Семинар по лирической песне


Семинар № 6.
«Во саду ли, в огороде…».
Поэтика крестьянских лирических песен (разбор текстов).
План.
Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Статья Ап. Григорьева «Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны».
Роль книжной лирики в обогащении народного песенного репертуара. Явление фольклоризации стихотворений. И.Н. Розанов «От книги – в фольклор (Какие стихи становятся популярной песней?)».
Работа А.Н. Веселовского «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля».
Принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека. Суггестивность.
Определение понятия психологический параллелизм.
Виды психологического параллелизма.
Диахронический подход в изучении формирования системы поэтических средств. В чем, по мнению А.Н. Веселовского, заключается «пластическая сила искусства».
Основные темы традиционной крестьянской лирики. Содержание. Типы героев.
Песни бытового цикла (любовные, семейные, шуточные).
Песни социального цикла (разбойничьи, солдатские).
Песни крестьянских отхожих промыслов (ямщицкие, чумацкие, бурлацкие).
Поэтика традиционной крестьянской лирики:
психологический параллелизм (А.Н. Веселовский);
выражение переживаний лирического героя через внешние формы (сюжетные ситуации);
приемы композиции песенного текста: повтор сюжетных ситуаций, ступенчатое сужение образов (Б.М. Соколов), ассоциативно-цепочное построение;
«формула невозможного» (А.А. Потебня);
роль монологов и диалогов; песни-повествования и песни-раздумья;
лирические обращения;
единоначатия и другие виды песенных повторов;
образы-символы, постоянные эпитеты, сравнения, гиперболы и пр.
строфика и стих.
Задание.
Прочитать по учебнику Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор (М., 1998) главу «Лирические внеобрядовые песни» (с. 288-313).
Прочитать по хрестоматии Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор (М., 1998) раздел «Лирические внеобрядовые песни» (с. 337-384).
Законспектировать:
Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля// Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Хрестоматия исследований. – М., 1998. – С. 145-157.
Выявить типические переживания русского человека и средства их поэтического отображения в песнях (используя тексты Хрестоматии):
«Во саду ли, в огороде…» (с. 341);
«Калину с малиною вода поняла…» (с. 345-346);
«Уж ты степь, моя степь, степь Моздокская…» (с. 351);
«Как бывало мне, ясну соколу, да времечко…» (с. 352-353);
«В чисто поле стояло тут древо…» (с. 360).
Сообщения.
По Хрестоматии исследований подготовить реферативное изложение работ:
Григорьев Ап. «Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны» (с. 138-145).
Розанов И.Н. «От книги – в фольклор (Какие стихи становятся популярной песней?)» (с. 168-171).
Подготовить исполнение народных песен.
Литература.
Сборники текстов.
Городские песни, баллады и романсы/ Сост. А.В. Кулагина, Ф.М. Селиванов. – М., 1999.
Песни русских поэтов/ Вступ. ст., сост., подгот. текста, биограф. Справки и примеч. В.Е. Гусева: В 2-х тт. – Л., 1988.
Исследования.
Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. – Л., 1989.
Русские народные лирические песни, частушки и пословицы: Учебное пособие для вузов. – М., 1990. – С. 22-99.

Приложенные файлы

  • docx 26591524
    Размер файла: 16 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий