Пермский государственный гуманитарно


Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Факультет музыки
Реферат на тему:
Относительная сольмизация как методическая система
Выполнила:
Студентка II курса
Савельева Виктория
Проверила:
Доцент кафедры музыковедения и
музыкальной педагогики
Царева Н. А.
Пермь, 2012
Содержание
Введение
Сольмизация как способ знакового запечатления мелодических звуковысотных отношений
Методические системы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В течение первых двух лет обучения в школе вся работа по освоению ладовых интонаций, простейших ритмоформул и нотной грамоты проводится в системе относительной сольмизации.
Проблема выбора подходящей методики стоит сегодня очень остро. Модернизация школ, методик, стиля обучения и даже самого общества приводит к тому, что молодые специалисты встают перед важным выбором: каким путем пойти?
В данной работе, я постараюсь определить, какую роль выполняет сольмизация в обучении детей музыкальной грамоте на начальном этапе, и разобраться, какие системы сольмизации предлагаются нам сегодня.
Сольмизация как способ знакового запечатления мелодических звуковысотных отношений
Процесс обучения сольфеджио в условиях письменной музыкальной культуры вообще немыслим без каких-либо внешних запечатлений звука. Поэтому знаковое обозначение является, с одной стороны, методическим приемом, а с другой стороны, это просто необходимостью. В силу своей природы система знаковой записи музыкального звучания требует от нас умения расшифровать и закодировать то или иное звучание. Особое место в данном вопросе занимает использование определенных знаков в учебно-методических целях.
Начнем с нотной записи как наиболее привычной формы знакового запечатления музыки. Если мы имеем, к примеру, записанную на нотном стане звуковую последовательность, то мы видим определенную мелодическую линию. При нотной записи временной музыкальный образ переводится в пространственный образ. Музыка начинает осваиваться не только ухом, но и глазом. Устанавливая ассоциации между звучанием и зрительными пространственными образами, мы не только видим, но внутренне слышим музыкальные соотношения. Весьма существенным является также то, что через знаки и пространственные представления облегчается восприятие целостности мелодических фигур. Зрительные образы в известной мере способствуют постижению динамики мелодического движения: через нотную запись к его восприятию подключаются зрительные ассоциации и эмоциональный опыт, связанный с оценкой движения в пространстве. Иначе говоря, происходит специфическое подкрепление смысловой стороны интонирования. 
Однако, нотные знаки хороши для тех учеников, которые уже освоили некоторые музыкальные явления. На первых порах обучения они не являются самыми удобными. Пожалуй, простейшим средством запечатления музыки являются ручные знаки - самые безусловные, действующие по принципу прямой аналогии. Если звучание повышается, педагог поднимает руку, при движении мелодии вниз он опускает руку. Применять такого рода приемы можно осознанно или неосознанно.
Разнообразные способы запечатления музыкального интонирования выработаны системой относительной сольмизации.
Сольмизация -  
В узком смысле — средневековая западноевропейская практика пения мелодий со слогами ut, re, mi, fa, sol, la (позже C, D, E, F, G, A, B, H), введёнными Гвидо д'Ареццо для обозначения ступеней гексахорда;
В широком смысле — любой метод пения мелодий с произнесением слоговых названий ступеней какого-либо звукоряда (относительная сольмизация) или названий звуков, отвечающих их абсолютной высоте (абсолютная сольмизация). Часто используется как приём обучения пению по нотам (сольфеджио).
Дидактические преимущества системы относительной сольмизации достаточно ярко проявляются на ранних этапах обучения, когда учащиеся должны осваивать простейшие звуковые отношения. С развитием слуховых навыков и музыкального мышления учащихся слоговые обозначения тонов относительной системы и связанный с ними понятийный аппарат обнаруживают свою ограниченность. На смену им приходит абсолютная система обозначения звуков, на базе которой построена вся теория звуковысотных отношений в музыке.
Методические системы.
На сегодняшний день существует множество различных методических систем, предлагающих нам различные способы сольмизации, вплоть до ритмической. Неотъемлемой частью любой системы является использование определенных слогов для обозначения ступеней лада, иногда подкрепляемых ручными знаками. Автором одной из таких систем является Золтан Кодай.
Условные ручные знаки, безусловно, важный компонент этой системы. Обозначая определенные ступени лада, они отражают интонационную тенденцию, тяготение или неустойчивость того или иного звука.
Ниже предложена система ручных знаков Джона Спенсера Кернера, которая используется совместно с системой сольмизации, предложенной З. Кодайем.

I ступень – «Ё»
II ступень – «ЛЕ»
III ступень – «ВИ»
IV ступень – «НА»
V ступень – «ЗО»
VI ступень – «РА»
VII ступень – «ТИ»
    Также на сегодняшний день используются и другие формы знакового запечатления звуков, к примеру, так называемая болгарская столбица, предполагающая работу по указке. На доске или на плакате рисуется своего рода лесенка, каждая ступень которой фиксирует тот или иной звук изучаемого звукоряда.

В применении линий есть особый методический смысл: они наглядно фиксируют не только высоту звука, устойчивость или неустойчивость ступени, а в некоторых случаях и длительность звука.
Другой вариант использования столбицы:

В таком варианте длина линий может быть напрямую связана с длительностью звучания.
    Позже вместо линий можно писать кружочки на разных уровнях. А для того, чтобы легче было определить, на каком уровне написан кружочек, можно провести на доске (или бумаге) черту; кружочек, приходящийся на эту черту, будет, скажем, обозначать опорный или устойчивый звук. Другие звуки будут располагаться сверху или снизу от него. Таким образом, само наличие черты будет фиксировать опорность этого звука: звук, расположенный на черте, - основной, и к нему надо соответствующим образом относиться. Это звук, на который происходит ладовая настройка.
Напимер:

Или

Таким образом осуществляется постепенное движение к нотному письму.
Сегодня есть еще одна интересная методика, разработанная Валерием Брайниным – педагогом-сольфеджистом, теоретиком и композитором. Он же разработал методику ритмической сольмизации, которая будет позже представлена в общих чертах.
Методика Брайнина базируется на освоении комплекса наиболее вероятных мелодико-ритмических элементов музыкальной речи. Превращение этих элементов в стереотипы внутреннего слуха с дальнейшим разрушением слуховой  инерции и формированием стереотипов все более высокого порядка позволяет развивать понимание логики  интонационного развития. 
Одним из интереснейших элементов методики Брайнина является наглядная графическая модель структуры лада. Она позволяет быстрее и точнее формировать разнообразные интонационные связи, способствуя развитию относительного и абсолютного слуха, музыкального мышления и памяти.

В основу графической модели была положена идея соотнесения ступеней лада и цветов радужного спектра. Причем, система была выстроена не на случайных «договорных» сочетаниях, а в опоре на объективные закономерности строения цветового спектра и обертонового ряда.
В результате условного разделения спектра на 12 узнаваемых оттенков, Брайнин получил следующие соответствия:
абсолютная сольмизация   ступени лада
фа диез алый 4#
си красный 7
ми оранжевый 3
ля желтый 6
ре лимонный 2
соль салатовый5
до зеленый 1
фа аквамарин 4
си бемоль голубой7b
ми бемоль синий 3b
ля бемоль сине-фиолетовый 6b
ре бемоль фиолетовый 2b
Метод Брайнина выгодно отличается от некоторых других систем в том, что позволяет наглядно и постепенно осваивать как мажор, так и минор на единой модели. Это закладывает логически непротиворечивую основу для освоения переменного лада, внутриладовой альтерации, а также различных народных и хроматических ладов.
Дополнительным графическим «аргументом» брайнинской модели является изображение главных ступеней лада в виде «устойчивых» прямоугольников, а побочных – в виде ромбов. Деление ромбов, в свою очередь, на два треугольника, позволяет  получившимися символическими стрелками указать направление тяготения в ближайшую устойчивую ступень.
Немного о системе ритмической сольмизации Брайнина. Под ритмической сольмизацией понимается система условных слогов, обозначающих музыкально-ритмические явления. Принципиально возможны следующие подходы к ритмической сольмизации: модальный, времяизмерительный, позиционный. Модальный подход подразумевает артикулирование завершённых ритмических оборотов, времяизмерительный – обозначение условными слогами длительностей отдельных звуков, позиционный – обозначение условными слогами тех или иных позиций звуков в музыкальном контексте.
Брайнин на практике работает с позиционным подходом сольмизации. В своей системе он использует четыре основных денотата, соответственно позиции звука (сильная, слабая, слабейшая и сильнейшая). Соответственно им используются шесть знаков: три основных (обозначают позицию звука относительно тактовой доли) и три производных (указывают на фразовые акценты относительно тактовой доли). Из этого вытекает следующая система:
1) Сильная позиция: положение звука на сильном времени тактовой доли. Знак: слог «ди».
2) Слабая позиция: положение звука на середине доли в бинарном ритме (например, 2/4, 4/4, 6/4, 2/2 и т.п.) или на второй и третьей части доли как в триоли, так и в тернарном ритме (например, 6/8, 9/8, но возможны и 6/4, если тактовая доля «половинка с точкой»). Знак: слог «ли».
3) Слабейшая позиция: положение звука на всяком другом месте тактовой доли. Знак: слог «ги». В исключительных случаях, если необходимо как-то обозначить ещё более слабое положение звука, употребляется слог «ри». В моей практике таких случаев, когда понадобился бы слог «ри», было очень мало, и рефлекс на него специально не формировался.
4) Сильнейшая позиция: положение звука на фразовом акценте. С целью обозначения применяются слоги, производные от основныхтрёх, перечисленных выше. Они образуются добавлением к основным слогам согласной фонемы «нь» (в «нерусских» модификациях системы – «n»). Фразовый акцент, совпадающий с началом тактовой доли, обозначается слогом «Динь». В тех случаях, когда фразовый акцент падает на внутридолевую синкопу, он обозначается соответственно слогами «Линь» или «Гинь».
Заключение
Современные взгляды на роль музыкальной грамоты в школе достаточно противоречивы. Конечно, решающим фактором в этом вопросе становится отношение самого педагога к этой проблеме.
В своей работе я постаралась отметить различные методики, позиции авторов. Безусловно, все они интересны, каждая по своему, и, чтобы сделать выбор нужно изучить каждую более углубленно.
Однозначно то, что музыкальной грамоте детей, обучающихся в школе, учить можно и даже нужно. Совсем другой вопрос как мы это будем делать. И тут выбор стоит за каждым педагогом.
Мной были исследованы различные источники, предоставляющие информацию различных методах сольмизации. Цель, поставленная мной в начале работы, выполнена.
Список использованный литературы
«Педагогическое образование и наука», 2007, № 2, с. 25-27. Москва: Международная академия наук педагогического образования.
Технологии и методика обучение музыке в общеобразовательной школе: учебное пособие для высших учебных заведений / Б. С. Рачина. СПб.: Издательство «Композитор», 2007.
Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования: Материалы международной научно-практической конференции (12-13 апреля 2011 года) / Ред.-сост. Б.С. Рачина. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2012, Санкт-Петербург, с. 73-97.
Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. / Сост. О. А. Апраксина. М.: Издательство «Просвещение», 1987.
http://meta-music.ru/method/relyativnaya-solmizaciya-ruchnye-znakihttp://meta-music.ru/method/metodika-vbrayninahttp://www.belcanto.ru/solmi.html

Приложенные файлы

  • docx 26739632
    Размер файла: 105 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий