Научно-познавательная журналистика

Научно- познавательная журналистика Маншук Мукашева, к. фил. н., доцен т, председатель профкома КазНУ Наука и общество Сегодня журналистика является отражением не только бытовой и светской сторон жизни, но и новейших дост ижений в науке и технике. Причиной этому служит распространение демокра тических принципов правления в большинстве цивилизованных стран, всле дствие чего население имеет право на получение любой информации. А госуд арство, соответственно, обязано эту информацию предоставлять. Большинс тво ученых, занимающихся изучением журналистики и сферы коммуникации, с ходятся во мнении, что СМИ непосредственно влияют на познание человеком окружающего мира, выработку человеческих ценностей, социализацию личн ости, просвещение и воспитание, распространение культуры, отмечают регу лятивное и контрольное участие СМИ в управлении общественными процесс ами, в социальной защите людей, снабжении каждого индивидуума утилитарн ыми сведениями, указывают на гедонистическое значение журналистики. Культурно-образовательная функция журналистики не имеет такой жесткой прагматической направленности, как остальные, хотя и является одной из главных. Ее цель - обогатить внутренний мир человека как самодостаточной личности. На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, ч аще всего, художественная культура. За ней следуют, а иногда и опережают, разнообразные отрасли фундаментальных и прикладных наук, техники и тех нологии. Вся эта высокая художественная и научно-техническая культура - предмет внимания художественных, научно-популярных, просветительских и образовательных разделов газет и журналов, радио и телевидения, а в пос леднее время и всемирной сети Интернет. Занимательно, что в последнее вр емя все большее внимание уделяется именно научной журналистике, причин ой чему может послужить тот факт, что все человеческое общество с каждым днем потребляет все больше информации, и зачастую эта информация носит н аучный характер. В течение нескольких десятилетий в отечественной журналистике сформир овалась особая специализация - научно-популярная, направленная на попул яризацию науки в СМИ. Проблемы науки занимают немалый объем в продукции массовых коммуникац ий. Причем сугубо научные проблемы порой обсуждаются на страницах не спе циализированных изданий, а в популярной и общественно-политической печ ати, что также является одним из факторов, свидетельствующих о возрастаю щих потребностях общества в специализированной информации. Нужно выделить приемы, свойственные только научной журналистике: испол ьзование профессионализмов, низкочастотное употребление эмоциональн о и экспрессивно окрашенных слов, применение сложных синтаксических ко нструкций и параллельных синтаксических конструкций, преобладание кос венной речи над прямой. Необходимо констатировать особенности, которые в настоящее время прио брела научно-популярная журналистика Казахстана. Определены приоритет ные направления освещения, выработан научный стиль и стиль каждого СМИ, освещающего проблемы научн о-технического развития, которые постоянно совершенствуются. В издания х имеется большое количество узко специфических текстов . Основным фактором, определяющим развитие научно-популярной журналист ики сегодня, выступает новая общественная и социально-экономическая ре альность, а также исторические и национальные особенности, состояние на учного потенциала, образовательный уровень населения и заинтересованн ость редакций в развитии данного тематического направления. Например, в газете «Казахстанская правда» научно-популярной и познават ельной тематике всегда уделялось большое внимание. Все отделы занимают ся подготовкой подобных материалов. Многие видные казахские журналисты, писатели и общественные деятели пе риодически так или иначе обращались к научной журналистике: Букейханов А., Торайгыров С., Аймауытов Ж., Ауэзов М., Тынышбаев М., и многие другие. Мотивы науки в устном творчеств е Многие привыкли воспринимать у стное народное творчество как некий синтез культуры разных периодов вр емени. И очень немногие относятся к народному фольклору как к предшестве ннику научных материалов. А зря - ведь в казахской поэзии, творчестве акын ов, жырау, в народных сказках можно найти огромное количество примеров и спользования понятий из политологии, философии и многих других основополагающих дисциплин. Родоначальником собственно казахской литературы, зарождение которой о тносится к XV веку, явились Асан Кайгы и Казтуган-жырау. Асан Кайгы (Хасан Са бит-улы) был образованным человеком и поэтому смог дать трезвую оценку с мутному периоду в истории тюркских народов, предвидел крах Золотой Орды . Поэтому содержание произведений Асана политизировано и определяется идеями единства тюркских родов, вошедших в состав казахского ханства. Поэзия Казтугана-жырау дает представление об уровне сознания средневе ковых кочевников. Его творчеству свойственна образность, точность набл юдений. Поэт-воин, слагавший стихи о мужестве, об отваге, тонкий лирик, Каз туган внес особый вклад в развития казахской поэзии. Строки его толгау п ревратились в пословицы и поговорки. Особое место в истории казахской литературы занимает Шалнииз-жырау (1465-1560). Из его наследия до нас дошло всего около 600 строк. Его творчеству свойстве нно размышление о человеке, об окружающей среде. В мире нет ничего постоя нного, вечного, говорит жырау, все изменчиво, все преходяще. За недолгую жи знь надо постараться прожить жизнь в веселье, постаратьс я испытать все радости. Значительную роль в развитии казахской поэзии XVIII века сыграло творчество Бухара-жырау. Произведения Бухара создавались в форме философских и дидактических размышлений, они богаты образами, на сыщены красками. Многие его афоризмы превратились в пословицы и поговор ки и получили широкое распространение в народе. После Бухара-жырау главенствующую роль перешла к акынам. Их объектом вни мания стали события повседневной жизни, быт, обычаи и традиции. В становлении и развитии акынской поэзии большую роль сыграло творчест во Жал-акына. Произведения Жала – это размышления о смысле жизни, о сущно сти добра и зла, о морали. В казахской поэзии Жал-акын был поэтом нового ти па, предвестником века XIX. Сказки Сказкой называются рассказы, им еющие установку на вымысел и повествующие о победе добра над злом; сохра нившие следы мировоззрения, образа жизни и обычаев древних эпох и заключ ающих в себе какое-либо назидание. В казахской фольклористике сказковедение оформилось после Октябрьско й революции. Первые публикации о казахской сказке появились в 20-е годы: эт о работы профессора Фалеева П. А. и Ауэзова М., Ауэзов М. предлагал такую кла ссификацию сказок: 1. Сказки-легенды, в которых в большей мере сохранились понятия древних лю дей; 2. Сказки об образе жизни древних людей, их подвигах / сказки, отражающие др евний образ жизни, борьбу добра и зла; 3. Сатирические сказки, повествующие о борьбе правды и кривды, добра и зла; 4. Сказки-побывальщины, повествующие об эпических героях; 5. Небылицы, рассказываемые для забавы и веселья. Семейно-бытовая поэзия Кроме свадебных и похоронных пе сен в казахскую семейно-бытовую поэзию входят: Естирту, коштасу, свадебные жанры (жар-жар, бет-ашар), похоронные (жоктау). В составе свадебных обрядовых песен: той бастар, жар-жар, спису, бет-ашар. Той бастар – застольная песня, начинающая той, праздничное застолье. То й-бастар открывал свадебные праздники и все тои, посвященные любому собы тию в семье. Песня жар-жар получила название от припева, которым сопровождался кажды й стих, подчеркивая тем самым обрядовость песни. Слова «жар-жар» выражаю т мысль о том, что в новой жизни муж заменит девушке ее родной дом, ее отца, ч то отныне все ее помыслы, все ее чаяния принадлежат супругу. Спису – импр овизированный плач невест. Спису пелись при прощании невесты с родным до мом, аулом, подругами, близкими. В них слышатся грустные девичьи мотивы об уходящей девичьей воле, о том, что она была счастлива в родной доме, невест а сравнивает себя с улетевшей с озера птицей, с сорванным цветком. Пелась спису тогда, когда невеста по обычая прощалась с каждой юртой в св оем родном ауле и аулах своего рода. Вечером в день ее приезда молодую под покрывалом приводили в юрту свекра, где собирались все ее новые родствен ники и специально приглашенные акыны. Войдя, она выливала в огонь очага к овш сала. Затем ее сажали близ дверей и акын начинал пение бет-ашар («откры вание лица»). В шутливой форме давались советы и наставления, как она долж на себя держать: вставать поутру, не быть капризной, не бить скотину, не сп летничать. Песни скорби и утешения Коштасу – в них раздумье о жизн и и смерти, привет тем, кто остается жить. В быту казахского народа существовал обычай постепенно, в форме иносказ аний подготавливать к горестному известию семью, род, к которому пришла беда, смерть – естирту. Естирту иносказательны, насыщены символами: «лебедь полетел к озеру», «с окол улетел в пустыню», «белый сокол вылетел из гнезда» - в значении «умер ». В ауле умершего, в его семье поется песня-спутник смерти – жоктау. Распле тая косы, до крови расцарапав себе лицо, оплакивают умершего женщины – ж ены, сестры, матери. Образ умершего идеализирован: «Отец, ты был наше счаст ье и достояние». Жоктау завершались горестной жалобой на судьбу. Известн ы жоктау: «Плач по Куляш Байсеитовой» - «соловей на ветке», «одаренная с ро жденья», «Плач по Мухтару Ауэзову» – «герой, рожденный для народа». Загадки Загадки занимают значительное место в жизни казахского народа. Казахский термин «жумбак» (загадка) оче нь древний. Он происходт от глагола «жуму» – закрывать, скрывать что-либ о. Загадки возникли в глубокой древности в связи с трудовой деятельность ю людей и отражают хозяйство, быт и воззрения народа. В собирании и публикаций казахский сказок сыграли большую роль Радлов В ., Мелиоранский П., Алекторов П., Диваев А. и др. Публиковались они в «Киргизс кой степной газете», «Айкапе», публиковались отельные сборники. Тематика казахских сказок разнообразна: флора и фауна, природа, географи ческая среда, человек, орудия труда. Многие загадки посвящены различным видам скота. Например: двое караулят, четверо спят, один тесто месит (вербл юд); маленького роста бывает, шубу наизнанку надевает (овца). Один из популярных видов казахских загадок – это загадки о природе. Мно го загадок посвящено науке, образованию и культуре. Это загадки о книгах. Например: Где положишь, там и лежит, возьмешь в руки – говорит (книга); души нет, а идет, рта нет, а говорит (письмо); по белому полю черное просо, кто посе ет, тот и пожнет (написанное на бумаге). В начале XX появились загадки о телеграфе. Отражение научных и просветите льских идей в произведениях ученых, писателей и просветителей Ц ентрально- А зиатского региона Абурайхан Бируни К числу таких гениев естественн ых наук как Архимед, Ньютон, Ломоносов, Циолковский можно отнести и славн ого сына узбекского народа Абурайхана Бируни. Великий ученый, энциклопе дист средневекового Востока, астроном, математик, историк, врач - Бируни А . родился 4 октября 973 года. Бируни стал учителем для многих ученых Востока. Омар Хайям, Насреддин Ту сси, Тарагай Улугбек и другие выдающиеся ученые, жившие после Бируни, счи тали его своим великим ученым. В 70-80 гг. 19 века немецкий ученый Эдуард Захау перевел на европейские языки и издал «Памятники минувших поколений» и «Индию» Бируни. После этого весь ученый мир признал Бируни одним из величайших мыслителе й прошлого. В истории науки сложилась традиция, по которой ученого, открывавшего зак оны природы, значительно продвинувшего науку и технику, называют сыном с воего времени. Иногда и век называют именем ученого. Так, например, 3 век до нашей эры - век Эвклида и Архимеда, 17 век - век Ньютона и Лейбница, 18 век - век Ло моносова и Эйлера. По этой традиции 11 век был назван веком Бируни и Омара Х айяма. Хорошего человека каждый народ считает своим, а от плохого все отказываю тся. Так, персидские ученые считали Бируни выходцем из Ирана, мотивируя э то тем, что он долгие годы жил и похоронен там, а некоторые труды его напис аны на персидском языке. Книга «Индия» послужила поворотом в признании Бируни индийцами. Больши нство трудов Бируни было написано на арабском; исходя из этого, арабы вид ели в нем арабского ученого. Спор был окончательно разрешен советскими у чеными. То, что Бируни - уроженец Средней Азии, было установлено и доказано русским ученым, Академиком Бартольдом В. В. Академик Кражовский Ю. А. дока зал, что он родился в 973 году в г. Кят. Поэтому Институту Востоковедения в Уз бекистане присвоено имя Бируни. Большинство трудов Бируни относится к а строномии, в этой области наук он написал около 45 работ: «Кометы», «Исслед ования лунных фаз», «Времена года и климат», «Книга об основных началах а строномии» и др. Для наблюдения небесных явлений Бируни конструирует различные инструм енты и дает методические указания по их использованию. Большой вклад Бир уни внес в исследование минералогии. Важнейшим трудом в этой отрасли нау к является «Собрание сведений для познания драгоценностей», известное под кратным названием «Минералогия». Это произведение делится на 2 части : о минералах, то есть драгоценных камнях, и о металлах. Первая часть состо ит из 36 глав, каждая из которых посвящена отдельному виду драгоценного ка мня. Вторая часть содержит 12 глав, из которых 4 посвящены сплавам. Из металл ов рассматриваются олово, медь, ртуть, золото, серебро, жел езо, свинец. В последний период своей жизни Бируни занимался ботаникой и медициной. О н изучил ряд лекарственных растений. В своих ботанических исследования х Бируни близко подходит к теории естественного отбора, в ыдвинутой в 19 веке великим английским ученым Дарвином Ч. Бируни был выдающимся историком. В своих многочисленных произведений о н сообщает интересные факты из истории народов Средней Азии, Казахстана , Индии, Афганистана, Ирана. Вершиной творчества Бируни является книга «Памятники минувших дней» - п одлинная энциклопедия наук средних веков. Книга состоит из 21 главы. В осно ву произведения взят календарь - система счисления времен всех народов. Современная наука от науки средневековой отличается и качественно, и ко личественно. Ныне человечество освоило энергию атомного ядра, обуздало многие грозные силы природы. Но, тем не менее, наука 21 века н е упала с неба, и н возникла в один день. Она - результат развития научных зн аний, накопленных человечеством в течение многих веков. На этом пути мно гие ученые терпели лишения, были гонимыми, погибали. Улукбек и его вклад в науку Улукбек - один из величайших мыс лителей, просветителей, ученых средневековья. Он родился 22 марта 1394 года в военном обозе во время похода Тимура у его третьего сына. Ребенку дали имя Мухамед-Тарагай. Впоследствии, еще при жизни Тимура, ма льчика стали называть «великим князем» - Улукбеком. Одной из главных нау чных заслуг Улукбека следует считать создание большой а строномической школы при обсерватории. Из виднейших представителей шк олы Улукбека необходимо назвать Джамшида Каши. Он первоначально был учи телем Улукбека, а затем - одним из инициаторов создания об серватории в Самарканде. Другим учителем Улукбека был Казы-Заде Руми, ко торый первым из ученых-астрономов переселился в Самарканд. Именно он при вил Улукбеку любовь к науке. Ему принадлежат трактаты «Комментарии к сущ ности астрономии», «Комментарии к основным фигурам», «Трактат о синусе» и другие научные труды по астрономии и математике. К молод ым представителям астрономической школы Улукбека следует отнести Алла еддина Кушчи, он также около 20 лет возглавлял научную работу в обсерватор ии. Таким образом, вокруг Улукбека сплотилась большая группа молодых уче ных. Главной своей задачей они считали генеральную проверку всех данных , накопленных от Птолемея до Нассредина Туси. Важнейшим итогом работ школы являются так называемые «Новые Гураганск ие астрономические таблицы». Этот труд был закончен в 1437 году, но исследов ания по уточнению полученных результатов ввелись до убийства Улукбека. К таблицам предпослано обширное введение, первый раздел которого посвя щается календарям арабов, греко-сирийцев, персов, китайцев и уйгуров, а также сравниваются данные о различных календарях. Уже в э том разделе чувствуется большая осведомленность составителей в астрон омических работах, проводившихся в течение многих покол ений на огромной территории от средиземноморья до Тихого океана. Погреш ности, допускаемые при вычислении обсерваторией Улукбека, совершенно н езначительны и составляют сотые и тысячные доли, настолько совершенны о казались вычисления его соратников по науке. Недруги Улукбека нашли опору в лице старшего сына Улукбека - Абдал Лятиф а, который не был в ладу с отцом. Шейхи всеми силами пытались внушить принц у мысль о том, что его отец отступил от ислама, и ему, наслед нику, надлежит быть орудием праведной религии. Абдал Лятиф восстал проти в отца, и осенью 1449 года его войска разбивают войска Улукбека. Улукбек добровольно отдается в руки сына. Он при этом рассчитывал на разрешение сына остаться в Самарканде и всецело заняться астрономие й. Однако сын-победитель, по совету духовенства, предлагае т отцу совершить хадж, дабы замолить свои грехи. Улукбек вынужден соглас иться на это предложение и не подозревает при этом, что шейхи на тайном су де дали фетву на его убийство, то есть обоснование убийств а по шариату. Улукбек отправляется с небольшим караваном в Мекку. 27 октябр я 1449 года в небольшом кишлаке по дороге из Самарканда в Термез палачи убивают Улукбека. Так, на 56 году жизни сошел в могилу великий уче ный. Еще в 1941 году специальная комиссия узбекских исследователей вскрыла его гробницу и провела эксгумацию. Археологи установили, что череп Улукбека отсечен от позвоночника и нахо дится отдельно, то есть Улукбек был предательски убит. После смерти Улукбека его ученик и соратник Кушчи, опасаясь за судьбу на учных трудов обсерватории и за свою жизнь, под предлогом паломничества, взяв с собой рукописи «Новых Гуграганских астрономических таблиц», пок идает Самарканд и обосновывается в Стамбуле. Эти звездные таблицы поздн ее попали в Европу и были трижды изданы в Лондоне. Лондонское королевское общество в середине 19 века еще раз издает этот труд и передает эстафету парижским издателям, а затем и американским. По един огласному признанию историков астрономии, таблицы Улукбека по своей по лноте и точности данных были признаны лучшими в мире до из обретения телескопа. После смерти Улукбека его враги разрушили до основ ания Самаркандскую обсерваторию. Омар Хайям - ученый мыслитель, по эт Омар Хайям - великий ученый, круп нейший мыслитель и талантливейший поэт таджикского и персидского наро дов. Его научные исследования подняли математику и астрономию на новую ступень, философские труды оказали значительное влияние на умы последующих поколений, а его знаменитые четверостишья заняли про чное место в мировой поэзии. Омар Хайям родился 18 мая 1048 года в иранском городе Нишапуре. Первоначально е образование Омар Хайям получил в Нишапурском медресе, где учился у изв естного ученого - Насреддина-шейха Мухамед-Мансура. Многого Хайям достиг самообразованием во время работы в Балхе, Мерве, Бухаре, Самарканде, Исфа гане. В этих городах он изучил математику, астрономию, медицину, историю, ф илософию и богословие, в совершенстве овладел арабским языком. На формирование Хайяма как ученого сильное влияние оказали труды его пр едшественников - великих среднеазиатских ученых. Хайям развил их демокр атические традиции дальше. Он был на стороне угнетенных народных масс, п реклонялся перед разумом и знаниями, стоял за справедливость и гуманнос ть, высмеивал нелепые правила шариата. Благодаря этому он стал одним из самых популярных деятелей Востока. В 1074 году Хайям был п риглашен ко двору Малик-шаха и принят на должность главного придворного астронома. Ему было поручено построить в Исфагане астрономическую обсе рваторию и руководить ее деятельностью. Хайяму покровительствовал гла вный визирь Малик-шаха, прогрессивно настроенный таджикский ученый, автор «Книги управления государством» и основатель ме дресе «Низамия» в Багдаде Низам ал-Мулюк. Омар Хайям 17 лет руководил обсер ваторией, построенной под его наблюдением, вел научные ис следования. Результаты этих исследований опубликовал под названием «А строномические таблицы Малик-шаха». Хайям разработал сельджукский кал ендарь. Омар Хайям написал около 50 книг, большинство которых до нас не дошло. По св идетельству современников первой научной работой Хайяма была «Трудные вопросы арифметики», в которых указаны методы извлечени я корней целых степеней из чисел. Извлечение корней может быть выполнено только по правилам бинома Ньюто на. Значит, Хайям к теореме о биноме пришел раньше Ньютона. Эта книга не со хранилась. Известны 2 крупные работы Хайяма по математике. Одна из них - «Т рактат о доказательствах задач алгебры и валмукабалы», а другая - «Комментарий к трудностям во введениях книги Евклида». В первой излагаются вопросы алгебры, во второй - вопросы геометрии. Хайям в связи с о своей темой разбирает труды Аристотеля, Евклида, Архиме да, Аполлония, Птолемея, Герона, Хорезми, Фараби, Джаухари и других ученых. Находит отдельные недостатки в их работах и высказывает о них свое мнени е. Труды Хайяма поставили в порядок дня чисто алгебраическое решение урав нений высших степеней без посредничества линий. Такое решение кубическ их уравнений впоследствии было открыто итальянскими мат ематиками Ферро С. и Тартальей Н., а четвертой степени - итальянским матема тиком Феррари Л. Норвежский математик Н. Абель доказал, что уравнения пят ой и дальнейших высоких степеней не могут быть точно разрешены, если их к оэффициенты не подобраны соответствующим образом. Исследование уравнений привели к созданию большого раздела современно й математики - теории групп. Сохранилась небольшая книжка Хайяма «Весы м удростей» на арабском языке, относящаяся к физике. В ней рассматривается классическая задача на смешение, решенная Архимедом по просьбе сиракузского царя Гиерона, об определении количества золота и серебра в короне. В основе решения лежит открытый Архимедом закон гидрос татики. «Весы мудростей» не являлись в то время новостью для науки, однак о они сыграли важную роль в пропаганде научных знаний, в частности закон ов физики и в ознакомлении читателей Востока с достижениями греческой н ауки. В настоящее время известно 4 рукописи «Весов мудростей», которые хранятс я в библиотеках Санкт-Петербурга, Гота, Бомбея и Хайдарабада. Эти экземпл яры переводились на многие языки и издавались несколько раз. Абу Насыр Аль-Фараби и его вклад в мировую науку Абу Насыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби является одним из величайших мыслителей раннего средневековья. Он был многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основателей восточного рационализма. По этой причине ему было присвоено п очетное звание «второго учителя» после «первого учителя! – Аристотеля. Из истории известно, сто аль-Фараби родился в городе Отрар, который в свое время являлся центром древней культуры и Средней Азии. Первоначальное о бразование аль-Фараби получил именно в Отаре на своем родном, кипчакском языке. Период деятельности Фараби совпал с периодом бурного развития арабско й культуры. В Багдад стекались знаменитые ученые, философы, поэты, музыка нты, они открыли университет и академию наук. Среди Багдад ских ученых почетное место занимали выходцы из Средней Азии и Казахстан а. С ними вместе в Багдад прибыл и Фараби – обладатель незаурядных спосо бностей во всех отраслях знаний, начиная музыкой и кончая астрономией. Ф араби считался крупным теоретиком языкознания, лингвистом, поэтом. Им на писаны трактовки на тему правописания, каллиграфии, стихосложения, рито рики. Абу Насыр аль-Фараби был всесторонне развитым музык антом и композитором, виртуозным исполнителем и теоретиком, историком, м астером по изготовлению музыкальных инструментов. Его знаменитое мног отомное сочинение «Большой трактат о музыке» переведено на многие языки. Трактаты Фараби заслужили самую высокую оценку вплоть до наших дней. Геометрию Фараби рассматривал в качестве основного фунда мента всего научного естественно-философского мышления. Эту идею он ясн о изложил в трактате «О необходимых условиях освоения философии». Большой популярностью Фараби пользовался как астроном и астролог; эти н ауки он относил к категории высокой педагогической науки наряду с арифм етикой, геометрией, музыкой. Известны труды Фараби по физике и по общему естествознанию. В общих физи ческих и естественных явлениях он подчеркивает необходимость постанов ки экспериментов. Фараби известен также как замечательный врач. В связи с врачебной деятел ьностью, Ф. занимался, как и все медики того времени, алхимией, ботаникой, м инералогией. Все эти отрасли наук входили в состав естествознания; Фараб и уделял большое внимание географии. Как путешественник, он побывал во м ногих культурных и научных центрах Казахстана и Средней Азии, Ближнего В остока, Африки. Документально известно, что он жил и работал в городах Отр ар, Талас, Шаш, Самарканд, Бухара, Хива, Кабул, Багдад, Дамаск. Во всех страна х и городах, где он был, Фараби как естествоиспытатель, географ и астроном занимался изучением края, определением координат местности и т. д. Естес твознанию Фараби придавал большое значение. Он писал, что «наука о приро де более богата и имеет более широкий объем, чем какая-либо из педагогиче ских наук» (трактат «О происхождении наук»). В другой своей работе он писа л, что «прежде чем приступить к изучению философии, необходимо изучить н ауку о природе, ибо эта наука человеку наиболее близкая, конкретно данна я и понятная ему отрасль знания». В области философии Фараби считался непревзойденным авторитетом своег о времени. Основное мировоззрение его – рационалистическое. В его филос офских трудах большое место занимают комментарии к философским трудам Аристотеля, Платона и других мудрецов древности. Замечательным, оригинальным трудом Фараби является трактат «Жемчужина премудрости», который в течение 1000 лет служил учебным пособием во всех ун иверситетах Востока. Труды Фараби сыграли большую роль в процессе европейского Возрождения. Такие ученые как Бэкон, Л. да Винчи, Коперник, Кеплер, Лейбниц во многом обя заны Фараби. трудно переоценить знания его в области духовного развития всего цивилизованного мира. Махмуд Кашгари. "Диуани лугат ат- тюрк" Одно из звездных светил тюрко-яз ычных народов Махмуд Кашгари в 9 веке составил из трех книг «Сборник тюрк ских слов» - «Диуани лугат ат-тюрк», оставив после себя вечное литературн о-научное наследие. Труд был написан в 9 веке. Автор - Махмуд ибн ул-Хусаин иб н Мухаммед ал Кашгари. Сведений о нем очень мало. Его отец - из рода Барсаганов, переехал в Кашгар. Видимо, Махмуд родился та м. Прежде чем написать работу, Махмуд объездил все земли обитания тюрков. М ахмуд Кашгари хотел доказать, что значение тюркского языка ничуть не мен ьше, чем арабского. Впервые рукопись «Диуани» в 1914-15 гг. на базаре прибрел ту рецкий ученый Али Амири. Он поручил привести в порядок рукопись Киласли Рифату. Рифат сделал копию труда и издал в 1915 году первую и вторую книгу, а в 1917 - третью книгу в Стамбуле. С этого времени начинается разностороннее ис следование труда. Исследованием языка, изданием текста труда занимались многие ученые. На пример, Броккельман К., привел словосочетания в соответствием с алфавитн ым порядком и издал переводы на немецкий. Турецкий ученый Басым Аталай в 1914 году подлинник рукописи перевел на турецкий язык и издал трехтомник в Анкаре в 1934-1943 гг. В 1960-67 гг. ученый Муталибов С. перевел работу на узбекский язы к. Затем, на уйгурском языке работа издалась в Китае. По словам азербайджанского ученого Демирчизаде А., труд был издан на азе рбайджанском языке. Баскаковназвал Н. А. назвал Кашгари «пионером в сравнении тюркских языко в», Самойлович А. Н. - «Радловым 11 века». По содержанию работа содержит очень много ценных сведений об экономическом, материальном, ду ховном положении тюрков. Здесь содержатся ценные сведения в области и ли тературы, географические и астрономические сведения, особенности язык а и научных исследований. Акдемик Кононов И. А. по охвату ма териалов подразделяет «Диуани» на 5 отраслей: 1. Словарный запас, лексику определенных родов; 2. Сведения о местонахождении родов тюрков; 3. Группирование тюркских языков; 4. Сведения об исторической фонетике и грамматике; 5. Сведения об истории, географии, этнографии, поэзии, фольклоре тюрков. Махмуд Кашгари поставил цель: рассмотреть слова, принадлежащие только т юркскому языку. Поэтому мы встречаем в словаре слова, обозначающие одежд у, домашнюю утварь, сельскохозяйственную продукцию, оружие, музыкальные инструменты, родственные и племенные названия, звания, названия блюд, зв ерей, растительность, названия дней, месяцев, городов, болезней, лекарств, игр. Здесь приводятся названия 29 племен. По карте Кашгари М. они располага ются от Рума до Востока: бегемен, кыфган, огуз, йемен, башгирт, басмыл, кай, й абаку, катар, хыргызы; дальше располагаются чигель, тухси, йагма, уграк, ча рук, чомыл, уйгур, хытай, тайгут, тавгаты. Кашгар - город в чужанско-уйгурском автономном районе КНР, был крупным то рговым центром на Великом Шелковом пути. Великий ученый сгруппировал в к ниге 6800 тюркских слов (110 названий земель и рек, 40 народностей и племен), дал пояснение на арабском языке. В книге приведены 242 стихосложения, 262 пословицы и поговорки. Удивите льно, что вошедшие в «Диуани» 875 слов и 60 пословиц и поговорок без каких-либ о изменений вошли в казахский язык. «Диуани» - первое филологическое исс ледование и первый сравнительный словарь тюркских слов, дающий их этимо логию. Нельзя рассматривать эту работу лишь как словарь. Она содержит мн ого исторических сведений, образцов устной народной литературы народо в Средней Азии 11 века. Пропаганда науки в произведени ях Ч. Валиханова Ч. Валиханов родился в 1835 году в кр епости Кушмурун. В 1847 году был отдан на обучение в Омский Кадетский корпус. Деятельность Валиханова начинается в 1854 года. он совершает свое первое пу тешествие по Центральному Казахстану, Семиречью, Тарбагатаю. В 1856 году он участвовал в военно-ученой экспедиции по ознакомлению с населением, про живающим в районе бассейна озера Иссык-Куль. Научные резу льтаты путешествия молодого Валиханова были отражены в его ярких очерк ах «Поездка на Иссык-Куль», «Западная провинция Китайской империи и горо д Кульджа», «Записки о киргизах». Некоторые свои поездки Валиханов осуще ствлял с Семеновым-Тяньшанским. Его знаменитая Кашгарская экспедиция с остоялась 1858-1859 гг. Именно тогда Чокан открыл миру Алтышар, о котором ранее ничего не было известно просвещенному миру. Чокан Валиханов стал одним из основоположников казахской демократичес кой публицистики. К этому его подвели как социальные запросы казахского народа, так и личная одаренность. Из-под пера Валиханова выходили замечательные по силе и образности, точн ые в научном плане письма, дневники, научно-исторические статьи. Стремление к работе профессионального журналиста наиболее сильно обна руживаются у Валиханова в начале 60-х гг. 19 века, после возвращения из Петерб ургской поездки и обострения отношений с местной знатью. В письме к поэту Аполлону Майкову он обращается с просьбой: «Я бы хотел ст ать корреспондентом «Санкт-Петербургский ведомостей», чтобы сообщать о делах среднеазиатских и киргизских степей». Он также ин тересовался возможностью сотрудничества в журнале «Отечественные зап иски», которому он предлагал для опубликования свои фольклористически е и этнографические материалы. К научным трудам Валиханова следует отнести следующие произведения: «Д невник поездки на Иссык-Куль», «Киргизы», «Западный край Китайской импер ии и город Кульджа», «Очерки Джунгарии», «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)», «Вооружен ие киргиз в древние времена и их военные доспехи», «Киргизское родословие», «Предания и легенда Большой Киргиз-кайсацкой орд ы», «Шуна-батыр», «Эдиге», некоторые письма и научные записки, черновые за метки к статьям. Сила и новаторство публицистических произведений Валиханова заключаю тся в том, что он впервые в истории казахского народа подошел к освещению действительности с точки зрения общенациональных интересов. Подход к р одному народу как к целостному национальному единству отражался в точн ой формулировке: «... Интересы целой нации по строгой справедливости долж ны предпочитаться выгодам отдельного сословия». Семенов-Тянь-Шанский, близко знавший Валиханова на протяжении его жизни , характеризовал его как «замечательного знатока жизни народов Средней Азии», человека, способного выполнить любое научное задание. Чокан вперв ые дал географическое описание и характеристику пути в Кашгарию, охарак теризовал природные климатические особенности, флору и фауну. Чокан все сторонне сумел изучить Кашгарию, ознакомиться с ее политическим и эконо мическим устройством собрать материалы, по истории и этнографии народо в. Главнейший результат его поездки - создание солидного н аучного труда, посвященного истории, географии, социальному строю жизни народов Восточного Туркестана. Анализ большей части произведений Валиханова свидетельствует о его бо льшом кругозоре. Его мышление не ограничивалось узкими рамками, а охваты вало и осмысливало факты в больших всемирно-исторических масштабах. Наз ывая Чокана одним из основоположником казахской демокра тической публицистики, необходимо отметить великолепное использовани е русского языка, к которому он обращался в связи с неразвитостью в те вре мена казахской письменности и отсутствием тогда собственной националь ной периодической печати. Первым в Казахстане Валиханов обратился к жан ру очерка. Обращение именно к этому жанру диктовалось публицистическим и интересами и стремлениями Валиханова. Именно публицистика Чокана Вал иханова, предстающая перед нами тематически разнообразной, целеустрем ленной и стилистически выверенной, дала качественный толчок в развитии как национального самосознания, так и собственной публицистики. Валиха новская публицистика утвердила традиции, проложенные другими видными публицистами, учеными и просветителями, дала толчок к зар ождению, развитию и углублению нашей публицистики и специализированно й отрасли - научно-познавательной журналистики. И. Алтынсарин И. Алтынсарин – педагог, автор п ервых учебных пособий на казахском языке. В своей литературно-педагогич еской работе он исходит из опыта передовой русской литературы и педагог ики. Идеи Белинского и других русских демократов помогли выработать осн овные принципы составления первого полноценного учебного пособия на к азахском языке – «Киргизской хрестоматии». По мнению Алтынсарина, наро дная поэзия прекрасно воспитывает ребенка. Поэтому в учебно-педагогиче ских опытах Алтынсарина народной поэзии отведена заметная роль. В «Кирг изскую хрестоматию» включены казахские песни, пословицы, поговорки, ска зки, легенды, айтысы. Вслед за Ч. Валихановым, Ибрай Алтынсарин в своих пуб лицистических произведениях отстаивает интересы своего народа. Он всю свою жизнь неустанно собирал материалы устного народног о творчества, изучал традиции, быт и нравы казахов. Все это он систематизи ровал, обрабатывал и делал соответствующее обобщение. Его труд «Очерки о бычаев при сватовстве и свадьбе, при похоронах и поминках у казахов Орен бургского ведомства» получил высокую оценку в научных кругах. Эта работ а представляет научно-практический интерес не только как этнографичес кий труд, но и является ценным вкладом в публицистику. В нем впервые в исто рии казахской общественной мысли осуждается существующая система соци ально-бытового закабаления женщин-казашек. Большое влияние на развитие публицистической деятельности Ибрая Алтынсарина оказа ла газета «Оренбургский листок», издание которой в 1873 году он поддержал о дним из первых. В этой газете были опубликованы статьи И. Алтынсарина нау чно-популярного и просветительского характера, очерки из жизни местног о казахского народа. 2 декабря 1879 года в «Оренбургском листке» было напечатано предисловие И. А лтынсарина к «Киргизской хрестоматии», где он разъяснял, что материалы, включенные в данную книгу, взяты из жизни казахского народа, что эта книг а предназначена для использование не только как учебное пособие, но и ка к книга для массового чтения. На конкретных примерах автор показал необх одимость приобщение казахов к русской культуре путем развития народно го просвещения, заимствуя при этом передовой опыт деятелей русской педа гогики. Большой интерес представляет переписка Ибарая Алтынсарина с Н. И льинским. Николай Иванович Ильинский – профессор Казанского универси тета – был директор казахской учительской семинарии. Талантливый вост оковед, он занимался изучением казахского языка, этнографии, фольклора. В 1862 году он записал и опубликовал поэму «Ертаргын». Одновременно Алтынсарин вел переписку с В. Григороьевым, профессором Пе тербургского и Новороссийского университетов. Автор многих трудов по в опросам языка, археологии, этнографии, истории, он немало сделал для просвещения казахского народа. Им был поставлен вопрос о «вос становлении в правах» казахского языка, о применении его в официальной п ереписке. Ему принадлежит идея внедрения в казахский язы к русского алфавита. Состоял Алтынсарин в переписке и с Василием Владими ровичем Катеринским. С 1875 года и до конца своей жизни, то ест ь до 1902 года, Катеринский занимал должность окружного инспектора школ Оре нбургского учебного округа. Катеринским составлен ряд учебников: «Букв арь для казахов», «Практические уроки русского языка для казахов», «Русско-казахский и казахско-русский словарь». Помимо научной и просветительской деятельности, Ибрай Алтынсарин изве стен также как выдающийся общественный деятель. Он сделал все возможное для того, чтобы в Казахстане как можно больше людей получи ли образование. В 1887 году в Тургае Ибрай Алтынсарин впервые открыл училищ е для девочек-казашек. Главным предметом их занятий было рукоделие: ручн ое шитье, шитье на машинке, вышивка, вязанье, шитье золотом. Открытие этого женского училища произвело впечатляющее впечатление на казахов. Ибрай Алтынсарин выступал смелым новатором за чистоту казахского язык а. вместо искусственного, засоренного татарскими и арабо-персидскими вы ражениями книжного языка, которым пользовались раньше казахские акыны, он писал простым, образным, подлинно народным языком. В своих произведен иях Алтынсарин широко использовал метафоры, аллегории, сравнения. Он не боялся вводить простые слова, отражающие быт казахского народа. Абай Кунанбаев Абай Кунанбаев – основоположн ик казахской письменной литературы, казахского литературного языка. Аб ай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Чингисских горах Семипалатинско й области. Первоначальное образование он получил дома у наемного муллы, затем в медресе семипалатинского мама Ахмет-Ризы. Произведения Абая, написанные в 1886 году, можно тематически объединить в н есколько циклов. 1. Посвящен тяжелому положению трудовых казахов. В них поэт бичует невеже ство, осуждает родовые распри, насилие верхушки феодалов. 2. Адресован молодежи («Наших множество детей», «Пока не знаешь – молчи», «Только юность одна – жизни счастливый цветок»). 3. Составили 2 стихотворения: «О, помоги к топам твоим…», «Бестолково учась, я жизнь прозревал», выражающие внутреннее состояние поэта. В стихотворении «О казахи мои! Мой бедный народ!..» он рисует безрадостную долю простых людей. Они не уверены в завтрашнем дне. В стихотворении «Не в том беда, что сбились мы с пути…» поэт создает собирательный образ безде льника, тунеядца, живущего за счет народа. Он обличает молодых и здоровых людей из гущи народа, придающихся праздной жизни. Появление таких людей Абай считает трагедией и призывает всячески бороться с н ими. Просветительские взгляды Абая наиболее ярко выражены в стихотворении «Наших множество детей…», проникнутом думой о судьбе казахского народа. В нем поэт разоблачает уродливые стороны феодалов и приз ывает к просвещению, к учебе. В стихотворении «Пока не знаешь – молчи…» п оэт прямо обращается к молодежи. Он говорит о значении науки, ее роли в чел овеческой жизни, затем перечисляет, чему должна следовать молодежь и от чего она должна отказаться. Есть пять черт, которые необходимы каждому: р азум, доброта, упорство, скромность, труд. Пять черт, которых стоит остерегаться: злословие, ложь, хвастовство, безд елье, мотовство. Хорошие качества сами собой не возникают, их в себе нужно воспитывать. Следовательно, тот, кто избрал для себя тернистый путь наук и, должен неустанно воспитывать в себе целеустремленность, любовь к труду, скромность. В стихотворении «Лето» поэт пишет о выезде на джайляу. Это большой праздник: ставятся юрты на берегу горной р еки, аксакалы беседуют за кумысом, юноши забавляются охотой… Описанию природы посвящены стихи «Осень», «Зима». В 1889 году Абая создает ц икл любовных стихотворений. Во многих стихотворениях Абай обращается к теме женщины, ее нелегкой доле. Он отрицает институт калыма, многоженств а, порабощения, борется за равноправие женщины и мужчины. Абай был не толь ко гениальным автором, но и очень одаренным переводчиком. С целью ознако мления своих соотечественников с образцами русской классики, он обраща лся к сокровищницам русской литературы. За 15 лет Абай перевел с русского я зыка на казахский более 50 произведений русских писателей. Это семь отрыв ков из романа в стихах Пушкина А. С. «Евгений Онегин», «Кинжал», «Дары Тере ка», «Парус», «Демон», 28 стихотворений М.Ю. Лермонтова, 12 басен Крылова и нес колько произведений других авторов. В своем прозаическом произведении «Гаклия» (или «Слова назидания») автор подвергает критике степных ворот ил и царских чиновников, размышляет о судьбе своего народ а. Он размышляет о достоинстве человека, о воспитании молодежи, о необход имости культуры и просвещения, об отношении к людям других национальностей, о старости и смерти. Но все эти мотивы сплетают ся в один проблемный узел. В «Гаклие» очень много философских мыслей и идей. Например, в 17 слове идет спор Силы, Разума и Сердца. Судьей в этом споре выступает Наука. Она призыв ает их к единению. В 27 слове говорится о Разуме человека. Вместе с тем просветительские идеи нередко выступают у Абая в религиозн ой оболочке. Он не отрицает основ Ислама, признает Аллаха единым для всех, а Мухаммеда – его пророком, толкует о необходимости веры и долга челове ка. Перед Всевышним. Но в то же время он обличает невежественных ходжей и м улл, искажающих истинную суть Корана. «Слова назидания» имели большое пр огрессивное значение для развития казахской общественной школы. Список литературы Для подготовки данной работы были ис пользованы материалы с сайта http://www.unesco.kz/

Приложенные файлы

  • rtf 25927430
    Размер файла: 158 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий