Структура морали20.04


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

(Этико-эстетический блок) Автор презентаций лекцийМарченко Антонина Павловна, доцент, канд. филос. наук Учебный курс: «Этика» Структура морали Лекция по дисциплине «Этика»Доцент, кандидат философских наук А.П. Марченко План: Структура морали2. Исторический путь развития этических отношений Роль представления в возникновении идеалов морали Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Вывод: Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер. Мораль возникает в процессе разложения родового общества и взаимообособления людей внутри общины. Эти установления были призваны компенсировать утрату роли изначальных родовых уз и одновременно восстановить и установить в соответствующих условиях такую общность между людьми, которая бы не зависела от экономических, социальных, политических и других преходящих факторов. Сфера деятельности морали Роль морали усиливается в истории человечества за счёт расширения сферы её применения.Человеческие отношения можно свести к отношениям:* индивида и общества;* индивида и коллектива;* коллектива и общества;* коллектива и коллектива;* человека и человека;* человека к самому себе. Роль индивидуального сознания индивидуальное сознание Что позволяет личности ? Означает: Собственная сознательность Осознавать общие моральные принципы и идеалы общества Восприятие общественных требований Осознавать отраженную в них историческую необходимость Исполнение общественных требований ??? Принятие решения Как осознавать ??? Оценка происходящего В соответствии с чем? Выработка для себя правил жизни Моральное сознание Моральное сознание – включает в себя: познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношенияСюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично (ценностно), ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание как система оценок Моральное сознание отражает действительность со знаками плюс или минус, сквозь призму одобрений и осуждений (молвы), через противоположность добра и зла (философское осмысление), отношение и деятельность, намерения первостепенное значение. 1.Структура морали Структура морали: Моральные установкиМоральный выборМотив НамерениеПоступок (деяние, отношение) ОценкаМоральное сознание Возникновение термина «мораль» Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Т.е., мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. 1. Моральные установки: Моральные кодексы: устанавливающие превосходство биологической жизни над неживой природой провозглашающие превосходство социального порядка над биологической жизнью: обычные нормы морали, запрещение наркотиков, убийства, прелюбодеяния, воровства и т.п.этикет устанавливающие превосходство интеллектуального порядка над социальным: демократия, суд присяжных, свобода слова, свобода печати Христианский кодекс морали В основании всякого кодекса морали лежит определенный исходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианство имеет свой критерий различения добра и зла, нравственного и безнравственного в поведении. Христианство выдвигает свой критерий - интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом. Христианские богословы говорят, что Бог вложил в души людей некий всеобщий, неизменный абсолютный «нравственный закон». Христианин «чувствует присутствие божественного нравственного закона», ему достаточно прислушаться к голосу божества в своей душе, чтобы быть нравственным. Константин Дмитриевич Кавелин в статье «Злобы дня» Нравственность - «мир внутренних ощущений, чувств, стремлений, чаяний, желаний, настроений, мир личной свободы, источник излюбленных действий…», огромное духовное напряжение посредством морального выбора (2) 4. Поступок – центральный элемент в структуре морали Поступок это не всякое действие, но действие субъективно мотивированное, имеющее для кого-либо значение и потому вызывающее к себе определенное отношение (оценку). Поступок может быть: моральным, аморальнымвнеморальным, но, тем не менее, поддающимся оценкеНапример, ... поднять подразделение в атаку морально, но если атака безрассудна и приведет к бессмысленной гибели, то этот поступок не только аморален, но и преступен.Поступок – это и отношение. Поступок нравственный Требует ответа на вопрос:«Во имя чего?» 3. Мотив - нравственно осознанное побуждение Мотив, мотивация - совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе, индивида совершающего поступок. Пример: …Два приятеля, работники Кислородного завода, сидели у испарителя. Стояло жаркое лето. Один из них сказал: «Хорошо бы сейчас охладиться!». Другой быстро отвернул заслонку, в результате чего сказавший, был заживо заморожен, вырвавшимися парами кислорода … Казалось бы, в данном случае нет прямых побуждений к совершению преступления, и здесь преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия. Здесь мотивация, является на первый взгляд, неадекватной совершенному деянию. Это деяние, скорее можно назвать безмотивным, однако «свернутость мотива», его ситуативная обусловленность не означает его отсутствия. В данном импульсном действии не было преступной цели и соответствующего мотива, но здесь сработала стереотипная готовность действовать легкомысленно, бездумно, под влиянием отдельных изолированных представлений … Существенный признак намерения Собственный существенный признак намерения Аристотель усматривал в том, что ему предшествует предварительный выбор, взвешивание мотивов, под которыми он прежде всего понимает различную побуждающую роль разума и удовольствий: «Оно есть нечто, что избирается преимущественно перед другими» (Аристотель).Аристотель, впервые в европейской этике всесторонне рассмотрел понятие «намерение», понимал его именно как основание добродетели и сознательно противопоставлял, отличал от воли и представления («Никомахова этика», книга III, гл.4, 5, 6, 7). Содержание намерения Намерение не имеет дело с тем, что невозможно осуществить, а направлено на то, что во власти человека, оно касается средств достижения цели (нельзя сказать: я намереваюсь быть блаженным) в отличие от воли вообще, которая может иметь дело с невозможным (желание бессмертия, например), и направлять на то, что вне нашей власти (желание победы тому или иному атлету в соревновании), касается целей человека. Рациональное зерно мысли Аристотеля, согласно которой намерение касается средств, а воля - целей человеческой деятельности, состоит в том, что содержанием намерения могут быть, как правило, цели осуществимые, реальные, взятые в единстве со средствами их достижения. Намерение не есть представление. 5. Результат и оценка Результат поступка – материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.Как следствие:Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением общества, людей, коллектива, для того или иного человека, и т.д. Моральная деятельность – важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Принципы моральной деятельности:Созидательно-творческое отношение к миру (основа – гармония)Разумное хозяйствование Человечность (гуманизм)- Борьба с хаосом 2. Исторический путь развития этических отношений Исторический путь развития этических отношений Моральные (нравственные) отношения – отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику: субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) , с которыми приходится считаться, и которые имеют для индивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права. Логическая схема этических отношений Объект Субъект Отношения между людьми я, ты, он - За пределами морали ты, он я Эгоцентризм он я, ты Групповая мораль ты я , он Признание высших ценностей я, ты он Рабская мораль я ты, он Мораль раба- аутсайдера я, он ты Местничество - я, ты, он Подлинная мораль Исторические формы этических отношений Формы общественного устройства Этические отношения с т. з. меры воздаяния первобытность Установка запретов (витальных, производственных) Проявление сервильности рабство Односторонние (раб→патриций) феодализм Неравная мера воздаяния, определяется сословно-корпоративными отношениями) ↔ капитализм Возможность противостояния гражданского общества (Деньги могут не быть целью) социализм Двойная мораль →← (ты-мне – я-тебе) Сервильность подхалимаж, низкопоклонничество, холуйство, подобострастие, подобострастность, раболепность, сервилизм, холопство, раболепие, пресмыкательство, подхалимство, низкопоклонство, прислужничество, раболепство, угодливость, угодничество, лакейство Структура морали Лекция по дисциплине «Этика»Доцент, кандидат философских наук А.П. Марченко Спасибо за внимание! Автор презентаций лекций по курсу «Этика»(этико-эстетический блок) -Марченко Антонина Павловна, доцент, канд. филос. наук

Приложенные файлы

  • ppt 26699138
    Размер файла: 306 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий