Становлене и развитие психологии

Тема 2. Становление и развитие психологии как науки
1. Этапы развития психологии
2. Основные зарубежные психологические теории
3. Развитие отечественной психологии

1 вопрос
Психология сравнительно молодая наук, ее официальное оформление произошло немногим более ста лет назад. Становление психологи как науки представляет собой достаточно продолжительный период, в котором можно выделить несколько этапов, отражающих происходившие изменения в представлениях мыслителей и ученных о ее предмете.
Первые представления о психики сложились в первобытном обществе. Уже в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные материальные (предметы, природа, люди) и нематериальные (образы предметов, людей, воспоминания, переживания) – существующие самостоятельно, независимо от окружающего материального мира. Малопонятные психические явления люди обозначили понятием душа. Возникли представления о теле и душе, по сути, о матери и психики. С возникновением первых представлений о душе связан донаучный период развития психологии.
В представлениях первобытных людей душа и тело составляют единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное им управлять. Представления о душе основывались на различных мифах и легендах, первоначальных религиозных верованиях. Первые представления о душе основывалось на понимании внематериальной природы души и всеобщей одухотворенности мира. Такое представление получило название анимизм (от лат «анима» - душ, духа). В древних представлениях о душе она присутствует везде в природе, где есть теплота и движение, а в ряде случаев душой наделялись все предметы вообще.
Таким образом, психологические знания выступают непременным спутником человеческого общества.
Однако возникновение учений о душе и научный период в развитии психологического знания относится к рубежу VII-VI в.в. до н.э. Становление психологии как науки было связано с развитием философии. Время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии.
I этап - психология как наука о душе.
На протяжении длительного времени предметом психологии была душа. Однако в разное время в данное понятие вкладывалось разное содержание.
Первые представления о теле и душе как самостоятельных началах явились основой принципиально противоположных философских направлений.
В период античности большинство представлений о душе сохраняет идеалистический характер. Но возникают и первые наивно-метриалистический подход.
Родоначальником материалистического понимания души был греческий философ Демокрит.
Душа рассматривается как материальный орган тела. Душа считается телесной и образуется из мельчайших, неделимых частиц – атомов. Данные частицы обладают чрезвычайной подвижностью, гладкостью и способностью проникать в самые мелкие щели между другими более тяжелыми атомами. Атомы души начинают толкать более тяжелые инертные атомы и тем самым приводят их в движение. Душа в связи с этим рассматривалась как движущее начало, причина движения тела.
Достоинство этого представления заключалось в том, что душа рассматривалась наряду с другими вещами, т.е. не считалась чем-то сверхъестественным.
Недостатком этого представления было то, что душа понималась как первопричина всего и что на всякое внешнее воздействие она может отвечать, как хочет или вовсе не отвечать, т.е. другие окружающие ее тела не определяли поведения души.
С позиции такого подхода невозможно было объяснить возникновение у человека абстрактного логического мышления, воли, целеполагания и т.д. В связи с этим активно развивались идеалистические взгляды на психику.
Наиболее ярким представителем этого направления был Платон. Он выдели в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в разных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части распределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной части связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже соответствующему этносу.
Разумная, высшая часть души господствует у аристократов, философов, элитной части общества; мужество – у воинов; вожделение – у простых тружеников, ремесленников, рабов. У греков преобладает – разум; у варваров – мужество; у южан – вожделение.
Платон создал учение об идеях как вечных неизменных сущностях, образующих высший, лежащий по ту сторону природы незримый мир. Разумная часть души вселяется в бренное тело. Душа ничего общего не имеет с материей, она идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики и с миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире.
Первый труд о душе создал Аристотель «О душе». Также большое значение имели его труды «О сновидениях», «О памяти». Аристотель выдвигает идею неразделимости души и тела, преодолевая дуализм Платона. В этом единстве душа выступает двигателем живого тела путем принимаемых решений. Душа не может существовать без тела, но и нее является телом.
Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественнонаучную основу. Ему принадлежит заслуга разработки таких проблем как ощущения, представления, активность психики, психический образ и т.д.
Большой вклад в развитие представлений о душе внесли древние врчи.
Уже в VI веке до н.э. древнегр. врач Алкмеон выявил наличие глазных нервов и пришел к выводу, что органом души является мозг.
Основоположник научной медицины Гиппократ разработал учение о темпераментах и показал зависимость особенностей темперамента людей от материальных физиолгических основ.
В III веке до н.э. Александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга.
Во II век до н.э. римский врач Гален обобщил достижения физиологии и медицины и установил, что нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении всех психических процессов играет задний желудочек мозга.
Зависимость психики от работы мозга и от деятельности обосновал рабский мыслитель Ибн-Сина (Авиценна).
В эпоху Средневековья душа была предметом рассмотрения богословия, что сужало возможности ее научного познания. Понимание психики человека приобретает религиозно-богословскую окраску. Церковно-богословским продолжает оставаться учение о душе и в эпоху Возрождения.
В конце VII – начале VIII в.в. такое представление о душе стало неудовлетворительным. Это было связано с развитием естественных наук и утверждением механистического мировоззрения, строго причинного не допускало представления о душе как первопричине. Были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знания и научного понимания психики и сознания.
II этап – психология как наука о сознании
В конце VII – начале VIII в.в. сложилось представление, что наука должна заниматься тем, что дано в опыте. Опыт имеет две формы: внешнего мира и внутреннего мира. Внешним миром занимаются все известные науки, а психология занимается теми явлениями, которые каждый человек находит в своем внутреннем опыте. Такой подход опирался на тот факт, что человек находит внутри себя какие-то переживания, чувства, воспоминания, сновидения желания, которые назвали явлениями сознание. Основным методом изучения данных явлений был назван метод самонаблюдения – «интроспекции».
Становление психологических воззрений в этот период было связано с деятельностью Р.Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка и др.
Р. Декарт, исследуя природу человека, вводит понятие о рефлексе как ответной реакции организма на воздействия среды. Декарт считал, что душа определяется не собственной, изначально присущей ей активностью, а воздействием внешних явлений, на «машину тела». С помощью рефлекса психику он трактовал как внешне детерминированный регуляционный механизм.
Декарт ввел понятие сознания как «знания души о себе». Всю психическую деятельность с позиции рефлекторной схемы он объяснить не сумел, поэтому считал, что наряду с рефлекторной природой психического у человека в отличие от животного продолжает существовать душа как независимая от тела самостоятельная сущность.
Бенедикт Спиноза попытался преодолеть дуализм и механистические представления Р. Декарта. Отстаивая идею единства мира, считал, что сознание является такой же реальностью как и материальный мир, что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он обосновал принцип детерминизма.
Родоначальником эмпирической, т.е. опытной психологии становится Дж. Локк. Он утверждал, что с рождения человек представляет «чистую доску, на которой можно написать любые письмена».
Отстаивая идею опытного происхождения психики, сознания Дж. Локк выделял два источника такого опыта: деятельность внешних органов чувств и внутреннюю работу ума по восприятию и пониманию собственной работы, рефлексию.
Локку принадлежит заслуга введения в психологию понятия ассоциация, под которым понималась связь идей. С помощью принципа ассоциации объяснялся механизм формирования человеком опыта в результате воздействия на нервную систему человека. Сама нервная система воспринималась как лишенная каких-либо врожденных качеств.
Х. Вольф развивает учение о способностях души, которое утверждает, что психика обладает присущими ей свойствами – способностями, не являющимися следствием ассоциаций. Х. Вольф вводит в оборот термин психология.
Развитие психологии в XVIII-XIV веках было связано с развитием естественных наук. В частности с достижениями физиологии нервной системы, головного мозга, органов чувств человека, Особое значение имела эволюционная теория Ч. Дарвина (с. XIX в.).
Естествоиспытатели первой половины XIX века обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественно-научными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной области знания.
Основателем экспериментальной психологии стал немецкий ученный В.Вундт. В 1879 г. он создает в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии для изучения структуры сознания и других психически функций человека.
В. Вундт изучал такие характеристики сознания как его объем и структуру. Он выделил в сознании такие структурные элементы как ощущение. образ, чувство и т.д. Благодаря исследованиям В.Вундта психология получает развитие во многих странах мира.
Большую известность приобретает учение о сознании американского исследователя У. Джеймса, исходившего в отличие о В.Вундта из целостности и динамичности сознания. Он ввел термин «поток сознания», объясняя его направленность нуждами индивида. В начале XX века ученик В.Вундта Освальд Кюльпе создает Вюрцбургскую психологическую школу. Наряду с методом интроспекции в исследованиях стали использоваться методы естественных наук, методы дедукции, индукции, анализа. В начале XX века используется метод анализа результатов деятельности, появляются первые тесты.
Взгляд на предмет психологии как на явления сознания продержался до конца XIX века. По мере того как он развивался, появились обстоятельства, подрывавшие идею психол
·огии как науки о явлениях сознания.
Одно из возражений против психологии как науки о явлениях сознания заключалось в том, что в изучении явлений сознания мы ограничены преимущественно методом самонаблюдения, характеризующимся принципиальной субъективностью: психология, которая хочет заниматься недоступными объективному исследованию явлениями, не может стать объективной наукой. В результате развернулся так называемый открытый кризис психологии.
III этап – психология как наука о поведении
Как альтернатива психологии явлений сознания возникает психология поведения. Сторонники данного подхода утверждали, что явления сознания недоступны науке и должны быть оставлены психологией, ее усилия психологии должны быть сосредоточены на поведении, доступном в отличие от явлений сознания объективному изучению, наблюдению.
Оформление представлений о поведении как предмете психологии было также связано с развитием естественных наук, в частности с разработкой теории рефлексов и метода условных рефлексов.
Данное представление оформилось в рамках бихевиоризма, который получил свое развитие спустя 30 лет после появления первой экспериментальной психологической лаборатории. Основателем данного направления считается Дж. Уотсон. Бихевиористы считали, что единицы поведения отражают психику человека. Была выведена формула «стимул-реакция». Стимул – это воздействие внешней среды, реакция - факты поведения, которые необходимо изучать. Основной метод – это наблюдение и метод проб и ошибок. Несмотря на то, что бихевиоризм получил признание во многих странах, достаточно было оснований для критики данного подхода. В частности, отождествление психики человека с психикой животных, игнорирование многих компонентов сознания мотивационной сферы личности.
В результате возникают и другие психологические направления – глубинная психология, гештальтпсихология, гуманистическая, экзистенциальная психология, советская психология, базирующаяся на диалектическом материализме.
VI этап – психология о фактах, закономерностях и механизмах психики. Развитие представлений о предмете психологи происходит в рамках отдельных психологических школ.

2 вопрос
Глубинная психология – ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за поверхностью сознания.
Предметом психологии в данном направлении стали глубинные, бессознательные структуры психики. Была разработана концепция бессознательного.
Психоанализ – является одним из психологических направлений, возникших в результате разделения психологии на отдельные школы. Родоначальник психоанализа австрийский ученный З. Фрейд.
Представителями психоаналитического направления были также К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. Салливан, Э.Фромм, Э. Эриксон.
Основными методологическими положениями данного направлении являются:
Понимание мотивационного, личностного;
рассмотрения развития как адаптации к среде;
движущие силы развития всегда врожденные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений, стремлений человека и стремящуюся к разрядке;
основные механизмы развития, которые являются врожденными, закладывают основные мотивы уже в раннем детстве.
Основными методами психоанализа являются:
метод анализа свободных ассоциаций;
анализ снов и толкование сновидений;
анализ и объяснение ошибочных и непреднамеренных действий человека.

Гештальтпсихология – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX века.
Представители М. Вертгеймер, В.Келер, К. Коффка, К. Левин
Предмет психологии – содержание психики, познавательных процессов, структуры и динамики развития личности.
Однако, оставив практически неизменным предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформировала прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные структуры – гештальты, свойства которых не являются суммой их частей и свойств.

Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е г.г. XX века, противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму.
Предмет психологии – личность как уникальная, целостная система.
Основные положения гуманистической психологии:
человек должен изучаться в целостности;
каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;
человек наделен возможностями к непрерывному развитию и самореализации;
человек обладает определенной ценностью свободы от внешнего влияния благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
человек существо – активное, творческое.

Когнитивная психология – современное направление в исследовании познавательных процессов. Данное направление возникло для обозначения появившегося в 1950-60–е гг. течения, которое вновь привлекло внимание к исследованию познавательных процессов, оставленным до этого в стороне бихевиоризмом.
Представители Ж. Пиаже, Дж. Миллер, У. Найссер, Брунер и др.

3 вопрос
Отечественная психология также выделяется в самостоятельную отрасль в конце 19 – н. 20 века. В своем содержательном отношении она не была единым образованием и включала ряд самостоятельных направлений.
1 направление – идеалистическое, описательное развивалось преимущественно на историко-философских и филологических факультетах университетов, а также в духовных академиях (Г.В. Флоровский, Н.А. Бердяев, С.Ф. Франк, С.Н. Трубецкой и др.)
2 направление – опытное и объективное изучение психологии на базе достижений в естествознании и физиологии, способствовало становлению экспериментальной психологии.
3 направление – эмпирическое ориентировалось на идеи В.Вундта, Дж. Локка (М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов, А.П. Нечяев и др.)
Формирование научной психологии в России было связано со становлением и развитием отечественной нейрофизиологической школы, с научной деятельностью И.М. Сеченова, И.А. Павлова, А.И. Введенского, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева.
Основы естественно-научного материалистического направления в отечественной психологии заложил выдающийся русский ученый И.М. Сеченов. В 1863 году он опубликовал свой фундаментальный труд «Рефлексы головного мозга».
И.М. Сеченов делает сенсационное открытие центрального торможения (до этого физиологам был известен лишь процесс возбуждения). Возникает ряд проблем, связанных соотношением возбуждения и торможения. И.М. Сеченов, пытаясь разобраться в механизме психического процесса, обращается к проблеме рефлекса. Он рассматривает любое психическое явление как процесс, имеющий начало, течение и конец.
Начало процесса определяется внешними влияниями. Внешнее влияние превращается в чувствование. При этом психика избирательно относится к сигналам внешней среды, вычленяя в ней значимое и второстепенное – это стало рассматриваться в качестве одной из основных функции психики. Заключительный акт психического процесса состоит в двигательном ответе на воздействие внешнего раздражителя – приспособительное действие.
Сеченов считал, что мозг получает и обрабатывает два типа сигналов: идущих от значимых предметов, событий через органы чувств и от результата действия.
Наряду с отражательной функцией психики Сеченов выделяет ее регулятивную функцию. Психика выступает и как регулятор деятельности, возникающей в ответ на раздражения, действующие в данный момент (ощущения, восприятия), и в прошлом (память, представления). Она производит анализ и обобщение этих воздействий (мышление, воображение), ан основе чего происходит активизация или торможение деятельности.
Сеченов стал основателем одного из направлений экспериментальной психологии – рефлексологии.
Дальнейшее развитие учения И.М. Сеченова осуществил физиолог И.П. Павлов, которому принадлежит заслуга создания целостного учения о высшей нервной деятельности как основы психического.
Он открыл основные закономерности высшей нервной деятельности.
Павлов рассматривал поведение как систему условных рефлексов, открыл закономерности их формирования. Он выявил, что под влиянием стабильных условий жизни и деятельности человека у него складывается достаточно устойчивая система условных рефлексов, обеспечивающих устойчивую систему реакций – динамический стереотип.
Павлов разработал учение о двух сигнальных системах человека: сенсорные сигналы – первая сигнальная система и речевые сигналы – вторая сигнальная система, основанная на первой.
И.П. Павлову принадлежит заслуга в создании учения об анализаторах: показал связи органов чувств с соответствующими корковыми центрами, осуществляющих анализ и синтез информации.
Учение И.П. Павлова дало основания рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в головном мозге, как функционально предназначенную для осуществления регуляции взаимодействия человека с окружающим миром.
Дальнейшее развитие научно-естественных основ психологи связано с деятельностью А.а. Ухтомского. В своем труде «Доминанта как рабочий принцип нервных центров». Он выдвинул идею преобразования и упорядочения системы регуляции поведения человека под влиянием доминанты – устойчивого и господствующего очага возбуждения.
Л.С. Выготский разработал теорию происхождения и развития высших психических функций, с позиции которой он объясняет возникновения сознания человека. Выготский утверждал, что развитее человеческой психики, сознания осуществляется через усвоение общечеловеческого опыта. Основная идея учения Выготского об опосредованном характере психической деятельности человека. Особое внимание он уделял второй сигнальной системе как знаковой системе, выступающей орудием формирования психики. Психическое отражение действительности человеком определяется социальным опытом людей.
А.Н. Леонтьев разработал психологическую теорию деятельности, в которой рассматривал структуру деятельности. Он сыграл важную роль в создании факультета психологии в МГУ.
Аналогичную роль в создании факультета психологии в Ленинградском государственном университете сыграл Б.Г. Ананьев.
Особое внимание к развитию отечественной психологи уделяется в послевоенный период. Открываются факультеты психологии в других университетах, начинается преподавание психологии в юридических ВУЗах, во всех высших военных учебных заведениях.
В трудах отечественных ученных разрабатываются вопросы о теоретико-методологических основах психологии, система методологических принципов психологии, определяется предмет психологии как самостоятельной научной дисциплины. Активизируются исследования в области теории сознания, его связи с подсознанием.







13PAGE 15


13PAGE 14615




15

Приложенные файлы

  • doc 26687525
    Размер файла: 78 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий