культура Древней Руси 10-13 века (кратко)


Культура Древней Руси X-XIII века. Христианская культура и языческие традиции.
Особенности: замедленность темпов развития, традиционализм, господство в идеологии религиозного мировоззрения, влияние культурных традиций соседей.
Этапы: период дохристианской культуры восточных славян; культура Киевской Руси; формирование местных стилевых особенностей в отдельных княжествах и землях.
Литература Живопись (ремесло) Архитектура (зодчество) Театр
Унт – фольклор (песни, заговоры, заклинания, пословицы, поговорки), былины (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, пахарь- Микула Селянинович), середина 12 – начало 13 века новгородские былины о Садко.
Славянская азбука – Кирилл и Мефодий (вторая половина IX века)
Новгородские берестяные грамоты (сер. XI века) с азбукой из 32 букв, с письменными распоряжениями.150 книг переводных и русских.
1056 -1057 – Остромирово Евангелие
10551 – «Исповедание веры» митрополит Илларион
1073 – «Изборник» Святослава Ярославича
Переводы – «Хроника» Георгия Амартола, «Иудейская война» Иосифа Флавия.
Апокрифы – не признанные официальной церковью произведения (как сотворен мир, об Адаме и Еве и т.д.)
Жития – монах Нестор «Чтения о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» игумен Киево-Печерского монастыря.
Хождения и поучения, слово и летописи.
1049 – «Слово о законе и благодати» митрополит Илларион о вхождении Руси в семью христианских народов, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника князю Ярославу Владимировичу (быть защитником), «Слово о полку Игореве» 1185г. о походе Игоря Новгород – Северского на половцев, надо сплотиться,
1113г. – «Повесть временных лет» в составе Ипатьевской и Лаврентьевской летописей,
12 век – «Поучения Владимира Мономаха» Монументальная живопись:
Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку, отличающаяся монументальной формой. Библейские сюжеты, облики членов семьи Ярослава Мудрого.
Мозаика – картины, составленные из камня или разноцветного стекла, вдавленные в сырую штукатурку. Изображение Дмитрия Солунского в Михайловском златоверхом монастыре и святых Лаврентия и Василия Великого в Софийском соборе в Киеве (9в.)
Станковая живопись:
Иконы 11 – 13 веков вывозились из Византии или выполнялись русскими иконописцами 9 века Олимпий, Олисей, Георгий. Памятники иконописи – «Георгий Воин» (11 – нач. 12 в.), «Спас Нерукотворный» (кон. 12 в.).
Миниатюра, скульптура в каменном барельефе.
Ремесло: оружейники – копья, мечи, щиты.
Ювелиры – зернь (шарики, которые напаивались на изделие), скань – орнамент наносили тонкой золотой проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность, эмаль – промежутки заполнялись разноцветной эмалью (перегородчатая эмаль). Деревянное зодчество: многоярусность, башенки, терема, резьба по дереву. Церковь Ильи в Киеве, тринадцатиглавая деревянная церковь София Новгородская, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде
Каменное строительство: конец X века, 989 -996 – Десятинная церковь в Киеве- церковь Успения Пресвятой Богородицы (Владимир
Святой); разрушена в 1240 году ханом Батыем
1037 – 13 главный храм Софии в Киеве
(Ярослав Мудрый), Золотые Ворота

1045 -1050 –Софийский собор в Новгороде (строже, 5 куполов, только фрески).
Основной тип сооружения – крестово-купольный храм, материал – плинфа (тонкий кирпич), техника скрытого ряда, равнослойная кладка, серый известняк, штукатурка, кирпич.С 12 века появляются местные стилевые особенности.
1198 – церковь Спаса – Нередицы в Новгороде

Владимиро-Суздальская Русь – парадный характер, утонченность, романский стиль.
1158 – 1161 – Успенский собор Владимир

1194 – 1197 – Дмитриевский собор Владимир
1165 – церковь Покров на Нерли

В 12 – нач. 13 веков в городах строительство крепостных стен, башен , теремов и церквей (башенный тип постройки – Михайловские в Смоленске, Пятницкие в Чернигове и в Новгороде).
Гостей на пирах развлекали
скоморохи,гусляры.
Города – центры культуры
С 10 века школы для юношей в Киеве, конец 11 века сестра Вл. Мономаха открыла школу для девушек.

Приложенные файлы

  • docx 22976087
    Размер файла: 613 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий