ПРОГРАММА ИДНТ для ГОСОв IKhO


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный педагогический университет»
Институт художественного образования
Отделение «Художественно- графическое образование»
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
______________ В.В. Зайцев
«______» ________ 200 ___ г.
ИТОГОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
ПО ИСТОРИИ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ
Программа
по специальности 052400 «Дизайн»
Волгоград
2012
Вопросы к итоговому государственному экзамену по истории дизайна, науки и техники утверждены на заседании кафедры теории и методики обучения изобразительному искусству и дизайна костюма от, протокол №

Зав. кафедрой _________ О.С. Кириллова
Принята на заседании совета Института художественного образования
… 2012 года, протокол №
Программа не изменялась, изменена, дополнена _____________ Н.Н. Таранов _________
Подпись Председатель совета дата
Программа не изменялась, изменена, дополнена __________ _________
Подпись Секретарь совета дата
Утверждена на заседании ученого совета университета __________ 2012 г.
Протокол №
Итоговый государственный экзамен по истории дизайна, науки и техники / Сост. Л.Л. Ишкова, проф. кафедры графики и дизайна

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………. 5
Экзаменационные вопросы …………………………………………….6
Содержание вопросов ……………………………………………….7
Список литературы ………………………………………….. 21


Основная цель итогового государственного экзамена по истории дизайна, науки и техники – определить качество профессиональных знаний, полученных по дисциплине, и умения применять их в решении образовательных задач. История дизайна, науки и техники как учебная дисциплина имеет своей целью формирование у студентов системы знаний по истории дизайна, совершенствованию техники и научных исследований. Изучение истории дизайна как вида проектно-художественной деятельности разворачивается во взаимодействии с научно-технической и визуальной художественной культурой, которая отражает влияние новаций и изобретений в технике, инженерном и художественном творчестве
На итоговом государственном экзамене студент должен показать следующее:
знание основных направлений исторического развития дизайна;
целостное представление о преемственности и системности важнейших этапов в развитии дизайна, о многообразии стилей и авторских подходов в дизайне;
владение специальными понятиями и терминами;
умение самостоятельно анализировать движения различных стилей в дизайне;
знание основных тенденций в мировом и отечественном дизайне
Вопросы по дисциплине
«История дизайна, науки и техники»
Первые теории дизайна: Рёскин, Земпер, Рело. Деятельность У.Морриса.
Промышленный переворот в Европе XIX в. Примитивность форм промышленной продукции.
Поиск нового стиля в Европе: артнуво, модерн, югендстиль
Кубизм, конструктивизм, супрематизм – художественная основа дизайна первой трети XX века.
Социально-экономические предпосылки для профессионального становления промышленного дизайна
Первые идеи функционализма. Германский Веркбунд. Группа «Де Стейл». Производственное искусство в России.
Первые школы дизайна. Баухаус. ВХУТЕМАС.
Дизайн 20-30х годов. От функционализма к арт-деко. Американский стримлайн
Органический дизайн в Европе.
Феномен японского дизайна
Дизайн в Советском Союзе в 1960-1980х гг.
Дизайн 50-60х годов. Неофункционализм. Стиль «Оливетти», стиль «Браун».
Альтернативный дизайн в 70-е годы.
Дизайн и экология.
Новые формы дизайна в постиндустриальном обществе. Веб-дизайн, Виртуальный дизайн.
Хай-Тек – стиль высоких технологий
Дизайн постиндустриального общества. Постмодернизм. Арт-дизайн
Дизайн 1990 – х годов Миниатюризация . Исчезновение предметов
Дизайн среды. Городские ландшафты
Содержание вопросов

Первые теории дизайна: Рёскин, Земпер, Рело. Деятельность У.Морриса.
Начало 19 века – победа машинной индустрии в Великобритании. Вслед за ней – США, Франция, Германия, Италия. Потребность в промышленном машиностроении. Необходимость точных расчетов. Точность и геометризация вели к «обезличиванию» машин. Непонимание в обществе красоты машинных форм. Первые шаги на пути к упорядочению машинной формы – потребность в новой технологии и стандартизация. Протест философов, социологов и деятелей искусств против стандартизации как явления, чуждого природе человеческого духа и искусству. Необходимость эстетического освоения технических изделий.
Зарождение прототеорий дизайна. Первые этапы интеграции искусства и техники. Проблема необходимости изменения мировоззрения при переходе от ремесленного к машинному изготовлению предметной среды. Генри Коул (Феликс Саммерли). 1845 год. Термин «промышленное искусство». Идеи Коула в основе протодизайна. Первая Всемирная промышленная выставка 1851 года в Лондоне выявляет «бесстилье и эклектику» изделий машинного производства. Идеи Джона Рёскина. Его лекции – проповеди. Уильям Моррис как теоретик и практик. Возрождение традиций ручного средневекового труда. Фирма «Моррис и К». 1865 год – движение «Искусства и ремесла». Журнал «Студия» (1893) - «Новый английский стиль». Идеи Морриса и модерн. Его роль в формировании течений функционализма и конструктивизма. Готфрид Земпер, немецкий теоретик искусств и архитектор. (Оперный театр и здание картинной галереи в Дрездене). Участвовал в подготовке Первой Всемирной выставки. Книга «Наука, промышленность и искусство», труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика» (1860-63). Попытка создать теорию художественной форм, осуществить поиск новой эстетики. Ф.Рёло, немецкий инженер ученый в области теории механизмов и машин. Связал теорию с проблемами конструирования. Провозгласил возможность гармонического развития искусства и техники. Книга «Техника и ее связь с задачею культуры» (1885). Три стиля в индустриальном формообразовании: инженерный, архитектурный, художественный китч. Движение У.Морриса в Англии, создание ремесленных центров в России ( Талашкино, Абрамцево) – воссоединение творчества профессиональных художников и художников – прикладников с ремесленным исполнением.
Промышленный переворот в Европе XIX в. Примитивность форм промышленной продукции.
В промышленной революции сегодня четыре фазы. Первая фаза, машинный переворот, 1750-1870 гг. Вторая – энергетическая, 1870-1945; третья, интеллектуально-машинная, в конце Второй мировой войны с создания ЭВМ. Четвертая, глобальная, ведущая отчет с последнего десятилетия 20 века.
Ранее всего в полосу машинного переворота вошла Великобритания. Постепенный переход от мануфактурного производства к машинному. Изобретения Дж. Клея, Дж. Уайетта, Дж. Харгривса в области ткацкого производства. Дальнейшее развитие технических новшеств. Изобретение парового двигателя Дж.Уаттом. Начало 19 века – победа машинной индустрии в Великобритании. Вслед за ней – США, Франция, Германия, Италия. Изобретение француза Жозефа Кюньо паровой повозки, предшественницы автомобиля. Ирландец Роберт Фультон в 1803 сконструировал первый пароход, а в 1807 г. Его колесный пароход «Клермонт». В 1803 году Ричард Тревик построил паровоз для рельсовых пути. В 1825 году Стеффенсоносновал первый паровозостроительный завод. В 1830 г. – железнодорожная линия. Изобретение «механического суппорта»для токарного станка и станочной линии для поточной продукции однотипной продукции мастером – механиком Генри Модсли. Изобретение конвейера. Потребность в промышленном машиностроении. Необходимость точных расчетов. Точность и геометризация вели к «обезличиванию» машин. Непонимание в обществе красоты машинных форм. Первые шаги на пути к упорядочению машинной формы – потребность в новой технологии и стандартизации Конфликт между машинным производством и эстетическими воззрениями общества. Создание комитетов поощрения связи с искусством, повседневной жизни и техники. Специальные журналы.
Зарождение дизайна на пересечении нескольких ветвей проектной культуры: художественных проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования, науки. Причины появления дизайна – в кризисной художественной ситуации в области формообразования предметного мира, сложившейся в европейских странах в середине 19 века, когда индустрия прокладывала себе путь к мировому господству: упадок ремесел, разрыв между смыслом и формой, примитивизм форм промышленной продукции.
Архаичный внешний вид принципиально новых функциональных объектов. Примитивизм практики раннего дизайна. Традиционные методы работы и семантические образы, принесенные в промышленность архитекторами, инженерами и художниками. Три стилевых направления в индустриальном формообразовании: инженерный, архитектурный, китч.
Поиск нового стиля в Европе: арт нуво, модерн, югендстиль
Предпосылки формирования стиля в конце 80 - х годов 19 века. Общая хронология: 1887 – 1914. Антипод эклектики и салонного искусства. Протест против машинизации, с одной стороны, против закостенелых форм искусства, с другой. Страх дегуманизации и гибели культуры – оплота человеческой духовности. Стремление творить прекрасное, «исцелить мир красотой». Новая «художественная философия». Истоки модерна: идеи Дж. Рёскина, У.Морриса Вдохновение в природных формах. Использование новых материалов. Сочетание фантасмагоричности, романтичности с идеей рациональности, поисками гармонии конструктивности и внешней формы. Искусственность происхождения. Идейно-эстетическая база модерна – символизм. Синтез искусств. Планировка зданий с точки зрения целесообразности и разумности. Сецессион, ар-нуво, югендстиль, либерти Венский модерн. Дом Сецессиона Йозефа Ольбриха. «Бетховенская выставка». М. Клингер, Г.Климт. Бельгийский модерн. Виктор Орта. Особняки в Брюсселе (Тассель, Сольве, дом архитектора). Барселонский модерн. А.Гауди. Интерьеры модерна. А. ван де Вельде, О. ван Риссельберг, А. Шехтель, А.Гауди. Французский модерн. «Стиль Гимара». Россия. Русская архитектура 1890-1910 – х годов. Условность термина. Главные ценности модерна – современность и ненормативность. Возрастание масштабов строительства вел к индустриализации архитектуры. Соединение красоты и пользы. Модерн в Москве. Типология московского модерна: особняки и общественные здания. Ранний модерн – архитектор Лев Кекушев. Особняк Кекушевой на Остоженке (соавтор – Кузнецов), Особняк Листа – отчасти подражание бельгийскому ар-нуво. Особняк Миндовского на Поварской –элементы стилистики барокко и классики . В этом проявляется желание символизма вобрать в себя предыдущие культурные эпохи. Кекушев начал проект многофункционального комплекса «Метрополь» - самого масштабного проекта модерна. (Кроме Кекушева, Валькотт, Жолтовский, Галензовский, Шевяков и др.) Вильям Валькотт создал проект фасадного оформления, в основе которого идейно-художественная программа, раскрывающая в пластических образах основные постулаты «философии Жизни» Ф.Ницше. Михаил Врубель и Александр Головин – сюжетные майоликовые панно, живописное панно Врубеля «Принцесса Грёза»; фриз Андреева, воплощающий образ Жизни, Ваулин (майоликовая облицовка). Идейный вдохновитель проекта – С. Мамонтов. Собственный дом архитектора Соловьева – своеобразный «автопортрет». Много символистской пластики на фасаде. Федор Шехтель. Приходит в модерн через псевдоготику. Особняк Морозовой на Спиридоновке. Особняк С.П. Рябушинского. Планировка рациональна. Лестницы словно ветви вокруг ствола. Главная тема декора – образы стихии. Использование витражей. Характерны «игры» с архитектурными масштабами. Особняк Дерожинской. Реконструкция здания Малого Художественного театра. На портале – пластически активный горельеф Голубкиной «Пловец или Море житейское», воплотивший творческое кредо театра Станиславского. В интерьерах – орнаментика, схожая с австрийским модерном. Мотив «чайки», в том числе на занавесе. Утверждение принципов чеховской драматургии.
Но с 1900 годов все большее значение приобретают попытки выявить эстетические достоинства конструктивной основы здания. Обязательность декора отрицается, свободное поле стены занимается огромными окнами. Новая эстетика: чистота геометрических объемов. Типография Рябушинского «Утро России» Внутреннее пространство часто лишено капитальных перегородок – свободные планы. Шехтель. Дом московского купеческого общества. 1909-11.
«Северный модерн» в Петербурге. Влияние скандинавской, в частности, финской архитектуры. Культ натурального материала (дикий камень), природные мотивы в декоре. В типологии ведущее место принадлежит многоэтажному доходному дому. Для Петербурга со времени его основания была характерна воля к регулярности застройки, к решению ансамблевых задач. Лидеры: Федор Лидваль, Николай Васильев, Алексей Бубырь. Доходный дом Лидваль на Каменном острове – комплекс разновысотных корпусов и дворов. Цоколь – грубый камень, верх – сочетание гладкой и шероховатой поверхности, майолики. Натуралистично образы зверей, цветов, грибов. В соавторстве работали Бубырь (разрабатывал планировку) и Васильев (фасадную часть). Доходный дом Бубыря. Финское влияние. Фасад обогащен эркерами, но пластика геометризирована. Жилой комплекс Бассейного товарищества собственников квартир (арх. Виррих, Зазерский, Бубырь), 1912-14, - первый опыт кооперативного строительства до революции. Целый квартал. Ячейки с дворами – колодцами. Много пластики: женские и мужские фигуры, вазы, птицы, орнаменты. Но почерк графичный, геометрично жесткий. Александр фон Гоген. Особняк балерины Ксешинской. «Игра в классику», но по правилам модерна. Асимметричный план. Отчетливо тема классики звучит в другом здании модерна – Здании Азово-Донского банка (Лидваль). 1907-1912. Стилизация элементов ампира.
Неорусский стиль. С усилением интеграционных процессов актуализировалось тема тема обретения национальных истоков. Это явление получило название национально-романтического возрождения.
Принципы формообразования стиля. Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Фирменный знак линии модерна - «Удар бича» Г.Ольбрихта. Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды. Отрицание неподвижности и тяжеловесности. Мотивы: бутон, раковина, волна, растения с длинными стеблями, лилии, кувшинки, ирисы, орхидеи, птицы, насекомые. «Флореальное» направление. В.Орта, А.ван де Вельде, скульптор Хооземанс, А.Гауди, А.Эндель, Б. Панкок и др. Мастера «школы Глазго». Макинтош. Сюжеты и образы модерна. Воспоминания, сновидения, экстаз, видение, страсть, интерес к мифологии, архетипические символы, образ женщины, карнавал. Графический язык модерна. Шрифт. «Мазеровская Муза». Афиши, плакаты, оформление книг, станковая графика. Новый подход к национальной теме в искусстве впервые заявил о себе в творчестве художников Абрамцевского кружка. Они, очарованные изделиями кустарных народных промыслов, стали во главе формирования новой эстетики, основанной на свободной интерпретации деталей древнего искусства (образная стилизация). Первой реализацией этого неорусского стиля стала Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (Поленов, Васнецов). Но еще долго метод стилизации находил применение в декоративно-прикладном искусстве. И только на рубеже 20 века заявило о себе и в зодчестве. Сначала в выставочных павильонах- Павильонах Русского отдела на Международной выставке в Глазго (Шехтель, 1901). Тема древнерусского городка –композиции из разновысоких объемов под отдельными кровлями развивается в архитектуре Ярославского и Казанского вокзалов в Москве. Ярославский вокзал (Шехтель), Казанский вокзал (Щусев).Но органичнее всего неорусский стиль проявил себя в храмовом зодчестве. Покровская церуовь Марфо – Мариинской обители в Москве (Щусев), Фёдоровский собор в Царском Селе (Покровский) и др.
В жилом строительстве: Доходный дом Перцевой (Малютин, Жуков)
Живописцы и графики модерна: Бердсли, Боннар, Ф.Валлотон, Э. Вюйар, Ф.Штук, М.Врубель, А.Тулуз – Лотрек, К. Мозер, П. Беренс, Ф.Ходлер, В.Серов, И.Билибин, У.Николсон, А. Остроумова - Лебедева, А.Бенуа, К. Сомов, Т.Стейнлен.
Мастера ДПИ и дизайна: А. Тиффани, Р.Ларш, Ч.Макинтош, С. Чехонин, О.Вагнер, А.Эдель, А. Гауди, П.Хауштайн, Х. Шульц, А.ван де Вельде, А.Лоос, Ян Айзенлофель, К. Бугатти. Роль модерна в формировании теории дизайна.
Кубизм, конструктивизм, супрематизм – художественная основа дизайна первой трети XX века.
Основные тенденции культурного развития Европы на рубеже веков. Кризис традиционной формы культуры. Сартр, Ницше, Ортега – и – Гассет, А.Камю, К. Ясперс, А.Шопенгауэр, З.Фрейд, К.Юнг, А.Бергсон. Возникновение «нефигуративного», абстрактного искусства как крупнейший переворот в эстетике и художественной практике. Конструктивизм и функциональность в архитектуре, прикладном искусстве и дизайне. Основные авангардные направления в изобразительном искусстве и творческой практике: фовизм (А. Дерен, М.де Вламинк, Кес ван Донген, А. Марке, А. Матисс), экспрессионизм (К.Шмидт – Ротлуфф, Э.Кирхнер, Э.Нольде, Э.Шиле, О. Кокошка, Ф. Купка, В. Кандинский, А. Явленский, Дж. Энсор, М. Пехштейн); кубизм (Ж.Брак, П. Пикассо, Ж. Метценже), футуризм (Балла, У. Боччони, К. Бранкузи, К. Кара, Л. Руссоло, Д. Северини).
Кубизм – худ. направление во французском искусстве начала 20 века. Примитивизм, воспринимающий мир через формы геометрических фигур. Попытки найти простейшие пространственные модели и формы вещей и явлений, выразивших бы сложность окружающего мира. Попытка расширить пределы оптического видения. Истоки кубизма (творчество Сезанна, африканская скульптура) Периоды: сезанновский, аналитический, синтетический (коллажный).
Супрематизм. Конструктивизм. Производственное искусство. Специфические условия развития новых принципов формообразования в постреволюционной России. Бурное развитие «левых» течений изобразительного искусства и их государственная поддержка. Отсутствие традиций совместных усилий промышленников и художников. Производственное искусство. Его выраженный социальный характер. Художники –авангардисты и теоретики Пролеткульта. Б.Арватов, О. Брик, Б. Кушнер, Н. Пунин, А. Ган. Художники: А. Родченко, В. Степанова, А.Эстер, В.Татлин, Э. Лисицкий. Супрематизм К. Малевича. Геометрические фигуры в «белой бездне». Динамично-статичные композиции. Архитектоны и «планиты» Малевич – дизайнер. Конструктивизм. Иная концепция, основанная на акцентировании внутренних структурных связей между абстрактными геометрическими элементами, выразительность сочетаний различных материалов. Э. Лисицкий и его «проуны» В. Татлин. «Живописные рельефы», «Угловые контррельефы». «Летатлин». Деревянные вещи и посуда Татлина. Памятник III Интернационалу. Спектакль Зангези по поэме В.Хлебникова – модель «конструктивистского театра». Оформление революционных праздников. Книжная продукция, плакат, реклама, оформление выставок.
Социально-экономические предпосылки для профессионального становления промышленного дизайна Первые идеи функционализма. Германский Веркбунд. Группа «Де Стиль». Производственное искусство в России.
Культ машин. Утрата позиций ар-нуво. Творчество венского архитектора Адольфа Лооса. Статьи Лооса против украшательства как средства достижения эстетических ценностей. Взаимосвязь долговечности предмета и его внешнего вида
Германия в первые десятилетия 20 века - страна, где складывается дизайн как профессиональная проектная деятельность. Стремление немецких монополий в начале 20 века выйти на мировой рынок. Низкий уровень продукции – тормоз этого стремления. Невозможность конкурировать с Великобританией. Объединение немецких промышленников и деятелей искусств с целью принятия мер по улучшению качества продукции (Г.Мутезиус, П.Беренс, Анри ван де Велде и др.) Создание в 1907 году Германского художественно- промышленного союза (Германский Веркбунд) Внешняя привлекательность продукции (формы, материала, Отделки) и комфортность, борьба с украшательством и орнаментацией. Контроль за качеством продукции, проведение выставок, конкурсов, пропаганда достижений немецкой индустрии, издательская деятельность, курсы для предпринимателей, лекции для продавцов, подготовка кадров.
Создание в Германии первых бюро дизайнерского типа. Сложение теоретических концепций и организационных структур для дизайна.
Приглашение П.Беренса в электротехнический концерн АЭГ на пост художественного директора. Разработка и внедрение Беренсом фирменного стиля АЭГ. Деятельность П.Беренса в АЭГ (промышленная архитектура, Чайники – кипятильники, электрические осветительные приборы, мебель). Проектный метод Беренса был заново открыт в системном подходе и дизайн-программах последней четверти 20 века
Герман Мутезиус, архитектор, теоретик, публицист. Изучение им превосходства быта и промышленности Англии , книга «Английский дом». Идейный вдохновитель Веркбунда, автор его программы, в которой наряду с принципами формообразования, формировались общие социально-культурные установки и цели. Типизация немецкой продукции на основе творчески разработанных эталонных (типовых) образцов
Перемещение во время первой мировой войны центра художественного творчества из Германии и Франции в страны, сохранявшие нейтралитет. Основание в Лейдене, в Голландии, группой живописцев, скульпторов, графиков и архитекторов журнала «Де Стейл» (1917). Роль журнала в формировании нового строгого абстрактного стиля, основанного на использовании прямых линий в комбинации с белым, черным и др. первичными цветами (Пит Мондриан). Развитие архитекторами группы «Де Стейл» новых принципов в работе с объемными формами и трехмерным пространством.
Производственное искусство. Движение, уходящее корнями в футуризм начала 20 века. Интеграция искусства и техники. Ярко выраженный социально-художественный характер производственного искусства. Выполнение социального заказа промышленности. Теоретики (Н.Пунин, Б. Арватов, Б.Кушнер, Н.Тарабукин, О.Брик и др.) Формирование теории производственного искусства. Теоретическое обоснование новой проектной культуры (Б.Кушнер). Синтез инженерии и искусства на базе достижений науки и техники. Художники: А.Родченко, Э.Лисицкий, В.Татлин, В. Степанова, А.Экстер. Выпуск тканей и обоев по их рисункам, костюмов, плакатов, рекламы, книжной продукции
Первые школы дизайна. Баухаус. ВХУТЕМАС
Баухауз как крупнейшее явление в мировой художественной культуре и аритектурно- художественная школа. Происхождение названия.Историческая ситуация в Германии накануне создания школы. Ваймарский период Баухауза. Основные педагогические принципы. Вальтер Гропиус, Иттен Иоханес, В. Кандинский, Й. Альберсс, О.Шлеммер, К. Шмидт, Г. Маркс, Л. Файнингер, Моголи – Надь, П. Клее. Книга Гропиуса «Мой форкурс в Баухаусе». Баухауз в Дессау. Здание Баухауза. М.Бройер, Ханс Майер, Мис ван дер Роэ. Берлинский период. Педагогические принципы. Программы (пропедевтика – вводный курс, специализированные отделения, курс для особо одаренных студентов, курс практической гармонии). Индивидуальный подход. Коллективный труд. Цель – создание функциональных вещей, пригодных для массового промышленного производства, но обладающих определенными эстетическими качествами, с учетом социального положения потребителей.Техническо-ремесленная и художественная подготовка. Значение Баухауза в развитии дизайна.
Художественный авангард в России. Супрематизм. Конструктивизм. Производственное искусство. Cпецифические условия развития новых принципов формообразования в постреволюционной России. Две формообразующие концепции 1910 – х годов (художественно- композиционная система неоклассики и рациональных принципов инженерно- технической сферы). Бурное развитие «левых» течений изобразительного искусства и их государственная поддержка. Отсутствие традиций совместных усилий промышленников и художников. Производственное искусство. Его выраженный социальный характер. Художники –авангардисты и теоретики Пролеткульта. Б.Арватов, О. Брик, Б. Кушнер, Н. Пунин, А. Ган. Художники: А. Родченко, В. Степанова, А.Эстер, В.Татлин, Э. Лисицкий. Супрематизм К. Малевича. Геометрические фигуры в «белой бездне». Динамично-статичные композиции. Архитектоны и «планиты» Малевич – дизайнер. Конструктивизм. Иная концепция, основанная на акцентировании внутренних структурных связей между абстрактными геометрическими элементами, выразительность сочетаний различных материалов. Э. Лисицкий и его «проуны» В. Татлин. «Живописные рельефы», «Угловые контррельефы». «Летатлин». Деревянные вещи и посуда Татлина. Памятник III Интернационалу. Спектакль Зангези по поэме В.Хлебникова – модель «конструктивистского театра». Оформление революционных праздников. Книжная продукция, плакат, реклама, оформление выставок. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН. Педагогическая методика. 8 факультетов. Конструктивизм, выработанный его идеологами и практиками «Объективно-формальный метод», - основа педагогической системы. Вклад в развитие советского дизайна. ВХУТЕМАС – лаборатория нового вида проектно-художественной деятельности (дизайна). Дисциплины( «Графика», «Цвет», «Объем», «Пространство». Преподаватели: Николай Ладовский, Владимир Кринский, Александр Родченко, Антон Лавинский и др.
Историческая справка. Реформа художественного образования в Советской России. Создание в 1920 году на базе «Строгановки» и Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских. В том же году декретом Совнаркома – Высшие художественно- технические мастерские (ВХУТЕМАС) С 1926 года – Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) Цели и задачи ВХУТЕМАСА: «объективизация» процесса обучения художественным дисциплинам, сближение различных видов искусств и выработка обшей методологии их преподавания, сближение художественной материальной культуры с массовым индустриальным производством. Основание творческих объединений – Обмоху, АСНОВА, ОСТ, ОСА, АРУ, «Рост» и др. Учебные цели и структура. Мастерские. Преподаватели. Макетный метод Н. Ладовского. Роль ВХУТЕМАСА – ВХУТЕИНА в формировании новой художественной культуры, в развитии авангардной архитектуры, прикладных видов искусства, дизайна
Дизайн 20-30х годов. От функционализма к арт-деко. Американский стримлайн
Ведущее место функционализма в эстетике первой половины 20 века. Его девиз- естественность и практичность . Функционализм (интернациональный стиль) как течение в западноевропейской и американской архитектуре, дизайне. Его формирование на основе конструктивизма и авангардного искусства. Л. Бауэр как теоретик. Принцип «абсолютной целесообразности». Х.Мутезиус как последователь Бауэра и основатель Германского Веркбунда. Идеи функционализма в Австрии . А.Лоос. Выступление против «декоративизма», «фасадничества». Форма определяется конструкцией, а та – функцией. Определенной функции соответствует единственная оптимальная форма. Берлинская мастерская П.Беренса. Создание Гропиусом Баухауза. 1924 год – выставка в Мюнхене «Форма без орнамента», организованная Веркбундом. 1930 – выставка в Париже. Этапы функционализма: первый, романтический, поиски формальных основ «чистой» функциональной формы.Второй этап- социальный. Утопические программы Баухауза по переустройству общества на основе функциональной архитектуры. Третий- эстетический. Мохой – Надь. Гармония –не эстетическая формула абсолютной красоты, но исходное условие свободного функционирования любой вещи. Идеи первого этапа - Ле Корбюзье. В Америке эти принципы реализовал Мис ван дер Роэ.
Стиль ар деко . Международная выставка 19825 года в Париже. Большое количество предметов декоративно-прикладного искусства. Ар деко известен также как «джазовый модерн», «зигзаг модерн», «обтекаемый модерн». Востребованность стиля буржуазией, желающей комфорта, роскоши, демонстрации исключительности своего положения в обществе. Первоначальное игнорирование массового промышленного производства, ручное ремесленное изготовление. Не функциональностьи утилитаризм, а декоративность, орнаментация. Сначала использование ценных и дорогих материалов, затем – стали, стекла и т.д. Истоки: модерн, кубизм , футуризм, экзотические культуры. Направления ар деко: элегантно- классическое, экспрессивно- экзотическое, модернистское. Павильоны Всемирных выставок и ярмарок, магазины, кинотеатры, доходные дома.Бытовые предметы, мебель.Плакаты и журнальные обложки. Автомашины. Влияние Баухауза и геометрического конструктивизма в поздних формах ар деко. В Германии, Италии, соединившись с неоклассицизмом, перерос в «новый ампир» (стиль «Третьего рейха»)
Появление дизайна как самостоятельной профессии в США - обществе массового потребления. Автомобили, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, бытовые электроприборы. 30 – е годы 20 века из ар – деко формируется строгий американский стиль. Конец 1920 – х гогдов – изучение дизайнерами рынка. Реклама, упаковка, внешний вид изделия. Отличие от Европы (там реформы формообразования всегда рассматривались с социальной точки зрения; в США – на первом месте стоял рыночный фактор). Рост потребностей в дизайнерах и художниках в условиях конкуренции в связи с мировым кризисом. Переоснащение производства Фордом. Стримлайн. «Модель А» обтекаемой формы. Эксперименты в аэродинамике. 1933 год. Новая «обтекаемая» форма самолета. 1934 год – «обтекаемый» автомобиль фирмы «Крайслер» (Кари Беер). Копировальная машина Лоуи. Динамичность и современность. Привлечение дизайнеров вместо выпуска дешевых товаров. Сервизы Рассела Райта (без декора, с необычным цветовым решением). Норманн Бел Геддес – дизайнер транспорта, бытовых предметов в стиле стримлайн. Стиль Большой депрессии. 1940 – е годы – широкое использование обтекаемых форм. Новые материалы и технологии. Генри Дрейфус. Развитие дизайн-теории о связи человека и машины. Теория об эргономике и антропометрии. Телефон компании Bell»Модель 300». Расширение штатов дизайн-бюро. К концу 30 – х годов промышленный дизайн в США из панацеи времен Депрессии превратился в профессию. Проекты Р.Лоуи картина американского образа жизни. Книга Лоуи «Некрасивое плохо покупается».
Органический дизайн в Европе.
Основная концепция «органического дизайна и архитектуры» (подражание природным формам использование природных материалов, фактур). Истоки (искусство модерна начала 20 века). Основоположники (Ллойд Райт и Ч.Макинтош) , Создание максимального комфорта(в том числе и психологического), органическое сочетание архитектуры и природной среды, интерьеров и предметного окружения, проектирование мебели из дерева, гнутой древесины, кожи. Ээро Сааринен и Чарльз Имз – американские архитекторы и дизайнеры, оказавшие огромную роль на формирование европейского дизайна.
Историческая ситуация в Скандинавских страна[ после второй мировой войны.
Особенности скандинавского дизайна. Керамика В. Каге, стекло К. Франка, мебель Аалто. Датский стиль тикового дерева. Дизайнер Арне Якобсен. Культура жилища из Скандинавии. «Шведская кухня» Г.Йохансон и его программа «Жилищный тест». Традиции и современность. Развитие органического дизайна в Скандинавии. Тапио Виркалла, Ханс Вегнер, Кай Франк, Сикстен Сасон. Финн Джуль.
Феномен японского дизайна
Причины успехов дизайна Японии. Первая ассоциация дизайнеров Японии (1952). Государственная политика в области дизайна. Отсутствие деления в японской художественной культуре на материальные и духовные виды искусства.Поиски национального своеобразия. Три направления в японском дизайне: «национальное», «интернациональное», «смешанное». Особенности направлений, проблемы. Сложение творческой концепции японского дизайна на основе «смешанного стиля». Дизайн бытового приборостроения. Фирма «Сони». Карманный радиоприемник. 1958 год – микротелевизор. Достижения японского дизайна в проектировании предметного окружения. Портативные телевизоры, радиоприемники, магнитофоны. Дизайн мебели. Кендзо Танги и его проекты. Дизайнерское бюро Тоегути. Разборная мебель для японцев и европейцев. Выявление особенностей материала. Деревянная скамеечка дизайнера Сори Янаги. Японская ассоциация художественного проектирования окружающей среды в век промышленного производства (ДНИАС) Концепция дизайна как средства упорядочения и гармонизации современной предметной среды. Миниатюризация техники.
Дизайн в Советском Союзе в 1960-1980х гг.
Период «оттепели» второй половины 1950 – начала 1960 – х гг. Перемены во всех сферах политической, хозяйственно- экономической и культурной жизни СССР. Мощный скачок в энергетической, металлургической области. Строительство атомных электростанций.С 1957 г – окончательный переход железнодорожного транспорта на электрическую и тепловую тягу.Ледокол «Ленин» Возрастание роли научно- технической революции. Освоение космоса. Развитие электроники. 1955 – Государственный комитет Совета министров СССР по новой технике, позже – Госкомитет по науке и технике.Строительство новых аэропортов. Первые реактивные и турбореактивные самолеты. Пассажирский ТУ – 104 (1956) Новые задачи перед архитекторами и художниками – конструкторами: проектирование интерьеров залов ожиданий. Трапов, новая концепция обслуживания пассажиров. (ахитекторы Г.Елькин, Г.Крюков, Ю. Филенков)
Повышение уровня жизни людей. Начало массового жилищного строительства. Новый дизайн мебели. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957) - знакомство с новыми ритмами, искусством, модой.
Низкое качество многих товаров массового потребления. Проблемы во внешней торговле, Снижение притока валюты. Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно- бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» ( автор реформ – А.С.Косыгин – председатель Совета министров СССР) Разработчик постановления – Ю.Б. Соловьев . Организация в 1962 году Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) Новые задачи в подготовке профессиональных кадров. Вечерние отделения для подготовки художников – конструкторов из числа дипломированных инженеров и художников при Московском высшем художественно-промышленном училище и Ленинградском высшем художественно- промышленном училище имени В.И. Мухиной. Отсутствие опыта у художников – прикладников и художников – конструкторов, понимания перспектив. Наследие ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа было забыто. Разработка ВНИИТЭ и учебными заведениями теоретико – методологической базы дизайна, фундаментальных основ профессии.
Филиалы ВНИИТЭ в республиках СССР. 1965 г. – Первая всесоюзная выставка. 1968 год – Выставка «Художественное конструирование в СССР», Варшава. Новый этап развития отечественного дизайна. Демонстрация на выставке промышленных изделий в натуре, макетах, проектах, моделях, фотографиях, а также рассказ об истории отечественного дизайна, освещение деятельности ВНИИТЭ, различных НИИ и конструкторских бюро. Ил – 62, ТУ – 154, ТУ – 144, макеты катеров на воздушных подушках, теле-фотоаппаратура и многое др. Выставка – анализ состояния советского дизайна. Выход в 1969 году журнала «Техническая эстетика». Осуществление ВНИИТЭ контрольно-экспертной деятельности. Введение государственной аттестации промышленной продукции. Знак качества и его роль в повышении качества промышленной продукции. Принятие ВНИИТЭ в ИКСИД (Международный совет организаций по промышленному дизайну) в 1965 г. Создание филиалов ВНИИТЭ, художественно-конструкторских бюро, лабораторий при НИИ, Рациональный стайлинг. ВНИИТЭ: пропаганда дизайна, дизайнерского образования, проектирование. Проект автомобиля – такси. Вторая половина 1970 – х годов –разработка фирменного стиля «Союзэлектроприбор» ( Д.Азрикян, Д.Щелкунов) Приведение к единству массы изделий. Появление дизайн-программ в промышленности. Идея «дизайн-программирования». Перенесения идеи в конце 70 х годов в дизайн городской среды. Плюсы и минусы дизайн-программ. «Бумажное проектирование», «Бумажный дизайн». Значение организованного в 1975 году в Москве Международного конгресса ИКСИД. А.Ермолаев, И.Березовский. Если в 1920 – е годы, делая уникальный проект, думали о массовом производстве, то в 1970 – х годах – для выставок.
Юрий Соловьев – создатель и первый председатель Союза дизайнеров СССР. Первый съезд Союза дизайнеров в 1987 году.
«Сенежская студия». Начало работы постоянного семинара промышленного и оформительского искусства на базе Дома творчества художников «Сенеж» под Москвой в 1964 году. Преобразование семинара в 1967 году в Центральную учебно- экспериментальную студию художественного проектирования Союза художников СССР. Цель – вовлечение в дизайн художников разных творческих специальностей.
Иная концепция «Сенежа» - альтернативная модель подготовки дизайнера. Не разделяли «функционально-технического отношения к дизайну». Главный аспект деятельности – художественно- эстетический. Понятие «художественное проектирование» вместо «художественного конструирования». Высокая художественность формы и ее практическая целесообразность.
Проблемы советского дизайна: отсутствие реального заказа со стороны производства, дефицит потребительских товаров – отсутствие конкуренции, стремления к улучшению внешнего вида изделий. Отсутствие систематической и целенаправленной государственной политики.
Отечественный дизайн конца 20 века. Союз дизайнеров СССР. Ю.Б. Соловьев, В.С. Акопов, В.Чайка. А.Логвин. Аксиоморфологическая концепция дизайна. Две составляющие потребительски свойств изделий. М. Федоров, Э.Григорьев. Принцип «открытой формы» художественного проектирования.
Дизайн 50-60х годов. Неофункционализм. Стиль «Оливетти», стиль «Браун».
Итальянский дизайн. «Реальное» и концептуальное направление. Стиль «Оливетти». Итальянское экономическое чудо. Искусство и дизайн. Особенности итальянского дизайна. Примеры синтеза искусств Карло Моллино. Проекты «волнообразной» мебели из гнутой древесины. Проекты самолетов, автобусов, архитектуры. «Красивый дизайн». Его рациональность и предметная ориентированность. Дизайн фирм «Оливетти» и «Фиат». Этторе Соттсасс «Лексикон-80», «Леттера – 22». Cоттсасс, Марко Занузо, Марио Беллини. Профессия дизайнера – консультанта фирм. «Радость эксперимента» - особенность итальянского дизайна. Стиль Оливетти. Фирменный стиль Камилло Оливетти. Марчелло Ниццоли. Пишущие машинки «Лексикон – 80», «Леттера – 22». Пластмассы, пластики, полиэстер. Фирма «Картель» А.Кастелли, Р.Заппер, Дж. Коломбо. Братья Кастильони
Дизайн ФРГ Возрождение экономики. Противоречие 1950- годов: традиции и новаторство. Резопал. Мебель с ламинированной поверхностью. Дизайн «хорошей формы». Высшая школа формообразования в Ульме. Томас Мальдонадо. Педагогические принципы. «Хорошая форма» и неофункционализм. Стиль «Браун». Радиоаппаратура класса «хай-фай» и предметы потребления фирмы «Браун» в Кронберге, «Таунус». Г.Гугелот, Х.Хирхи, В.Вагенфельд. Ведущий дизайнер фирмы Фриц Айхлер. Особенности стиля. Дитер Раймс.
Альтернативный дизайн в 70-е годы
Поп – дизайн заложил основу «радикального дизайна» 1970 - годов. Поэтическое и иррациональное направление. Реакция на «хороший дизайн». «Антидизайн». Особенности, причины формирования. Радикальный дизайн» Италии: Милан, Флоренция,Турин. Протест против потребительского дизайна. «Архизиум» . А.Бранци, П. Деганелло, Г. Коррети, М. Мороци. Суперстудио. А.Наталини, К.Торальдо ди Франция. Группа «Штрум». Турин. Ж. Жиретти, П.Деросси, Р.Россо, М.Воглиацо. Свободная школа - лаборатория дизайна «Global Tools». Школа радикальной архитектуры и дизайна. Флоренция. А. Мендини . Вторая волна антидизайна. Студия «Алхимия»
Дизайн и экология.
Экодизайн как область комплексной дизайнерской деятельности, стремящейся к реализации в проектируемых объектах сближения требований природной среды и культуры.
Экологическое формообразование как принцип проектирования объектов дизайна с позиций гармонического равновесия взаимодействия жизни и деятельности человека с жизнью природы. Основа – видение мира как самовосстанавливающейся максимально безотходной системы, целостное проектирование на стыке многих специальностей, внедрение малозатратных ресурсосберегающих технологий, понимание того, что человек – лишь часть Вселенной. Содержание «подсказки» экологических решений в дизайне в науке, технике (гелиоархитектура, утилизация мусора, компьютеризация). Исторические примеры экологически чистых идей. Архитектурная бионика и использование ею природных структур как прототипов конструктивных и функциональных решений. Хохаузер, Гауди, Грийон, Кизлер. Человечность и естественность в противовес агрессивному техницизму.
Сближение среды и культуры. Концепция слияния архитектуры, промдизайна, визуальных коммуникаций, прикладных и изобразительных видов искусства («средовое искусство») . Концепция сохранения в образе предметно- пространственной среды и ее элементов ценностей, выявленных в истории, в стилях жизни на базе сохранения невозобновляемых природных ресурсов и бережного отношения к свершениям человеческой культуры.
Учет в «экологическом» художественном проектировании материало- и энергоемкости, безопасности для окружающей среды, возможности утилизации.
Психологический комфорт пользования экологически чистым объектом.
Новые формы дизайна в постиндустриальном обществе. Веб-дизайн
Переход компьютерного дизайна из прикладной сферы, обслуживаюшей ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с Web-site в Интернете. Построение графических изображений , всей системы в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами. Веб-дизайн (от англ. Web design) — отрасль веб-разработки и разновидность дизайна, в задачи которой входит проектирование пользовательских веб-интерфейсов для сайтов или веб-приложений. Веб-дизайнеры проектируют логическую структуру веб-страниц, продумывают наиболее удобные решения подачи информации, а также занимаются художественным оформлением веб-проекта. В результате пересечения двух отраслей человеческой деятельности грамотный веб-дизайнер должен быть знаком с последними веб-технологиями и обладать соответствующими художественными качествами. Веб-дизайн — вид графического дизайна, направленный на разработку и оформление объектов информационной среды интернета, призванный обеспечить им высокие потребительские свойства и эстетические качества. Подобная трактовка отделяет веб-дизайн от веб-программирования, подчеркивает специфику предметной деятельности веб-дизайнера, позиционирует веб-дизайн как вид графического дизайна. В настоящее время услуги веб-дизайна предоставляют как специальные компании, так и частные лица (веб-дизайнеры или веб-мастера, являющиеся фрилансерами). Веб-дизайнер — сравнительно молодая профессия, и профессиональное образование в области веб-дизайна в России пока не распространено. В связи с увеличением спроса на интернет, растет и спрос на дизайн сайтов, увеличивается количество веб-дизайнеров.
Специфика профессии. Веб-дизайнер является проектировщиком пользовательского интерфейса. Его задача: помочь пользователю сориентироваться на веб-сайте, сделать работу пользователя с веб-сайтом легкой Но веб-дизайнер должен помнить, что он создает рекламный продукт, который должен соответствовать поставленным задачам (т.е. доносить некое рекламное сообщение до пользователя).
Хай-Тек – стиль высоких технологий
Стилевое течение, разновидность «архитектурного техницизма», откровенно использующее для формирования образа изделия, сооружения и т.п. его «техногенной» структуры (несущие конструкции, технологические коммуникации и пр.), прежде скрываемые от зрителя под декоративной оболочкой. Происхождение термина ( высокая технология). Стремление в архитектуре и дизайне с середины 1970 х годов наиболее полного выражения достижений науки и техники в эпоху научно-технического прогресса. Базирование хай- тека на показе функции, структур и материалов, подчеркнутое артикулирование конструкций и технологических элементов.
Попадание в эстетическую сферу элементов промышленной среды (эстакады, градирни, водонапорные башни, силосы, воздухозаборные шахты, трубопроводы и т.п.
Необычность форм, скульптурность оьъемов, интенсивность цветовой окраски ( например, противопожарного оборудования), фактурность – составляющие эмоционального воздействия форм хай – тека.
Двоякость использования языковых средстви композициолнных приемов хай – тека. 1. Крайнее проявление техницизма. 2. Внефункциональное декоративное использование элементов конструкций и технологий, технологическое «шоу» -явление постмодернизма. Игровое начало, ироничность.
Распространение в архитектуре, в оформлении фасадов и интерьеров. Центр Жоржа Помпиду в Париже. Ркнцо Пиано, Ричард Роджерс
Хай-тек в дизайне интерьеров. Основной метод – использование промышленного оборудования. Ассамбляж из вещей, изготовленных с иной целью. Канцелярская мебель «Номос» Нормана Фостера (1987), шкаф-контейнер Матео Туна (1985)
Дизайн постиндустриального общества. Постмодернизм. Арт-дизайн
Зарождение постмодернизма в 1960 – 70 – х гг. Выступление постмодернистов за слияние изящных искусств и массовой культуры, элитарного и популярного искусства. Декорирование объектов снова в моде. Середина 70 – х годов. Майкл Грейвз и другие американские архитекторы включают декоративные, а зачастую и иронические элементы в свои проекты. Заимствование мотивов из стилей прошлого: цвета, декоративных элементов, текстур. Эксцентрические элементы, гротеск, ирония. Группа «Мемфис», «Студия Алхимия», работы Соттсасса. Яркие, броские изделия. Влияние поп – арта. Керамика, текстиль, мебель.
Здание компании «АТ и Т» Филиппа Джонсона как пример эстетики постмодернизма в архитектуре. 1978 – 83. Небоскреб «интернационального стиля» , но дизайн мебели в стиле английского мебельного мастера Чиппендейла. Подобное использование визуальных элементов вне их привычного контекста – одна из тактик деконструктивизма, возникшего в литературе 1970 – 80 – х гг. и перекочевавшего в искусство и архитектуру.
Распространение постмодернизма в изделиях бытового назначения в промышленном дизайне. Мебель, посуда. Архитипические постмодернистские объекты («чайные и кофейные пьяццы» для «Алесси» Дженкса и Грейвса). Светильники, сантехника, отдельные виды сложной и офисной техники, в том числе компьютеры.
Акцент в технически сложных объектах на детали и элементы (стилистика ипортативных мини – магнитофонов «Вокман»). Упрощение, снижение сверхэлитарности в автомобильном дизайне» Ниссан С-Каргоу» - жучок, «Футура» фирмы «Фольксваген» с крыльями – дверями (как у божьей коровки)
Японский дизайнер Широ Курамата. Интерьеры бутиков, ресторанов. Отличительные черты формообразования: легкость, прозрачность, игра форм, перевод обыденных индустриальных материалов в разряд поэтических объектов.Кресло «Как высока Луна». Хай – тек. Филипп Старк. Литературные названия объектов.
Арт – дизайн. Его особенность. Направленность усилия дизайнера на организацию художественного впечатления, получаемого от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарности, становятся выставочными, т.е. фактически проектируются эмоции. Арт – дизайн – явление постмодернизма, появившееся на стыке декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и собственно дизайна. Синтез художественного и архитектурного формообразования на базе философии дизайна: эргономичность изделий, ориентация на современные материалы и технологии, учет направлений моды и др.
Дизайн 1990 – х годов Миниатюризация. Исчезновение предметов
Постмодернизм – не единственное направление поисков современного дизайна. Экологическое направление. Яркое проявление в дизайне ФРГ. Синтез эмоционального и рационального Новые принципы продукта дизайна (привлекательность, благоприятное воздействие на психику человека, ощущение покоя, раскованности, возможность творческого подхода). Р. Лутц – руководитель проектной «Лаборатории будущего». Концептуальные установки: индивидуальность авторских дизайнерских решений, форма-основа дизайнерского решения. Функция может следовать за формой. Содержание тоже является формой. Предметы используются не только с технической или эргономической точки зрения, но чувственно и духовно. Большие скрытые возможности во всех материалах.
Миниатюризация. (франц. miniaturisation, от miniature - миниатюра, нечто очень маленькое) - направление в конструировании и дизайне приборов, механизмов, машин и т. д. (гл. обр. в радиоэлектронике, электротехнике и приборостроении) со значительным уменьшением габаритных размеров, массы и потребления энергии при одновременном повышении их надёжности и степени автоматизации процессов проектирования и производства. Осуществляется уменьшением размеров узлов и элементов устройств и повышением плотности их упаковки; сокращением числа и размеров межэлементных соединений, применением новых конструктивно-технологических решений с целью уменьшения числа деталей и их габаритных размеров. Необходимость миниатюризации обусловлена расширением функций и сферы применения электронных средств автоматизации производства, вычислительной техники, радиотехники, измерительной техники, медицинской аппаратуры и т. д., что связано с усложнением электронных устройств и увеличением числа составляющих их элементов. До 60-х гг. 20 в. миниатюризация . базировалась на использовании техники печатного монтажа, различных типов модулей и микромодулей. С разработкой групповой технологии изготовления электронных приборов и созданием на её основе интегральных схем начался новый этап миниатюризации, получивший название микроминиатюризации.
Развитие миниатюризации в дизайне электроники. Усовершенствование конструкции. Эволюция на примере фирмы Sony. Небольшие размеры японских квартир – появление в радиоэлектронике «хай-фай- центров» в виде компактной вертикальной стойки с комбинированным модулем. Использование фирмой достижений научно-технического прогресса. 1955г.- первый транзисторный приемник. В 1958 г он имел уже размеры дамской сумочки. 1966 г – первый цветной видеомагнитофон. В 1979 году решением директора фирмы А.Морита налажен выпуск плейера «Волкмен». Этот же принцип – на производство телевизоров, видеокамер, СД – техники
Развитие микроэлектроники – феномен исчезновения предметов. Исчезновение функции в традиционном смысле. Фактор формообразования становится незримым. Функция жесткого диска – накопителя, съемного диска визуально не определяется. Задача дизайнера – оказать помощь потребителю в осмыслении объекта, в пользовании. Формирование интерфейса между компьютером и человеком.
Дизайн среды. Городские ландшафты
Самостоятельный вид проектного творчества со второй половины 20 века. Интегрирует в единую функционально-художественную целостность достижения дизайнеров других специальностей, проектирующих оборудование, предметное оснащение, систему декоративно-графических решений, в том числе пространственную ситуацию. Среда – «арена работ по синтезу искусств»
Городской дизайн – совокупность благоустройства. «отделки» и оборудования открытых городских пространств, их предметного наполнения, необходимых для функционально-эстетической организации, реализации образа жизни и поведения городского человека.
Дизайн архитектурной среды охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющих круг дизайнерских задач. Активное использование методов дизайна при формировании среды с середины 1960 – х годов.
Ландшафтный дизайн – дизайнерская деятельность, направленная на формирование окружающей человека предметно-пространственной среды с использованием в качестве основного материала творчества природных объектов, комплексов и явлений. Особенность – динамичность слагающих его материально-пространственных форм и явлений – рельефа, водных систем, климатических условий, растительного и животного мира, часть которых является «живыми» природными структурами, обладающими способностью рождаться, развиваться и умирать. Различают три сферы приложения проектных усилий: инженерный ландшафтный дизайн (формирование крупных искусственных комплексов – водохранилищ, лесных полос и массивов, связанных со строительством плотин, каналов и т.п.); садово-парковое искусство, куда входят и сложные природно-планировочные преобразования (парки развлечений, дендропарки и пр.) и разного рода «малые сады» - приусадебные и дачные участки, сады на крышах, а также включение элементов живой природы в интерьеры жилых, общественных и производственных зданий. Все элементы ландшафтного дизайна должны проектироваться с учетом требовании экологии. Высшая форма ландшафтного дизайна – ландшафтная архитектура, которая реализует его идеи и принципы на уровне формирования архитектурно- художественного образа.

Литература, которую можно использовать при подготовке к экзамену

Бычков В.В. Эстетика: Учебник для вузов. – М., Академический Проект, 2009
Бхаскаран Лакшми. Дизайн и время. – М., АРТ – РОДНИК, 2009
Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 1.-М., Союз дизайнеров России, 2001
Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. Часть II – М., 1998
Гидион З.Пространство, время, архитектура. _М., Стройиздат, 1975
Дизайн. Иллюстрированный словарь – справочник. – М., Архитектура – С, 2004
Евсеева Т. АВ.СЭ. Мир вещей. – М., ООО «Мир энциклопедий», 2007
Ермолаев А. Очерки о реальности профессии «архитектор – дизайнер». – М., Архитектура – С, 2004
Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов. – М., Архитектура – С., 2004
Иванов С. 1000 лет озарений. Удивительные истории простых вещей. М., Вокруг света, 2010
Ковешникова Н.А. Дизайн. История и теория. Учебное пособие. – М., Омега – Л., 2008
Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей.- М., БММ АО,2005
Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама. - М., ДМК Пресс, 2001
Минайя Карло. Избранные лекции по истории науки и техники, дизайна .-М., МГИУ, 2006
Михайлов С. М. История дизайна. В 2 томах. – М., Союз дизайнеров России, 2004
Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987 – 2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. – М., Союз дизайнеров России, 2002
Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. В 2 книгах. – М., «Архитектура – С», 2006
Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. М. - МЗ ПРЕСС, 2005
Сервер Ф.А. Современный дизайн. Издательство «KONEMANN», 2007
Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве. – М., ГАРДАРИКИ, 2009
Сурина М.О. Цвет и свет в искусстве, дизайне и архитектуре. –М., Ростов-на-Дону, «МарТ», 2003
Уоллейс Роберт. Мир Леонардо. – М., «Терра», 1997
Усовская Э.А. Постмодернизм. Учебное пособие. – М., Тетра – С, 2006
Устин В.Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. – М., Астрель, 2009
Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. 2 - е издание.- СПб., Питер, 2003
Ученова В.В. Реклама и массовая культура. – М., ЮНИТЕ-ДАНА, 2008
Ученова В.В. История отечественной рекламы (1917 – 1990).- М., ЮНИТИ, 2004
Ученова В.В. Философия рекламы. – М., «Гелла-Принт», 2003
Фиелл Ш.Ташен. Дизайн 21 века.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2008
Хан – Магомедов С.О. Рационализм – Формализм.- М., «Архитектура», 2007
Шпаков В.Н. История всемирных выставок. – М,. ООО «Издательство АСТ», 2008


Приложенные файлы

  • docx 26723460
    Размер файла: 62 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий