СЛОВАРЬ-2008

ГЛОССАРИЙ При составлении Глоссария использованы, кроме энциклопедических и толковых с ловарей, следующие источники: Библейская энциклоп едия . М.: Тер р а , 1991; Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской жив описи. – СПб.: МИФРИД, 1995. Приложение: Словарь; Гладыше ва Е.В., Нерсесян Л.В. Словарь-указатель имен и поняти й по древнерусскому искусству. М., 1991; Булычев Ю.Ю. Православие. Словарь неофит а . – СПб.: АМФОРА, 2004; В.О.Гусакова. Православный словарь церковного искусства. СПб.: ЛИТА, 2004; Языкова И.К. Богослови е иконы. М., 1995. Приложение: Словарь терминов; Галина Ко лпакова. Искусство Византии. Поздний период. 1204-1453. Приложение. – СПб.: АЗБУКА-КЛАССИКА, 2005 и др. издания - энциклопедические и словарные. Все термины сверены со специалистами и некоторые по воз можности уточнены. Агиография ( греч. hagios – святой + grapho – пишу) – церковная литература, по священная жизнеописанию святых Акафист – ( греч . « акафистос химнос » - «неседальное пение») – это торжественное славословие в честь Господа, Божией М атери, а нгелов и святых, которым христиане внимают стоя. Состоит из 12 долгих и одной короткой – пр едпоследней строфы. Акафистные сюжеты – в иконах и стенописи иллюстрируют тексты церковных пе снопений и определяются строкой из акафиста : Всех скорбящих радость, «Неувядаемый цвет и др. Алтарь – православных храмах восточная их часть, отделенная алтарной преградой , чаще всего - высоким иконостасом Амвон (греч. – возвышение ) – ( 1) возвышение в право славном храме под куполом; (2) в русских церкв ях выступающая часть солеи, с которой читается Евангелие , священник произносит проповедь и причащает мирян и т.д. Аналой – высокий переносн ой столик с наклонным верхом, на который возлагаются иконы и богослужебн ые книги . Ангелы ( греч. – вестники ) – бесплотные посредники между создавшим их Богом и дольним мир ом – людьми. Приписываемый Дионисию Ареопагиту трактат «О небесной иер архии» содержит описание трех иерархий, в каждую из которых входит три а нгельских чина: - Высшая иерархия , предстояща я Богу «без посредства прочих», - серафимы (евр. Пламенеющие), наделенные стремительностью и силой оч ищения; херувимы (евр. – изли яния мудрости) – способные воспринимать высшую мудрость и передавать е е другим; престолы – носящи е Бога, «неподвижно и твердо прилепленные» к Нему; - Средняя иерархия , отражающая принцип Божественного мировладычества и «совер шенствующаяся посредством Божественных озарений, сообщаемых через чин ы Высшей иерархии» - господства, наделенные даром преобразования – уподобления Богу себя и в сего, им подчиненного; силы – стремящиеся воспринять Божественные энергии; власти – устраивающие духовное владыч ество Бога; - Низшая иерархия – непосред ственно соприкасающаяся с «дольним миром» - начал а , способные управлять соответственно Божественн ому порядку; архангелы – ан гелоначальники, сообщающие Божественные озарения от начал к ангелам; ангелы – покровительствующ ие людям, охраняющие их, сообщающие им волю Господа. В православной т радиции наиболее выделены архангелы Михаил ( Кто как Бог ) – пр едводитель Небесного воинства и Гавриил ( Сила Божья ) – вестн ик. Подробные сведения об ангелах в иудейской традиции отражены в апокрифической книге Еноха . Силы Небесные изображаются: а рхангелы и ангелы - в виде крылатых человеческих фигур; п рестолы - в виде крылатых кол ес с множеством очей по ободьям – как очистые , упоминаемые в книге пророк а Иезекииля , серафимы – как лики с шестью крыльями, херу вимы – как лики с двумя крыльями . Антиминс ( греч . – вместопр естолие ) – четырехугольный плат из шелка или льна, на котором изображен Христос во гробе , положение во гро б или орудия страстей Христовых (крест, гвозди, моло ток, терновый венец) и четыре евангелиста по углам. Возлагается на престол или может заменять его. Содержит частицы мощей мучеников и подпись освятившег о его архиерея, а также надпись – для какого храма предназначен. Апокриф ( греч . тайный, сокровенный ) - (1) сакральная к нига, в которой излагаются тайные знания); (2) ветхозаветные и новозаветные тексты и переводы, не причисленные Церковью к каноническим ( Хождение Богоматери по мукам, Протоеванге лие Иакова и др. Апостолы ( греч. – посланни к) – в христианстве так названы ученики Христа, изб ранные им и посланные нести свет веры Христовой во все концы земли. Первы ми были избраны двенадцать: Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, Симон (П етр) Ионин - брат Андрея Первозванного, Филипп, Варфоломей, Иаков Зеведеев (брат Иоанна Богослова), Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаков лев (Фаддей), Иуда Искариот. После самоубийства предателя Иуды Искариота в число двенадцати апостолов был избран Матфий. Все апостолы кроме Иоанн а Богослова приняли мученическую смерть. Вслед первым двенадцати идут е ще семьдесят апостолов. Апсида ( абсида )- полуцилиндрический выступ в восточно й части храма, перекрытый конхой - полукуполом, в котором размещается алт арь. Эта архитектурная форма символизирует соединение небесного и земн ого начал, поэтому в ней нередко помещается изображение Богоматери – зе мной женщины, из плоти которой соткана плоть Спасителя . Арианская ересь - отрицание Бо жественной природы Христа. Последователи Ария, бывшего пресвитером в Ал ександрии и сформулировавшего свою доктрину в 318 году, утверждали, что Сын не вечен, не существовал до рождения и не был безначальным. На Никейском с оборе 325 года арианство было осуждено и был сформулирован Никейский символ , провозглашающий Хрис та как «от Отца рожденного» и «несотворенного, единосущного Отцу ». Архангел (Архистратиг) Михаил ( Кто к ак Бог ) принадлежит к третьему ангельскому чину (см . Ангел ) . Предводитель архангелов и всего ангель ского войска. В Библии, в книге Откровения описывается небесная брань, в которой небесное воинство в о главе с Ахистратигом Михаилом воюет против дракона. Ассист ( лат. – присутствующий ) – изображение Божественного Света ка к лучей или бликов, которые подобно золотым или серебряным нитям «прошив ают» одежду и волосы изображения и обозначают присутствие Б ожие . Багряница – (1) нить красного ил и пурпурного цвета, клубок которой держит в руках Пресвятая Дева в момен т Благовещения. Из этой нити была соткана завеса (порфира) для Иерусалимс кого храма; (2) одеяние царственных особ. В багряницу (порфиру) был облечен С паситель перед Распятием. Барабан – цилиндрическое или многогранное подножие купола, венчающего храм. Библия ( Священное Писание ) – книги , по определению Библейской энциклопедии, «написанные Д ухом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апосто лами». Состоит из книг, написанных до Рождества Христова ( Ветхий Завет ) и по Рождестве Христовом ( Новый Завет ). Новый завет состоит в свою очередь из че тырех канонических – утвержденных Церковью Ева нгелий (От Матфея, Марка, Луки и Иоанна), книги Деяния Апостолов, учительных Апостольских посланий и Апокалипсиса - Откровения св. Иоанна Богослова. Блаженные (Христа Ради юродивые) – святые, добровольно принявшие на себя подвиг юродства, ког да христианская святость прикрывается личиной безумия. Юродивые ходят нагими или полуобнаженными в любое время года, выкрикивают кажущиеся бе ссмысленными слова, нарушают нормы поведения, принятые в их время в том о бществе, где они пребывают. В награду Господь даруе т юродивым способность видеть духовными очами суть человека или событи я, предвидеть будущее. Они могут обличать несправедливо сть, помогать людям, пророчески возвещать волю Божию. Подвиг юродства Церковь признает одним из наиболее трудных. Велум ( л ат. – парус) – в иконе ткань, переброшенная с одного архитектурного сооружения на другое и условно обозначающее, что изобра женное событие происходит в интерьере. Власяница – нательное оде яние из грубой шерсти, которое носили по обету. Воздух – прямоугольный плат, возлагаемый на потир и дискос , покрыт ые малыми покровцами, во время литургии. Символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иису са Христа. Изготавливается из парчи или шелка. При ч тении Символа Веры священник поднимает воздух и колеб лет его над Святыми дарами в знак присутствия Святого Духа. Волхвы – (1) мудрецы, звездо четы, явившиеся с дарами с В остока вослед за Вифлеемской звез дой, дабы приветствовать Рождество Христово. В иконах Рождества изображаются в виде юноши Ме льхиора, средовека Валтасара и старца Каспара и символизируют все челов ечество (имена зафиксированы в западной традиции) ; (2) колдуны, чародеи. Гиматий – верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани, чаще всего набрасываемой поверх хитона . Гликофилуса (греч. – Сладк олобзающая) – вариант иконы Елеус а, Образ Богоматери, на руках которой сидит М ладенец, прижимающийся щекой к ее щеке. Голгофа (евр. – место череп а ) – гора в Иерусалиме, на которой свершилось распятие Спасите ля. В Иудею обычай совершения казни через распятие пришел из Рима, где так им образом казнили за самые тяжкие преступления только рабов или вольно отпущенников - убийц, разбойников, мятежников. При этом как правило испол ьзовались три формы креста: четырехконечный, трехконечный в виде буквы Т (греческая “тау”) или Х-образный - косой, позднее названный Андреевским, и бо на таком кресте был распят апостол Андрей. При этом казнимый мог стоят ь на земле или опираться на подножие, чем его мучения делались более прод олжительными. Доподлинно известно, что крест, на котором был распят Спаситель, имел « титло » - перекладину с надписью “Иисус Назарянин Царь Иудейский”, пр ибитой над головой Распятого. Была ли под Его ногами опора, достоверных с ведений нет. Согласно церковному преданию, Крестное древо выросло из зерна, положенн ого Сифом в рот умершему Адаму. Впоследствии это древо было вырвано с кор нем, к которому приросла голова - точнее, череп Адама, и привезено в Иеруса лим вместе с другими материалами для построения храма. Здесь череп был о тделен от корня и выброшен, а затем найден царем Соломоном во время охоты. Царь привез череп в Иерусалим и повелел похоронить его, насыпав камни. Та к образовалась Голгофа, на которой позднее был водружен крест с распятым Сыном Божьим. На любом изображении Распятия можно видеть в изножии крес та в могиле череп праотца Адама, орошаемый кровью Спасителя, смывающей п ервородный грех. Однако существуют и иные версии предания о Кресте Господнем: о его проис хождении от Древа жизни, произрастающего в Раю. Якобы изгоняемый Адам ун ес ветвь от этого Древа, давшую впоследствии три побега (прообраз Триипо стасного Бога). Из этого древа был вырублен жезл Моисея, затем из него хоте ли сделать балку для дворца, но не могли пригнать ее и перебросили через К едрон для пешеходов. Царица Савская пророчески не пожелала ступить на эт от мост, из которого впоследствии и был сделан Крест Распятия. Согласно еще одной версии, Крест сооружен из Древа Познания Добра и зла. Н екоторые древние авторы утверждали, что крест был сделан из драгоценног о кедра или кипариса. Однако православные исследователи полагают, что ри мляне едва ли стали бы распинать преступника, каким был в их глазах Христ ос, на кресте из драгоценной породы - скорее всего, это был самый обычный д еревянный крест. Голубец – (1) минеральная краск а голубого цвета, наиболее дорогая и дающая самые удив ительные оттенки голубого, производилась, по некот орым сведениям, из лазурита; (2) двускатная кровля над придорожными и распо ложенными на фасаде храма иконами и могильными крестами. Графья (греч. – гравирова льная игла) – в данном случае п рочерченный по левкасу или штукатурке тонкой иглой контур рисунка . Далматика – длинная одежд а с широкими рукавами, украшаемая оплечьем, передником и подольником. На иконах - одеяние архангелов и царей. Дароносица – сосуд, ковче жец, металлическая шкатулка для перенесения Свят ых Даров при необходимости причастить умирающего или больного человека вне храма . Дарохранительница – мета ллический священный напрестольный сосуд в виде Часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Используется для хранения запасных – Пре ждеосвященных Святых Даров . Дары волхвов – явившиеся прив етствовать Рождество Христово волхвы принесли Ему в дар ладан – как Бог у, золото – как Царю и смирну как Тому, Кто добровольно примет смерть. Деисус ( греч. Деисис – моление ) - это моление, с которым обращаются к Христу-Вседержителю святые и Силы Н ебесные. На иконах они изображены в вполоборота к Спасит елю. Деисусный чин – основная часть русского высокого иконостаса. Чин – это порядок, в котором распол ожены святые и Силы Небесные по отношению к находящемуся в центре Христу . Канонически закрепленная их связь в двоицы историками объясняется тем , что в римском суде свидетельство признавалось правдивым, если в пользу его выступало не менее двух человек. Десница – правая рука . Дискос ( греч. - к руг, тарелка ) - небольшое бл юдо на подставке для приготовления Агнца – главной просфоры, претворяю щейся в Тело Христово в таинстве Ев харистии во время литургии. Доличное пись мо в иконе – все, что на ней изображено, исключая лик и и обнаженные части фигуры, т.е. то, что пише тся до того, как приступают к личному письму. Такой порядок работы над иконописным изобр ажением закреплен в правилах иконописания и имеет глубокое обоснование. Дьконник (диа конник) – помещение в восточной части храма к югу о т алтаря. Часто служит ризницей и книгохранилищем. Евангелие , или Благая весть (греч.) – входящие в состав Библии первые четы ре канонические книги Нового Завета, составленные евангелистами Матфе ем, Марком, Лукою и Иоанном. Первые три, близкие по содержанию, называются синоптическими. Известен также ряд апокрифических Евангелий: Протоева нгелие от Иакова, от Фомы, от Филиппа, от Никодима и др. Ино гда – общее название Нового Завета. Евхаристия (греч. – благодарен ие) – одно из семи таинств П равосл авной Ц еркви, когд а хлеб и вино на литургии прелагаются в Тело и Кровь Христовы – Святые Да ры. Согласно учению Церкви, под видом хлеба и вина верующие причащаются Т ела и Крови Христовых. Таинство Причащения учрежде но самим Иисус ом, во время Тайной ве чери преломившим хлеб и давшим его ученикам. При этом Уч итель сказал: «При и мите, ядите: сие есть Тело Мое». И взяв чашу вина, подал ученикам со словами: «Пейте из нее все: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за мног их изливаемая во оставление грехов» (Мф., 26, 26 - 28) . Елеуса (греч. – Милую щая) - иконографический тип образ а Богоматери, к лику Которой прикасается ликом Младенец . В русской традиции икона называется Умиление. Епитрахиль – часть облаче ния священника, символизирующая Благодать Господню, - длинная широкая ле нта, надеваемая на шею. Обязательна при совершении богослужения. Жертвенник – 1) стол, на котором совершается проскомидия, т.е. готовитс я бескровная жертва Евхаристии: хлеб и вино. Располагается в алтаре у северной стены храма; 2) северная алтарная апсида храма. Житие – жанр церковной ли тературы, жизнеописание святого, созданное по особым законам агиографи и Житийная икона – та, в кото рой основной образ святого в среднике дополняется изображением событий его жизни и совершенных им чудес. Закомара – полукруглое за вершение наружной стены, соответствующее своду. Звездица – две металлические дуг и, соединенные крестообразно. Ставится на дискос, чтобы предохранить час тицы литургического хлеба от смешения при покрытии дискоса покровцом. С имволизирует звезду, ознаменовавшую рождение Спасителя. Зерцало – в иконе изоб ражение сферы в руках архангела, в ней он видит отраженный св ет Божества. Знамение (устар.) – предзнаменование, предвестие. В иконографии особый иконографический извод образа Богоматери Оранты, д ополненного изображением Христа Эммануила в сфере на груди . С имвол изиру ет Боговоплощение. Распростр анено достаточно широко, но именование Знамение имеет только на русской почве. Знаменщик – мастер-иконоп исец, выполняющий самую важную часть работы над иконой – прорись изображения, которое лучшие из знаменщиков создавали самостоятельно. Как правило, это был руководител ь артели. Игумен (греч. – ведущий ) – духовный чин, присваиваемый настоятелю монастыря. Дае тся также в награду монашествующему священству вне связи с управлением монастырем. Извод – одна из разновидн остей канонического изображения, особый канонический тип образа. Изограф – художник , чаще всего этим слово м обозначался график-миниатюрист. Иконоборчество – еретическо е движение в Византии УШ-1Х вв., состоявшее в отрицании иконопочитания и жесточайших гонениях иконо почитателей. Восстановление иконопочитания произошло в 843 году при цари це Феодоре, в честь чего был установлен праздник «Торжество П равославия» . Иконография – устойчивая традиция изображения л иц и событий Священной истории, а также догматов веры, сложившаяся на осн ове разнообразных источников и закрепленная в канонических образах . Иконописный подлинник – р уководство по иконописанию в виде собрания описаний и образцов изображений (лицевой подлинник) или только их подробных описаний (толковы й подлинник) . Иконостас – уставленная икон ами преграда, отделяющая алтарь в православном храме. Русский высокий ик оностас складывается на рубеже Х1У-ХУ веков. Ипостась – Божественное Лицо, различаемое от двух других Лиц (Отец, Сын и Дух Святой), но в Каждом из Них Божественная Сущность, по которой Они тождественны . Исповедники – святые Д ре вней Ц еркви, открыто провозглашавшие веру Христову во врем я гонений, а также те, кто претерпел мучения, но, в отличие от мучеников, ост ался жив Камедь (греч. – древесный клей) – используемый в кач естве клея густой сок акации, вишни и др. деревьев Камилавка – головной убор свяще нников и диаконов в виде расширяющегося кверху цилин дра, обтянутого тканью. Канон ( греч. – норма, правило) – в широком смысле слова правила церковной жизни, установлен ные Святыми Отцами или Церковными соборами. В данном случае совокупност ь правил и установлений, способствующих созданию благо датного образа, которые были накоплены в процессе соработничества свят ых иконописцев с их небесным покровителем Святым Духом. Канон в иконопис ании служил и служит опорой для иконописца, помогая ему в его подвижниче ском труде и определяя основные особенности процесса иконописания – начиная с высших установок, определяющих смысл обра за, и до материалов, которые следует использовать, ибо и они имеют литурги ческий и символический смысл. Канун – стол с распятие м и подсвечниками для свечей, которые ставятся за упокоение усопших. У ка нуна совершаются панихиды – заупокойные богослужения. Квадрифолий – х рам, п остроенный по плану четырехлепестковой формы, а также украшени я той же формы в живописи и шитье. Киноварь – ярко-красная минер альная краска . Киот ( гр еч. – ковчег ) – засте кленный деревянный футляр или специальный ш кафчик, иногда с дверцами (створами) для хранения иконы. Клав (лат. – полоса) - полоса ткани, в императорской одежде – из золотой парчи, вставляема на плече хитона. В иконописных изображениях присутствует в одеждах Христа. Клеймо – изображение на п олях иконы событий из жизни святого или совершенных им подвигов и чудес, в классическом варианте заключенное в прямоугольник. Житийные клейма о кружают центральное изображение, дополняя его. Клир - общее н аименование служителей церкви . Клирос (греч. – жребий, ибо свя щеннослужители некогда избирались по жребию) мест о на солее, предназначенное для хора и расположенное по сторонам от амво на Клобук – головной убор монашествующих, большей частью в виде расши ряющегося кверху цилиндра, с ниспадающей на плечи и спину тканью (куколе м). Митрополиты носят клобук белого цвета с бриллиантовым крестом, архие пископы – черного цвета с таким же крестом. Патриарший клобук (куколь) имеет старинную полусферическую фо рму белого цвета, с крестом на вершине и с тремя лентами, одна из которых спускается на спину и две на грудь. На лобной стороне патриаршего клобука и на концах лен т помещены образу шестикрылых серафимов. Ковчег - углубленная средн яя часть иконной доски, в которой располагается основное изображение. Кодекс – книжный блок. В Древнем Риме книга из крепленных воще ных табличек или листов папируса . Конха ( греч. раковина ) – в архитек туре полукупол или сомкнутый полусвод для перекрытия полуцилиндрическ их выступов или ниш здания , в частности, алтарных апсид. Лавра (греч. – многолюдны й монастырь) – самые крупн ые православные мужские мнастыри. В Русской Православной Церкви четыре Лавры: Троице-Сергиева в Мос кве, Александро-Невская в Пе тербурге, Киево-Печерская и Почаево-Успенская . Левкас – грунт, составлен ный из мелко перетертого алебастра или мела на животном или рыбьем клее. Левкасом покрывают в несколько слоев хорошо просушенную доску. После то го, как левкас просохнет, его шлифуют. Лествица (уста р.) – лестница . Лещадки – особое – ступенчат ое изображение горок в иконе . Литургия ( греч. – общее делание ) – главное христи анское богослужение, центром которого является Евхаристия – преложение Святых даров и причастие. Лор, лорум (лат. – пояс) – широкая нарядная лента в виде пояса, охватывающая далма тику . Лузга – скос между средни ком и полями иконной доски, бывает прямым, выпуклым и выемчатым . Мандорла (от ит. миндалина) – изображение сияния, как правило, мно гослойного, вокруг фигуры Спасителя в иконах Соше ствие во ад, Успение Богоматери и др. Иногда внутри м андорлы помещаются Силы небесные (икона Спас в си лах). Мандорла – символ величия Божия. Как твердая о болочка миндаля скрывает сладкое ядро, так сияющая Мандорла скрывает ис тинную Божественную и преображен ную человеческую природы Христа в его телесности. Мандорла бывает овальной, круглой или килевидной. В икон е Всех скорбящих радости в м андорле изображена Богоматерь . Мафорий – верхняя женская оде жда в виде длинного покрывала. Согл асно римскому обычаю, мафорий был принадлежностью замужней женщины. Маф орий Богоматери обычно пурпурного цвета, в котором символически соедин ены синий (небесный) и красный (земной) цвета . Мафорий Божией Матери с 474 года находился во Влахернском храме в Константинополе. Медиевист – ученый, специализ ирующийся на изучении Средневековья . Мерило – посох как символ власти и посланничества в руке Архангела . Милоть (греч. – овчина) – накидка из овчины (милоть Ильи Про рока) . Митра (греч. повязка) – парч овый головной убор, часть облачения архиереев, архимандритов, а в русской традиции с ХУШ века также и протоиереев как награда . Нимб (лат. – облако, туча) – сия ние вокруг головы Христа, Богоматери, Небесных Сил, святых. В православно й иконе бывает круглый, треугольный, звездчатый и притом – золотой, сере бряный или различных цветов – белого, охристого и т.д. Круглый нимб с крес том (крестчатый) надлежит исключительно образу Иисуса Христа. Одесную – справа . Одигитрия (греч. – Путеводител ьница) – изображение Богоматери с сидящим на ее коленях Младенцем, прав ая рука которого дана в жесте благословения, в левой же Его руке – свиток или книга. Богоматерь свой рукой как бы указу ет на Сына к ак на единый путь к спасению. Основной смысл этого о браза – явление в мир Спасителя и поклонение Ему. Согласно преданию, пер вая икона Одигитрия написана евангелистом Лукою. На Руси тип Богоматери Одигитрия дал начало таким прославленным изводам, как Тихвинская, Смоле нская, Иверская, Грузинская Богоматерь. Оживка – светлые линии и штрихи, нанесенные на лики и обнаже нные части фигуры и символически изображающие (означающие) сияние благо дати. Оклад – украшение иконы или кн иги, как правило, металлическое, нередко из серебра или золота с драгоцен ными камнями и жемчугом. Может включать накладные венец и цаты (своего ро да ожерелье) . Омофор ( греч. – носимый через плечо ) – часть архиерейского облачения в виде широкой ленты с из ображениями креста. Он надевается поверх ризы так, что один конец свешивается спереди, второй сзади. Символизирует заблудш ую овцу (человечество), которую оты скавший ее Добрый П астырь (Иисус Христос) несет на плечах (Лк., 14, 4 - 7) . Оранта (лат. Молящаяся) – од ин из основных иконографических типов образа Богоматери, восходящий к р аннехристианским катакомбным образам душ умерших, молящихся за оставш ихся на земле. Изображаемая в конхе апсиды, Богоматерь Оранта в традицио нном жесте заступнической молитвы являет не только единение земного и н ебесного начал в лоне Новозаветной Ц еркви, которую Она символизирует , но и связь земного человечества с Христом, к которому обращен а Ее молитва, и с Царствием Небесным. Возможно, это один из образов Божией Матери кисти Евангелиста Луки. Орарь – часть облачения д иакона в виде длинной ленты с каймой по краям, символизирует благодать н ачальной степени священства . Охрение (вохрение) – в икон описи техника постепенного высветления живописи лика с целью достижен ия впечатления его свечения . Ошуюю – слева . Паволок а - ткань, которой проклеивали доску иконы, иногда сп лошь, а иногда на местах возможных трещин. Панагия (греч. Всесвятая) – 1) иконографический тип образа Богоматери с п онятыми руками и М ладенцем в медал ьоне на груди. Символизирует чудо Боговоплощения. В русском варианте такое поясное изображение получил о название Знамение ; 2) п росфора, из которой на литургии вынимается ч астица в честь Божией Матери. Паникадило – обычно большая люстра, подвешиваемая на цепях в храме . Пантократор ( « все-властный, все- сильный, все-держитель» ) – иконографический тип образа Христа (Христос Вседержител ь) . Паперть – крыльцо храма . Параманд - четырехугольный плат с изображением восьмиконечного к реста на подножии орудий с трастей Христовых и черепа Адама , носимый монахами на спин е и соединенный ленточками с деревянным крстом на гру ди. . Обозначает тот крест, который возлагает на себ я инок, следуя за Спасителем . Перевод – в данном случае меха ническое перенесения рисунка на доску. Существуют различные приемы пер евода: в припорох, когда бума га с рисунком-подлинником по контуру прокалывается иглой и посыпается п игментом, оставляющим след на белом левкасе; при переводе на отлип контур обводится луковым или ч есночным соком, краской, разведенной на меду или сахаре, оставляющими сл ед на левкасе и создающими на нем зеркальный по отношению к подлиннику р исунок . Плавь – тонкий слой жидкой краски, сплавляющийся в ровную поверхност ь. Доличное письмо проплавляется один-два раза, лики – многократно, обыч но от темного к светлому, так что создается ощущение светоносности формы – ее внутреннего свечения . Плащаница – (1) погребально е покрывало; (2) иконописное или вышитое изображение снятого с креста тела Спасителя или усопшей Божией Матери . Плащаница Иисуса Христа в Великую Пятницу выносится на середину церкви для поклонения и остается там до пасхальной полуночи. Затем снова вносится в алтарь и ос тается на Престоле до дня отдания Пасхи . Плащаница Божией Матери выносится на чин погребения праздника Успения Божией Матер и. Плащаницы хранятся в гробнице, стоящей у одной из стен храма или в алтар е. Подлинник – см. Иконописный подлинник . Подризник – нижнее богослужебное облачение свя щенника и архиерея, поверх которого надеваются ри зы . Это длинная рубаха как правило и з белого или желтого шелка, перехваченная поясом в талии и надеваемая на подрясник . Подрумянка – составная краска для наведения румянца и подвод ки ноздрей, век, обозначения слезничка на иконных ликах . Подрясник – каждодневное нижнее облаче ние монахов и священников, длинное, наглухо застегнуто е, с длинными узкими рукавами и поясом , надеваемое под ря су. У монахов обязательно черного цвета, у других священнослужителей мо жет быть темно-синим, коричневым, серым или белым . Позем – обозначение земли на иконах . Потир – чаша для Причасти я . Похвала Богоматери – праз дник в честь Матери Божией, отмечаемый в пятую субботу Великого поста. По хвалой Богоматери именуется также икона, на которой Она явлена на престо ле, как правило, в окружении тринадцати пророков. Праотцы – ветхозаветные патр иархи дозаконного периода (до Авраама) и подзаконного периода , именуемые отцами, до Иоакима и Анны – родите лей Богоматери и Иосифа-обручника . Преподобные – святые из монашествующих, стяжавшие высшее дост оинство своими подвигами во имя Христово . Пресвитер – священник . Престол – (1)Силы Небесные, изоб ражаемые в виде колес со множество м глаз на ободьях («очистые»); (2)расположенный в центре алтаря храма и накр ытый особыми покрывалами четырехугольный стол, на котором располагает ся антиминс, Евангелие, нап рестольный крест, дарохранительница. На престоле свершается таинство п ресуществления хлеба и вина в Тело и кровь Христов ы , поэтому сам престол обозначает одновременно Гроб Господень и Рай ка к место пребывания Господа. Придел – дополнительный алтарь с прес толом Притвор – западная, наиболее удал енная от алтаря часть храма, его паперть и проход в среднюю часть. Символи зирует земной мир, приближающийся к христианской вере. В древности в при твор храма допускались неверующие и иноверцы. В притв оре помещаются церковные прилавки для продажи свечей, икон, книг и др. цер ковных предметов, проводятся некоторые богослужебные обряды (обручени е перед венчанием, оглашение – подготовка к принятию крещения). Здесь ст оят те, кто получил епитимью (наказание за грех) от духовника, и те, кто счит ает себя недостойным в данное время находиться в храме среди верующих. Пророки - библейские провозвестники воли Божие й, по внушению свыше предуготовлявшие человечество к пришествию Мессии. Последний пророк - Иоанн Предтеча, или Креститель, узревший свершение прежних пророчеств. Единственный из пророков иногда изображается на иконах в виде Ангела Пустыни – с ангельскими крыльями. Проскомидия – вступительная часть литургии , во время ко торой готовятся хлеб и вино для преложения их в Святые Д ары во время таинства Евхаристии . Просфора – небольшой круглый хлеб из квасного теста, на верхней корочке которого вытеснено изображение четырехконечного крес та и буквы IC XC NI KA (Иисус Христос побеждает). Протоевангельский цикл – комплекс сюжетов, повествующих о жизни родителей Богоматери и о жизни Ма рии и Иосифа на апокрифической основе. Пурпур – драгоценная крас ка ярко-красного с фиолетовым отливом, темно - багрового цвета, ко торую в античности добывали из пурпуровой улитки. Пурпур считался цвето м царственным. Соединение в нем синего (небесного) и красного (земного) цве тов становится в византийском, а затем и русском православном искусстве символом Богоматери, изображаемой как правило в пурпурном мафории. Риза – а) верхнее одеяние священника; (б) ме таллический оклад иконы Рипида (греч. – веер, небольшо е опахало) – серебряный или золоченый круг с изобр ажением шестикрылого серафима в центре и на длинной рукоятке. Используе тся при архиерейском богослужении Ряса ( греч. – рваная одеж да) – верхняя одежда право славного духовенства и монашества, имеющего священный сан, длинная (до пят) и просторная, с широкими рукавами, обычно черного цве та. Готовясь к богослужению, священник снимает рясу и вместо нее надевае т п одризник и ризу. Саккос – ( греч. – мешок ; евр. – рубище, вретище ) – верхн ее богослужебн ое облачение архиерея, или риза. Это дли нная одежда с широкими рукавами, сшитая из дорогой ткани и украшенная звонцами. Звонцы саккоса означ ают благословение слова Б ожия, исходящего из уст свяще ннослужителя. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. Санкирь – в иконописи нижний к расочный слой, обычно темный – оливковый или коричневый, иногда желто-р озовый, которым первоначально прописываются лики, руки и иные обнаженны е части тела. Святители - святые из епископского чина, предстоятели церковно й общины Святые Д ары – подлинное и вещественное пр исутствие Христа для реального и спасительного соединения с Ним верующ их христиан. К васной хлеб ( п росфора ) и вино, особым образом при готовляются на проскомиди и и чудесным образом прелагаются во время литургии в Плоть и К ровь Хрис тову – для таинства причастия. Красное вино смешивается с водой и влив ается в чашу (потир). В наши дни в Ц еркви в русской трад иции используется пять просфор: из первой священни к вырезает четырехугольную часть – А гнца, Тело Христово, из остальных – частицы в честь Богоматер и, Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных , целителей, святых храма и для автора текста л итургии, а также поминовения живых и мертвых. Части цы вместе с Агнцем возлагаются на особое блюдо – дискос, над которым ста вится звездица – два металлических полукружия, расположенных крест-на крест, и накрыва е тся вместе с чашей тремя платами ( двумя покровцами и воздух ом ). Все эти действия сопровождаютс я особыми молитвами. Сень (киворий) – в данном случае нарядный на вес, часто в форме шатра, над престолом в алтаре храма. В иконе изображение сени есть знак того, что действие происходит в храме Серафимы – см. Ангелы Складень – предназначенн ый для путешествующих или воинов в походе уменьшенный вариант иконоста са, состоящий из нескольких икон-створок, соединенных петлями. Чаще всег о к центральному образу Спасителя присоединены образы Богоматери и Иоа нна Предтечи или Святителя Николая, но возможны и иные варианты Скуфья – шапочка с острым верхом, внебогослужебный головно й убор монахов и священников , надеваемый также при совершении треб (частных богослужений) на открытом воздухе. Солея (лат. – престол, трон) – возвышение пола перед алтарной прег радой или иконостасом в православном храме Средник – центральная главная часть иконы с полям и, на которых расположены изображения в медальонах или в клеймах, дополн яющие и развивающие основной образ Столпники – святые иноки, избравшие самый сложный вид аскетизма, отречения от мира и погружения в молитвенное состояние. На иконах столпники изображаются , как прави ло , по пояс на колоннообразных сто лпах Таблетка («полотенце») – двусторонняя икон а, написанная на прогрунтованной с обеих с торон ткани . Возлагалась на аналой как знак праздника, служила подлинником – образцом для иконописцев Темпера – краска на природной или искусственной э мульсии (яичный желток, казеин, ПВА) Тетрамор ф – символическое изображение четырех евангелис тов в виде Ангела (Матфей), Льва (Марк), Тельца (Лука) и Орла (Иоанн) в углах кра сного ромба, символизирующего землю. Образ пришел в иконопис ание из видения пророка Иезекииля, это сущес тва, окружающие Бога. Триморф - обычно так называют икону с трехсос тавным Деисисом (Деисусом) Тябла – горизонтальные брусья, на которые крепились ярусы иконостаса. Тябла нередко украшались живописью и резьбой Тябловый иконостас – клас сическая форма иконостаса, в котором основой для укрепления икон были тя бла Фаворский свет – сияние, Несотворенный Божественный Свет , в котором Христос предстал на горе Фаворе во время Пре ображения Фелонь – риза Фреска (ит. – свежий, сыро й) – стенопись по сырой штукатурке Херувимы – см. Ангелы Хитон – мужская и женская одеж да в виде рубахи из льна или шерсти, на плечах скрепляемая застежками – ф ибулами или завязками, подпоясанная с напуском. Хоругвь – знамя Христово, впер вые введенное императором Константином и несшее изображение креста, ви дение которого было дано императору перед битвой. На церковных хоругвях помещаются иконы Шуйца – левая рука; ошуюю - слева Явленн ая икона – так об ычно называют иконы, найденные чудесным образом. Нередко их местонахожд ение бывает указано заранее в видении тому или иному человеку.

Приложенные файлы

  • rtf 26541309
    Размер файла: 219 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий