творческие 1 — 21

К изложению № 1

Какое значение имела эта встреча для А. С Пушкина?
Встреча в Михайловском имела большое значение для обоих друзей. Пущин через много лет так живо описывает эту встречу, будто она стоит у него перед глазами. Для Пушкина же неожиданный и потому особенно радостный приезд лучшего друга к нему в ссылку в январе 1825 года был подарком судьбы. Опальный поэт жил в уединении, в отрыве от литературной жизни, от друзей, был в сложных отношениях с родными.
Иван Пущин, или Жанно, как звали его лицейские товарищи, рассказал другу, что его читают, любят, ждут. Дружеская поддержка была особенно необходима поэту в изгнании. От друга он узнал новости о создании тайных обществ, о новой комедии Грибоедова «Горе от ума», новости литературной и общественной жизни. Волнение, которое испытали друзья при встрече, разбудило в Пушкине новые творческие замыслы, придало ему новых сил. В 1926 году он напишет стихотворение «Пущину», в котором вспомнит эту встречу и которое послужит «утешеньем» осужденному на ссылку другу.

К изложению № 2

Каким предстает перед вами Ф. Шаляпин в данном отрывке из воспоминаний Вс. Рождественского?
В воспоминаниях Всеволода Рождественского великий певец Федор Шаляпин показан с неожиданной стороны. Мы видим его не на сцене, а в обычной, домашней, дружеской обстановке. Шаляпин громаден не только ростом, но и мощью своего таланта.
Артистическая натура Шаляпина сказывается во всем: в его манере держать себя, в мгновенных превращениях, которые производят неотразимое впечатление даже на собаку, в глубоком погружении в образ, будь то русский князь Хованский, властелин Ассирии или медведь. Удивительным образом преображается даже внешность великого артиста, Шаляпин предстает еще и душой компании, веселым человеком, любителем розыгрышей. Рождественский показал обаятельную, сильную, талантливую личность Федора Ивановича Шаляпина так, словно мы сами стали свидетелями изображенных сцен.

К изложению № 3
Почему, по вашему мнению, Чичиков присоединился к «толстым»?
Наблюдая людей не только в этом городе, Чичиков давно сделал для себя выводы. Можно быть тоненьким франтом, модно одеваться и причесываться, пользоваться успехом у дам, летать со службы на службу и не особенно вникать в дела. А можно не пускать пыль в глаза, внешне ничем не выделяться, быть даже некрасивым, но зато найти себе крепкое и надежно место, продвигаться по службе, постепенно богатеть, скупать недвижимость и жить хорошо. Чичиков и хотел жить хорошо и богато. Поэтому он присоединился к «толстым». Заметим, что ни у «толстых», ни у «тоненьких», ни у Чичикова не возникает даже мысли о том, что своей жизнью, службой надо приносить хоть какую-то пользу. Все пекутся исключительно о собственном благополучии. Чичиков понял, что провернуть свои дела, осуществить аферу с покупкой мертвых душ можно только с «толстыми», желающими нажиться. Знакомство с «толстыми» обеспечивало Чичикову надежность существования, возможность заводить нужные связи и пользоваться ими. Чичиков и сам мечтал когда-нибудь стать «толстым».

К изложению № 4.
Как вы думаете, какую роль играла русская природа в жизни и творчестве композитора?

К. Г Паустовский показывает, какую роль играла родная природа в жизни и творчестве П. И. Чайковского. Композитор показан не в торжественных концертных залах, а в окружении милой его сердцу природы. Именно здесь рождалась прекрасная музыка. Любовь к родине передается и через ощущения композитора, и через его воспоминания, через его умение увидеть в привычном новое и необычайное. Источником вдохновения служит любимое место - Рудый Яр, лесная сторона, где каждая тропинка была знакома. Поразительна сила воздействия света, который своими оттенками и полутонами вызвал у композитора желание перелить эти впечатления в музыку. Музыка П. И. Чайковского понятна и естественна, она как будто голос самой русской природы. П. И. Чайковский же сумел услышать его, уловить и, положив на ноты, подарить людям.

К изложению № 5

Определите и запишите главную мысль этого рассказа.
Главной мыслью рассказа И. А. Бунина «Лапти» является мысль о необычайной доброте и готовности к самопожертвованию. Бунин пишет о поступке Нефеда очень просто, как будто передает ход событий. Это потому, что сам Нефед не считал свой поступок чем-то особенным. Он не мог поступить по-другому. Раз душа желает, надо помочь. Нефед быстро придумал, как добыть красные лапти. Он пожертвовал своей жизнью ради чужого ребенка, добыл лапти и фуксин для их покраски, вот только дойти живым не сумел, замерз по дороге...

К изложению № 6.
Определите стиль данного текста. Обоснуйте свою точку зрения.

Я считаю, что текст написан в публицистическом стиле. Он рассказывает об общественно значимом деле - стремлении сохранить традиции народных мастеров. В очерке приводятся легендарная и фактическая истории развития хохломского промысла, говорится об угасании и возрождении искусства «хохломы», о людях, возродивших традиции росписи по дереву. Для придания очерку живости, интереса в него включена легенда, хорошо известная жителям Горьковской области. У этой части очерка стиль художественный. Легенда придает публицистическому очерку лиричность и подчеркивает необходимость сохранять и передавать из поколения в поколение традиции народных мастеров.

К изложению № 7.
/. Какие черты характера, по вашему мнению, позволили Гагарину стать первым космонавтом?
В первом отряде космонавтов было много достойных кандидатов на роль первооткрывателя космоса. Но эта честь выпала именно Юрию Гагарину. Наверное, он обладал какими-то особыми качествами. Это, я думаю, отличная профессиональная подготовка, хорошие знания, соответствующая физическая форма - ведь космонавт подвергается в полете страшным перегрузкам, попадает в необычные для организма состояния. Долгие тренировки на Земле помогли справиться с трудностями в космосе.
Надо было обладать и большим мужеством, и чувством ответственности: Гагарин был первым человеком на Земле, достигшим космоса и вернувшимся на родную планету, представителем всего человечества. А еще, мне кажегся, важным качеством Гагарина было его умение удивляться, радоваться, видеть красоту и испытывать душевный трепет. Это истинно человеческие качества. Еще вспомним обаятельную, открытую, искреннюю гагаринскую улыбку. Наверное, исследовать космос могли бы и роботы. Но только человек способен испытывать счастье открытия.


К изложению № 8.
/. Как вы думаете, почему Николенька Иртеньев (главный герой повести «Детство») почувствовал себя изменившийся «внутренно»?
Таинство, к которому готовилась вся семья, было очень важным событием в жизни, особенно для детей. Каждый перебирал про себя все свои проступки и прегрешения и готовился открыть душу духовнику. Николенька испытывал «благоговейный трепет» перед исповедью, которая должна принести луше очищение. Ожидание своей очереди усиливало его волнение и трепет. Николенька готов был искренне признаться во всех грехах, раскаяться в них. И когда таинство свершилось, он почувствовал себя счастливым, изменившимся «внутренно». Он уже был подготовлен к этому изменению и чувствовал себя каким-то новым, чистым человеком.
Этот религиозный обряд, по-моему, очень важен, так как дает человеку возможность посмотреть на себя со стороны, оценить свои поступки, стремиться к добру, к самосовершенствованию.


К изложению № 9.
/. Объясните смысл названия текста.
Рассказ о Кижах называется «Деревянная сказка». В названии отражено восхищение автора творениями древних мастеров, плотников-зодчих. Они создали настоящую сказку, удивлявшую современников и изумляющую людей нашего времени. Сказочность много раз подчеркивается в тексте. Ощущение чуда усиливается описанием красоты окружающей природы. Леса, отраженные в озерной воде, как будто сошли с картин великих живописцев. Местные жители понимают, что живут в необычном месте, гордятся красотой своего края, стремятся беречь ее.
Эта сказка не простая - деревянная. Она сотворена руками простых людей из простого материала. Но труд и любовь, вложенные в деревянные храмы, сделали их настоящим чудом.


К изложению № 10.
/. Сформулируйте главную мысль текста, определите его стиль. Докажите свою точку зрения.
Главная мысль этого текста, по-моему, заключается в поэтизации мира человеком, в любви народа к родной земле, родной природе. Человеческие отношения переносятся на явления природы. Мир становится одухотворенным, живым, понятным человеку. В легенде подчеркивается суровость, сила, нелегкий характер Байкала, видно почтение к нему.
Стиль этого текста смешанный. Пересказ легенды о Байкале и Ангаре относится к художественному стилю: созданы яркие образы, живые картины. Это сделано с помощью художественных средств, например, олицетворений (Байкал, Ангара, Енисей действуют, как люди) и эпитетов («хрустальная вода», «разъяренный Байкал», «разбушевавшийся старик»). Легенда окружена текстом публицистического стиля. Его признаками являются конкретные данные («Ангара собирает воду с территории более 550 тысяч квадратных километров»), типичные устойчивые выражения («полноводная артерия», «примерно равно площади Франции»), мысль о любви к родному краю, гордость за него. Легенда служит яркой иллюстрацией этого, усиливает главную мысль.


К изложению №11.
/. Расскажите о вашем впечатлении о какой-либо картине из Третьяков-скоп галереи.
Одно из сокровищ, хранящихся в Третьяковской галерее, - картина Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Она совдана в 1890 году и рассказывает о становлении выдающейся исторической личности. Сергий Радонежский сыграл большую роль в объединении враждующих русских князей накануне Куликовской битвы, основал Троице-Сергиевскую лавру.
На картине Нестерова изображен эпизод встречи отрока Варфоломея (будущего Сергия Радонежского) со святым старцем. Вокруг головы старца - золотистое сияние, чуть заметное на фоне осеннего леса. Его темная одежда почти сливается с деревом. Лицо старца скрыто от зрителей. Зато лицо мальчика находится в центре картины. Этот деревенский пастушок с ясными синими глазами, белоголовый, худенький, кажется олицетворением древней Руси. Спокойный, негромкий колорит картины, мягкий вечерний свет несут умиротворение. Художник бережно выписал каждый листик, каждую травинку, каждое деревце. Он нарисовал русский пейзаж с такой любовью, нежностью, что картина трогает до глубины души.
К* изложению № 12.
/. Что вы мажете сказать о характере Печорина на основании данного текста?
С Печориным мы знакомы по роману М. Ю. Лермонтова. В этом отрывке автор показывает противоречивость характера героя, его вспыльчивость, горячность. Им может завладеть одна мысль, и Печорин становится одержим ею. Пока Вера была рядом, он относился к ее любви как к должному. Но стоило ей уехать, он во что бы то ни стало захотел увидеть ее хоть на миг. Что имеем не храним, потерявши - плачем, как гласит пословица. Печорин, оказывается, может остро и глубоко чувствовать.
В этом отрывке автор раскрывает способную на сильные переживаиия душу героя. Но, потеряв коня, потеряв и надежду, рыдая, как ребенок, Печорин думает, что достоин презрения за эти слезы. Постепенно придя в себя, Печорин слышит голос рассудка. Он понимает, что погоня за счастьем бесполезна, ведь он уверен, что счастья не существует. Разум говорит ему, что его переживания вызваны лишь физиологическими причинами - усталостью и голодом. В конце концов Печорин решает, что «плакать здорово», то есть полезно. Рассудок заглушает голос сердца.


К изложению № 13.
/, Какие чувства и мысли вызывает у вас описание храма Покрова на Нерли?
Описание храма Покрова на Нерли очень поэтично. Автор пишет о церкви как о живом существе, прекрасном и любимом. Сравнение храма с парусом, со звездой, с лебедем делает этот образ сказочным, романтическим. Множество метафор, олицетворений делают картину одухотворенной, движущейся. С какой нежностью и восхищением описывается храм в каждое время года! В любое время дня, в любую погоду он прекрасен.
Чувства автора передаются и нам. Хочется увидеть храм своими глазами, испытать тот же восторг и благоговение Хочется, чтобы эта удивительная красота сохранялась долго, всегда. Bедь это память о нашей истории, наших предках, далеких, но родных.


К изложению № 14,
/. О каких чертах характера А. Ахматовой вы узнали из данного текста1*
Чуковский в этом отрывке рассказал о наиболее ярких чертах А. Ахматовой. Во-первых, он называет ее величественной. Объясняет Чуковский эту черту тем, что Ахматова осознавала свое назначение - быть писателем, отсюда и ее самоуважение. В любой обстановке она сохраняла достоинство и «спокойную важность». При этом она держалась просто и дружественно со всеми. Другая черта названа Чуковским словосочетанием «лишена чувства собственности». Может быть, слово «бессребреник» является синонимом этого словосочетания. То есть Ахматова никогда не гналась за богатством, главной ценностью для нее являлись книги, а еще друзья.
Чуковский рассказывает о бескорыстном поступке Ахматовой. Она отдала драгоценную «муку» «Нестле» дочке своего друга, причем отдала легко, не считая этот поступок чем-то особенным. Я думаю, что Чуковский косвенно показал еще одну черту Ахматовой - ее естественность.

К изложению № 15.
/. Каким предстает Л. Ландау а данном тексте?
В этом тексте Ландау предстает человеком, созданным для науки. Со студенческой скамьи он проявлял выдающиеся способности. Даже строгий профессор, которого все боялись, оценил оригинальность мышления студента и стал уважать его. Ландау показан человеком, умеющим критически относиться к себе: он понял, что надо серьезно заниматься одним, главным делом, и выбрал математику и физику, уйдя с естественного отделения.
В личности Ландау привлекает его скромность и простота. Он, совсем как обычный студент, подсказывал товарищам на экзаменах, давал списывать. Он стеснялся своей молодости и хотел казаться старше. Его рассеянность говорит о том, что, видимо, он был очень увлечен наукой, а остальное было второстепенным. Он не побоялся спорить с грозным профессором, умел доказательно отстаивать свою точку зрения. Поэтому он и стал великим ученым. //.


К изложению № 16.
/. Определите стиль данного текста и обоснуйте свою точку зрения.
Отрывок из рассказа К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы» относится к художественному стилю. Автор рисует наглядную, живую картину, создает образы, характерные для этого стиля. Словно живое существо со своим характером, чувствами, голосом изображен старый дом. Олицетворение -один из основных приемов художественного стиля. Даже отдельные предметы оживлены: «старушка-люстра».
В тексте много сравнений, сопоставлений, эпитетов, создающих ощущение, что музыка пронизывает всё вокруг. Этому служит и выразительная звукопись, передающая шорохи, певучие звуки, мелодии дома. Описание «музыкального» дома служит передаче внутреннего состояния композитора.
Паустовский как будто разгадывает мысли и чувства Чайковского, восхищается его чуткостью и бескорыстным, самоотверженным трудом. Эмоциональность, лиричность - тоже приметы художественного стиля. Писатель подчеркивает неразрывную связь Чайковского с родной природой, родной землей, которая дает композитору вдохновение. Патриотическую идею Паустовский выразил в художественных образах.





К изложению № 17.
/. Какое значение имела кузница для жителей Серпилок?
Кузница оживляла Малые Серпилки, она словно была ее голосом. История села убедила серпилковцев в необходимости кузницы. Ведь когда жители села сгоряча сожгли ее, они быстро поняли, что сделали это зря. Не кузница виновата, а нечестный ее хозяин.
Настоящим хозяином кузницы был Захар Панков, мастер на все руки, похожий на старинного оружейника. В этом сходстве видна преемственность лучших народных традиций. Захар, как Левша, мог починить сложнейшую деталь, знал толк в современной технике. Кроме хозяйственной необходимости, была еще необходимость душевная. Когда люди слышали веселый перезвон молотков, доносившийся из кузницы, у них на душе становилось радостно. Звон кузницы сравнивается с колокольным соборным звоном.
Умер Захар - и словно осиротело село. Серпилковцы чувствовали, будто время остановилось, перестали звучать ходики, стало глухо и неуютно. Так часто бывает: что имеем не храним, потерявши - плачем. Жалели жители Серпилок, что теперь не к кому будет обратиться, если сломается какая-нибудь деталь, ведь никто не перенял искусство кузнеца. Значит, кузница была нужна людям и для дела, и для души.


К изложению № 18.
/. Почему Куприн так часто менял профессии?
Куприн часто менял профессии, потому что обладал необыкновенным темпераментом и жаждой жизни. Кажется, ему мало было одной жизни. Он хотел всё попробовать, »сё испытать. Любознательность подталкивала его к новым знакомствам, новым профессиям. Для Куприна не существовало «чистых» и «грязных» профессий. Чем труднее была работа, тем ему было интереснее.
Интерес к жизни, ко всем ее сторонам виден в произведениях Куприна. Он рассказывает о рыбаках и уличных артистах, о музыкантах и циркачах, о военных и о ворах. Всё многообразие жизни отражается в его книгах. Искренняя увлеченность писателя передается и тем, кто его читает. Поэтому книги Куприна не стареют.


К изложению JVs 19.
/. Почему, на ваш взгляд. Ф. Кривин назвал это произведение полусказкой?
Феликс Кривин назвал это произведение полусказкой, потому что в нем говорится об очень серьезных вещах, но в сказочной форме. То есть это наполовину сказка, а наполовину быль. В тексте многие фразы можно понять прямо, а можно увидеть и второй смысл. Например, Правду можно купить. Купить на базаре или купить иносказательно? Другой пример; «Правда ни в какие ворота не лезет». Или речь о чем-то большом, что на самом деле не пролезает в ворота, или это фразеологизм, означающий здесь боязнь правды, стремление отгородиться от нее. Фразеологизм «резать правду» тоже обыгрывается в этом произведении: Правду разрезали на две «полуправды». А раз «полуправда», то и «полусказка» получилась. Такими «полуправдами» часто пользуются люди, ведь так удобнее и легче, а настоящая Правда тяжела, не каждый ее сможет вынести.


К изложению >» 20.
/. Напишите о своем впечатлении от данного рассказа.
Рассказ К. Г. Паустовского очень добрый и светлый. От такой хорошей истории даже настроение улучшается. История эта вроде бы простая, но в ней и загадка, таинственность, и переживания героя, и чудесная родная природа, и любовь ко всем людям. Паустовский пишет очень искренне, от души. Это чувствуется и в описании неизвестных цветов, и в описании девушек, которых он сравнивает с распустившимися цветами жимолости или боярышника. Уважительно и любовно нарисована старушка, такая она вся чистенькая, ладная, с милым говорком. Даже суровый и деловой председатель оказывается добрым человеком. Он разъясняет тайну цветов и, кажется, сам верит в то, что «приточная трава» приносит счастье. Рассказ как будто пронизан солнечным светом, улыбками, сердечным теплом.


К изложению № 21.
/. Как. по нашему мнению, В, Солоухин относится к крестьянскому труду?
Владимир Солоухин пишет о мало кому известном сейчас искусстве метания стогов. Наверное, написать об этом его заставила обида на самоуверенного составителя кроссвордов, ничего не понимающего в крестьянском труде. Солоухин с огромным уважением относится к крестьянскому труду, он знает его не по книгам. Видно, он на себе испытал, какая это тяжелая и сложная работа - метать стог.
Оказывается, стог - это настоящее архитектурное сооружение со строгими пропорциями. Сметать стог - целое искусство. Солоухин подробно, в деталях рассказывает обо всех стадиях строительства стога, о мастерах и их помощниках. Чувствуется желание сохранить это народное искусство, сделать так, чтобы его ценили. В рассказе Солоухина - искренняя любовь к тому, о чем он пишет - к деревенским мастерам, к соразмерности и красоте «архитектурных сооружений» - стогов, к родной русской природе, которую украшают творения рук человеческих: церкви, колокольни и - стога.

15

Приложенные файлы

  • doc 26670939
    Размер файла: 76 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий