семинар по литературе

Тема: Александр Иванович Куприн. Рассказ в ХХ веке.

Тексты для обязательного прочтения:
«Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» (одно из произведений по выбору студента).
А.И. Куприн «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Слон», «Барбос и Жулька».
Другие рассказы А.И. Куприна «Пиратка», «Собачье счастье», «Сашка и Яшка», «Ю-ю», «Изумруд», «Барри», «Бальт» (по выбору студента).



Литература:

1. Указанные тексты: любое издание.

2. Минералов Ю.И., Минералова И.Г. История русской литературы ХХ века (1900-1920-е годы). М.. 2004 и другие учебники и учебные пособия для вузов и школы.

3. Интернет-ресурсы: ФЭБ (фундаментальная электронная библиотека); http://www.knigoboz.ru/index/index0.html; http://bookman.spb.ru/; http://www.litera.ru/golden/index.html; http://www.ng.ru/exlibris/index.html; http://www.pereplet.ru/

.





Вопросы для подготовки


Биография А.И. Куприна. Подготовьте рассказ о биографии писателя для урока чтения (5-6 мин).
Доклад «Тема любви в произведениях А.И. Куприна («Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»).
Рассказ как классический повествовательный жанр (повторите определение и признаки рассказа как жанра, воспользовавшись словарями литературоведческих терминов). Рассказы А.И. Куприна, входящие в круг детского чтения.


а) «Чудесный доктор»: история создания, особенности композиции, тема деятельного сострадания в рассказе, образ героя-рассказчика, художественные особенности (прием контраста, тропы).

Познакомьтесь с иллюстрациями Н. Салиенко к рассказу «Чудесный доктор».



Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Хирург Н.И. Пирогов» (3-4 мин).



б) Рассказы А.И. Куприна о животных: «Слон», «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Сашка и Яшка», «Ю-ю», «Изумруд», «Барри», «Бальт» и другие.

Задание для студентов: напишите и подготовьте к сдаче аннотацию на один из выбранных Вами рассказов писателя:

1. Тема произведения.

2. Проблематика.

3. Сюжет, конфликт, композиция, ее тип и особенности.

4. Образная система произведения: типы художественных образов. Образ повествователя (лирический герой).

5. Художественные особенности.



4. Принесите на занятие имеющиеся у вас детские издания произведений писателя, подготовьтесь к их представлению и оценке.







Дополнительный материал для знакомства с биографией писателя.

Познакомьтесь с вариантами биографии писателя и используйте данные материалы для подготовки Вашего рассказа о писателе в начальной школе.



Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион).



Во вдовьем доме он, по крайней мере, не был оторван от матери. Вообще в формировании личности Куприна громадную роль сыграла мать, которая в глазах ребенка безраздельно заняла место "верховного существа". Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, "обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством". Натура энергичная, волевая и даже с оттенком деспотизма в характере, она обладала к тому же, по словам Куприна, редким "инстинктивным вкусом" и тонкой наблюдательностью. И у шестидесятилетнего Куприна образ матери вызывает восторженные признания. В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой". Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания.



Но это было только начало. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: "Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике". Он не мог мириться с жесткой дисциплиной и казарменной воспитательной системой.



Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. И оно приняло в свои стены уже не тщедушного, неуклюжего подростка, а крепкого юношу, ловкого гимназиста, юнкера, без меры дорожащего честью своего мундира, неутомимого танцора, пылко влюбляющегося в каждую хорошенькую партнёршу по вальсу.



Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. Среди бездарных, по его мнению, педагогов счастливым исключением оказался литератор Цуханов. К этому времени и сам Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии. Сохранилось его несколько очень несовершенных ученических опытов 1883 -1887 годов. Уже будучи в юнкерском училище, Куприн впервые выступит в печати. Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, он опубликовал и журнале "Русский сатирический листок" рассказ "Последний дебют" (1889. Но этот рассказ не был слишком удачен. 10 августа 1890 года, окончил "по первому разряду" Александровское училище, подпоручик Куприн отправился в 46-й пехотный Днепровский полк, квартировавший в городишке Проскурове Подольской губернии, -- он и сам не относился серьёзно к своему "писательству".



В 1893 году молодой подпоручик заканчивает повесть "Впотьмах", рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна все более невыносимыми.



Событием, несколько отсрочившим крепнущее стремление Куприна покинуть военную службу, было серьёзное увлечение девушкой. Заштатный подпоручик, с его сорока восемью рублями жалованья, не был подходящей партией. Отец девушки давал согласие на брак лишь в том случае, если Куприн поступит в Академию генерального штаба. И вот осенью 1893 года он выезжает в Петербург сдавать экзамены. В столице Куприн сидел без денег, на одном черном хлебе, скрывая свою свирепую нищету.



В разгар экзаменов по распоряжению командующего Киевским военным округом генерала Драгомирова Куприн был отозван в полк. Причиной послужило его столкновение на пути в Петербург с околоточным надзирателем (полицейским), грубая назойливость которого закончилась для него вынужденным купанием в Днепре. Вернувшись в полк, Куприн подает прошение об отставке, получает её и к осени 1894 года оказывается в Киеве. Он много печатается в местных и провинциальных газетах ("Киевском слове", "Киевлянине", "Волыни"), пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этого беспокойного полуписательского, полурепортерского прозябания были два сборника: очерки "Киевские типы" (1896) и рассказы "Миниатюры" (1897).



Репортерская работа в киевских газетах - судебная и полицейская хроника, писание фельетонов - была главной литературной школой Куприна. К репортерству он навсегда сохранил теплое отношение.



И когда в 1896 году, поступив заведующим учетом кузницы и столярной мастерской (на один из крупнейших сталелитейных и рельсопрокатных заводов Донецкого бассейна), Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первого крупного произведения-повести "Молох". Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков едва ли не все самые значительные свои произведения. Талант Куприна, недавно еще разменивавшийся на ниве дешёвой беллетристики, обретает уверенность и силу. Вслед за "Молохом" появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы. "Прапорщик армейский" (1897), "Олеся" (1898) и затем, уже в начале XX столетия, - "В цирке" (1901), "Конокрады" (1903), "Белый пудель" (1903) и повесть "Поединок" (1905).



В 1901 году Куприн приезжает в Петербург. Позади годы скитаний, калейдоскоп причудливых профессий, неустроенная жизнь. В Петербурге перед писателем открыты двери редакций наиболее популярных тогдашних "толстых" журналов - "Русского богатства" и "Мира Божьего". В 1897 году Куприн познакомился с И. А. Буниным, несколько позднее - с А. П. Чеховым, а в ноябре 1902 года - с М. Горьким, давно уже пристально следившим за молодым писателем. Приезжая в Москву, Куприн посещает основанное Н. Д. Телешовым литературное объединение "Среда", сближается с широкими писательскими кругами. Руководимое М. Горьким демократическое издательство "Знание" выпускает в 1903 году первый том купринских рассказов, положительно встреченных критикой.



Среди петербургской интеллигенции особенно сближается Куприн с руководителями журнала "Мир Божий" - редактором его, историком литературы Ф. Д. Батюшковым, критиком и публицистом А. И. Богдановичем и издательницей А. А. Давыдовой, высоко ценившей талант Куприна. В 1902 году писатель женится на дочери Давыдовой, Марии Карловне. Некоторое время он деятельно сотрудничает в "Мире Божьем" и как редактор, а также печатает там ряд своих произведений: "В цирке", "Болото" Накануне первой революции складывается крупнейшее произведение писателя - повесть "Поединок".



Куприн был очевидцем очаковского восстания. На его глазах ночью 15 ноября крепостные орудия Севастополя подожгли революционный крейсер, а каратели с пристани расстреливали из пулеметов и приканчивали штыками матросов, пытавшихся вплавь спастись с пылающего корабля. Потрясённый увиденным, Куприн откликнулся на расправу вице-адмирала Чухнина с восставшим гневным очерком "События в Севастополе", опубликованным в петербургской газете "Наша жизнь" 1 декабря 1905 года. После появления этой корреспонденции Чухниным был отдан приказ о немедленной высылке Куприна из Севастопольского округа. Одновременно вице- адмирал возбудил против писателя судебное преследование; после допроса у судебного следователя Куприну разрешили выехать в Петербург (Высылка из Крыма). Вскоре после севастопольских событий в окрестностях Балаклавы, где жил Куприн, появилась группа из восьмидесяти матросов, добравшихся до берега с "Очакова". Куприн принял самое горячее участие в их судьбе: доставал им штатское платье, помог сбить со следа полицию.



В течение первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В 1909 году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В 1912 году в издательстве Л. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу "Нина".



После разгрома революции у него заметно падает интерес к политической жизни страны. Не было и прежней близости к М. Горькому. Свои новые произведения Куприн помещает не в выпусках "Знания", а в "модных" альманахах Если говорить об известности Куприна - писателя, то она в эти годы все продолжает расти, достигая своей высшей точки.



Литературному труду Куприна мешала еще и постоянная нехватка денег, к тому же прибавились и семейные заботы. После поездки в 1907 году в Финляндию он женится вторично, на племяннице Д. Н. Мамина-Сибиряка, Елизавете Морицовне Гейнрих. Растёт семья, а вместе с ней - долги. Поневоле на вершине своей литературной славы писатель вынужден был возвращаться к молниеносным темпам чернорабочей журналистики времён своей неустроенной киевской жизни. В таких условиях работал он над созданием большой повести "Яма".



В начале войны Куприн вновь надевает мундир поручика. Демобилизовавшись по состоянию здоровья, он организует на личные средства в своём гатчинском доме военный госпиталь. В эту пору Куприн пишет ряд патриотических статей. Февральская революция, которую Куприн встретил восторженно, застала его в Гельсингфорсе. Он немедленно выезжает в Петроград, где вместе с критиком П. Пильским некоторое время редактирует эсеровскую газету "Свободная Россия". В его художественных произведениях этой поры (рассказы "Храбрые беглецы", "Сашка и Яшка", "Гусеница", "Звезда Соломона") нет прямых откликов на бурные события, переживаемые страной. Сочувственно встретив Октябрьскую революцию, Куприн сотрудничает, однако, в буржуазных газетах "Эра", "Петроградский листок", "Эхо", "Вечернее слово", где выступает с политическими статьями "Пророчество", "Сенсация", "У могилы" (памяти видного большевика М. М. Володарского, убитого эсером), "Памятники" и т. д. Критикует планы Ленина по преобразованию России. Стечение случайных обстоятельств приводит Куприна, в стан эмиграции. Летом 1920 года он оказывается в Париже. Там был его творческий спад.



Только в 1927 году выходит сборник Куприна "Новые повести и рассказы". Вслед за этим сборником появляются книги "Купол св. Исаакия Далматского" (1928) и "Елань" (1929). Рассказы, публиковавшиеся в газете "Возрождение" в 1929 -1933 годах, входят в сборники "Колесо времени" (1930) и "Жанета" (1932 - 1933). С 1928 гола Куприн печатает главы из романа "Юнкера", вышедшие отдельным изданием в 1933 году.



Очень скучал по Родине. Писатель твердо решил вернуться в Россию. Предотъездные хлопоты держались семьей Куприна в глубокой тайне. Александр Иванович очень волновался. И уже 31 мая 1937 года Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его приезде.



Однако это уже был совсем не тот Куприн, каким его помнили современники. Уехал он крепким и сильным, а вернулся совсем больным, беспомощным. Тем не менее Куприн надеется написать о новой России. Он поселяется в голицынском Доме творчества писателей, где его навещают старые друзья, журналисты и просто почитатели его таланта. В конце декабря 1937 года писатель переезжает в Ленинград и живет там, окруженный заботой и вниманием.



Тяжелая болезнь (рак) помешала Куприну возобновить творческую работу. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался.



«В большинстве случаев жизнь писателя сама по себе удивительно неинтересна. И они совершенно не заслуживают биографии. Всё интересное, всё глубокое и прекрасное, всё живое, что в них есть, они вкладывают в свои книги, и для жизни ничего не остается».

Это высказывание Вересаева, содержащееся в его работе о Толстом, менее всего приложимо к Куприну, личная жизнь которого была полна глубокого содержания и захватывающего интереса. Совершенно прав был Ф. Д. Батюшков, назвавший жизнь Куприна «романом приключений, герой которого проходит через все слои и состояния, наблюдая и изучая жизнь в пёстром чередовании разнообразнейших типов, в свойственной им обстановке, среди которой они сложились как типы и характеры».

«Родился я 26 августа (8 сентября н. ст.) 1870 года в Пензенской губернии в городе Наровчате, о котором до сих пор есть поговорка: «Наровчат одни колышки торчат», потому что он аккуратно выгорает через каждые два года в третий». Так начинает Куприн Александр Иванович историю своей жизни. Он любил этот скучнейший городок, «как любят, должно быть, заброшенного и некрасивого ребёнка, и будучи уже писателем, навещал его. Каким бы он ни был, этот безвестный Наровчат, но всё же это была родина, своя земля. Она первая открыла ему свою нехитрую прелесть» (К. Паустовский).

Отец Куприна обнищавший дворянин, служил уездным письмоводителем. Он умер от холеры, когда Саше шёл второй год, и семья осталась полностью без средств к существованию.

Любовь Алексеевна, мать писателя, происходила из древнего рода татарских князей Кулунчаковых. Была человеком очень энергичным и властным, с независимым и гордым характером, но жизненные неудачи и бедность постепенно сломили её характер. В обращении с детьми, в отношении к ним она была неровной: нежность до сентиментальности и чувствительная ласка сменялись горячей вспышкой, криком, мелочной придирчивостью и болезненной раздражительностью.

Большую нежность питала Любовь Алексеевна к Саше единственному сыну, самому маленькому (дочери Софья и Зинаида были старше, а сыновья Иннокентий и Борис умерли в младенчестве). Эту материнскую любовь не охладили ни ранняя разлука, ни долгие годы жизни врозь.

Любовь Алексеевна была для Куприна не только матерью, но и умным, желанным собеседником. Она обладала крепким и пытливым умом, для своего круга была женщиной достаточно образованной, любила книги и следила за событиями общественной жизни. Впечатлительная, с живым поэтическим воображением, Любовь Алексеевна обладала тонким эстетическим чутьём и прекрасно знала живой разговорный язык. «Расскажешь ли или прочтёшь ей что-нибудь, она непременно выскажет своё мнение в метком, сильном, характерном слове. Откуда только брала она такие слова? Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в свои рассказы её слова и выражения», признавался впоследствии А. И. Куприн.

Не подлежит сомнению, что именно мать первая пробудила в Куприне любовь к меткому и образному слову, от неё он унаследовал тонкую восприимчивость, живое воображение и ту горячность, которую он назвал проявлением «стихийной татарской натуры». С другой стороны, значительное влияние на духовное развитие будущего писателя оказала и его бабушка (по материнской линии), из уст которой он слушал в раннем детстве немало сказок, красивых легенд, исторических сказаний.

После смерти мужа Любовь Алексеевна переехала в Москву, двоих дочерей устроила в закрытое учебное заведение, а сама с сыном поселилась в Кудринском вдовьем доме. Маленький Саша прожил там вместе с матерью с трёх до семи лет. Он на всю жизнь запомнил эти тягостные годы, писал о них с болью, слезами, гневом. « Мои первые детские впечатления неразрывны со скитаниями кляньчаньем, подобострастными улыбками, мелкими, но нестерпимыми обидами Меня заставляли целовать ручки у благодетелей у мужчин и у женщин Прислуга втихомолку издевалась над нами, дразнила меня горбатым, потому что я в детстве держался сутуловато, а мою мать приживалкой и салопницей», вспоминал позже Куприн.

Семилетним мальчиком Саша был отдан в Разумовский пансион (Александровское малолетнее сиротское училище). Впервые надета форма парусиновые панталоны и парусиновая рубашка, обшитая вокруг ворота и рукавов форменной кумачовой лентой, через несколько лет сменилась формой Второй московской военной гимназии, потом пехотного полка. И всё формы, казённые формы

В сиротском пансионе Куприн испытывал «жгучие детские скорби»; тогда же впервые проявились черты характера будущего писателя: «упрямая воля, дух предприимчивости» делали его предводителем во многих мальчишечьих затеях, в том числе и неудавшемся побеге из пансиона. Его выделяли из сверстников неуёмная фантазия, «рассказчичьи таланты». Сочинявшиеся им «пёстрые чудесные истории» вызывали восторг товарищей и раздражение классных дам, для которых он был «мальчик-лгун», «настоящий бунтарь». К семилетнему возрасту относится и первое сочинённое Куприным стихотворение.

Пребывание в сиротском пансионе на всю жизнь запомнилось Куприну. Праздником были лишь летние каникулы, когда Саша вместе с матерью уезжал в деревню, в небольшое пензенское имение Любови Алексеевны, почти не дававшее дохода. Он очень любил сельскую природу, деревенскую жизнь. Но время каникул проходило быстро, наступал час возвращения в ненавистные стены Московского пансиона

В рассказе «Храбрые беглецы» А. И. Куприн самыми резкими чертами изобразил затхлую, унылую, губительную для живого, впечатлительного мальчишки атмосферу закрытого пансиона. «Рассказ Куприна, писал в 1917 году, сразу после опубликования «Беглецов», критик Н. Лернер, лучше всякого педагогического такта показывает, как борется детская душа за своё право расти прямо, развиваться свободно, как защищается ребёнок от своих вицмундирных инквизиторов В этих художественных набросках горячая и убедительная апология прав детства, на каждом шагу попираемых глупой семьёй и глупой школой».

Десятилетним мальчиком Куприн выдержал вступительный экзамен и стал воспитанником Второй Московской военной гимназии. Вскоре после поступления Куприна в военную гимназию последовало распоряжение Министерства просвещения о преобразовании всех военных гимназий в кадетские корпуса.

Это преобразование было проникнуто духом милитаризма. Внутренняя жизнь учебного заведения почти не изменилась: в кадетских корпусах, как и недавно в военных гимназиях, царил дух вражды между воспитателями и воспитанниками, бесчеловечное обращение с учащимися, палочная дисциплина.

О том, как воспитывали Куприна в кадетском корпусе и чему он там научился за восьмилетний срок пребывания, писатель сам поведал в повести «Кадеты» («На переломе»), автобиографический характер которой не подлежит сомнению. Сам Куприн говорил об этом особенно определённо в письме к С. А. Венгерову: « я могу прибавить только то, что почти все мои сочинения моя автобиография. Я иногда придумывал внешнюю фабулу, но канва, по которой я ткал, вся из кусков моей жизни».

Единственным человеком, которого ценили и любили воспитанники корпуса, был учитель русской словесности Михаил Иванович Цуханов (в «Кадетах» Труханов). Всесторонне образованный, опытный и талантливый педагог М. И. Цуханов всецело был предан любимому делу обучению и воспитанию подрастающего поколения. Он поражал своих воспитанников любовью к литературе, к меткому русскому слову. И на молодого Куприна Цуханов оказал большое влияние. Беззаветной любовью к Пушкину и ко всей классической русской литературе Куприн прежде всего и больше всего обязан Цуханову.

О времени своего ученичества Куприн написал много грустных и жёстких страниц: «Всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности»

Одним из преимуществ, получаемых окончившими кадетский корпус, было право поступления в военное училище без экзаменов. Этим правом и воспользовался Куприн: осенью 1888 года он стал юнкером воспитанником Александровского военного училища в Москве. После его окончания молодой человек получил звание подпоручика и был отправлен «для несения строевой службы» в 46-й пехотный Днепровский полк, расквартированный в самой глуши Юго-Западного края городе Проскурове.

Бедный и скучный быт чернозёмного захолустья порождал в душе стойкое уныние. Почти каждую ночь Куприну снилась Москва: церковь Покрова на Пресне, Садовое кольцо, Никитские улицы Малая и Большая, и он просыпался от собственных рыданий. Справиться со всепоглощающей тоской помогали лишь бесконечные служебные обязанности и литература, которой он отдавал всё своё свободное время.

Чтобы вырваться из затхлой провинциальной жизни, Александр Иванович пытался поступить в Академию Генерального штаба. Но из-за «оскорбления полицейского чина при исполнении служебных обязанностей» молодого человека лишили права сдачи экзаменов.

После этого неприятного случая Куприн почти сразу подал в отставку. Он понимал, что наносит страшный удар своей матери и получает весьма неопределённые виды на будущее, нона службу в армии у него не было больше душевных сил. Впрочем, четыре года, проведённые в полку, не прошли для Куприна даром. Военная служба дала ему впоследствии возможность написать одно из самых знаменитых своих произведений повесть «Поединок».

Высоко оценивая «Поединок», Горький говорил: «Великолепная повесть! Я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление. Целью Куприна было приблизить их к людям, показать, что они одиноки от них В самом деле, изолированность наших офицеров трагическая для них изолированность. Куприн оказал офицерству большую услугу. Он помог им известной степени познать самих себя, своё положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм».

И сам Куприн придавал большое значение повести. Он говорил: «Первой своей настоящей вещью я считаю «Поединок» «Поединок» для меня составляет мой главный «девятый вал».

После увольнения из армии Куприн поселился в Киеве, где стал работать в газетах фельетонистом и писать рассказы. Здесь вышли его первые книги-очерки «Киевские типы» и «Миниатюры». Для Куприна очерк был хорошей школой, где он постигал законы реалистического искусства. Материалы очерков Куприн использовал в созданных им впоследствии художественных произведениях. Большое влияние на Куприна оказали произведения русских мастеров очерка: Даля, Помяловского, Короленко, Мамина-Сибиряка и других. Наиболее близким Куприну было творчество Глеба Успенского.

Но на одном месте Куприну не сиделось вскоре он принялся ездить по России и браться за любое подвернувшееся дело. А «Автобиографии» он напишет, что «знаний ни научных, ни житейских» у него не было, не было и гражданской специальности: «Был землемером. В Полесье выступал предсказателем. Артистом в городе Сумы изображал больше лакеев и рабов. А потом с балаклавскими рыбаками связался, славные были ребята! Кирпичи на козе таскал, арбузы в Киеве грузил. Был псаломщиком, махорку сажал, в Москве продавал замечательное изобретение «Пудер-клозет инженера Тимаховича». Преподавал в училище для слепых. А когда меня оттуда выгнали пошёл на рельсовый завод»

Происходило всё это не из-за беспросветной нужды, а от «безмерной жадности к жизни и нестерпимого любопытства». Куприн признавался, что ему хотелось хотя бы «на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбою» и «пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека».

«Я толкался всюду и везде искал жизнь, чем она пахнет, вспоминал Куприн впоследствии. Среди грузчиков в Одесском порту, воров, фокусников и уличных музыкантов встречались люди с самыми неожиданными биографиями фантазёры и мечтатели с широкой и нежной душой».

В Одессе в 1897 году состоялось знакомство Куприна с И. А. Буниным; двух писателей на долгие годы связала своеобразная дружба соперничество в литературе. В 1901 году Куприн познакомился с Чеховым, жил в его ялтинском доме, переписывался с ним, называя Чехова в одном из писем «учителем жизни».

В эти же годы произведения Куприна привлекают внимание Л. Толстого, который одобрительно отозвался о рассказах «В цирке», «Allez!» Впоследствии Л. Н. Толстой не раз будет говорить о точности деталей, «удивительном языке» купринских произведений.

Неистощимое ребяческое любопытство, тяга к острым ощущениям толкали знаменитого писателя на самые опасные поступки. Он опускался на дно Чёрного моря в костюме водолаза и поднимался в небо на воздушном шаре (вместе с известным лётчиком- спортсменом Сергеем Уточкиным) и на аэроплане (вместе с борцом Иваном Заикиным; полёт кончился катастрофой, но оба остались целы).

Один писатель написал про Куприна такие стихи:

Спустился ты на дно морское,

Поднялся ты за облака

Из четырёх стихий в покое

Огонь оставил ты пока!

Было у Куприна и ещё одно свойство умение радоваться окружавшему его миру. «Великое благословение всему, земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и весной благости и вечной красоте (бытия)» так сформулировал как-то своё ощущение жизни Куприн.

Оттого природе и посвящено множество прекрасных купринских произведений. Его привязанность ко всему живому, земному, к праздничной прелести мира, доверчивая открытость души, умение свежо и зорко видеть окружающее роднили писателя с детьми. Удивительно точно он написал: «Трава была так густа и сочна, так ярко, сказочно, прелестно зелена и так нежно розовела от зари, как это видят люди и звери только в раннем детстве».

В этом сильном, сложном и страстном человеке до конца дней «жил какой-то кусочек детства», неистребимое мальчишество. Именно поэтому он так много писал о детях и для детей: «Барбос и Жулька», «Детский сад», «Слон», «Белый пудель», «Тапер», «Чудесный доктор» и другие. Темы рассказов, мироощущение, герои всё это делает маленькие купринские шедевры классическим детским чтением.

У Куприна есть новелла «По заказу». Её герой, известный фельетонист, должен написать пасхальный рассказ «в пользу детской санатории». Долго мучается «старый газетный волк», давно забывший о простых человеческих чувствах, о боли, доброте, милосердии; из чувствительного рассказа ничего не получается. Лишь внезапно нахлынувшее воспоминание о маленьком сыне, умершем много лет назад, заставляет горестно и сладко сжаться его сердце. «И встали в его воображении все эти беспомощные детские фигуры, мёрзнущие на чердаках, дрожащие в промозглых подвалах, бегущие на улицах с назойливым «Христа ради» за прохожими И тогда в уме Ильи Платоновича вдруг явственно прозвучало величественное изречение Сакья-Муни, воплотившее в себе человеческую мудрость всех веков и народов: «Кто осушил слёзы на лице ребёнка и вызвал улыбку на его уста, тот в сердце милостивого Будды достойнее человека, построившего самый величественный храм».

И, конечно, невозможно не вспомнить об отношении Куприна к родным своим детям, к дочке Люлюше (Лидии) (от первого брака) и Кисе (Ксении).

Он был удивительным отцом. Пожалуй, его нельзя назвать воспитателем в скучном смысле этого слова. Назидательная серьёзность, уверенность в своей непререкаемой взрослой правоте всё это было не просто чуждо, но и враждебно ему. «Наши отношения были чисто товарищескими, писала Ксения Александровна, никогда я не чувствовала, чтобы отец обращался со мной, как взрослый с ребёнком». Даже игры Александра Ивановича с маленькой Ксенечкой порой кончались бурными ссорами и потом пылкими примирениями, совершенно как у двух ровесников.

И в то же время это был настоящий отец, старший друг нежный, внимательный, умный. «Для меня, вспоминала К. А. Куприна, каждое дерево, каждый куст, каждый распускающийся цветочек были живыми существами. Этим я, конечно, обязана отцу». «Я до сих пор помню каждое растение, каждую грядку нашего сада и огорода, с такой любовью посаженного папиными руками А с какой детской радостью мы с отцом открывали вдруг под деревьями дикие ландыши или грибы маслята вдоль забора под акациями. Как заботливо укутывал он на зиму в рогожку розы, которыми так гордился».

Он учил маленькую дочку ловить рыбу и править лодкой, мастерить ёлочные украшения и ухаживать за животными. Вместе они дурачились, устраивая в ванной комнате ёлку для тараканов. Вместе ставили смешные спектакли, придумывали розыгрыши. От отца унаследовала Ксения умение рисовать и несомненную литературную одарённость.

К Октябрьской революции 1917 года А. И. Куприн отнёсся противоречиво; в октябре 1919 года он эмигрировал вместе с отступающей белой гвардией Юденича: вначале семья Куприных попала в Эстонию, затем в Финляндию, а с 1920 года по 1937 год Куприны жили в Париже.

Говорить о Куприне в эмиграции больно: так жестоко, безжалостно согнула, изломала вынужденная жизнь за границей этого когда-то жизнерадостного, сильного человека. «От весёлого, полного, озорного Куприна ничего не осталось писала дочь. Тоска по родине и плохое знание языка отделяли его, как тюремные стены, от французской действительности»

«Знаете ли, чего мне не хватает? как-то признался в письмах Куприн Репину. Это двух-трёх минут разговора с половым из Любимовского уезда, с зарайским извозчиком, с тульским банщиком, с владимирским плотником, с мещерским каменщиком. Я изнемогаю без русского языка!..»

Большую часть произведений, адресованных детям, как и вообще почти все наиболее значительные свои вещи, Куприн создал до отъезда из России. Семнадцать лет Эмиграции стали годами постепенного угасания его таланта. «Кокон моего воображения вымотался, и в нём осталось пять-шесть оборотов шёлковой нити» (из письма Куприна 1924 года). Он был слишком русским русским из русских художником и человеком, чтобы прижиться на чужбине, чтобы писать там с прежней силой.

Рассказы и повести, созданные Куприным во Франции, чаще всего носят ностальгический характер (повесть «Жанета», роман «Юнкеры», сборник «Рассказы для детей»). Это воспоминания о невозвратном времени, когда жил он дома, на «ненаглядной» своей родине, и которую он покинул: «Я готов был пойти в Москву пешком, по шпалам Мне нельзя без России. Я дошёл до того, что не могу спокойно письма писать туда, ком в горле» Тоской по утраченному дому проникнуты даже рассказы о животных: «Сапсан», «Ю-ю».

В середине 30-ых годов Куприн почти прекратил заниматься сочинительством. «Писать о России по зрительной памяти я не могу. Меня жизнь тянула к себе, интересовала, жил я с теми, о ком писал. В жизни я барахтался страстно, вбирая её в себя А теперь что? Всё пропадает».

В 1937 году писатель решил вернуться на родину. Самым ценным грузом, бережно доставленным им из Франции, была корзиночка с кошкой Ю-ю. Возвратившись в Россию, Куприн почувствовал себя счастливым: наконец, после многолетнего отсутствия, он был дома, на родной земле.

Но писатель был уже безнадёжно болен и в глубине души, наверное, понимал это. «Умирать нужно в России, дома. Так же как лесной зверь, который уходит умирать в свою берлогу», написал он однажды.

Скончался Куприн 25 августа 1938 года. Похоронили его на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде). Его могила рядом с могилами Гончарова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина.

«Александр Иванович Куприн одно из самых близких и дорогих нам имён в современной русской литературе. Меняются литературные течения, ветшают формы; исканий и теорий неизмеримо больше, чем достижений, но простота, глубина и ясность, которыми дышат все художественные страницы Куприна, давно поставили его за пределы капризной моды и отвели ему прочное, излюбленное место в сознании не нуждающихся в проводниках читателей».







Дополнительные материалы для подготовки ответа на вопрос «Рассказы А.И. Куприна о животных»

Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Писатель любил и хорошо знал повадки многих животных. По словам Л. В. Крутиковой, А. И. Куприн был великим «зверолюбом». Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность.

«Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами. Он говорил, что, если прислушаться к интонациям мяуканья или лая, явно слышится просьба, возмущение, ласка или боль». Куприн так сильно любил животных, что высказывал сожаление о том, что художники слова меньше стали уделять внимания к изображению их жизни.

«В 1930 году, – пишет О.М. Михайлов, – писатель со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей».

Как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн, уже тяжело больной, в последние годы жизни задумал написать целую книгу о животных «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Он создал только один рассказ из задуманного цикла – «Ральф» (1934 г.).

Куприн обожал цирк, его особенный запах, весёлых, храбрых, ловких, трудолюбивых людей и цирковых зверей. Очевидцы помнили, что Куприн бесстрашно входил в клетку ко львам. Наверное, здесь было не только лихачество. Здесь обнаруживался и прирождённый талант Куприна – укротителя, великая любовь его к зверям, понимание звериной души. И животные платили ему самой нежной преданностью и послушанием.

Александр Иванович долгие годы дружил с Анатолием Дуровым. Знаменитый циркач в афишах так аттестовал своих четвероногих питомцев:

Сам Куприн писатель

С ними был приятель.

В книге о А. Л. Дурове Куприн писал: «Когда желают оскорбить человека, говорят: «Эх ты, животное». Я, со своей стороны, считал бы для себя за честь быть похожим во многих отношениях на некоторых животных. Кичливому царю природы человеку многому следовало бы поучиться у животных. Где вы встретите признательность и честность, как не у собак, идеальную любовь лебедя, который умирает от тоски по лебедихе», «Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанность и отвращение, любовь и ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость».

О животных, живущих в доме у Куприна, можно написать целую книгу. Здесь и озорная обезьянка Марья Ивановна, и пудель под незаслуженной кличкой Негодяй, и изящный белоснежный козлёнок. Здесь и могучий пёс редкой меделянской породы Сапсан. Его боялись все в доме, и он ко всем относился надменно. «Кроме отца, он никого не признавал, был серьёзным и не позволял с собой никакой фамильярности У отца с Сапсаном были свои разговоры, секреты, ссоры, примирения» (К. А. Куприна). Когда Сапсана убили воры, Куприн «тяжело переживал смерть своего друга. Когда он сильно горевал, то сжимал зубы до скрежета и его глаза смотрели куда-то вдаль».

Тут и проказливый медвежонок Маша, скоро превратившийся в большую опасную медведицу. Её пришлось отдать в цирк. «Мы, конечно, присутствовали при её дебютах на арене, вспоминала К. А. Куприна. Она каталась на роликах и старательно выделывала разные трюки. Но вдруг она нас увидела и, положив лапу в рот, горько заревела. К большому восторгу зрителей, я не выдержала и начала ей вторить».

Знакомый Куприна Вержбицкий писал: «В те часы, когда на дворе кормили домашнюю птицу, Куприн, подолгу не двигаясь, сидел на скамейке и наблюдал воробьёв, которые стаей налетали на крупу. Он утверждал, что «знает в лицо» каждого воробья и о повадках, о внешности и о характере отдельных экземпляров может написать рассказ».

По просьбе К. Чуковского А. Куприным были «присланы для детского журнальца», который выходил тогда при «Ниве», рассказы «Козлиная жизнь», «Завирайка», «Марья Ивановна», «Пиратка», «Скворцы», «В зверинце», «Слоновья прогулка». Все эти грустные и смешные истории с особым интересом и сочувствием воспринимаются именно маленькими читателями, потому что, как заметил однажды Куприн, «дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые».

Но настоящей его страстью были лошади, Куприн искренне был убеждён, что лучшее в «Анне Корениной» это лошадь Вронского Фру-фру и описание его скачки.

«У меня эта любовь к лошадям в крови, от татарских предков, вполне серьёзно говорил он. Мать была урождённая княжна Кулунчакова. А по-татарски «куланчаю» означает жеребец Я с детства на лошадях по степи гонял, да как!» Поэтому и появился замечательный рассказ «Изумруд».

Доброму, любознательному глазу писателя всё было интересно и открыто в зверином мире. Куприн понимал, как нуждается животное в помощи и защите человека. В рассказе «Скворцы» он обращается прямо к детям:

«Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо Только не обманывайте его доверия. Разница между вами обоими только та, что он маленький, а вы большой».




История создания и анализ рассказа « Изумруд»

Очень показателен рассказ Куприна "Изумруд"(1907). В основу положена подлинная история беговой лошади Рассвет, из-за корыстных побуждений погубленной людьми.

Необычность повествования обусловлена выбором главного героя: события увидены глазами жеребца Изумруда. Так, симпатичный Изумруду англичанин “никогда не сердится, никогда не ударит хлыстом”, “он весь точно какая-то необыкновенная лошадь мудрая, сильная и бесстрашная”. И улыбается-то он, “скаля по-лошадиному длинные зубы”. Не случайна тесная связь, взаимопонимание без слов между человеком и животным в сцене бегов: по разумению Изумруда, между ними много общего:Изумруд не отгораживается от человеческого мира, напротив, он тянется к людям, но не всегда встречает понимание. И читателю становится понятно, почему звучит “грубый человеческий окрик” и “тоненькое, дрожащее, ласковое и игривое ржание”.

Сюжет рассказа, изложенный человеком, прозвучал бы ординарно, но события в восприятии Изумруда, не постигшего человеческую логику (и человеческую жестокость), не оставляют читателя равнодушным.

Пять глав из шести в рассказе занимает триумф Изумруда, потому что, даже не выступая на бегах, а только готовясь к ним, он торжествует над несовершенством жизни. Кульминация в конце пятой главы, когда творится неправедный человеческий суд. И стремительная развязка в шестой главе. Всё это придаёт напряжённость сюжету

В поле зрения Изумруда попадает привычная обстановка: конюшня, коновязь, двор ипподрома. Восприятие слагается из запахов (“крепкий, волнующий запах её кожи”, “вонючий табак”, “тёплый запах пережёванного сена”, “уютно пахнет чёрным хлебом и чуть-чуть вином”), звуков (“жевали сено, вкусно хрустя зубами и изредка отфыркиваясь от пыли”, “храпел дежурный конюх”, “ревнивое сердитое дыхание”, “злобно взвизгивали”). Пейзаж появляется лишь во сне Изумруда, когда он видит себя на ароматном лугу рядом с матерью. И краски ярче и чище, и запахи отчётливее.

В рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород, возрастов и характеров, но их роднит природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И как противопоставлены люди (“руки неуверенны и неточны”, “ездить он не умеет дёргает, суетится”, “с кривым глазком”, “руки у него не гибки, точно деревянные”). Лошади выглядят венцом творения природы.

Повествование почти лишено диалогов: это или вопли восторга на круге ипподрома, или предполагаемый разговор между англичанином и Изумрудом. Реплики, произнесённые вслух, зависают в воздухе, потому что на первый взгляд не касаются главного героя, который часто думает про себя и даже не лишён фантазии.

Манера письма Куприна, иногда суховато повествовательная, иногда расцвеченная удивительно точными “говорящими” эпитетами, производит тем не менее неотразимое впечатление: как живые встают перед нами красавец рысак и другие герои рассказа..





15

Приложенные файлы

  • doc 26590431
    Размер файла: 116 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий