П.А. Философия


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уральский Государственный Экономический Университет



ФИЛОСОФИЯ

ТЕСТЫ ПО ПЕРАТТЕСТАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ








УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе университета

____________________
М.С. Марамыгин



Екатеринбург
2009
Студенты факультета сокращенной подготовки в университете продолжают начатую на базе среднего и среднего специального образования работу по формированию философской базы их социально-гуманитарной подготовки. Одним из наиболее эффективных методов решения этой задачи является тестирование. Оно позволяет организовать и систематизировать полученные студентами знания, выявить пробелы в их усвоении и осмыслении, а также проконтролировать и оценить как качество усвоения знаний, так и формирование умений и навыков использования их на практике. Именно этими соображениями руководствовались авторы пособия. В пособии даны 20 вариантов тестовых заданий, которые содержат по 16 вопросов. Вопросы каждого задания охватывают все основные разделы курса философии: онтологию, гносеологию, социальную философию, историю философии. Следовательно, каждый вариант предполагает знание основных философских категорий, проблем, направлений и учений, наиболее ярких мыслителей различных исторических эпох. Авторы стремились акцентировать внимание студентов на актуальных проблемах бытия современного человека, а также учесть экономический профиль вуза.
В процессе работы с тестами студенту необходимо из предложенных на каждый вопрос ответов выбрать и обосновать, как правило, один. Однако следует иметь ввиду, что на некоторые вопросы возможен не один, а несколько (!) правильных ответов.
Каждый студент обязан прорешать одно тестовое задание, согласно шифру:

Начальная буква фамилии
Номер варианта




А, Б, В Г, Д, Е
1,6, 11, 16

Ж, З И, К, Л
2, 7, 12, 17

М, Н О, П,
3, 8, 13, 18

Р, С Т, У, Ф, Х
4, 9, 14, 19

Ц Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
5, 10,15, 20


Для работы с тестовыми заданиями можно использовать следующую литературу:

Основная литература

Губин В.Д. Философия // Я познаю мир. Детская энциклопедия. Для учащихся старших классов, школ, лицеев и гимназий -М: Олимп, 1999.
Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений. -М.: ТОН, 1999.
Губин В.Д. Философия. Учебник. 2-е изд. / Под рер. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова.- М.: ТОН, 2001.
Современная западная философия. Словарь. Составители В.В. Малахов, В.П. Филатов.- М.: ТОН, 2000.
Хрестоматия по истории философии. В 3 т. -М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. - М.: Мысль, 1979.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. - М.: Молодая гвардия, 1993.
Ортега-и-Гассет. Х. Что такое философия. - М.: Искусство, 1991.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. // Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991.
Паскаль Б. Мысли. - М., Изд-во полит. лит-ры, 1992.
Толстой Л.Н. Путь жизни. - М.: Высшая школа, 1994.
Чаадаев П.Я. Философские письма. // Статьи и письма. - М.: Современник, 1989.
Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества - М.: Республика, 1992.
Фромм Э. Искусство любить. - М.: Педагогика, 1990.
Тесты

Вариант I

1. Кому из античных мыслителей принадлежит изречение: «Все течет, все изменяется.Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»?
а) Фалесу;
б) Демокриту;
в) Эпикуру;
г) Гераклиту.

2. Какие черты свойственны средневековой философии?
а) теоцентризм;
б) креационизм;
в) социоцентризм;
г) провиденциализм.

3. Кто явился родоначальником рационализма Нового времени?
а) Ф. Бэкон;
б) Р. Декарт;
в) Б. Спиноза;
г) Г. Лейбниц.

4. У кого из русских мыслителей XIX в. идея соборности является центральной?
а) у просветителей;
б) у западников;
в) у славянофилов;
г) у экзистенциалистов.

5. Основателями какой исторической формы материализма были К. Маркс и Ф. Энгельс?
а) стихийного;
б) диалектического;
в) метафизического;
г) механистического.

6. Согласно З. Фрейду, определяющим началом в психике человека является:
а) бессознательное;
б) эго;
в) супер-эго;
г) коллективное бессознательное.

7. Что является предметом философии?
а) все бесконечное многообразие явлений мира;
б) мир как целое, человек как часть мира, отношение человека к миру;
в) познание внутреннего мира человека;
г) истина, справедливость, мужество и другие нравственные добродетели.

8. Какие из перечисленных свойств характеризуют время как форму бытия?
а) трёхмерность;
б) необратимость (асимметричность);
в) симметричность;
г) длительность.

9. Что такое сознание с позиции диалектического материализма?
а) человеческая психика;
б) абстрактное мышление;
в) наши эмоции, чувства, ощущения;
г) высшая форма отражения, присущая человеку.

10. Что такое агностицизм?
а) учение, признающее сотворение мира богом;
б) учение, отрицающее возможность истинного познания действительности;
в) учение, признающее сознание свойством всей материи;
г) учение, полагающее разум единственным источником достоверного знания.

11. Выделите философское определение понятия «объективные условия»:
а) факторы, условия, обстоятельства, не зависящие от воли, сознания и субъективных желаний людей;
б) природные условия;
в) географическая среда;
г) уровень развития производственных сил.

12. Кто из мыслителей XX века развивал учение о «ноосфере»?
а) Тейяр де Шарден, Леруа, В.И. Вернадский;
б) Поппер, Рассел, Витгенштейн;
в) Бердяев, Шестов;
г) Шпенглер, Тойнби, Тоффлер.

13. Какой принцип соответствует пониманию смысла жизни в гедонизме?
а) польза превыше всего;
б) получение наслаждения;
в) смирение, искупление грехов, отказ от удовольствий;
г) самосовершенствование.

14. Какие из отношений, перечисленные ниже, не относятся к производственным?
а) семейные отношения;
б) отношения собственности;
в) отношения распределения;
г) отношения обмена и потребления.

15. Какой вывод соответствует истине?
а) социальная революция – переход государственной власти от одной политической группы людей к другой;
б) социальная революция – коренные преобразования в экономической, политической, социальной сферах общества;
в) социальная революция – смена форм собственности;
г) социальная революция – смена научных представлений.

Вариант II

1. Принцип «жэнь» (человеколюбия) относится к философии:
а) даосизма;
б) конфуцианства;
в) буддизма;
г) йоги.

2. Учение об апейроне как бесформенном первовеществе, из которого состоят все вещи, создал:
а) Анаксимандр;
б) Анаксимен;
в) Фалес;
г) Демокрит.

3. Креационизм средневековой философии означает:
а) сотворение мира Богом из ничего;
б) сотворение мира Богом из первоначального материального хаоса;
в) открытое Богом своих истин избранным верующим;
г) единобожие.

4. Натурфилософом эпохи Возрождения не является:
а) Дж. Бруно;
б) Б. Телезио;
в) Н. Кузанский;
г) Дж. Боккаччо.

5. Непознаваемая сущность вещей в философии И. Канта отражена в понятии:
а) «категорический императив»;
б) «вещь в себе»;
в) «трансцендентальное»;
г) «антиномии».

6. Понятие «мировой воли» является центральным в философии:
а) А. Шопенгауэра;
б) С. Кьеркегора;
в) Г. Гегеля;
г) А. Бергсона.

7. Этика – учение:
а) о прекрасном;
б) о нравственном;
в) о возможностях человеческого познания;
г) о смысле жизни.

8. Что такое движение с позиции диалектического материализма?
а) перемещение;
б) социальные изменения;
в) химические реакции;
г) всякое изменение вообще.

9. Что такое самосознание?
а) любовь к Богу;
б) осознание, оценка человеком самого себя, своего знания, интересов, чувств, мотив поведения;
в) осознание абсолютной идеей пройденного ею пути;
г) интуитивное знание.

10. В чем наиболее полно выражен смысл сенсуализма?
а) в недооценке роли абстрактного мышления;
б) в отрицании объективного характера наших ощущений;
в) в абсолютизации роли чувственного познания, в стремлении вывести все содержание познания из деятельности органов чувств;
г) в анализе эмоционального состояния человека.

11. Выделите философское определение понятия «субъекта»:
а) выдающаяся личность;
б) носитель активного начала, источник предметно-практической и познавательной активности;
в) высшее духовное начало;
г) политический лидер.

12. Что означает термин «ноосфера»?
а) божественная сфера;
б) сфера разума;
в) социальная среда;
г) внутренний мир человека.

13. Какая социально-философская позиция выражена в знаменитом высказывании Мишеля Монтеня: «Души императоров и сапожников скроены по одному и тому же образцу»?
а) идея естественного равенства людей;
б) идея божественного происхождения человека;
в) идея социального неравенства людей;
г) идея смертности всех людей.

14. Что такое «экономическая культура»?
а) экономическое сознание;
б) уровень квалификации работника;
в) научная организация труда;
г) проявление экономического сознания в хозяйственной деятельности.

15. Каков определяющий критерий общественного прогресса в марксистской философии?
а) уровень развития общественной морали;
б) уровень развития науки;
в) уровень развития материального производства;
г) всестороннее развитие личности.

16. Какой период в истории можно считать началом научно-технической революции?
а) научно-техническая революция развернулась в древности, с возникновением научных знаний;
б) НТР – феномен середины XX века, процесс и результат синтеза прогресса науки и технико-технологических достижений;
в) НТР – ровесник капитализма;
г) НТР – «продукт» эпохи Ренессанса.

Вариант III

1. Основоположником античного атомизма является:
а) Гераклит;
б) Демокрит;
в) Аристотель;
г) Диоген.

2. Обоснование доказательств бытия Бога в работе «Сумма теологий» принадлежит:
а) П. Абеляру;
б) Августину Блаженному;
в) Ф. Аквинскому;
г) Эуригене.

3. Какая характеристика не отражает сущность философского гуманизма эпохи Возрождения?
а) признание универсализма личности;
б) признание свободы личности;
в) утверждение противоречивой (телесно-духовной) природы человека;
г) традиционализм.

4. Учение о «врожденных идеях», «интеллектуальной интуиции» принадлежит:
а) Р. Декарту;
б) Г. Гегелю;
в) Д. Юму;
г) И. Канту.

5. Понятие «богочеловечества» в русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв. означает:
а) признание божественной и человеческой природы Иисуса Христа, соединение в человеке божественной и материальной сущности;
б) объединение людей на основе любви к Богу и христианской любви к ближнему;
в) религиозную нравственность как единственно приемлемую для человека;
г) растворение Бога в природе.

6. Внутренняя организация и упорядоченность объекта является предметом исследования:
а) герменевтики;
б) структурализма;
в) позитивизма;
г) философии постмодернизма.

7. Как переводится термин «философия»?
а) любовь к природе;
б) любовь к Богу;
в) любовь к ближнему;
г) любовь к мудрости.

8. Термин «материя» в диалектико-материалистической философии означает:
а) то, из чего все «сделано»
б) вещество;
в) объективная реальность, отражаемая нашим сознанием;
г) всё, что окружает человека.

9. Какова структура сознания?
а) интеллект, воля, мотивация, самосознание, чувства, эмоции, бессознательное;
б) интеллект, воля, мотивация, самосознание, чувства, эмоции;
в) самосознание, бессознательное;
г) воля, самосознание, эмоции.

10. Какой характер носят философские методы (диалектический и метафизический)?
а) частный;
б) общенаучный;
в) всеобщий;
г) единичный.

11. Что является предметом социальной философии?
а) социальные институты и социальная структура общества;
б) общество как целостная система;
в) политика;
г) человек.

12. Какая из указанных ниже характеристик не отражает основные виды связей общества и природы?
а) генетическая;
б) онтологическая;
в) политическая;
г) духовная (познавательная).

13. Что такое общественное сознание?
а) совокупность сознаний индивидов;
б) сознание общества;
в) совокупность идей, взглядов, представлений, общих для социальных групп людей или общества в целом;
г) только научные концепции и теории.

14. Что такое экономический базис?
а) идеологические отношения;
б) общественное сознание;
в) производственные отношения;
г) язык, семья, культура.

15. Выделите типы социальной революции:
а) буржуазная;
б) научная;
в) религиозная;
г) демократическая.

16. Выделите основные тенденции современной демографической ситуации:
а) падение рождаемости в развивающихся странах;
б) падение рождаемости в развитых странах;
в) старение населения развивающихся стран;
г) старение населения развитых стран.

Вариант IV

1. По Пармениду, бытие – это:
а) то же, что и мысль о бытии;
б) абстрактное понятие;
в) то, что чувственно воспринимаемо;
г) множественное и делимое.

2. Какая роль отводилась философии в средние века?
а) быть основой научного познания мира;
б) «обслуживать» теологию, участвуя в разработке и доказательстве религиозных догматов;
в) заниматься лишь этическими проблемами;
г) вообще не вмешиваться в теологию.

3. Кто из натурфилософов эпохи Возрождения впервые высказал идею «мировой души», заменяющей Бога?
а) Н. Кузанский;
б) Н. Коперник;
в) Дж. Бруно;
г) Г. Галилей.

4. Понятие «абсолютной идеи» является основным в философской концепции:
а) Г. Гегеля;
б) И. Канта;
в) Л. Фейербаха;
г) Г. Фихте.

5. Кто из перечисленных философов не принадлежит к немецкому классическому идеализму?
а) Ф. Ницше;
б) Г. Гегель;
в) И.Г. Фихте;
г) И. Шеллинг.

6. Сциентизм – это мировоззренческая позиция, в основе которой лежит убеждение о том, что:
а) научное знание является наивысшей культурной ценностью и основным средством ориентации человека в мире;
б) возможности науки ограничены, а сама она является силой чуждой и враждебной подлинной сущности человека;
в) достоверное знание недоступно человеку;
г) необходимо воздерживаться от всяких суждений.

7. Что такое дуализм?
а) взгляд, согласно которому признается параллельное существование двух равноправных, не сводимых друг к другу начал: духовного и материального;
б) взгляд на мир как непрерывно развивающийся;
в) это «растворение» Бога в природе;
г) отрицание развития.

8. Вакуум – это материя?
а) да, так как это тоже объективная реальность;
б) нет, так как это пустота;
в) да, так как в нем встречаются отдельные атомы;
г) нет, так как это не вещество.

9. Как называется высшая форма отражения, возникшая как результат длительного развития самого объективного мира?
а) раздражимость;
б) сознание;
в) чувствительность;
г) психика.

10. Какой из ниже перечисленных методов не является универсальным научным методом?
а) индукция;
б) метод спектрального анализа;
в) синтез;
г) формализация.

11. В чем суть диалектико-материалистического понимания общества?
а) мнения, разум правят миром;
б) общественное бытие определяет общественное сознание;
в) общественное сознание определяет общественное бытие;
г) общество – результат саморазвития мирового духа.

12. Какое из определений географического детерминизма более точно выражает его сущность?
а) это учение, признающее влияние географической среды на развитие общества;
б) это учение, признающее географическую среду определяющим фактором развития общества;
в) это учение о неразрывной связи общества и природы;
г) общество и природа – «две главы одного романа».

13. Какая философская позиция в понимании свободы выражена в следующем высказывании: « человек раб, не всегда ощущающий тяжесть и позор своих цепей, и все же он всегда раб» (Вольтер)?
а) волюнтаризм;
б) фатализм;
в) эсхатологизм;
г) креационизм.

14. Какой «элемент» не входит в структуру общественного производства?
а) воспроизводство человека;
б) развитие религиозных идей;
в) материальное производство;
г) духовное производство.

15. Какое место занимает Россия в развитии мировой цивилизации?
а) Россия ближе к цивилизации Запада;
б) Россия ближе к цивилизации Востока;
в) Россия – евразийская страна;
г) у России особый путь развития.

16. Какие процессы не относятся к числу глобальных проблем современности?
а) экологические;
б) религиозные;
в) сырьевые;
г) всеобщей компьютеризации.

Вариант V

1. Какой мировоззренческий принцип лежит в основе античной философии?
а) космологизм;
б) теоцентризм;
в) антропоцентризм;
г) сциентизм.

2. Какое учение было характерно для средневековой философии?
а) материализм;
б) теология;
в) эмпиризм;
г) философский дуализм.

3. Кто являлся автором Кинги «Критика чистого разума»?
а) Г. Гегель;
б) Л. Фейербах;
в) И.Кант;
г) И. Шеллинг.

4. Что такое пантеизм?
а) учение о существовании множества Богов;
б) учение о том, что Бог, сотворив мир, не вмешивается в дальнейший ход эволюции;
в) учение о том, что Бог трансцендентен миру;
г) учение о том, что Бог и мир тождественны.

5. Кто является автором книги «Закат Европы»?
а) Н. Бердяев;
б) К. Ясперс;
в) О. Шпенглер;
г) А. Камю.

6. Представители какого направления русской философии XIX в. утверждали необходимость использования гегелевской диалектики для познания и революционного преобразования мира (как «алгебры революции»)?
а) славянофилы;
б) западники;
в) марксисты;
г) позитивисты.

7. Определите последовательность формирования мировоззрения человека:
а) миропонимание;
б) мироощущение;
в) мировосприятие;
г) миропредставление.

8. Какой «объект» не является материальным?
а) химический элемент;
б) вакуум;
в) вода;
г) замысел картины;

9. Что такое отражение?
а) свойство сознания, лежащее в основе познания мира;
б) универсальное свойство материальных тел изменяться в соответствии с характером взаимодействия и особенностями взаимодействующих объектов;
в) взаимодействие тел, объектов;
г) процесс движения нашего сознания.

10. Выделите форму, не присущую эмпирическому познанию:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) суждение;
г) представление.

11. Какое из перечисленных ниже понятий является предельно общим?
а) материальное производство;
б) общественное производство;
в) духовное производство;
г) производство человека.

12. Какой исторический тип взаимодействия общества и природы нанес наиболее ощутимый ущерб природе?
а) присваивающий;
б) переход от присваивающей экономики к производящей;
в) индустриальный;
г) информационный.

13. Как называется учение, согласно которому смысл жизни человека – наслаждение?
а) волюнтаризм;
б) фатализм;
в) гедонизм;
г) пантеизм.

14. Гуманитарные аспекты рыночной реформы подразумевают анализ:
а) уровня развития науки и технологии;
б) разнообразия форм собственности;
в) роли и места человека в экономической системе, уровня экономической свободы.
г) экономического сознания.

15. Какой критерий лежит в основе формационной модели общественного прогресса?
а) тип культуры;
б) способ материального производства;
в) уровень развития науки и технологии;
г) степень свободы человека.

16. С какого периода начинается превращение науки в непосредственную производительную силу?
а) эпохи Возрождения;
б) эпохи Просвещения;
в) конца XIX века;
г) середины XX века.

Вариант VI

1. Какая проблема интересовала первых греческих философов прежде всего?
а) человека;
б) построение идеального государства;
в) материального первоначала мира;
г) метода познания.

2. Какой исторической разновидности материализма был присущ механистический взгляд на мир?
а) стихийному материализму древних греков;
б) материализму русских революционных демократов XIX века;
в) материализму Нового времени;
г) диалектическому материализму К. Маркса и Ф. Энгельса.

3. В средневековом номинализме высказывалось утверждение о том, что:
а) подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия;
б) общие понятия суть только имена и образуются нашим умом;
в) подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии);
г) общие понятия существуют до вещей, независимо от вещей и являются источниками этих вещей.

4. Кто из философов Нового времени является автором книги «Критика чистого разума»?
а) Г. Гегель;
б) Л. Фейербах;
в) И. Кант;
г) А. Шопенгауэр.

5. Основоположником учения о биосфере и ноосфере является:
а) Н. Федоров;
б) Н. Бердяев;
в) В. Вернадский;
г) К. Циолковский.

6. Герменевтика - это:
а) учение о всеобщей одушевленности;
б) искусство и теория истолкования языка;
в) мистическое богопознание;
г) направление в этике, считающее пользу основной нравственности.

7. Выделите основные исторические типы философствования:
а) патристика, схоластика, эклектика;
б) космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм;
в) номинализм, реализм, экзистенциализм;
г) монизм, дуализм.

8. Какие характеристики не являются свойствами пространства как способа существования материальных объектов?
а) трёхмерность;
б) одномерность;
в) необратимость;
г) обратимость.

9. Что такое отражение как философская категория?
а) свойство сознания, лежащие в основе познания;
б) универсальное свойство материальных тел изменяться в соответствии с характером взаимодействия и особенностями взаимодействующих объектов;
в) взаимодействие тел, объектов;
г) процесс движения нашего сознания.

10. Что такое скептицизм?
а) учение, утверждающее принципиальную познавательность мира;
б) учение, подвергающее сомнению возможность истинного познания действительности;
в) учение, отрицающее возможность познания;
г) учение о потустороннем мире.

11. Какая идея выражена в следующем высказывании Ш. Фурье: «Порочен не человек, а общество, в котором он живет»?
а) идея абсолютной независимости человека от общества;
б) идея о роли социальной среды в формировании человека;
в) идея о том, что человек «создает» себя сам?
г) идея о том, что человек сам волен выбирать между добром и злом.

12. Термин «экология» был введен:
а) в середине XVIII века;
б) в середине XIX века;
в) в начале XX в.;
г) в античности.

13. Какая философская позиция в понимании человека выражена автором: «Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может – даже в мысли – выйти из природы» (П. Гольбах)?
а) материалистическая;
б) теологическая;
в) объективно-идеалистическая;
г) субъективно-идеалистическая.

14. Выделите наиболее общее понятие:
а) материальное производство;
б) духовное производство;
в) производство услуг;
г) общественное производство.

15. Какой критерий лежит в основе цивилизационной модели общественного прогресса?
а) тип культуры;
б) способ материального производства;
в) уровень развития науки и технологии.
г) состояние духовной культуры.

16. Формой мировоззрения, включающей в себя прежде всего повседневный опыт людей, является:
а) обыденно-практическая;
б) философская;
в) религиозная;
г) научная.

Вариант VII

1. Какой тип мировоззрения представлен в ранней античной философии?
а) теоцентризм;
б) антропоцентризм;
в) космоцентризм;
г) социоцентризм.

2. Выберите правильное определение средневековой схоластики:
а) схоластика – это стремление соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге;
б) схоластика – это тип религиозной философии, основанный на формально-логическом доказательстве религиозной догматики;
в) схоластика – это тип знания, основывающийся на научном познании мира и Бога;
г) схоластика – это еретическое учение, отрицающее некоторые догмы христианской теологии.

3. Кто из философов Нового времени является основоположником дуалистической философии?
а) Ф. Бэкон;
б) Б. Спиноза;
в) Р. Декарт;
г) Г. Лейбниц.

4. Какое содержание вкладывает И. Кант в понятие «трансцендентальный идеализм»?
а) учение о Боге и вечной истине;
б) учение о возможности объективного познания мира;
в) учение о субъективности, а значит относительности познания мира;
г) учение о наличии в сознании каждого субъекта доопытных всеобщих форм познания.

5. Кто из перечисленных мыслителей не является представителем славянофильства?
а) А.С. Хомяков;
б) И.В. Киреевский;
в) А.И. Герцен;
г) Ю.Ф. Самарин.

6. Представители прагматизма утверждают, что истинное знание – это:
а) знание, соответствующее действительности;
б) самосогласованное, непротиворечивое знание;
в) знание, ведущее к успеху;
г) эмпирически подтвержденное знание.

7. Какие из этих вопросов философские?
а) что такое экономика?
б) в чем смысл жизни?
в) что есть истина?
г) есть ли жизнь на других планетах?

8. Кто такие атомисты, с точки зрения философии?
а) специалисты, считающие атомную энергию важнейшим видом энергии;
б) активисты, выступающие за разоружение;
в) мыслители, выдвинувшие идею о существовании неделимых частиц (атомов) как первоосновы всего существующего;
г) ученые, изучающие строение атома.

9. Выберите вариант определения, наиболее полно выражающий сущность языка:
а) Язык – это средство вербального общения между людьми;
б) Язык – это знаковая система, служащая для фиксации, хранения и передачи информации;
в) механизм нашего мышления;
г) сигнальная система.

10. Выделите законы диалектики:
а) закон отрицания отрицания;
б) законы циклического развития;
в) законы перехода количественных изменений в качественные;
г) чёткое разделение субъекта и объекта познания.

11. Какой вывод соответствует истине?
а) социальная революция – переход государственной власти от одной политической группы людей к другой;
б) социальная революция – коренные преобразования в экономической, политической, социальных сферах общества;
в) социальная революция – смена форм собственности;
г) социальная революция – смена научных представлений.

12. Как называется наука о нравственных аспектах человеческого бытия?
а) социальная философия;
б) гносеология;
в) этика;
г) эстетика.

13. Откуда «берется» человеческая индивидуальность, если все люди рождаются одинаковыми?
а) из условий макро- и микросреды, в которой личность живет;
б) из процесса самотворчества;
в) из наследственных особенностей личности, условий микросреды, в которой она формируется, и процесса самотворчества;
г) из божественного предопределения.

14. Функция философии, связанная с разработкой возможных сценариев будущего, называется:
а) мировоззренческая;
б) прогностическая;
в) практическая;
г) критическая.

15. Прогресс – это:
а) направление развития от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному;
б) движение от более совершенного, сложного к менее совершенному, простому;
в) направленность человеческой истории;
г) непрерывные, постепенные перемены, приводящие к качественным сдвигам в развитии системы.

16. Глобальная проблема, связанная с загрязнением окружающей среды и исчерпанием природных ресурсов:
а) антропологическая;
б) демографическая;
в) экономическая;
г) экологическая.

Вариант VIII

1. В древнеиндийской философии понятие «атман» определялось как:
а) материальная основа мира;
б) духовное абсолютное первоначало мира;
в) состояние слияния сознания индивида с духовным абсолютом путем угасания всех желаний;
г) внутренняя жизненная сила человека.

2. Кто из античных философов является основоположником идеализма?
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Гераклит;
г) Сократ.

3. Выделите не свойственное средневековой философии направление:
а) схоластика;
б) номинализм;
в) реализм;
г) гедонизм.

4. Какое из следующих суждений является истинным?
а) французские просветители придерживались материалистического понимания как природы, так и общества;
б) французские просветители придерживались материалистического понимания природы, но идеалистического понимания общества;
в) французские просветители придерживались идеалистического понимания природы, но материалистического понимания общества;
г) французские просветители придерживались идеалистического понимания как природы, так и общества.

5. Кто из перечисленных русских философов являлся «западником»?
а) Вл. Соловьев;
б) Г. Плеханов;
в) Н. Бердяев;
г) А. Герцен.

6. Предтечей какого направления философии XX в. является датский мыслитель С.Кьеркегор?
а) экзистенциализма;
б) «философии жизни»;
в) неопозитивизма;
г) герменевтики.

7. Что такое аксиология?
а) учение о ценностях;
б) учение о познании;
в) учение о бытии;
г) учение о человеке.

8. Что понимали под материей философы античности?
а) элементарные частицы;
б) вещество и поле;
в) вещественную первооснову всех вещей, явлений, процессов (атомы, воду, огонь и т.д.);
г) все существующее.

9. Что означает тезис «Сознание не только отражает мир, но и творит его» (К. Маркс)?
а) сознание может создать мир из ничего;
б) человек благодаря сознанию может творить все, что ему вздумается;
в) благодаря сознанию человек познает мир и, опираясь на познанные законы, может изменять как природный, так и социальный мир, создавать такие предметы, которые до человека не существовали;
г) именно сознание человека оперирует абстракциями, которые «отвлечены» от действительности.

10. Каков объективный критерий истины с позиции диалектического материализма?
а) мнение большинства;
б) коллективное восприятие;
в) полезность;
г) общественно-историческая практика.

11. Определяющим фактором развития общества в концепции социал-дарвинизма рассматривается:
а) законы естественного отбора и борьба за существование;
б) уровень развития материального производства;
в) процесс эволюции;
г) божественное Провидение.

12. Термин «вторая» природа означает:
а) природу, сущность человека;
б) измененную в процессе человеческой деятельности окружающую среду;
в) биологические и минеральные ресурсы мирового океана;
г) внутренний, духовный мир человека.

13. Можно ли полностью согласиться с утверждением, что «человек создает себя сам. Он не сотворен изначально, он творит себя, выбирая мораль» (Ж.-П.Сартр)?
а) да, так человек сознательное существо, он всегда поступает в соответствии со своими целями, желаниями, стремлениями;
б) нет, так как человек действует в определенных объективных условиях, которые существенно влияют на направление и рамки его деятельности.

14. Какое определение наиболее полно выражает содержание производственных отношений? Это отношения:
а) между руководителями и исполнителями;
б) между работниками, выполняющими различные операции в процессе производства;
в) между работниками различных отраслей производства;
г) которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

15. Какое определение социальной революции наиболее полно отражает её сущность:
а) переход государственной власти от одной политической группы людей к другой;
б) коренные преобразования в экономике, политике, социальной сфере общества;
в) смена форм собственности;
г) смена типов философствования.

16. Выделите основные, на Ваш взгляд, черты современного этапа развития цивилизации:
а) тенденции глобализации;
б) тенденции регионального обособления;
в) ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития;
г) разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений.

Вариант IX

1. Кто автор известного изречения: «Человек есть мера всех вещей»?
а) Сократ;
б) Гераклит;
в) Аристотель;
г) Протагор.

2. Какое утверждение верно?
а) теология – учение о Боге;
б) теология – учение о природе;
в) теология – учение о состоянии отрешенности, достигаемом при жизни благодаря отказу от земных стремлений;
г) теология – учение о конце света.

3. Кто из философов Нового времени является основоположником эмпиризма?
а) Ф. Бэкон;
б) Р. Декарт;
в) Б. Спиноза;
г) Д. Юм.

4. К какому типу философствования принадлежит утверждение автора следующих строк: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»?
а) теоцентрическому (Ф. Аквинский);
б) космоцентрическому (Гераклит);
в) социоцентрическому (К. Маркс);
г) антропоцентрическому (Л. Фейербах).

5. Представителем русского экзистенциализма является:
а) Н. Федоров;
б) П. Флоренский;
в) Н. Бердяев;
г) Ф. Достоевский.

6. Понятие «пограничной ситуации» играет важную роль в философии:
а) структурализма;
б) герменевтики;
в) постмодернизма;
г) экзистенциализма.

7. Какие из перечисленных функций свойственны философии?
а) экономическая;
б) познавательная;
в) методологическая;
г) технологическая.

8. Что такое развитие?
а) количественное изменение тел, объектов;
б) изменение качества тел, вещей, предметов;
в) качественно необратимое, направленное изменение чего-либо;
г) любое изменение.

9. Есть ли сознание у животных?
а) да;
б) только у высокоразвитых животных (обезьян, дельфинов и т.п.);
в) нет, сознание свойство только человеческое;
г) сознание – это свойство всей живой материи.

10. Какое из следующих высказываний наиболее точно выражает марксистское понимание практики?
а) практика – это исключительно деятельность сознания, направленная на осмысление взаимоотношений человека и мира;
б) практика – это исключительно материальная деятельность человека по освоению и преобразованию природного мира;
в) практика – это деятельность человека по освоению и преобразованию природного и социального мира, в которой имеются и материальный, и духовный компоненты.

11. На каком этапе истории возникают классы?
а) в первобытном обществе;
б) в рабовладельческом обществе;
в) в феодальном обществе;
г) в капиталистическом обществе.

12. Сущность природы в Новое время определяется как:
а) природа – органическая часть гармоничного космоса, часто одушевленная;
б) природа – божественное творение, последнее звено в иерархии «Бог – человек – природа»;
в) природа – противостоящая человеку стихия, которую необходимо подчинить и использовать;
г) природа – безграничная Вселенная.

13. Что такое волюнтаризм?
а) учение о Боге;
б) учение, односторонне преувеличивающее роль субъективного фактора в деятельности людей;
в) учение о роли выдающейся личности;
г) учение о самосовершенствовании человека.

14. Что такое материальное производство?
а) производство материи;
б) преобразование человеком природных ресурсов и создание необходимых условий человеческого и социального бытия;
в) объективный, не зависимый от человека процесс преобразования мира;
г) ремесленное производство.

15. Кто из античных мыслителей выдвинул идеологию «мирового года» - 11-ти тысячелетнего цикла развития мировой цивилизации?
а) Пифагор;
б) Бэкон;
в) Зенон;
г) Платон.

16. Сущностью процесса глобализации является:
а) формирование единой мировой языковой среды;
б) информатизация и компьютеризация всех сфер человеческой жизни;
в) формирование связанной в единое целое сети мировой экономики и других сфер общественной жизни;
г) стремительный рост населения в отсталых странах.

Вариант X

1. Для определения «дао» в древнекитайской философии наиболее подходят следующие характеристики:
а) изменчивость, противоречивость, непознаваемость;
б) вечность, неизменность, непознаваемость;
в) божественность, абсолютность, непознаваемость;
г) материальность, доступность, познаваемость.

2. Кому из античных философов принадлежит высказывание: «Этот космосне создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим»?
а) Анаксагору;
б) Гераклиту;
в) Пифагору;
г) Аристотелю.

3. Кто из перечисленных философов не является средневековым философом?
а) П. Абеляр;
б) Августин Блаженный;
в) М. Аврелий;
г) Ф. Аквинский.

4. Кому принадлежит высказывание: «Мыслю, следовательно, существую?
а) Ф. Бэкону;
б) Р. Декарту;
в) Г. Гегелю;
г) И. Канту.

5. Кто из российских философов начал развивать учение «Всеединства»?
а) Г. Плеханов;
б) П. Флоренский;
в) А. Лосев;
г) Вл. Соловьев.

6. Какое из направлений современной западной философии является сциентистски ориентированным?
а) неокантианство;
б) экзистенциализм;
в) неопозитивизм;
г) философия фрейдизма.

7. Что такое объективный идеализм?
а) идеальное изучение объекта;
б) признание определяющей роли надмирового разума;
в) учение о Боге;
г) учение, отрицающее материю.

8. Какое из перечисленных свойств характеризует пространство?
а) одномерность;
б) бесконечность;
в) длительность;
г) протяженность.

9. Какая философская позиция выражена в стихотворении Ф.Тютчева:
«Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»?
а) скептицизм;
б) гилозоизм;
в) дуализм;
г) вульгарный материализм.

10. Какое понятие обозначает раздел философии, изучающий возможности познания, отношение знания к реальности, всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности?
а) метафизика;
б) гносеология;
в) диалектика;
г) онтология.

11. Как называли Ш. Фурье и Ф. Энгельс ступень в развитии человечества, следующую за варварством?
а) античность;
б) цивилизация;
в) индустриальное общество;
г) век металла.

12. Природа античной философской мыслью понималась как:
а) органичная часть Космоса, часто одушевленная;
б) божественное творение, последнее звено в иерархии «Бог-человек-природа»;
в) непознаваемая человеком материя;
г) противостоящая человеку стихия, которую необходимо подчинить и использовать.

13. Всякий ли человек является личностью, с точки зрения диалектико-материалистического понимания общества?
а) всякий, так как понятие личность употребляется для характеристики качеств, обретенных человеком в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, а не заданных природой;
б) нет, не всякий: личностью может быть только положительный человек, живущий ради целей общечеловеческого благоденствия.

14. Выделите главную производительную силу:
а) техника и технологии;
б) человек;
в) природные ресурсы;
г) системы коммуникаций.

15. Кто из античных мыслителей первым выдвинул идею направленности общественного развития:
а) Плутарх;
б) Гесиод;
в) Аристотель;
г) Платон.

16. Футурология – это наука о:
а) конце истории;
б) мистических способностях человека;
в) перспективах развития общества;
г) о социальных законах.

Вариант XI

1. Кто из перечисленных античных философов является объективным идеалистом?
а) Фалес;
б) Пифагор;
в) Демокрит;
г) Платон.

2. Определите истинное суждение:
а) реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, а не единичные предметы эмпирического мира;
б) реализм – учение, согласно которому реальны лишь единичные вещи, но не понятия о них;
в) реализм – это учение, основывающееся на опытном знании;
г) реализм – учение, отстаивающее реальное существование Бога.

3. Кто из перечисленных философов Нового времени является субъективным идеалистом?
а) Р. Декарт;
б) Дж. Беркли;
в) Г. Лейбниц;
г) Г. Гегель.

4. Какова формулировка категорического императива И. Канта?
а) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству»;
б) «Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, но понимать;
в) «Познай самого себя»;
г) «Бога бойся и заповеди соблюдай».

5. Русская философия возникает:
а) в X в.;
б) в XV в.;
в) в XVIII в.;
г) в XIX в.

6. Определите, кто из названных философов не является экзистенциалистом:
а) Ж.-П. Сартр;
б) М. Хайдеггер;
в) Г.-Г. Гадамер;
г) К. Ясперс.

7. В какой форме человек осознавал окружающий мир и свою собственную жизнь до возникновения философии?
а) в мифологической;
б) в научной;
в) в религиозной;
г) в поэтической.

8. Что такое материя с позиции диалектического материализма?
а) элементарные частицы и атомы;
б) относительно противостоящая обществу естественная среда;
в) философское понятие для обозначения объективной реальности, отражаемой нашими ощущениями и сознанием;
г) вещество и поле.

9. Что является субстратом сознания?
а) тело человека;
б) мысли человека;
в) мозг человека;
г) нейрофизиологические процессы.

10. Интуиция – это:
а) постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства;
б) предвидение, ясновидение;
в) способ мышления, свойственный архаическим обществам;
г) это божественное откровение.

11. Что такое социальные закономерности?
а) законы, не зависимые от субъективной деятельности человека, но зависимые от «надчеловеческих факторов», например природных или божественных;
б) законы, созданные людьми для организации и регулирования общественных отношений;
в) законы, не зависимые от воли каждого отдельного человека, а объективно проявляющиеся с совокупной общественной и исторической деятельности;
г) законы материального производства.

12. Расположите основные типы взаимодействия общества и природы в хронологическом порядке:
а) аграрный;
б) присваивающий;
в) индустриальный;
г) постиндустриальный.

13. Какая мировоззренческая позиция в понимании свободы и необходимости выражена в следующей мысли:
«Катится, катится жизнь колесницей фатальной.
Мы пассажиры на данном отрезке пути.
Кучер – судьба колесницею той управляет»?
а) волюнтаризм;
б) фатализм;
в) панпсихизм;
г) дуализм.

14. Что не является результатом духовного производства?
а) знания;
б) средства существования человека;
в) духовные ценности;
г) произведения искусства.

15. Какова сущность цивилизационных основ общества?
а) единство материальных, политических и духовных основ общества;
б) материально-техническая «оснастка» общества;
в) высокий уровень образованности населения;
г) наличие гражданского общества.

16. Выделите причинно-следственную связь, фиксирующую современную экологическую ситуацию:
а) экономический прогресс – экологический прогресс;
б) экономический прогресс – экологический регресс;
в) экономический регресс – экологический регресс.

Вариант XII

1. Кто из античных философов разработал атомистическое учение?
а) Анаксимандр;
б) Гераклит;
в) Демокрит;
г) Аристотель.

2. Какой спор возник в рамках средневековой схоластики?
а) между материализмом и идеализмом;
б) между схоластикой и патристикой;
в) между философией и теологией;
г) между номинализмом и реализмом.

3. Каковы основные черты философии Возрождения?
а) гуманизм, пантеизм;
б) гуманизм, идеализм;
в) социоцентризм, волюнтаризм;
г) космологизм, материализм.

4. Какая из характеристик не относится к философии Гегеля?
а) идеализм;
б) натурализм;
в) рационализм;
г) панлогизм.

5. Кто из перечисленных философов является представителем волюнтаризма?
а) Р. Декарт;
б) Б. Спиноза;
в) А. Шопенгауэр;
г) Г. Лейбниц.

6. Представители какого направления русской философии XIX в. считали, что единственным возможным вариантом развития России является путь западноевропейской цивилизации?
а) славянофилы;
б) западники;
в) народники;
г) марксисты.

7. Какое из следующих определений является правильным сточки зрения философии?
а) материализм – раздел философии, в котором рассматриваются проблемы бытия;
б) материализм – это практический взгляд на вещи, отказ от пустых мечтаний, фантазий;
в) материализм – это философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания;
г) материализм – это учение о возможности познания мира.

8. Какая характеристика, с позиции диалектического материализма, является общей для пространства и времени как форм бытия?
а) объективность;
б) абсолютность;
в) одномерность;
г) необратимость.

9. С точки зрения диалектического материализма, сознание есть результат:
а) Божественного откровения;
б) совместной трудовой деятельности людей и связанного с ней общения;
в) биологической эволюции;
г) космического влияния.

10. Какова направленность логического следования в дедуктивном методе мышления?
а) рассуждение ведется от общего к общему;
б) рассуждение ведется общего к частному;
в) рассуждение ведется от частного к общему;
г) рассуждение ведется от частного к частному.

11. Когда в истории философской мысли происходит концептуальное оформление представлений об обществе, т.е. формируется социальная философия?
а) V–VI вв. до н.э.;
б) XI–XII вв. н.э.;
в) XVII–XVIII вв. н.э.;
г) XIX – XX вв.

12. Что понимается под природой в средневековой философии?
а) природа – часть гармоничного Космоса, часто одушевленная;
б) природа – Божественное творение, последнее звено в иерархии «Бог-человек-природа»;
в) природа – противостоящая человеку стихия, которую необходимо подчинить и использовать;
г) природа – телесная сущность человека.

13. Как характеризовал сущность человека К. Маркс?
а) сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений;
б) человек - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам;
в) бог нас создал для того, чтобы Вселенной предъявить свое величие, силу, славу и премудрость;
г) человек – образ и подобие бога.

14. Выделите наиболее полное определение духовных потребностей:
а) это потребности красиво одеваться, иметь красивые вещи;
б) потребности в создании и освоении духовных ценностей, нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного;
в) потребности в религиозных ценностях, вере в Бога, в спасении;
г) потребность в духовном совершенствовании человека.

15. Что в марксизме понимается под надстройкой общества?
а) система идеологических отношений в единстве с общественным сознанием, политическими и юридическими институтами;
б) только духовная культура общества;
в) госаппарат и политические партии;
г) социальные слои, группы, кланы и системы отношений между ними.

16. Выделите, в чем заключается специфика современных экологических проблем:
а) глобальность;
б) угроза жизни человека;
в) необратимость отрицательных изменений в природе;
д) региональная специфика.

Вариант XIII

1. Что считали целью человеческой жизни Эпикур и его последователи эпикурейцы?
а) постижение Бога;
б) познание самого себя;
в) удовольствие и наслаждение;
г) выполнение общественного долга.

2. Какой путь получения знаний является приемлемым для средневековой философии?
а) эмпирическая индукция;
б) рационалистическая дедукция;
в) божественное откровение;
г) герменевтическое понимание.

3. Кто из натурфилософов эпохи Возрождения высказал следующую мысль: «Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности, он никогда не станет равен кругу, даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности»?
а) Н. Кузанский;
б) Н. Коперник;
в) Дж. Бруно;
г) Г. Галилей.

4. Какое понятие является исходным в философской системе И. Фихте?
а) природа;
б) время;
в) Я;
г) разум.

5. Как характеризовал сущность человека К. Маркс?
а) как совокупность «всех общественных отношений»;
б) как «произведение природы»;
в) как образ и подобие Бога;
г) как неповторимую индивидуальность.

6. Представители какого направления в русской философии XIX в. абсолютизировали роль православия, монархии и крестьянской общины в русской истории?
а) славянофильство;
б) западничество;
в) метафизика Всеединства;
г) космизм.

7. Какая из указанных черт не свойственна философскому мировоззрению?
а) рациональность;
б) системность;
в) образность;
г) концептуальность.

8. Что означает философское понятие атрибут?
а) основа процесса;
б) причина;
в) неотъемлемое свойство субстанции;
г) это любое свойство вещи.

9. Выделите основные свойства человеческого сознания:
а) социальность;
б) творческий характер;
в) материальность;
г) способность обобщать.

10. Какое понятие обозначает философскую науку, изучающую законы правильного мышления человека?
а) этика;
б) логика;
в) гносеология;
г) онтология.

11. С точки зрения организационного подхода, общество определяется как:
а) коллектив людей;
б) совокупность материальных и духовных общественных отношений;
в) институциональная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами;
г) добровольное объединение людей по каким-либо интересам.

12. Сущностными особенностями современных экологических проблем являются:
а) глобальность;
б) узко региональная специфика;
в) необратимость некоторых отрицательных изменений;
г) возможность тотальной природной саморегуляции, преодоления негативных последствий деятельности человека.

13. Какая философская позиция в понимании человека выражена автором: «Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может – даже в мысли – выйти из природы» (П. Гольбах)?
а) материалистическая;
б) теологическая;
в) объективно-идеалистическая;
г) субъективно-идеалистическая.

14. Каков главный критерий общественного прогресса в материалистически ориентированных концепциях?
а) состояние материальных производительных сил и производственных отношений;
б) уровень борьбы с преступностью и коррупцией;
в) степень свободной самореализации человека, неотрывной от его социальной ответственности;
г) развитие духовной культуры.

15. Что означает в переводе термин «экономика»?
а) рачительное хозяйствование;
б) ведение домашнего хозяйства;
в) производство материальных благ;
г) финансовое обеспечение производства.

16. Диалектический материализм определяет диалектику как науку:
а) об общих законах развития природы, общества и мышления;
б) об условиях возникновения и разрешения антиномий;
в) о методах разрешения социальных противоречий;
г) о принципах проведения диалогов.

Вариант XIV

1. Кто из перечисленных философов относится к эпохе Античности?
а) Гольбах, Дидро, Гельвеций;
б) Сартр, Камю, Ясперс;
в) Демокрит, Эпикур, Сократ;
г) Бэкон, Декарт, Спиноза.

2. Какой смысл заключен в теории «двух истин» средневекового философа Оккама?
а) природа и общество развивается по своим (не совпадающим) законам;
б) душа и тело человека являются самостоятельными субстанциями;
в) философия и теология должны иметь различные цели и содержание;
г) разум и чувства человека являются источником его противоречивой сущности;

3. Кто из перечисленных мыслителей являются гуманистами эпохи Возрождения?
а) Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно;
б) Л. Альберти, Л. Вала, П. делла Мирандола;
в) Джотто, С.Боттичелли, Рафаэль;
г) Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла.

4. Каким понятием характеризуется процесс растворения индивидуального сознания в коллективном сознании, объединение множества верующих в «любви и истине» у русских славянофилов XIX в.?
а) нирвана;
б) соборность;
в) божественное откровение;
г) солидарность.

5. Кого из перечисленных мыслителей нельзя отнести к основоположникам позитивизма?
а) О. Конта;
б) Дж. С. Милля;
в) Г. Спенсера;
г) А. Шопенгауэра.

6. Кто из перечисленных мыслителей не является представителем экзистенциализма?
а) Ж-П. Сартр;
б) А. Камю;
в) К. Ясперс;
г) К. Поппер.

7. Что такое гносеология?
а) теория познания;
б) учение о ценностях;
в) учение о прекрасном;
г) учение о бытии.

8. Выделите основные виды неорганической материи:
а) вещество;
б) микроорганизмы;
в) поле;
г) растения.

9. Выделите из ниже перечисленного искусственные языки:
а) язык мимики и жестов;
б) английский язык;
в) язык программирования;
г) язык математики.

10. Что такое метафизика как способ мышления?
а) философское осмысление физики;
б) философское учение, отрицающее бесконечность развития;
в) учение, признающее источником развития противоречивость мира;
г) философский метод, отрицающий всеобщую связь и противоречивость развития.

11. С точки зрения субъектного подхода, общество определяется как:
а) самодеятельный коллектив людей;
б) процесс коллективного бытия людей;
в) институциональная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами;
г) сельская община.

12. В чем суть географического детерминизма?
а) в признании природной среды необходимым условием жизни людей;
б) в утверждении, что географическая среда может ускорять или замедлять процесс развития общества;
в) в положении, что географическая среда играет определяющую для политического, социального строя общества, культуры, экономики, нравственности и т.д. роль;
г) в признании генетической связи между обществом и природой.

13. Укажите основные сферы общественной жизни:
а) экономика;
б) искусство;
в) экология;
г) политика.

14. Когда наука становится непосредственной производительной силой общества?
а) когда складывается система разделения труда;
б) в эпоху промышленной революции;
в) в эпоху научно-технической революции;
г) с появлением классов.

15. Что такое субъективный фактор в общественном развитии?
а) человек;
б) социальные группы;
в) технико-технологические отношения;
г) интеллектуальные, морально-психологические и организаторские свойства практически действующего субъекта.

16. Понятие «однополюсной мир» характеризует:
а) особенности электромагнитного поля земли;
б) неуравновешенность сложившейся системы международных отношений;
в) однопартийную политическую систему в СССР;
г) экономическую зависимость слаборазвитых стран от экономически сильных стран.

Вариант XV

1. Что понималось под материей в ранней античной философии?
а) та или иная природная стихия или атомы;
б) материальная субстанция;
в) одушевленное начало;
г) абстрактная категория, существующая лишь в сознании человека.

2. Какой принцип содержится в высказывании Ф. Аквинского: «Философские истины не могут быть противоположны истинам веры?»
а) зависимость разума от веры;
б) зависимость веры от разума;
в) дуализм души и тела;
г) теоцентризм.

3. Кто из перечисленных философов Нового времени развивал учение об «идолах разума»?
а) Ф. Бэкон;
б) Р. Декарт;
в) Т. Гоббс;
г) Дж. Локк.

4. Какие периоды можно выделить в творчестве И. Канта?
а) метафизический и диалектический;
б) идеалистический и метафизический;
в) докритический и критический;
г) онтологический и гносеологический.

5. Какое из перечисленных направлений не имеет отношения к русской философии XIX в.?
а) славянофильство;
б) западничество;
в) герменевтика;
г) позитивизм.

6. Какое понятие является центральным для философской аксиологии?
а) ценности;
б) человек;
в) разум;
г) эволюция.

7. Какое из перечисленных ниже понятий является наиболее общим (т.е. включает в себя в себе все остальные)?
а) мировоззрение;
б) материализм;
в) философия;
г) механистический материализм.

8. Что такое движение с точки зрения диалектического материализма?
а) перемещение тел в пространстве;
б) изменение наших ощущений и представлений;
в) всякое изменение вообще;
г) развитие.

9. Какие из указанных ниже языков являются естественными?
а) язык мимики и жестов;
б) английский язык;
в) язык программирования;
г) математика.

10. Какое из определений диалектики соответствует диалектико-материалистическому пониманию мира?
а) это учение об эволюции природы;
б) это искусство спора, полемики;
в) это философский метод, учитывающий всеобщую связь и противоречивость развития вещей, явлений, процессов и т.д.
г) это учение об эволюции человека.

11. Что является определяющим фактором развития общества с точки зрения теологических концепций?
а) географические условия, особенности климата;
б) уровень развития материального производства;
в) прогресс человеческого разума;
г) божественное Провидение.

12. В чем основное отличие природы от общества?
а) природа возникла раньше;
б) природа не есть продукт человеческой деятельности, она не зависит от человека и может существовать без него;
в) природа конечна, она может погибнуть, тогда как общество, даже видоизменившись, будет существовать;
г) только в природе действуют объективные законы.

13. Что такое индивидуализация с точки зрения философии?
а) обособление человека от общества, потеря интереса к политической, экономической и другим сторонам общественной жизни;
б) самовыражение личности в активной деятельности;
в) противопоставление индивида коллективу;
г) приобретение индивидом неповторимых качеств личности, формирование индивидуальности.

14. Что означает термин «производительные силы»?
а) способности и возможности людей, занятых в производстве материальных благ и услуг;
б) орудия труда, технологии, компьютерные программы и т.п., используемые в производстве материальных благ и услуг;
в) единство субъектных, вещественно-технических и научных факторов материального производства;
г) мускульная сила человека.

15. Что такое культ личности?
а) справедливое признание больших заслуг руководителя перед обществом;
б) подчеркивание высокого уровня духовной культуры руководящей личности;
в) слепое преклонение перед авторитетом какого-либо деятеля, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация исторической личности;
г) обожествление правителя.

16. Что означает понятие «нелинейности» социально-исторического развития?
а) разнонаправленность и неравномерность социальных изменений;
б) бессмысленность истории как глобального процесса;
в) отрицание объективных законов развития;
г) признание автономности и уникальности локальных культур и обществ.

Вариант XVI

1. С какими двумя именами в античной философии связывают возникновение двух философских направлений –материализма и идеализма?
а) Фалеса и Сократа;
б) Демокрита и Платона;
в) Аристотеля и Платона;
г) Эпикура и Гераклита.

2. Какие этапы выделяют в развитии средневековой философии?
а) патристика и схоластика;
б) классический и эллинистический;
в) ранний и поздний;
г) донаучный и научный.

3. Какая трактовка сущности человека не характерна для просветителей XVIII?
а) человек по своей природе добр;
б) человек по своей природе зол;
в) человек по своей природе божественен;
г) человек по своей природе глуп.

4. Какое положение соответствует взглядам И. Канта на пространство и время?
а) они существуют независимо от нашего сознания;
б) это врожденные, априорные (доопытные) формы чувственного восприятия;
в) пространство и время существуют только в божественном разуме;
г) это самостоятельные сущности, не связанные с материальными объектами.

5. Кто из перечисленных русских философов не принадлежит к религиозному направлению?
а) Л. Толстой;
б) Вл. Соловьев;
в) П. Флоренский;
г) А. Герцен.

6. Какое из направлений современной западной философии исследует теорию и практику истолкования, понимания и интерпретации языковых форм?
а) неопозитивизм;
б) экзистенциализм;
в) герменевтика;
г) структурализм.

7. Какой вопрос приобрел статус основного вопроса философии?
а) о происхождении мира;
б) об отношении мышления к бытию;
в) о смысле жизни человека;
г) о познании мира.

8. Как называется раздел философии, изучающий природу бытия, закономерности существования и развития мира?
а) антропология;
б) онтология;
в) аксиология;
г) гносеология.

9. Выделите основные функции языка:
а) эстетическая;
б) технологическая;
в) коммуникативная;
г) познавательная.

10. Какое понятие обозначает раздел философии, изучающий природу познания, его возможности, отношение знания к реальности, всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности?
а) метафизика;
б) диалектика;
в) гносеология;
г) онтология.

11. Что является предметом социальной философии?
а) общественная жизнь во всех ее проявлениях;
б) общество как целостная система во взаимодействии всех ее структурных элементов и наиболее общие законы его развития;
в) взаимодействие общества и природы;
г) взаимодействие личности и общества.

12. Термин «экологические проблемы» означает:
а) проблемы, связанные с религиозными конфликтами;
б) проблемы, возникающие в результате загрязнения окружающей среды деятельностью человека;
в) проблемы, связанные с экономическим неравенством стран;
г) проблемы, связанные с естественными изменениями в ходе эволюции природы.

13. Социализация – это процесс:
а) усвоения человеком определенной системы знаний, ценностей, норм, идеалов общества, к которому он принадлежит;
б) развития и совершенствования общественных отношений, формирования новых социальных институтов;
в) самосовершенствования, саморазвития;
г) формирования новых социальных общностей.

14. Укажите главный элемент общественного производства:
а) человек;
б) наука;
в) техника;
г) организация труда.

15. В какой период наука становится ресурсом экономики:
а) когда складывается система разделения труда;
б) в эпоху промышленной революции;
в) в эпоху научно-технической революции;
г) когда возникают классы.

16. Почему опасен бесконтрольный рост населения Земли:
а) осталось мало незанятых человеком территорий;
б) биосфера Земли может не справиться с растущими потребностями ее жителей;
в) Земля «тяжелеет» и может сойти со своей орбиты;
г) совершенно неопасен, так как население Земли неуклонно сокращается.


Вариант XVII

1. Кто из перечисленных античных философов не является представителем милетской школы?
а) Гераклит;
б) Фалес;
в) Анаксимандр;
г) Анаксимен.

2. Какое понятие выражает одну из идей средневековой философии, согласно которой всеми мировыми событиями непрерывно управляет Бог?
а) креационизм;
б) теоцентризм;
в) персонализм;
г) провиденциализм;

3. Кто из перечисленных философов Нового времени заложил основу субъективного идеализма?
а) Ф. Бэкон;
б) Т. Гоббс;
в) Д.Юм;
г) Дж. Беркли.

4. В чем состоит противоречие между системой и методом в философии Гегеля:
а) в том, что Гегель считал свою философию высшей ступенью познания Абсолютной идеи;
б) в том, что в философской системе Гегеля содержится мысль о начале и конце развития Абсолютной идеи, что не согласуется с его диалектической идеей бесконечности развития;
в) в том, что в своей философии истории Гегель дал непосредственную оценку некоторым народам;
г) в том, что диалектика Гегеля была идеалистической, а философская система материалистической.

5. Кто из перечисленных русских философов XIX–XX вв. является материалистом?
а) Н.Г. Чернышевский;
б) А.С. Хомяков;
в) В.С. Соловьев;
г) Н.А. Бердяев.

6. Какой подход в понимании «жизни» характерен для представителей «философии жизни»?
а) натуралистический;
б) идеалистический;
в) религиозный;
г) социологический.

7. Что такое логика как раздел философии?
а) способ человеческого мышления;
б) наука о законах человеческого мышления;
в) теория познания;
г) тип философствования.

8. Чем отличается философское понимание материи от естественнонаучных представлений о ней?
а) философия дает обобщенное понимание материи, отвлекаясь от ее контренных видов, структурных уровней и свойств;
б) философия изучает конкретные виды, структурные уровни и свойства материи;
в) философия изучает законы изменения материальных систем;
г) философия изучает всё конкретное многообразие мира.

9. Выделите основные структурные элементы сознания:
а) интеллект;
б) бессознательное;
в) эмоции;
г) самосознание.

10. Выделите основные формы рационального познания:
а) суждение;
б) восприятие;
в) понятие;
г) умозаключение.

11. С точки зрения деятельностного подхода, общество определяется как:
а) коллектив людей;
б) процесс коллективного бытия людей;
в) институциональная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами;
г) добровольное объединение людей по каким-либо интересам.

12. Выберите из перечисленных экологические проблемы:
а) эрозия почв;
б) накопление оружия массового уничтожения;
в) исчезновение видов растений и животных;
г) загрязнение морей и океанов.

13. Выделите основные факторы социализации личности:
а) язык и духовная культура;
б) природа;
в) общественные отношения;
г) историческое своеобразие эпохи.

14. Выделите основные, на Ваш взгляд, особенности развития материального производства сегодня:
а) интеллектуализация;
б) низкая эффективность;
в) компьютеризация;
г) информатизация.

15. Что такое футурология?
а) наука о перспективах общественного развития;
б) учение о конце истории;
в) учение о мистических особенностях человека;
г) представление о божественном провидении.

16. Сферой общественной жизни, связанной с производством и распределением материальных благ, является:
а) экономическая;
б) политическая;
в) социальная;
г) духовная.

Вариант XVIII

1. Кто из древнегреческих философов был учеником Платона и воспитателем А. Македонского?
а) Сократ;
б) Демокрит;
в) Аристотель;
г) Эпикур.

2. Какое из понятий выражает идею средневековой философии о том, что человек является образом и подобием Бога?
а) теоцентризм;
б) креационизм;
в) провиденциализм;
г) персонализм.

3. Какая социально-философская позиция выражена в знаменитом высказывании Мишеля Монтеня: «Души императоров и сапожников скроены по одному и тому же образцу»?
а) идея естественного равенства людей;
б) идея божественного происхождения человека;
в) идея социального неравенства людей;
г) идея переселения душ.

4. Кто из мыслителей Нового времени сформулировал основные вопросы человеческого существования: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
а) Г. Фихте;
б) И. Шеллинг;
в) И. Кант;
г) Г. Гегель.

5. Кто из названных мыслителей являлся «первым русским марксистом»?
а) Г.В. Плеханов;
б) В.И. Ленин;
в) Н.Г. Чернышевский;
г) А.И. Герцен.

6. Какой элемент психики является определяющим в понимании сущности человека, с точки зрения З. Фрейда?
а) бессознательное Оно;
б) рациональное Я;
в) контролирующее Сверх-Я;
г) коллективное бессознательное.

7. Какой ряд понятий выражает последовательную смену исторических типов мировоззрения?
а) философия-религия-миф;
б) миф-религия-философия;
в) религия-философия-миф;
г) миф-наука-философия.

8. Какое понятие из перечисленных ниже является самым ёмким по своему содержанию?
а) общественное бытие;
б) социальная реальность;
в) бытие;
г) материальное бытие.

9. Что такое сознание с точки зрения гилозоизма?
а) продукт социально-исторической деятельности людей;
б) биологическое свойство любого индивида;
в) свойство всей материи, в том числе и неодушевленной;
г) высшая форма отражения.

10. Относительная истина – это:
а) знание об относительности всего происходящего;
б) неполное, незавершенное знание;
в) знание, имеющее множество смыслов;
г) результат соглашения между учеными.

11. Что является определяющим фактором развития общества в концепции исторического материализма?
а) географические условия, особенности климата;
б) уровень развития материального производства;
в) процесс эволюции;
г) божественное Провидение.

12. Воспитание экологического мышления включает в себя:
а) совершенствование правовой системы;
б) воспитание личной ответственности каждого за бережное отношение к природе;
в) создание безотходных технологий;
г) поиск новых источников энергии.

13. Выделите из перечисленного группу этический категорий:
а) прекрасное, изящное, грациозное;
б) благо, добро, мораль;
в) партия, политика, власть;
г) производство, рынок, потребности.

14. В чем заключается сущность процесса информатизации экономики:
а) в превращении информации в ресурс развития экономики и управление ею с помощью средств информатики;
б) в превращении средств масс-медиа в значимую общественную силу, влияющую на общественное развитие;
в) в научном прогрессе;
г) в вытеснении информационными системами экономической роли человека.

15. Проблемы источников и движущих сил истории, направленности социально-исторического развития изучает:
а) экономика;
б) социальная философия;
в) гносеология;
г) социальная психология.

16. Ученые-материалисты считают невозможным:
а) принципиально ненаблюдаемое в научном эксперименте;
б) события, противоречащие известным законам природы;
в) события, причины которых пока не установлены;
г) сверхъестественную детерминацию.

Вариант XIX

1. К какому этапу развития античной культуры относится существование эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма?
а) гомеровскому;
б) архаическому;
в) классическому;
г) эллинистическому.

2. Какое из определений является правильным?
а) эсхатологизм – это представление о постоянной и необходимой связи человека с Богом;
б) эсхатологизм – это учение о конце света;
в) эсхатологизм – это учение о боговоплощении;
г) эсхатологизм – это учение о том, что человек является образом и подобием Бога.

3. Какие два метода познания сформировались в западноевропейской философии XVII века?
а) диалектика и метафизика;
б) формальная и диалектическая логика;
в) историзм и рационализм;
г) эмпиризм и рационализм.

4. Какому из немецких философов принадлежит мысль:
«Есть две вещи, приводящие меня в восторг – звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас»?
а) И. Канту;
б) И. Фихте;
в) Г. Гегелю;
г) К. Марксу.

5. Какая из ниже перечисленных проблем была наиболее важной в русской философии XIX в.?
а) проблема познаваемости мира;
б) проблема атомизма;
в) проблема своеобразия России;
г) проблема просвещения народа.

6. Для какого философского направления XX в. категория «понимания» является центральной?
а) экзистенциализма;
б) герменевтики;
в) структурализма;
г) аналитической философии.

7. Что такое субъективный идеализм?
а) учение о субъективной диалектике;
б) учение о непознаваемости мира;
в) учение о первичности сознания субъекта;
г) учение, абсолютизирующее роль разума в познании.

8. Кто были первыми философами-атомистами:
а) Ф. Бэкон, Р. Декарт;
б) Г.В.Ф. Гегель, И. Кант;
в) Левкипп, Демокрит;
г) Сократ, Платон.

9. Что такое бессознательное (выделите наиболее полное определение)?
а) информация, которую человек забывает, потому что не пользуется ею в повседневной жизни;
б) процессы, явления и состояния психики, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им;
в) понятия, суждения, умозаключения, память, воля;
г) чувства, ощущения, восприятие.

10. Какова направленность логического следования в индуктивном методе мышления?
а) рассуждение ведется от общего к общему;
б) рассуждение ведется от общего к частному;
в) рассуждение ведется от частного к общему;
г) рассуждение ведется от частного к частному.

11. Выделите основные структурные компоненты общественных отношений:
а) повод, по которому они складываются;
б) национальные особенности общества;
в) субъекты-носители, которые воспроизводят общественные отношения;
г) формы социальной предметности, в которых общественные отношения объективизируются.

12. Какое из определений соответствует диалектико-материалистическому пониманию мира?
а) диалектика - это учение об эволюции природы;
б) диалектика - это искусство спора, полемики;
в) диалектика - это философский метод, учитывающий всеобщую связь и противоречивость в развитии вещей и явлений;
г) диалектика - это учение об эволюции человека.

13. Какое из определений наиболее точно выражает сущность духовности как философского понятия?
а) жизнь в соответствии с религиозными заповедями;
б) образованность и воспитанность человека;
в) преобладание нравственных целей над утилитарными;
г) свойство личности, выраженное в стремлении к совершенствованию себя и окружающего мира на принципах добра, истины, красоты и справедливости.

14. К особенностям научного знания относится:
а) сложный характер изложения;
б) соответствие цели и средств;
в) очевидность для каждого;
г) обоснованность и проверяемость.

15. Расположите в хронологическом порядке следующие этапы в развитии общества:
а) индустриальное;
б) архаическое;
в) информационное;
г) традиционное.

16. Философская категория развития обозначает:
а) необратимый направленный процесс изменений;
б) переход от простого к сложному;
в) переход от старого к новому;
г) процесс, характеризующийся преобладанием объективных негативных изменений над позитивными.


Вариант XX

1. У кого из античных философов познание определяется как припоминание?
а) Гераклит;
б) Демокрит;
в) Аристотель;
г) Платон.

2. Какая черта не характерна для средневековой философии?
а) теоцентризм;
б) креационизм;
в) провиденциализм;
г) пантеизм.

3. Кто из философов XVII–XVIII вв. разработал учение о множественности субстанций - монад?
а) Ф. Бэкон;
б) Б. Спиноза;
в) Г. Лейбниц;
г) Р. Декарт.

4. Кто из представителей немецкой классической философии рассматривал любовь в качестве сущностно-определяющей характеристики человека?
а) И. Кант;
б) Г. Гегель;
в) Ф. Шеллинг;
г) Л. Фейербах.

5. В каком из направлений русской философии XIX–XX вв. решается проблема единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности?
а) философия Всеединства;
б) космизм;
в) экзистенциализм;
г) религиозная философия.

6. Для какого из направлений современной западной философии проблема научного познания не является характерной?
а) логический позитивизм;
б) концепция научных революций;
в) лингвистический позитивизм;
г) «философия жизни».

7. Синкретизм является сущностной характеристикой:
а) мифологии;
б) религии;
в) философии;
г) науки.

8. Что означает термин «общественное бытие» в философии марксизма?
а) это вся социальная реальность;
б) это единство материальной и духовной сторон общества;
в) это материальные отношения людей к природе и друг другу, существующие независимо от общественного сознания;
г) это устойчивые, необходимые социальные связи между индивидами и социальными группами.

9. Субстратом сознания является:
а) мозг;
б) человек;
в) общество;
г) Бог.

10. В чем полнее выражен смысл материалистического сенсуализма?
а) в отрицании значения абстрактного мышления;
б) в отрицании объективного характера ощущений;
в) в абсолютизации роли чувственного познания, в стремлении вывести все содержание познания из деятельности органов чувств;
г) в трактовке ощущений как субъективного образа объективного мира.

11. Выделите философское определение общества?
а) общество – форма жизнедеятельности людей;
б) общество – социальное окружение человека;
в) общество – система объективных социальных отношений, которая существует в исторически определенных формах и складывается в процессе совместной практической деятельности людей;
г) общество – добровольное объединение людей по каким-либо интересам.

12. Что такое культура?
а) вежливость, интеллигентность, манера поведения;
б) определенный уровень цивилизации;
в) духовная жизнь общества;
г) совокупность материальных и духовных ценностей.

13. Какое определение свободы соответствует диалектико-материалистической трактовке?
а) свобода заключается в возможности человека поступать так, как ему хочется;
б) свобода есть возможность выбирать и способность принимать решения «со знанием дела»;
в) свобода заключается в освобождении человека от страха и зависимости;
г) свобода есть познанная необходимость.

14. Что такое практика с позиции диалектического материализма?
а) осознанная, целенаправленная, предметно-материальная деятельность людей по преобразованию природной и социальной реальности, имеющая общественно значимый характер;
б) любой акт человеческой деятельности;
в) материально-производственная деятельность;
г) эксперимент в научном познании, лабораторные и семинарские занятии в процессе образования.

15. Что изучает философия истории?
а) конкретные исторические события;
б) источники, движущие силы и направленность социально-исторического развития;
в) особенности истории той или иной страны;
г) историю философских учений.

16. Что относится к объективным факторам исторического процесса?
а) состояние природной среды;
б) законодательные акты;
в) уровень экономического развития общества;
г) социальные законы.






Заголовок 8 Заголовок 915

Приложенные файлы

  • doc 26713651
    Размер файла: 285 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий