Танцевальные жанры Средневековья


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

ТанцевальныежанрыСредневековья. Сейчас прозвучит французская песня «Domino», написанная в 13 веке. Роль эпохи средневековья в развитии танца и танцевальной музыки довольно неоднозначна. С одной стороны, в Европе и на Руси христианская мораль не признавала танца — христианство видело в них форму выражения низменных сторон человеческой натуры, «бесовское наваждение». Средневековая идеология исходила из представлений о бренности жизни, о тщете помыслов и дел человека. Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в их числе пляски. Звучит придворный австрийский танец 13 века. С другой стороны, танец, несмотря на запреты, продолжал жить как в народе, так и в аристократических кругах; он бытовал повсюду в формах национального фольклора, проникал и в саму церковь. Гонения не достигали цели, поэтому, учитывая любовь народа к зрелищам, средневековая церковь с XI века начала вводить в молебствия картинные процессии, даже церемониальные танцы, исполняемые церковным хором. Огромное воздействие на эволюцию танцевальной музыки оказало искусство трубадуров, труверов, менестрелей, скоморохов. Одни сами исполняли свои сочинения, другие предоставляли это бродячим труппам менестрелей и жонглеров. Эти средневековые бродячие актеры, будучи универсальными профессионалами своего времени, играли большую роль в распространении танцев, странствуя от поместья к поместью, от деревни к деревне. Они разыгрывали диалоги, пели, играли на различных инструментах, а также танцевали, выделывали фокусы и акробатические трюки перед своими знатными покровителями или простолюдинами. В это время все острее начинает ощущаться разделение между танцами простого народа и танцами аристократии. При дворах королей и феодалов периодически устраивались военные состязания, рыцарские турниры, победителей которых прославляли в песнях и стихах. Каждый такой турнир заканчивался балом.Придворные танцы в большинстве своем представляли собой переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета народные пляски. Попадая в дворцовые залы, они приобретали подчеркнутую сдержанность, величавость, замедленность. Такие променадные танцы-шествия носили торжественный характер и технически были несложными. Во многом это объяснялось сложным покроем тяжелых нарядов знати — в них можно было делать изысканные медлительные реверансы, но не прыгать. Смысл танца заключался в том, что собравшиеся на пир гости, проходя в своих лучших нарядах перед хозяином, демонстрировали себя и богатство своих костюмов. Самые ранние сведения о европейских танцах различных типов относятся к позднему средневековью — в источниках упоминаются карола, дукция, эстампи, сальтарелло, мореска. Именно в это время зарождается традиция объединения танцев в пары: за медленным, торжественным танцем (часто в 2-дольном размере) шел быстрый, веселый танец (в 3-дольном размере). Именно этот принцип лег в дальнейшем в основу старинной танцевальной сюиты, окончательно сформировавшейся в XVII веке. КАРОЛА (также кароль) — западноевропейский, преимущественно французский придворный хороводный танец или танец-шествие XII—XIII веков. Многочисленные упоминания о кароле можно встретить в эпосе и в лирике, в песенных текстах и хрониках, в проповедях и рыцарских романах XII—XIV веков. Карола всегда сопровождалась пением — впереди танцующих шел запевала, припев исполняли все участники. Ритм танца был то плавным и медленным, то ускорялся и переходил в бег. ИЗОБРАЖЕНИЯ КАРОЛЫ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ЭСТАМПИ (фр., исп. — эстампида — «звучать», «шуметь», «топать») — одна из важнейших форм западноевропейской инструментальной, преимущественно танцевальной музыки XIII—XIV веков, которая берет свое начало от песен трубадуров, известных еще в XII веке. Обычно состоял из 6—7 разделов, каждый из которых исполнялся дважды с разными окончаниями. Движения этого парного танца представляли собой плавные, скользящие шаги вперед и назад. В некоторых разновидностях шаги чередовались с небольшими прыжками и подскоками. Всего сохранилось около 20 образцов эстампи. Наиболее известные из них — «Жалоба Тристана» и «Начало мая» («Kalenda maya», XIII век). ДУКЦИЯ (от лат. ducere — «вести») — термин, для обозначения: быстрой и легкой танцевальной песни, исполняемой юношами и девушкамиинструментального танца, по форме близкого эстампи, но отличающегося от него количеством разделов (обычно — 3). САЛЬТАРЕЛЛО (от итальянского saltare — прыгать) — родовое наименование умеренно-быстрых итальянских танцев с прыжками. Причем, в каждой области Италии сальтарелло исполняли по-своему. Музыкальной особенностью сальтарелло является нерегулярный метр — чередование тактов на 6/8 и 3/4. Самые ранние сохранившиеся образцы относятся к концу XIV или началу XV века. Сальтарелло описывался как оживленный танец из семейства бас-данс, в которое входили также павана и гальярда. Танец включал быстрые двойные шаги, которые прерывались поклонами, приходящимися на кадансы. Исполнялся парой танцоров в подвижном темпе под аккомпанемент гитары и тамбурина. МОРЕСКА (итал. — мавританская) — танец XIII—XVI веков, воспроизводящий битву между христианами и маврами (IX—XV вв.). Мавританская пляска была одним из старинных и самых распространенных танцев средневековья. Была популярна во многих странах Европы: в Испании она называлась мориска, во Франции — мореска, в Англии — моррис данс, в Германии — морентанц или морискентанц.Танец походил на сальтарелло и жигу. Но фигуры морески были разнообразны и предусматривали импровизацию: исполнители вводили любые движения, переходы и позировки, состязались в буффонных выходках. Стараясь остаться неузнанными, они мазали лицо мукой или сажей, выворачивали одежду наизнанку. Со временем к танцовщикам прибавились певцы, пояснявшие сюжет.Сюжетность морески предполагала элементы сценической игры и танца, впоследствии названного фигурным. В эпоху Возрождения мореска, оставаясь одним из самых популярных танцев, становится принадлежностью различных городских театрализованных зрелищ и спектаклей зарождающегося музыкального театра. Там она утратила свои исконные приметы народной игры, сохранив, однако, маску мавра, и постепенно превратилась в фигурный танец торжественного, часто воинственного характера. В XVII в. термином мореска обозначался балет или танец-пантомима в опере (К. Монтеверди ввел мореску в финал оперы «Орфей» — 1607). Мореска Спасибо за внимание!Использованы материалы сайтаwww.balletmusic.ru.

Приложенные файлы

  • ppt 26709272
    Размер файла: 900 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий