Лекция 9 Понятие права…Типы права


Лекция 9
Тема 4.1/4.2. Понятие права, его сущность и функции.
Типы права и основные правовые семьи современности
План
1. Понятие и признаки права. Теории сущности права.
2. Функции права.
3. Понятие типа права. Исторические типы права.
4. Правовые семьи современности.
Понятие и признаки права. Теории сущности права
Наиболее распространённым видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения – экономические, политические, социально-культурные и другие. Нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой. Опираясь на право, государство формулирует и издаёт законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещённом.
Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма, устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан.
Право – система общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством (иногда непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой.
Право появилось вместе с государством, поскольку процессы возникновения государства и права шли параллельно.
Право характеризуется рядом признаков, а именно:
1) нормативность: право состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределённому кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;
2) общеобязательность: правовые нормы обязательны для выполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, - вне зависимости от того, как те к ним относятся;
3) формальная определённость: правовые нормы выражаются в словесно-письменной форме в текстах различных источников и благодаря этому отличаются большой степенью определённости и ясности;
4) системность: все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;
5) гарантированность государством: реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения;
6) многократность применения: нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.
По вопросу о сущности права в юридической науке нет единого мнения.
Существует несколько концепций (теорий), определяющих сущность права. К ним относятся следующие теории:
1) нормативистская: определяет право как совокупность норм, охраняемых государством, расположенных в строгой иерархии, в которой норма каждой последующей ступени обусловлена нормой предыдущей ступени, подчиняет её (акты применения права – подзаконные акты – законы – нормы Конституции);
2) естественно-правовая: выступает против отождествления права с нормативно-правовыми актами государства (законами), считая правом только естественное право, т.е. право, требованиям которого должна соответствовать жизнь общества;
3) социологическая школа: рассматривает право как деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия, т.е. право отождествляется с регулируемыми им общественными отношениями;
4) психологическая школа: понимает под правом помимо норм, созданных государством, ещё и психологические переживания людей, правовые эмоции, изначально присущие всем людям, т.е. так называемое интуитивное право.
Таким образом, анализируя теории происхождения и сущности права, можно прийти к выводу, что:
1) право – это то, что возникло и существовало до появления закона;
2) право – это то, что возникает после появления закона;
3) право – это и есть сам закон.
При этом следует отметить, что ряд современных учёных-правоведов пытаются обобщить наиболее ценные выводы и наблюдения, содержащиеся в различных теориях сущности права, являясь сторонниками так называемого интегративного подхода, включая в право и естественное право, и юридические нормы (позитивное право), и правовые отношения.
2. Функции права
Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. В соответствии с его предназначением за правом закреплены следующие важные функции:
1) регулятивная: проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;
2) охранительная: заключается в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения;
3) гуманистическая: выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;
4) воспитательная: отражается в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;
5) идеологическая: право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.
Все функции права находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.
Право закрепляет основы существующего общественно-политического строя, регулируя социальные отношения. Устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, оно вносит определённый порядок в общество и государство, создаёт предпосылки для их эффективной деятельности. Право развивает в людях чувства справедливости, добра и гуманности. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает его от произвола со стороны государства.
3. Понятие типа права. Исторические типы права
Тип права – совокупность важнейших признаков права, порождаемых определённой эпохой.
Выделяют два подхода к типологии права:
1) цивилизационный: тип права зависит от комплекса общественных отношений (экономических, политических, духовных и т.д.), сложившихся в том или ином обществе в ту или иную эпоху;
2) формационный (марксистский подход): классовая сущность права является важнейшим фактором, определяющим тип права, т.е. следует ответить на вопрос о том, интересы какого класса (группы, социального слоя) защищает право.
Согласно формационной теории общественного развития каждой из социально-экономических формаций – рабовладельческой, феодальной, капиталистической (буржуазной) и социалистической – соответствует определённый исторический тип права.
Исторический тип права – совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определённой общественно-экономической формации.
Выделяют четыре исторических типа права:
1) рабовладельческое;
2) феодальное;
3) буржуазное;
4) социалистическое.
Рабовладельческое право – это возведённая в закон воля класса рабовладельцев.
Основными задачами рабовладельческого права являлись:
- закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов;
- охрана основ рабовладельческого государственного строя.
Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную.
1. Древневосточная правовая система была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. – 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.). Данная система построена на преобладании государства над личностью, что являлось возможным благодаря господству государственной собственности, связанной с должностью.
2. Античная правовая система существовала в Древней Греции и Древнем Риме и была построена на идее свободы личности и её автономии от государства, которую обеспечивала частная собственность.
Несмотря на указанные различия обе указанные правовые системы имели сходные черты:
1) юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т.е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей;
2) обе системы тесно связаны с религией (понятия греховного и преступного часто совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм);
3) правовые нормы, закреплённые в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики – казусов, или инструкций для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер;
4) обе системы не знали деления права на отрасли;
5) древнему праву (за исключением римского права) свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.
Вершиной рабовладельческого права являлось римское право, которое делилось на:
1) публичное: регулировало отношения, касающиеся интересов государства;
2) частное: регулировало отношения между частными лицами.
Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности.
Феодальное право – возведённая в закон воля господствующего класса феодалов.
Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе.
Феодальное право характеризовалось следующими чертами:
1) основное место принадлежит нормам, регулирующим поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;
2) феодальное право – право привилегий, закреплявших неравенство различных сословий средневекового общества;
3) феодальное право – это право сильного (феодала по отношению к зависимому крестьянину);
4) партикуляризм, т.е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны (следствие феодальной раздробленности);
5) тесная связь с религией;
6) отсутствие деления права на отрасли.
По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в Новое время – эпоху становления буржуазных отношений.
Буржуазное право сформировалось в период ХVII-ХIХ вв. и представляло собой возведённую в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право ещё называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день.
Для буржуазного права характерны следующие черты:
1) светский характер – это право, которое не связано с религией;
2) высокая юридическая техника и создание разветвлённой отраслевой системы права;
3) разделение права на частное и публичное;
4) признание закона основным источником права.
Основной задачей буржуазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.
Социалистическое право представляет собой на первом этапе – этапе становления и развития социалистического государства – возведённую в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе – этапе развитого социализма – возведённую в закон волю всего народа.
В соответствии с марксистской теорией социалистическое право не вечно: возникнув вместе с государством как классовый институт, оно отомрёт вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.
4. Правовые семьи современности
Современная юридическая наука пытается найти компромисс между формационным и цивилизационным подходами в понимании сущности права и предпочитает понятию «тип права» такие научные категории как «правовая система» и «правовая семья».Социалистическая правовая семья в недавнем прошлом составляла третью по распространённости в мире правовую семью.
К ней принадлежали правовые системы СССР, а также стран, составлявших социалистический лагерь в Европе (Восточная Германия, Польша, Венгрия, Чехословакия, Югославия, Болгария, Румыния и др.), Азии (Китай, Северная Корея, Монголия, Вьетнам, Кампучия, Лаос и др.) и Латинской Америке (Куба, и др.).При значительном сходстве с континентальным правом данная правовая семья имела существенные особенности, во многом обусловленные её явно выраженным классовым характером. Она сформировалась на основе идеологии марксизма-ленинизма и теории о новом типе права, которое должно быть тесно связано с государственной политикой и служить орудием государственной власти.
Для данной правовой семьи характерны следующие черты:
- господство публичного права над частным;
- подчинённое положение закона в правовой системе по отношению к партийно-административным решениям;
- отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм.
При этом следует отметить, что социалистическое право восприняло у романо-германской правовой семьи (в модифицированном виде) деление права на отрасли, формы и приёмы кодификации, а издаваемые правотворческими органами нормы права носили обобщённый характер.
Распад СССР и мировой социалистической системы, последовавшие за данным процессом политические и социально-экономические реформы в России, а также вступление ряда бывших стран социалистического лагеря Европы в Евросоюз и НАТО повлекли за собой отказ от использования ряда принципов социалистического права. В нашей стране на протяжении последних двух десятилетий осуществляется реформа правовой системы, что привело к её сближению с континентальным правом (прежде всего, с романо-германской правовой семьёй в силу их исторической близости). Об этом свидетельствует признание главенствующей роли Конституции РФ среди иных источников права, принципа верховенства закона, ведущей роли частного права над правом публичным.
Тем не менее, в некоторых станах бывшего социалистического лагеря, сохраняющих социалистический вектор развития (Китай, Северная Корея, Венесуэла, Куба) базовые принципы социалистического права действуют и по сей день.
Мусульманская правовая семья охватывает более 50 государств, расположенных от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов, с населением около 1 млрд. человек, исповедующих ислам (Алжир, Тунис, Египет, Марокко, ОАЭ, Турция, Индонезия, Пакистан, Иран и др.).Мусульманское (исламское) право – совокупность норм религиозного характера, основанных на идеях ислама.
В соответствии с исламской религией право дано людям Аллахом через пророка Мухаммеда – раз и навсегда. Однако оно нуждается в разъяснениях и толкованиях, поэтому основными источниками мусульманского права являются:
1) Коран – священная книга ислама(считается, что Коран – речь самого Аллаха, с которой он обратился к Мухаммеду на чистейшем арабском языке);
2) Сунна – сборник преданий (хадисов) о жизни пророка Мухаммеда;
3) Иджма – сводный комментарий средневековых правоведов – знатоков ислама;
4) Кияс – правила применения шариата к новым жизненным ситуациям по аналогии.
Шариат – система предписаний верующим мусульманам, регулирующих их религиозную и повседневную жизнь.
Мусульманское право представляет собой пример «права юристов», созданного учёными-богословами и учёными-юристами на основе неполных предписаний Корана и казуистических положений Сунны. В случае, если предписания Корана или Сунны являются слишком общими или в них существует пробел относительно правил поведения людей в данной конкретной ситуации, то поиск таких правил осуществляется на основе рационального толкования предписаний ислама – иджтихада. Его имеют право давать только специальные мусульманские правоведы, облечённые правом на иджтихад. Их называют муджтахидами. Суть иджтихада заключается в том, чтобы не имеющий готового решения вопрос найти такой ответ, который бы соответствовал шариату. При этом муджтахид не создаёт нового правила поведения, а лишь ищет и извлекает его, обнаруживает изначально содержащееся в шариате. Выработанные муджтахидом оценки не могут противоречить однозначным предписаниям Коран или Сунны. Судьи же при рассмотрении дела обычно не обращаются к Корану или Сунне, а ссылаются на мнение муджтахида.
Мусульманское право отличают архаичность многих правовых институтов, казуистичность норм, отсутствие деления права на частное и публичное. Однако начиная со 2-й половины ХIХ века наблюдается тенденция сближения мусульманской правовой семьи с европейскими. В некоторых странах Арабского Востока (Ливан, Иордания, Кувейт и др.) отдельные нормы мусульманского права в настоящее время.
Африканская правовая семья на протяжении многих веков объединяла правовые системы обычного права, распространённые на африканском континенте и действовавшие в рамках отдельных племён.
После колонизации Африки в ХIХ веке здесь распространились правовые системы колониальных держав: французская – во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийская – в Конго, португальская – в Анголе и Мозамбике, английская – в колониях Англии. В результате возникла тройственная система колониального права, состоявшая из права метрополий, законов, изданных колониальными администрациями, и обычного права. Причём обычное право постепенно вытеснялось и ограничивалось.
Та же тенденция к вытеснению обычного права сохранилась и после завоевания африканскими государствами независимости. Современный этап развития африканской правовой семьи по-прежнему характеризуется «правовой многослойностью», причём большое влияние на развитие африканских национальных правовых систем оказывают нормы международного права.
Вопросы для самопроверки
1. Что понимают под правом? Приведите примеры правовых норм.
2. Проведите сравнительный анализ правовых норм с другими видами норм. Ответ подтвердите примерами.
3. Какие функции право выполняет в обществе? В чём заключается социальная ценность права?
4. Что понимают под типом права? Выделите подходы к типологии права.
5. Охарактеризуйте сущность:
- рабовладельческого типа права;
- феодального типа права;
- буржуазного типа права;
- Социалистического типа права.
6. Раскройте сущность понятий «правовая система», «правовая семья».
7. Перечислите основные черты и выделите источники романо-германского права.
8. Охарактеризуйте англо-саксонскую правовую семью. Почему право в Англии считается прецедентным и чем оно отличается от права справедливости и от статутного права?
9. Дайте характеристику социалистической правовой семье. С чем связано её исчезновение в нашей стране?
10. Выделите особенности мусульманской правовой семьи. Арабский учёный Аш-Шафин создал учение о четырёх корнях мусульманского права. Первый – Коран, второй – Сунна. Назовите третий и четвёртый корни.
11. Определите, в чём заключается главная особенность африканского права.
Рекомендуемая литература
1. Багдасаров В.Ю. Теория государства и права: конспект лекций для самостоятельной работы студ. Всех форм обучения спец. 030501.65 «Юриспруденция» / В.Ю. Багдасаров – СКИ БУПК Ставрополь, 2009. – 128 с.
2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А.В.Малько. 3-е изд. – М., 2004. – 214с.
3. Новиков Е.В. Теория государства и права: моногр./ Е.В. Новиков; рец. В.Н. Самсонов; В.П. Беляев – Белгород: Кооперативное образование, 2008. – 244 с.
4. Попова А.В. Теория государства и права / А.В. Попова – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

Приложенные файлы

  • docx 25449854
    Размер файла: 32 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий