Сам. раб. литература

1 СЕМЕСТР

Выучить основные понятия:
Виды (роды) литературных произведений и жанры им соответствующие:
ЭПОС (рассказ, повесть, роман, сказ, былина, очерк)
ЛИРИКА (стихотворение, элегия, ода)
ДРАМА (пьеса, комедия, трагедия, трагикомедия)
ЛИРО-ЭПОС (поэма, баллада, роман в стихах)
Литературное направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, социалистический реализм.
Реализм правдивое изображение действительности, показ типичных характеров в типичных обстоятельствах.
Тема произведения – о чем?
Главная мысль – для чего написано произведение? Что хотел сказать автор?
Роман – эпическое (прозаическое) произведение большого объема, в котором на длительном промежутке времени действует множество персонажей и изображаются важнейшие события эпохи.


Средства эпического изображения: портрет (внешний и внутренний), пейзаж, описание местности, интерьер (внутреннее описание помещения) и экстерьер (помещение снаружи), речь, поведение (поступки), говорящие названия, символика цвета.
Антитеза – противопоставление.
Аллегория – иносказание.
Нигилист – 1) человек, отрицательно относящийся ко всему общепризнанному; 2) представитель русской разночинной интеллигенции, отрицательно относящийся к устоям, традициям дворянского общества и к крепостничеству.
Аристократ – представитель высшего, привилегированного слоя общества. Богатый, знатный человек с безукоризненными манерами и прекрасным образованием.
Либерал – 1) сторонник прогресса и свободы, выступающий за свободу предпринимательства, парламентский строй и демократические права личности, установленные путем реформ; 2) излишне терпимый, лояльный человек, многое позволяющий окружающим.
Западники – либералы-реформаторы, выступающие за развитие России по западному образцу, на основе западноевропейских ценностей: индивидуализм, рационализм, парламентаризм, католичество.
Славянофилы – либералы-реформаторы, выступающие за развитие России на основе традиционных российских ценностей: православие, самодержавие, общинность (коллективизм), народность, духовность.



Почвенники – выступали за развитие России на основе (почве) традиционных ценностей и принятие только того западного опыта, который может прижиться на нашей почве.

Драма – произведение, написанное для сцены.
Структура драматического произведения: завязка, кульминация, развязка.
Кульминация пик, вершина, высшая точка, апогей.
Конфликт – противоборство сторон, мнений, проявляющееся в явной или скрытой форме.
Ремарка – 1)пояснение автора к основному тексту, содержащее характеристику обстановки, внешности действующих лиц, особенностей их поведения; 2)пометка, замечание, дополнение.

Меценат состоятельный человек, оказывающий безвозмездную помощь поэтам, писателям, художникам, музыкантам и ученым.

Обломовщина пассивное отношение к жизни, лень, бездеятельность, апатия.
Менталитет
Душа
Характер
Классическая литература
Проклятые вопросы русской действительности
Основные ценности русской культуры
Западноевропейские ценности

А.С. Пушкин (1799-1836)

Выучить стихотворение (не менее 12 строк).














Как понять и выучить стихотворение?
Внимательно прочитать. Изучить историю написания.
Определить тему (о чем?).
Определить главную мысль (для чего написано?)
Выписать и охарактеризовать изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, лексические повторы, антитезу, аллегорию, риторический вопрос и т.д.
Сформулировать свое мнение, отношение к прочитанному (интересно, доступно, актуально или наоборот).
«Если жизнь тебя обманет».
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись.
В день уныния смирись, час веселья, верь, настанет!
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
*******
«Во глубине сибирских руд»
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.   
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:   
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.   
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут!    
Изобразительно-выразительные средства: 
Во глубине сибирских руд (рудники, где работали заключенные); Оковы тяжкие падут (наступит свобода);    темницы рухнут (тюрьмы как символ несвободы самодержавия исчезнут) братья меч вам отдадут (меч – символ борьбы, который сохранили те, кто остался на свободе) – аллегории.
гордое терпенье, скорбный труд, высокое стремленье, верная сестра, мрачном подземелье, желанная пора, мрачные затворы, свободный глас – эпитеты.
Надежда   разбудит, свобода примет радостно у входа – метафоры.






2. Доказать, что роман «Евгений Онегин» – это энциклопедия русской жизни.
Для этого выписать из текста романа высказывания (не менее 10) о составляющих жизни человека и общества (одежда, мода, пища, интерьер, образование, воспитание, развлечения, уклад жизни, транспорт, экономика, торговля и т.д.).
Например:
1)Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь. (образование)
2) Сперва madam за ним ходила
Потом monsir её сменил. (воспитание дворянских детей французскими гувернерами).
















М.Ю. Лермонтов (1814-1841)

1.Проанализировать и выучить стихотворение (не менее 12 строк) + «Бородино».
«Молитва»
В минуту жизни трудную
Тесниться ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
1839
Изобразительно-выразительные средства: 
минуту трудную, молитву чудную, сила благодатная, святая прелесть – эпитеты. С души как бремя скатится – сравнение. Слов живых – метафора.
И так легко, легко – лексический повтор.



2. История души человеческой в романе «Герой нашего времени».
Душа
· совокупность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в которой выражена божественная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] человека, дающая начало и обуславливающая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], противопоставляемая телу.
1.Душа
· (в религиозных и идеалистических представлениях) нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека (упокой душу грешную).
2.Душа
· совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни, внутренний мир человека (душа не лежит,всей душой, от души и т.д.)
3.Душа – главное лицо, вдохновитель (душа компании).
4.Душа – человек (нет ни души,среднедушевой доход, подушевое финансирование)





2.Выписать из романа «Герой нашего времени» фразы, в которых отражается душа (внутренний мир) персонажа.
Задания: 1) Дать толкование фразам из романа «Герой нашего времени», указать, из какой части романа они взяты, и к какому герою относятся; 2) Дать толкование приведенным фразам, указать, из какой части романа они взяты, и к какому герою относятся. А также самостоятельно найти и выписать высказывания, раскрывающие внутренний мир (душу) героев. Указать из какой части и о ком эта фраза; 3) Первое задание плюс второе (5 фраз) и сделать вывод о том, как через высказывания мы узнаем об особенностях внутреннего мира человека.
Образец: «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» («Княжна Мери») – неискренность, лицемерие, несоответствие поведения внутреннему миру.
Грушницкий ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперёд по комнате.
Да и какое дело мне до радостей бедствий человеческих.
Женщины любят тех, кого не знают.
Мне это надоело, и я вышел, твердо решившись достать ключ этой загадки.
На дне лодки я нашел половину старого весла, и кое-как, после долгих усилий, причалил к пристани.
Но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней было много породы порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело
Она не изменилась в лице, не пошевельнула губами, как будто не об ней дело.
Отвечал я ему, стараясь подделаться под его тон.
Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, глухих, кривых, немых, безногих, безруких, горбатых, и прочих.
Я колебался, я, не охотник до сентиментальных прогулок по морю, но отступать было не время.
Я лгал, но мне хотелось его побесить.
Я никогда не делался рабом любимой женщины.

Н.В. Гоголь: «Русский национальный характер в поэме «Мертвые души».
Характер – совокупность устойчивых психических особенностей человека, которые зависят от наследственности, среды, воспитания, и проявляются в поступках. «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу» (народная мудрость).






Национальный характер (менталитет) – совокупность наиболее устойчивых психологических качеств, сформированных у представителей нации в определенных природных, исторических, экономических и социально-культурных условиях ее развития.
Русский национальный характер – совокупность психических качеств русского народа, которые складываются под влиянием климата, территории (пространства), социально-экономических условий и определяют его историческую судьбу.
Черты русского характера: коллективизм (общинность), преобладание духовного над материальным, долготерпение, надежда на доброго барина (царя), широта души, склонность к риску, пренебрежительное отношение к собственной жизни, к законам, надежда на авось, преклонение перед иностранцами, неумение признать вину и поиски виновных на стороне, выносливость, смекалка, в поступках чаще опирается на зов сердца, чем на разум, смелость, решительность, незлопамятность, умение обходиться малым в быту, храбрость, способность преодолевать неимоверные трудности,





Черты русского характера: коллективизм (общинность), приоритет духовного над материальным, чувств над разумом, жизнестойкость, выносливость, неприхотливость, смелость, отвага, смекалка, долготерпение, незлопамятность, открытость, простодушие, отвага при защите Родины, склонность к риску, пренебрежительное отношение к собственной и чужой жизни, надежда на «авось», подражание иностранцам и преклонение перед ними, презрение и зависть к богатым, покорность перед вышестоящими, надежда на доброго начальника, привычка искать виновных на стороне, удивительная способность создавать трудности, с тем, чтобы героически их преодолевать, особая реакция на слово, которое воспринимается больше душой, чем разумом,









Фразы из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”, отражающие черты русского национального характера.
Задания: 1) определить в представленных фразах те или иные черты русского менталитета (Например. Какой русский не любит быстрой езды. – склонность к риску, пренебрежительное отношение к собственной жизни, к законам, надежда на «авось»); 2) найти подобные фразы самостоятельно и определить, какие черты национального характера они отражают; 3) К заданиям 1) и 2) сделать вывод о русском национальном характере в поэме «Мертвые души».

Несмотря на то, что сам человек русский, хочет быть аккуратен, как немец.
У нас просто, по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца.
Так как русский человек в решительные минуты найдется, что сделать, не вдаваясь в дальнейшие рассуждения.
И что всего страннее, что может только на одной Руси случиться, он через несколько времени уже встретился опять с теми приятелями, которые его
тузили и как ни в чем не бывало заговорили о погоде.
Русский человек задним умом крепок.
Русский возница имеет доброе чутье место глаз, и всегда куда-нибудь да приезжает.
Селифан почувствовал свою оплошность, но так как русский человек не любит сознаться перед другим, что он виноват, то тут же вымолвил он
Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу.
Нет житья русскому человеку: все немцы мешают. (ищет виновных на стороне)
Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату.
«Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков.
Живой и бойкий русский ум.
Эх, русский народец! Не любит умирать своею смертью!
Образец вывода: Таким образом, мы проанализировали фразы о русском национальном характере и можем утверждать, что поэма «Мертвые души» – это .. (продолжить самостоятельно)




















Русская классическая литература (классика, от лат. классикус - образец) это произведения, в которых с высокой художественной силой освещаются вечные темы (любовь и дружба, Родина, дом, семья, характер, душа, быт и т.д.) и поднимаются проблемы, актуальные (современные) во все времена.















Творческая работа (сочинение)
Темы:
Что я знаю о Пушкине (Лермонтове, Гоголе).
Как понять внутренний мир персонажа по произведению?
Пословицы и поговорки о душе (по словарю С.И. Ожегова).
Русский национальный характер в поэме «Мертвые души» и в жизни.
Что я узнал о произведениях русской литературы первой половины 19 века?
Почему изученные произведения относятся к лучшим образцам классической литературы?
Что нового я узнал и чему я научился на уроках литературы?

Как написать сочинение?
Выбрать тему, наиболее близкую и доступную.
Определиться, какой тип сочинения вы будете писать: повествование, описание, рассуждение либо свободной композиции эссе).
Подобрать материал.
Повествование, описание, либо соединяющее в себе все типы текстов пишутся по следующей схеме:
1.Написать вступление. О чем узнали или прочитали, если это фильм или книга, указать автора и название, если событие, то кратко раскрыть суть. Как это повлияло на выбор темы? Раскрыть ваше понимание темы. Почему выбрали эту тему?
2. Основная часть.
Раскрывается суть темы, подробно излагается все, что связано с вашей темой, приводятся примеры из жизни или из текста.
3. Заключение.
Подводится итог написанному, делается обобщение, высказывается отношение к описанному. При этом используются такие выражения: в заключение я хотел бы подчеркнуть., подводя итог сказанному, я хотел бы отметить, таким образом, все вышеизложенное наводит на мысль, что, итак, я думаю, что.и так далее.



















Общественно-политическая и культурная ситуация в России второй половины 19 века (1850-1900).
Лекция (тетрадь).
Исторические события:
1.Кавказская война (1817-1864)
2.Крымская война (1853-1854)
3.Русско-турецкая война (1877-1879)
4.Отмена крепостного права (1861)
5.Развитие капитализма
6.Распространение идей марксизма, рост революционно-народнического движения.
7.Убийство Александра 2 (1881)
8.Реакция: поиски виновных, запрет на свободомыслие, аресты и т.д.
9.Начало реформ.
10. Трагедия на Ходынском поле в день коронации Николая 2 (1898).
Проклятые вопросы русской жизни:
Кому на Руси жить хорошо?
Кто виноват?
Что делать?
Пути решения: Реформы и революция
Русские ценности
Западноевропейские ценности

коллективизм
(общинность )
Индивидуализм

духовность
Рационализм

самодержавие
Парламентаризм

православие
Католичество



Развитие литературы
(Характеристика литературного процесса второй половины 19 века).
Сделать тезисный конспект по учебнику Обернихиной (стр. 109-116).
















А.Н. Островский
(1823-1886)
«Бесприданница» (1879) .
Почему Островского назвали Колумбом Замоскворечья? (Учебник под ред. Обернихиной и Кутузова, стр. 211-214)
Назвать действующих лиц. Определить завязку, кульминацию и развязку драмы «Бесприданница».
Найти общее и различное между драмой «Бесприданница» и фильмом «Жестокий романс», поставленному по мотивам этой драмы.
Вопросы для устной работы на уроке:
1. Где происходит действие?
2. Назвать действующих лиц. Кто из них представляет среднее сословие, нарождающийся класс дельцов-предпринимателей?
3. Почему драма называется «Бесприданница»?
4. Назвать завязку, кульминацию, развязку.
5.Как развязка драмы характеризует людей, окружавших главную героиню?




Вопросы и задания к драме А.Н. Островского «Бесприданница».
1.Задание: Имеют ли высказывания данных героев отношение к устной народной речи (фольклору) ? Почему? Найти подобные высказывания в тексте или привести свои примеры.
Паратов: “Еду-еду не свищу, а наеду – не спущу”, “У каждого свой вкус: один любит арбуз, а другой – свиной хрящик”
В ожеватов: “Не нашему носу рябину клевать: рябина – ягода нежная”
Карандышев: “Не все то золото, что блестит”
2.Задание: Найти в тексте высказывания, раскрывающие те или иные черты характера персонажа. Какие черты присущи человеку, произносящему подобные фразы?
Х.Огудалова: “Без хитрости не проживёшь.” (Хитрость, расчетливость, беспринципность)
Кнуров о Ларисе: “Дорогой бриллиант дорогой оправы требует.”(воспринимает женщину как вещь
Паратов: “Для меня ничего заветного нет, если выгодно, что угодно продам.”
3.Задание: В приведенных ниже фразах найти указания на конкретные исторические события. Найти в тексте подобные фразы, указывающие на эпоху, время, в котором происходят события.
Паратов “Вот кто виноват, что австрийцы турок одолеть не могут.” Вожеватов – Робинзону : “Ну, зачем я тебя туда (на выставку в Париж) возьму, с какой стати?” Клетку что ли, сделать – да показывать тебя.”
Кнуров – Ларисе: “Не угодно ли вам ехать со мной в Париж, на выставку.”
Паратов “Я у бурлаков русскому языку обучался.”


Задание: В приведенных ниже фразах найти указания на конкретные исторические события. Найти в тексте подобные фразы, указывающие на эпоху, время, в котором происходят события.

Паратов “Вот кто виноват, что австрийцы турок одолеть не могут.” Вожеватов – Робинзону : “Ну, зачем я тебя туда (в Париж) возьму, с какой стати?” Клетку что ли, сделать – да показывать тебя.”
Кнуров – Ларисе: “Не угодно ли вам ехать со мной в Париж, на выставку.”
Паратов “Я у бурлаков русскому языку обучался.”

Задание: Найти в тексте высказывания, раскрывающие те или иные черты характера персонажа. Какие черты присущи человеку, произносящему подобные фразы?
Х.Огудалова: “Без хитрости не проживёшь.”
Кнуров о Ларисе: “Дорогой бриллиант дорогой оправы требует.”
Паратов: “Для меня ничего заветного нет, если выгодно, что угодно продам.”


Задание: Имеют ли высказывания данных героев отношение к устной народной речи? Почему? Найти подобные высказывания в тексте или привести свои примеры.
Паратов: “Еду-еду на свищу, а наеду – не спишу”, “У каждого свой вкус: один любит арбуз, а другой – свиной хрящик”
Вожеватов: “Не нашему носу рябину клевать: рябину – ягода нежная”
Карандышев: “Не все то золото, что блестит”

Дискуссия: «Кто она такая Лариса Огудалова?»
Жертва обстоятельств.
Легкомысленная, слабовольная девушка.
Жертва корыстных, бездушных людей.
Другие варианты.
Как выступать по дискуссионным вопросам?
Сформулировать свое утверждение (тезис).
Привести аргументы (доказательства), которые могут быть взяты из текста и личного опыта.
Сделать вывод.



И. С. Тургенев «Отцы и дети».

Биография Тургенева (учебник под редакцией Кутузова стр.232-236 )
История создания и смысл заглавия романа (учебник под редакцией Кутузова стр. стр.236-240 )
Прочитать 1-10 главы, найти средства эпического изображения и сделать закладки, подписав, что именно вы нашли: портрет, интерьер, пейзаж и т.д.)

Столкновения главных героев:Базарова и Павла Петровича
Выучить определения: спор, полемика, дискуссия, диспут, демагогия, дебаты.
Заполнить таблицу, найдя в тексте (главы 6,10) фразы, содержащие указание на столкновение двух общественно-политических течений и людей их представляющих . Образец:

Евгений Васильевич Базаров
разночинец, революционер-демократ, нигилист (свободомыслящий человек, который отрицательно относится к существующему укладу жизни и ни во что не верит)
Павел Петрович Кирсанов
дворянин, либерал-реформатор,
аристократ (представитель высшего общества, имеющий прекрасное образование, воспитание и безукоризненные манеры)

Дрянь аристократишка.

Аристократизм – принцип, а без принципов жить в наше время мог ут одни безнравственные и пустые люди.

Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, русскому человеку они даром не нужны.
А что же ему по-вашему нужно?

Рафаэль гроша медного не стоит.
Рафаэля чуть ли не за дурака считают














Ф.И. Тютчев и АА. Фет.

Выучить и проанализироватьпо одному стихотворению Фета и Тютчева
Четверостишия Тютчева:
Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать:
В Россию можю не понять,
Аршином обно только верить!
(примечание: аршин – старинная мера длины, равная 0,716 м)
Не то, что мните вы – природа;
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык!
Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм»
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных.
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик отобразится в них.
Образец анализа:
Стихотворение написано в 1830 году. В нем автор обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе ("Все зримое опять покроют воды"). В самом этом обращении есть одновременное указание на гибель и спасение. Слово "катаклизм" имеет более привычные нам синонимы: Апокалипсис, Армагеддон, конец света, рисующие последний день творения. Однако Тютчев – оригинальный поэт-философ, для которого последний день окажется первым днем нового творения.
Тема (о чем?). Это стихотворение о конце света, всемирном потопе.
Главная мысль (для чего?). Стихотворение написано для того, чтобы напомнить людям о том, что последний час пробьет, и люди будут наказаны за свои грехи. Бог с сожалением посмотрит на залитую водой землю и приступит к следущему творению..
Средства выразительности: последний час, земных частей, божий лик (эпитеты). Пробьет последний час – аллегория.
-Это стихотворение очень актуально и произвело на меня огромное впечатление описанием неотвратимости конца света.






Как беден наш язык! - Хочу и не могу.-
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.


Ф.М. Достоевский

Вопросы и задания по роману «Преступление и наказание».
История создания и смысл заглавия романа (учебник Кутузова, стр. 308-311).
Прочитать 1 – 7 главы, сделать закладки на тех страницах, где имеются средства эпического изображения (портрет, интерьер, описание местности, пейзаж, речевые характеристики, говорящие имена, символика цвета).
Составить конспект «Суть теории Раскольникова» (часть 3, глава 5).
Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге.
Подготовиться к дискуссии на тему: «Антигуманная теория Раскольникова» (Что произойдет на земле, если теория Раскольникова восторжествует?).
Задания для самостоятельной работы:
Составить кроссворд по роману (прочитанным главам).
Написать сочинение на одну из тем: а) Что произойдет на земле, если теория Раскольникова восторжествует? б) Почему теория Раскольникова является антигуманной?
Для 2 и 3 уровня усвоения («4» и «5»).
Привести примеры говорящих имен. Рассказать о символике цвета в романе (Какие цвета предпочитает автор и почему?).




























2 СЕМЕСТР
Л.Н. Толстой
Вопросы и задания к роману «Война и мир».
Взгляды Толстого на историю (Учебник за 10 класс (стр. 335-341) или лекция).
Изображение высшего света в романе (том 1, часть 1, главы 1 – 7). Где происходят основные действия? Кто присутствует? О чем говорят? Какие черты присущи представителям высшего общества? (ответы на вопросы)
Военные сражения в романе (Шенграбенское (т.1,ч.2,главы 16-21), Аустерлицкое (т.1, часть 3, главы) Бородинское (т. 3,часть ,главы 30-39): планы-конспекты основных событий в тетради).
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (беседа).

Задания для самостоятельной работы:

Анализ эпизода (подведение итогов Аустерлицкого сражения) по фильму С. Бондарчука «Война и мир». Как проявляются люди в этой ситуации?
Человек на войне (творческая работа на одну из тем: «Причины поражения русских войск в сражениях», «Истоки мужества русских солдат на Бородинском поле», «Проявление личностных качеств в экстремальных ситуациях»).


А. П. Чехов

Прочитать рассказы «Ионыч» и «Человек в футляре».
Ответить на вопросы:
Как зовут героев?
Где происходит действие?
Какие эпизоды запомнились больше всего?
Что объединяет эти произведения?
А. П. Чехов, рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч».
Изучение произведений А.П.Чехова начинаю с его известных крылатых фраз, так ярко характеризующих самого писателя.
“Краткость – сестра таланта”
“В человеке все должно быть прекрасно!”
“Хорошее воспитание не в том, чтобы не пролить соус на скатерть, а в том, чтобы не заметить, если это сделает кто-то другой”
“Если жена изменила тебе; радуйся что она изменила тебе, а не отечеству.”
При изучении рассказов из чеховской трилогии предлагаю задание найти фразы героев и самого автора, характеризующие их самих. Иван Иваныч, реагируя на историю Беликова (“Человек в футляре”) восклицает: “Нет, больше жить так невозможно!” Здесь звучит глубокое понимание жизни, ответственности за все окружающее, желание изменить мир, боль за его несовершенство. На что осторожный, поверхностно мыслящий Буркин говорит: “Ну, это уже вы из другой оперы. Давайте спать!” В рассказе “Крыжовник” Иван Иванович произносит очень актуальный монолог, характеризующий его как человека думающего, понимающего жизнь. “ Все тихо, спокойно, и протестует только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания. Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные”
Или вот этот горячий призыв Ивана Ивавновича: “Счастья нет, и не может быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!”
“Человеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар!” – высокое понимание смыла человеческой жизни.
Серьёзное, трепетное отношение к любви, лишенное меркантильности звучит в следующих словах: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более значимого, чем счастье или несчастья, грех или добродетель в их ходячем смысле или не нужно рассуждать вовсе”
Историю доктора Старцева очень интересно постигать через его фразы, которые располагаем ступенчато, тем самым показываем путь духовной деградации человека (от молодого, умного Дмитрия Ионовича до толстого, обрюзгшего, злобного Ионыча).
Эта работа выглядит примерно так:
Недурственно!
А приданого они должно быть не мало дадут
Ох, не надо бы полнеть!
Сколько хлопот, однако!
Он вспомнил про зеленые и красные бумажки, и
огонек в душе погас.      
Это вы про каких Туркиных говорите?
В каждой из этих фраз содержится указание на душевное состояние персонажа, а все вместе они дают трагическую картину духовной деградации личности, не способной к чувствам, душевным порывам и ответственности.







Викторина «По страницам прочитанных произведений»



Россия на рубеже веков (обзорная лекция с элементами беседы)

Основные исторические события.
Духовное состояние общества.
Развитие искусства и культуры (живопись, музыка)


Русская литература начала века.


Реализм начала века.

А. И. Бунин « Темные аллеи»

А.И. Куприн «Негласная ревизия»
А.И. Куприн «Негласная ревизия»
Психологическая картина падения героя. Путь от преуспевающего, уважаемого, неподкупного ревизора до раздавленного позором, неудачливого любовника, опорочившего честь мундира и свое имя.

1.


2.


3.



4.



5.



6.



7.



8.




9.


10.









А.М. Горький «Страсти-мордасти».



Модернизм. Поэзия Серебряного века.
Модернизм (от фр. Модерн – новый, современный) – новейшее течение в русской литературе, противопоставившее себя реализму.
Серебряный век (конец 19 – 20 годы 20 столетия)– это расцвет русской поэзии, который характеризуется обилием новых течений и ярких имен в литературе, которые вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы.

Символизм. А.А. Блок


Поэзия прекрасной ясности в творчестве А.А. Ахматовой.


Футуризм и поэзия В.В. Маяковского.














0,,




13 PAGE 142115



Заголовок 115

Приложенные файлы

  • doc 26555936
    Размер файла: 118 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий