Пособие для ХБФ и ФБПИ 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оренбургский государственный университет

Кафедра социальной философии







Е.Р. Южанинова




Философия








Учебно-методическое пособие для
студентов, обучающихся на
химико-биологическом факультете и
факультете прикладной биотехнологии и инженерии









Оренбург 2012






ББК 87. 3




Рецензент: доктор философских наук, профессор Горохов П.А.


Южанинова Е.Р. «Философия»: Учебно-методическое пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2012. - 41 с.


Учебно-методическое пособие предназначено для оказания помощи в освоении дисциплины «Философия», читаемой студентам химико-биологического факультета и факультета прикладной биотехнологии и инженерии.





















( Южанинова Е.Р., 2012
( ГОУ ОГУ, 2012






СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие ..4

Программа курса лекций..6

Планы семинарских занятий...13

Вопросы к экзамену.18

Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины..21

Тесты контроля качества усвоения дисциплины..22

Критерии оценки знаний, умений и навыков33

Методические рекомендации студентам
по организации изучения дисциплины..33

Приложения...35


















Предисловие

Философия – один из самых удивительных феноменов человеческой культуры. Она вырастает на социальной почве и выражает дух эпохи, но не подвластна общественной конъюнктуре. Она поднимает абстрактнейшие вопросы о первоначалах бытия и познания и в то же время помогает ориентироваться в предельно конкретных жизненных ситуациях. Она может быть образцом строгости мысли и вместе с тем иллюстрирует свободу человеческого разума, его независимость от внешних авторитетов.
История философии являет собой галерею интеллектуальных подвигов и провокаций, гениальных прозрений и грандиозных ошибок. Здесь можно встретить буквально всё, от всеохватных реконструкций мирового процесса до анализа нюансов обыденной речи. Сегодня в мире настоящий расцвет философии. Он неизбежен и в России. Люди всё больше понимают, что именно философия помогает находить своё место в жизни, преодолевать культурную и национальную ограниченность и смягчать разного рода конфликты. И хотя она не в силах устранить все проблемы, она может показывать пути их решения.
Будущим специалистам в изучении законов и загадок природы – биологам и химикам – философия необходима не только в общеобразовательных целях, но и как важнейший мировоззренческий ориентир, позволяющий выработать правильную стратегию научного поиска. При преподавании данной дисциплины целесообразен плюралистический подход, базирующийся на уважительном отношении к классикам мировой философской мысли независимо от их политической, научной или общемировоззренческой (материалистической или идеалистической) позиции.
Курс рассчитан на 34 часа лекций и 34 часа семинарских занятий. Промежуточная оценка знаний и умений студента проводится с помощью тестов, включающих в себя основные проблемы курса. Итоговый контроль предусмотрен в виде экзамена в конце семестра.
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
а) иметь представление о философии, ее роли в жизни человека и общества, об исторических типах философии, структуре философии и ее современном состоянии, стоящих перед Россией и мировым сообществом глобальных проблемах;
б) знать основные подходы к определению понятия философии; проблемы, разрабатывавшиеся античными философами; сущность средневековых теологических концепций; антропоцентрические концепции мыслителей Возрождения; концепции философов 17 века; суть систем представителей Немецкой классической философии; основные направления в развитии мировой и русской философской мысли в 19-20 в.в.; классификацию видов бытия, проблему материального и идеального бытия, проблему форм пространства и времени; основные проблемы философской антропологии, гносеологии, эпистемологии; основные подходы к характеристике и изучению культуры; основные концепции развития исторического процесса; глобальные проблемы современной философии природы.
в) уметь интерпретировать приобретенные знания, корректно использовать их при обсуждении мировоззренческих, смысложизненных вопросов, находить им применение в процессе познания и преобразования действительности;
г) иметь опыт в проведении научных дискуссий, аргументации, научного спора;
д) приобрести навыки подбора теоретического материала в области данной дисциплины специализации, необходимого для осмысления многообразных вопросов, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Кандидат философских наук,
доцент кафедры
социальной философии ГОУ ОГУ
Южанинова Е.Р.
Программа курса лекций

1. 1. Что такое философия.
Самостоятельность и своеобразие философии. Примеры подлинного философствования. Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функции философии. Союз науки и философии. Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии. Практическая ориентация философии. Моральная функция философии. Назначение философии. Онтология, гносеология, аксиология в структуре философского знания.

1.2. Древневосточная философия.
Основные особенности культур Древнего Востока. Специфика индийской философии. Священные тексты. Ортодоксальные школы (астика): ньяя, миманса, веданта, йога, вайшешика. Неортодоксальные школы (настика): джайнизм, буддизм, чарвака-локаята. Культ неба, культ предков, дуализм мировосприятия древних китайцев. Философские школы Древнего Китая.

1.3. Античная философия.
Милетская школа философии. Демифологизация античного мировоззрения. Поиски вещественных субстанций как путь к универсальным принципам. Современные научные данные об исходной сингулярности Вселенной. Школа Пифагора: поиски количественных закономерностей. Гераклит Эфесский – рождение диалектики. Элеаты. Апории Зенона как путь выработки философских представлений о веществе, пространстве и времени. Древние атомисты. Атомизм как попытка преодоления апорий Зенона. Сопоставление древнего и современного атомизма.
Школы Сократа. Умопостигаемость общего. Этический рационализм Сократа, понимание диалектики как взаимодополнительности иронии и майевтики. Смерть Сократа. Софисты, их споры с сократиками. Проблематика софизма.
Философия Платона – «учителя человечества». Природа идей. Сопричастность идей и вещей. Понимание идеи как предела становления вещей и как порождающей модели класса вещей. Достижения античного объективного идеализма. Современные данные о связи общего и единичного. Космология Платона и его учение об обществе как конкретизация концепции идей. Этика Платона.
Философия Аристотеля. Материя и эйдос (форма). Возможностно-энергетическое понимание действительности. Логика и методология.
Философия раннего эллинизма. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм о проблеме человека. Неоплатонизм. Характерные черты античной философии.

1.4. Средневековая философия.
Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности как результат более глубокого, нежели в античности, понимания субъективного. Креационизм. Провиденциализм. Истолкование природы времени и вечности. Средневековый символизм и герменевтика. Спор реалистов и номиналистов; концептуализм. Современная интерпретация этого спора, различение общего имени и понятия. Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа. Средневековое понимание общества и природы. Средневековая теодицея. Основные идеи средневековой философии. Соотношение теологии и философии.

1.5. Философия эпохи Возрождения.
Антропоцентрический неоплатонизм как основа философии эпохи Возрождения. Понимание человека как рукотворного мастера и художника. Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. Разработка метода линейной перспективы. Гуманизм. Возрожденческий утилитаризм. Философия Кузанского: развитие понятия предела. Пантеизм Дж. Бруно. Характерные черты возрожденческой философии – антропоцентризм, гуманизм, личностно-материальное и геометрически-структурное понимание мира, борьба со схоластикой.

1.6. Европейская философия ХVII века.
Философия Ф. Бэкона: критика схоластки, развитие экспериментального метода и метода индукции. Недостатки индуктивного метода. Философия Р. Декарта: принцип «Cogito ergo sum», принцип методического сомнения; интеллектуальная интуиция; дедуктивный метод, выделение простого и восхождение от него к сложному; поиск рационального во всем; концепция врождённых идей; дуализм.
Галилей и Ньютон: создание теоретической механики. Четыре аспекта механики Ньютона: метод принципов, математический язык, законы и начальные условия, гипотетико-дедуктивная структура.
Правовые идеи в воззрениях Т. Гоббса и Дж. Локка как реализации потенциала нововременной философии. Философия Г. Лейбница: принципы тождества, достаточного основания, предустановленной гармонии, идеальности монад, непрерывности. Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания. Эмпиризм и сенсуализм Локка: переход от простых идей к сложным. Рационализм Лейбница в теории познания. Основные идеи философии XVII века как плацдарм для развития последующей новоевропейской философии.

1.7. Европейская философия ХVIII века.
Философия французского просвещения (Вольтер, Руссо) и французского материализма (Гольбах). Философия Канта: принцип трансцендентального идеализма, соотношение способности души с познавательными способностями и априорными причинами. Основные формы человеческой деятельности и сопутствующие им ценности: истина, красота, добро. Деятельностная философия И. Г. Фихте. Философия Шеллинга и влияние на нее историко-культурных традиций. Сравнение главных философских направлений XVIII века во Франции и Германии.

1.8.От философии Гегеля к диалектическому материализму.
Философия Гегеля: идеализм, природа идей; идеи сами по себе, в природе и духе. Схематика гегелевской энциклопедии философских наук. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и гегелевской диалектики. Материализм Л. Фейербаха. Диалектический материализм Маркса и Энгельса: критика капитализма, проблема отчуждения и возможности её преодоления посредством пролетарской революции, уяснение природы общественного, разработка проблем практики.

1.9. От философии жизни к герменевтике.
Неклассическая философия жизни как противовес классической рациональной философии. Философия А. Шопенгауэра. Интуитивизм А. Бергсона. Философия воли к власти Ф. Ницше. Философия С. Кьеркегора.
Позитивизм. Экзистенциализм. Бытие человека в мире. Истолкование проблемы существования человека. Экзистенциализм как преодоление психологизмов философии жизни. Основные экзистенциалы: страх, тревога, ожидание смерти и др. основные идеи философии Сартра, Ясперса, Камю. Фундаментальная онтология Хайдеггера. Феноменология Гуссерля: единство субъекта и объекта в феноменах, интенциональность сознания, феноменологическая редукция, роль воображения в конструировании эйдосов, эйдическая интуиция. Успехи и неудачи в феноменологии.
Герменевтика. Метод вчувствования В. Дильтея. Истолкование Хайдеггером понимания как языковой интерпретации. Представление о герменевтическом круге. Герменевтика бытия Гадамера и её отличие от герменевтики сознания Шлейермахера-Дильтея.

1.10. От структурализма к постмодернизму.
Структурализм. Структура как относительно устойчивый способ организации системы. Учение Ф. де Соссюра о естественных языках как знаковых системах.
Философия дискурсивных практик М. Фуко. Дискурс как совокупность высказываний. Становление и рассеивание структур в дискурсивных практиках.
Деконструктивизм Ж. Деррида. Деконструкция как замещение слов и предложений цепочкой заменителей (субститутов) по законам красоты. Постмодернизм Ж. Лиотара. Паралогика как предпочтение дисконсенсуса (а не консенсуса), случайного (а не необходимого), дискретного (а не непрерывного), игры (а не строго упорядоченной действительности), рассеивания дискурсов (а не их центрирования), виртуального (а не вещного). Постмодернизм в умеренном и авангардистско-анархическом вариантах.

1.11. Основные проблемы русской философии.
Философия в России до XIX века: краткий историко-философский обзор. Философия славянофилов: И. В. Киреевского, Л. С. Хомякова. Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Религиозно-этические искания Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Философия западников: А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Философия В. С. Соловьева: положительное всеединство. Бог как олицетворение всеединства, София. Формула В. С. Соловьева: абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Любовь как сила, подрывающая корни всякой отдельности. Жизнь как подвиг одухотворения. Критики о философии В. С. Соловьева.
Русская философия XX века. Насильственная эмиграция философов (1922 г.). Философия Н. А. Бердяева: темы свободы, творчества, интуиции, ничто и Бога. Диалектическая феноменология и символизм А. Ф. Лосева. Русский космизм.
Характерные черты русской философии: внимание к целостности мира, его положительному всеединству; этический персонализм, соборность, интуитивность и праведность; космизм.

1.12. Общие вопросы учения о бытии.
Вопрос о существовании. Виды бытия. Монистические и плюралистические виды бытия, самоорганизация бытия. Материальное и идеальное. Пространство и время. Движение и развитие. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности.

1.13. Философская антропология и гносеология.
Философия о природе человека: обзор различных точек зрения, дилеммы уникальности/универсальности, внутреннего/внешнего; единство человека, его историчность, необходимость синтеза гуманистических концепций. Возможности человека в познании мира. Критика противопоставления объекта субъекту. Природа психических функций человека. Чувственное познание и его формы. Память и воображение. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Единство чувственного и рационального познания. Творчество. Интуиция. Сознательное, бессознательное, надсознательное. Фрейдизм о бессознательном. Самосознание. Общественная природа сознания. Истина. Три концепции истины: корреспондентская, когерентная и прагматическая. Шкала истинности: относительность истины и заблуждения. Объяснение, чувствование, понимание как формы познания. Проблема единства, истины, добра и красоты. Русские философы
В. С. Соловьев и П. А. Флоренский о единстве истины и духовности. Ценность и оценка. Философия как аксиология. Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал.
1.14. Философия символического мира человека. Человек в мире культуры.
Философия языка. Обзор исторических интерпретаций природы языка. Три философии языка: философия имени, предиката и ценностных установок. Метаязык. Формализованный язык. Машинные языки. Философия как язык.
Философия культуры. Культура и цивилизация. Диалоговый характер культуры. Проблемы массовой и элитарной культуры. Эстетическое, природа красоты. Различение художественного и эстетического. Прекрасное и возвышенное.
Философия практики. Практика как деятельность человека. Структура практики: цель, целесообразная деятельность, средства, результат деятельности и его оценка. Интерпретация феномена практики в различных способах философствования. Разновидности практики.
Добро. Три этики: добродетелей, долга и ценностей. Проблемы свободы и ответственности. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Мораль, право. Религиозные ценности и свобода вероисповедания. Единство истины, добра и красоты. Философские вопросы образования и воспитания.

1.15. Философия общества и истории.
Философские концепции общества. Человек и общество. Свобода и необходимость. Личность и массы. Общество и его структура. Гражданское общество. Государство. Философия истории. Многообразие цивилизаций. Запад-Россия-Восток. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Проблемы философии российской истории. Л. Н. Гумилев и его теория пассионарности.


1.16. Философия природы. Человек во Вселенной.
Уровни организации универсума. Экологическая философия. Экогуманизм. Философские проблемы биоэтики. Человек во Вселенной. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

2 Планы семинарских занятий

2.1. Что такое философия?
Вопросы для обсуждения:
Предмет философии, ее место и роль в культуре.
Научная ориентация философии.
Философия: наука или искусство?
Мировоззренческая, методологическая и моральная функции философии.

2.2. Древневосточная философия.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика Древнего Востока.
2. Философия Древней Индии:
а) ортодоксальная школа (любая на выбор);
б) неортодоксальная школа (любая на выбор).
3. Философия Древнего Китая:
а) конфуцианство;
б) даосизм.

2.3. Античная философия.
Вопросы для обсуждения:
Милетская школа философии.
Школа Пифагора.
Гераклит и элеаты. Атомисты. Левкипп и Демокрит.
Школа Сократа. Его полемика с софистами.
Учение Платона об идеях и его теория познания.
Социально-политические взгляды Платона.
Аристотель как систематизатор античной философии.
Философия раннего эллинизма. Неоплатонизм.

2.4. Средневековая философия.
Вопросы для обсуждения:
Теоцентризм философии Средневековья. Принцип абсолютной личности. Креационизм.
Средневековая герменевтика. Реализм и номинализм.
Раннехристианская философия (Тертуллиан, Ориген, Августин Блаженный).
Западноевропейская философия Средневековья (Ансельм Кентерберийский, Росцелин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский).

2.5. Философия эпохи Возрождения.
Вопросы для обсуждения:
Антропоцентризм - принцип возрожденческой философии. Понимание человека как рукотворного мастера и художника. Эстетическое как доминирующий аспект философии Возрождения.
Философия Николая Кузанского. Развитие понятия предела.
Философия Джордано Бруно. Пантеизм.
Социальные и естественнонаучные теории Возрождения (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Эразм Ротердамский, Мишель Монтень, Пика делла Мирандола, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Томазо Кампанелла, Леонардо да Винчи)

2.6. Европейская философия XVII века.
Вопросы для обсуждения:
Философия Ф. Бэкона: критика схоластики, развитие экспериментального метода и метода индукции.
Философия Р. Декарта (картезианство). Принцип “cogito ergo sum”, принцип методического сомнения.
Философия Г. Лейбница. Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания.
Т. Гоббс и Б. Спиноза о бытии и человеческой природе. Этика Спинозы.

2.7. Европейская философия XVIII века.
Вопросы для обсуждения:
Философия французского Просвещения. Вольтер, Руссо, Гольбах.
Философия И. Канта: принцип трансцендентального идеализма, соотношение способностей души с познавательными способностями и априорными причинами.
Философские системы И. Г. Фихте и Ф. В. Й. Шеллинга.
Сравнение двух главных философских направлений XVIII века: французская и немецкая философии.

2.8. От философии Гегеля к диалектическому материализму.
Вопросы для обсуждения:
Философия Гегеля: идеализм, природа идей; идеи сами по себе, в природе и духе.
Схематика гегелевской энциклопедии философских наук. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и гегелевской диалектики.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Диалектический материализм Маркса и Энгельса.

2.9. От философии жизни к герменевтике.
Вопросы для обсуждения:
Неклассическая философия жизни как противовес классической рациональной философии. А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше.
Экзистенциализм. Бытие человека в мире. Основные идеи философии Сартра, Ясперса, Камю.
Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Феноменология Гуссерля.
Герменевтика. В. Дильтей, Ф. Гадамер. Представление о герменевтическом круге.

2.10. От структурализма к постмодернизму.
Вопросы для обсуждения:
Структурализм. Структура как относительной устойчивый способ организации системы.
Мишель Фуко: философия дискурсивных практик. Дискурс как совокупность высказываний.
Деконструктивизм Ж. Деррида. Деконструкция как замещение слов и предложений цепочкой заменителей (субститутов) по законам красоты.
Постмодернизм Ж. Лиотара. Паралогика.

2.11. Русская философия.
Вопросы для обсуждения:
Русская философия: от славянофильства к религиозно-этическому искательству.
Философия западников в России. А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Т. М. Грановский и их последователи.
Философия В.С.Соловьева. Бог как олицетворение всеединства. София.
Русская философия в XX в. Н. А. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов, А. Ф. Лосев.

2.12. Общие вопросы учения о бытии.
Вопросы для обсуждения:
Проблема существования. Виды бытия. Монистические и плюралистические виды бытия.
Многообразие и единство бытия. Материальное и идеальное.
Пространство и время.
Изменение и развитие. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм.

2.13. Философская антропология и гносеология.
Вопросы для обсуждения:
Философия о природе человека: обзор различных точек зрения.
Природа психических функций человека, способность познавать мир. Чувственное познание. Память и воображение. Рациональное познание.
Творчество. Интуиция. Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм.
Ценность. Философия как аксиология.

2.14. Философия символического мира человека. Человек в мире культуры.
Вопросы для обсуждения:
Философия языка. Обзор исторических интерпретаций природы языка. Единство и многообразие языков. Метаязык.
Философия культуры. Культура и цивилизация.
Философия практики. Структура практики. Разновидности практики.
Проблемы свободы и ответственности. Добро и зло. Единство истины, красоты и добра.

2.15. Философия общества и истории.
Вопросы для обсуждения:
Пути понимания природы общества. Общество и его структура.
Философия истории. Многообразие культур, цивилизаций.
Запад-Россия-Восток: возможно ли совместное существование?
Проблемы и перспективы современной цивилизации.
2.16. Философия природы. Человек во Вселенной.
Вопросы для обсуждения:
Уровни организации универсума.
Экологическая философия.
Философские проблемы биоэтики, клонирование и его возможные социокультурные последствия.
Человек во Вселенной.

3 Вопросы к экзамену

Предмет философии, ее место и роль в культуре.
Научная ориентация философии.
Функции философии.
Философия Древней Индии.
Философия Древнего Китая.
Милетская школа философии.
Школа Пифагора.
Гераклит и элеаты.
Атомисты. Левкипп и Демокрит.
Школа Сократа.
Софисты.
Учение Платона об идеях и его теория познания.
Социально-политические взгляды Платона.
Аристотель как систематизатор античной философии.
Сущность различий между взглядами Платона и Аристотеля.
Философия раннего эллинизма. Неоплатонизм.
Монотеизм. Принцип абсолютной личности. Креационизм.
Средневековая герменевтика. Реализм и номинализм.
Раннехристианская философия (Тертуллиан, Ориген, Августин).
Западноевропейская философия Средневековья (Росцелин, Абеляр, Аквинский).
Основные принципы философии Возрождения.
Философия Н. Кузанского и Д. Бруно. Пантеизм.
Философия Ф. Бэкона и Р. Декарта.
Т. Гоббс и Б. Спиноза о бытии и человеческой природе.
Философия Лейбница. Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания.
Философия французского Просвещения. Вольтер, Руссо, Гольбах.
Общая характеристика философии И. Канта.
Философия Г. В. Ф. Гегеля.
Философия И. Г. Фихте и Ф.В.Й. Шеллинга.
Антропологический материализм Фейербаха и диалектический материализм Маркса.
Философия жизни (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше).
Экзистенциализм (С. Кьеркегор, Сартр, Ясперс, Камю).
Фундаментальная онтология Хайдеггера. Феноменология Гуссерля.
Герменевтика.
Структурализм.
Философия дискурсивных практик.
Деконструктивизм.
Постмодернизм.
Русская философия: славянофильство и западничество.
Философия В.С.Соловьева.
Русская философия в XX в.
Проблема существования. Виды бытия.
Пространство и время.
Изменение и развитие. Закономерности.
Философия о природе человека.
Мышление. Единство чувственного и рационального познания.
Творчество. Интуиция.
Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм.
Ценность. Философия как аксиология.
Философия языка. Единство и многообразие языков. Метаязык.
Философия культуры. Культура и цивилизация.
Философия практики.
Проблема свободы и ответственности. Добро и зло. Единство истины, красоты и добра.
Пути понимания природы общества. Общество и его структура.
Философия истории. Многообразие культур, цивилизаций.
Основные тенденции современной философии науки.
Идеалы науки и проблемы этики ученого.
Основные проблемы философии биологии (химии).
Экологическая философия. Философские проблемы биоэтики.
Человек во Вселенной. Проблемы и перспективы современной цивилизации.


















4. Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины

4.1. Основная литература.
Алексеев П. В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. Изд. 3-е. - М.: Проспект, 2001.
Горохов П.А. Философия: Курс лекций. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005.
Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. 4-е изд. М.: Логос, 2005.
Спиркин А. Г. Философия. – М.: Гардарики, 2006.
Мир философии. Ч. 12. М.: Политиздат, 1991.
Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юристь, 2004.
Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999.
Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1970.

4.2. Дополнительная литература
Алексеев П. В. История философии: Учебник для вузов. Изд. 3-е. - М.: Проспект, 2005.
Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1976.
Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре. - М.: Наука, 1997.
Вальяно М.В. Философия: Учебник. – М.: ДиС, 2003.
Введение в философию: Учебное пособие для вузов. – М., 2007.
Грядовой В.И. Философия: Структурированный учебник. – М., 2003.
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л.: ЭГО, 1991.
Зотов А. Ф. Современная западная философия: Учебник. – М.: Высшая школа, 2001.
История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. М.: Мысль, 1991.
Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.
Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон,1996.
Лосский И.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.
Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. - Л.: ЛГУ, 1982.
Поупкин Ричард, Стролл Аврум. Философия. Вводный курс. – М.: Серебряные нити, 1998.
Рассел Б. История Западной философии. – М.: Академический проект, 2000.
Хрестоматия по философии. – М.: Проспект, 1996.


5. Тесты контроля качества усвоения дисциплины
Вариант 1.
1.Соотнесите мыслителей с их высказываниями о «первоначале» бытия:
а) Фалес; а) огонь;
б) Анаксимен; б) атом;
в) Анаксимандр; в) вода;
г) Демокрит; г) апейрон;
д) Гераклит. д) воздух.

2. Древнегреческие стоики (Зенон из Китиона, Хрисипп из Сол) считали свободным только:
а) мудреца, следующего необходимости;
б) человека, стремящегося к счастью;
в) анахорета (отшельника).

3. По своему мировоззрению Платон был:
а) объективным идеалистом;
б) субъективным идеалистом;
в) скептиком;
г) материалистом.

4. Назовите представителей номинализма:
а) Ансельм Кентерберийский;
б) Иоанн Росцелин;
в) Гильом из Шампо;
г) Уильям Оккам.

5. Какое из нижеследующих высказываний относится к эсхатологии:
а) учение о загробной жизни единичной человеческой души;
б) ожидание конца жизни света;
в) учение о цели космоса и истории, об их конце.
6. Специфической чертой натурфилософии Возрождения является:
а) деизм;
б) атеизм;
в) пантеизм;
г) дуализм.

7. Рационализм Р. Декарта проявился в том, что он признал в разуме наличие:
а) противоречий;
б) заблуждений;
в) врожденных идей;

8. Поставьте в соответствие мыслителей и разработанные ими понятия:
а) И. Кант а) дедукция
б) Платон б) эйдос
в) Г. Гегель в) категорический императив
г) Р. Декарт г) пантеизм
д) Б. Спиноза д) абсолютная идея.

9. Понятие И. Канта «вещь в себе» означает:
а) непознанная вещь;
б) непознаваемая сущность мира;
в) божественный смысл вещей.

10. Согласно О. Шпенглеру, «цивилизация» - это:
а) общество, идущее на смену эпохе первобытности;
б) западноевропейское буржуазное общество 18 века;
в) этап упадка культуры.

11. Укажите направления современной зарубежной философии:
а) структурализм;
б) неопозитивизм;
в) стоицизм;
г) номинализм;
д) экзистенциализм;
е) неотомизм.

12. Какие проблемы относят к глобальным проблемам современности:
а) предотвращение мировой термоядерной войны;
б) повышение уровня жизни в странах Западной Европы;
в) обеспечение экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами;
г) преодоление экологического кризиса;
д) решение разнообразных (зачастую противоречивых) демографических проблем в различных регионах мира;
е) предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.

Вариант 2.
1. Термин «апейрон» у философа милетской школы Анаксимандра означает:
а) разум;
б) необходимость;
в) беспредельную и неопределенную материю.

2. Под «материей» Аристотель понимал:
а) неподвижный субстрат;
б) вещество, состоящее из атомов;
в) духовная энергия;
г) апейрон.

3. Центральной проблемой философии софистов является проблема:
а) человека;
б) «физиса»;
в) материи.

4. Соотнесите мыслителей с их высказываниями:
а) Августин Блаженный; а) «Человек – это мыслящий тростник»
б) Р. Декарт; б) «Верую, ибо абсурдно»
в) Т. Тертуллиан; в) «Верую, чтобы понимать»
г) Гераклит. г) «Мыслю, следовательно, существую»
д) «В одну реку нельзя войти дважды»
е) «Только образованный человек явля-
ется свободным».

5. Выберите определение «креационизма»:
а) направление в античной философии;
б) онтологический принцип, признающий сотворение мира Богом из ничего;
в) антропологический принцип, основанный на изучении различий человека и животного;
г) термин в анатомии.


6. Философия эпохи Возрождения была по своему характеру:
а) космоцентрической;
б) геоцентрической;
в) антропоцентрической;
г) теоцентрической.

7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»;
б) «во всем должно сомневаться»;
в) «любовь движет солнце и светила»;
г) «знание - сила».

8. Сопоставьте мыслителей с философскими направлениями:
а) наукоучение; а) Г. Гегель;
б) диалектический материализм; б) Ф.Шеллинг;
в) философия тождества; в) Л. Фейербах;
г) антропологический материализм; г) И.-Г. Фихте;
д) абсолютный идеализм. д) К. Маркс.

9. Абсолютная идея, согласно Г. Гегелю, проходит следующие ступени развития:
а) абсолютная идея сама по себе, природа, абсолютный дух;
б) искусство, религия, философия;
в) механизм, химизм, организм.

10. Какая картина мира пришла на смену механической картине мира И. Ньютона в начале 20 века:
а) электромагнитная;
б) атомистическая;
в) квантово-механическая.

11. Соотнесите мыслителей с философскими направлениями:
а) Г. Гадамер; а) герменевтика;
б) М. Хайдеггер; б) экзистенциализм;
в) А. Бергсон в) интуитивизм;
г) О. Конт; г) позитивизм.

12. Назовите психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Кьеркегора в произведении «Страх и трепет»:
а) любовь;
б) вина;
в) отчуждение;
г) долг;
д) страх.
Вариант 3.
1. Каково отношение идеи и вещи у Платона:
а) вещь – отражение идеи;
б) идея тождественна вещи;
в) идея - отражение вещи.

2. Что, по Эпикуру, является главной преградой на пути к достижению человеческого счастья:
а) гордость;
б) страхи;
в) высокомерие;
г) корыстолюбие.

3. Кто из античных философов широко использовал тезис: «Познай самого себя»:
а) Эмпедокл;
б) Парменид;
в) Анаксагор;
г) Сократ;
д) Эпикур.

4. Приведите в соответствие мыслителей и направления средневековой схоластики:
а) И. Росцелин; а) номинализм;
б) Фома Аквинский; б) реализм;
в) Августин; в) концептуализм;
г) П. Абеляр; г) умеренный реализм.

5. Согласно номинализму реально существуют только:
а) единичные вещи;
б) общие понятия;
в) субстанция;
г) концепты.

6. Выберите представителей философии эпохи Возрождения:
а) Н. Коперник;
б) Т. Мор;
в) Ф. Бэкон;
г) Д. Бруно;
д) Ф. М. А. Вольтер.

7. Определите, кому принадлежат высказывания:
а) «Знание – сила»; а) Б. Спиноза;
б) «Существовать – значит, быть воспринимаемым»; б) Ф. Бэкон;
в) «Мыслю, следовательно, существую»; в) Д. Беркли;
г) «Свобода – осознанная необходимость». г) Р. Декарт.

8. Назовите основные произведения Г. Гегеля:
а) «Критика чистого разума»;
б) «Критика практического разума»;
в) «Феноменология духа»;
г) «Сущность христианства»;
д) «Наука логики».

9. По К. Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) производительных сил;
б) мирового исторического процесса;
в) взаимодействие Бога и природы;

10. Одним из этапов развития позитивизма был:
а) неотомизм;
б) берклианство;
в) трансцендентализм;
г) эмпириокритицизм.

11. Какой термин при определении герменевтики является центральным:
а) познание;
б) воображение;
в) понимание;
г) стремление.

12. Психика человека, согласно З. Фрейду, представляет собой единство трех элементов:
а) понятие, суждение, умозаключение;
б) ощущение, восприятие, представление;
в) бессознательное, сознание, сверхсознание;
г) знание, ценности, убеждения.

Вариант 4.
1. В чём видел главную задачу философии Платон?
а) в определении смысла бытия;
б) в адекватном описании мира;
в) в познании вечных истин;
г) в повышении культуры людей.

2. Метод майевтики заключается в:
а) доказательстве истины;
б) разрешении спора;
в) в переубеждении оппонента;
г) в нахождении истины самим оппонентом в ходе дискуссии.
3. Эпикур считал, что счастливым может быть человек, преодолевший в себе страх перед чем?
а) конфликтом;
б) опасностью;
в) смертью;
г) несчастьем.

4. Они считали, что всё в мире произошло от одного первоэлемента, причём каждый настаивал на своём, - будь это вода, апейрон или воздух:
а) Анаксимандр;
б) Эмпедокл;
в) Фалес;
г) Анаксимен.

5. Что означает слово схоластика?
а) грамота;
б) школьная философия;
в) священные тексты;
г) учение пророков.

6. Какой из методов познания не относится к общенаучным?
а) наблюдение;
б) обобщение;
в) суждение;
г) восприятие.

7. Вечный процесс обновления мира есть философская категория
а) материи;
б) движения;
в) времени;
г) абсолюта.

8. Монизм, как философское учение, утверждает, что:
а) за многообразием явлений скрыто одно первоначало, единая основа (субстанция);
б) существуют две независимые друг от друга субстанции;
в) отрицает возможность познать мир;
г) поддерживает веру в сверхъестественные сущности.

9. Философскими учениями о сущности и развитии человеческого общества не являются:
а) онтология;
б) метафизика;
в) социальная философия;
г) антропология.
10. Какой вопрос включён в структуру основного вопроса философии?
а) можно ли до конца познать мир?
б) как материя порождает сознание?
в) что первично материя или сознание?
г) как сознание порождает материю?

11. Человеческому сознанию присуще:
а) пассивное отражение действительности;
б) активная, творческая деятельность;
в) непосредственное воздействие на действительность;
г) порождение объективной реальности.

12. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
г) сомнение в возможности познания.

Вариант 5.
1. К какой философской школе принадлежал Диоген из Синопа?
а) эпикурейцы;
б) киники (циники);
в) стоики;
г) идеалисты.

2. Кому из философов был присущ метод майевтики:
а) Аристотелю;
б) Платону;
в) Сократу;
г) Демокриту.

3. Каков первоначальный смысл слова «диалектика»?
а) искусство вести беседу, диалог, спор;
б) философское учение о всеобщей связи и развитии;
в) всеобщий метод познания;
г) философское учение о противоречивости всего сущего.

4. Основные цели схоластики:
а) с помощью разума проникнуть в истину веры и приблизить её к мыслящему духу;
б) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;
в) сформулировать основы социальной философии;
г) использовать философские аргументы для исключения возможности критики святых истин.

5. Номинализм (течение средневековой философии) утверждал, что:
а) подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия;
б) общие понятия суть только имена и образуются нашим умом;
в) подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии);
г) универсалии существуют вне и до всяких понятий.

6. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:
а) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью;
б) ориентации в обыденной жизни;
в) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определённым правилам;
г) разложения целостных объектов на составные части.

7. Основной вопрос философии впервые сформулировал:
а) Л. Фейербах;
б) Ф. Энгельс;
в) К. Маркс;
г) В. Ленин.

8. По мысли Ж. П. Сартра, человек – это:
а) сверхчеловек;
б) богочеловек;
в) человекобог;
г) будущее человека.

9. Аксиология – это философское учение:
а) о ценностях;
б) о человеке;
в) о законах мышления;
г) о развитии.

10. Каково библейское понимание истории?
а) история – это прогресс науки и техники, совершенствование общественных отношений;
б) история – это направленный процесс, исходный пункт которого сотворение человека, а конечный – Страшный суд;
в) история – это процесс смены общественно-экономической формации;
г) исторический процесс носит циклический характер.

11. К философским методам познания относятся:
а) диалектический;
б) структурно-функциональный;
в) синергетический;
г) герменевтический.

12. В какой работе впервые был сформулирован основной вопрос философии?
а) «Анти-Дюринг»,
б) «Диалектика природы»
в) «Л. Фейербах и конец немецкой классической философии»
г) «Материализм и эмпириокритицизм».

Вариант 6.
1. Философия это:
а) объективное отражение действительности;
б) ядро мировоззрения;
в) желаемое представление о мире;
г) суждение о прошлом, настоящем и будущем.

2. Диалог «Тимей» принадлежал:
а) Аристотелю;
б) Платону;
в) Сократу;
г) Эпикуру.

3. К материалистам античности можно отнести:
а) Платона;
б) Сократа;
в) Левкиппа;
г) Зенона.

4. «Никомахова этика» - это произведение принадлежит:
а) Сенеке;
б) Марку Аврелию;
в) Аристотелю;
г) Платону.

5. Что считал Августин в отношении сотворения Богом мира?
а) Бог создал вещи из существующей объективной материи;
б) Бог создал вещи и материю последовательно во времени;
в) Бог создал материю и время одновременно;
г) Бог растворён в природе, он неотделим от неё.

6. Какого раздела в структуре философии как науки нет?
а) онтологии;
б) гносеологии;
в) морфологии;
г) аксиологии.

7. Какой из ниже перечисленных вопросов является одной из сторон основного вопроса философии?
а) Как познавать мир?
б) Познаваем ли мир?
в) Что важнее: материя или сознание?
г) Как взаимодействуют материя или сознание?

8. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение:
а) человек живёт вещами и существует лишь для космоса физических тел;
б) весь земной мир и человек в нём – это момент неуклонного движения к Богу;
в) человек есть совокупность общественных отношений;
г) человек есть мыслящая вещь.

9. «Бессознательное» в современной философии – это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) всё, что не осознаётся человеком;
г) нечто, присущее только отдельному человеку.

10. Онтология как раздел философского знания – наука о всеобщем, в истории философии не называлась:
а) первая философия;
б) метафизика;
в) объективная логика;
г) эпистемология.

11. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:
а) непосредственная деятельность сознания; б) адекватное выражение мысли; в) система естественных и искусственных знаков;
г) вторая сигнальная система.

12. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемая в определениях (словах):
а) понятие;
б) категория;
в) дефиниция;
г) термин.

6. Критерии оценки знаний, умений и навыков

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является экзамен. Экзамен проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса.
Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если он демонстрирует умение производить критический разбор главных идей, воззрений, подходов и высказывать собственные суждения по предмету, используя в ответе материал дополнительной и монографической литературы.
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он демонстрирует умение сопоставлять и сравнивать между собой различные позиции, взгляды и точки зрения по обсуждаемой проблеме, демонстрирует зачатки критического мышления, но допускает некоторые мелкие неточности и ошибки в изложении учебного материала.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он может механически изложить (воспроизвести) основные проблемы, идеи, концепции философов, то есть материал, предусмотренный «Рабочей программой по философии», на основе которой осуществляется преподавание курса, но затрудняется дать собственную оценку той или иной концепции и высказать свою точку зрения.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он демонстрирует полное незнание учебного материала, предусмотренного учебной программой.

7. Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины

Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путём планомерной, повседневной работы.
Общие рекомендации.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы, особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Без изучения литературы, приведённой в п.4.1. и считающейся основной для данного курса, сдать экзамен по философии невозможно.
Постарайтесь уделить внимание изучению первоисточников. С Платоном, Аристотелем, Кантом, Гёте, Гегелем, Шеллингом, Фейербахом следует знакомиться «лично», а не в пересказе учебников, ибо пересказ, пусть даже и занимательный, - всего лишь отрывки, капли из могучего потока мыслей философа. Поэтому больше читайте. Помните старую истину: книги – это реки, питающие Вселенную.
Работа с конспектом лекций.
Просмотрите конспект сразу после занятий. Отметьте материал конспекта лекций, который вызывает у вас затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю. Ведущие понятия и определения, данные в лекции, необходимо выучить, остальной материал – основные идеи, теории, подходы – постарайтесь запомнить.
Каждую неделю отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам и тестам.
Подготовка к семинарским занятиям.
Подготовка к семинарским занятиям должна строиться в соответствии с целями и задачами курса. Ответ на вопрос следует готовить с привлечением обширного количества основной и дополнительной литературы (3-4 источника, не считая лекции), при ответе следует обязательно указать, какие источники были использованы. Материал следует излагать свободно, избегая зачитывания текстов учебников, в качестве иллюстрации той или иной мысли допускается опираться лишь на отдельные цитаты из трудов философов.






















ПРИЛОЖЕНИЯ
Цели и задачи курса

Пронумерованные цели и задачи курса представлены в таблице 1.

Таблица 1
№ цели
Содержание цели

Студент должен иметь представление:

1
о философии, ее роли в жизни человека и общества,

2
об исторических типах философии;

3
структуре философии и ее современном состоянии;

4
стоящих перед Россией и мировым сообществом глобальных проблемах;

Студент будет знать:

1
основные подходы к определению понятия философии;

2
проблемы, разрабатывавшиеся античными философами: натурфилософами, элеатами, пифагорейцами, атомистами, представителями Высокой классики, эллинистической и римской философией;

3
сущность средневековых теологических концепций, суть полемики между номиналистами и реалистами, выдающихся персоналий средневековой философии;

4
антропоцентрические концепции мыслителей Возрождения;

5
концепции философов 17 века: Дж. Локк, Спиноза, Т. Гоббс, Д. Юм: общее и особенное их концепций;

6
суть систем представителей Немецкой классической философии: трансцендентальный идеализм И. Канта, диалектическая система Г. Гегеля, субъективный идеализм И. Фихте; философская эволюция Ф. Шеллинга;

7
причины возникновения иррационалистической философии в середине 19 в. и ее основных представителей;

8
основные направления в развитии мировой философской мысли в первой половине 20 в.;

9
основные направления в развитии мировой философской мысли во второй половине 20 в.;

10
основные этапы в развитии философской мысли России и основных ее представителей;

11
классификацию видов бытия, проблему материального и идеального бытия, проблему форм пространства и времени;

12
основные проблемы философской антропологии как отрасли философии, базовые подходы к изучению и характеристике человека;

13
базовые проблемы современной гносеологии и эпистемологии;

14
характеристики культуры как символического мира человека, основные подходы к характеристике и изучению культуры;

15
основные концепции развития исторического процесса, проблемы смысла истории и конца истории;

16
глобальные проблемы современной философии природы

Студент будет уметь:

1
интерпретировать приобретенные знания, корректно использовать их при обсуждении мировоззренческих, смысложизненных вопросов, находить им применение в процессе познания и преобразования действительности;

2
выступать с сообщениями по философским вопросам, активно участвовать в дискуссиях;

3
подбирать теоретический материал, необходимый для осмысления многообразных вопросов, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Студен будет иметь следующие навыки:

1
первичный научно-исследовательской работы с философскими источниками, периодикой;

2
проведение научных дискуссий, аргументации, научного спора;

3
участие в научных, научно-практических и учебно-методических конференциях.

























Организационно-методические данные дисциплины

Виды работ с разбивкой трудоемкости по семестрам приведены в таблице 2.

Таблица 2

Вид работы
Трудоёмкость, ч.


5 сем.
Всего

Общая трудоемкость
118
118

Аудиторная работа
68
68

Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
34
34
-
34
34
-

Самостоятельная работа
50
50

Курсовой проект (КП)
Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.), (СР)
-
50

-
50

Вид итогового контроля

экзамен


















Структура курса

В соответствии с целями и задачами в структуре курса выделяются пятнадцать тесно связанных друг с другом разделов.

Раздел 1. Что такое философия.
Раздел 2. Древневосточная философия.
Раздел 3. Античная философия.
Раздел 4. Средневековая философия.
Раздел 5. Философия эпохи Возрождения.
Раздел 6. Европейская философия ХVII века.
Раздел 7. Европейская философия ХVIII века.
Раздел 8.От философии Гегеля к диалектическому материализму.
Раздел 9. От философии жизни к герменевтике.
Раздел 10. От структурализма к постмодернизму.
Раздел 11. Основные проблемы русской философии.
Раздел 12. Общие вопросы учения о бытии.
Раздел 13. Философская антропология и гносеология.
Раздел.14. Философия символического мира человека. Человек в мире культуры.
Раздел 15. Философия общества и истории.
Раздел 16. Философия природы. Человек во Вселенной.










Содержание программы дисциплины

Тематический план изучения дисциплины

Лекционные занятия

3 (5) семестр

№ занятия
Тема
Кол-во часов


1
Что такое философия?
2

2
Древневосточная философия
2

3,4
Античная философия
4

5
Средневековая философия
2

6
Философия эпохи Возрождения
2

7
Европейская философия XVII века
2

8,9
Европейская философия XVIII века
4

10
От философии Гегеля к диалектическому материализму
2

11
От философии жизни к герменевтике
2

12
От структурализма к постмодернизму
2

13
Русская философия
2

14
Общие вопросы учения о бытии
2

15
Философская антропология и гносеология
2

16
Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
2

17
Философия общества и истории
2

18
Философия природы. Человек во
Вселенной
2

Итого
36





Семинарские занятия

3 (5) семестр

№ занятия
Тема
Кол-во часов


1
Что такое философия?
2

2
Древневосточная философия
2

3,4
Античная философия
4

5
Средневековая философия
2

6
Философия эпохи Возрождения
2

7
Европейская философия XVII века
2

8,9
Европейская философия XVIII века
4

10
От философии Гегеля к диалектическому материализму
2

11
От философии жизни к герменевтике
2

12
От структурализма к постмодернизму
2

13
Русская философия
2

14
Общие вопросы учения о бытии
2

15
Философская антропология и гносеология
2

16
Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
2

17
Философия общества и истории
2

18
Философия природы. Человек
во Вселенной
2

Итого
36














13PAGE 15


13PAGE 14315


13PAGE 14115




13PAGE 14115


13PAGE 143515






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 615

Приложенные файлы

  • doc 26761396
    Размер файла: 227 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий