Педагогика Тема 1


ТЕМА: ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ
Возникновение и развитие педагогики.
Предмет педагогической науки, ее взаимосвязь с другими науками. Система педагогических отраслей.
Дискуссия о научном статусе педагогики. Специфика педагогической науки.
1.Возникновение и развитие педагогики.
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя, «аго» - вести, что в дословном переводе означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу. Постепенно «педагогика» стала употребляться в более широком смысле и обозначать умение «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать, обучать его. В древние времена рядом с именем выдающегося человека ставили и имя воспитавшего его педагога.
Педагогика – самая древняя область человеческого знания, она существует с тех пор, как существует человечество. И хотя педагогическая наука появляется в 17 веке, знание о том, как обучать и воспитывать, передавалось от поколения к поколению. Первопричина развития какой-либо отрасли знания – потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть заметную роль в обществе. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание и обучение подрастающего поколения.
В наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты первые попытки обобщения опыта воспитания, то есть вычленения неких теоретических начал. В то время все знания о природе, обществе, человеке аккумулировались в философии. Именно в рамках философии и были сделаны первые педагогические обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Важнейшие идеи, теоретические положения о воспитании человека (т.н. аксиомы педагогики) появились уже в 5-4 веках до н.э. в работах таких известных философов, как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. В свое время большую популярность имели теории социального воспитания Платона, в основе которой лежит опыт воспитания детей в Спарте, и теория воспитания Аристотеля. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение Марка Квинтилиана (35-96 гг.) «Образование оратора». Долгие годы этот труд оставался основным по педагогике, его изучали во всех риторических школах.
В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Открываются школы, большинство которых монастырские, с 12 века появляются первые университеты. Однако в это время образование утрачивает прогрессивную направленность античных времен, в нем появляется много схоластики, теологии. В этот период оттачивались принципы догматичной педагогики, которые просуществовали в Европе вплоть до Возрождения. И хотя среди деятелей церкви были образованные люди, создавшие обширные педагогические трактаты – Тертуллиан (160-222 гг.), Августин (354-430 гг.), Аквинат (1225-1274 гг.), педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536 гг.), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378-1446 гг.), французы Франсуа Рабле (1494-1553 гг.) и Мишель Монтень (1533-1592 гг.). В качестве лозунга этой эпохи было античное изречение: «Я – человек, ничто человеческое мне не чуждо!». Высказывались гуманистические призывы повернуть школу лицом к ребенку, отказаться от зубрежки и муштры.
Все это время педагогика развивалась в рамках философии, и только в 17 веке выделилась в самостоятельную науку. При этом она продолжала во многом быть связанной с философией. Оформление педагогики в научную систему связано с именем великого чешского педагога, священника Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.). Его главный труд «Великая дидактика» - одна из первых научно-педагогических книг, в которой изложена теория обучения, раскрыты его принципы, методы, формы. В отличие от Я.А. Коменского, английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704 гг.) сосредоточил свои усилия на создании теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.
Идеи французских просветителей 18 века были направлены против догматизма, схоластики в педагогике: Д. Дидро (1713-1784 гг.), К. Гельвеций (1715-1771 гг.), П. Гольбах (1723-1789 гг.), Ж.Ж. Руссо (1712-1778 гг.). В своей художественно-педагогической книге «Эмиль, или о воспитании» Ж.Ж. Руссо открыл для современников мир детства, описав этапы взросления мальчика Эмиля, и изложил теорию природосообразного воспитания. Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога-подвижника Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827 гг.). Он известен тем, что открывал на свои средства приюты для сирот, ставил перед правительством вопрос о необходимости обучения детей с умственной недостаточностью. Как ученый, И.Г. Песталоцци разработал прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания.
В пер. пол. 19 века педагогические поиски «перемещаются» в Германию. Иоган Фридрих Гербарт (1776-1841 гг.) – крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Несмотря на то, что он ввел дискриминационные ограничения в образовании трудящихся, ему удалось доработать дидактическую систему Я.А. Коменского (создать теорию воспитывающего обучения, внедрить четырехзвенную модель урока, систему развивающих упражнений), а также сделать значительные обобщения в области психологии обучения. Исследованию многих важных и противоречивых проблем в педагогике посвятил свои труды немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1886 гг.).
В 19 веке проблемами образования занимались русские философы и писатели В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой. Они критиковали сословные школы, предлагали меры коренного преобразования системы народного образования, выдвигали идеи просвещения широких масс трудящихся. Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871 гг.). В педагогической системе Ушинского центральное место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания, также огромный вклад он вносит в разработку идей дидактики, раскрывает пути реализации принципов обучения, построения учебного процесса на основе новейших научных достижений.
К.Д. Ушинский родился в 1824 г. в Туле в семье отставного полковника. Детские и отроческие годы прошли на Украине, куда отца назначили уездным судьей. Закончив гимназию, Ушинский поступает на юридический факультет Московского университета, учится блестяще, несмотря на слабое здоровье. Получив степень кандидата юриспуденции, начинает исполнять обязанности профессора в Ярославском Демидовском лицее (Демидовский – по имени заводчика Демидова, основателя лицея). В это время Ушинский создает свой первый педагогический труд «О камеральном образовании», активно изучает философию, языки, чтобы читать философов в оригинале. Не всем нравится независимость и прогрессивные взгляды молодого профессора, резкость его суждений. Начинаются мелочные придирки, травля, к тому же устанавливается негласный надзор за профессором. Ушинский вынужден был подать прошение об отставке. В это время появляется семья, ее нужно содержать, но Ушинского не принимает ни одно из 30 уездных училищ, где ищет место бывший профессор Демидовского лицея. Полтора года без работы, случайные подработки переводами, и наконец место чиновника в одном из департаментов. На этой скучной должности Ушинский проработал 4 года, и только случайная встреча изменяет его жизнь. Бывший коллега по Демидовскому лицею, зная о выдающихся способностях Ушинского, приглашает его преподаватееям русской словесности в Гатчинский сиротский институт. За этот период появляются новые педагогические работы, которые делают Ушинского известным.
Уже известного ученого Ушинского приглашают занять должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. В затхлую атмосферу «кофейных классов» ворвалась свежая струя – воспитанницы начинают читать Лермонтова, Гоголя, других писателей, о которых не слышали. Появились и другие нововведения, которые не понравились руководству. Начались конфликты с начальницей института, Ушинского обвиняют в вольнодумстве, непочтительности к руководству, безбожности и даже аморальности. Да, Ушинский был несдержан, но глубоко прав: например, когда министром просвещения назначали адмирала Е. Путянина, он написал: «Все русское образование отдали в руки идиоту и безуверу». Просто уволить Ушинского было уже невозможно, слишком большую популярность приобрело в России его имя. Нашли благовидный предлог – по состоянию здоровья направили для лечения и изучения школьного дела за границу, но фактически это было изгнанием. За границей Ушинский написал ряд блестящих педагогических сочинений и главный свой труд «Педагогическая антропология», который начал печататься в 1867 г. Вышло 2 тома, 3-й остался незавершенным. Ушинский пришел в педагогику преобразователем, новатором, и по праву заслужил звание «отца русской педагогики».
В конце 19 – начале 20 веков интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Исследователи Нового Света не были отягощены научными догмами, поэтому без предубеждения изучали многие педагогические проблемы. Ими были разработаны и внедрены технологии обучения и воспитания, более эффективные по сравнению с традиционными. Следует отметить амер. философа, педагога Джона Дьюи (1859-1952 гг.) и Эдварда Торндайка (1874-1949 гг.), которым удалось создать «прагматичную педагогику», или практико-ориентированную технологию обучения, которая оказала огромное влияние на школьное обучение в США.
В первой половине 20 века в зарубежной педагогике начинаются поиски, экспериментирование, появляются альтернативные модели обучения и воспитания детей. Наибольшую известность получили: немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер (основатель Вальдорфской педагогики), итальянская исследовательница, психолог и педагог Мария Монтессори, французский ученый Селестен Френе, польский писатель и педагог Януш Корчак. В 60-е гг. 20 века в Америке появляется новое направление педагогической науки «Гуманистическая педагогика» (один из ярких представителей – амер. психолог Карла Роджерс), а также приобретают популярность книги врача и писателя Бенджамина Спока.
В России в послеоктябрьский период стали разрабатываться идеи воспитания человека нового социалистического общества. Известность получили работы П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской и др. советских педагогов. Однако мировую славу педагогике советского периода принесли книги Антона Семеновича Макаренко (1888-1939 гг.), который является автором теории коллективного воспитания. Во второй пол. 20 века огромную популярность в стране имели работы Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970 гг.) – создателя теории гармоничного и всестороннего развития личности, а также практические находки педагогов-новаторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и др., повлиявших на возникновение нового направления в школьной педагогики, т.н. «педагогики сотрудничества» (70-е гг.).
Таким образом, источниками развития педагогической науки являются: 1) многовековой практический опыт воспитания (народная педагогика); 2) философские труды, в которых рассматриваются проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения; 3) данные специально организованных психолого-педагогических исследований, педагогические теории и концепции, обобщение педагогами-практиками успешного опыта работы с детьми.
2. Предмет педагогики, взаимосвязь ее с другими науками. Система педагогических отраслей.
Педагогика – наука о закономерностях процесса воспитания, обучения, развития личности. Обратите внимание: педагогика занимается не только детьми, уже давно признано, что в педагогическом руководстве нуждаются и взрослые (например, есть педагогика профессионального образования, семейная педагогика и др.). В мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляется понятие «антропогогика» (от греч. «антропос» – человек, «аго» - вести).
Объектом педагогики является педагогический факт (явление). Предмет педагогики – это образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, учебных заведениях, учреждениях культуры).
Педагогика в процессе своего развития связана со многими науками. Прежде всего, необходимо отметить генетическую связь педагогики с философией (именно в философии возникли первые концепции воспитания и обучения человека). Философия по отношению к педагогике выполняет методологическую функцию. Методология (от лат. «методос» - способ) – это, во-первых, общий подход к познанию, направленность исследования; во-вторых, учение об исследовательских методах. В разработке педагогических теорий большое значение имеют философские или мировоззренческие взгляды ученого, именно они определяют направленность познания и выводы, которые формулирует автор теории.
Тесную связь сохраняет педагогика с психологией (общей, социальной, возрастной, педагогической и др.), так как невозможно эффективно обучать и воспитывать человека без знания закономерностей и особенностей его психического развития. Педагогика связана со всеми естественными науками (биологией, анатомией, физиологией, генетикой и др.) и социально-гуманитарными науками (антропологией, социологией, историей, экономикой, политологией и др.), которые изучают человека. Много научных и эмпирических данных педагогика берет из медицинских наук (педиатрия, психиатрия, психопатология и др.), так как знание патологии позволяет лучше понять норму в развитии человека. В последние десятилетия педагогика развивается в тесной связи с техническими науками, так как технические средства обучения, развития, коррекции повышают эффективность этих процессов. Например, будущее системы образования напрямую связано с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Развитие связей педагогики с другими науками и видами искусства приводит к выделению новых отраслей педагогики – пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:
- общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;
- возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых), изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
- коррекционная (специальная) педагогика (сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих; тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика – обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития; логопедия – обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
- социальная педагогика, исследующая проблемы коррекции девиантного поведения детей и подростков, педагогической работы с сиротами, с детьми, имеющими психофизические нарушения развития, с их семьями;
- педагогика профессионального образования (педагогика среднего специального образования, педагогика высшего образования, педагогика дополнительного профессионального образования);
- отраслевая педагогика (военная, спортивная, производственная, музейная, библиотечная и др.);
- этнопедагогика, изучающая национальные особенности воспитания и обучения детей;
- сравнительная педагогика, изучающая в сравнительном аспекте организацию образования в разных странах;
- история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в разные исторические периоды;
- педагогика искусства (музыкальная педагогика, театральная педагогика, педагогика изобразительной деятельности, педагогика хореографического искусства и др.).
3. Дискуссия о научном статусе педагогики. Специфика педагогической науки.
С давних пор велись дискуссии по поводу того, является ли педагогика наукой, или это отрасль практической деятельности, которая сродни искусству. Древние философы (Сократ, Платон, Аристотель и др.) понимали педагогику больше как искусство, то есть считали, что успех обучения и воспитания ребенка зависит от личности педагога. В 17 веке Ян Амос Коменский, обосновывая научный статус педагогики, доказывал, что конечный результат воспитания и обучения зависит, прежде всего, от «методы». Он и пытался разработать такую методику, при которой каждый педагог, независимо от своих способностей, мог бы успешно обучать детей. В 18 веке педагогику понимали как прикладное естествознание и считали, что она подчиняется законам биологии.
В 19 веке К.Д. Ушинский определял педагогику и как науку, и как искусство. В своих работах он писал: «Воспитатель есть художник, школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества»; «Педагогика – не наука, а искусство, самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств». И в то же время в более поздних работах встречаются такие высказывания: «Одна педагогическая практика без теории то же, что знахарство в медицине». Л.Н. Толстой, который много внимания уделял проблемам школьного образования (как известно, он открыл в Ясной Поляне школу и несколько лет сам обучал крестьянских детей), писал: «Учитель должен быть творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом – в этом корень учительского дела».
В начале 20 века появляется т.н. «педагогика личности». Ее основой был интуитивизм (А.Бергсон, В.Дильтей), согласно которому творческий процесс целиком зависит от индивидуальности творца, его интуиции и не подчиняется никаким законам. Немецкие педагоги Э.Вебер, Э.Линде, Ф.Ганберг в центр воспитательной деятельности ставили личность педагога, его способности, интуицию. Они отождествляли педагогическую деятельность с художественной, а воспитателя с художником. Отсюда и общий вывод: педагогика не может быть наукой.
Русский педагог начала 20 века П.Ф. Каптерев в своей статье «Педагогика: наука или искусство?» выявил различия, а также сходства двух сфер человеческой деятельности – науки и искусства – и пришел к необходимости рассматривать педагогику именно как прикладную науку, которая в практическом выражении близка к искусству. Были и иные точки зрения. Так, первый теоретик советской педагогики П.П. Блонский писал: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки может существовать педагогика».
По сути, спор касался следующей проблемы: от чего в большей степени зависит результат обучения и воспитания: от таланта педагога, или от эффективной педагогической системы (методики), которую призвана разработать наука? Проведем небольшую аналогию деятельности педагога и музыканта-исполнителя. И в том, и в другом случае крайне важны личностные качества человека, его искусство решать творческие задачи, уровень его исполнительского мастерства. Но даже самому высокоодаренному виртуозу-исполнителю необходима партитура музыкального произведения, которую предварительно подготовил в своей не менее творческой деятельности композитор. Педагогу-практику, даже самому одаренному и творческому, необходим учебный план, учебная программа, предварительно разработанные и научно обоснованные методические материалы, в которых содержится цель образования, его содержание, возможные методы, формы, средства. Все это требует проведения теоретических исследований, научных изысканий. Таким образом, научный базис для педагогики необходим (важны знания закономерностей обучения и воспитания детей, их возрастных особенностей, знание различных предметных методик и т.п.). Поэтому педагогика в своем основании научна, но в практическом приложении она близка к искусству, так как многое в обучении и воспитании зависит от способностей и интуиции педагога.
В настоящее время научный статус педагогики не подвергается сомнению. Определенная отрасль знания является наукой, если: 1) четко определен предмет изучения; 2) применяются объективные методы исследования; 3) зафиксированы объективные связи и закономерности между фактами и процессами; 4) эти закономерности позволяют прогнозировать будущее развитие изученных процессов. Все перечисленные требования в педагогике соблюдены.
В чем же специфика педагогической науки, ее отличие от других наук?
1. По классификации ак. Б.М. Кедрова, педагогика относится к классу практических наук. Есть теоретические науки, которые имеют дело с отвлеченными понятиями, абстракциями, есть практические науки (науки не о сущем, а о должном), то есть они устанавливают правила нашей деятельности. Их можно назвать прикладными, нормативными. Именно к этим наукам и относится педагогика.
2. Педагогика относится к классу социономных наук, то есть на нее влияют все общественные процессы: меняется общественный строй, и это сразу же отражается в педагогической науке, появляются новые теории воспитания, социализации человека.
3. Педагогика – это одна из немногих «преобразующих» наук, объект ее преобразования – сам человек, то есть для педагогики большое значение имеет знание о том, как, каким образом должен действовать педагог для достижения своих целей.
По определению Д.И. Менделеева, задачи науки – это предвидение и польза. Педагогическая наука выполняет следующие функции: 1) объяснительную; 2) прогностическую; 3) преобразующую. Таким образом, педагогика познает закономерности обучения и воспитания людей и на этой основе указывает педагогической практике лучшие пути достижения поставленных целей.
В педагогической науке можно выделить следующие уровни:
Методологический уровень: на нем разрабатываются методологические подходы и принципы, которые определяют направленность и характер исследования, а также комплекс исследовательских методов и конкретных исследовательских методик.
Теоретический уровень: на нем определяются законы и закономерности, разрабатываются концепции и теории, обосновываются принципы обучения и воспитания.
Нормативный уровень: на нем разрабатываются нормативные требования, инструкции, образовательные стандарты, методические рекомендации педагогам.
Вопросы:
В чем отличие научного педагогического знания от житейского?
Что является объектом и предметом педагогики?
Каковы функции педагогики?
Назовите основные формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами.
Какова структура современной науки? Какие педагогические отрасли имеют длительный период развития, какие находятся в стадии своего становления?
Докажите, что педагогика функционирует как развитая наука, имеющая свои традиции.
Что в педагогической деятельности сродни к искусству?
В чем специфика педагогической науки?
Дайте характеристику уровней развития педагогической науки.
Задания:
Составьте сводную таблицу «История развития педагогики»:
Ученые Исторический период Педагогические идеи, теории
Нарисуйте «Древо педагогических наук». Ствол – это общая педагогика, ветви – отдельные педагогические отрасли. А что является корневой системой (истоками развития научной педагогики)?

Приложенные файлы

  • docx 26594654
    Размер файла: 36 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий