История хорового исполнительства Краткий консп..
















Краткий курс лекций по


ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО (ХОРОВОГО) ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА


для самостоятельной работы студентов
заочной формы обучения

















Минск 2011
СОСТАВИТЕЛИ:
В.А. Черняк, доцент кафедры хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат искусствоведения;
Т.В. Сернова, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Кафедра хорового и вокального искусства учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 8 от 25.04.2008 г.);
А.И. Смагин, профессор Института современных знаний им. А.М. Широкова, доктор искусствоведения.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой хорового дирижирования
(протокол № 12 от 17.04.2008 г.)











Пояснительная записка

Современный этап развития высшего музыкально-педагогического образования в Республике Беларусь предполагает профессиональную подготовку учителя музыки как творческую, многогранную, в полной мере определяемую широтой его художественного мышления.
Музыкально-педагогический факультет готовит специалистов широкого профиля: учитель музыки и преподаватель специальных хоровых дисциплин в общеобразовательных школах с музыкально-эстетическим уклоном и ССУЗов. Одна из главных задач – подготовка профессиональных хормейстеров, способных к осуществлению многообразных форм музыкально-эстетического воспитания, а также преподавательской деятельности в учреждениях образования, работы с хоровыми коллективами, научно-методической и исследовательской работы. Это требует введение в учебный процесс курса лекций «История музыкального исполнительства» как необходимого условия качественной подготовки студентов по дополнительной специальности, который явится одним из важнейших этапов в изучении дирижерско-хоровых дисциплин. Он станет составляющей частью углубленного погружения в музыкально-исторический путь развития национального хорового искусства от его истоков до современности.
Цель курса «История музыкального (хорового) исполнительства» – расширить профессиональную эрудицию в области хорового искусства Беларуси, ознакомить с историей возникновения и развития национального хорового исполнительства, его научно-теоретическими основами и ролью в жизни общества.
Задачи курса:
– сформировать у студентов систему знаний об истории хорового исполнительства Беларуси, выявить его специфику;
– рассмотреть в историческом ракурсе эволюцию хоровых жанров с позиции национального хорового исполнительства;
– изучить историю исполнительской деятельности ведущих профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов Беларуси;
– познакомить с творческой деятельностью выдающихся хоровых дирижеров;
– расширить музыкальный кругозор студентов и ознакомить их с лучшими хоровыми произведениями разных стилей и жанров белорусских композиторов.
Таким образом, изучение дисциплины «История музыкального (хорового) исполнительства» обеспечивает студенту
знание:
– специфики музыкально-исполнительской деятельности, особенности, тенденции и закономерности исполнительского процесса;
– истории становления исполнительства (хорового) в отечественном и зарубежном искусстве;
– основных этапов развития и достижения национального музыкального (хорового) исполнительства;
умение:
– стимулировать интерес к музыкально-исполнительской деятельности и анализу различных исполнительских стилей;
– создавать эмоционально смысловую интерпретацию музыкальных произведений;
– воплощать художественный замысел музыкальных произведений разных эпох в исполнительской и педагогической деятельности.
На изучение курса «История музыкального исполнительства» отводится 367 часов, из них 174 аудиторных часа (100 часов – лекции, 74 часа – лабораторные). Зачет во 2 семестре, экзамен в 3 семестре.
В связи со значительным объемом материала, большая часть занятий должна проводиться в лекционной форме, где необходимо включить наиболее важные, сложные и объемные исторические и теоретические вопросы, составляющие основу курса «История музыкального (хорового) исполнительства» с обязательной музыкальной иллюстрацией по каждой теме.
Задача лабораторных занятий – закрепить полученные в ходе лекций знания, демонстрируя их усвоение при самостоятельной подготовке.
Самостоятельная работа студентов включает изучение и конспектирование научной литературы по проблемам истории хорового исполнительства; подготовку сообщений для семинарских занятий.
Для студентов, проявивших интерес к истории развития хорового исполнительства, для более углубленного изучения этого материала предлагаются темы рефератов, которые в дальнейшем могут быть использованы ими для подготовки курсовой или дипломной работы.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п
Тематика занятий
Всего
Количество аудиторных часов




Лек-ции
Лабо-раторные


Введение
2
2



Хоровое исполнительство Западной Европы. Монодия. Многоголосная фактура
12
12



Певческие школы России (Московская, Петербургская)
6
6



Социально-исторические условия и художественные предпосылки становления профессионального академического исполнительства в Беларуси
8
8



Состояние национального искусства первой половины ХХ века
8
8



Формирование национальных традиций в хоровой музыке и исполнительстве 30 – 50-х гг.
6
6



Жанр хоровой миниатюры в исполнительстве национальными хоровыми коллективами
4

4


Посещение репетиций учебных хоровых коллективов ССУЗов
6

6


Хоровое искусство Беларуси 50 – 60-х гг. ХХ века
8
8



Творческая деятельность Г. Ширмы, Г. Цитовича
2
2



Анализ исполнения народной музыки хоровыми коллективами Беларуси
4

4


Посещение репетиций детских хоровых коллективов
12

12


Основные направления хорового исполнительства и композиторского творчества 70 – 80-х гг.
8
6
2


Новые технологии хорового письма, тенденции «неофольклоризма» в хоровой музыке 70 – 80-х гг.: особенности интерпретации
14
10
4


Ведущие хоровые коллективы Беларуси последней трети ХХ века и творческие портреты их руководителей
8
8



Посещение репетиций профессиональных хоровых коллективов
8

8


Вокально-хоровой факультет Белорусской государственной академии музыки
2
2



Посещение репетиции учебных хоров студентов ВУЗов
8

8


Сравнительный анализ исполнения светской и духовной музыки хоровыми коллективами Беларуси, России, Украины и Европы
4

4


Посещение репетиции самодеятельного хорового коллектива
8

8


Хоровое исполнительство на современном этапе
14
14



Интерпретация хоровых произведений молодых белорусских композиторов: подходы, музыкально-выразительные средства, приемы
4

4


Крупная форма в репертуаре ведущих коллективов Беларуси
6
6



Церковные хоры и выдающиеся регенты современности, характеристика современного церковно-певческого и регентского образования
10

10

Всего:
174
100
74












СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение
Анализ работ белорусских, русских и зарубежных авторов показал, что профессиональное хоровое исполнительство остается наименее исследованной областью музыкального искусства. В существующих научных исследованиях и методических разработках представлены накопленные теоретические знания по общим проблемам хорового искусства: истории дирижерско-хорового образования (А. Березин, В. Васильев, К. Птица), вопросам дирижерской техники и методики преподавания курса хорового дирижирования (Л. Безбородова, В. Живов, С. Казачков, К. Ольхов), аранжировке хоровых произведений (Г. Ивакин, С. Ленский, А. Назаров, А. Ушкарев), репетиционной работе с хоровым коллективом (И. Пономарьков, С. Попов, Л. Шамина). Единственной работой, в которой теоретические аспекты хорового исполнительства разработаны более последовательно, является книга В. Живова. Труды видных хоровых дирижеров Г. Дмитриевского, А. Егорова, К. Пигрова, П. Чеснокова и других представляют значительный интерес для хормейстеров-практиков, но, по сути, не являются научными исследованиями. Даже вопросы истории развития хорового исполнительского искусства, нашедшие отражение в трудах А. Алексеева, Г. Григорьевой, В. Ильина, К. Никитина, Д. Ткачева, В. Чернушенко разработаны еще недостаточно подробно.
Понятие «хор» в музыковедческой литературе получило достаточно широкую трактовку (Г. Дмитриевский, В. Краснощеков, В. Соколов, П. Чесноков). Наиболее полную характеристику дает В. Живов.
Хоровое исполнительство имеет ряд особенностей, продиктованных коллективным характером «исполнителя», спецификой «инструмента» в хоровом пении, наличием дирижера и другими факторами. Коллективное начало, составляющее сущность хорового пения, заключает в себе ряд технических исполнительских сложностей и определяет специфику работы с хором. Основными трудностями вокально-хоровой работы являются невозможность зрительной коррекции функционирования голосового аппарата, необходимая дополнительная психо-эмоциональная настройка певцов, от которой зависят строй хора, ансамбль, тембральная палитра, нюансировка, дикция и др. Наличие дирижера – главного организатора коллективного исполнения и основного интерпретатора музыкального произведения – также вносит в работу свои особенности.
Развитие народно-песенного направления хорового исполнительства в советский период и на постсоветском пространстве и тенденция к его профессионализации актуализировало необходимость теоретического осмысления сущности деятельности различных профессиональных хоровых коллективов. Сравнительный анализ академического и народного хорового исполнительства выявил ряд важнейших различий, заключающихся в репертуаре певческих коллективов, их вокальной манере и другие. Репертуар академического хора включает камерную хоровую музыку a cappella, вокально-симфонические произведения, оперные хоровые сцены, а также народные песни в обработках профессиональных композиторов. Исполнение их требует «академической» вокальной манеры, выработавшейся и утвердившейся в мировой исполнительской практике. Ее характеризует целый комплекс вокальных, технических и художественно-выразительных приемов: единая манера формирования гласных, позволяющая преодолеть «пестроту» хорового звучания; умение пользоваться резонаторами, которые придают звучанию мощь, насыщенность, обогащают спектр тембральных красок; сглаженность регистров голоса, что обеспечивает ровность звучания на протяжении всего диапазона; активная работа артикуляционного аппарата, необходимая для внятного произношения литературного текста. Все это в комплексе дает матовый, прикрытый характер звучания академического хора.
Народное пение, напротив, отличает открытый светлый звук, свободное отношение к произношению гласных и согласных букв, разрыву слов, повторению слогов, и близость к речевой фонетике в целом. Специфика исполнения профессиональным народным хором продиктована преимущественно особенностями строения партитуры произведения. Репертуар такого коллектива составляют народные песни определенного региона и песенное творчество местных самодеятельных композиторов. Изложение основной мелодии песни в удобной (средней) тесситуре обусловило принципы комплектации голосов по партиям: количественное и качественное преимущество отдается низким женским голосам. Существенные различия, выявленные в процессе сравнительного анализа творчества академических и народных хоровых коллективов, позволяют констатировать самостоятельность академического и народного направления в хоровом исполнительском искусстве Беларуси ХХ века. Таким образом, академическим хоровым исполнительством называется направление в хоровом исполнительском искусстве, которое базируется на исполнении произведений профессиональной хоровой и вокально-симфонической музыки в исполнительской манере, принятой в общеевропейской вокальной традиции.
Динамика развития хорового исполнительства способствовала появлению такого явления как самодеятельные хоровые коллективы, цель которых – приобщение значительного количества не профессиональных исполнителей к хоровому искусству. Репертуар отличается разнообразием: от песен самодеятельных авторов до классической хоровой музыки западноевропейских, русских и белорусских композиторов.

Тема 1. Социально-исторические условия и художественные предпосылки становления профессионального академического исполнительства в Беларуси
Становление белорусского профессионального академического исполнительства как части мирового культурного пространства обусловлено рядом социально-культурных условий и художественных факторов, детерминирующих развитие профессионального хорового исполнительства в Западной Европе, России и Беларуси.
Формирование основных художественно-исполнительских принципов западноевропейского хорового искусства происходило под влиянием средневековой христианской эстетики. Именно в этот период строгая бесстрастная манера, свойственная одноголосному церковному пению, прочно закрепились в исполнительской практике и сохранились на более поздних этапах развития хорового исполнительского искусства. Общие принципы музыкальной эстетики последующих эпох, а также развитие жанров светской вокальной музыки, совершенствование форм вокально-хоровых сочинений, усложнение средств музыкальной выразительности нашли отражение в хоровом исполнительском искусстве.
Наибольшее влияние на развитие профессионального хорового исполнительства России в разные периоды оказало церковное певческое искусство, стиль партесного хорового пения, русские и зарубежные оперные постановки, светская хоровая музыка русских композиторов ХIХ – ХХ веков.
Формы бытования академического хорового исполнительства на территории Беларуси были весьма разнообразны. В ХI – ХVI веках основное развитие оно получило в русле церковной музыки православной и католической традиций. В ХVII – ХVIII столетиях центрами хоровой исполнительской культуры были учебные заведения при культовых организациях, а также частные хоровые капеллы, ориентировавшиеся на традиции европейского музыкального искусства. Важную роль в развитии хорового исполнительства Беларуси ХVIII – ХIХ веков сыграли учебно-образовательные учреждения: бурсы, коллегиумы, частные музыкальные школы, гимназии и др. В начале ХХ века развитие профессионального хорового исполнительства Беларуси требовало новых подходов и качественных преобразований в системе профессиональной подготовки хормейстеров, организации хоровых коллективов, создания национальной композиторской школы.

Тема 2. Состояние национального хорового искусства
начала ХХ века
Формирование объективного взгляда на белорусское хоровое исполнительство в 20–30-е годы решающую роль в становлении профессионального хорового исполнительства и музыкального искусства Беларуси в целом играло музыкальное образование. В этот период во многих городах были открыты музыкальные школы, музыкальные училища, а в 1932 году – высшее музыкальное учебное заведение республики – консерватория. Деятельность этих учебных заведений была направлена на подготовку в Беларуси профессиональных музыкантов.
Основные преподавательские силы учебных заведений Беларуси в этот период составляли российские музыканты (М. Анцев, И. Барии, М. Матиссон, Г. Петров, А. Туренков, Н. Чуркин), получившие классическое образование и культивировавшие в своей творческой и педагогической практике традиции академического музыкального искусства. Первые выпускники дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ и консерватории составили творческую элиту и основу хоровых преподавательских кадров республики.
Уровень академического хорового исполнительства в 1920 – 1930-е годы характеризуется репертуарной политикой профессиональных певческих коллективов. Хоровые песни на актуальную тематику, создававшиеся в это время, отличались простотой и открытостью образов, а также лаконичностью использования средств музыкальной выразительности.
Важнейшим критерием деятельности профессионального коллектива и показателем уровня его исполнительского мастерства является вокальная манера. Анализ репертуара первых хоровых коллективов республики, количественного и качественного состава исполнителей, уровня их профессионального образования и некоторых других параметров позволяет утверждать, что манера пения белорусских хоровых капелл в тридцатые годы лишь приближалась к академической, оставалась полупрофессиональной. Чтобы повысить уровень исполнительского мастерства хоровых коллективов необходимо было, в первую очередь, подготовить в республике достаточное количество профессиональных хормейстеров, способных поднять академическое хоровое исполнительство на качественно новый уровень.
Анализ основной части хорового репертуара начала ХХ века (гармонизации и обработки белорусских народных песен) показывает, что был сделан важный шаг по обогащению традиционной одноголосной манеры пения как приемами народного многоголосия, так и традициями классического письма. Интересно то, что это позволило в дальнейшем найти своеобразный национальный подход к созданию музыки, создать многоголосие средствами развития и обогащения жанров народно-песенного искусства.

Тема 3. Формирование национальных традиций в хоровой музыке и исполнительстве 30 – 50-х гг.
Благодаря деятельности музыкальных техникумов и консерватории в республике появились хоровые певцы и дирижеры, способные развивать исполнительское мастерство на профессиональной основе. Результатом целенаправленной подготовки квалифицированных хоровых кадров в 1920 – 1930-е годы стало создание в Беларуси первых профессиональных коллективов: Государственная хоровая капелла БССР (худ. рук. А. Егоров, 1928 г.), Государственный хор Белорусского радиовещания (худ. рук. А. Егоров, 1931 г.), Государственная хоровая капелла БССР (худ. рук. С. Полонский, 1936 г.), Государственная хоровая капелла БССР (худ. рук. И. Бари, 1937 г.). Несмотря на профессиональный статус этих коллективов, уровень их исполнительского мастерства был преимущественно невысоким. Это объясняется качественным составом исполнителей – в 1920 – 1930-е годы хоры создавались из числа певцов-любителей и музыкантов, получивших среднее специальное музыкальное образование. Существенным препятствием, сдерживающим профессиональное развитие белорусских капелл в этот период, служил также песенный репертуар, затруднявший работу над вокально-хоровой техникой и освоением академической манеры пения. Камерные хоры a capрella западноевропейских и русских композиторов-классиков исполнялись крайне редко, профессиональных хоровых произведений национальной музыки также было недостаточно.
Большая часть хоровых произведений, которые сохранились, были написаны композиторами во второй половине 30-х годов. Наиболее значительный вклад в хоровую музыку этого периода внес А. Туренков. Для творчества композитора характерны: стремление к лиризму, желание отойти от штампов массовой песни, обращение к приемам звукоизобразительности, приемы имитационной полифонии.
Ряд хоров в 30-е годы была написана С. Полонским, который на протяжении 20 лет работал с известными профессиональными хорами Беларуси и республиканской хоровой капеллой, ансамблем песни и танца БВО, еврейским хором. В хоровом творчестве С. Полонского утверждаются многие особенности, которые были характерны хорам А. Туренкова.
В 30-е годы заметный вклад в развитие белорусского хорового искусства внести композиторы, работающие в Западной Беларуси. Это время самой активной деятельности фольклориста, хорового дирижера Г. Ширмы. Работая руководителем хора белорусских студентов Виленского университета, Г. Ширма привлек к сотрудничеству ряд талантливых композиторов (А. Гречанинова, К. Галковского, А. Кошица), которые обрабатывались для его хора собранные песни. Многие из них прозвучали на эстраде в исполнении сначала ансамбля песни и танца (1939 г.), а потом и хоровой капеллы.
В этот период появляются композиторы (Л. Роговский, С. Шимкус, В. Теравский, Е. Прохоров, Н. Аладов и другие), чьи сочинения явилась основой для создания национальных основ хоровой музыки Беларуси.
40-ые годы – период, который необходимо рассматривать с двух сторон: партизанское музыкальное творчество и профессиональное композиторское творчество. В этот период белорусская культура обогатилась не только самобытным партизанским фольклором, но и новыми исполнительскими формами, богатой образностью национально очерченной творчеством как любительских, так и профессиональных композиторов. Появились хоровые песни-марши, песни-портреты, лирические гимны, которые вобрали в себя лучшие находки массовых песен 30-х годов, подготовили дальнейшее развитие хорового творчества на глубоко национальной основе.

Тема 4. Хоровое искусство Беларуси 50 – 60-х гг. ХХ века
В 50-е – 60-е гг. ХХ века в хоровом искусстве Беларуси произошли значительные качественные изменения. В республике расширилась сеть музыкальных учебных заведений начального и среднего звеньев, были предприняты попытки построения единой системы профессионального хорового образования, включающей школу – училище – консерваторию. Активизировалась деятельность белорусских композиторов Н. Аладова, А. Богатырева, В. Оловникова, П. Подковырова, Г. Пукста и других по созданию репертуара национальной хоровой музыки. Исполнительское искусство отечественных профессиональных хоровых коллективов поднялось на более высокий уровень. Яркими художественными достижениями в этот период отмечена деятельность Государственной академической хоровой капеллы под руководством Г. Ширмы, положительная динамика наблюдалась также в творческой жизни Государственного хора Белорусского радио и телевидения.
Решающую роль в подъеме хоровой исполнительской культуры в 1950 – 1960-е годы сыграла репертуарная политика хоровых коллективов. Активное включение в репертуар хора под руководством Г. Ширмы произведений И. Баха, Г. Генделя, Ф. Шуберта, П. Чайковского, С. Рахманинова, В. Калиникова, Д. Шостаковича и других композиторов, а также практика акапелльного пения позволили капелле стать лучшим профессиональным академическим хором Беларуси. Исполнение сочинений западноевропейских и русских композиторов-классиков стимулировало развитие вокальной техники и совершенствование художественно-выразительных возможностей исполнителей.
Активная исполнительская деятельность профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов способствовала подъему композиторского творчества. Написано значительное количество кантат, хоровых ансамблей, оригинальных хоровых сочинений.
Наиболее ярко стремление композиторов к лиризму, философским раздумьям, камерности проявились в хорах «малых форм». Они продолжают традиции русских композиторов (А. Богатырев, Ю. Семеняко).
Типичным для хорового творчества 1950 – 1960-х гг. стало объединение хоров в циклы (Л. Абелиович, А. Богатырев, Э. Тырманд).
Сохранили свой подход композиторы к так называемым «обязательным» темам, которые включают хоры-марши, «концертные гимны», лирические гимны (Н. Аладов, А. Богатырев, И. Кузнецов, Ю. Семеняко). Хоровые сочинения 1950 – 1960-х гг. характеризуются значительным обогащением тем и образов, разнообразием жанровой палитры средств музыкальной выразительности.

Тема 5. Творческая деятельность Г. Ширмы, Г. Цитовича
Хоровое исполнительское искусство Беларуси в 1950 – 1960-е годы выходит на качественно новый уровень. В республике появляется высокопрофессиональный коллектив – Государственная академическая хоровая капелла под руководством Г. Ширмы.
Григорий Романович Ширма – талантливый музыкант, опытный хоровой дирижер, исследователь народно-песенного творчества. Осознавая перспективу развития коллектива, дирижер стремился расширять творческий диапазон исполнителей и обогащал репертуар хора произведениями мировой музыкальной классики. В программе выступлений – хоровые сочинения русских, советских и западноевропейских композиторов. Большое влияние на формирование исполнительской манеры и творческих приоритетов Г. Ширмы оказала многолетняя регентская практика. Более 15-ти лет он руководил певческими коллективами в православных храмах Вильно и других городов, где близко познакомился с духовной музыкой А. Гречанинова, А. Кастальского, с. Рахманинова, П. Чеснокова и других. Работа с церковными хорами, исполнение лучших образцов русской духовной музыки явились для Г. Ширмы хорошей вокально-хоровой школой, помогли осмыслить сущность академической манеры пения, осознать пути развития профессионального хорового исполнительства, что сыграло немаловажную роль в становлении Г. Ширмы как профессионального хорового дирижера.
В 50-60-е гг. период яркого творческого расцвета коллектива. Хор под управлением Г. Ширмы стал «совершенным музыкальным инструментом» способным озвучить сложнейшие хоровые произведения. Наряду с сочинениями a cappella коллектив много работал над вокально-симфонической музыкой.
Создавая репертуар национальной хоровой музыки, Г. Ширма собирал и записывал белорусские народные песни, результатом чего стала «Антология белорусской народной песни» в 4-х томах.
Творческая деятельность народного артиста Советского Союза лауреата Государственной премии Республики Геннадий Иванович Цитович – яркая страница фольклорно-музыкальной жизни Беларуси. Организатор и художественный руководитель Государственного академического народного хора БССР. Фольклорист-исследователь, автор многочисленных работ по актуальным проблемам современной фольклористики, а также автор-составитель антологий и сборников собственных записей народных песен.
Этнографическая деятельность Г. Цитовтча: сбор белорусского фольклора, изучение проблем взаимосвязи и взаимного обогащения музыкальных культур разных народов (статьи «Революционное народное творчество Западной Беларуси», «К вопросу про взаимосвязи белорусов и литовцев в ветви песенного фольклора», «Украинско-белорусские связи в народной музыке»). «Антология» Г. Цитовича, в которую вошли два раздела: «Песни досоветского периода» и «Песни советской эпохи». Музыкально-практическая значимость хоровых обработок белорусских народных песен.

Тема 6: Основные направления хорового исполнительства и композиторского творчества 70 – 80-х гг.
Развитие белорусской хоровой музыки 70-80-х годов протекало в общем русле современного музыкального искусства, связанного с поворотом к новой стилистике и творческим осмыслением завоеваний западноевропейского авангарда. Обретает духовное лидерство в области национальной культуры оперный театр и филармония, репертуар которых обогащается произведениями национальных композиторов, все совершеннее становится исполнительское искусство оркестра им. Жиновича, хор Белорусского телерадио, Академического народного хора им.Г.Цитовича. Начинают функционировать молодые хоровые коллективы и симфонические оркестры консерватории и музыкальных училищ.
Активизация исполнительской деятельности способствовала возрастанию интереса белорусских композиторов к хоровому жанру, что привело в конце 80-х годов к формированию и созданию стабильного национального репертуара хоровой белорусской музыки. В период 60 – 70-х годов активно работают А. Богатырев, Ю. Семеняко, Э. Тырманд, В. Оловников, молодое поколение белорусских композиторов: А. Мдивани, Л. Захлевный, Л. Шлег. А. Ращинский, А. Бондаренко, В. Кузнецов. Лучшие произведения этих композиторов достаточно популярны и выполняют свою роль в развитии национальной хоровой культуры. В каждом из них прослеживается единое устремление авторов к широкой трактовке принципов хорового письма и освоению богатых возможностей певческой культуры, корни которой в народном и профессиональном творчестве, в светской и духовной музыке.
Традиционно-академический стиль белорусской хоровой а сарреll’ной музыки представлен хоровыми песнями, миниатюрами и обработками, которые опирались на определенную музыкальную стилистику. Для них была свойственна опора на фольклорный мелос и интонацию массовой песни и связанные с ними особый тип образной сферы, тематики и особенности стиля. В композиционном отношении это куплетная форма, идущая от песни с типичным для нее строением –

Приложенные файлы

  • doc 26299652
    Размер файла: 210 kB Загрузок: 2

Добавить комментарий