синухет


Культы и Религии Древнего Египта
по«Рассказу египтянина Синухета»
Реферат Васильевой Алины.
Литературный Институт им. А. М. Горького, Москва, 2013.
Введение
«Рассказ египтянина Синухета», или «Странствия Синухе» - произведение эпохи Среднего Царства, времени правления XII династии. Как и все произведения древности, этот рассказ о жизни египетского вельможи кажется сложным для изучения и даже для восприятия в силу трудного слога, огромного количества терминов и понятий, неизвестных и чуждых современным читателям. Однако, чем сложнее для прочтения текст, тем глубже мы погружаемся в его изучение – чтобы ничего не упустить, мы внимательнее читаем сноски, справляемся у словарей и энциклопедий. Так я, впервые читая «Рассказ…», узнала массу интересного, в том числе, о культах и религиях Древнего Египта эпохи Среднего Царства. Эта тема оказалась, на мой взгляд, самой интересной из предложенных, потому и была выбрана мной для этой работы.
Повествование в произведении ведется от лица Синухета, «провожатого, сопровождавшего владыку своего, слуги женской половины дворца государыни, премного восхваляемой, жены царя Сенусерта». История начинается с того, что Сенусерт I, возвращавшийся из карательного похода на ливийцев-чехену, получает известия о смерти своего отца, Анемехмата I, бывшего фараоном. Синухет слышит страшные новости и пускается в бегство, потому что боится быть замешанным в придворную интригу. Синухет бежит из Египта в Азию, скитается, а в итоге оказывается у Амунеши, князя Верхней Сирии, и там он остается. Амунеши, бывший в Египте при дворе фараона, узнает Синухета, выдает за него замуж свою дочь и позволяет выбрать себе земельный участок. Синухет обзаводится хозяйством, у него рождаются сыновья, он живет безбедно. Когда же Синухет стареет и приходит время умирать, на него находит тоска: он не хочет умирать вдали от дома и мечтает вернуться на Родину. Фараон Сенусерт I присылает ему указ, в котором зовет его обратно в резиденцию и обещает всевозможные блага и почетные похороны, когда тому придет время. Синухет возвращается домой и живет счастливо вплоть до своей смерти.
Сюжет рассказа незамысловат, но внимание привлекают постоянные упоминания имен богов, а так же описания некоторых обрядов.
Общие культы
В своих странствиях Синухет неоднократно обращается к главным египетским божествам.
Амон-Ра
Про покойного фараона говорится: «царь... Схетепибра вознесся в небеса (и) воссоединился с солнцем; божественная плоть слилась с создавшим ее», - таким образом, указывается на происхождение фараона от бога. Само имя Аменемхата - теофорное и означает «Амон во главе». Вообще, культ солнца олицетворял бог Ра, но в правление XII династии с ним сопоставлялся бог Фив Амон, о происхождении которого ученые ведут споры на предмет того, является ли Амон локальным богом Фив или его культ "экспортирован" из некоего другого нома.
Ряд ученых (Мюллер, Готье) склонялись к тому, что Амон был фиванским вариантом бога Мина - локального божества Коптоса. К.Зете в своей монографии подчеркивал близость коптосского Мина и фиванского Амона, однако основной тезис в его работе такой: Амон - гермопольское божество, и его культ был "экспортирован" из Гермополя в Фивы. Однако англичанин Уэнрайт, автор ряда исследований о происхождении и характере бога Амона, опубликовал рецензию на труд К.Зете, в которой тонко и убедительно показал, что аргументация К.Зете не соответствует действительности, что выводы его противоречат фактам. Уэнрайт доказывал, что наличие Амона в гермопольской огдоаде - результат богословской спекуляции жрецов и что Амон "экспортирован" не из Гермополя в Фивы, а, наоборот, из Фив в Гермополь. Уэнрайт показал, что Амон, как и бог Мин, - в основе своей бог неба и грозы.
Однако позже французский египтолог Фр. Дома сообщил, что существование Амона в ипостаси Амон-Ра засвидетельствовано намного ранее воцарения на египетском престоле XII династии: в Карнаке была найдена каменная статуэтка фараона VI династии Пепи I с высеченными на спине именем и эпитетом фараона: "любимый Амоном-Ра, владыкой Фив". Следовательно, культ Амона-Ра Фиванского уже существовал в конце эпохи Древнего царства, из чего следует, что к истине ближе все-таки Уэнрайт.
Амон играл решающую роль в религиозных воззрениях египтян в течение ряда веков. Он очень рано сопоставляется с гелиопольским богом Ра, который был верховным богом и демиургом, главным космическим богом. Это значит, что из локального бога Амон превращается в верховное космическое божество и в демиурга, творца богов и вселенной. Так проявилось действенное влияние гелиопольской системы религиозных взглядов на Фивы.
К.Зете охарактеризовал Амона как космическое божество воздуха и ветра, наполняющих весь видимый мир, дающих дыхание жизни всему живущему, т. е. вездесущего. Этот аспект Амона смыкается с его аспектом божества неба и грозы (по Уэнрайту). Во многих текстах Амон назван "великой душой", "сокровенной душой", "великой живой душой, что над всеми богами". Как воздух и ветер, душа невидима. Отсюда представление об Амоне как о духе, оживляющем и дающем жизнь.
Очень рано Амон начинает приобретать характер общественной силы, от которой зависят судьбы отдельных людей и египетского государства в целом. Возвышение Амона органически связано с возвышением XII династии. Победы, военные и политические, рассматривались как дар фиванского бога фараонам-завоевателям. В народе Амон рассматривался как защитник страждущих и угнетенных. Ему поклонялись в разных частях Фив.
Хор
После смерти Аменемхата I на престол взошел Сенусерт I, также сравниваемый с богом: когда царевичу сообщили о кончине фараона, пишет Синухет, «ни мгновения не промедлил он – соколом полетел с провожатыми своими, не дав знать об этом своему войску». Эпитет «соколом» подчеркивает божественную природу царя: еще в тотемистическую эпоху население ряда номов обожествляло сокола, а кроме того, в Египте священными животными были корова, крокодил, кобра, лев, сокол, являвшиеся местными божествами в ряде номов страны. Объединяло их имя Хор (Нr), что значит "горный", "небесный" (от слова "hrt" - "небо"). Имя Хор более всего подходило соколиному богу - общеегипетской ипостасью Хора в исторические времена был Хор - сын Исиды, или Хор-дитя, изображавшийся младенцем. Согласно мифам, этот Хор, возмужав, завладел престолом Египта, став божественным прообразом всех фараонов, ритуально ему уподоблявшихся. Следует иметь в виду, что египтяне нередко смешивали разных Хоров, отчего возникла мифологическая путаница.
Имя Хор было обязательным компонентом официальной пятичленной титулатуры любого фараона. Нередко в написании слов "бог" и "божье" использовались иероглифы, изображавшие соответственно сокола и кобру, а значит, понятия "бог", "царь" и "Хор" были теснейшим образом связаны с соколом.
Хор является родоначальником всех египетских фараонов. Например, Хор Бехдетский - солнечное божество – изображался как Крылатый Диск (солнца). В поздние времена его изображение стало всеобщей эмблемой божественности и высшей святости, оно имеется при входе во все египетские храмы. Однако Крылатый Диск - это не позднее изобретение египетской мифологии и искусства, оно встречается уже во времена V династии со следующими сопроводительными словами: "Благой бог, владыка Обеих Земель". Это обычный эпитет всякого фараона. Таким образом, Крылатый Диск - это и божество солнца, Хор Бехдетский, и обобщенный прообраз фараона.
Вообще, существует миф о Хоре Бехдетском, где отражены вневременные, абсолютные представления египтян: боги света и добра - это боги-цари, правящие Египтом (Ра, Ра-Харахти, Хор).
Во времена I династии на гребешке фараона Джета крылатым было изображено не солнце, а небо: представление о небе сближалось с представлением о солнце, а к ним примыкает представление о соколе-Хоре, парящем в поднебесье и о фараоне как о потомке Хора. А. Гардинер и К. Зете считали, что Крылатый Диск - нечто вроде священного герба, символизирующего единый Египет, а крылья диска - Верхний и Нижний Египет.
ХатхорВ обращении к фараону Сенусерту I Синухет желает: «Да возлюбят Ра, Хор и Хатхор ноздри твои досточтимые!» - и таким образом обозначает тройку главнейших богов Египта того времени. О Хоре и Ра написано выше, теперь обратимся к богине Хатхор.
Из текста «Странствий Синухета» мы узнаем, что Хатхор звали Владычицей Красной Горы. Красная Гора – это современный Гебель эль-Ахмар на середине дороги из Каира в Гелиополь. По всей вероятности, там находилось святилище богини Хатхор. Во времена Среднего царства культ Хатхор вообще был распространен во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта.
Имя «Хатхор» (Ht-Нr) значит "жилище [бога] Хора". Богиня Хатхор занимала видное место в религиозных представлениях египтян. Еще у фараонов XI династии формула «сын Хатхор, владычицы Дендеры» входила в царскую титулатуру вместо традиционных слов «сын Ра», что свидетельствует об огромном авторитете, которым пользовалась Хатхор у некоторых фараонов. Культ ее восходит к эпохе, предшествующей объединению Египта.
Образ богини Хатхор весьма сложен. Имя свидетельствует о ее тесной связи с богом Хором, а так как, представая в образе парящего в небе сокола, Хор олицетворял солнце, то имя Хатхор («жилище [бога] Хора») было метафорой, обозначавшей "небо". По основным своим функциям Хатхор была богиней любви, веселья, пляски и музыки, но также она упоминается в разнообразных заупокойных текстах в качестве богини, благосклонной к умершему и способной оказать ему неоценимую помощь в потусторонней жизни. Наиболее распространенный ее эпитет – «золотая».
Хатхор в разных местах и в разное время отождествлялась с разными богинями - то она богиня неба Нут, то свирепая богиня Мемфиса Сохмет (львица), то богиня Саиса.Обычно Хатхор изображали в образе коровы, либо женщины с коровьей головой или с украшением на голове из коровьих рогов (с солнечным диском между рогами). Впрочем, Хатхор имела и устрашающее обличье, в котором она именовалась Око Ра и изображалась как львиноголовая богиня Сохмет.
Фр. Дома, проведя ряд исследований, пришел к интересному выводу: египетские богини, несмотря на все внешние различия, являются ипостасями одного и того же женского божества - богини-матери, богини-женщины.
Локальные культы.
Английский египтолог Е. Бадж утверждает, что в Египте было не менее пяти тысяч божеств. Дошедшее до нас число имен египетских божеств огромно, но лишь о немногих из них сохранились какие-то сведения. Но о божествах, упомянутых Синухетом, сведения сохранились.
ЭннеадаВ ответе на указ фараона о возвращении Синухета в родные земли упоминается множество божеств, почитающих владыку, и среди них некая Девятка богов, иначе называемая Эннеадой.
Египтяне почитали богов в форме триад (три божества) и эннеад (девять). Фактически, основных триад было две: 1) фиванская (Амон, Нут и Хонсу) и 2) абидосская (Осирис, Исида, Хор). В гелиопольскую Эннеаду же, упоминаемую в тексте, входили: (Ра-)Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида.
Осирис - бог умирающей и воскресающей природы, главный судья загробного мира и царь мертвых. Муж Исиды, отец Хора и, по одной из версий, Анубиса. Изображался как человеческая мумия с зеленым цветом лица. Символом Осириса был столб Джед, символ стабильности и позвоночника этого бога. Его изображение было одной из самых распространенных сакральных эмблем.
Исида - богиня магии, материнства, плодородия, воды и ветра. Покровительница рожениц, определявшая судьбу новорожденных царей. Дочь бога земли Геба и богини неба Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды и Сета, мать Хора. Изображалась в виде женщины с иероглифом "трон" на голове или в виде соколицы. Исида была связана с погребальным культом. Вместе с Нефтидой, в облике соколицы и коршуна, они оплакивали умершего. Наряду с Нефтидой Исида была охранительницей умершего и символизировала западную сторону света. Ее образ служил символом супружеской верности и материнской преданности и любви.
Сет - бог пустынь, грозы, изображался в виде осла, свиньи, гиппопотама, крокодила, а также в виде человека с головой чудовища (в настоящее время установлено, что это была голова животного салавы). В мифе об Осирисе Сет осуждался как убийца и узурпатор. По другим представлениям, восходящим к глубокой древности, он играл роль могучего бога-воителя, который помогал Ра в его борьбе со Апопом, змеем, олицетворявшим силы хаоса.
Нефтида («госпожа храмовой обители») - покровительница умерших, символизировавшая собой восточную сторону света и повелевавшая Хепи, одним из духов каноп. Погребальные пелены считались волосами Нефтиды. Изображалась в виде женщины с совмещенным иероглифом "госпожа+храмовая обитель" (nb(t) hwt).
Атум - бог-творец, отождествлялся с Ра и со временем стал воплощением заходящего солнца. Изображался в облике человека с двойной короной Египта на голове, иногда в виде змея, скарабея, обезьяны или ихневмона. Считалось, что Атум появился на первозданном холме Бен-бен, возникшем из вод первобытного океана, Нуна. Поглотив собственное семя, Атум породил богов-близнецов Шу (воздух) и Тефнут (влага). От них произошли Нут (небо) и Геб (земля).
Шу - бог воздуха. Родился от Атума через нос (по другой версии, Атум изрыгнул его). Функцией Шу было отделение земли от неба. Он олицетворял собой животворное дыхание и приносил освежающий северный ветер. Изображения Шу в виде человека с распростертыми крыльями, держащего в руках символы жизни и воздуха, помещали в храмах близ окон, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. Умершим давали с собой в дорогу в загробный мир маленькие фигурки Шу, чтобы они под землей не задохнулись. Бог должен был обеспечить им свободное дыхание.
Тефнут - богиня влаги, была так тесно связана с Шу, что их часто воспринимали как одно целое, в результате чего родилось божество Рути (пара богов в облике львов). Оно имело особое значение в представлениях о загробном мире, ибо им принадлежали вечерняя и утренняя солнечные ладьи. Умерший, отождествляясь с Рути, обретал право путешествовать вместе с Солнцем. Изображалась Тефнут в виде женщины с головой львицы. Отождествлялась с Сохмет.
Геб - древний бог земли, изображался в виде человека в короне Верхнего и Нижнего Египта на голове, человека с гусем на голове, иногда вместо человеческой имел голову змеи. По древнейшим источникам, умерший "входит" в Геба, а в более поздних религиозных книгах упоминаются врата Геба на пути в загробное царство. Согласно гелиопольскому мифу Атум назначил его наследником престола.
Нут - богиня неба. Супруга Геба, мать Исиды, Нефтиды, Осириса и Сета. Изображалась обычно в виде женщины, перекинувшейся дугой через все небо и опирающейся на землю кончиками пальцев рук и ног; также в виде женщины с распростертыми крыльями. По одному из мифов, Нут по утрам рождала солнце, чтобы вечером снова проглотить его. Звезды были душами Нут. В представлениях о загробном мире Нут выступала в роли матери душ умерших. Ее изображения часто помещали внутри деревянных саркофагов, чтобы она охраняла тело умершего. Сам саркофаг символизировал собой утробу Нут, а умерший уподоблялся Осирису. Таким образом, по представлениям древних египтян, ему обеспечивалось возрождение.
Сопду и СемсеруВ том же отрывке «Странствий...» упоминается бог Сопду, почитавшийся в восточной части Дельты, в местности, носящей в настоящее время название Сафт-эль-Хенне. Изображался он как соколиный бог и потому отождествлялся с Хором. В связи с ним необходимо сказать еще об одном боге, о котором упоминается в «Странствиях Синухета», - о боге Семсеру (он идентичен с богом Сопду). Из текстов бог Семсеру попал в словарь Эрмана-Грапова; между тем такого бога не существовало, это не более чем плод неправильного прочтения (а следовательно, и ошибочной интерпретации) самими египтянами и современными учеными древних текстов.
МонтуПосле победы в схватке с силачом из Речену Синухет возносит хвалу некоему божеству Монту, «потому что сторона его восторжествовала». Монту (Менчу)– тоже локальный бог, покровитель Фиванской области.. Монту был богом-воителем и изображался в виде человека с головой сокола. Священным животным Монту был бык Бухес. Наибольший расцвет культа Монту пришелся на время правления XI фиванской династии, но с пришествием XII династии ему пришлось уступить первенство Амону.
Сохмет«Как же будет эта земля, - спрашивает Синухета Амуненши, властитель Верхней Речену, - без... этого благодетельного бога, страхом перед которым проникнуты чужеземные страны, как перед Сохмет в годину Чумы?»
Сохмет (Сехмет, Сахмет – «могучая») - богиня-львица, почитавшаяся в Мемфисе. В эпоху Древнего царства Сохмет называли Матерью Царей. Также она была богиней ярости; гнев ее приносил мор и эпидемии – отсюда и упоминание Амуненши в связи с ее именем чумы (чтобы усмирить гнев богини, пославшей на Фивы чуму, фараон Аменхотеп III установил шестьсот статуй Мут-Сохмет в ее храме Ашеру). Сохмет считалась олицетворением Солнечного Ока, а также сил, заключенных в змее-урее - символе защиты царя и царской власти, изображалась в виде женщины с головой львицы и с солнечным диском над головой. Сохмет отождествляли с Хатхор и Тефнут, а в Фивах - с богиней Мут.
Обе Владычицы
В «Рассказе..» упоминаются «Обе Владычицы» - две богини – Уаджет и Нехбет. Уаджет почиталась в образе кобры-уреи и с додинастической эпохи являлась покровительницей Нижного Египта. Нехбет же изображалась в виде коршуна и была покровительницей Верхнего Египта. После объединения сударства и вплоть до прихода христианства обе богини являлись символом единства страны.

Культ фараона.
В Египте фараон считался богом или сыном бога. Аменемхет I отождествлялся с Амоном-Ра, Сенусерт I – с Хором. Во владения фараона входило все: земля, воздух, солнце. «Когда проводят меня в град вечности, да буду я сопровождать Владычицу Вселенной, - пишет Синухет фараону, подразумевая под Владычицей Вселенной супругу фараона, уподобляя ее богине Нут. - Пусть расскажет она мне о красоте ее детей, пребывая вечно надо мной», - а царские дети тождественны детям Нут – небесным светилам. Вообще, божественность царицы опосредована, в ее обязанности входит лишь передача власти и божественной сути.
Египтяне создали своих по образу своих царей, во времена объединенного Египта. Воображаемые небесные порядки, которые были, в представлении людей, лишь отражением реальных земных порядков, легли в основу доказательства божественной природы фараона, правившего простыми смертными, являвшегося их неограниченным и всевластным повелителем. Фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: весь мир, боги и люди были созданы, по доктрине Гелиополя, верховным богом Ра. Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т. е. царем богов и людей, Ра - первый фараон. После него правили другие боги, и вот на престоле мира (Египта) появляется бог Хор. Согласно египетской религиозной и исторической традиции Хор - прообраз всех египетских фараонов, а фараоны - его земное воплощение. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра, и Хора (так, Сенусерт I называет себя «сыном Ра», «Хор, жизнь рождений»), а следовательно, был связан с ним и божественными, и фамильными узами. Эти представления отражаются в официальной пятичленной титулатуре фараона: 1) имя фараона как воплощения бога Хора; 2) воплощение Обеих Владычиц; 3) воплощение «золотого Хора»; 4) «царь Верхнего и царь Нижнего Египта» (Сенусерт I - царь Верхнего и царь Нижнего Египта Хеперкара); 5) «сын Ра» и второе имя фараона (сын Ра, Сенусерт). Таким образом, из пяти членов титулатуры четыре содержат отождествление фараона с богами. Это означает, что фараон официально объявлялся богом, что способствовало укреплению непререкаемой власти и авторитета фараона.
Говорит Синухет про Сенусерта I:
«Он – бог, нет равного ему, не было подобного ему прежде. Он – владыка мудрости: замыслы его превосходны, повеления отменны. Отправляются и возвращаются по его приказу... Это богатырь, действующий дланью своей, храбрец, которому нет равного, когда видят его нападающим на чужеземцев и вступающим в схватку... Он стоек сердцем в момент атаки. Он поворачивает [других], но не показывает свою спину... не допускает в сердце он слабость... Чужеземцы бегут от рук его, как перед мощью Великой.)... Он – владыка обаяния, великий сладостью, покоряет он любовью. Его город любит его более себя самого и радуется ему более, чем своему богу... Он побеждал [уже] в утробе матери (это новое отождествление фараона с Хором-Соколом: в утробе матери – «в яйце»), его лик устремлен к этому с рождения... Он единственный данный богом... Не преминет он делать добро чужой стране, которая находится на воде его».
Это, по сути, гимн фараону – лучшему из людей, представителю бога на земле, посреднику между людьми и богами.
Фараон справедлив, и ответственность за все, что происходит в государстве, лежит на нем, т.к. он – посредник между людьми и богами. Он решает задачи не своей властью, но велением божьим, направляющим его руку. Боги и их преемники фараоны - это блюстители божественного и вселенского порядка, их враги - это мятежники, выступающие против власти богов и фараонов.
Культ умерших и похороны.
К смерти в Древнем Египте готовились всю жизнь. Умерший рассматривался, как погруженный в глубокий сон, он продолжал жить, нуждаясь в пище и домашней утвари. Культ умерших у египтян нельзя смешивать с культом предков у других народов. Культ умерших - это не обожествление умерших («чтимых»), а забота живых о потусторонней жизни умерших, долг живых в их отношении. Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью, обусловленной переходом близких в иной мир. По сути дела, это была борьба со смертью за вечную жизнь. С течением времени изменялись формы этого культа, обогащалось его содержание, но оставалась незыблемой основа, полностью сложившаяся уже во времена раннего Древнего царства. Умерший продолжает жить в могиле при условии сохранения в целостности его тела и заботы о нем живых.
Египтяне почитали мертвых. О том, сколь важно было быть похороненным на Родине для египтянина, свидетельствуют мольбы Синухета к богу, «предначертавшему бегство это», о возвращении в резиденцию. А позже, получив указ фараона, вельможа пишет: «Это мольба покорного слуги к господину его, спасающему от Аменти», - так он называет фараона обеспечивающим его, Синухета, загробное существование. «Что может быть важнее, чем погребение моего тела в земле, где я родился?» - вопрошает он.
Аменти – это Запад как Страна мертвых. Словосочетание «спасающий от Аменти» не должно казаться странным, т.к., например, в «Текстах пирамид» написано: «Да не направишься ты по этим путям Запада, которые ведут туда, ибо направляющиеся по ним не возвращаются. А пойдешь на Восток в свите [бога] Ра», - таким образом, очевидно, что для египтянина (хотя в данном случае речь идет, конечно, не о рядовом египтянине, а о правителе) было нежелательно попасть на Запад, умершие стремились на Восток. И попасть туда можно было разными путями. Просто эта задача решалась для фараона: так как он если не бог, так полубог, то после смерти он возносился прямо на небо, как божественная птица, для воссоединения с богом Ра, о чем открыто свидетельствует вступление «Странствий Синухета»: «...поднялся бог к горизонту своему... вознесся в небеса (и) воссоединился с солнцем».
Были и другие способы, как, например, восхождение по лестнице, но они, в рамках «Странствий Синухета», мало нас интересуют.
Что касается загробного мира для знати, то уместно обратить внимание на подробнейшее описание похоронного ритуала в «Странствиях Синухета»:
«Предназначат тебе ночь масла, [и] погребальных пелен из рук [богини] Таит2. Устроят для тебя похоронную процессию в день предания [тела] земле. Будет гроб из золота с головой, [украшенной] лазуритом, [и] небо над тобою. Поместят тебя в ковчег, который потянут быки. Певцы будут перед [процессией] и исполнят танец муу у входа в твою гробницу. Огласят список поминальных жертв для тебя, совершат заклания [скота] у жертвенников твоих. Колонны твои [в гробнице] воздвигнут из белого известняка среди [гробниц] царских детей. Не умрешь ты в чужой стране!..»
Здесь описаны похороны знатного человека, вельможи, коим и являлся Синухет. Например, «огласить список поминальных жертв» значит совершить некий магический обряд, произнести «формулу», которая обеспечит умершего всем необходимым в загробном мире, при этом ныне живущим это не будет ничего стоить (в материальном плане), таким образом традиция – почтить умершего и помочь ему «выжить» в загробном мире оказывалась формально соблюденной.
Описана даже гробница для вельможи:
«Была воздвигнута... гробница из камня среди гробниц. Начальник камнесечцев разметил участок [для] нее, начальник рисовальщиков наметил [контуры рельефов], резчики [их] высекали. начальники работ в некрополи обустраивали ее. Все убранство погребальной камеры было изготовлено. назначили мне заупокойных жрецов, установили мне заупокойное владение с полями перед моим пристанищем... Моя статуя была позолочена...»
И из этого отрывка мы получаем несколько схематичное, но при этом четкое представление о том, что собой представляла гробница для знатных.
Из того, сколь много внимания уделено похоронному ритуалу, можно заключить, что культ умерших («чтимых») играл действительно огромную роль в жизни египтян – они заботились не только о том, что помогало им жить, но и том, что обеспечивало им путь в загробный мир.
Заключение
«Странствия Синухета» являются интереснейшим произведением древности с точки зрения изучения мировоззрения египтян эпохи Среднего Царства. Написание его относится ко времени правления XII династии, а точнее, самых первых ее представителей – Аменхатепа I и Сенусерта I.
Жанровая принадлежность «Странствий» определяется как «биография вельможи» с чертами авантюрного романа. Прежде всего, это художественное произведение, сюжетное и наполненное изобразительными средствами.
«Странствия», при привлечении дополнительных материалов в виде справочников, дают довольно яркое представление о политико-административной системе, внешней политике Египта, а также о его религии и культах – так много здесь содержится ссылок на имена богов, описаний обрядов. Небольшое по объему произведение вместило в себя основные религиозные и нравственные представления египтянина эпохи Среднего царства.
Список литературы:
История Древнего Востока. Тексты и документы. Под редакцией В.И.Кузищина, изд. «Высшая Школа», 2002
Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта», изд. «Наука», 1976 г.
Что читали египтяне 4000 лет назад, М.Э.Матье, Государственный Эрмитаж, Ленинград, 1934
Тураев Б.А. «История Древнего Востока», ОГИЗ, 1935 г.

Приложенные файлы

  • docx 26625992
    Размер файла: 32 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий