Детская литература. Планы семинаров


Список художественных текстов для чтения по курсу «Русская детская литература»
Пушкин А. С. Все сказки.
Жуковский В.А. Сказки. Баллады.
Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Сказки дедушки Иринея.
Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители
Аксаков СТ. Семейная хроника. Детские годы Багрова внука.
Ершов П. П. Конек-Горбунок.
Некрасов Н.А. Плач детей. Крестьянские дети. Школьник. Дядюшка Яков. Генерал Топтыгин. Дедушка Мазай и зайцы. Мороз, Красный нос.
Суриков И. З. Лирика. Поэма «Садко».
Никитин И. Лирика. Поэма «Кулак».
Толстой А.К. Лирика.
Майков А.Н. Лирика.
Плещеев А.Н. Лирика.
Тютчев Ф.И. Лирика.
Фет А.А. Лирика.
Гаршин В.М. Сказки.
Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Кавказский пленник. Севастопольские рассказы.
Станюкович К.М. Вокруг света на «Коршуне». Севастопольский мальчик. Ужасный день. Максимка. Матросик. Куцый. Нянька.
Мамин-Сибиряк Д.Н. Вертел. В глуши. Кормилец. Зимовье на Студеной. Богач и Еремка.Чехов АЛ. Мальчики. Спать хочется. Ванька Жуков. Каштанка. Белолобый.
Короленко ВТ. Дети подземелья. Слепой музыкант. Река играет.
Гарин-Михайловский К.Г. Детство Темы. Гимназисты.. Свирский А.И. Рыжик.
Куприн А.И. Белый пудель. В недрах земли. Барбос и Жулька. Ю-ю. Изумруд.
Серафимович А.С. Маленький шахтер. Мишка-упырь. Воробьиная ночь.
Горький А.М. Дед Архип и Ленька. Детство. В людях. Мои университеты.
Грин А.С. Акварель. Черный алмаз. Алые паруса. Бегущая по волнам.
Гайдар АЛ. Школа. Военная тайна. Судьба барабанщика. Дальние страны. На графских развалинах. Тимур и его команда.
Чуковский КМ. Серебряный герб. От двух до пяти. Очерк «Борис Житков».
Маршак С Я. В начале жизни (Страницы воспоминании). " Лирика. Переводы произведений Р.Бернса и В .Шекспира.
Житков Б.С. Механик Солерно. Дяденька. Джарылгач. На воде. Под водой. Над водой. Утопленник. Погибель. Метель.
Кассиль Л.А. Кондуит и Швамбрания. Дорогие мои мальчишки.
Толстой А.Н. Детство Никиты. Гиперболоид инженера Гарина.
Бианки В.В. Аскыр. Лесная газета.
Сладкое Н. Под шапкой-невидимкой. Свист дикий крыльев (или «За пером синей птицы» - по выбору). Подводная газета.
Сахарнов СВ. Разноцветное море.
Константиновский М. КОАПП... КОАПП... КОАПП...
Песков В.М. Лирические миниатюры о природе из любого сборника.
Пришвин М.М. Кладовая солнца. Жень-шень.
Паустовский К.Г. Золотая роза. 1 повесть по выбору - «Черное море», «Кара-Бугаз», «Романтики», «Колхида».
Алексин А. А тем временем где-то. Безумная Евдокия. Третий в пятом ряду. Поздний ребенок. Раздел имущества. Сердечная недостаточность. Повести Алика Деткина.
Яковлев Ю. Багульник. Зимородок. Мальчик с коньками. Гонение на рыжих.
Каверин В. Два капитана. Загадка. Отгадка. Верлиока. Немухинские музыканты.
Железников В. Чучело.
Крапивин В. Колыбельная для брата.
Поляков Ю. Работа над ошибками.
Полонский Ю. Доживем до понедельника.
Астафьев В. Кража. Последний поклон.
Драгунский В. Денискины рассказы.
Дубов Н. Беглец.
Погодин Р. Дубравка. Ожидание.
Волков А.М. Царьградская пленница. Два брата.
Кончаловская Н. Наша древняя столица. Дар бесценный.
Куликов Г. У Дона великого.
Алексеев С. Сто рассказов о русской истории. Небывалое бывает. Богатырские фамилии.
Изюмский Б. Ханский ярлык.
Дегтярев А.Я., Дубов КВ. Начало Отечества.
Митяев А.В. Героические страницы истории родины IX – XVIII вв. (или Рассказы о русском флоте)
Алтаев Ал. 1-2 повести.
Лавренев Б. Разведчик Вихров (рассказ).
Богомолов В. Иван.
Бакланов Г. Навеки девятнадцатилетние.
Баруздин С. Повторение пройденного.
Кондратьев В.Сашка.
Приставкин А. Ночевала тучка золотая…
Лиханов А. Последние холода. Крутые горы. Благие намерения (2 повести по выбору).
Катаев В.П. Сын полка.
Лихачев Д.С. Раздумья. Письма о добром и прекрасном. Земля родная (2 книги по выбору).
Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике.
Рогов АЛ. Кладовая радости.
Миловский А.С. Песнь Жар-птицы: Рассказы о народных праздниках.
Арбат Ю.А. Добрым людям на загляденье: Рассказы о мастерах народного искусства.
Олеша Ю. Три толстяка.
Шварц Е. 1-2 пьесы по выбору.
Габбе Т.Г. 1-2 пьесы по выбору.
Бажов П. Уральские сказы.
Басина М. Город поэта. Там, где шумят Михайловские рощи (по выбору).
Долинина Н. Прочитаем Онегина вместе. Печорин и его время. По страницам «Войны и мира». Предисловие к Достоевскому (2 книги по выбору).
Гессен А. Москва, я думал о тебе! Набережная Мойки, 12 (по выбору).
Андреев-Кривич С.А. Тарханская пора.
Булычев К. 2 повести об Алисе по выбору студента.
Велтистов Е.С. Приключения Электроника (2 повести по выбору).
Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.
Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля.
Поэзия обэриутов для детей (Д.Хармс, А.И.Введенский, Н.А.Заболоцкий - 2-3 стихотворения каждого автора).
85. Заходер Б. Стихи, сказки.
86. Гусев В. Скелеты в тумане. Грабеж средь бела дня. Доктор воровских наук. Миллион в копилке (2 повести по выбору).
87. Сотников В. Простофиля - криминальный талант. Простофилей быть непросто (1 повесть по выбору).
Темы практических занятий
Анализ произведений для детей и подростков имеет некоторые специфические особенности и в значительной степени отличается от собственно литературоведческого анализа.
При подготовке к каждому практическому занятию необходимо прочитать и другие произведения данного автора.
Тема 1
Рассказ Ю.Яковлева «Мальчик с коньками»
План занятия
Прежде всего, ответим на вопросы:
-Зачем нужно умение анализировать художественныйтекст при работе с детской книгой?
-Какова роль сюжета в детской книге?
Краткий обзор творчества Ю.Яковлева.
Композиция сюжета рассказа «Мальчик с коньками»
Способы раскрытия характеров героев.
Роль портрета в раскрытии характера мальчика
Размышления маленького героя как средство его характеристики.
Роль пейзажа в рассказе.
Элементы психологического анализа в рассказе.
4.Педагогическое значение рассказа.
Литература
1.Александров Б. Они шагают рядом (О творчестве Ю.Яковлева) // Дошкольное воспитание. 1980. №7.
2.Власкина М.И., Яковлев Ю.Я. II Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. М., 1997
3. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988. Гл. Приемы психологического анализа.
Лупанова К, Файн О. Юный герой нашего времени в литературе для подростков // Детская литература. 1972. М., 1972.
Мотяшов И. Главный горизонт // Мотяшов И. Мастерская доброты. М., 1974.
Разумневич В. Память сердца: О книгах Ю.Яковлева // Разумневич В. Всем детям ровесники. М., 1980.
Фоменко Л. Юрий Яковлев: Очерк творчества. М., 1974.
Материалы к практическому занятию
ЕсинА.Б. Психологизм русской классической литературы:
Кн. для учителя. М., 1988. 176 с.
Что такое» писатель-психолог»?
<...> В широком смысле под психологизмом подразумевается всеобщее свойство искусства, заключающееся в воспроизведении человеческой жизни, в изображении человеческих характеров.
<...> в литературе существуют психологический и непсихологический способы художественного освоения реальности, и они равноценны с эстетической точки зрения. Иными словами, нельзя спрашивать, какой писатель лучше - психолог или непсихолог; они просто разные, обладающие несхожими творческими манерами, каждая из которых интересна и ценна сама по себе.
<...> Некоторые исследователи полагают, что психологизм - это такое изображение человека в литературе, при котором характер понимается автором как „живая целостность". В характере в этом случае раскрываются его различные, иногда противоречащие друг другу грани, он предстает не однолинейным, а многоплановым. <.. .>
Одновременно в понятие психологизма включается обычно и глубокое изображение собственно внутреннего мира человека, т.е. его мыслей, переживаний, желаний. <.. .>
<...> под психологизмом в литературе мы будем понимать не особенности построения характеров в том или ином произведении и не наличие в нем психологической достоверности, а художественное изображение внутреннего мира персонажей, то есть мыслей, переживаний, желаний и т.п.
Тема 2.
Рассказы А.П.Чехова «Мальчики» и А.И.Куприна «Храбрые беглецы»
План занятия
Рассказы А.П.Чехова для детей.
Особенности сюжета и композиции рассказа «Мальчики».
Мир семьи Королевых и способы его воссоздания.
- Образ Володи.
Характер Чечевицына и способы его создания (портрет героя, отсутствие имени как способ характеристики, прозвище и его роль в раскрытии характера мальчика, манера поведения).
Тема и идея рассказа «Мальчики».
Авторская позиция и способы ее воплощения в рассказе А.П.Чехова.
Рассказы А.И.Куприна о детях и для детей.
Черты автобиографизма в рассказе А.И.Куприна «Храбрые беглецы».
Образы маленьких героев рассказа и способы их создания. Роль детали в раскрытии характеров.
10.Своеобразное решение одной темы А.П.Чеховым и А.И.Куприным.
Литература
1.Голубков В. Рассказы А.П.Чехова о детях // Творчество А.П.Чехова. М., 1956.
Громов Л.П. Тема детства и проблемы воспитания в творчестве Чехова // Труды историко-филологического факультета Ростовского-на-Дону ун-та. Филологические науки. Вып. 5.1957.
Зайцев В.В. А.П.Чехов и детство // Дошкольное воспитание. 1973. №6. С. 50-57; №7. С. 60-68.
Овчинникова С. А.И.Куприн и его герои // Детская литература. 1989. №7.
Потоцкая Э. «Какова-то будет эта жизнь»: Тема детства в творчестве Чехова // Детская литература. 1975. №4. С. 31-34.
Руденко В. Ф. Чехов - детям // Труды Одесского ун-та. Серия филологическая. Вып. 12. Т. 152. 1952.
Челышев Б. Лицом к своему детству: К 200-летию со дня рождения А.И.Куприна // Семья и школа. 1970. №9.
Шушковская Ф. О некоторых особенностях мастерства А.П.Чехова (по рассказу «Каштанка») // О литературе для детей. Вып. 6. 1961. С. 166-181
Материалы к практическому занятию
Литературный энциклопедический словарь. М, 1987. С. 12.'
Автобиография (от греч. autos - сам, bios - жизнь, grapfo -пишу), литературный прозаический жанр; как правило, последовательное описание автором собственной жизни. <.. .>
<...> Для автобиографического описания характерно стремление осмыслить прожитую жизнь как целое, придать эмпирическому существованию оформленность и связность. Пишущий литературную автобиографию нередко прибегает к вымыслу, он «дописывает» и «переписывает» свою жизнь, делая ее логичнее, целенаправленнее. Автобиография - это всегда акт преодоления уходящего времени, попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить наиболее значительные и памятные отрезки жизни - как бы прожить жизнь сначала. Автобиографии пишутся, как правило, в зрелые годы, когда большая часть жизненного пути уже позади.
Перечисленные особенности автобиографии, жанра во многих отношениях пограничного, позволяют отделить ее от смежных жанров: биографии, мемуаров, дневника. Так, от мемуаров автобиография отличается тем, что ее автор сосредоточен на становлении истории своей души в ее взаимоотношениях с миром, тогда как автора мемуаров интересует прежде всего сам этом мир, люди, которых он встречал, события, которые наблюдал и в которых участвовал. Граница между автобиографией и мемуарами редко бывает абсолютной; вернее говорить об автобиографической или мемуарной доминанте.
ТемаЗАнализ рассказа А.И.Куприна «Ю-ю»
План занятия
Рассказы А.И.Куприна о животных в чтении детей.
Особенности сюжета и композиции рассказа «Ю-ю».
Способы создания характеров в рассказе:
-Ю-ю,
девочки Ники,
Коли.
Особенности авторского повествования.
Образ рассказчика
Литература
Киселев Б. Как А.И.Куприн писал рассказы о животных // Куприн А.И. Ю-ю. М., 1975.
Овчинникова С. А.И.Куприн и его герои // Дошкольное воспитание. 1989. №7. С. 68-73.
Материалы к практическому занятию
Овчинникова С. А.И.Куприн и его герои
//Дошкольное воспитание. 1989. №7.
<...> Куприн обожал цирк, дружил с клоунами, борцами, дрессировщиками. «В антракте, •- рассказывает Ксения Куприна, - начиналось самое увлекательное. Цирковые кулисы, веселые встречи, кормление слонов булками, специфический запах зверей, грима и настоящего трудового пота». Очевидцы помнили, что Куприн бесстрашно входил в клетку к тиграм. Наверное, здесь было не только лихачество. Здесь обнаруживался и прирожденный талант Куприна-укротителя, великая любовь его к зверям, понимание звериной души. И животные платили ему самой нежной преданностью и послушанием.
Александр Иванович долгие годы дружил с Анатолием Дуровым. Знаменитый циркач в афишах так аттестовал своих четвероногих питомцев:
Сам Куприн-писатель
С ними был приятель.
В книге о А.Л.Дурове Куприн писал: «Когда желают оскорбить человека, говорят: „Эх ты, животное". Я, со своей стороны, считал бы для себя за честь быть похожим во многих отношениях на некоторых животных. Кичливому царю природы - человеку - многому следовало бы поучиться у животных. Где вы встретите признательность и честность, как не у собак, идеальную любовь лебедя, который умирает от тоски по лебедихе», «животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость».Ксения Куприна в своей книге «Куприн - мой отец» вспоминает: «С самого раннего детства собаки, лошади, кошки, козы, обезьянки, медведи и другие звери были равноправными членами нашей семьи. С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами. Он говорил, что, если прислушаться к интонациям мяуканья или лая, явно слышится просьба, возмущение, ласка или боль».
О животных, живущих в доме у Куприна, можно написать целую книгу. Здесь и озорная обезьянка Марья Ивановна, и пудель под незаслуженной кличкой Негодяй, и изящный белоснежный козленок. Здесь и могучий пес редкой меделянской породы - Сапсан. Его боялись в доме, и он ко всем относился надменно. «Кроме отца, он никого не признавал, был серьезным и не позволял с собой никакой фамильярности... У отца с Сапсаном были свои разговоры, секреты, ссоры, примирения» (К.А.Куприна). Когда Сапсана убили воры, Куприн «тяжело переживал смерть своего друга. Когда он сильно горевал, то сжимал зубы до скрежета и его глаза смотрели куда-то вдаль». Тут и проказливый медвежонок Маша, скоро превратившаяся в большую опасную медведицу. Ее пришлось отдать в цирк. «Мы, конечно, присутствовали при ее дебютах на арене, - вспоминала К.А.Куприна. - Она каталась на роликах и старательно выделывала разные трюки. Но вдруг она нас увидела и, положив лапу в рот, горько заревела. К большому восторгу зрителей, я не выдержала и начала ей вторить».
В конце своей эмигрантской жизни в Париже старый Куприн привязался к кошке Ю-ю. В 1937 году, ведя в советском посольстве переговоры о возвращении на родину, Александр Иванович решил задать мучивший его вопрос: «Скажите, а кошечку можно взять с собой?» Вскоре Ю-ю вместе с Куприным пустилась в далекое путешествие.
Природе посвящено множество прекрасных купринских произведений. Его привязанность ко всему живому, земному, к праздничной прелести мира, доверчивая открытость души, умение свежо и зорко видеть окружающее роднит писателя с детьми. Удивительно точно он написал: «Трава была так густа и сочна, так ярко, сказочно, прелестно зеленела и так нежно розовела от зари, как это видят люди и звери только в раннем детстве».
В этом сильном сложном и страстном человеке до конца дней «жил какой-то кусочек детства», неистребимое мальчишество. Именно поэтому он так много писал о детях и для детей. Правда, его рассказы, столь любимые маленькими читателями («Барбос и Жулька», «Детский сад», «Слон», «Белый пудель»), вовсе не являются специфически детскими. Как всякая большая литература - как автобиографическая трилогия Льва Толстого, чеховская «Каштанка» или «Детство Никиты» А.Н.Толстого - они прежде всего адресованы взрослым. Но - и детям тоже. Их темы, мироощущение, герои - все это делает маленькие купринские шедевры классическим детским чтением.
Все в них импонирует детворе: стремительность, напряженная фабула, острые, порой самые невероятные повороты сюжета и в то же время его органическая естественность. Ведь при всей эксцентричности купринских историй они никогда не воспринимаются как неправдоподобные. Неожиданные и счастливые развязки их под пером Куприна кажутся до иллюзорности убедительными.
Тема 4
Рассказ Б.Житкова «Джарылгач» и «Утопленник»
План занятия
Сказ как форма повествования. Его роль в детской литературе.
Сюжет и композиция рассказа «Джарылгач».
Раскрытие характера героя в необычных обстоятельствах. Способы создания характера.
4 Особенности композиции рассказа «Утопленник»
5. Способы создания характеров подростков (поступок какспособ характеристики, семья и ее роль, прием антитезы и
т.д.).
7. Роль жанра в раскрытии характера героев рассказов «Джа-
рылгач» и «Утопленник».
Литература
КурочкинаТ. Борис Житков и его герои // Дошкольное воспитание. 1974. №11. С. 48-56.
Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978. Гл. первая. С. 6-34.
Разгон Л. Искусство быть детским писателем // В мире книг. 1982. №9. С. 70-74.
Разумневич В.Л. Люди труда и подвига // Разумневич В.Л. С книгой по жизни. М., 1986. С. 68-74.
Чуковская Л. Борис Житков. М., 1955.
Чуковский К.И. Борис Житков // Чуковский К.И. Современники: Портреты и этюды. М., 1962. С. 230-255.
Шкловский В. Писатель Борис Житков и традиции русской литературы // Шкловский В. Старое и новое: О детской литературе. М., 1966. С. 102-121.
Материалы к практическому занятию
Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 382.
Сказ - «особый тип повествования, ориентированный на современную живую, резко отличную от авторской, монологическая речь рассказчика, вышедшего из какой-либо экзотической для читателя (бытовой, национальной, народной) среды. В сказе широко используются просторечие, диалектизмы, а также профессиональная речь. Обращение к сказу часто связано со стремлением писателей нарушить сложившуюся консервативную „среднюю" литературную традицию, вывести на сцену нового героя (обычно удаленного от книжной культуры - Н.С.Лесков, В.И.Даль, „Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя) и новый жизненный материал. Сказ дает этому герою возможность наиболее полного самовыявления, свободного от авторского комментария, „контроля", что заставляет читателя остро пережить новизну и двуплановость построения рассказа, сочетание двух (часто противоположных) оценок -авторской и рассказчика (М.М.Зощенко).
Наиболее распространены две формы сказа: первая - сказ, ведущийся обычно от первого лица вполне определенного рассказчика. Он особенно близок к живой интонации устной речи. Вторая форма обходится без введения реального рассказчика; внешне она ближе к обычному «авторскому» литературному повествованию, но именно она дает наиболее богатые возможности игры с чужим словом (Ф.М.Достоевский).
Композиционные формы повествования различны: 1) произведение целиком состоит из сказа; 2) оно имеет минимальные авторские сигналы, указывающие читателю на отделенность автора: подзаголовок („Происшествие. Рассказ ямщика" - А.П.Чехов), краткое разъяснение „издателя"; 3) сказ обрамляется авторским предисловием или послесловием; в этом случае в произведение могут входить большие куски авторского текста. (Примеры совмещения разных форм в пределах одного произведения - „ Сказ о Косом Левше", очерк «Воительница» Лескова, „Вологодские бухтины" В.И.Белова). Широко используются более сложные формы: на авторском повествовании лежит „налет" чужого слова, сочувственно используемого автором (обэриуты, Н.А.Заболоцкий). Случаи, когда в произведении очерчена фигура рассказчика, но его слово не противостоит авторскому, не относится к сказу.Ориентацией на внелитературные жанровые и речевые формы сказ отличается от стилизации в литературе, предполагающей какие-либо системы литературного стиля».
Тема 5
Рассказ БЖиткова «Механик Салерно»
План занятия
Тематика и проблематика рассказа «Механик Салерно».
Сюжет и композиция рассказа.
Трагическая ситуация как способ раскрытия характеров героев.
Психологическое мастерство Б.Житкова в раскрытии характеров главных героев.
Литература
Курочкина Г. Борис Житков и его герои // Дошкольное воспитание. 1974. №11. С. 48-56.
Разгон Л. Искусство быть детским писателем // В мире книг. 1982. №9. С. 70-74.
Разумневич В,Л. Люди труда и подвига II Разумневич В.Л. С книгой по жизни. М., 1986. С. 68-74.
Чуковская Л. Борис Житков. М., 1955.
Шкловский В. Писатель Борис Житков и традиции русской литературы // Шкловский В. Старое и новое: О детской литературе. М., 1966. С. 102-121.
Материалы к практическому занятию
Чуковская Л. Борис Житков: Критико-биографический очерк. М, 1957. С. 52-53.
В рассказе «Механик Салерно» <...> Житков находит точные, конкретные признаки грозного роста надвигающейся опасности. Вот палуба нагрелась так, что «смола в пазах липла к руке»; вот «переборка» в трюме уже «нагрелась - рука не терпит. Как утюг»; вот уже на переборке «краска закудрявилась, барашком пошла». Зная о пожаре, рассчитывая по часам, когда огонь вырвется наружу, капитан корабля проявляет героическое хладнокровие, усмиряет бунт, готовый вспыхнуть среди матросов, предотвращает панику среди пассажиров и успевает высадить и пассажиров, и экипаж на плоты, прежде чем наступила минута взрыва. Ни мыслей, ни чувств его Житков не описывает: только поступки, приказания, действия. Но вот все спасены, все благополучно отплывают от судна, которое вот-вот взорвется. Капитан смотрит на оставленный ко рабль. После точного, сжатого воспроизведения событий, предметов и действий всякое приблизительное слово о чувствах капитана звучало бы ложью, фальшью. <.. .>
<...> Обычные слова: «бедный, бедный», «живой пароход» воспринимаются здесь как единственно возможные и волнуют, и трогают - в такой они вправлены точный контекст. Веришь им не менее, чем описанию дрожи машины или роста пожара. Суровый человек - капитан, который ударил кулаком по лицу солгавшего ему механика и беспощадно выкинул за борт сеявшего панику пассажира, - виден нам теперь плачущим, оплакивающим судно, и эти недешевые слезы хватают за душу. Теперь мы знаем капитана изнутри и знаем степень не только его сурового мужества, но и его душевной размягченности, слабости.
Тема 6
Повесть А.Н.Толстого «Детство Никиты»
План занятия
Повесть «Детство Никиты» в контексте русской автобиографической прозы.
Композиция повести.
Особенности повествательной структуры повести.
Характер Никиты и способы его раскрытия.
Литература
1. Алпатов Аре. Детство Никиты// Детская литература. 1936.№5.
2.Елизаветина Г.Г. Традиции русской автобиографической повести о детстве в творчестве А.Н.Толстого // А.Н.Толстой: Материалы и исследования. М., 1985. С. 120-139.
Кормом О.Б. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
Налдеев А.П. Алексей Толстой. М., 1974. С. 35-40.
Смирнова В. Алексей Толстой - детям // Смирнова В. Из разных лет: Статьи и воспоминания. М., 1974.
Тема 7 (4 часа)
Особенности раскрытия темы «Дети и война» в повестях В.П.Катаева «Сын полка», В.Богомолова «Иван» и рассказе А.Платонова «Маленький солдат»
Индивидуальные задания: Подготовить сообщения (не более 7 минут) на тему «Изображение военного детства в русской детской литературе XX века» по одному из следующих произведений: Воронкова Л. «Девочка из города»; Лиханов А. «Последние холода»; Баруздина С. «Навеки девятнадцатилетние», Приставкин А. «Ночевала тучка золотая...»
План семинарского занятия
Тема военного детства в литературе периода Великой Отечественной войны. Рассказ Б.Лавренева «Разведчик Вихров».
Повесть В.Катаева «Сын полка». Образ Вани Солнцева.
Своеобразие раскрытия темы войны в рассказе, «Маленький солдат» А.Платонова.
4.Особенности «военного сюжета» в повести В.Богомолова «Иван».
- «документализация» как прием воссоздания военной действительности.
Образ повествователя и его роль в повести.
Судьба и характер Ивана Буслова. Приемы создания образа Ивана.
7.Эпическое и драматическое в произведениях для детей и подростков о войне.
Литература
Берзер А. Первый рассказ // Молодая гвардия. 1958. №11. С. 234-236.
Галанов Б. Шагай смелей, пастушок! // Галанов Б. Валентин Катаев: Размышления о Мастере и диалоги с ним. М., 1989.
Журавлев СИ Сердца моего боль //Журавлев СИ. Память пылающих лет: Книга для учителя. М., 1985. С. 155-167.
Николаева С. Дети и война. М., 1991.
Огнев А.В. Эпическое, драматическое и лирическое // Огнев А.В. Русский советский рассказ 50-70-х годов. М., 1978.С.67-71
Тема 8(4часа)~*
Литература приключений в детской чтении
План семинарского занятия
Место и значение приключенческой литературы в детском чтении.
Приключения как сюжетообразующая доминанта.
Жанр путешествия в русской детской литературе. Повесть К.Станюковича «Вокруг света на „Коршуне"».
Приключенческая составляющая в повестях А.П.Гайдара, Л.А.Кассиля, А.С.Некрасова.
Роман «Два капитана» В.Каверина в чтении подростков.
Научная фантастика и фэнтези в детском и юношеском чтении.
Функции сюжета в научно-фантастическом произведении.
8. Цикл фантастических повестей о приключениях Алисы К.Булычева.
9. Жанр детектива в детском чтении.
- Повесть А.Алексина «Очень страшная история»
Повести Ю.Сотника.
Книги серии «Черный котенок».
Литература
Галанов Б. Бороться и искать... // Галанов Б. Книжка про книжки. М., 1974. С. 78-87. О романе В.Каверина «Два капитана».
Гусарова А.Д. Формула фэнтези (Принцип героя) // Проблемы детской литературы и фольклор. Петрозаводск, 2003. С. 152-158.
Воронов Вл. Анатолий Алексин: Очерк творчества. М., 1980. С. 76-89. О «Повестях Алика Деткина»
Кассиль Л. Кругосветное плавание несусветного враля // Детская литература. 1937. №7. С. 17-20. О повести А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля»
Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. Ст. «Детектив», «Приключенческая литература», «Путешествие», «Фантастика».
Николаева С. Анатолий Алексин: Очерк творчества. М., 1986. С. 61-78. О «Повестях Алика Деткина»
Новикова О., Новиков Вл.В. Каверин: Критический очерк. М., 1986. С. 144-159. О романе В.Каверина «Два капитана»
Подольский Р. В стране чудес // Литературное обозрение. 1975. №1. С. 47-48. О творчестве КБулычева9.Руденко В.Ф. Станюкович для детей и юношества // Труды Одесского государственного университета. Т. 152. Сер. филологическая. Вып. 13. Одесса, 1962. С. 103-115.
10.Семибратова И. Давайте помечтаем! // Детская литература. 1983. №11. С. 19-22. О творчестве К.Булычева.
11.Смиренский В. Гамлет Энского уезда: Генезис сюжета в романе Каверина «Два капитана» // Вопросы литературы. 1998. №1. С. 156-169.
Харламова Р. О детективах для детей и творчестве Юрия Сотника// Детская литература. 1989. №5. С. 36-38.
Шайтанов И. Непокорная интрига // Детская литература. 1977. №9. С. 21-24.
Щеглова Е. Приключенческая проза: герой и время // Детская литература 1985. №3. С. 11-16
Тема 9 (4 часа)
Жанр литературной сказки в русской детской литературе
План семинарского занятия
1.Развитие жанра литературной сказки в русской литературе XIX в.:
сказки А.С.Пушкина
«Конек-Горбунок» П.П.Ершова.
-«Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского
-«Мороз Иванович», «Сказки дедушки Иринея», «Городок в табакерке» В.Одоевского
Сказы П.Бажова и их фольклорные источники.
«Приключения Буратино» А.Н.Толстого
Сказочные повести А.Волкова.
Поэтика литературных сказок В.Каверина.
Сказки Э.Успенского.
Роль сказочных элементов в книгах
-А.Алексина «В стране вечных каникул»;
В.Медведева «Баранкин, будь человеком!»;
С.Прокофьевой «Приключения желтого чемоданчика»;
Велтистова Е. «Приключения Электроника, мальчика из чемодана»;
Томина Ю. «Шел по городу волшебник».
8.Значение литературной сказки в эстетическом и нравственном воспитании детей.
Литература
Бегак Б. Золотой ключик детства // Бегак Б. Правда сказки. М. 1989. С. 9-17.
Бегак Б. Жил-был мальчик... // Бегак Б. Правда сказки. М., 1989, С.63-72. О сказках А.М.Волкова.
Бегак Б. С волшебником и без него // Бегак Б. Правда сказки. М, 1089. С. 73-76. О повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»
Бегак Б. Радость добра // Бегак Б. Правда сказки. М., 1989. С. 102-110 О творчестве Э. Успенского
Бегак Б. Чудесный дедушка: О сказках В.Ф.Одоевского // Дошкольное воспитание. 1983. №8. С. 41-48.
Викбулатова К.Ф. Бажов Павел Петрович // Русские писатели XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. М., 1998. Ч. 1. С. 122-124
Вопросы к экзамену (зачету)
1. Предмет, основные задачи, содержание курса. Специфика детской литературы.
2. Детская литература со времен Древней Руси до конца ХVII в.
3. Детская литература ХVШ в.
4. А.С.Пушкин и детская литература. Сказки А.С.Пушкина в детском чтении.
5. Жанр литературной сказки в творчестве В.А.Жуковского.
6. Художественные особенности сказки А.Погорельского «Черная курица».
7. В.Ф.Одоевский как детский писатель. Художественные особенности сказок В.Ф.Одоевского.
Сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок».
Автобиографические повестей С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и «Семейная хроника».
Мир русской природы в «Записках...» С.Т.Аксакова.
Красота русской природы в стихах поэтов второй половины XIX в.
Изображение народной жизни в стихах поэтов второй половины XIX в,
Н. А.Некрасов и детская литература.
Л.Н.Толстой и детская литература.
Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого. Мастерство писателя в раскрытии внутреннего мира ребенка.
Повесть Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Характеры главных героев, способы их раскрытия. Мастерство психологического анализа.
Книги К.М.Станюковича в детском чтении.
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей и в детском чтении. Образы детей-тружеников в рассказах Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Рассказы А.П.Чехова для детей и в детском чтении. Образы детей в рассказах.
Тема детства в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Характеры детей и взрослых.
Черты романтизма в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
22.Образы детей в рассказах А.И.Куприна. Рассказы А.И.Куприна о животных.
23: Жанр, композиция и сюжет повести А.И.Свирского «Рыжик». Образы главных героев, способы их раскрытия.
Автобиографические повести Н.Г. Гарина-Михайловского. Психологическое мастерство писателя.
Образы детей-тружеников в рассказах А.С.Серафимовича.
М.Горький и детская литература. Автобиографическая трилогия М.Горького.
Автобиографические повести Е. Водовозовой и А. Бруштейн.
Романтический мир А.Грина.
Творчество А.П.Гайдара и современность.
К.И.Чуковский - литературный критик и мемуарист. Автобиографическая повесть К.Чуковского «Серебряный герб».
С.Я.Маршак - лирик и переводчик. Автобиографическая повесть С.Я.Маршака «В начале жизни».
Жизнь и творчество Б.С.Житкова. Энциклопедический характер творчества писателя. Морские рассказы Б.Житкова в чтении детей и подростков.
Творчество Л.А.Кассиля и современность. Образ времени в повести Л.А.Кассиля «Кондуит и Швамбрания».
Творчество А.Н.Толстого в чтении школьников
Творчество В.Бианки.
Современная литература о мире природы в детском чтении. Традиции В.В.Бианки в творчестве детских писателей.
Человек и природа в творчестве М.М.Пришвина.
38.Творчество К.Г.Паустовского в чтении детей и подростков. Образ времени в повестях К.Г.Паустовского «Кара-Бугаз», «Колхида», «Романтики», «Черное море».
39.Своеобразие внутреннего конфликта повестей А.Алексина «А тем временем где-то», «Третий в пятом ряду», «Поздний ребенок»,
Нравственная проблематика повестей «Безумная Евдокия», - «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность».
Образ учителя в современной школьной повести.
Раскрытие «диалектики души» ребенка и подростка в современной литературе.
Драматургия для детей и юношества.
Историческая книга в чтении детей и подростков.
Исторические рассказы и повести С.Алексеева.
Тема «Дети и война» в современной литературе.
Творчество В.П.Катаева в чтении детей и подростков.
Научно-популярная литература в детском чтении. Научно-популярные книги по русскому языку и литературе.
Книги о русской культуре в детском чтении.
Современная литературная сказка.
Поэзия для детей.
Темы и герои научно-фантастических произведений для детей.
Жанр путешествий в детской литературе и детском чтении.
Детектив и его место в чтении детей и подростков
Примерная схема анализа эпического произведения
Что известно вам о писателе, характере его творчества, литературном направлении, к которому он принадлежал?
К какому жанру относится данное произведение (поэма, баллада, роман, повесть, рассказ)?
Какие события (вымышленные или исторические, действительно бывшие) лежат в основе произведения? Известны ли прототипы героев?
Нет ли в произведении элементов драматического или лирического повествования?
Каких фактов больше всего содержится в произведении - внешних (событий, приключений, описаний) или внутренних (психологического анализа)?
Совпадают ,ли сюжет и фабула?
Какова композиция произведения? Каков ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, в хронологии событий или нет и т.д.)?
Определите экспозицию, завязку, кульминацию событий, развязку.
Есть ли внутренние монологи, дневники, письма, воспоминания и т.д.? Какова их роль?
Есть ли внесюжетные элементы (вставные эпизоды; лирические отступления, размышления автора; описания пейзажа и т.д.)? Какова их роль?
Каковы особенности изображения пространства и времени в произведении?
Если есть эпиграфы, какова их роль?
Определите роль пейзажа в произведении.
Нет ли элементов фантастического? Если есть, то с какой целью вводятся в реалистическое повествование?
8.Определите главных и второстепенных героев и их функции по отношению к главным героям.
9.Сложившиеся или развивающиеся характеры показаны автором?
10.Какие художественные приемы используются автором для раскрытия характеров героев (сопоставление, контраст и т.д.)?
Определите тему, идею, проблематику произведения.
Какова главная мысль произведения? Кто ее носитель, высказывается ли она прямо автором или кем-то из героев? Как проявляется авторская позиция в произведении?
Роль заглавия произведения в раскрытии основной идеи произведения?
В чем особенность языка писателя, его стиля?
Роль речевых характеристик героев?
Есть ли связь с устным народным творчеством? В чем она выражается?
Как данное произведение оценивается в литературной критике? Согласны ли вы с этим мнением? Почему?
18.Известны ли вам произведения с подобным содержанием или какая-то другая переработка этого же сюжета? В чем различие этих произведений? В чем сходство?
Основные приемы создания образа-персонажа
Портрет, портретная характеристика героя. Как в портрете отражается авторское отношение к персонажу.
Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета).
Прямая авторская характеристика.
Есть ли элементы психологический анализ в данном произведении. Какие именно приемы использует автор?
Пейзаж как способ раскрытия внутреннего мира героя,
Характеристика героя другими действующими лицами,
Самохарактеристика героя.
Роль художественной детали.
Примерная схема анализа поэтического произведения
Что знаете о жизни поэта, характере его творчества в литературном направлении, к которому он принадлежал?
Какие произведения написаны поэтом?
Какова основная мысль, идея, стихотворения? Как она отражена в заглавии?
Определить содержание стихотворения и его тему (темы).
Рассмотрите композицию стихотворения. На какие части можно разделить стихотворение? Какой принцип композиции доминирует в каждой из этих частей и как эти части связаны между собой? В чем заключается главная особенность композиции стихотворения (антитеза, кольцевая, цепочка; сужение или расширение образа, пространства; психологический или другой параллелизм). Как в композиции проявляется смысл стихотворения?
Каков лейтмотив произведения и как он проявляется в содержании и композиции.
Определите принадлежность (близость) анализируемого стихотворения к какому-либо жанру. В чем своеобразие использования этого жанра. Докажите.
Есть ли в стихотворении элементы эпические и драматические? Укажите их.
Выполните анализ стихотворной структуры: определите размер и его вариации, рифму, деление на строфы, количество строф и т.д.). Определить систему стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая). Как стихотворная структура проявляет смысл стихотворения?
10.Какова роль звукописи? Описать звуковую инструментовку слов, связанных с основными образами стихотворения. Рассмотреть, в каких отношениях находятся звукопись и лексические средства создания образов.
Какие тропы преобладают в стихотворении? Какие виды эпитетов и метафор представлены (изобразительные, выразительно-оценочные).
Какие традиционно-поэтические (народнопоэтические) средства используются в стихотворении (например, постоянные эпитеты). Каковы их значения?
13.Как мотивировано употребление народно-поэтических средств жанром и содержанием стихотворения?
14.Проанализировать семантику слов, антонимических и синонимических рядов в составе определенных строк, строф и всего стихотворения. Рассмотреть сочетаемость слов, ассоциативно связанных друг с другом.

Приложенные файлы

  • docx 26729536
    Размер файла: 66 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий