Семинар_1

Семинар Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу России.Культура Киевской Руси. Основные понятия : христианство,православие,двоеверие,народное христианство, крестово -купольный храм,летопись,фреска,митрополит,епископ,епархия,язычество. I.Верования восточных славян в дохристианскую эпоху. 1. Что из себя представляли верования восточных славян в дохристианскую эпоху? 2. Дайте характеристику славянским богам. Какие функции они выполняли? 3. Какие этапы прошли в своем развитии дохристианские верования славян? 4. Каким образом дохристианские предсавления проявляют себя в современной действительности? II. Причины принятия христианства. 1. Почему на определенном этапе становления государства возникает необходимость в монотеистической религии? 2. Выделите основные причины принятия христианства ( политические, экономические, культурные). 3. Почему бы принят именно византийский вариант христианства? 4. Когда и как состоялось крещение Руси? III. Последствия принятия христианства. 1. Перечислите основные последствия принятия христианства на Руси ( культурные, политические,экономические). 2.Почему принятие христианства в развитии русской культуры эпохи средневековья носило определяющий характер? В чем это проявлялось? 3. Как в культуре Руси проявлялось национальное своеобразие? В чем, на Ваш взгляд, состоит феномен древнерусской культуры? 4. Охарактеризуйте роль русской православной церкви в истории России ( приведите конкретные примеры). Учебные задания и упражнения Прочитайте документы и ответьте на вопросы. 1."И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать,и сказал Владимир горожанам : "Если не сдадитесь, то простою и три года". Они же не послушались его. Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас пустил стрелу, так написав на ней: " Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока". Владимир же,услышав об этом, посмотрел на небо и сказал:" Если сбудется это - крещусь!". И тот час же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать : " Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же,что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую:"Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься,то и её получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: " Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные вами мужи. И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говорю: " Креститесь, и тогда пошлем сестру свою к тебе". Какое событие описывает автор "Повести временных лет"?Какие события предшествовали этому походу Владимира?Каковы его последствия? 2."В год 6497. После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородицы, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал её строить, и, когда кончил строить, украсил её иконами, и поручил её Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей всё, что взял перед этим в Корсуне : иконы,сосуды и кресты. <...> В год 6504. Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в неё и помолился Богу, говоря так : " Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то,что насадила десница твоя, -новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою , которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери пресвятой Богородицы. Если кто будет молится в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы".И, помолившись Богу ,сказал он так: "Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов". И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: " Если кто отменит это,- да будет проклят". И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в этот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным раздал немного богатства." О какой церкви идет речь в отрывке из "Повести временных лет"?Когда её строительство было начато и завершено? Кратко расскажите о ней. 3. "Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский,что посетил народ свой и сотворил избавление ему, что не попустил до конца твари Своей и идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть.Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную. Да восхвалим и прославим Его хвалимого ангелами беспрестанно и поклонимся Тому, Кому поклоняются херувимы и серафимы, ибо Он презрел на народ Свой. И не посланник (Его),не вестник,но Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотью до смерти и с Собой воскресив нас. Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел,к сущим же во аде чрез распятие и положение в гроб сошел - да познают те и другие,живые и мертвые, (день) посещение своего и Божьего пришествия и уразумеют: крепок и силён Бог живых и мертвых.Ибо кто Бог так великий как Бог [наш] ! Он единый,творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати - да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать;да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон - предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать - служители Будущего Века, Жизни Нетленной. Как закон приводил подзнаконных к благодатному Крещению,так Крещение сынов своих провождает в Жизнь Вечную.Ведь Моисей и пророки о Крестовом пришествии поведали, Христос же и апостолы Его - о воскресении и о Будущем Веке. Но напоминать в писании сем и пророческие предсказания о Христе,и апостольского учения о Будущем Веке- (значит говорить ) лишнее и впадать в тщеславие.Ибо повторение (того ,о чем) в других книгах написано и вам известно,подобно дерзости и славолюбию". Отрывок из какого известного произведения древнерусской литературы приведен выше? Каковы его основные идеи? Кто автор это произведения ? 1.Напишите эссе на тему, предложенную в высказывании П.Я.Чаадаева. Согласны ли вы с оценкой автора? " Ни в каком краю мира не принесла вера христианства таких удивительных плодов,как в России...Христианство сотворило нашу великую,нашу святую Русь". 2.До настоящего времени дошло около 130-ти древнерусских книг XI-XII вв., из них около 80 богослужебных. Как вы думаете,о чем это свидетельствует? Почему в это время отсутствует литература светского характера? 3."На протяжении нескольких столетий культура России развивалась и обогащалась новыми связями.Уже к конце XI века она достигла уровня передовых стран Европы,а в XII веке продолжала свое поступательное движение.Вычленение феодальных княжеств в первое третьи XII века не только не приостановило развитие культуры, но содействовало ее дальнейшему расцвету. Все важнейшие ,наиболее современные памятники искусства и литературы созданы феодальной раздробленности, когда её отрицательные черты еще не проявили себя в полной силе. Татарское нашествие прервало это развитие и приостановило его на полтора-два столетия". Согласны ли вы с утверждением академика В.А.Рыбакова, что уровень развития культуры древней Руси был достаточно высоким?Свой ответ аргументируйте.

Приложенные файлы

  • rtf 26588593
    Размер файла: 27 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий