семинар 4 — 1


В развитии феодализма у разных народов имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими условиями жизни, естественно-географической средой и культурными традициями. Модификация общих закономерностей этого процесса позволяет выделить восточную и западную макромодели феодализма
Таблица 2 Макромодели феодализации
Восточная макромодель Западная макромодель
Преобладание государственной собственности на землю и публично-правовой власти Преобладание частной собственности на землю и частного права
Эксплуатация крестьянства в форме взимания государственных налогов Эксплуатация крестьянства в форме взимания феодальной ренты
Существование централизованной системы управления в форме деспотической монархии Политическая раздробленность в период зрелого феодализма
Восточная модель феодализма характеризуется ранним зарождением, но более длительным развитием. Во многом это обусловливалось устойчивостью двухсекторной структуры экономики, включающей государственный и общинный секторы.
Государственная собственность в средневековых обществах Востока была феодальной по своей сути. Формой ее реализации была рента-налог, представляющая собой особый вид феодальной ренты в условиях преобладания публично-правовых функций государства и устойчивого контроля его над частными правами феодалов.
Государственная собственность наиболее ярко была выражена в Китае, где значительную часть господствующего класса составляли чиновники, не обладавшие даже элементами частноправовой власти и получавшие свою долю феодальной ренты в виде жалованья. К тому же весь период раннего средневековья именно государственная надельная система, созданная в III в. Сыма Янем и в V в. модифицированная в "систему равных полей", была определяющим фактором экономического развития этой страны. Сильными были позиции государственной собственности на Ближнем Востоке, где государство было не только основным собственником земли, но и выступало в роли организатора производства и регулятора всех сфер экономической деятельности.
В эпоху средневековья Восток и Запад вступили с традиционными обществами, ориентированными в экономической сфере на удовлетворение только первоочередных потребностей, и не более того. Однако уже в раннем средневековье эти общества существенно отличались одно от другого по ряду важнейших параметров:
- азиатские земледельческие общества пошли по пути укрепления и совершенствования древневосточных структур с приматом государства над обществом и общества над личностью, с принципиальной установкой на стабильность за счет качественного роста.
- европейское общество зрелого феодализма характеризовалось постепенным усилением античных традиций и ценностей, качественным отбором наиболее жизнестойких социально-политических институтов в условиях политической децентрализации и духовного плюрализма (дихотомия светской и духовной власти)
- азиатские общества развивались замедленно-эволюционно по линии приспособления монокультурного сельского хозяйства к высокопроизводительному природному фактору, а европейское общество - по линии преодоления многоотраслевым сельским хозяйством малопроизводительного природного фактора. Многоотраслевое с/х гораздо более устойчиво к воздействию на него социально-политических и особенно природно-климатических катаклизмов. Таким образом, средневековые европейское и азиатское общества изначально базировались на принципиально различных культурных и социально-политических основаниях и противоположных типах производства.
В отличие от азиатского, европейский тип производства характеризуется избытком земли и недостатком рабочих рук. Здесь рост населения компенсируется увеличением запашки и переселением на новые, неосвоенные в хозяйственном отношении земли, что при худшем почвенно-климатическом факторе затруднено без технического прогресса. Если Азия накапливала избыточное население, то Европа - технический потенциал. В Европе доход приносил труд человека - и богатство феодала измерялось "в душах", в Азии доход приносила земля и богатство измерялось ее площадью и качеством. Следовательно, в Азии главным условием производства был природный фактор, а в Европе - человеческий труд при минимальной роли природного компонента.
Возможность получения больших урожаев при минимальной затрате труда на Востоке породила в конечном счете зависимость азиатского общества от высокопроизводительного природного фактора - они не дошли даже до паровой системы и трехполья, т.к. основой урожайности было не воссоздание, а сохранение почвенной структуры. Если естественное плодородие и изобилие тропиков сдерживало инициативу азиатского земледельца, то условия умеренного пояса подталкивали европейцев на хозяйственно-технические эксперименты, ставшие основой сельскохозяйственной революции: замена двухполья трехпольем, переход к севообороту и ликвидации паров; освоение новых с/х культур - картофеля, маиса, капусты, моркови, томатов; новый способ удобрения земли зелеными удобрениями, сохраняющими плодородие полей - викой, люпином, бобовыми; отказ от использования в качестве тягловой силы коров, быков и волов в пользу лошади, отказ от перегонного скотоводства в пользу стойлового содержания скота; организация искусственных лугов с кормовыми травами для развития молочного животноводства; селекция новых сортов растений и пород скота; расширение обрабатываемых с помощью новых технических приспособлений земель; повышение удельного веса интенсивных отраслей земледелия - огородничества, виноградарства, садоводства, технических культур... Только после внедрения указанных и других нововведений в крестьянских хозяйствах Европы стало возможным производить от 25% до 50% продовольствия свыше личного потребления.
Таким образом, возможность получения только малых урожаев при больших затратах дефицитного труда стимулировало НТП и поиски новых форм организации производства и общественной жизни в Европе. Восточное же общество склонно к канонизации старых форм и уклоняется от изменений, подрывающих желанную стабильность.
Избыток населения на Востоке обесценил труд и, следовательно, его носителя. Недостаток труда в Европе возвысил его и, следовательно, человеческую личность. Труд Европы динамичен - земля Востока консервативна. Поэтому средневековая Европа дала миру предприимчивых людей, изобретателей, землепроходцев, исследователей, а для Азии были характерны инерционность, косность и забота о пропитании.
Переход от раннефеодального периода к периоду развитого феодализма был обусловлен:
- возникновением и ростом городов, быстро ставших центрами ремесла и обмена;
- широким развитием товарного производства (товаром называют продукт питания или вещь, предназначенную для продажи).
Это были качественно новые явления в феодальном обществе, оказавшие значительное воздействие на его экономику, политический строй и духовную жизнь. Поэтому XI столетие — время, когда в большинстве стран Западной Европы в основном уже сложились города, является хронологическим рубежом между ранним средневековьем (V—XI вв.) и периодом наиболее полного развития феодализма (XI—XV вв.).
Первые столетия средних веков в Западной Европе характеризовались почти безраздельным господством натурального хозяйства. Крестьянская семья сама производила все сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия, орудия труда и одежду не только для собственных нужд, но и для уплаты оброка феодалу. Соединение сельского труда с ремеслом — характерная черта натурального хозяйства. Лишь небольшое число специалистов-ремесленников, обычно в качестве дворовых людей, жили в поместьях крупных феодалов. Немногочисленные сельские ремесленники — кузнецы, гончары, кожевники — наряду с ремеслом занимались и сельским хозяйством.
Обмен продуктов был весьма незначителен. Торговали преимущественно добываемыми в немногих пунктах, но важными в хозяйстве товарами: железом, оловом, медью, солью и т. п., — а также предметами роскоши, не производившимися тогда в Европе и привозимыми с Востока: шелковыми тканями, дорогими ювелирными изделиями, хорошо выделанным оружием, пряностями и т. д. Главную роль в этой торговле играли странствующие, чаще всего иноземные купцы (византийцы, арабы, сирийцы, евреи и др.). Производство сельскохозяйственных продуктов и ремесленных изделий, специально рассчитанное на продажу, т. е. товарное производство, в большей части Западной Европы почти не было развито.
В период раннего средневековья сохранялись поселения городского типа преимущественно на месте запустевших и полуразрушенных римских городов (Милан, Флоренция, Болонья, Неаполь, Амальфи, Париж, Лион, Арль, Кёльн, Майнц, Страсбург, Трир, Аугсбург, Вена, Лондон, Йорк, Честер, Глостер и др.) Они по большей части являлись либо административными центрами, либо укрепленными пунктами (крепостями— «бургами»), либо церковными центрами (резиденциями архиепископов, епископов и т. д.). Но средоточием ремесла и торговли в этот период города еще не стали. Их небольшое население обычно мало чем отличалось от жителей деревень. Во многих городах площади и пустыри использовались под пашни и пастбища. Немногочисленные ремесленники и торговцы, жившие в раннесредневековом городе, обслуживали в основном только его жителей, не оказывая заметного влияния на окружающие деревни. Больше всего поселений городского типа сохранилось в наиболее романизованных областях Европы: в Италии, Южной Галлии, вестготской, а затем арабской Испании, а также в Византии. На большей части Европейского континента поселения городского типа были редки, малолюдны и не имели сколько-нибудь заметного экономического значения.
В целом Западная Европа отставала в своем развитии от Востока и даже Византии, где процветали многочисленные города с высокоразвитым ремесленным производством и оживленной торговлей.
К X—XI вв. в хозяйственной жизни Западной Европы произошли важные изменения:
Рост производительных сил, происходивший в связи с утверждением феодального способа производства, в период раннего средневековья быстрее всего шел в ремесле и выражался в постепенном изменении и развитии техники и навыков ремесленного труда.
Значительно усовершенствовались отдельные виды ремесла: плавка и обработка металлов — прежде всего кузнечное и оружейное дело; выделка тканей — льняных и суконных; обработка кожи; производство более совершенных глиняных изделий с применением гончарного круга; мельничное и строительное дело.
Развивались промыслы: добыча металлов, соли, заготовка леса, рыбы, пушнины, морского зверя. Производство ремесленных изделий все больше превращалось в особую сферу трудовой деятельности, отличную от сельскохозяйственной, которая требовала дальнейшей специализации ремесленника, уже не совместимой с трудом крестьянина.
Наступил момент, когда неизбежным стало превращение ремесла в самостоятельную отрасль производства.
Другой предпосылкой отделения ремесла от сельского хозяйства явился прогресс в развитии последнего:
- По мере усовершенствования орудий и способов обработки почвы, особенно с повсеместным распространением железного плуга с упряжкой в несколько пар быков, а также двухполья и трехполья, росла производительность труда в сельском хозяйстве, увеличивались площади культивируемой земли, в большей мере путем внутренней колонизации и хозяйственного освоения новых земель. Расширялись посевы зерна и технических культур: льна, конопли, вайды (растение, из которого добывалось вещество для окраски тканей), масличных и др.; развивались и усовершенствовались огородничество, садоводство, виноградарство и такие тесно связанные с сельским хозяйством промыслы, как виноделие и маслоделие.
- Увеличилось количество и улучшилась породность скота, в частности лошадей, которые все шире стали применяться не только в военном деле, но и как транспортное средство; в некоторых районах лошадей стали использовать вместо волов и в земледелии, что значительно ускорило процесс обработки почвы.
В результате всех этих изменений в сельском хозяйстве повысилась урожайность, сократилось время для производства сельскохозяйственных продуктов, а следовательно, увеличилось количество последних (сельскохозяйственных продуктов).
Это давало возможность обмена части продуктов сельского хозяйства на изделия ремесленников-специалистов, что освобождало крестьянина от необходимости производить все ремесленные изделия в своем хозяйстве.
Таким образом, к X—XI вв. в Европе появились все необходимые условия для отделения ремесла от сельского хозяйства. Появление ремесла, обособленного от сельского хозяйства, означало зарождение товарного производства и товарных отношений, появление обмена между городом и деревней.
Но в деревне, где рынок сбыта ремесленных изделий был узок, а власть феодала лишала производителя необходимой ему самостоятельности, возможности для развития товарного ремесла были весьма ограниченными. Поэтому ремесленники бежали из деревни и селились там, где находили наиболее благоприятные условия для ведения самостоятельного хозяйства, сбыта своей продукции, получения необходимого сырья. Ремесленники селились вблизи больших феодальных владений, вотчин, усадеб, замков, у стен монастырей, обитатели которых, а также богомольцы и паломники, посещавшие монастыри, могли явиться потребителями их товаров. Селились ремесленники и в населенных пунктах, лежащих на пересечении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п., которые издавна являлись местами традиционных торжищ. Такие «рыночные местечки» (в некоторых странах они назывались «портами») при значительной концентрации там населения и ремесленного производства превращались в города. Переселение ремесленников в рыночные центры и города было частью общего движения туда сельских жителей.
Помимо названных экономических предпосылок на рубеже I и II тысячелетий создавались важнейшие социальные предпосылки складывания средневековых городов; завершился процесс феодализации, сразу же обнаруживший глубокие классовые противоречия нового строя:
- с одной стороны, выделился господствующий класс, потребность которого в роскоши способствовала увеличению слоя профессиональных ремесленников.
- с другой стороны, крестьянство, подвергавшееся все большему гнету, все чаще стало убегать в города. Беглые крестьяне составили основу населения первых городов.
Таким образом, в результате отделения ремесла от сельского хозяйства возникли и средневековые города. В X—XIII вв. (в Италии с IX в.) повсюду в Западной Европе бурно росли города нового, феодального типа, выделявшиеся из сельской округи по составу населения, его основным занятиям и социальной структуре.
Раньше всего — в IX в. — города как центры ремесла и торговли появились в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Бари, Неаполь, Амальфи);
- в X в. — на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др.).
- В X—XI вв. стали возникать города в Северной Франции, в Нидерландах, в Англии и в Германии — по Рейну и по верхнему Дунаю.
Позднее — в XII—XIII вв.— стали расти феодальные города на северных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в: Скандинавских странах, а также в Ирландии, Венгрии и Дунайских княжествах, т. е. там, где развитие феодальных отношений происходило более медленно. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам необходимую безопасность.
Товарное производство и связанный с ним обмен, концентрировавшийся в городах, стали играть огромную роль в развитии производительных сил не только в самих городах, но и в деревне.
Натуральное хозяйство непосредственных производителей — крестьян — постепенно втягивалось в товарные отношения, создавались условия для развития внутреннего рынка на основе дальнейшего общественного разделения труда и специализации отдельных районов и отраслей хозяйства (земледелие, скотоводство, горное дело, разные виды ремесла).
Средневековые города возникали на земле феодала и поэтому неизбежно должны были ему подчиняться. Под его властью находилось всё городское население. Большинство горожан сначала составляли крестьяне, издавна жившие на этом месте, бежавшие от своих прежних господ или отпущенные ими на оброк. Нередко сначала они оказывались в личной зависимости от нового господина — сеньора города. В руках сеньора первоначально сосредоточивалась вся власть в городе. Сеньор судил горожан, взимал с них платежи ремесленными изделиями и деньгами.
Если город подвергался нападению, сеньор оказывал ему защиту. Феодал даже был заинтересован в возникновении городов на своей земле, так как городские промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход.
Город напоминал крепость, его окружали стены – первоначально деревянные, а затем каменные. Земля внутри города стоила очень дорого: здесь дорожили каждым клочком земли, поэтому улицы городов были узкими, дома вплотную примыкали друг к другу, строились в два этажа. В центре находилась рыночная площадь, где возвышалась самая высокая постройка – городской собор.
Стремление феодалов извлечь из города как можно больше доходов неизбежно приводило к борьбе между городами и сеньорами, происходившей повсюду в Западной Европе в X—XIII вв. Горожане вели борьбу сначала за освобождение от наиболее тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов сеньора, за торговые привилегии. Позднее она перерастала в политическую борьбу за городское самоуправление, которую в литературе принято называть «коммунальным движением». Исход этой борьбы определял степень независимости города по отношению к феодальному сеньору, его экономическое процветание и политический строй. Однако борьба городов с сеньорами велась не против феодального строя в целом, а за то, чтобы обеспечить существование и развитие городов в рамках этого строя.
Иногда городам удавалось за деньги получить от феодала отдельные вольности и привилегии, зафиксированные в городских хартиях; в других случаях эти привилегии, особенно права самоуправления, достигались в результате длительной, иногда вооруженной борьбы.
Город, добившийся самоуправления, во Франции и Северной Италии назывался коммуной. Большинство коммун платило королю налоги и находилось от него в зависимости. Но некоторые города сумели стать полностью самостоятельными государствами и даже распространить свою власть на окружающие город земли. Такими государствами, например, в Италии были Флоренция, Венеция, Генуя.
Вся власть в коммунах принадлежала городскому совету, который ведал судом, казной, городской стражей, войском. Издавал обязательные для горожан законы и устанавливал налоги. Глава совета в Англии и Франции именовался мэром, в Германии – бургомистром. Во многих коммунах места в городских советах занимали выходцы из одних и тех же семей богатых купцов и банкиров. Но в ряде городов (например, во Флоренции) удалось изменить управление: в совете стали заседать выборные представители цехов.
Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Основным населением города были ремесленники. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который владел орудиями производства, вел самостоятельно свое частное хозяйство, основанное на личном труде.
Характерной особенностью средневекового ремесла в Западной Европе была его цеховая организация — объединение ремесленников определенной профессии в пределах данного города в особые союзы — цехи, ремесленные гильдии. Члены цехов назывались мастерами.
Цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии — уже с X в., во Франции, Англии и Германии — с XI — начала XII в.,—хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей и других сеньоров, составление и запись цеховых уставов) происходило, как правило, позже.
Главная функция цехов — установление контроля над производством, продажей и качеством ремесленных изделий. Члены каждого цеха были заинтересованы в том, чтобы их изделиям был обеспечен беспрепятственный сбыт. Поэтому цех строго регламентировал производство и через специально избранных цеховых должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер — член цеха выпускал продукцию определенного вида и качества (некачественные изделия уничтожались). Цехи способствовали развитию ремёсел, обеспечивая их профессиональный уровень. Во многих городах цехи насчитывались десятками, а в наиболее крупных — даже сотнями.
Цеховая организация ремесла в городах была одним из проявлений их феодальной природы.
В городах Европы появилось много купцов. Торговля приносила большие доходы, но была довольно опасным промыслом. Купцов грабили на суше рыцари, а на море – пираты. Поэтому купцы объединялись в союзы – гильдии. Товары из города в город везли не в одиночку, а караванами, охраняемыми нанятой гильдией стражей. Возникали союзы купцов нескольких городов. Таким союзом, в который входили купцы более 70 германских городов, была Ганза.
В каждом королевстве, крупном феодальном владении или большом городе чеканилась своя монета. Купцам, торговавшим с разными странами, постоянно приходилось обменивать одни деньги на другие. Постепенно менялы богатели и создавали хранилища больших сумм денег. Такое хранилище называется банком, а его владелец – банкиром. Банкиры, наряду с купцами были самыми богатыми жителями города.
Могущество пап и католической церкви в ХI – ХIII вв. проявилось в организации завоевательных походов на Восток, прежде всего в Святую Землю (Палестину).
Главной предпосылкой крестовых походов явилось стремление римских пап распространить свою власть на новые страны. Формальной же причиной стала борьба с мусульманами с целью освобождения Гроба Господня, находящегося на Святой земле (Палестина).
В 1095 году папа Урбан II призвал освободить от неверных Иерусалим, обещая всем участникам похода богатую добычу, отпущение грехов, а павшим в бою – райское блаженство. На призыв Урбана II откликнулись рыцари, для которых война ради наживы была привычным и главным занятием; крестьяне, мечтавшие вырваться из нищеты, освободиться от долгов (папа дал отсрочку от платежей до возвращения из похода), избегнуть голода, вызванного рядом неурожайных лет; городские бедняки, а также воры, нищие и бродяги, которым уже нечего было терять. Эти люди нашивали на одежду кресты из материи в знак того, что они отправляются в Святую землю. Отсюда принятое историками наименование походов на Восток – крестовые.
Крестовый поход – это вооружённое наступление армии христиан на мусульманский Восток, продолжавшееся в общей сложности более 200 лет (1096-1270) и выразившееся в не менее чем восьми организованных выступлениях войск из западноевропейских стран. В более поздний период так назывался любой военный поход с целью обращения в христианство и расширения влияния средневековой католической церкви.
Первый поход (1096 – 1099 гг.)
1 крестовый поход начался 15 августа 1096 года, когда неорганизованная 50-тысячная толпа крестьян и городских бедняков отправилась в поход без припасов и подготовки(так называемый «поход бедноты»). В основном они занимались мародёрством (так как считали себя воинами Бога, которым принадлежит всё в этом мире) и нападали на евреев (которых считали потомками убийц Христа). Вопреки совету византийского императора, который предлагал дождаться основных сил, состоявших из хорошо вооружённых рыцарей, они переправились в Малую Азию. Но в течение года это войско было уничтожено встретившимися по пути венграми, а затем турками – сельджуками.
Вслед за толпой бедноты в крестовый поход отправились хорошо обученные рыцари. Рыцарское ополчение не имело единого командования . Разными путями крестоносцы прибыли в Константинополь. Византийцы, в свою очередь, поспешили переправить крестоносное войско в Малую Азию. На пути к Гробу Господню мусульмане постоянно тревожили европейцев стычками, между вождями крестоносцев вспыхивали ссоры, в результате чего к Иерусалиму подошла лишь пятая часть войска. После месячной осады город был взят штурмом. На завоёванных землях было создано Иерсалимское королевство. Этими событиями и образованием территории с названием Иерусалимское королевство был завершён активный период первого похода. Значительная часть крестоносцев, забрав добычу, вернулась в Европу.
Постоянной военной силой, защищающей Святую Землю , стали духовно – рыцарские ордена (в переводе с латинского «орден» - организация, сообщество). Это были орден Госпитальеров (другое название - иоанниты), орден Тамплиеров (в переводе с французского – «храмовники»), а также Тевтонский орден (в переводе – «немецкий», поскольку большинство его членов были из Германии). В ордена входили рыцари, которые давали как монашеские обеты, (бедности, безбрачия, послушания), так и обет бороться с оружием в руках с «врагами христианской веры». Жители покорённых крестоносцами стран ненавидели завоевателей. Мусульмане создали сильное государство, объединившее Египет и Сирию, во главе которого встал Силах ад Дин. Он объявил крестоносцам джихад (священную войну) – и сумел отбить Иерусалим (1187 году).
Дальнейшие завоевания (до 1101 года) имели цель укрепления завоёванных границ. Последующие крестовые походы, организованные разными европейскими королями с целью вернуть Иерусалим, успеха не имели. Город остался в руках мусульман. Крестовые походы превращались в грабительские предприятия европейских феодалов, направленные на захват новых земель и богатств. Это ярко проявилось в ходе четвёртого похода (1204 года), когда крестоносцы вмешались в распрю между членами византийской императорской семьи и взяли штурмом христианский город Константинополь, разграбили его дома, торговые склады и храмы (включая храм Святой Софии). Завладев богатейшим городом Европы, крестоносцы пошли не в Палестину, а создали государство на землях Византии. После этого крупных походов на восток уже не было, крестоносцы постепенно теряли свои завоевания. Последний крестовый поход (восьмой) начался 18 июня 1270 года с высадки армии французского правителя Людовика IX в Тунисе. Однако это выступление окончилось неудачно: ещё до начала сражений король умер от моровой язвы, что заставило крестоносцев вернуться домой.
В этот период влияние христианства в Палестине было минимально, а мусульмане, наоборот, усиливали свои позиции. В итоге в 1291 году пала крепость Акра – последний оплот крестоносцев на Святой Земле.
Хронологическая таблица крестовых походов
Годы крестовых походов Предводители и/или основные события Итоги
I крестовый поход 1096-1101 Герцог Готфрид Бульонский, герцог Роберт Нормандский и др. Взятие городов Никеи, Эдессы, Иерусалима и др. Провозглашение Иерусалимского королевства
II крестовый поход 1147 – 1148 Король Франции Людовик VII, король Германии Конрад III Поражение крестоносцев, сдача Иерусалима войску египетского правителя Салах ад-Дина
III крестовый поход 1189 – 1192 Король Германии и император Римской империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце Взятие города-порта Акры 11 июня 1191 г Заключение Ричардом I договора с Салах ад-Дином (невыгодного для христан)
IV крестовый поход 1202 – 1204 Взятие и разграбление византийского города Константинополя 13 апреля 1204 г. Разделение византийских земель
V крестовый поход 1217 – 1221 Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II и др. Поход в Палестину и Египет Провал наступления в Египте и переговоров по Иерусалиму из-за отсутствия единства в руководстве
VI крестовый поход 1228 – 1229 Германский король и император Римской империи Фридрих II Штауфен 18 марта 1229 года взят Иерусалим Взятие Иерусалима путём договора с египетским султаном В 1244 году город снова перешёл в руки мусульман
VII крестовый поход 1248 – 1254 Французский король Людовик IX Святой Поход на Египет Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой
VIII крестовый поход 1270 Людовик IX Святой 18 июня 1270 г. – высадка в Тунисе. Сворачивание похода из-за эпидемии моровой язвы и смерти короля
Таким образом, закрепиться в восточных странах европейцам не удалось. Насколько успешны были многочисленные крестовые походы, таблица демонстрирует наглядно. В среде историков нет однозначного мнения, как повлияли эти события на жизнь западноевропейских народов.
- Одни специалисты считают, что крестовые походы открыли путь на Восток, установив новые экономические и культурные связи.
- Другие отмечают, что это ещё успешнее можно было сделать мирным путём. Тем более, что последний крестовый поход завершился откровенным поражением.
Так или иначе, в самой Западной Европе произошли существенные изменения: усиление влияния римских пап, а также власти королей; обнищание дворян и возвышение городских общин; появление класса свободных земледельцев из бывших крепостных крестьян, получивших свободу благодаря участию в крестовых походах.
Проникновение европейцев на Восток способствовало расширению их представлений о странах этого региона. Жители Европы стали выращивать новые для них полезные растения (рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы), заимствовали технические изобретения (ветряные мельницы), особенности быта (горячие бани). Вернувшиеся из походов рыцари приобрели вкус к восточным товарам (пряностям, тонким тканям, оружию из высококачественной стали, коврам).
В выигрыше оказались лишь купцы итальянских городов Венеции и Генуи, так как средиземноморская торговля, контролировавшаяся ранее византийцами и арабами, теперь полностью перешла в их руки.

Приложенные файлы

  • docx 26590952
    Размер файла: 42 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий