ПЗ 18 век СиЗЕФ — бакалавры

Список текстов
(выделенные жирным шрифтом – обязательный минимум)

Приклады, како пишутся комплименты разные (по хрестоматии)
Юности честное зерцало (по хрестоматии)
Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли
Песни, канты и стихи Петровской эпохи (по хрестоматии)
Честный изменник, или Фридерико фон Поплей и Алоизия, супруга его (Комедия) (по хрестоматии)
Феофан Прокопович. Слово на погребение Петра Великого. Владимир (Трагедокомедия).
А.Д. Кантемир. Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских. Предисловие к сатирам. На вторую сатиру к читателю предисловие. Сатира I («На хулящих учения. К уму своему»). Сатира II («На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений»). Сатира VII («О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому»).
В.К. Тредиаковский. Новый и краткий способ к сложению российских стихов. Песенка любовна. Ворон и лисица. Баллад о том, что любовь без заплаты не бывает от женска пола.
М.В. Ломоносов. Письмо о правилах российского стихотворства. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. Разговор с Анакреоном (полностью, а не по хрестоматии). Ода на взятие Хотина 1739 года. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни имперетрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Утреннее размышление о Божием величестве. «Я знак бессмертия себе воздвигнул». «Кузнечик дорогой». Ода, выбранная из Иова. Гимн бороде. «Случились вместе два астронома в пиру». «Ночною темнотою».
А.П. Сумароков. Эпистола о стихотворстве. «Димитрий Самозванец». «Рогоносец по воображению». Ворона и Лисица. Песни: «Мы друг друга любим, - что ж нам в том с тобою?...». «Савушка грешен». «Не гордитесь, красны девки». Притчи: «Коловратность». «Шалунья». Эпиграммы: «Я обесчещена», - пришла просить вдова». «Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог» (и другие по хрестоматии).
В.И. Лукин. Мот, любовию исправленный.
В.И. Майков. Елисей, или раздраженный Вакх.
И.Ф. Богданович. Душенька.
Екатерина II. Всякая всячина (по хрестоматии). Сказка о царевиче Хлоре.
Н.И. Новиков. Трутень. Живописец (по хрестоматии).
М.Д. Чулков. Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины.
М.И. Попов. Анюта.
А.О. Аблесимов. Мельник – колдун, обманщик и сват.
Я.Б. Княжнин. Несчастие от кареты.
Д.И. Фонвизин. Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке. Лисица-казнодей. Бригадир. Недоросль.
Г.Р. Державин. Рассуждение о лирической поэзии, или об оде. На смерть князя Мещерского. На рождение в Севере порфирородного отрока. Фелица. Бог. Властителям и судиям. Памятник. Цыганская пляска. Шуточное желание. Приглашение к обеду. Русские девушки. «Река времен». Евгению («Жизнь званская»).
В.В. Капнист. Ябеда.
А.Н. Радищев. «Ты хочешь знать: кто я? что я?...». Вольность (ода). Путешествие из Петербурга в Москву. Житие Федора Васильевича Ушакова.
И.А. Крылов. Похвальная речь в память моему дедушке. Каиб (Восточная повесть). Трумф, или Подщипа (Шутотрагедия). «Почта духов». Ворона и Лисица.
Г.П. Каменев. Граф Глейхен.
И.И. Дмитриев. Модная жена. «Стонет сизый голубочек».
Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Наталья, боярская дочь. Остров Борнгольм. Письма русского путешественника. Чувствительный и холодный. Весенняя песнь меланхолика. Сиерра-Морена.
Д.И. Хвостов. Ворона и сыр.
ПАМЯТКА БАКАЛАВРЫ CиЗЕФа.

«Гистория о российском матросе Василии Кориотском» как литературный памятник петровской эпохи.
Самостоятельная работа: письменный анализ «Слова на погребение Петра Великого». Срок выполнения – до 11 апреля.
Сатиры А.Д. Кантемира: образность, язык, композиция. Сатиры I и VII.
Одическое творчество М.В. Ломоносова: художественное своеобразие «Оды на взятие Хотина». Проблема эстетического идеала и особенности художественного мировидения в поэзии М.В. Ломоносова: «Разговор с Анакреоном».
Контрольная работа: анализ текста од Ломоносова через описание элементов одического канона (надо выбрать малоизвестную оду, которой нет в хрестоматии). Срок выполнения – до 23 мая.
Драматургическое творчество А.П. Сумарокова: «Димитрий Самозванец» как образцовая классицистическая трагедия.
Новаторство комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Поэтика русского романа XVIII столетия: «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» М.Д. Чулкова
«Фелица» Г.Р. Державина: традиции и новаторство в жанре оды. Эстетика и поэтика лирики Г.Р. Державина: «На смерть князя Мещерского», «Приглашение к обеду», «Русские девушки», «Река времен».
8. Поэтика сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
9. Пародийный характер шутотрагедии И.А. Крылова «Подщипа, или Трумф».

Список трактатов для конспектирования:
В.К. Тредиаковский. Новый и краткий способ к сложению российских стихов (выполнить к 4-му ПЗ, 28 марта).
М.В. Ломоносов. Письмо о правилах российского стихотворства (выполнить к 4-му ПЗ, 28 марта).
М.В. Ломоносов. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке (выполнить к 4-му ПЗ, 28 марта).
А.П. Сумароков. Эпистола о стихотворстве (читать к 3-му ПЗ, 14 марта; конспект выполнить к 4-му ПЗ, 28 марта).

Другие конспекты:
Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр / Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977 (прочитать к семинару по М.В. Ломоносову, выполнить до 11 апреля).
1 работа на выбор студента из предложенных в списке литературы к занятиям (выполнить до 23 мая).





САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(выполняется письменно, по 7 пунктам плана, обязательно с примерами из текста, если цитируется учебник или литература, источник цитирования оговаривается).
Срок выполнения – до 11 апреля.

Жанр проповеди в творчестве Феофана Прокоповича.

Проанализируйте "Слово на погребение Петра Великого" как образец ораторского искусства по следующему плану:
1. Выделите основные тезисы в «Слове». С какими легендарными историческими деятелями сравнивает Петра Прокопович? Какие заслуги Петра перед Россией отмечает?
2. Как автор проявляет себя в произведении? Какими способами выражает свою позицию?
3. Проблема адресата «Слова». К кому обращено произведение?
4. Выделите устойчивые элементы композиции произведения. Чем обусловлено имеющее место композиционное членение?
5. Жанровое своеобразие. Черты каких жанров можно отыскать в «Слове»?
6. Стиль «Слова». Какая лексика в нем преобладает? Отметьте традиции древнерусской литературы.
7. Средства художественной выразительности: тропы и риторические фигуры. Особенности синтаксиса «Слова».

Литература:

1. Кочеткова Н.Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // XVIII век. Сборник 9. Л., 1974.
2. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. М., 1966.

















ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (29 февраля).
«Гистория о российском матросе Василии Кориотском» как литературный памятник петровской эпохи

САМОЕ ГЛАВНОЕ: 1) прочитать и понять смысл текста; 2) принести его с собой (желательно распечатку, а не в электронном виде).
1. Осветите те жизненные ситуации и соответствующие моменты сюжета, в которых лучше всего проявляются личные достоинства и свойства характера нового человека петровской эпохи – Василия Кориотского.
2. Историческое и художественное в «Гистории о российском матросе Василии Кориотском». Значение и функции исторических реалий и специфика художественного вымысла в произведении.
3. Чем объясняется доминантное положение категории героя в системе других эстетических категорий произведения (сюжет, композиция и т.д.)? Проблема антигероя в гистории.
4. Каковы основные приемы создания образа Василия Кориотского? Какова роль второстепенных и эпизодических персонажей? Антитеза как ведущий прием создания образной системы произведения.
5. В чем смысл двухчастной композиции гистории? Почему вторая часть повести сюжетно повторяет схему первой? Причины повторов отдельных мотивов (например, возвышение и мнимая смерть героя и других). Как меняется способ изображения героя от одной части к другой?
6. Жанровое своеобразие гистории. В чём отличие терминов «повесть» и «гистория»? Черты каких жанров синтезированы в произведении (черты сказки, путевых записок, плутовской, бытовой, любовной и исторической повестей и т.д.)? Определите значение в нем малых жанрообразований, таких как ария, чудо, молитва, загадка и т.д.
7. Своеобразие стиля гистории. Каковы причины использования автором различных стилевых пластов? Можно ли говорить о едином стиле «Гистории»?
Творческое задание 1. Найдите ошибки и неточности в изображении чужих земель автором «Гистории».
Творческое задание 2. Сравните сюжет, поведение и мотивы поступков героя «Гистории» с похожими в «Повести о Савве Грудцыне» и «Повести о Фроле Скобееве».

Литература:
Лотман Ю.М. Очерки по русской культуре XVIII в. // Из истории русской культуры. Т. IV. - М., 1996.
Панченко А.М. Русская культура в конце Петровских реформ. - Л., 1984.
Моисеева Г.Н. Русские повести первой трети XVIII в. - М.-Л., 1965.
Кузьмина В.Д. Повести Петровского времени // История русской литературы: В 14 т. - М.-Л., 1941. Т.3.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (14 марта).

Сатиры А.Д. Кантемира: язык, композиция, образность

Будем разбирать только сатиру I. Сатира VII для ознакомления.
Изложите суть полемики между журналом "Всякая всячина" и журналом "Трутень" (1769 г.) о смысле и задачах жанра сатиры.
Жанр сатиры в понимании А. Сумарокова («Эпистола о стихотворстве») и А.Д. Кантемира (по хрестоматии). Охарактеризуйте круг явлений, ставших предметом художественного осмысления в сатирах Кантемира.
Сатира I «На хулящих учение. К уму своему».
А) Почему произведение имеет двойное название? Почему в качестве адресата сатиры выступает «ум»?
Б) Основные приемы создания сатирического образа: саморазоблачение героя, гиперболизация порока, роль портрета, речевой характеристики, художественной детали. Поэтика литературной «маски». Почему одни герои сатиры имеют имена и произносят монологи, а другие нет?
В) Проблема сочетания диалогической и монологической форм повествования. Роль авторского комментария.
Сатира VII («О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому»).
А) Способы выражения личности автора. Автоирония.
Б) Своеобразие композиционной структуры.
В) Основные сатирические приемы и формы выражения смеха.
Г) Роль вещного мира и бытописательных мотивов.
Д) Приемы драматизации и их роль в структуре сатир.
Е) Традиционное и новое в организации стиха.

Внимание! К занятию необходимо ознакомиться с трактатом А. Сумарокова «Эпистола о стихотворстве».

Литература:

"Трутень". Лист V. 26 мая, Лист VIII. 16 июня / Русская критика XVIII -XIX вв. Хрестоматия. Сост. В.И. Кулешов. М., 1978. (Обязательно прочитайте!!!)
Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.
Западов А.В. Поэты XVIII в. (А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков). М., 1984.
Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII в. Л., 1985.




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 (28 марта).
Одическое творчество М.В. Ломоносова: художественное своеобразие
«Оды на взятие Хотина». Проблема эстетического идеала и особенности художественного мировидения в поэзии М.В. Ломоносова:
«Разговор с Анакреоном»
Дайте определение и назовите жанровые разновидности оды.
Охарактеризуйте поэтику «Оды на взятие Хотина» по следующему плану:
А) Тематика. Тема «войны и мира». Исторические события и их поэтическое осмысление.
Б) Композиция. С чем связано двухчастное вступление в произведение? Принципы сюжетосложения: почему сюжетно организованные фрагменты сосредоточены в начале оды? Роль антитезы в структуре оды.
В) Система образов. Особенности изображения Петра Великого и Анны Иоанновны. Образ русского воинства. Специфика проявления авторского начала.
Г) Особенности жанра. Первичные жанровые образования и их функции в хотинской оде. Античные, западноевропейские и русские литературные традиции в оде.
Д) Художественная образность. Реально-исторические образы, символы и аллегории. Традиционное и новое в использовании символики света, образов «горы», «корабля», «вулкана» и т.д. Типология тропов: гипербола, автономасия, метонимия, развёрнутые сравнения. Библеизмы.
Е) «Звуковой диапазон» оды: строфика, ритмика, аллитерации и ассонансы. Эвфоническое начало в фигурах «кольцо» и «стык». Цветопись оды.
Ж) Хронотоп. Приемы фокусации и панорамности, вертикальный и горизонтальный векторы движения. Типы и функции пейзажа. Динамика художественного времени, особенности восприятия его героями. Историческое и мифологическое время в оде.
З) Проблема художественного метода Ломоносова-одописца. Классицизм и барокко в оде.
3. «Разговор с Анакреоном».
1. Культ античности в русском и европейском классицизме. Античная традиция в творчестве Ломоносова-одописца. Проблема «диалога» с древними. Отношение русского поэта к философии жизни Анакреона, Сенеки и Катона. Формирование собственного эстетического идеала.
2. Развитие тем мира, науки, образования в «Разговоре» как поэтическая реализация эстетической теории Ломоносова.
3. Охарактеризуйте поэтику «Разговора», учитывая критерий авторского субъективизма и способы создания художественной образности (пластический, идеологически-абстрактный). Определяются ли жанр, стиль и размер стиха Ломоносова содержанием оды? Как можно определить жанр стихотворения в целом?
4. Преломление учения о «трех штилях» в одической практике. Приметы «высокого» стиля в «Разговоре»: символика, эпитетика, риторические фигуры, ритмическая организация текста.
5. Как особенности построения одического образа у Ломоносова связаны со стилистическими исканиями в области живописи, скульптуры и архитектуры эпохи классицизма?
Внимание! К занятию необходимо прочитать статью Ю.Н. Тынянова "Ода как ораторский жанр"; составить конспекты следующих теоретических работ по классицизму:
1. М.В. Ломоносов. "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" и "Письмо о правилах российского стихотворства".
2. В.К. Тредиаковский. "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий".

Литература:
Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр / Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
Морозов А.А. М.В. Ломоносов. Путь к зрелости. 1711-1741. М.; Л., 1962. С. 362-378; или его же. Ломоносов и барокко // Русская литература. 1965. №2. С. 70-96.
Ломоносов и русская литература: Сб. статей / Под ред. А.С. Курилова. М., 1987: Моисеева Г.Н. Поэтическое творчество М.В. Ломоносова. С. 5-31; Панов С.И., Ранчин А.М. Торжественная ода и похвальное слово Ломоносова: Общее и особенное в поэтике. С. 175-189.
Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин: Литературные очерки. М., 1979. С. 15-24, 59-69.
Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 20-47.
Сазонова Л.И. О драматургическом компоненте в одах Ломоносова // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 368-374.

Письменная домашняя работа (выполнить нужно до 23 мая): анализ текста любой другой оды (но той, которой нет в хрестоматии) М.В. Ломоносова через описание устойчивых элементов одической структуры. План: тематика; композиция; система образов; особенности жанра; образность, в т.ч. эпитетика, символика, лексический строй; строфика и «звуковой диапазон»; излюбленные синтаксические конструкции; хронотоп. Сделайте вывод об особенностях художественного метода оды.




























ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5 (11 апреля).
«Димитрий Самозванец» А.П. Сумарокова как образцовая классицистическая трагедия

1. В чем заключается художественная специфика трагедии как классического жанра? Обратитесь к литературоведческим словарям и справочникам и «Эпистоле о стихотворстве». Вспомните трагедии П. Корнеля и Ж. Расина, изучаемые в курсе зарубежной литературы. Чем вызвана популярность жанра трагедии в русской литературе XVIII столетия?
2. Историческая основа трагедии "Димитрий Самозванец". Тема самозванства и заговора как отражение исторических событий XVIII столетия.
3. Антигерой и его атрибуты. Почему самохарактеристика героя совпадает с оценкой его другими действующими лицами? Какова авторская оценка героя? Влияние барочной стилистики на изображение Димитрия. Для ответа на вопрос уточните определение стиля барокко в искусстве. Влияние «Гамлета», «Макбета» и «Ричарда III» на создание образа главного героя.
4. Классицистические правила и причины отступления от них. Художественная роль трех единств в пьесе. Соблюдаются ли они? Нарушение принципа одноплановости образа (Шуйский, Пармен).
5. Особенности сюжетосложения трагедии. Внешний и внутренний конфликты и пути их разрешения. Диалогическое и монологическое начала. «Димитрий Самозванец» как «трагедия разговоров». Роль ремарок, «пророчеств» и «вещего сна». Чем объясняется наличие в пьесе небольшого числа персонажей?
6. Проблема «страсти», «чувства» и «долга». «Первые слёзы русского сентиментализма» (И. Вишневская) в трагедии. Есть ли в ней черты комедийного жанра?
7. Своеобразие хронотопа. Причины борьба сценического и внесценического пространств. Особенности восприятия времени тираном и заговорщиками. Способы фиксации времени.
8. Составьте к занятию в тетради две таблицы.
Таблица 1. Распределите вещную атрибутику пьесы по следующим позициям: бытовая функциональность вещи – символическая функциональность вещи.
Таблица 2. Распределите облик персонажей по следующим позициям: мимика и жесты – импульсивные действия.
В результате наблюдений сделайте вывод о художественной функции и значении вещного мира и внешнего облика персонажа в трагедии Сумарокова.

Литература:

Вишневская И. Аплодисменты в прошлое: А.П. Сумароков и его трагедии. М., 1996. С. 173-206. Эту работу настоятельно рекомендую найти и прочитать!!!
Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. Л., 1980. С. 171-182.
Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981. С. 68-74.
Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII вв. М., 1988. С. 112-142.








ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 (25 апреля).

Поэтика комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Принцип «трёх единств» и другие правила создания комедий («Эпистола о стихотворстве», справочники). Типология комедии XVIII века.
Смысл названия комедии (найдите разные значения слова «недоросль»). Анализ списка действующих лиц, характеристика места и времени действия.
Система образов комедии "Недоросль". Принципы деления героев на группы (этический, социальный, сценический и т.д.). Приёмы создания образа (предыстория, круг чтения, одежда и еда, «говорящие» имена и т.д.). Функции действующих лиц («ведущий», «ведомый», «информант», «статист» и т.д.). Почему один и тот же персонаж может исполнять разные «роли»?
4. Разнообразие художественных приёмов. Какие приёмы использованы для введения «добродетельных» и «злонравных» персонажей; с целью ускорения развития сюжета; для создания комического эффекта? Роль симметрия сцен в комедии: сцена примерки кафтана и сцена экзамена (другие примеры подберите самостоятельно).
5.Пародийное начало пьесы: пародия на суд, дворянское воспитания и семейные отношения. Каламбурное слово как художественный прием в комедии.
«Недоросль» как социально-политическая («высокая»), любовная, бытовая, воспитательная комедия, «слёзная» драма и трагедия. Роль интермедий и фарсовых сцен.

Литература:

Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. М., Л., 1961. С. 224-261.
Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1985. С. 177-213.
Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985. С. 313-337.
Стричек А. Денис Фонвизин. Россия эпохи просвещения. М., 1994.
Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. Гл. 4. Или: Учебник Лебедевой О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000. Глава о Фонвизине Д.И. Читать обязательно!!!









ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7 (23 мая).
Поэтика русского романа XVIII столетия:
«Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины»
М.Д. Чулкова

История русского романа. Романное начало в русской бытовой и философской повести XVIII в., в произведениях древнерусской агиографии («Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие протопопа Аввакума» и т.д.). Какие романы появляются в XVIII веке? Что замедляло их возникновение?
Социально-бытовая основа романа М.Д. Чулкова. Демократическая направленность произведения. Зарождение темы «униженных и оскорблённых». Какова роль среды и неблагоприятных обстоятельств в формировании характера Мартоны? «Философия жизни» героини. Можно ли говорить об эволюции характера Мартоны: меняются ли её взгляды на любовь, честь, смысл жизни?
Авантюрно-плутовское и любовно-психологическое начала в романе. Мартона как герой-плут. Авантюрный хронотоп произведения. Благодаря каким качествам героиня получает желаемое? Как вы понимаете термин Г.А. Гуковского «эмпирический реализм» применительно к творчеству Чулкова?
Мартона как исконно русская героиня. Национальные черты в её облике. Роль пословиц и поговорок в создании образа героини.
Прочитайте новеллу М.Д. Чулкова «Скупой и вор». Проанализируйте концепцию человека и обратите внимание на мотив случая в романе и новелле. Чем они принципиально различаются в двух произведениях?

Русский и западноевропейский классицизм: Проза. – М., 1982 (раздел о Чулкове).
Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. Л., 1939. Переиздание 1989 года (репринт) и 1997 года. Смотрите главу VI.
Русская литература XVIII века: Словарь-справочник. С. 212-215.
Учебник Федорова, с. 137-138.














ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 (23 мая).
«Фелица» Г.Р. Державина как новаторская ода.
Эстетика и поэтика лирики Г.Р. Державина:
«На смерть князя Мещерского», «Приглашение к обеду», «Русские девушки», «Река времен».
Представления Державина о жанре оды в его "Рассуждении о лирической поэзии или об оде".
«Сказка о царевиче Хлоре» Екатерины II как источник сюжетно-образной основы и обрамление «Фелицы».
3. Екатерина II как человек, императрица и богиня. Основные приёмы создания образа: авторская характеристика, «народная молва», комментарий законодательной деятельности, элементы литературной полемики, нетрадиционные сравнения, характер антитезы (ср. с праздным вельможей и Анной Иоанновной).
4. Образ автора: вельможа – гражданин – поэт. Стиль жанра и индивидуально-авторский стиль в оде.
5. Жанровое своеобразие: синтез одического и сатирического начал. Натюрморт, пейзаж, портрет, эпиграмма, стихотворная сатира и идиллия в составе оды. Игра и травестия в оде. Особенности изображения исторических лиц.
6. «Словесная живопись» Державина. Реальное и символическое, бытовое и бытийное в оде. Особенности звукописи и цветописи. «Забавный русский слог». Функции и формы «восточного колорита». Автобиографизм «восточной темы».
Лирика:
1. Своеобразие содержания и формы стихотворения "На смерть князя Мещерского". Аллегорический образ смерти в экспозиции оды. Диалектика авторской мысли в трактовке темы смерти и бессмертия, ее воплощение в композиционном принципе антитезы. Вечное как категория поэтического сознания Державина.
2. "Домашняя" и анакреонтическая поэзия Державина. "Приглашение к обеду": особенности воплощения бытовой конкретики, лёгкий стиль, типы лексических единиц (какой тип лексики преобладает?). «Русские девушки»: особенности портретирования, национальный колорит и своеобразие идиллического пейзажа. Сравните образы русских девушек с портретами героинь Анакреона и Ломоносова в «Разговоре с Анакреоном». В чём своеобразие державинской анакреонтики?
3. «Река времен». Гипотезы исследователей о загадке последнего произведения поэта. В чём заключается Ваша трактовка стихотворения? Какова Ваша позиция в учёном споре?

Литература:
Серман И.З. Державин. - Л., 1967. - С. 52-69.
Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов, Г.Р.Державин: Литературные очерки. М., 1979. С. 190-199.
Травников С.Н., Ольшевская Л.А. Ода Г.Р. Державина «Фелица» // История русской литературы XVIII века. Практикум. М., 2004. С. 292-298. Или: Травников С.Н. Ода Г.Р. Державина "Фелица" // Русская литература XVIII-XIX вв.: Справочные материалы. - М., 1995. - С. 55-71.
О «Реке времен»:
Лаппо-Данилевский К.Ю. Последнее стихотворение Державина // Русская литература. 2000. № 2.
Левицкий А.А. Образ воды у Державина и образ поэта // XVIII век. Сб. 20. СПб., 1996. С. 69.




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9 (6 июня).
Поэтика сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

1. «Чувствительность» и противоречивость личности как идейная и эстетическая основа сентиментализма. Прочитайте стихотворение И.И. Дмитриева «Стонет сизый голубочек». Какие новые черты появляются в литературе? Как изменяется язык письма и способ изображения чувств героев?
2. «Внешний» и «внутренний» конфликты и особенности их разрешения. Смысл названия повести. Телеологическое и амбивалентное начала в сюжете. Причины самоубийства героини. Кто виноват в её гибели?
3. Образ Повествователя и отношение его к героям. Внимание к «внутреннему человеку». Особенности изображения процесса зарождения и развития любовного чувства. Динамика и изменчивость чувств героев как средство создания психологической сложности их образов.
4. Приемы изображения психологического состояния героев (речевая характеристика, интонация, мимика, жест, художественная деталь, портрет). Традиционное и новое в поэтике «говорящего имени».
5. Природа как действующее лицо повести. Пейзаж сентиментальный и предромантический, сельский и урбанистический. Поэтика образа воды.
6. «Бедная Лиза» как образец нового стиля в литературе. Простота и изящество слога, забота писателя о «благозвучии», сближение языка прозы и поэзии. Эстетизация крестьянского труда и быта.
Литература:
Канунова Ф.З. Из истории русской повести. Томск , 1967. С. 44-60.
Павлович С. Е. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII в. Саратов, 1974. С. 148-158.
Орлов П.А. Русская сентиментальная повесь. М., 1979. С. 5-32.
Топоров В.Н. "Бедная Лиза" Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995. С. 80-151. (Настоятельно рекомендую прочитать!)























ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 (6 июня)
Пародийный характер шутотрагедии И.А. Крылова «Трумф, или Подщипа»

Литературные источники «Трумфа». Традиции балаганных зрелищ, святочных игр и народного театра, кукольный театр Петрушки. Источники пародирования сюжетных коллизий и образов (трагедии А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, Н.П. Николева). Специфика их интерпретации Крыловым. Митрофан Простаков как «сводный брат» князя Слюняя.
Исторический и политический подтексты шутотрагедии. Какие явления политической, социальной и военной жизни России периода правления Павла I осмеяны в «Трумфе»? Раннее славянофильство и западничество в изображении Крылова. «Трумф» как сатира на идеологию просвещенного абсолютизма.
Оригинальность жанровой природы пьесы. Особенности использования в шутотрагедии традиционных жанров: трагедии, слезной драмы, героической эпопеи, памфлета, пародии, стихотворной сатиры, элегии и др.
Пародийное начало пьесы. Различные уровни пародии (идейно-тематический, жанровый, сюжетный, образный, стилевой). Пародирование канонов классицистической, сентиментальной и предромантической литературы. Травестирование основного конфликта классицистической трагедии.
Система образов шутотрагедии. Принципы группировки персонажей. Пародийный «любовный треугольник». Функции образов Цыганки и Чернавки. Значение художественной детали (игрушек отрицательных героев: кубаря, деревянной шпаги, палаша и трубки) в создании сатирического образа.
Антимир и формы его проявления в пьесе (переодевания, обжорство, отправление естественных потребностей и т.д.).
Поэтика народной бытовой сказки, фольклорное и литературное в «Трумфе». Творческое задание: Выявите связь шутотрагедии Крылова с его басенным творчеством. Приведите конкретные примеры (выполняется устно, но обязательно!!!)

К семинару обязательно повторите характеристики пародии, её виды (бурлеск, травестия и их различия) и уровни (образный, идейно-тематический, стилевой и т.д.).
Литература:
Морозов А.А. Русская стихотворная пародия // Русская стихотворная пародия (XVIII - начало XX в.). Л., 1960. С. 5-10 («Библиотека поэта». Большая серия).
Фомичев С.А. Драматургия Крылова начала XIX в. // Иван Андревич Крылов: Проблемы творчества. Л., 1975. С. 130-140.
Гордин М.А., Гордин Я.А. Театр Ивана Крылова. Л., 1983. С. 102-108.
15

Приложенные файлы

  • doc 26714508
    Размер файла: 117 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий