Семинарское занятие 1

Семинарское занятие 1
Тема: Развитие этнопсихологических взглядов и их влияние на этнопедагогику
Вопросы для обсуждения
1. Этнопсихологические представления в древние века и в европейском средневековье.
2. Зарубежная этнопсихология в XIX в. и в XX в
3. Истоки проявления интереса к этнопсихологии и особенности ее за-
рождения в России. Развитие этнопсихологии в России в XX в.
Рекомендуемая литература
1. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер, 2007.
2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.,
2006.
3. Гуревич П.С. Культорология. М.: Проспект, 2007.
4. Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографический аспект.
М.: Академия, 2008.
5. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Академия, 2008.
6. Крысько В.Г. Этническая психология в схемах и комментариях. М.:
Академия, 2008.
7. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
8. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Просвещение, 2006.
9. Мид М. Культура и мир детства. М.: Просвещение, 2008.
10. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. М.: Академия,
2008.
11. Платонов Ю.П. Психология национального характера. М.: Акаде-
мия, 2007.
12. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Акаде-
мия, 2008.
13. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумато. СПб: Питер, 2003.
14. Ромшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы ста-
новления личности. М.: Академия, 2009.
15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология Г.Г. Шпета в ХХI в. // Вопросы пси-
хологии. 2009. № 3. С. 103-107.
16. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Просвещение, 2009.
17. Уварова Г.В. Становление национальной идентичности // Прикладная
психология и психоанализ. 2007. № 3-4. С. 94-109.
20
18. Тавадов Г.Т. Этнология. М.: Просвещение, 2002.
19. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. М.: Акаде-
мия, 2008.
Семинарское занятие 2
Тема: Специфика социализации и отношения к детям представителей
различных народов
Вопросы для обсуждения
1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия, этническая
адаптация.
2 Этнография детства.
3. Отрочество и «переход в мир взрослых» (обряды инициации).
Рекомендуемая литература
1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Конькина Н.Г. Роль внушения в формировании этнического созна-
ния // Бехтеревские чтения в г. Елабуге, 2008. С. 115-118.
3. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Академия, 2008.
4. Крысько В.Г. Этническая психология в схемах и комментариях. М.:
Академия, 2008.
5. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
6. Льдокова Г.М. Национальный характер и личность в многонацио-
нальной среде (на примере титульных наций РТ): монография.
Елабуга: ЕГПУ, 2008.
7. Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ос-
лабления // Педагогика. 2001. № 10. С. 91-101
8. Налчаджян А.А. Этнопсихология. СПб.: Питер, 2006.
9. Панфилов А.Н. Национальный характер и личность как предмет эт-
нопсихологических феноменов // Бехтеревские чтения в г. Елабуге,
2008. С. 156-159.
10. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. М.: Академия,
2008.
11. Платонов Ю.П. Психология национального характера. М.: Акаде-
мия, 2007.
12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Просвещение, 2009.
13. Сухарев А.В. Этнофункциональный аспект исследования ментально-
сти // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С. 118-
127.
14. Татарко А.И. Сравнительный анализ структуры ценностей и характе-
ристик этнической идентичности в традиционных и современных
культурах // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 4.
С. 67-76.
15. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Академия, 2006.
16. Хромова Е.Б. Менталитет и национальный характер // Вопросы гума-
нитарных наук. 2006. № 2. С. 301-30
21
Семинарское занятие 3
Тема: Психология религиозных общностей и их отражение в педагогической традиции
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика религиозных общностей (церковь, секта, деномина-
ция или вероучение, культ).
2. Основные религиозные направления современности (буддизм, иуда-
изм, ислам, христианство, шаманство).
3. Роль религиозных учений в формировании сознания и самосознания
этноса.
Рекомендуемая литература
1. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер, 2007.
2. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Академия, 2006.
3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М.: Академия, 2005.
4. Гуревич П.С. Культорология. М.: Проспект, 2007.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Академия, 2003.
6. Евсеенкова Е.В. Особенности представлений о смерти у православных
и мусульман. Психология религии // Журнал практического психоло-
га. 2009. № 6. С. 112-124.
7. Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь /
Под ред. Р.А. Набиева. Казань: Магариф, 2004.
8. Мухаметшин Р.М. Ислам в общественной и политической жизни та-
тар и Татарстана в XX веке. Казань: Магариф, 2005.
9. Полонский __________А. Традиционное мусульманское образование и вызов 21
века // Первое сентября. 2001. 23 октября. С. 1-2.
10. Религоведение / Под ред. А.Ю. Григоренко. СПб.: Питер, 2008.
11. Религоведение: хрестоматия / Сост. В.Б. Рожковский, Д.Л. Устимен-
ко. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
12. Религоведение / Под ред. О.П. Матецкой. Ростов н/Д: Феникс,
2009.
13. Филипс А.Б. Законы жизни мусульман. М.: УММА, 2002.
14. Хабибуллин М.З. Из истории Казанского исламоведения второй поло-
вины XIX начала XX века. Казань: Фэн, 2004.
Семинарское занятие 4
Тема: Психологическая характеристика этнических конфликтов и место в них детей
Вопросы для обсуждения
1. Этнические конфликты, их структура и источники.
2. Виды, содержание и разрешение этнических конфликтов.
3. Этнические конфликты с участием детей и подростков на территории бывшего СССР.
4. Специфика внутренних этнических конфликтов в России и других странах.
Рекомендуемая литература
1. Бабосов Е.М. Этнонациональные конфликты // Конфликтология.
Минск. 2001.-С.217-223.
2. Бэрон Р. Социальная психология группы. СПб.: Питер, 2003.
3. Дмитриев А.В. Этноконфликты // Конфликтология. М., 2001.
С. 152-179.
4. Марьин М.И. Психологическое обеспечение антитеррористической
деятельности. М.: Академия, 2007
22
5. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. М.:
Академия, 2005.
6. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2005.
7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Просвещение, 2009.
8. Чалдин Р. Писхология влияния. СПб.: Питер, 2008.
Семинарское занятие 5
Тема: Поликультурное образование и этнопедагогика
Вопросы для обсуждения
1. Взаимосвязь образования и семейного воспитания в поликультурной среде.
2. Роль гуманитарных наук в поликультурном образовании.
3. Народность и школьные курсы естественного и математического цик-
4 Семейные традиции как средство формирования национальной куль-
туры.
Рекомендуемая литература
1. Баймурзина В., Баймурзин Х. Бесценный вклад народной педагоги-
ки // Народное образование. 2000. № 6. С. 316-321.
2. Волкова Г.Н. Этнопедагогика. М.: Просвещение, 2008.
3. Воспитательные возможности национальных культур // Школа духов-
ности. 2001.– № 5. С.58-63.
4. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
5. Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики. М.: Проспект,
2004.
6. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции педагогики. Казань: Ма-
гариф, 2006.
7. Психология семейных отношений / Под ред. О.А. Шаграевой,
А.М. Сергеева. М.: Академия, 2008.
8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Просвещение, 2009.
9. Тимербулатова А. На принципах народной педагогики // Народное
образование. 2000. № 6. С. 162-166.
10. Хамитов И. Традиции народной педагогики в образовательном про-
цессе // Наука и школа. 2000. № 12. С. 17-20.

Методические рекомендации. Семинарские занятия являются важным
дополнением лекционного курса, необходимым для успешного усвоения учебного
материала. В процессе семинарских занятий студенты учатся:
– самостоятельно работать с учебной и научной литературой;
– писать конспекты, тезисы, доклады и другие научные работы;
– оперировать полученными знаниями и понятиями, отвечая на вопросы
преподавателя, решая психологические задачи, анализируя различные психологические
феномены, участвуя в групповых дискуссиях;
– формулировать и аргументировать свою точку зрения по различным
психологическим проблемам;
– знакомиться с различными источниками информации;
– вырабатывать информационный стиль работы.

4.5.2. Перечень контрольных вопросов.
Анкета по выявлению уровня поликультурности личности
1. Как Вы понимаете выражение «духовная жизнь общества»?
2. Как Вы понимаете выражение «культурное разнообразие»?
3. Дайте определение понятию «культурная самобытность». Приведите пример
культурной самобытности.
4. Как Вы думаете, сколько примерно национальностей представлены на территории
Российской Федерации?6. Что такое национализм?
5. Что такое дискриминация и по каким признакам она может быть?
6. Приведите примеры из мировой истории или истории нашей страны, когда
происходила дискриминация каких-либо народов.
7. Приведите примеры из мировой истории или истории нашей страны, когда
происходило объединение людей разных культур.
8. Интересна ли Вам культура Других народов? Объясните почему.
9. каким из следующих утверждений Вы согласны:
A) я считаю, что мир отличается культурным многообразием, но нет культуры
хорошей или плохой;
B) я считаю, что мир делится на несколько культурных групп более высоких и
низких;
Г) я считаю, что в мире есть одна культура, но ее разделяют не все.
11. Как Вы считаете, «человек другой культуры» это тот, кто:
Другой национальности; Другого возраста;
Из другой страны; 6. Другого мышления;
Другой веры; 7. Все вышеперечисленное;
Других традиций; 8. Предложи свой вариант.
16. Что бы Вы почувствовали и как бы поступили если бы внезапно оказались в другой
стране (культуре) в одиночестве?1. A) затрудняюсь ответить;
. Б) только страх, ничего бы не смог сделать;
. B) составил бы план действий, постарался бы найти "общий язык" с
представителями
19. Перечислите несколько основных признаков Вашей индивидуальности. Чем Вы
отличаетесь от других людей?
20. Как Вы думаете, какие трудности могут возникнуть перед человеком, попавшим в
иную культурную группу? Что ему нужно помнить, чтобы не оказаться в неловкой
ситуации?
21. Как Вы считаете, какие свойства и качества людей могут привести их к ссоре с
человеком Другой культуры:1. жадность; 4) терпимость;2. хитрость; 5)
жестокость;3. эгоизм; 6) свой вариант.
22. Назовите Ваше главное правило межнационального общения:1. Доброта. 2.
Равнодушие.3 Сочувствие. 4. Равенство. 5 Высокомерие. 7. Предложите свой вариант.4. Злость.
24. В каком коллективе Вы хотели бы учиться и работать:
A) где все люди одной с Вами национальности; Б) где люди многих
национальностей;
B) национальность значения не имеет; Г) затрудняюсь ответить.
25. Какие свойства и качества человека является для Вас наиболее важными при
общении с ним:
1Физическое развитие. 5. Пол.2. Возраст. 6. Характер.
5Социальный статус. 7. Интеллект.
Национальность. 8. Не имеет значения.
29. Каким определением Вы назвали бы человека иной культуры:1. Чужой. 4.
Другой.2. Интересный. 5.Странный.
4. Непохожий. 6. Предложите свой вариант.
31. Употребляете ли Вы в своей речи обобщения или отрицательные высказывания по
отношению к людям других культур? Объясните почему.
32. Каждый ответ оценивается по системе баллов от 0 до 8. Таким образом, по сумме
баллов определяется уровень культуры общения учащихся:1.уровень 40 баллов;1.
уровень 30-39 баллов;1.I уровень 20-29 баллов;1. уровень 10-19 баллов;1. V
уровень 0-9 баллов.
Тест О.И. Тушкановой «Насколько Вы терпимы?»
1. Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали.
Расстроитесь?1. А) да; Б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете?
3. А) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; Б) чтобы играли и те, кто еще
не знает правил.
4. Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость?1. А) да; Б) нет.
5. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми с иными, чем у Вас, положением,
обычаями?
А) мне трудно было бы это сделать; Б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
А) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
Б) если даже шутка и будет мне неприятна, я отвечу в такой же манере.
7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают
не свое дело».1. А) да; Б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом
всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете?
А) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
Б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное
молодое поколение, превозносит былые времена. Как Вы реагируете?
А) уходите пораньше под благовидным предлогом; Б) вступаете в спор.
10. Интерпретация результатов. Записать по два балла за ответы: 16, 26, 36, 56, 66, 76,
86, 9а.0.4 балла низкий уровень терпимости. 6-12 баллов - средний уровень
терпимости. 14-18 баллов - высокий уровень терпимости.
Методика диагностики уровня эмпатических способностей1. В.В. Бойко
Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или
«нет», выражая согласие или несогласие с ними.
У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь
спокойным.
Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами
одноклассников.
Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни со случайными попутчиками в
транспорте.
. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
Моя интуиция более надежное средство понимания окружающих, чем знания или
опыт.
Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности бестактно.
. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и
состояния.
. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне
непосредственное отношение.
. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне
человеком, и ожидания оправдываются.
. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о
личном.
Иногда близкие упрекают меня в черствости, непонимании их.
. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая их.
. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
Чужой смех обычно заражает меня.
Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к
человеку.
Плакать от счастья глупо.
Я способен полностью слиться с человеком, как бы расстворившись в нем.
Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры людей.
Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его.
Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются в семье.
Мне было бы трудно задушевно беседовать с замкнутым человеком.
У меня творческая натура поэтическая, художественная.
. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых людей.
. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
Мое мышление больше отличается конкретностью, чем интуицией.
. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
Интерпретация результатов: суммарный показатель может изменяться в пределах
от 0 до 35 баллов.30 баллов и выше очень высокий уровень эмпатии.29.22 балла
средний уровень эмпатии.21.15 заниженный уровень эмпатии.
Менее 14 баллов очень низкий уровень эмпатии.
5. Самостоятельная работа студентов.

Семинар 4
Тема: Педагогическая традиция в народной культуре
Основные вопросы:

1. Значение образов воспитанности и средств их воспроизводства для развития этноса
Идеал воспитанности в эпосе, сказке, легенде, роль фольклорной традиции
Поликультурное образование как научное направление в славянских странах
Основная литература:
Бережнова Л.И., Набок И.Л., Щеглов В.И.Этнопедагогика Издательство: Академия, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Серия: Высшее профессиональное образование (Академия): 2008
Волков Г. Н., Этнопедагогика, Чебоксары, 1974
Волков Г. Н., Педагогика жизни, Чебоксары, 1989;

Дополнительная литература:

Ареальные исследования в языкознании и этнографии. – Л.: Наука, 1977. – 263 с.
Кузьмин M. H., Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека, М., 1997;
Кузьмин M. H., Нац. школы России в контексте государственной. Образовательной и национальной политики, М., 1997
Межкультурное образование. Подход Совета Европы, М., 1995;
Н.И.Толстой. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
Символический язык традиционной культуры / Отв. ред. С.М.Толстая, И.А.Седакова. М., 1993
Славянский и балканский фольклор. М., 1978–2000. [Вып. 2–8].Славянское и балканское языкознание: Язык в этнокультурном аспекте. М., 1984.
.
Семинар 5.
Тема: Религиозная традиция и этнопедагогика
Основные вопросы:

Роль верований, религиозной традиции в формировании системы педагогических ценностей
Примеры детско-родительских, супружеских отношений в религиозной догматике.
Влияние христианства на формирование традиций воспитания в этнопедагогике

Основная литература:
Арутюнов С. А., Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 1989;
Волков Г. Н.,Поликультурное образование, Чебоксары, 1974
Волков Г. Н., Педагогика жизни, Чебоксары, 1989;
Кузьмин M. H., Сусоколов А. А., Бацин В. К., Ешич М. Б., Концепция национальной. школы: цели и приоритет содержания образования, М., 1994

Дополнительная литература:
:Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. – М.: Наука, 2002. – 488 с.
Фольклор и этнография / Под ред. Б.Н. Путилова. – Л.: Наука, 1970. – 256 с. Амонашвили, Ш.А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования: Педагогика / Ш.А. Амонашвили, В.И.Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – М.- Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.
Загвязинский. – №2, 2000. – С. 11-23.

Семинар 6
Тема: Ребенок как объект и субъект воспитания в народной педагогике
Основные вопросы:
Статус ребенка в народной культуре
Оценка взрослыми детей в фольклорной традиции: индивидуализация.
Различие подходов к воспитанию у разных народов

Основная литература:

Коринфский А. А. Народная Русь: [Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - Самара: Сам. обл. центр народного творчества, 1995
Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым.-М.: ОЛМА-ПРЕСС. (Тысячи советов на все случаи жизни). Т.1.-1998
Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым.-М.: ОЛМА-ПРЕСС.-(Тысячи советов на все случаи жизни). Т.2.-1998.
Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы / Отв. ред. Грацианская Н.Н, Кожановский А.Н.-М.: Наука, 1999
. Дополнительная литература:
Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. М.: Школа-Пресс, 1996
Возрождение народов Российской Федерации и формирование нац. систем образования, в 13, М., 199293; Межкультурное образование. Подход Совета Европы, М., 1995;
Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. - Самара: Областной научно-методический центр народного творчества, 1991.

Семинар 7
Тема: Цели и ценности воспитания в этнопедагогике

Основные вопросы:
Сообразность целей воспитания с условиями проживания, историей, верованиями народа
Ценности народной культуры и формирование средств их достижения
Педагогическая культура и педагогическая традиция
Основная литература:

Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985.
Антология педагогической масли России первой половины XIX века. М., 1989.
Арутюнов С. А., Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 1989
Бережнова Л.И., Набок И.Л., Щеглов В.И.Поликультурное образование. Издательство: Академия, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Серия: Высшее профессиональное образование (Академия):
Дополнительная литература:
Шадриков, В.Д. Происхождение человечности / В.Д. Шадриков. – М.: «Логос», 2001 – 296 с.
Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: «Питер», 2003.- 512 с.
Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Сенько. – М.: «Академия», 2000. – 240 с.
Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.
Чернявская, В.С. Развитие педагогической толерантности: Пособие для психологов и педагогов / В.С. Чернявская. – М.: АПКиПРО, 2002. – 48 с.
Чижакова, Г.И. Лекции по педагогической аксиологии: Учебное пособие / Г.И. Чижакова. – Красноярск: РИО КГПУ, 1999. – 148
Семинар 8
Тема: Факторы воспитания в этнопедагогике
Основные вопросы:
Природные и социальные факторы в этнопедагогике
Воспитательное значение труда и досуга
Трактовка факторов развития в общей и этнической педагогике.

Основная литература:
Волков Г.Н.Поликультурное образование. – М., 1999..
Жук О.Л. Педагогика: Учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Мн.: БГУ, 2003. – 383 с.
Кузьмин M. H., Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека, М., 1997; его же, Нац. школы России в контексте гос. образоват. и нац. политики, М., 1997; Нац школа: пути становления, П, 1997, № 1.
Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школа-Пресс, 1998. с.

Дополнительная литература:
Основы педагогики: Учеб. Пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 349 с.
Пионова Р.С.Поликультурное образование: Учебное пособие / Р.С. Пионова. – Мн. Университетское, 2002. – 256
Семинар 9
Тема: Формы воспитания в этнопедагогике

Основные вопросы:
Практический характер народной педагогики
Семейный уклад и традиции воспитания у разных народов.
Влияние этнических особенностей на специфику этнопедагогических систем.
Основная литература:
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV –XVII вв. М., 1983.
Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985.
Антология педагогической масли России первой половины XIX века. М., 1989.
Арутюнов С. А., Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 1989
Бережнова Л.И., Набок И.Л., Щеглов В.И.Поликультурное образование. Издательство: Академия, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Серия: Высшее профессиональное образование (Академия): 2008
Водзинский Д.И.Поликультурное образование. – Мн., 2000
.
Дополнительная литература

Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. М.: Школа-Пресс, 1996
Возрождение народов Российской Федерации и формирование нац. систем образования, в 13, М., 199293; Межкультурное образование. Подход Совета Европы, М., 1995;
Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. - Самара: Областной научно-методический центр народного творчества, 1991.
Коринфский А. А. Народная Русь: [Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - Самара: Сам. обл. центр народного творчества, 1995
Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым.-М.: ОЛМА-ПРЕСС. (Тысячи советов на все случаи жизни). Т.1.-1998
Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым.-М.: ОЛМА-ПРЕСС.-(Тысячи советов на все случаи жизни). Т.2.-1998.
Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы / Отв. ред. Грацианская Н.Н, Кожановский А.Н.-М.: Наука, 1999


4.1 Задания для самостоятельной работы

.1. Подберите 3-5 пословиц на одну и ту же конкретную тему и покажите их этнопедагогический потенциал.
2. «Что хуже всего? Лень... Плохо - не слышать, хуже - не видеть. Плохо без ног, но гораздо хуже без труда. Зачем ленивому глаза и уши, руки и ноги? Зачем бездельнику ум?» Прокомментируйте раздумья сельской старушки.
3. Последнее из семи чувашских свадебных благопожеланий родителей жениха звучит примерно так: «Счастливый муж добр, ласков, верен, здоров, трудолюбив, основателен, справедлив, живет он долго, но умирает раньше жены. Будь счастливым мужем»... Что могли бы вы сказать об этом благословении? Попытайтесь переделать его в соответствии со своими представлениями.
4. Судьбу каждого человека и любого народа в конечном счете решают три любви - любовь к детям, любовь к труду, любовь к Родине. Продолжите высказанную мысль.
5. Каждый рождается внуком, умирает дедом. Порассуждайте по поводу этого изречения в связи с темой преемственности поколений.
6. Назовите игры разных народов и покажите их обучающий и воспитывающий потенциал. Составьте таблицу похожих умений и навыков, получаемых в разных играх.
7.Покажите воспитательный смысл конкретного обряда: крестин, свадьбы, масленицы, прощеного воскресения, проводов и др.
8. М.А. Шолохов много писал о детях, об их воспитании, об улучшении работы сельской школы, сам был тружеником ликбеза, учителем начальной школы. Куда отнести его творчество - к педагогике народной или профессиональной? «Педагогическая поэма» - художественное произведение. Как вы считаете, А.С. Макаренко - педагог или писатель?


4.2 Глоссарий
Словарь терминов
Автостереотипы устойчивые представления этноса о своих качествах.
Адаптация этническая приспособление индивида или группы к условиям
этнической среды.
Аккультурация процесс приобретения одним этносом тех или иных форм
культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.
Ассимиляция тип этнических процессов, представляющих собой
взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и
утрачивает этническую идентичность. Может происходить как естественным, так и
насильственным путем.
Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; социально и педагогически обусловленный процесс раскрытия сущностных сил человека, его потенциальных человеческих возможностей.
Воспитательная (педагогическая) ситуация это конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени.
Воспитательный процесс это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
Высококонтекстные культуры - придают большое значение форме и контексту, что проявляется в расплывчатости речи, преобладании некатегоричных формы ("может быть", "вероятно" и т.д.), отсутствии прямого "нет". Высококонтекстный характер русской культуры прекрасно демонстрирует слово-сорняк "как бы".
Геноцид истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или
религиозным мотивам.
Депортация насильственное переселение населения в пределах страны или
за пределы страны или выселение определенной группы.
Десегрегация устранение сегрегации, отказ от политики, разделяющей
население по расовому признаку.
Диаспора часть населения города, проживающая вне страны своего
происхождения. Диаспоры образовывались в результате насильственного выселения,
угрозы геноцида и других социальных причин.
Дискриминация ограничение или лишение прав определенной категории
граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола,
по религиозным и политическим убеждениям и т. д.
Духовность - интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде. Духовность развивается на основе осмысления и переживания личного жизненного опыта, а также на основе усвоения знаний, содержащихся в архивах культуры. Центром духовности является отношение к человеку, а стержневыми характеристиками: вера, надежда, любовь и София (мудрость жизни).
Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития гласит, что любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ребенке его личностных качеств, с воспитанием его как члена общества.
Заражение - бессознательная, испольная подверженность человека определенным психическим состоянием. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (психического настроя).
Идентификация 1.перенесение личностных качеств другого человека на себя,
стремление актуализировать в своей личности те же качества, которым обладает
выбранный образец. 2. способ понимания другого человека через уподобление себя ему
Идеал это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.
Импринтинг это вид научения, который характеризуется быстрым, автоматическим приспособлением организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения.
Институты воспитания это общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательные воздействия на личность.
Историческая память этноса важнейший компонент духовной культуры
этноса, позволяющий поддерживать непрерывность этнической эволюции,
преемственность культуры этноса и передавать ее последующим поколениям.
Колониализм политическое, экономическое и духовное порабощение
стран, как правило, менее развитых в социально-экономическом отношении.
Конфессиональный связанный с определенным вероисповеданием.
Коренной этнос аборигенный народ, ведущий __________племенной образ жизни.
Культуризация процесс усвоения индивидом ценностей и опыта других
социумов и этносов
Культурная дистанция степень близости или отдаленности культур.
Культурный релятивизм утверждение равноправия всех типов культур, отказ от
выделенных систем культурных ценностей.
Межгрупповая дискриминация установление различий между собственной
и чужой группой, нередко приобретающее ярко выраженную оценочную окраску.
Межэтническая коммуникация обмен между двумя или более этническии
общностями, материальными и духовными продуктами их культурной деятельности,
осуществляемой в различных формах.
Менталитет относительно целостная совокупность мыслей, верований,
создающих картину мира и скрепляющих единство ку ультурной традиции или какой-
либо общности.
Меньшинство этническое группа людей той или иной этнической
принадлежности, существенно уступающая по своей численности окружающему ее
иноэтническому населению.
Обучение это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Личностный смысл – это «значение-для-меня», индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность и общение
Мировоззрение это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мнемоника система различных приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мотив побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта.
Мотивационная подструктура учебной деятельности это совокупность мотивов учения.
Неосознанные средства воспитания включают в себя воспитательные воздействия, которые воспитанник принимает без сознательного контроля со своей стороны, а сам воспитатель также не производит преднамеренного влияния на него.
Низкоконтекстные (западные) -культуры основное внимание уделяют содержанию сообщения (что, а не как сказано), предпочитаются ясные, короткие и аргументированные высказывания.
Нравственное сознание это отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, к обществу
Обучение это профессиональная деятельность педагога, которая направлена на передачу учащимся знаний, умений и навыков.
Переживание - внутренний сигнал, посредством которого осознается личностные смысл происходящих событий. Переживания являются необходимой, обязательной частью внутреннего мира человека, они вырываются за пределы собственно аффективной сферы, «захватывают» воображение, пронизывают всю личность и весь круг ее отношений.
Песни - группа фольклорных стихотворных жанров, объединяющая тексты различного объёма, содержания и формы. Различают Песни эпические, лирические, лиро-эпические, обрядовые и необрядовые. Как обрядовые, так и необрядовые песни часто имеют не только развлекательный, но и назидательный характер.
Подражание предполагает осуществление не просто принятия внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения.
Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой – воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям
Прямые средства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.
Цель воспитательного процесса в этнопедагогике –личность, ориентированная на.
Фольклор (англ. folk-lore – народная мудрость) -термин, введённый в 1846 г. английским учёным У. Дж. Томсом для обозначения народной культуры. В современной Фольклористике это слово понимается двояко – более широко и более узко. В узком смысле Фольклором называют устное словесное и музыкальное народное творчество, в более широком – всю совокупность явлений культуры, порождённых творчеством коллектива или индивидов в рамках коллективного сознания.
Фольклористика, наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика как особая область знания выделилась на рубеже 18–19 вв. в связи с большим интересом к древним мифам.
Этнос - народ
Этническая идентификация в этнопедагогике - отождествление педагогических традиций, приёмов воспитания с этнокультурой
Этническая самоидентификация - самоотождествление личности с этнокультурой
Этнопедагогика (от греч. еthnos – племя, народ и педагогика) –наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.
уподобление образам героев эпоса, героев фольклора.
Эмпирическое обобщение это установление преимущественно формальных родовидовых зависимостей в различных классификациях.
.
Народ субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества;
население государства, страны.
Народность этническая общность людей, исторически следующая за племенем и
предшествующая нации. Возникает в результате смешения племен и образования
племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя и утверждения
частнособственнических отношений.
Национальная идеология теоретически оформленная система взглядов этнофора
на национальные проблемы, национальные интересы, национальные ценности,
вырабатываемая государством и обществом в лице социальных институтов.
Национальная психология стихийно возникающая совокупность чувств,
настроений, потребностей, реализуемых преимущественно внутри этнической
общности.
Национальное самосознание осознание индивидом принадлежности к
определенной нации как к социально-экономической и политической общности.
Нация исторический тип этноса, представляющий собой социально-
экономическую __________целостность, которая складывается и воспроизводится на основе
общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры,
психологического склада и этнического самосознания.
Пассионарии индивидуумы, импульс поведения которых значительно
превышает импульс инстинкта самосохранения.
Пассионарное напряжение количество имеющейся в этнической системе
пассионарности, деленное на количество индивидов, составляющих этническую систему
индивидуумов (термин Л. Н. Гумилева).
Пассионарность способность и стремление этнического сообщества к
изменению окружения; уровень активности этнического сообщества.
Племя исторический тип этноса, внутренняя структура которого создается
по принципу кровного родства; имеет небольшую численность, что вызвано слабым
развитием производительных сил; не имеет общего языка и постоянной территории.
Психический склад этноса специфический способ восприятия и отражения
членами этнической общности различных сторон окружающей действительности.
Психологическая культура совокупность имеющихся у индивида,
группы или этноса представлений о психике; используемые формы регулирования и
развития психики.
Психологическая культура этноса характерные для данного этноса
представления о психике, формы регулирования и развития психики.
Раса исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью
происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству
второстепенных внешних физических особенностей.
Род кровно-родственная группа людей, связанная единым происхождением по
материнской или отцовской линии.
Самоидентификация социально-психологический процесс, представляющий
собой осознание социальной группой своей тождественности (единства
всех членов на основе каких-либо признаков), а отдельным индивидом своей
принадлежности к определенной группе.
Сегрегация принудительное разделение населения на группы по определенному
социальному признаку, чаще всего расовому и этническому; вид расовой дискриминации.
Социальная установка состояние психики, характеризующееся готовностью
человека реагировать определенным образом на то, что связано с актуальной для него
потребностью и ситуацией.
Социальный стереотип схематизированный, упрощенный образ какого-либо
явления социальной действительности, фиксирующий лишь некоторые,
иногда несущественные, черты.
Человечество общность людей всех этносов, проживающих на Земле; все
народонаселение планеты.
Ценностные ориентации обобщенная концепция природы, места в ней,
отношение к человеку, тип межличностных отношений и отношений человека с
окружающим миром.
Этническая фрустрация психологическое состояние этнической группы или
общности, которое характеризуется потерей перспективы исторического развития,
тревогой, неуверенностью в завтрашнем дне, чувством безысходности.
Этническая идентификация причисление себя к группе людей определенной
национальности.
Этническая общность любая общность, которая складывается на определенной
территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-
экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на
протяжении своего жизненного пути культурную специфику и осознание себя
отдельной самостоятельной группой.
Этнические обычаи и традиции к омпоненты психического склада,
объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из
поколения в поколение.
Этнический стереотип упрощенный, схематизированный, эмоционально
окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или
общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ);
схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-
либо этноса.
Этнический темперамент внешнее выражение национального характера.
Наиболее ярко проявляется в особенностях общения (темп речи, движения, жесты,
дистанция и пр.).
Этнический характер целостная структура, отражающая специфику
исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого.
Этническое меньшинство часть этноса, отделенная от основного этнического
массива и проживающая в иноэтнической окружности; не следует отождествлять с
малочисленными народами.
Этническое самосознание осознание индивидами принадлежности к
определенной этнической общности.
Этническое сознание совокупность ментальных представлений этнической
общности о своем месте в мире, включающая социально-психологические установки и
стереотипы.
Этничность совокупность характерных, культурных черт, отличающих одну
этническую группу от другой.
Этногенез процесс развития этнической системы от ее возникновения до
исчезновения.
Этнос исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая
совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями
культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от
всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании
(этнониме).
Этнопсихология научная дисциплина на стыке этнологии и психологии,
изучающая психологические и психические особенности этноса.__


Заголовок 315

Приложенные файлы

  • doc 26591914
    Размер файла: 175 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий