованием в ней разума. Взаимосвязь между параметрами Вселенной и появлением в ней разума была выражена Картером в двух формулировках – сильной и слабой. Слабый АП лишь констатирует, что имеющееся во Вселенной условия не противоречат существованию человека. Сильный АП выдвигает более жёсткую взаимосвязь параметров Вселенной с возможностью и необходимостью появления в ней разума.
Возникновение концепции глобального эволюционизма (ГЭ), во многом связано не только с проблемой обоснования антропного принципа, но и, конечно, с расширением границ эволюционного подхода, принятого в биологической и социальных науках. Сам факт исторического появления и эволюции этих видов движения заставляет усомниться в абсолютной статичности и вечности других видов движения. Загадочность качественных скачков к биологическому и от биологического к социальному миру, наверняка можно постичь только исходя из допущения необходимости подобных переходов между другими видами движения. То есть, исходя из факта наличия эволюции Мира на последних этапах его истории, можно сделать предположение, что Мир в целом является эволюционной системой, то есть и все другие виды движения (помимо биологического и социального) сформировались в результате эволюции. Это высказывание и есть самая общая формулировка парадигмы Глобального эволюционизма.
Сильный АП с точки зрения ГЭ лишь констатирует, постулирует эволюцию Вселенной. То есть сильный АП, выдвинутый Картером в формулировке: «Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит), должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей» равносилен утверждению, высказанному с позиции ГЭ: «Вселенная находится в непрерывном процессе эволюции, необходимо приводящем на определённом этапе к возникновению социальной формы движения».
30. «Агностицизм». Личное отношение к концепциям Д. Юма и И. Канта
Агностици́зм – терминология, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.
Д. Юм: Основывался на предпосылке, согласно которой человек может судить о чём бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за пределы сознания, за пределы впечатления является теоретически незаконным. Конечный, внешний мир существует, полагает Юм, но нам не дано выйти за пределы собственного сознания. Поэтому все науки сводятся к одной, к науке о душе, к психологии.
И. Кант выдвигает 2 основания: 1) положение о том, что в процессе познания мы имеем дело только с явлением, а сущность вещи остаётся нам неизвестной; 2) положение о том, что при попытке решения метафизических, т.е. общефилософских, проблем разум сталкивается с антиномиями, т.е. с возможностью получения одинаково обоснованных, но противоположных утверждений (пример: что мир бесконечен и что он конечен). Это свидетельствует о том, думал Кант, что душа, космос и Бог представляют собой такие области, которые недоступны научному познанию. Непознаваемую сущность мира Кант обозначил термином «вещь в себе». В сознании человека возникают феномены – «вещи для нас».
Общие черты: познание основано на восприятии, ощущении, опыте.
Различия: Юм считает, что мир в принципе непознаваем, т.к. чувства – ненадёжный источник знаний (вообще отгородился от объективного мира). Кант, в свою очередь, говорил, что есть область, которую человек может познать – «вещь для нас» (мы можем познать явления, но не сущность), а есть область, которая остаётся непознаваемой – «вещь в себе» (сущность); т.е. мир непознаваем, но знание возможно (продолжал изучать).31. Социологические идеи О. Конта, их значение
Конт обосновывал идею строгого отбора социальных фактов для осмысления общественной реальности и постоянно стремился к этому сам. Он пытался показать, как следует анализировать общество, преодолевая спекулятивно-умозрительный подход к нему. Здесь следует сказать о взглядах О. Конта на общество как на органическое целое, о его функциональном анализе, о доказательстве стабильности, социальной интеграции и присущей этому организму постоянно реализующейся идее развития.
Значение социологической концепции О. Конта определяется его многочисленными попытками найти критерии общественного порядка и социального прогресса в самом обществе, не выходя за его пределы. В последующем мировая социология, после некоторых колебаний и стремления искать ключ к развитию общества за его границами, в конце концов избрала в качестве магистрального путь, предложенный О. Контом.
32. Основные категории диалектики
Категории – это универсальные формы человеческого мышления. Для диалектики характерно формирование парных категорий, которые отражают "полярные" стороны целостных явлений, процессов (также есть троичные). Среди разнообразия связей реального мира философское познание выделяло различные типы всеобщих связей. Такие связи могут быть объединены в две группы категорий.
Первая группа объединяет детерминационные связи – это такие категории: "сущность и явление", "причина и следствие", "необходимость и случайность", "возможность и действительность". Вторую группу составляют категории, отражающие организацию бытия. Это такие категории, как "единичное, общее, особенное", "форма и содержание", "часть и целое", "форма и содержание", "часть – целое" и т.д.33. Феноменология ГуссерляОсобенность философии Э. Гуссерля состояла в выработке нового метода. Суть этого метода отразилась в лозунге «Назад к вещам!». Разобраться в том, что такое вещи, по Гуссерлю, можно лишь через описание «феноменов». Феноменологический метод, по мнению Э. Гуссерля, помогает постичь сущность вещей, а не факты. Так, феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она – норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными». Феноменологический анализ вникает в состояние, скажем, стыда, святости, справедливости с точки зрения их сущности.
34. Разница между «чувственным и рациональным» и «эмпирическим и теоретическим» познанием
Различие теоретического и эмпирического в своей основе имеет различную степень проникновения в сущность исследуемых объектов, а также особенности используемых методов познания, то различение чувственного и рационального базируется на выделении преимущественной системы познавательных способностей человека, используемых в конкретном акте познания.
Чувственное знание – это знание в виде ощущений и восприятии свойств вещей, непосредственно данных органам Чувств (ощущение, восприятие, представление).
Рациональное познание базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Но чувственное отражение отражает лишь не даёт знания общего о внутреннем, о сущности. Однако потребности практики диктуют необходимость выявления внутреннего за внешним (понятие, суждение, умозаключение).
Эмпирическое знание может быть отражением данного не посредственно, а опосредованно. Иначе говоря, эмпирический уровень познания связан с использованием всевозможных приборов он предполагает наблюдение, Описание наблюдаемого, ведение протоколов, использование документов. Словом, это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание. Эмпирическое познание формирует особый тип знания – научный факт.
В учебной и научной литературе распространён тезис о том, что "на низших уровнях эмпирического исследования преобладают формы чувственного познания, а на высших уровнях теоретического исследования – формы рационального познания". Вряд ли можно безоговорочно присоединиться к этому выводу, и в первую очередь потому, что резкой грани между эмпирическим и теоретическим знанием не существует. Само выделение такого различия является теоретической абстракцией.
35. Роль интуиции в процессе познания
Интуиция – это способность постижения истины путём её прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательств (как внезапное озарение).
Механизм интуиции имеет достаточно общий характер, т.е. присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности. Интуитивные компоненты обнаруживается во многих профессиях и разнообразных жизненных ситуациях. Прежде всего, это практически все художественное творчество. Очень часто интуиция проявляется в медицине, когда врач может точно поставить диагноз « с первого взгляда», затрудняясь объяснить своё решение. Нередко, интуиция оказывается спасительницей для работников «скоростных профессий». В жизни каждого человека, независимо от его профессии, встречаются ситуации, когда при недостатке информации и времени для принятия ответственного решения, срабатывают интуитивные механизмы.
Интуиция основывается на таких факторах как опыт, чутье, проницательность. Одни исследователи отмечают, что интуиция не автономный способ познания, а вид познания. Другие – утверждают, что интуиция это своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли – истина. Вместе с тем следует иметь ввиду, что интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно для того, чтобы убедить в этой истине себя и других. Для этого необходимы доказательства. Учёные, каким бы самым необъяснимым путём не было получено новое знание, ищут, во-первых, логические доказательства полученному, а, во-вторых, подтверждение их в реальном объективном мире.
36. «Корректность истины»
Стержень классической концепции истины – принцип соответствия знания действительности. Действительность в данном определении понимается очень широко. Это не только объективная реальность, внешний мир, но и любая область мыслительной деятельности, в том числе фантастические, сказочные, мифологические, вымышленные, абстрактные и теоретические области рассуждения. Исследования показали возможность применения классической концепции истины к любым мыслимым мирам, но в этом случае она должна быть уточнена следующим образом: знание является истинным, если оно прежде всего формально корректно. А под формальной корректностью разумеют непротиворечивость того мира, к которому относится данное знание. Непротиворечивость делает возможным осуществление мыслительной деятельности по отношению к мыслимым мирам, какими бы они по своей природе ни были.
37. Критерии истины
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить её от заблуждения.
1. Соответствие законам логики;
2. Соответствие ранее открытым законам науки;
3. Соответствие фундаментальным законам;
4. Простота, экономичность формулы;
5. Парадоксальность идеи;
6. Практика.
38. Особенности познания в социально-гуманитарной сфере
Особенностью социально-гуманитарных наук является то, что здесь субъект представлен дважды: как познающий субъект (индивид, научное сообщество или общество) и как часть объекта познания, ибо он действует в обществе.
Специфика социально-гуманитарных наук определяется несколькими факторами:
1) Спецификой законов, которые изучают социально-гуманитарные науки. Во-первых, им присущ парадоксальный характер (функционируют независимо от воли и сознания людей). С другой стороны, они (в отличие от законов природы) реализуются только через деятельность людей.
2) Спецификой социально-гуманитарного мышления, которое, в отличие от мышления естествоиспытателя, носит диалоговый характер, всегда подразумевая дискурс со своими предшественниками и современниками.
39. Основные формы чувственного и рационального познания
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности 5-ти основных чувств человека (зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания). К формам чувственного познания относят:
Ощущение – элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.
Восприятие – отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.
Представление – чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.
Рациональное познание
Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:
Понятие – мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщённой форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщённом виде мысль о любом человеке, кем бы он ни был. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность.
Суждение – это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. «Золото есть металл».
Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одних суждений – посылок выводится другое, заключительное суждение – вывод.
40. Чем отличается понимание цивилизации Данилевским, Шпенглером и Тойнби от её современного понимания?
(Теории локальных цивилизаций)
Культурно-исторические типы Данилевского очень походят на души культур Шпенглера. Н. Данилевского критиковали с христианской точки зрения. Для Шпенглера история есть часть природы, а не природа – часть истории. Всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию. Цивилизация есть судьба, рок культуры. Цивилизация же кончается смертью, она есть уже начало смерти, истощение творческих сил культуры. Это – центральная мысль книги Шпенглера.
Тойнби предпринял широкомасштабное переосмысление всего общественно-исторического развития человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. Тойнби прослеживает следующие стадии: генезис, рост, надлом и распад. Причем речь идет о двадцати одной цивилизации, из которых к настоящему времени осталось в «живых» лишь семь. Генезис независимых цивилизаций обусловлен мутацией примитивных обществ, а родственно связанных - через отделение от предшествующих цивилизаций. Прогресс, или рост цивилизаций представляет собой кумулятивное поступательное движение.
Тойнби, в отличие от Шпенглера, наряду с естественной необходимостью признает за человеком способность к свободному самоопределению. Далее, циклическая модель исторического процесса Шпенглера модифицируется у Тойнби признанием объединяющей роли «мировых проповеднических религий» (буддизм, христианство, ислам), кот. оказываются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса.
41. «Общество риска»
Сегодня индустриально развитые страны, а за ними и человечество в целом, переходят в качественно новое состояние, которое немецкий социолог Ульрих Бек назвал «обществом риска». Риск – это форма деятельности в условиях неопределённости при наличии возможности оценить вероятность её результата. Риск есть не только деятельность, но и характеристика состояния личности, группы, общества.
Риск, по мнению У. Бека, – это всеобъемлющая характеристика общества на определённом уровне его развития, которое после индустриального и постиндустриального этапов превращается в «общество риска». Суть «общества риска» состоит в том, что логика производства индустриального общества (накопление и распределение богатства) трансформируется в логику производства массового распространения рисков, порождаемых научно-техническими системами.Понятие «риска» не исчерпывается вероятностью негативных последствий, оно включает в себя вероятность благоприятного результата. И, тем не менее, в любом случае ситуация риска предполагает неопределённость в отношении будущего. Более адекватным для современной действительности является понятие «риска», которое не подразумевает ничего исключительного, привычного для повседневной жизни и, в то же время вносит элемент неопределённости.
Риски влияют на все сферы общества, особенно, на систему ценностей; на форму и масштабы коллективного социального действия: так, разрастание рисков до глобальных масштабов, с одной стороны, может привести к глобализации социального действия, выходу социальных субъектов – общественных движений, политических партий и т.д. на транснациональный уровень, с другой стороны, противоположным последствием является социальная апатия; на институциональные структуры общества (образуются новые социальные институты, необходимые для поддержания общественных и экологических балансов, институт экологического образования, экологического менеджмента); на политический режим (систематические аварии и катастрофы могут способствовать популярности идеи сильной власти, усилить тягу масс к авторитаризму и даже к тоталитарным формам правления).
Научно-философское осмысление предельных оснований бытия, природы социума и человека, их взаимоотношений помогут устранить имеющиеся риски и предотвратить потенциально негативные. Важная роль в этом процессе принадлежит образованию. Оно, с одной стороны, обеспечивает грамотность населения в области знаний о рисках и вопросов безопасности, а с другой стороны – образование поможет повысить профессионализм людей, работающих в области управления рисками.42. «Информатизация»
Период построения информационной цивилизации человечества характеризуется бурным развитием науки и наукоёмких производств, пересмотром научных и образовательных концепций на основе достижений кибернетики, информатики, синергетики, психологии и ряда других наук. Развитие качественно новых средств коммуникаций, всеобщая электронизация и компьютеризация общества, широкое использование новых информационных технологий привели к существенным изменениям в сферах материального производства, научных исследований, образования и социальной жизни общества.
Основополагающей характеристикой человеческой деятельности становится информация как неистощимый, возобновляемый ресурс человечества, главная ценность общества. Отношения человека с миром информационных технологий и компьютерных систем, созданным им же самим, сложны и противоречивы. С одной стороны, они способствует его развитию, расширяют культурное поле жизни, порождают новые смыслообразующие центры, с другой - оказывают деформирующее воздействие, изменяя социальную и духовно-интеллектуальную среду, образ мышления и менталитет, шкалу культурных норм и ценностей, межличностные отношения.
Совершенно очевидно, что работа с новыми технологиями задаёт особый ритм и динамику повседневной жизни человека. Компьютер из вспомогательного технического средства трансформируется в образовательно-информационную систему, а также включается в структуру свободного времени человека на правах особой досуговой формы.
43. Место производительных сил и производственных отношений в формационной концепции
Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства.
Согласно формационному подходу в развитии общества существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.
44. Почему мир техники характеризуется противоречиями в понимании его значения для человечества?
Если история техники исследует изменяющиеся технические объекты, то философия техники ищет их внутренние смысловые связи, формирующие их единство. Главная задача этой дисциплины – «исследование техническою отношения человека к миру». Как правило, выделяют два направления философии техники:
1) инженерное – обращает внимание в основном на причины формирования искусственного мира (возможности технической деятельности человека, её закономерности и т. п.), при этом подчёркивает искусственную сущность технических объектов как результатов целенаправленной активности людей (и, следовательно, показывает расширение возможностей человечества по ходу технического прогресса);
2) гуманитарное – обращает преимущественное внимание на значимость техногенных факторов в человеческой жизни (воздействие технологического развития на социальные структуры и культурные процессы).
Её вопросы, касающиеся человека, можно поставить таким образом.
1. Имеет ли человек право переделывать окружающий мир и формы собственной жизни? Каковы критерии позитивного направления этих переделок и границы, за которыми следует отложить проекты до приращения знаний?
2. Какое место человечество занимает в природе: можно ли считать его эволюционным авангардом саморазвивающейся Вселенной (тогда вносимые им изменения оправданы необходимостью развиваться, несмотря на издержки) или человек – «возмутитель спокойствия», которого следует вернуть в природные рамки? А может быть, имеет место сложное сочетание обоих тенденций?
3. Каков путь от сознательно поставленной человеком цели (в любой области его деятельности) к её воплощению в материальной или социальной форме и насколько изменяют первоначальную цель социокультурные факторы?
4. Где находится основа природопреобразующих действий человека – в его воле (тогда для изменения привычных способов жизнедеятельности достаточно воспитательных мероприятий), в безличных социальных процессах (тогда придется изменять общество, чтобы новый социум произвел новые пути природопользования) или в процессах самоорганизации космоса (тогда вмешательство людей в разворачивание технической реальности минимально)?5. Как соотносится борьба техники и природы с тем естественным отбором, который считается наукой двигателем эволюции? Быть может, защищая вымирающие биологические виды и разрушаемые экосистемы, мы идем против законов природы? А если эти законы и нас самих запланировали к вымиранию, можно надеяться на «антиприродное» продление существования человечества?
6. Каковы связи между индивидуальным и коллективным техническим сознанием? Что может сделать отдельный человек (тем более – философ, не обладающий ни политическими, ни финансовыми возможностями) для того, чтобы его предостережения выслушали, а его предложения приняли к рассмотрению? Или его участь – оставаться неуслышанным, подобно моралистам?
7. Можно ли называть техническим любое целенаправленное действие, ведущее к цели с помощью искусственных приспособлений, или у нас уже есть и другие алгоритмы деятельности, от техники принципиально отличные, на которые можно опереться в борьбе с экспансией технической реальности?
45. Гражданское и политическое общество
Гражданское общество – это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы. Под гражданским обществом понимали общество на определённой стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.По Локку гражданское общество – люди, добровольно объединённые в различные группы и самоуправляющиеся институты, ограждённые законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство – права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идёт о праве личности на самореализацию.
Политическое общество – общественная группа, характеризующаяся признаваемой общностью интересов, наличием определённых средств для того, чтобы сдерживать разрушительное насилие, а также учреждений и институтов для принятия и проведения в жизнь совместных решений. Может своими границами совпадать с нацией-государством, или с одной из его политических составных частей.
Некоторые исследователи применяют термин почти ко всякой общественной группе, имеющей сознание общности интересов и взаимозависимости. Другие же, на противоположном полюсе, утверждают, что в политическом сообществе следует видеть средоточие политической лояльности, инстанцию авторитетно-властного принятия решений и главного носителя принуждающего властного могущества.
46. Глобальные проблемы современности
По мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе и к другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути социальных механизмов, который следует назвать коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе "Человек – Техника – Природа". В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты. Все глобальные проблемы современности можно свести к трём основным группам:
1) Проблемы экономического и политического взаимодействия государств:
a) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов;
b) проблема преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка;
2) Проблемы взаимодействия общества и природы:
a) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;
b) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьём, энергией, продовольствием);
c) освоение мирового океана и космического пространства;
3) Проблемы взаимоотношений людей и общества:
a) проблема роста народонаселения;
b) проблема охраны и укрепления здоровья людей;
c) проблемы образования и культурного роста.
4) Этические проблемы в современной науке.
47. Почему жизнь человека и общества регулируется ценностями и нормами, как они связаны с духовностью?
К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей. Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты, правила, каноны, эталоны. Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности — нормы, вкусы, идеалы, служащие в качестве алгоритма культуры.
Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Нормы включают в себя: форму единообразия поступков (инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц (иногда в форме некоторых санкций), предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека. Условием реализации социальных норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности. Таким образом, наряду с осознанием потребностей (которое, как мы уже отмечали, может быть адекватным или неадекватным) существует осознание их связи с социальными нормами. Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от неё, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс.
48. Гносеологические проблемы естествознания
Цели естествознания:
– находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;
– раскрывать возможности использования на практике познанных законов природы.
Можно сказать, что у естествознания есть ближайшая, или непосредственная, цель - это познание законов природы, а значит, и истины, и конечная цель - содействие практическому использованию этих законов. Таким образом, цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности.
История науки полна сообщений о случайных событиях: случайно были открыты гальванические элементы, радиоактивность, лучи Рентгена, радиоизлучение Галактики, пенициллин, фуксин, почти все химические элементы и многое другое. Более того: почти в каждом экспериментальном открытии есть элемент случайности.
Открытие есть обнаружение чего-то нового, неизвестного, необъяснимого, с точки зрения существующих научных представлений. Поэтому открытие и оказывается делом случая. Но случайность и необходимость находятся в неразрывном единстве. В объективной действительности нет таких явлений, которые были бы только необходимыми или только случайными, которые были бы лишены случайных признаков или необходимой связи. Там, где есть необходимость, всегда есть и случайность, и наоборот: случайность – это скрытая необходимость. Необходимость вообще проявляется через массу случайностей, поэтому наличие случайностей того или иного рода в научных открытиях не может служить аргументом для отрицания закономерностей в развитии науки.

Приложенные файлы

  • docx 22681093
    Размер файла: 68 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий