Практические. ДРЛ


Методические рекомендации для проведения практических занятий по древнерусской литературе
Перечень учебников и учебных пособий
1. Гудзий Н.К. История древней русской литературы.— 7-е изд.- М., 1968.
2. Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В.В. Кусков.— М., 1986.
3. История русской литературы XI—XVII вв. / Под ред. Д.С. Лихачева.— 2-е изд.— М., 2002.
4. Кусков В.В. История древней русской литературы.— 5-е изд.- М., 1989.
5. Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н.К. Гудзий.- 8-е изд.- М., 1973.
6. Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н.И. Прокофьев.— 2-е изд.— М., 1988.
Обязательная литература
7. Адрианова-Перетц В.П. 1) Древнерусская литература и фольклор.— Л., 1974; 2) У истоков русской сатиры // Русская демократическая сатира XVII в.— М., 1977.— С. 107—142.
8. Буслаев Ф.И. Идеальные женские характеры Древней Руси // Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В.В. Кусков.- М., 1986.- С. 254-283.
9. Виноградов В.В. О языке художественной прозы.— М., 1980.- С. 7-41.
10. Трихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии ХГ/-ХУ вв.- М., 1973.
11. Державина О А. Русский театр 70-х — 90-х гг. XVII и начала XVIII века // Ранняя русская драматургия (XVII — первая половина XVIII в.). Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в.- М., 1972.- С. 5-52.
12. Дмитриева Р.П. Повесть о Петре и Февронии.— М., 1979.
13. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы.—Л., 1987.—С. 282—304.
14. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник.— Репр. изд.— М., 1988.
15. Лихачев Д.С. 1) Поэтика древнерусской литературы // Лихачев Д.С. Избр. работы: В 3 т. —Т. 1.— Л., 1987.— С. 261—647; 2) Человек в литературе Древней Руси // Там же.— Т. 3.— Л., 1987.— С. 26—97; 3) «Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк.— М., 1982.
16. Орлов А.С. Героические темы древней русской литературы.- М., 1945.
17. Прокофьев Н.И. 1) О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI—XVI вв. // Литература Древней Руси.— Вып. I.— М., 1975.— С. 5—39; 2) Функция пейзажа в русской литературе XI—XV вв. // Литература Древней Руси.— М., 1981.— С. 5—18; 3) Нравственно-эстетические искания в литературе эпохи Куликовской битвы // Литература Древней Руси.— М., 1983.— С. 3-т-18; 4) Хождение: путешествие и литературный жанр // Книга хоже-ний. Записки русских путешественников XI—XV вв.*- М., 1984.— С. 5— 20; 5) О литературно-художественных взглядах и представлениях в Древней Руси XI—XVI вв. // Литература Древней Руси.— М., 1986.— С. 3—18; 6) Литература путешествий XVI—XVII вв. // Записки русских путешественников XVI—XVII вв.— М., 1988.— С. 5—20; 7) Древнерусские притчи и их место в жанровой системе литературы русского средневековья // Литература Древней Руси.— М., 1988.— С. 3—16.
18. Ржига В.Ф. Композиция «Слова о полку Игореве» // Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия.— М., 1986.- С. 205-223.
19. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII в.— М., 1974.
20. Рыбаков Б.А. 1) «Слово о полку Игореве» и его современники.— М., 1971; 2) Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве».— М., 1972; 3) Из истории культуры Древней Руси.— М., 1984.- С. 119-131, 140-187.
21. Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность.— М., 1982.
22. Софронова Л.А. Поэтика славянского театра: XVII—XVIII вв.- М., 1981.
Дополнительная литература
23. Демкова Н.С. Средневековая русская литература: Поэтика, интерпретации, источники.— СПб., 1997.
24. Дробленкова Н.Ф. «Новая повесть о преславном Российском царстве» и современная ей агитационная патриотическая письменность.— М.; Л., 1960.
25. Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники.— М., 1958.
26. Исследования «Слова о полку Игореве».— Л., 1986.
27. Истоки русской беллетристики.— Л., 1970.
28. Казанская история.— М.; Л., 1954.
29. Колесов В. В. Ритмика «Слова о полку Игореве» // ТОДРЛ — Т. XXXVII.-Л., 1983.-С. 14-24.
30. Лихачев Д.С. 1) Русские летописи и их культурно-историческое значение.— М.; Л., 1947; 2) Развитие русской литературы X—XVII вв: Эпохи и стили.— М., 1973; 3) «Слово о полку Игореве» и культура его времени.— М., 1978.
31. Орлов А.С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.) // Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия.— М., 1986.— С. 24—41.
32. Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII в.— Л.,
33. Повесть временных лет.— Ч. 1—2.— М., 1950.
34. Подскалъски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. (988-1237 г.).- СПб., 1996.
35. Послания Ивана Грозного.— М.; Л., 1951.
36. Робинсон А.Н. 1) Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты.— М., 1963; 2) Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья: Очерки литературно-исторической типологии.— М., 1980.
37. Русская демократическая сатира XVII в.— 2-е изд.— М., 1977.
38. Сазонова Л.И. 1) Принципы ритмической организации в произведениях торжественного красноречия старшей поры // ТОДРЛ.- Т. XXVIII.- Л., 1974.- С. 30-46; 2) Поэзия русского барокко.— М., 1991.
39. Симеон Полоцкий. Избранные сочинения.— М.; Л., 1953.
40. Сказание Авраамия Палицына.— М.; Л., 1955.
41. Сказания и повести о Куликовской битве.— Л., 1982.
42. «Слово о полку Игореве».— М.; Л., 1950.
43. «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла.- М.; Л., 1966.
44. Шахматов А.А. 1) Разыскания о древнейших русских летописных сводах.— СПб., 1908; 2) Повесть временных лет.— Ч. I.— Пг., 1916.
45. Энциклопедия «Слова о полку Игореве».— Т. 1—5.— СПб., 1995.

Занятие 1
Проблемы метода, жанра, традиционности древнерусской литературы
Вопросы и задания
1. Используя исследования, перечислите особенности средневекового мировоззрения и художественного метода.
2. Споры о методе древнерусской литературы в отечественном литературоведении.
3. Рассмотрите взгляды Д.С. Лихачева и В.В. Кускова на проблему жанра и систему жанров древнерусской литературы. В чем сходство и различие позиций исследователей?
4. Охарактеризуйте понятие «литературный этикет». Как он связан со спецификой восприятия традиции в древнерусской литературе? Можно ли соотнести понятия канона и этикета?
Литература
Адрианова-Перетц В.П. Об основах художественного метода древнерусской литературы // Рус. лит. 1958. № 4. С. 61—70; О реалистических тенденциях в древнерусской литературе // ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т. XVI. С. 5-35.
Азбелев С.Н. О художественном методе древнерусской литературы // Рус. лит. 1959. № 4. С. 9—22; Реализм и древнерусская литература // Рус. лит. 1963. № 1. С. 45—78.
Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974.
Державина О.А. К вопросу о художественном методе и поэтическом стиле русской исторической повести начала XVII века // Учен. зап. Моск. гор. пед. ин-та им. Потемкина. М., 1957. Т. 67. Вып. 6. С. 77-91.
Еремин И.П. О художественной специфике древнерусской литературы // Рус. лит. 1958. № 1. С. 75—81; Литература Древней Руси. М.; Л., 1966. С. 245-262.
Зееман К.Д. К вопросу об иерархии жанров в древнерусской литературе // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 95-101.
Лихачев Д. С. К изучению художественных методов русской литературы XI-XVII веков // ТОДРЛ. М.; Л., 1964. Т. XX. С. 5-28; Поэтика древнерусской литературы // Лихачев Д.С. Избр. работы: В 3 т. Л., 1987. Т. 1. С. 317—437; Развитие русской литературы X—XVII веков // Там же. С. 73—88.
Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI—XVI веков // Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. I. С. 5-24.
Робинсон А.Н. Литература Киевской Руси среди европейских средневековых литератур (Типология, оригинальность, метод) // Славянские литературы: VI международный съезд славистов. М., 1968. С. 82— 116; О преобразовании традиционных жанров как факторе восточноевропейского литературного процесса в переходный период (XVI— XVIII вв.) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. М, 1969. Т. 28. Вып. 5. С. 408-414.
Занятие 2
Жанровое своеобразие «Повести временных лет»
Задание
1. Прочитать текст «Повести», выписать и систематизировать текстовой материал по плану занятия.
2. Начертить схему, отражающую структуру формирования летописи.
3. Изучить соответствующие разделы учебника, пособий, рекомендованную литературу.
4. Подготовить сообщение: «Типы героев «Повести временных лет» и принципы их изображения».
План
I. Идейное содержание и структура «Повести».1. «Повесть временных лет»—русская «история в движении». Грандиозность идеи, патриотический пафос, актуальность задач, решаемых в летописи.
2. Идея равенства русской земли среди других земель и народов. Идея исконного характера родства всех славян.
3. Политический идеал современности в трактовке летописи. Прославление в феодальную эпоху дофеодальных традиций, власти старейшего в роде, единой династии русских князей—«детей одного отца и матери». Проект реставрации дофеодальных порядков, призыв к спасению «устроения отцов», идея нравственного перевоспитания молодых князей.
4. Пафос морально-политического учительства в «Повести».
II. Принципы изложения исторических событий в «Повести временных лет».1. «Свободный» характер «Повести». Гипотезы академиков А. А. Шахматова, Д. С. Лихачева, Б. А. Рыбакова о путях .постепенного сложения летописи.
2. Пестрота изложения событий — следы литературного этикета различных жанров, входящих в сюжет летописи. Нанизывание различных типов стилистических трафаретов.
3. Фрагментная природа летописного повествования. Фрагмент — единица повествовательной структуры летописи. Закрытость и замкнутость фрагмента. Оценка героя, факта, события в границах фрагмента, а не в цепи событий — причина противоречивости летописных текстов.
4. Взаимодействие исторического времени и летописного (от сотворения мира). Погодный принцип изображения событий. Разделение содержания на «Предысторию» и «Историю» Руси. Влияние разделения на изложение событий. Подмена одновременности изображения параллелизмом изображения. Механическое чередование событий во времени.
5. Выпадение исторических событий из причинно-следственного контекста. Роль божественной воли в объяснении явлений и событий. Предсказания и предзнаменования. Их функции в сюжете. Морально-дидактическая оценка событий.
6. Политические воззрения летописцев. Патриотическое стремление видеть Русь единой и сильной. Симпатии и антипатии летописцев.
7. Современные гипотезы о творцах «Повести временных лет».
IV. Типы героев «Повести временных лет» и принципы их изображения.

Литература
Повесть временных лет. Ч. I. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.— Л., 1950.
Повесть временных лет. Ч. II. Приложения, статьи и комментарии Д. С. Лихачева. М.— Л., 1950.
Рассказы начальной русской летописи. Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1964.
Гудзий Н. К. История древней русской литература (далее: Гудзий Н. К. Учебник). Любое издание.
Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 1996.
Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X—XVII вв. Л., 1973.
Дополнительная литература
Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963 (гл.: Начало русского летописания; Киевское и Новгородское летописание XI в.; Нестор и его «Повесть временных лет»).
Лихачев Д. С. Поэтика древней русской литературы. Л., 1971.
Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.,1970.
Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972.
Лихачев Д. С. Великое наследие. М., 1975.
Еремин ИЛ. 1) Литература Древней Руси: Этюды и характеристики.— М.; Л., 1966.— С. 42—97; 2) Лекции и статьи по истории древнерусской литературы.— Л., 1987.— С. 38—65.
Зееман К.Д. К вопросу об иерархии жанров в древнерусской литературе // Исследования по древней и новой литературе.— Л., 1987.— С. 95—100.
Лихачев Д.С. 1) Русские летописи и их культурно-историческое значение.— М.; Л., 1947.— С. 35—172; 2) Избранные работы: В 3 т.— Л., 1987.- Т. 1.- С. 317-437; Т. 3.- С. 26-76.
Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и систе- / ме жанров русской литературы XI—XVI вв. // Литература Древней / Руси.- Вып. 1.-М., 1975.- С. 5-39.
Словарь книжников и книжности Древней Руси: XI — первая половина XIV в.- Л., 1987.— С. 337-343.
Шайкин А.А. Святополк, Борис и Глеб // Литература Древней Руси.— М., 1986.- С. 41-48.
Шахматов А.А. «Повесть временных лет» // Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия.— М., 1986.— С. 134—162.
Занятие 3
Жанр поучения в литературе Киевской Руси
Вопросы и задания
1. Характеристика жанра поучения, его история и жанровые разновидности.
2. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона как образец торжественной риторики:
а) Какие сведения о митрополите Иларионе содержит «Повесть временных лет»? Какие догадки высказывают ученые о его судьбе? Роль Илариона в культурной жизни Руси XI столетия.
б) Основные идеи произведения и их воплощение в композиции.
в) Художественные средства, примененные Иларионом для создания эмоционально-риторического стиля.
г) Средства создания ритмической организации текста в поучении (синтаксический параллелизм, различные типы повторов, риторические вопросы и восклицания).
3*. Сравните художественные особенности произведения Илариона и «Слова в новую неделю по Пасце» Кирилла Туровского. Что общего и различного в применении ими художественных средств, в частности образов природы?
4. Идейно-художественное своеобразие «Поучения чадам своим» Владимира Мономаха:
а) Гипотезы о времени написания произведения, его рукописная судьба.
б) Своеобразие замысла и композиции произведения; княжеский идеал в «Поучении».
в) Стилистика поучения.
г) Какие черты облика князя, нарисованного Владимиром Мономахом, можно использовать для рассказа о нравственных представлениях Древней Руси школьникам?
Издания текстов
Альманах библиофила: Вып. 26. Тысячелетие русской письменной культуры.- М., 1989.- С. 154-227.
Идейно-философское, наследие Илариона Киевского.— Ч. 1.— М., 1986.- С. 9-39.
Красноречие Древней Руси: XI-XVII вв.— М., 1987.- С. 42-57, 70-99.
Иларион. Слово о законе и благодати.— М., 1994.
Молдован А.М. «Слово о законе и благодати» Илариона.— Киев, 1984.
ПЛДР. XI - начало XII века.- М., 1978.- С. 392-412.
ПЛДР. XII век.- М., 1980.- С. 290-322.
ПЛДР. XVII век: Кн. 3.- М., 1994.- С. 583-598.
Исследования
Альманах библиофила: Вып. 26.— М., 1989.— С. 24-135.
Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы.- Л., 1987.- С. 72-99, 223-225.
Зееман К.Д. Приемы аллегорической экзегезы в литературе Киевской Руси // Труды отдела древнерусской лит-ры (далее — ТОДРЛ).— Т. 48.- СПб., 1993.- С. 105-120.
Идейно-философское наследие Илариона Киевского.— Ч. 2.— М., 1986.- С. 6-38, 56-95.
Колесов В.В. К характеристике поэтического стиля Кирилла Туровского // ТОДРЛ.- Т. XXXVI.- Л., 1981.- С. 223-227.
Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка (X — середина XVIII в.).- М., 1975.- С. 108-145.
Лихачев Д. С. Великое наследие.— М., 1975.— С. 10—22.
+Мещерский Н.А. К изучению языка «Слова о законе и благодати» // ТОДРЛ.- Т. XXX.- Л., 1976.- С. 231-237.
Прокофьев Н.И. Функция пейзажа в русской литературе XI—XV вв. //Литература Древней Руси.— М., 1981.— С. 3-18.
Розов Н.Н. Вначале было «Слово» //ТОДРЛ.- Т. 48.- СПб., 1993.— С. 88-95.
Сазонова Л. И. 1) Принципы ритмической организации в произведениях торжественного красноречия старшей поры // ТОДРЛ.— Т. XXVIII.— Л., 1974.— С. 30—46; 2) Словарь книжности и книжников Древней Руси: XI- первая половина XIV в.- Л., 1987.— С. 98-102, 1^8-204.
+ Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1: Первый век христианства на Руси.— М., 1995.— С. 259—412.
Черторицкая Т. В. Ораторское искусство Древней Руси // Красноречие Древней Руси.— М., 1987.— С. 5-30.
Занятие 4
«Слово о полку Игореве» как литературный памятник
Вопросы и задания
1. Время создания и историческая основа произведения. Основная идея.
2. Персонажи «Слова» и способы их изображения.
3. Сюжет и композиция. Проблема перестановок в тексте памятника.
4. Своеобразие и типы пейзажа в «Слове». Назначение природных образов.
5. Связь «Слова» с устным народным творчеством.
6. Изобразительно-выразительные средства в «Слове». Выпишите примеры сравнений, эпитетов, метафор, образов-символов и расскажите об их функциональной нагрузке в тексте.
7. Проблема ритмического строя «Слова».
8. Проблема авторства «Слова».
9. Проблема жанра «Слова».
10. Проанализируйте поэтические переводы «Слова», сделанные В.А. Жуковским, А.Н. Майковым, Н.А. Заболоцким. Насколько точно каждый из них передает образы, поэтические и ритмические средства, своеобразие жанра произведения? Какой из этих переводов и почему вы предпочли бы использовать при изучении «Слова» в школе?
Исследования
Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия // Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор.- Л., 1974.- С. 99-120.
Борт Д. - С. Лирический элемент в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Комплексные исследования.— М., 1988.— С. 38-45.
+Гогешвили А.А. Акростих в «Слове о полку Игореве» и других памятниках русской письменности XI—XIII вв.— М., 1991.
Дмитриев Л.А. К вопросу об авторе «Слова о полку Игореве» // Русская литература.— 1986.— № 4.— С. 3—24.
Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы.— Л., 1987.- С. 99-132.
Колесов В.В. Ритмика «Слова о полку Игореве» // ТОДРЛ.— Т. 37.— Л., 1983.- С. 14-24.
Кусков В. В. Исторические аналогии событий и героев в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Комплексные исследования.- М, 1988.- С. 62-79.
Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк.— М., 1982.
Прокофьев Н.И. Функции пейзажа в русской литературе XI—XV вв. //Литература Древней Руси.— М., 1981.- С. 3-18.
Ржига В. Ф. Композиция «Слова о полку Игореве» // Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия.— М., 1986.— С. 205—222.
Робинсон А.Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Памятники литературы и искусства XI— XVII вв.- М., 1978.- С. 7-58.
Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве».— М., 1991.
Стеллецкий В. И. К вопросу о ритмическом строе «Слова о полку Игореве» // Русская литература.— 1964.— № 4.— С. 27—40.
Тимофеев Л.И. Ритмика «Слова о полку Игореве» // Русская литература.- 1963.- № 1.- С. 88-104.
Франчук В.Ю. 1) Посольские отчеты Петра Бориславича // Исследования по древней и новой литературе.— Л., 1987.— С. 229—233; 2) Автор «Слова о полку Игореве» по данным языка // Русская речь.— 1995.— №6.-С. 75-78
Занятие 5
Жанр хождений в древнерусской литературе
Вопросы и задания
1. Назовите основные признаки жанра, хождений.
2. Какие типы хождений по содержанию выделяют исследователи? Как соотносятся документальное и художественное начала в хождениях?
3. Каковы особенности образа повествователя в хождениях? Соотношение типичного и индивидуального, различия в облике повествователей разных типов хождений.
4. Как отражаются эстетические представления авторов в путевых очерках (пейзаж, портрет, описания архитектурных сооружений)?
5. Своеобразие системы тропов в хождениях. Место и роль сравнений, эпитетов, метафор в повествовании.
6. Историческое развитие жанра и системы изобразительно-выразительных средств в нем.
Литература
Данилов В.В. О жанровых особенностях древнерусских хождений // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 21-37.
Малышева Т.Н. Эволюция художественных средств паломнических хождений XII — первой половины XVIIIв.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1998.
Опарина А.А. «Хождение» Трифона Коробейникова (историко-литературная основа и проблемы текстологии): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1997.
Прокофьев Н.И. «Хождение» как жанр в древнерусской литературе // Вопросы русской литературы (Учен. зап. МГПИ им. Ленина). М., 1968. Т. 288. С. 3—24;
Русские хождения XII—XV вв. //Литература Древней Руси и XVIII века (Учен. зап. МГПИ им. Ленина). М., 1970. Т. 363. С. 3 — 235;
Язык и жанр: Об особенностях языка древнерусских хождений // Рус. речь. 1971. № 2. С. 16—25;
Функция пейзажа в русской литературе Х1-ХУ вв. //Литература Древней Руси. М., 1981. С. 5-6, 16—17;
Хождение: путешествие и литературный жанр // Книга хождений. Записки русских путешественников XI—XV вв. М., 1984. С. 5—20;
Литература путешествий XVI—XVII вв. // Записки русских путешественников XVI—XVII вв. М., 1988. С. 5—20.
Травников С.И. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды. М., 1989.
Занятия 6
Жанр житий в древнерусской литературе
Вопросы и задания
1. Характеристика жанра жития. Разновидности и агиографический канон.
2. Формирование жанра в XI в. Какие характерные для жанра черты композиции, изображения героев, стиля проявляются в «Сказании о Борисе и Глебе» и «Житии Феодосия Печерского»? Черты раннего психологизма в памятниках.
3. «Житие Александра Невского» как новая разновидность житийного жанра. Причины ее возникновения. Совмещение признаков жанра жития и воинской повести в произведении.
4. Своеобразие житий, написанных Епифанием Премудрым. 1) «Житие Стефана Пермского»:
а) в чем отличие типа главного персонажа и приемов его изображения от более ранних житий?
б) своеобразие сюжета и композиции произведения. Новые композиционные элементы в житии;
в) повествователь и способы выражения его отношения к герою;
г) стилистические приемы «плетения словес» (синонимы и все типы повторов, эпитеты, метафоры, сравнения, символика, риторические приемы и ритмические средства). Причины появления этого стиля и его истоки в домонгольской литературе.
«Житие Сергия Радонежского»:
а) история текста;
б) элементы традиционной житийной формы и биографические черты в изображении Сергия;
в) своеобразие композиции произведения;
г) стилистика жития, новый подход к использованию стиля «плетения словес».
Литература
Скрипиль М.О., Еремин И.П. Житийная литература XI—XIII вв.
Занятие 7
Эволюция жанра житий в бытовую повесть 17 века
«Повесть о Юлиании Лазаревской»
Вопросы и задания
1. Проследите черты жанра житий, проявляющиеся в памятнике XVII в. «Повесть о Юлиании Лазаревской». Какие нарушения жанрового канона позволяют считать это произведение биографической повестью?
2. Чем отличается агиобиография от биографии? Подберите отрывки из рассмотренных текстов, которые помогли бы вам объяснить на уроке в школе, что такое житие.
Издания текстов
Древнерусские предания. (XI—XVI вв.).— М., 1982.— С. 25—127, 161-195, 230-257.
ПЛДР. XI - начало XII века.- М., 1978.- С. 279-392. ПЛДР. XIII век.- М., 1981.- С. 426-439. ПЛДР. XIV- середина XV века.- М., 1981.- С. 256-429. ПЛДР. XVII век.- Кн. 1.- М., 1988.- С. 98-104.
Исследования
Адрианова-Перетц В. П. Задачи изучения «агиографического» стиля Древней Руси // ТОДРЛ.- Т. 20.- М.; Л., 1964.- С. 47-71.
Антонова М.Ф. 1) Кирилл Туровский и Епифаний Премудрый // ТОДРЛ.— Т. 36.— Л., 1981.— С. 223—227; 2) Некоторые особенности «Жития Стефана Пермского» // ТОДРЛ.- Т. 34.- Л., 1979.- С. 127-134.
Византийские легенды / Под ред. СВ. Полякова.— Репр. изд.— М., 1994.- С. 245-273.
Трихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV— XV вв.- М., 1973.
Дмитриев Л.А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв.- Л., 1973.- С. 3-12, 262-270.
Еремин И.П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики.— М.; Л., 1966.- С. 18-41.
Иванова ИД. Образное слово и понятие в «Житии Сергия Радонежского» // Литература Древней Руси.— М., 1988.— С. 31—39.
Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе.— Л., 1970.— С. 67—107.
Кириллин В.М. Епифаний Премудрый: Умозрение в числах о Сергии Радонежском // Герменевтика древнерусской литературы.— Сб. 6.— Ч. 1.- М., 1994.—С. 80-120.
Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник.— Репр. изд. — М., 1988.— С. 78—112.
Коновалова О.Ф. 1) К вопросу о литературной позиции писателя конца XIV века // ТОДРЛ.- Т. XIV.- М.; Л., 1958.- С. 205-211; 2) «Плетение словес» и плетеный орнамент конца XIV в. // ТОДРЛ.— Т. XXII.— М.; Л., 1966.— С. 101—111; 3) Традиционная метафора в «Житии Стефана Пермского» // ТОДРЛ.- Т, XXXII.- Л., 1977.- С. 245-252.
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачев Д.О Избр. работы: В 3 т.- Т. 3.- Л., 1987.- С. 77-97, 104-108, 130-140.
Лопарев Х.М. Византийские жития святых VIII—IX вв. // Византий4 ский временник.—СПб., 1911.-Т. XVII.—Вып. 1-4.
Пауткин А.А. О судьбе полководческих жизнеописаний в древнерусской литературе XI—XIV вв. // Вестник МГУ.— Сер. 9. Филология.— 1988.— № 3.- С. 18-25.
Прокофьев Н.И. 1) Нравственно-эстетические искания в литературе эпохи Куликовской битвы //Литература Древней Руси.— М., 1983.— С. 3—18; 2) Функция пейзажа в русской литературе XI—XV вв. // Литература Древней Руси.— М., 1981.— С. 12—16.
Чернов С.З. Природа и быт в «Житии Сергия Радонежского» // Герменевтика древнерусской литературы.— Сб. 1: XI—XVI века.— М., 1989.-С. 333-348.
Занятия 8
Развитие жанра воинской повести в древнерусской литературе
Вопросы и задания
1. Характеристика жанра воинской повести.
2. Какие черты жанра воинской повести сформировались в «Повести временных лет» (о взятии Олегом Царьграда, о битве Ярослава со Святополком и др.)?
3. Развитие жанра воинской повести в эпоху монголо-татарского нашествия. «Повесть о разорении Рязани Батыем»:
а) основные типы воинского повествования в повестях XIII в.;
б) своеобразие сюжета и композиции «Повести о разорении Рязани Батыем»;
в) какие особенности структуры произведения позволяют изучать отрывок о Евпатии Коловрате в школе как отдельное произведение?
г) особенности изображения героев;
д) стилистика повести. Описание битв в повести, «воинские формулы».
Занятие 9
Памятники Куликовского цикла («Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище»)
Вопросы и задания
1. Использование традиций «Слова о полку Игореве» и характер этого явления в памятниках;
2. Принципы построения, композиционные элементы. Лирическое и эпическое начала
а) изображение персонажей, элементы портрета;
б) пейзаж и его функции;
в) жанр произведений.
г) религиозный символизм и наивный прагматизм в повестях;
д) принципы организации системы образов и особенности характеристики героев;
е) структура повестей.
ж) тип героя;
з) роль фольклорной традиции в повести.
Издания текстов
Воинские повести Древней Руси.— М.; Л., 1949.— С. 47—112, 166-243.
Воинские повести Древней Руси.— Л., 1985.— С. 45—69, 96—105, 159-168, 179-190, 203-235, 392-410, 430-449.
Казанская история.— М.; Л., 1954.
ПЛДР. XII век.- М., 1980.— С. 345-372.
ПЛДР. XIII век.- М., 1981.— С. 132-175, 184—199.
ПЛДР. XIV- середина XV века.— М., 1981.— С. 96—207.
ПЛДР. Вторая половина XV века.— М., 1982.— С. 216-267.
ПЛДР. Середина XVI века.- М, 1985.- С. 300-565.
ПЛДР. Конец XVI- начало XVII века.- М., 1989.- С. 162-281, 358-427.
ПЛДР. XVII век.- Кн. 1.- М, 1988.- С. 139-154.
Исследования
Адрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор.— Л., 1974.- С. 20-62.
Волкова Т.Ф. 1) Работа автора «Казанской истории» над сюжетом повествования об осаде и взятии Казани // ТОДРЛ.— Т. 39.— Л., 1985.— С. 308—322; 2) Словесный портрет в «Казанской истории» // Исследования по древней и новой литературе.— Л., 1987.— С. 42—47.
Державина О.А. 1) К вопросу о художественном методе и поэтическом стиле русской исторической повести начала XVII в. // Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та им. Потемкина.— Т. 67.— Вып. 1.— М., 1957.— С. 77—91;
2) Метафоры и сравнения в исторической повести начала XVII века // Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление. Традиции.— М., 1976.-С. 179-184.
Дмитриев Л.А. Литературная история памятников Куликовского цикла // Сказания и повести о Куликовской битве.— Л., 1982.— С. 306-359.
Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе.— М., 1974.— С. 8-21.
Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси //Лихачев Д.С. Избр. работы: В 3 т.- Т. 3.- Л., 1987.- С. 5-5.
Прокофьев И.И. Нравственно-эстетические искания в литературе эпохи Куликовской битвы // Литература Древней Руси. М., 1983. С. 6— 8, 11 — 14, 17—18; Функция пейзажа в русской литературе XI—XV веков // Литература Древней Руси. М., 1981. С. 12—16.
Прохоров Г.М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы // ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 3-17.
Орлов А. С. 1) Героические темы древнерусской литературы.— М.; Л., 1945; 2) Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.).— М., 1902; 3) О некоторых особенностях стиля великорусской исторической беллетристики XVI—XVII вв.— СПб., 1909.
Прокофьев Л. И. 1) О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI—XVI вв. // Литература Древней Руси.— Вып. 1.— М., 1975.— С. 5—39; 2) Нравственно-эстетические искания в литературе эпохи Куликовской битвы // Литература Древней Руси.- М., 1983.- С. 9—10.
Прохазка Е.А. О роли «общих мест» в определении жанра древнерусских воинских повестей // ТОДРЛ.- Т. 42.- Л., 1989.— С. 228-240.
Робинсон А.Н. 1) К вопросу о народно-поэтических истоках стиля «воинских» повестей Древней Руси // Основные проблемы эпоса восточных славян.— М., 1958.— С. 131—158; 2) Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья: Очерки литературно-исторической типологии.— М., 1980.— С. 314—335; 3) Солнечная символика в повестях о Куликовской битве // Исследования по древней и новой литературе.— Л., 1987.— С. 184—189.
Словарь книжников и книжности Древней Руси: XI — первая половина XIV в.- Л., 1987.- С. 332-337.
Словарь книжников и книжности Древней Руси: XIV—XVI вв.— Л*, 1988.- Ч. 1.- С. 345-353, 450-457.
Словарь книжников и книжности Древней Руси: XVII в. — СПб., 1992.-Ч. 1.-С. 36-44.
Трофимова Н.В. 1) О жанре «Казанской истории» // Литература Древней Руси.— М., 1986.— С. 65—73; 2) «Свои» и «чужие» в «Казанской истории» // Русская речь.— 1993.— № 5.— С. 70—75; 3) «Воинские формулы» в «Казанской истории» // Русская речь.— 1994.— № 5.— С. 75— 80; 4) О некоторых закономерностях в развитии жанра древнерусских воинских повестей // Герменевтика древнерусской литературы.— Сб. 7.— Ч. I.— М., 1994.- С. 38-50.
Занятие 10
Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного
Вопросы и задания
1. Основные идейные течения и нравственно-религиозные концепции в общественной мысли XVI в.
3. Полемика Иосифа Волоцкого и Вассиана Патрикеева. «Слово о еретиках» и «Ответ кирилловских старцев». Особенности полемического стиля в литературе XVI в.
4. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Спор о Божьем суде, верности православию, о характере властных полномочий государя-повелителя Святорусского царства как центральная проблема данного комплекса публицистических памятников. История возникновения и бытования переписки. В чем вы видите принципиальное отличие нравственно-религиозных и общественно-политических воззрений Ивана IV и А.М. Курбского? Композиция первого послания А.М. Курбского. Особенности публицистического стиля Ивана IV на примере первого царского послания 1564 г. Второе послание А.М. Курбского — ранний образец литературной критики.
5. Определите основные композиционные и стилистические особенности послания Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь.
Издания текстов
ПЛДР. Конец XV— первая половина XVI века.— М., 1984.
Переписка Ивана Грозного с Курбским / Подгот. текста Я.С. Лурье и Ю.Д. Рыкова; Отв. ред. Д.С. Лихачев.— Л., 1979.
Послания Ивана Грозного / Подгот. текста Д.С. Лихачева и Я.С. Лурье.- М.; Л., 1951.
Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимирских.— М.; Л., 1955.
Сочинения И. Пересветова / Подгот. текста А.А. Зимина.— М.; Л., 1956.
Исследования
Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века.— М.; Л., 1947. Буланш Д.М. Переводы и послания Максима Грека.— Л., 1984. Еремин И.П. Иосиф Волоцкий как писатель // Послания Иосифа
Волоцкого.— М.; Л., 1959.— С. 3—8; или: Еремин ИЛ. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики.— М.; Л., 1966.— С. 185—199.
Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности.— Л., 1991.— С. 63—100.
Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники: Очерки по истории русской общественной мысли середины XVI в.— М., 1958.
Иванов А.И. Литературное наследие Максима Грека.— Л., 1969.
Казакова Н.А. 1) Вассиан Патрикеев — писатель-публицист // Васси-ан Патрикеев и его сочинения.— М.; Л., 1960.— С. 78—138; 2) Очерки по истории русской общественной мысли: Первая треть XVI в.— Л., 1970.
Каравашкин А.В. 1) К проблеме изучения стиля посланий Ивана Грозного // Литература Древней Руси.— М., 1986.— С. 73—80; 2) «Свобода человека и теория «казней Божиих» в полемических сочинениях Ивана Грозного» // Литература Древней Руси.— М., 1996.— С. 80—91:;
3) Мораль опричников. Проблема насилия в эпоху Ивана Грозного // Человек. Институт человека РАН.— М., 1993.— № 4.— С. 155—167;
4) Иван Грозный: «Судите праведно, наши виноваты бы не были» // Человек. Институт человека РАН.— М., 1994.— № 4.— С. 139—147.
Лихачев Д. С. 1) Сочинения царя Ивана Васильевича Грозного. Существовали ли произведения Курбского и Грозного? // Лихачев Д.С. Великое наследие.— М., 1975.— С. 265—287, 333—347; 2) Стиль произведений Грозного и Курбского // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.— Л., 1979.- С. 202-213.
Лурье Я. С. 1) Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV— начала XVI века.— М.; Л., 1960; 2) Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским в общественной мысли Древней Руси // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.— Л., 1979.— С. 214—249.
Панченко А.М., Успенский Б.А. Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха // ТОДРЛ.- Т. XXXVII.- Л., 1983.— С. 54-78.
Сергеев В.М. Структура текста и анализ аргументации первого послания Курбского // Методы изучения источников по истории русской общественной мысли периода феодализма.— М., 1989.— С. 118—130.
Синицына Н.В. Максим Грек в России.— М., 1977.
Занятие 11
Беллетристические повести XV-XVI вв. и возникновение жанра бытовых повестей XVII в.
Вопросы и задания
1. Время возникновения и характерные черты жанра беллетристической повести. Отличия этого жанра от других жанров древнерусской литературы.
2. «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле»:
а) историческая основа и фольклорные черты;
б) изображение главного персонажа и позиция автора;
в) особенности композиции.
3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»:
а) автор произведения Ермолай-Еразм и его взгляды;
б) основная мысль, сюжет и композиция произведения;
в) система образов и способы изображения персонажей;
г) связь произведения с фольклором.
д) подготовьте на основе текста повести материал, необходимый для разъяснения школьникам вопроса о возможности использования фольклорных образов и приемов в письменном произведении.
4. Причины и условия возникновения новых жанров в литературе XVII в. Бытовая повесть — жанр демократической литературы.
5. Определите сходные и различные черты «Повести о Горе-Злочастии» и «Повести о Савве Грудцыне» (проблематика и идея, способы мотивировки событий, способы и приемы изображения героев, особенности изображения места и времени действия, сюжет и композиция, жанровые традиции и стилистика).
6. Чем отличается от предыдущих повестей «Повесть о Фроле Скобееве»? Как проявляется в ней авторская позиция?
7. Как связаны бытовые повести XVII в. с беллетристическими XV—XVI вв.? К каким жанрам новой литературы они близки?
Издания текстов
Русская бытовая повесть XV—XVII вв.— М., 1991.
Исследования
Алехина Л.И. Образ Горя-Злочастия (к вопросу о мировоззрении автора «Повести о Горе-Злочастии») // Герменевтика древнерусской литературы.- Сб. 7. -Ч. 2.- М., 1994.- С. 313-322.
Бакланова Н.А. Эволюция русской оригинальной бытовой повести на рубеже XVII—XVIII вв. // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII - нач. XVIII в.).- М., 1971.- С. 160-170.
Дмитриева Р.П. Повесть о Петре и Февронии.— Л., 1982.
Званцева Е.П. Сказочная традиция в русской повести XVII века // Литература Древней Руси.— М., 1986.— С. 86—94.
Кожинов В.В. Происхождение романа.— М., 1963.— С. 189—200.
Лихачев Д. С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе // Истоки русского романа.— Т. 1.— М.; Л., 1962.— С. 26—39.
Меркелова Л.Г. Повесть о Горе-Злочастии в работах дореволюционных и советских литературоведов // Литература Древней Руси.— М., 1983.- С. 100—107.
Повесть о Горе-Злочастии.— Л., 1985.
Скрипиль М. О. Повесть о Петре и Февронии Муромских в ее отношении к русской сказке // ТОДРЛ.— Т. 7.- М.; Л., 1949.- С. 131-167.
Ужанков А.Н. Истоки русской художественной прозы // Русская бытовая повесть XV—XVI вв.— М., 1991.— С. 5—18.
+Шмараков Р.Л. Композиционный строй «Повести о Савве Груд-цыне» // Литература Древней Руси.— М., 1996.— С. 130—141.
Занятие 12
Творчество протопопа Аввакума и его место в русской литературе XVII в.
Вопросы и задания
1. Основные идейные направления русской общественной мысли XVII в. Раскол и его социально-политические основы.
2. Взгляды протопопа Аввакума на общественно-государственные, религиозные, литературные проблемы, изобразительное искусство (по отрывкам произведений, помещенных в хрестоматии). Сравните взгляды на новое изобразительное искусство (трактат Аввакума «Об иконном писании» и И. Владимирова «О премудрой мастроте живописующих»).
3. Проблема традиционного и новаторского в жанре «Жития» Аввакума:
а) традиционное житийное вступление и вступление «Жития» Аввакума;
б) новаторство литературной позиции Аввакума. Чем оно обусловлено?
в) проанализируйте видение о трех кораблях. Идейная нагрузка фрагмента, его символика. Своеобразие малых символических жанрообразований у Аввакума;
г) особенности пейзажа в «Житии»;
д) «бытописание» и его функции в произведении;
е) система образов «Жития», принципы и приемы изображения человека;
ж) новое понимание пространства и времени в «Житии»;
з) своеобразие стиля Аввакума.
4. Решение вопроса о жанровой природе «Жития» протопопа Аввакума в современном литературоведении.
5. Подготовьте сообщение для школьников об изменении жанра жития в XVII в., используя отрывки из текста «Жития» Аввакума.
Издания текстов
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Под ред. Н.К. Гудзия; Вступит, ст. В.Е. Гусева.— М, 1960.— С. 53—122.
Жизнеописание Аввакума // Робинсон А.Н. Жизнеописание Аввакума и Епифания: Исследования и тексты.— М., 1963.— С. 139—178.
Житие протопопа Аввакума / Подгот. текста и примеч. А.Н. Робинсона // Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси).— М., 1969.— С. 629—674.— (Б-ка всемирной лит-ры).
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения.— Иркутск, 1979.
Пустозерская проза. Протопоп Аввакум. Инок Епифаний. Поп Лазарь. Дьякон Федор / Сост., предисл., коммент. М.Б. Плюхановой.— М., 1989. ПЛДР. XVII век.- Кн. 2.- М, 1989.- С. 351-397.
Исследования
Вагнер Г. К. Рублевская традиция во взглядах на искусство Аввакума // ТОДРЛ.- Т. 39.- Л., 1985.- С. 388-
Виноградов В.В. 1) О языке художественной прозы.— М., 1980.— С. 7—41; 2) Очерки по истории русского литературного языка XVII— XIX вв.- М., 1982.- С. 42-49.
Демкова Н.С., Лихачев Д.С., Панченко А.М. Сюжетное повествование и новые явления в русской литературе XVII века // Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе.— Л., 1970.— С. 457—475.
Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума (творческая история произведения).— Л., 1974.
Гусев В.Е. О жанре «Жития протопопа Аввакума» // ТОДРЛ.— Т. V.— М.; Л., 1958.- С. 192—202.
Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы.-Л., 1987.- С. 172-182.
Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк.- М., 1963.- С. 229-252.
Лихачев Д.С. 1) Великое наследие.— М., 1975.— С. 299-311; 2) Поэтика древнерусской литературы.— М., 1979.— С. 292—298.
Лихачев Д.С, Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси.— Л., 1984.- С. 59-71.
Панченко А.М. Протопоп Аввакум // История русской литературы: В 4 т.- Т. 1.- Л., 1980.- С. 391-398.
Плюханова М.Б. Предисловие. Комментарий // Пустозерская проза.- М., 1989.- С. 7-36.
Робинсон А.Н. 1) Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты.— М., 1963.— С. 63—86; 2) Зарождение концепции авторского стиля в украинской и русской литературах конца XVI—XVII века (Иван Вишен-ский, Аввакум, Симеон Полоцкий) // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII — начало XVIII в.).- М, 1971— С. 33—83; 3) Борьба идей в русской литературе XVII в.— М., 1974; 4) Творчество Аввакума в историко-функци-ональном освещении.— М., 1979.— С. 98—181; 5) Аввакум (личность и творчество) // Житие Аввакума и другие его сочинения.— М., 1991.— С. 5—26.
Словарь книжников и книжности Древней Руси: XVII век.— Ч. 1.— СПб., 1992.- С. 16-30.
Отзывы русских писателей об Аввакуме, собранные В.И. Малышевым // ТОДРЛ.- Т. 8.- М.; Л., 1951.- С. 388-391; Т. 9.- М.; Л., 1953.-С. 403-404; Т. 10.- М.; Л., 1954.- С. 435-446.
Занятие 13
Силлабическое стихосложение. Творчество Симеона ПолоцкогоВопросы и задания
1. Поэтические школы XVII в.
2. Охарактеризуйте силлабическое стихосложение. Каковы были причины появления в русской литературе XVII в. именно этой системы?
3. Литературная деятельность Симеона Полоцкого и ее значение для русской культуры.
4. Особенности сборника «Рифмологион». Какую традицию начинает он собой в русской литературе? Как связан этот сборник со стилем барокко? Проанализируйте основные особенности стихотворения «Приветство... Алексею Михайловичу... о вселении его в дом... в селе Коломенском». Связь с общим замыслом «Рифмологиона».
5. Идейно-художественное своеобразие сборника «Вертоград многоцветный».
а) Прочтите отрывок из предисловия к «Вертограду». Какое значение придает Полоцкий своему сборнику и какие задачи ставит перед ним?
б) Как связана композиция стихотворений с нравоучительными целями «Вертограда»? Проследите соотношение элементов сюжета с рассуждением в композиции стихотворений. Композиционные типы стихотворений. Какой из них наиболее распространен?
в) Расскажите о поэтических приемах сборника. В каких случаях их использование соприкасается с поэтикой барокко?
г) Функция пейзажа в стихотворении «День и нощь».
6. Как развивалась традиция силлабической поэзии в творчестве последователей Полоцкого? В чем отличие виршей Кариона Истомина от стихов его предшественников?
Тексты
ПЛДР. XVII век.- Кн. 3.- М., 1994.- С. 55-186, 215-258.
Исследования
Былинин В.К., Трихин В.А. Симеон Полоцкий и Симон Ушаков: К проблеме эстетики русского барокко // Барокко в славянских литературах.— М., 1982.- С. 198-220.
Гребенюк В.П. «Рифмологион» Симеона Полоцкого (История создания, структура, идеи) // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность,— М., 1982-— С. 259—308.
57
Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы.- Л., 1987.— С. 282-304.
Морозов А.А. Симеон Полоцкий и проблемы восточно-славянского барокко // Барокко в славянских литературах.— М., 1982.— С. 170—190.
Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века.— Л., 1973.
Робинсон А.Н. Симеон Полоцкий и русский литературный процесс // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность.— М 1982 — С. 7-45.
Сазонова Л.И. 1) «Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого (Эволюция художественного замысла) // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность.— М., 1982.— С. 203—258; 2) Поэзия русского барокко.— М., 1991.
Занятие14
Можно ли говорить о реализме древнерусской литературы? (занятие в форме дискуссии)
Задание
1. Подготовить аргументы в защиту избранного тезиса. 2. Подкрепить свои аргументы ссылками на тексты.
План
1. Понятия «реализм» и «художественный метод». Их применение в древней русской литературе.
2. Художественная специфика древней русской литературы.
3. Принципы открытия мира в древней русской литературе и литературе нового времени.
4. Понятие «автор» применительно к древней русской литературе и литературе нового времени.
5. Связь древней русской литературы с литературой после дующих веков.
Литература
Азбелев С. Н. О художественном методе древней русской литературы.—«Русская литература», 1958, № 1.
Еремин И. П. О художественной специфике древней русской литературы.— «Русская литература», 1958, № 1.
Адрианова-Перетц В. П. Об основах художественного метода древнерусской литературы.— «Русская литература», 1958, № 4.
Еремин И. П. К спорам о реализме древнерусской литературы.— В его кн.: Литература древней Руси. М.— Л., 1966.
Лихачева В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие древней Руси и современность. Л., 1971.
Лихачев Д. С. Поэтика древней русской литературы. Изд. 2-е. Л., 1971.
Лихачев Д. С. Человек в литературе древней Руси. М., 1970.
Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X—XVII вв. Л., 1973.

Приложенные файлы

  • docx 26721868
    Размер файла: 62 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий