Тема 2 и Тема 3


Тема 2 и Тема 3. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
Тема 2
1. Мир и человек в древнеиндийской философии:
— предфилософия Вед, философские идеи Упанишад (брахман, атман, йога, карма, самсара);
— человек и мир в учениях чарваков, джайнизме и буддизме;
— философские школы индуизма; санкхья и йога, ньяя, вайшешика, миманса;
— « Бхагават-гита» как синтез идей древнеиндийской философии.
2. Значение философских открытий Древнего Востока для мировой культуры.
Тема 3.
1. Поиски гармонии с космосом и социумом в Древнем Китае.
— особенности формирования философии Китая; «Книга перемен»;
— Инь- Ян, тайцзи, дао, увэй в китайской мифологии и модели бытия даосизма;
— идея гармонии человека с обществом в учении Конфуция;
— философские идеи моизма и легизма.
2. Значение философских открытий Древнего Востока для мировой культуры.
Литература
(основная)
1. Введение в философию. - М., 1990.Ч.1. , Гл. 2, § 1-2.
2. Современная философия: Словарь и хрестоматия. –Ростов-на-Дону,1995.- Разд. 2 (Восточная философия).
3. Немировская Л.З. Философия: Учебное пособие. – М.,1996. – Гл. 2; 4; упражнения по т. 2.
4. Философия: Учебник/под ред. В.Д. Губина, и д.р.– М., 1997. – Ч.1. Гл. 1.
5. Основы современной философии. - СПб., 1997. – Г л.1.
6. История философии в кратком изложении/пер. с чеш./. – М.,1991.
7. Краткая история философии/под ред. В.Г. Голобокова. –М., 1996. – Гл. 1.
8. Антология мировой философии. В 4-х Т. –М., 1969. - Т.1. - Ч.1.
9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.
10. Древнекитайская философия: Собрание текстов в 2-х т. - М., 1972.- Т.1.
11. Бхагават-гита//Махабхарата. Рамаяна. –Библ. Всемирн. Лит-ры Серия 1. - Т.2. – М.,1974.
(дополнительная)
12. Антология мудрости: 106 философов. – Симферополь,1995 (Будда, Мо-цзы, Конфуций).
13. Васильев В.С. Проблемы генезиса китайской мысли. - М.,1989.
14. Вивекананда С. Четыре йоги. - М.,1994.
15. Гессе Г. Сиддхатдха. – М., 1990.
16. Григорьева Т. Дао и Логос. Встреча культур. - М.,1992.
17. Игнатьев И.П. Как стать Буддой.-Л.,1991.
18. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход.- СПб.,1997. – Гл.7-12.
19. Китайская «Книга перемен». - М.,1993.
20. Лао-цзы. Книга о пути и силе. – Новосибирск, 1992.
21. Лукьянов А.Е. Дао «Книги перемен».-М.,1993.
22. Лукьянов А.Е. Лаоцзы (философия раннего даосизма). - М., 1991.
23. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М.,1987.
24. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция.-М.,1987.
25. Семенцов В.С. Бхагават-Гита в традиции и современной научной критике. - М.,1985.
26. Торчинов Е.А. Даосизм.-М.,1993.
27. Упанишады., М 1991.
28. Чанышев А.Н. Начало философии. - М.,1982.
29. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М.,1984.
30. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен».-М.,1993.
31. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философии. - М., 1994.(«Предисловие к «И Цзин», «Об индийском святом»).
Вопросы для обсуждения:
Каковы культурно-исторические предпосылки возникновения философии?
В чем выразился кризис родовой морали и мифологического миропонимания?
В чем выразилось влияние арийской мифологии на становление философии в Древней Индии?
Как вы оцениваете значение идей раннего буддизма и джайнизма для последующего развития культуры?
В чем значение «Книги перемен» для формирования основных идей древнекитайской философии?
Как вы оцениваете учение Конфуция о «благородном муже» и согласны ли с критикой моизма в адрес Конфуция?
Каковы основные идеи школы инь и ян, даосизма?
Как вы относитесь к идее легистов о необходимости ужесточения наказаний для предотвращения преступлений?
Как возник термин «философия» в древнегреческой философии, каков его смысл?
В чем значение «поиска первооснов» в древнегреческой философии?

Темы рефератов
Упанишады как древнейшие философские тексты человечества.
Ортодоксальные течения древнеиндийской философии.
Йога: философия и практика.
Философские идеи буддизма.
Философская школа джайнизма.
Модели бытия даосизма.
Идеи «совершенного человека» в китайской философии.
Этика Конфуция.
Дао и Логос: встреча философских культур.
Легисты о власти, законе, государстве.
Натурфилософия досократиков.

Задания, дополнительные вопросы для обсуждения темы 2.
По содержанию фрагментов определите, к какому памятнику философии Древнего Востока (или представителю какой школы, кому из мыслителей лично) могли принадлежать следующие высказывания:
1. «Учитель сказал: «Знать, что ты знаешь, и знать чего еще не знаешь – вот это и значит – знать»;
2. «Мудрые, о Арджуна, не скорбят ни о живых, ни о мертвых. Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари; и никогда не будет так, чтобы кто–то из нас прекратил свое существование»;
3. «Одно во всем и все в одном»; «Это есть то»; «Ты есть я»;
Продолжая работу с фрагментами текстов, аргументируйте (кратко) Ваш ответ:
4. «Говорить о нем- дуть на отражение, думать о нем- резать пылинки. То, что нельзя содеять и разделить, называют Небом, судьбой, духом, изначальным, все же вместе –Дао – путем»;
5. « А это… благородная истина о происхождении страдания: это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовольствиями и страданиями, находящая удовольствия здесь и там, а именно: жажда наслаждения, жажда существования, жажда гибели»;
6. «Страна, где народ не страшится государственных законов и не послушен в войне, нападает с помощью пустых речей; выступая десять раз, она несет стократные потери»;
7. «Колесо вращается, потому что ось неподвижна. Ось есть Дао, великое Небытие великого Бытия. Дао-человек, следуя естественности, живет в ритме вещей. Зачем ему сила, когда все в его силе, зачем бороться, когда нет того, что ему бы сопротивлялось?»;
8. «Каждый есть Будда – Пробужденный, только не каждый знает это»;
9. «Всеобщая любовь приносит Поднебесной большую пользу; …Во всеобщей любви лежит истина»;
10. «Учитель сказал: «Я странствую в человеческом»;
11. «Люди по своей природе стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок. Поэтому там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким преступлениям просто неоткуда взяться»;
12. Мой Дао – Путь подобен мечу. Если его лезвием рассекать вещи – будет польза; если же хвататься за лезвие рукой – только порежешься»;
13. «Если рассмотреть, откуда начинаются беспорядки, то оказывается, что беспорядки возникают от того, что люди не любят друг друга...»
14. «Необходимое дело свершай: лучше бездействия дело»;
15. «Кто этот бог, научивший Пурушу жертвоприношениям? Кто наделил его правдой? Откуда смерть? Откуда бессмертие?»;
16. «Не выходя со двора, мудрец познает мир…Чем дальше он идет, тем меньше познает. Поэтому мудрый человек не ходит, но познает. Не видя вещей, он называет их. Он, не действуя, творит…Поэтому мудрый человек предпочитает недеяние и осуществляет учение безмолвно»;
17. «Крепкое и сильное – слуги смерти»; Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок… Твердое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить...»;
18. «Если бы кто–нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве…»;
19. «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньше, народ презирает их»;
20. «Соотношение между правителем и народом таково: император – всадник, чиновники и закон - «узда» и "вожжи» , народ – лошадь»;
21. Наше тело есть лодка, которая должна перевезти нас через океан жизни. О лодке следует позаботиться. Нездоровый человек не может стать йогом. Умственная леность отнимает у нас живой интерес к делу, а без него не может быть у человека достаточно энергии для упражнений»;
22. «Если надеется на легкое, то непременно будет много трудностей»; «Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди за ними»;
23. «Учитель сказал: « Учиться и не размышлять – напрасно терять время. Размышлять и не учиться у других – губительно тем же»;
24. «О, сын Бхараты, знай, что темнота, рожденная из невежества, есть причина заблуждения всех живых существ… Следствия этой гуны - безумие, леность и сон, связывающие обусловленную душу»;
25. «Спокойствие — величайшее проявление силы. Легче проявлять активность. Отпустите поводья, и кони понесут вас. Это может каждый, но докажет свою силу тот, кто остановит разгорячившихся коней… Владеет собой тот, кто способен заставить улечься волны на поверхности ума. Активность – проявление силы низшего порядка, самообладание – сила высшего порядка".

Приложенные файлы

  • docx 26579826
    Размер файла: 22 kB Загрузок: 3

Добавить комментарий