Билет 19. Евангельское повествование о Воскресении Иисуса Христа


Билет 19: Евангельское повествование о Воскресении Иисуса Христа как свидетельство Его победы над смертью (Мф.28.-10; Мк.16.1-8; Лк.24.1-11; Ин.20.1-10). Проблема хронологической последовательности явлений Воскресшего Господа, описываемых в Евангелии (Мф.28. 9-10; 16-20; Мк.16. 9-20; Лк.24.13-35; 35-53; Ин.20.11-18; 19-29; 21.1-14; 15-23).

Явления Воскресшего Господа Своим ученикам
Повествуя о величайшем событии Воскресения Христова, все четыре Евангелиста ничего не говорят о таинственной и непостижимой для нас стороне этого события, не описывают, как именно оно произошло, и как Воскресший Господь вышел из гроба, не нарушив его печатей. Они говорят только о происшедшем землетрясении, вследствие того, что Ангел Господень отвалил камень от двери гроба (уже после того, как Господь воскрес, что подчеркивается и в наших церковных песнопениях, а не так, как обыкновенно думают, будто Ангел отвалил камень для того, чтобы Господь мог выйти из гроба), о речи Ангела, обращенной к пришедшим ко гробу женам-мироносицам, и затем о целом ряде явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам и ученикам Его.
Приход жен-мироносиц ко гробу
(Матф. 28:1-8; Марка 16:1-8; Луки 24:1-12 и Иоан. 20:1-10)
Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, казалось, что бесценное Тело Его слишком поспешно было приготовлено к погребению, и им было прискорбно, что они не приняли участия в обычном у иудеев помазании Его миром. Поэтому они, проведя, по заповеди, всю субботу в покое, на первый день недели, уже на рассвете, поспешили ко гробу, чтобы исполнить свое благочестивое желание и последний долг любви по отношению к своему Возлюбленному Учителю. Во главе этих глубоко преданных Господу женщин, вошедших в историю с именем “жен-мироносиц,” как свидетельствуют об этом все четыре Евангелиста, была Мария Магдалина; за ней следовала “другая Мария,” или Мария Иаковлева, Саломия и другие жены, последовавшие Господу от Галилеи (Лук. 23:55). Это был целый сонм жен, из которых одни шли быстро, почти бежали, быть может, другие шли медленнее, не с такой большой поспешностью. Нет ничего удивительного поэтому, что и время их прихода ко гробу у Евангелистов определяется различно, чем, на первый взгляд, и создается впечатление как бы некоторого противоречия между ними, которого, в действительности, нет.

Прежде всего: кто эта “другая Мария,” о которой дважды так выражается св. Матфей, повествуя о погребении Господа (Матф. 27:61), а затем — о воскресении (Матф. 28:1). По древнему преданию Церкви, изложенному в Синаксарии на день Пасхи, это была сама Божья Матерь. Почему же этого не сказано с полной определенностью? Как объясняет Синаксарий, “чтобы не показалось сомнительным” (из-за того, что свидетельство о таком величайшем событии присвоено Матери), евангелисты говорят: Иисус явился сперва Марии Магдалине (Марк. 16:9), которая видела Ангела на камне.

Саломия была матерью “сынов Зеведеевых” — апостолов Иакова и Иоанна. Иоанна, упоминаемая св. Лукой (24:10), была жена Хузы, домоправителя царя Ирода. Остальные жены-мироносицы поименно не упоминаются, но св. Лука ясно говорит, что были “И прочие с ними” (Лук. 24:10). В числе этих “прочих” церковное предание указывает еще: Марию и Марфу, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну, а также и многих других, “Яко же Лука божественный повествует: служащие Христу и ученикам Его своими имениями” (Синаксарий в неделю Жен-Мироносиц).

Жены-мироносицы ожидали окончания субботнего покоя, причем некоторые из них купили ароматы еще в пятницу вечером, как говорит св. Лука (23:56), а другие — уже “по прошествии субботы,” то есть вечером в субботу (Марк. 16:1).
В разных выражениях затем говорят Евангелисты о времени прихода мироносиц ко гробу.
Св. Матфей — “По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели...”
Св. Марк — “весьма рано, в первый день недели,... при восходе солнца...”
Св. Лука — “В первый же день недели, очень рано...”
Св. Иоанн — “В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно...”
Таким образом, все эти указания времени совпадают, говоря только о разных моментах наступления утра, из чего видно, что жены-мироносицы не все сразу пришли в одно и то же время. Более всего отличается от других Евангелистов описание св. Иоанна, что и понятно, ибо он, как и всегда, опускает рассказанное первыми тремя Евангелистами и восполняет их повествования тем, что относится только к Марии Магдалине и двум ученикам. Из снесения повествования всех четырех Евангелистов получается полная картина всего происшедшего. Конечно, описанное только у св. Матфея землетрясение, вследствие схождения Ангела Господня, отвалившего камень от дверей гроба, было еще до прихода жен-мироносиц. Значение его в том, чтобы обратить в бегство стражей и показать гроб пустым. Господь воскрес до этого, как и поется об этом в наших церковных песнопениях: “Запечатану гробу, живот [Жизнь] от гроба воссиял еси, Христе Боже…” (тропарь в неделю Фомину). “Господи, запечатану гробу от беззаконников, прошел еси от гроба, яко же родился еси от Богородицы: не уразумеша, како воплотился еси бесплотнии Твои ангели; не чувствоваша, когда воскрес еси, стерегущии Тя воины…” (стихира на хвалитех на воскресной утрене 5 гласа). Поэтому совсем не отвечает действительности изображение воскресения Христова, распространившееся и у нас в последнее время, под влиянием Запада, — камень отвален, Христос выходит из гроба, а воины в страхе падают ниц. Ангел сошел с небес и отвалил камень уже после того, как Христос воскрес. Это привело в трепет и оцепенение стражей, бежавших затем в Иерусалим.

Из сопоставления всех четырех евангельских повествований создается ясная картина последовательности событий. Первая пришла ко гробу, как это видно из повествования св. Иоанна, Мария Магдалина, “Когда было еще темно” (Иоан. 20:1). Но она шла не одна, а с целым сонмом мироносиц, о чем повествуют первые три Евангелиста. Она только, по особенной любви к Господу и живости темперамента, опередила других жен и пришла, когда еще было темно, в то время как другие жены подошли ко гробу, когда уже начало светать. То, что она шла не одна, видно и из сказания Иоанна, ибо возвратившись к апостолам Петру и Иоанну, она говорит не в единственном, а во множественном числе: “Не знаем, где положили Его” (Иоан. 20:2). Так ясно видно в греческом тексте и так переведено на русский язык. Увидев, что камень отвален от гроба (Ангела, явившегося потом женам, она не видела), она подумала, что Тело Господа унесено, и немедленно бежит сообщить об этом апостолам Петру и Иоанну. На обратном пути она, конечно, встретилась с прочими женами, которых, между тем, занимала мысль, кто отвалит им камень от двери гроба (Марк. 16:3), и сообщила им свое опасение. Пока она ходила к апостолам, остальные жены-мироносицы подходят ко гробу, видят Ангелов, слышат от них благую весть о воскресении Христовом и поспешно идут к Апостолам, чтобы поделится с ними этой радостью. Обо всем этом подробно повествуют первые три Евангелиста (Матф. 28:5-8; Марк. 16:4-8 и Лук. 24:3-8).

Между тем, двое из Апостолов, Петр и Иоанн, вследствие вести, принесенной им Марией Магдалиной, (а может быть, и другими мироносицами, которым они не поверили) — “И показались им слова их пустыми, и не поверили им” (Лук. 24:11), поспешно пошли или даже побежали ко гробу. Иоанн, будучи моложе Петра, бежал скорее, а потому ранее прибежал ко гробу, когда жен там уже не было, но не вошел во гроб. Можно полагать, что робость в уединении сада удержала его от этого. Наклонившись, однако, в отверстие, от которого отвален был камень, он увидел лежащие пелены.

Вслед за ним приходит Симон Петр, который, как более смелый и мужественный, решается войти во гроб, и видит там одни только пелены лежащие и плат, которым была обвита голова Господа, “не с пеленами лежащий, но особо святой на другом месте” (Иоан. 20:3-7). Тогда вошел и “другой ученик, прежде пришедший ко гробу,” то есть Иоанн, “И увидел, и уверовал,” то есть уверовал в истину воскресенья Христова, ибо при похищении тела незачем было бы развязывать и совлекать с него пелены и к тому же укладывать их здесь в таком порядке. “Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых” — до того как Господь “отверз им ум к уразумению Писаний” (Лук. 24:45), они многого ясно не понимали: не понимали и речей Господа о предстоящих Ему страданиях и воскресении (как видно, наприм., из Лук. 18:34 и Марк. 9:10), а потому нуждались в вещественных доказательствах. Таким доказательством истины воскресения Христова послужило для Иоанна то обстоятельство, что пелены и плат остались во гробе старательно сложенными. Но это убедило в истине происшедшего только одного Иоанна. О Петре св. Лука говорит, что он “пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему” (Лук. 24:12). Состояние духа его, после троекратного отречения от Господа, было очень тяжелым и не располагало к живой вере. И вот, вероятно, при возвращении его от гроба милосердный Господь явился ему в утешение и умиротворение сердца его, о чем лишь кратко упоминает св. Лука в 24:34 и св. ап. Павел в 1 Коринф. 15:5. Как видно из этих мест, Господь явился Петру наедине и прежде других Апостолов.
Явление Господа Марии Магдалине
(Иоан. 20:11-18; Марка 16:9-11; Матф. 28:9-10)
После того, как Апостолы Петр и Иоанн ушли от гроба, там осталась одна Мария Магдалина, может быть, пришедшая вместе с ними или сейчас же вслед за ними. Душа ее была в смятении, и она плакала, считая тело Господа похищенным. Плача, она наклонилась к отверстию гроба и увидела там двух Ангелов, сидящих на том од-ре, на котором в гробных пещерах полагали тела мертвых. Скорбь о Господе была столь велика, что заглушала все прочие чувства, а потому Магдалина, видимо, даже не была особенно потрясена этим явлением Ангелов, и на их вопрос, конечно, с же-ланием ее утешить: “Женщина! что ты плачешь?” она запросто, как бы говоря с земными существами, трогательно выражает свою скорбь все в тех же словах, как раньше Апостолам Петру и Иоанну: “Унесли Господа моего, и не знаю где положили Его.” Сказав это, она, может быть случайно, в растерянности чувств, а, может быть, движимая инстинктивным внутренним чувством, обратилась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его. Не узнала, вероятно, потому, что Он явился “иным образом,” как позже Эммаусским путникам, в “смиренном и обыкновенном” виде (св. Иоанн Злат.), почему она и приняла Его за садовника. А может быть, не узнала и потому, что глаза ее были заплаканы, она была подавлена скорбью и отнюдь не ожидала видеть Господа живым. Не узнала она Его вначале даже по голосу, когда Он спросил ее: “Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?” Принимая Его за садовника, что вполне естественно, ибо кому же и быть так рано в саду, как не садовнику, она гово-рит Ему: “Господи,” в смысле “господин,” “если ты унес Его, скажи мне, где ты по-ложил Его, и я возьму Его,” не думая даже при этом, будет ли она, слабая женщина, в состоянии поднять Его.

Тогда Господь открылся ей, произнеся ее имя, очевидно, особой, хорошо и дав-но знакомой ей интонацией голоса: “Мария!” “Обратившись” — это показывает, что она после слов своих воображаемому садовнику снова обратила взоры свои ко гро-бу, — “Говорит Ему: Раввуни! — что значит: “Учитель!” и при этом, видимо, в неописуемой радости упала к ногам Господа, желая прильнуть к ним, осязать их, может быть, для того, чтобы убедиться в том, что видит настоящего живого Иисуса, а не призрак. Господь запретил ей это, сказав: “Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.” “Верь не осязанию своему, а слову Моему,” как бы сказал ей Господь. Смысл этого запрещения еще тот, что Господь хотел этим сказать Марии: “Оставь Меня, ибо тебе нельзя быть со Мной неотлучно, не удерживай Меня, а иди и проповедуй Моё воскресение, Мне же надлежит теперь уже не оставаться больше с вами, а вознестись к Отцу Небесному.” Хорошее разъ-яснение смысла этого запрещения прикасаться к Господу мы находим в утренней стихире 8-го гласа: “Еще земная мудрствует жена: тем же и отсылается не прика-саться Христу.”

“Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он это сказал ей” — сличая эти слова с повествованием св. Матфея, мы должны пред-положить, что на пути Мария Магдалина встретилась с “другой Марией,” и им обеим вместе снова явился Господь (второе явление), “говорит: радуйтесь!” Они же про-стерлись перед Ним ниц, припав к ногам Его, и Он вновь повторил им Свое повеле-ние идти к ученикам, назвав их “Братьями Моими,” и возвестить им о Своем воскре-сении, повторив то же, что перед этим сказал Ангел: “Пусть идут в Галилею.” Тро-гательно это наименование “братьями,” которое дает воскресший Господь, уже про-славленный Мессия, готовый идти ко Отцу, Своим ученикам — Он не стыдится называть их так, как подчеркнул это потом в своем послании к Евреям 2:11-12 ап. Павел.

Св. Марк говорит, что на жен-мироносиц напал такой трепет и ужас, конечно, благоговейный, что они “никому ничего не сказали.” Это надо понимать в том смыс-ле, что они по дороге, когда бежали, никому ничего не сказали о виденном и слы-шанном. О том же, что, придя домой, они рассказали обо всем апостолам, повеству-ет далее сам же Евангелист Марк (Марк. 16:8 и 6:10) и другие Евангелисты (Лук. 24:9).

По евангельским сказаниям, первое явление Господа по воскресении было как будто бы Марии Магдалине (Марк. 16:9-10). Но св. Церковь издревле хранит преда-ние о том, что прежде Марии Магдалины воскресший Господь явился Своей Пречи-стой Матери, что вполне естественно и понятно. В Иерусалиме, в храме Воскресе-ния до сих пор указывают место явления воскресшего Спасителя Своей Пречистой Матери недалеко от кувуклия. Предание, освященное веками, не может не быть ос-нованным на действительном факте. А если в Евангелиях ничего об этом не гово-рится, то это потому, что в Евангелиях вообще многого не записано, как свидетель-ствует об этом св. Иоанн (21:25; 20:30-31). Надо полагать, что Самой Пречистой Ма-тери Божьей было не угодно, по Ее смирению, чтобы разглашали заветные тайны Ее жизни, — вот почему о Ней вообще говорится в Евангелиях чрезвычайно мало, кроме самых необходимых фактов, связанных непосредственно с жизнью Самого Господа Иисуса Христа. Пресвятую Богородицу Евангелисты, видимо, вообще не хотели упоминать, как свидетельницу истинности события Воскресения Христова, потому что свидетельство матери не могло бы быть принято с доверием сомневающимися (смотри синаксарий в неделю Пасхи). Евангелисты говорят, что рассказы жен-мироносиц о виденном и слышанном ими у гроба и о явлении им Самого воскресшего Господа показались им пустыми, они им не поверили (Лук.24:11). Если даже апостолы не поверили женам-мироносицам, то могли ли поверить посторонние люди свидетельству Матери?
Подкуп стражи гроба
(Матфея 28:11-15)
“Некоторые из стражи,” бежавшей от гроба Господня, вероятно, начальствую-щие, как ответственные за оставление места стражи, сообщили обо всем проис-шедшем первосвященникам. Именно им, а не Пилату, ибо они были поставлены их распоряжением, а не распоряжением самого прокуратора. Первосвященники собрали синедрион и решили подкупить воинов, чтобы они оклеветали истину Воскресения Христова. “Они купили кровь Его, — говорит св. Златоуст, — когда Он был жив, а по Его распятии и воскресении опять деньгами же стараются подорвать истину воскресения.” “Скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали” — так научили они сказать воинов. “Их слова совершенно невероятны и никакого правдоподобия не имели,” рассуждает св. Златоуст: “Каким образом украли Его ученики, сии бедные и простые люди, которые не смели даже показаться? Да и не была ли на гробе положена печать? Не окружали ли то место со всех сторон столько стражей, воинов, и простых иудеев? … Да и для чего украсть им? Для того ли, чтобы выдумать учение о воскресении? Но как бы пришло на мысль выдумать что-нибудь подобное людям, которые хотели жить в неизвестности? Да и как они отвалили камень запечатанный? Как укрылись от такого множества? Да и какая была бы им польза, если бы Иисус Христос не воскрес?” Справедливо отмечают все толкователи Евангелия, что все предприятия синедриона — беречь во гробе, как можно крепче, Пречистое Тело Господа, придуманы и выполнены как бы нарочно для того, чтобы со всей исторической ясностью утвердить достоверность события, которое члены синедриона хотели затемнить и представить ложным. Ведь кража мертвых была совершенно неслыханным делом у иудеев, боявшихся осквернить себя через прикосновение к мертвому телу (Числ. 19:11-12).

Как могло случиться, что воины заснули столь глубоким сном именно тогда, ко-гда ожидалась кража — на третий день? А сон их должен был быть необыкновенно глубок, если они не слышали даже, как отваливался громадный камень от дверей гроба, если бы они даже решились заснуть, что совершенно непохоже на римских воинов, то, конечно, легли бы перед самым входом так, что невозможно было бы от-валить камень, не задавив их. Самое невероятное то, что напуганные и разбежав-шиеся ученики могли бы решиться на такую бессмысленную кражу, от которой им не было бы ровно никакой пользы, а громадная опасность очевидна. Удивительно и то, что воины могли распускать такую весть сами о себе, не вызывая недоумения у слушавших их, почему они не были наказаны за такую служебную провинность? Этот вымысел злобных иудеев, упорно, несмотря на очевидность, не желавших ве-ровать в истину воскресенья Христова, только подтверждает эту великую истину христианства.
Явление Эмаусским путникам (Лк.24:13-35, Мк.16:12)
Об этом событии подробно рассказывает один Евангелист Лука. Кратко упоминает об этом и евангелист Марк (Мк.16:12). Ученики направлялись в селение Эммаус, находившееся на сравнительно небольшом расстоянии от Иерусалима (около 2-3 часов пешего пути). Это было в «тот же день», то есть в день самого воскресения Христова. Они шли, рассуждая между собой о всех печальных событиях, связанных с последними днями земной жизни Господа (см. Лк.24:22-23). На пути Сам Господь присоединился к ним в виде спутника, направляющегося той же дорогой. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его (Лк.24,16). «Телесные очертания, с которыми тогда явился Спаситель, не позволяли им узнать Его. Ибо Он явился им, как говорит Марк (16, 12), "в ином образе" и в иных чертах. Он телом располагал уже не по законам природы, но сверхъестественно и духовно. От сего-то очи их и были удержаны так, что не узнавали Его» (бл.Феофилакт, на Лк.).
Сделал Господь это намеренно, Он хотел, «чтобы они открыли все свои недоумения,… чтобы после долгого промежутка явиться им более приятным; чтобы научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть узнанным» (бл. Феофилакт).О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? (Лк. 24,18). Клеопа принял Господа за иудея, пришедшего в Иерусалим на праздник из какой-нибудь другой страны: Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? (Лк.24,18). И ученики исповедали Иисусу всю трагедию своих рухнувших надежд. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк.24,21). Однако, дальнейшее, о чем поведали апостолы Страннику, было изумительно для них самих: Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели (Лк.24,23-24). «И "пошли, - говорят, - некоторые из наших", то есть или один Петр, или Петр и Иоанн (см.  Ин.20:1-10)» (бл. Феофилакт, на Лк.).Тогда Господь, упрекнув их в «косности» и недоверчивости сердец в вере к слову Писания, убедил их, что так и надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою (Лк.24,26), что все произошло в полном согласии с ветхозаветными пророчествами о Христе.
И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее (Лк.24,28). Эмаусские путники стали уговаривать Господа остаться с ними на ночлег, так как приближалась ночь. Иисус остался с ними, и, когда пришло время вечерней трапезы, Он, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им (Лк.24,30). Это характерное для их Учителя действие и послужило толчком к тому, что у них отверзлись очи, и они узнали Его; но Он стал невидим для них (Лк.24,31). Прославленное Тело Господа уже постоянно проявляло свойства, явившиеся следствием Воскресения: для Него не существовало преград, и оно могло вдруг являться и вдруг становиться невидимым.
Несмотря на то, что наступила уже ночь, они тотчас же поспешили в Иерусалим, чтобы поделиться своей радостью с прочими учениками. Те, в свою очередь, поведали им, что Господь истинно воскрес и явился Симону (Лк.24,34). Однако рассказу пришедших из Эмаусса прочие ученики не поверили (см.   HYPERLINK "http://azbyka.ru/biblia/?Mk.16:12-13" Мк 16:12-13): сложно было принять появление и исчезновение Господа, невозможные для обыкновенного человека.
Явление воскресшего Христа апостолам и Фоме (Ин.20:19-23, Ин.20:24-31)
В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! (Ин.20,19). Здесь проявилось особенное свойство прославленного Тела Господа – проходить сквозь вещественные преграды. Для уверения, что это именно Он, а не призрак (ср.Лк.24,38-39), Господь показал им Свои руки и ноги, на которых были раны от гвоздей. Ученики обрадовались, увидев Господа (Ин.20,20) — «сомнения их рассеялись, и их охватила та радость, о которой предсказывал им Господь на Тайной Вечери: Но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин.16:22)» (арх.Аверкий).
Затем Господь вторично сказал ученикам: Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20,22-23)  HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "1" [1]. Очевидно, что еще до Пятидесятницы апостолам были необходимы такие дары Святого Духа, которые укрепили бы их в несомненной и твердой вере, помогли бы правильно понимать смысл Священного Писания. Вместе с тем, этим дуновением всем апостолам дана была власть отпускать грехи, ранее обещанная Петру и другим апостолам (см.Мф.16:19,  Мф.18:18). «Некоторые говорят, что Христос не сообщил ученикам Духа, а только посредством дуновения сделал их способными к Его принятию…Но не погрешит тот, кто скажет, что и тогда ученики получили некоторую духовную власть и благодать, только – не воскрешать мертвых и совершать чудеса, а отпускать грехи, так как различны дарования Духа» (Златоуст, на Ин.).
Ин. замечает, что при этом явлении Господа ученикам, отсутствовал апостол Фома, называемый Близнец, или по-гречески Дидим. «Вероятно, после того как ученики рассеялись и, оставив Учителя, бежали, Фома еще не виделся с ними» (Евфимий Зигабен, на Ин.). Он, встретив других учеников и узнав, что они видели Господа(Ин.20,25), отказался верить их словам: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу  HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "2" [2] руки моей в ребра Его, не поверю (Ин.20,25)  HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "3" [3].
Через восемь дней после явления Господа десяти апостолам, Он вновь «затворенными дверями» явился ученикам, но этот раз и Фома был с ними. «Для чего же Он является ему не тотчас, а спустя восемь дней? Для того, чтобы Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время» (Златоуст, на Мф.). Как и в первый раз, Спаситель стал посреди Своих учеников и, преподав им мир, обратился к Фоме: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои  HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "4" [4]. И не будь неверующим, но верующим (Ин.20,27). На сомнения Фомы Господь ответил его же словами возражения, являвшимися условием его веры в Воскресение. Это знание Христом его сомнений поразило Фому, и он, возможно, даже и, не осязая язвы Иисуса, воскликнул: Господь мой и Бог мой!(Ин.20,28). Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божественное достоинство.
Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие(Ин.20,29), - ответил Иисус Фоме. «Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома» (арх.Аверкий), поэтому Спаситель ублажил ту веру, которая основывается не на чуде, а на доверии слову благовестия.

HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "ref1" [1]«Примечай, пожалуй, достоинство священников, оно - Божественно. Ибо отпущать грехи - дело Божие. Таким образом их должно почитать, как Бога. Хотя бы они были недостойны; что от этого? они служители Божественных дарований, и благодать действует чрез них, как проглаголала некогда через ослицу Валаама (Чис. 22, 28-30). Итак, недостоинство наше не препятствует благодати. И как чрез священников подается благодать, то должно их почитать» (бл.Феофилакт, на Ин.).
HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "ref2" [2] Из этого слова очевидно, что рана, нанесенная Господу воином на кресте, была очень глубока (арх.Аверкий).
HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "ref3" [3] «Как веровать просто и без разбора – дело легкомыслия, так и сверх меры испытывать и больше, чем нужно, исследовать – дело ума крайне упрямого. Поэтому-то и Фома подвергается порицанию» (Златоуст, на Ин.).
HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "ref4" [4] «Тело (Воскресшего Господа), вошедшее чрез запертые двери, и потому тонкое и легкое, было свободно от всякой грубости. А чтобы уверить в воскресении, Господь показывает его таким, и для того воскрес, имея знаки креста и раны. Также, что Он и ел, ел не по нужде для тела, но для удостоверения в воскресении. Посему, как прежде распятия, ходя по волнам (Мк. 6, 48), Он имел тело не иной природы, так и ныне показывает оное осязаемым и имеющим раны. Однако же, хотя оно осязаемо и видимо, но нетленно» (бл. Феофилакт, на Ин.)
Явление воскресшего Господа ученикам на море Тивериадском (Ин. 21:1-25)
Из Иерусалима апостолы отправились в Галилею, поскольку все были родом из нее, чтобы заняться своим прежним ремеслом, — ловлей рыбы.
Здесь опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском (Ин.21,1). Учеников было семеро: Симон Петр, Фома, Нафанаил, Иаков и Иоанн Зеведеевы, и еще двое, которых Ин. не называет. Целую ночь трудились апостолы, ловя рыбу, но ничего не поймали.
А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Дети! Есть ли у вас какая пища? (Ин.21,4-5) - обратился к ним Господь. В ответ на их отрицание Он повелел закинуть сеть, и повторилось уже пережитое ими однажды (ср.   HYPERLINK "http://azbyka.ru/biblia/?Lk.5:5" Лк 5:5): они были не в состоянии вытащить сеть из-за множества попавшейся рыбы  HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "5" [5].
Ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь (Ин.21,7). Тогда Петр, опоясался верхней одеждой, чтобы одеть ее на себя при выходе из воды, и бросился плыть к Иисусу. «Здесь мы опять находим указание особенностей в учениках: Иоанн был проницательнее, а Петр пламеннее. Поэтому Иоанн первый узнал Господа, а Петр первый поспешил к Нему. Опоясавши себя, Петр выразил почтение к Иисусу, а бросившись в море, выказал свою любовь» (бл.Феофилакт, на Ин.).
Тем временем прочие ученики приплыли на лодке к берегу, привлеча с собой сеть с рыбой, которой было так много, что они не решались втащить ее в лодку.
Когда же вышли на землю, видят разложенный огнь и на нем лежащую рыбу и хлеб (Ин.21,9). Господь чудесно приготовил им пищу, но желая, чтобы они вместе с тем вкусили и от плодов рук своих, сказал: Принесите рыбы, которую вы теперь поймали (Ин.21,10). Симон Петр возвратился к лодке и, вероятно, с помощью других учеников вытащил на берег сеть, в которой оказалось сто пятьдесят три рыбы  HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "6" [6]. Описываемое далее Ин. свидетельствует о том, что ученики видели нечто необычайное в явившемся Христе. «Видя изменившееся лицо, исполненное необычайного величия, они были очень изумлены и хотели бы что-нибудь спросить об этом; но страх и сознание, что это был не другой кто, а именно Он, удерживали их от вопроса» (Златоуст, на Ин.).
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? (Ин.20,15) Поскольку Петр отрекся от Господа и через это лишил себя апостольства, то Господу было необходимо восстановить его в этом звании. Трижды Петр отрекся, трижды и заставляет его Господь на вопрос:Любишь ли Меня? ответить: Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя! (Ин.21,16). После каждого уверения поручает ему, как апостолу, пасти агнцев и овец Его  HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "7" [7].
Восстановив Петра в апостольском лике, Господь предсказывает ему: Когда ты был молод, то препоясался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь(Ин.21,18). Это пророчество о мученической кончине, которой закончит свой жизненный путь Петр  HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "8" [8]. «Намекает ему и на то, что и он будет распят. Ибо слова: "прострешь руки твои, и другой препояшет", указывают не на иное что, как на простертие на кресте и на узы» (бл.Феофилакт, на Ин.).
После этого Петр, увидев возлюбленного ученика Господа Иоанна, возжелал узнать о том, какая кончина ожидает его (см.Ин.21,21). Однако Спаситель достаточно загадочно ответил на вопрос Петра: Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? (Ин.21,22). Слова эти дали повод другим ученикам Христовым думать, что Иоанн не умрет, а будет жить до самого второго пришествия Христова. Сам же Евангелист Иоанн, такое мнение опровергает: Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того](Ин.21,23). Примечательно в этой связи заметить, что согласно свидетельству древнейшего церковного предания, апостол Иоанн Богослов, достигнув возраста, выходящего за пределы обычного человеческого долголетия, имел загадочную кончину, будучи погребенным по собственной просьбе живым в погребальной пещере и исчезнув из нее на третий день.

HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "ref5" [5] Это чудо, как и первое, несомненно, должно было прообразовать собой их будущую плодоносную апостольскую деятельность, в которой они, трудясь сами, должны были вместе с тем во всем руководствоваться указаниями Господа (арх.Аверкий).
HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "ref6" [6]«Некоторые изъясняют это так, что сто рыб означали тех, которые должны быть уловлены в христианство из язычников, а пятьдесят рыб — тех, которые должны быть уловлены из иудеев, так как из язычников имело уверовать во Христа больше, чем из иудеев. А три рыбы указывали на Пресвятую Троицу, в Которую эти люди должны уверовать» (Евфимий Зигабен, на Ин).
HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "ref7" [7] «Под "агнцами", может быть, разумеются начинающие, а под "овцами" - более совершенные. Итак, кто любит Христа, тот должен иметь попечение об агнцах и об овцах» (бл.Феофилакт, на Ин.).
HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "ref8" [8] Апостол Петр, согласно древнейшему преданию Церкви, действительно был распят в Риме на кресте головой вниз при императоре Нероне в 68 г.
Явление воскресшего Господа ученикам в Галилее (Мф.28:16-20; Мк.16:15-18)
Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору  HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "9" [9], куда повелел им Иисус, и, увидевши Его, поклонились Ему; а иные усомнились (Мф.28,16-17). «Некоторые из них усомнились, боясь обмануться. Не следует и спрашивать, кто именно были эти некоторые, потому что здесь не указаны; нужно только знать, что и эти убедились, когда Иисус Христос подошел к ним» (Евфимий Зигабен, на Мф.). Чтобы рассеять сомнения в том, что это действительно Он, Иисус, приблизившись, сказал им: Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.28,18). Через воскресение Господь воспринял полноту Божественной власти.
И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк.16,15-16). Господь уже не ограничивает проповедь апостолов одними иудеями (см.  Мф.10:5-6,  Мф.15:24), но посылает их учить все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф.28,19). Крестящие, таким образом, действуют не сами собой, а по власти, даруемой им Святой Троицей. Принимающие же крещение возлагают на себя обязанность веровать в Нее, посвящая Ей свою жизнь: соблюдая все необходимое, что повелел исполнять для спасения Господь (см.Мф.28,20). «Для спасения не достаточно только Крещения и обучения, если к тому не присоединится и достойная Бога жизнь» (Евфимий Зигабен, на Мф).
Мк. добавляет, что для утверждения людей в вере, им будут дарованы от Бога великие чудеса и знамения: Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк.16,17-18). Иными словами, уверовавшие во Христа получат силу побеждать всякое зло. Как свидетельствует история Церкви, чудеса, творимые апостолами и истинными верующими, на всем ее протяжении утверждали истинность слов, сказанных Спасителем.
И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28,20): Господь, возлагая на апостолов подвиг распространения евангельского учения по вселенной, обещает им через Свое незримое постоянное пребывание с ними руководить Церковью для спасения людей. Конечно, это обетование надо относить и ко всем апостольским преемникам: «Иисус Христос был не только с учениками Своими, но пребывает и со всеми последователями их, так как апостолы не могли пребыть до скончания века. Через посредство бывших в то время учеников Он возвестил эту радость и их последователям, беседуя со всеми верующими как бы с одним телом» (Евфимий Зигабен, на Мф.).

HYPERLINK "http://mpda-dl.ru/mod/lesson/view.php" \l "ref9" [9]«Что это за гора, неизвестно, но очень вероятно, что это была гора преображения Фавор, на которой ученики сподобились видеть преображение того славного состояния Господа, в котором Он им явился теперь» (арх. Аверкий).
Проблема хронологической последовательности явлений Воскресшего Господа, описываемых в Евангелии (Мф.28. 9-10; 16-20; Мк.16. 9-20; Лк.24.13-35; 35-53; Ин.20.11-18; 19-29; 21.1-14; 15-23) по еп. Кассиану (Безобразову)
Согласование евангельских повествований о Воскресении (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20-21) сопряжено с исключительными трудностями. Надо открыто признать, что сведение воедино
четырех евангельских свидетельств о Воскресении представляет собою задачу неразрешимую.
Тем не менее, два положения не допускают сомнения. Первое: женщины, пришедшие на Гроб впервый день недели, нашли его пустым. Второе: Господь повторно являлся женам-мироносицам
и ученикам. Пустой Гроб и явления Распятого говорят о Воскресении. Противясь этому выводу,
рационалистическая наука всячески усиливалась объяснить эти факты естественнымипричинами. Мы не имеем нужды входить в обозрение всех выдвинутых ею гипотез. Достаточно
привести некоторые, чтобы тотчас убедиться в их несостоятельности. Так, например, эпоха
Просвещения вернулась к старому Иерусалимскому слуху о похищении тела Иисуса учениками
(ср. Мф. 28:11-15). Похитившие тело и были, согласно этому объяснению, распространителями
молвы о Воскресении. Другие не решались ставить под сомнение добросовестность учеников.
Как бы ни объяснялось исчезновение тела, ученики, якобы, стали жертвою галлюцинаций:
увидев Иисуса в телесном облике, они прониклись верою в Его воскресение и эту веру
распространили среди других. Оба эти объяснения, отличающиеся наибольшимраспространением в радикальных кругах, не считаются с тем значением, которое имело
Воскресение в истории христианства. Вера в Воскресение привела к восстановлению общины,
того ядра, из которого выросла вселенская Церковь. Эта вера представляла собою, может быть,
величайшую творческую силу в истории человечества. Для нея не было бы места, если бы Тело
Распятого было украдено самими учениками. Но ее невозможно построить и на болезненном и
чисто субъективном опыте галлюцинаций. Воскресение Христово есть единственное
объяснение и пустого Гроба и явлений Распятого.
О явлениях Господа по Воскресении мы имеем следующие сведения. Первые явления
женам-мироносицам (Мф. 28:9-10; Мк. 16:9-11; Ин. 20:11-18) и все явления ученикам, о
которых повествуется в Мк. (16:12—19) и Лк. (24:13—51), а также два первые явления
ученикам, рассказанные в Ин. (20:19—29), имели место в Иерусалиме. Последнее Иоанновскоеявление (21:1—23) и единственное явление ученикам в Мф. (28:16—20) относятся к Галилее.
Первые вестницы Воскресения были женщины, те самые, которые присутствовали припогребении. Им у пустого Гроба была поведана ангелами тайна Воскресения (Мф. 27:61; 28:1—8 ; Мк. 15:47-16:8; Лк. 23:55-24:11; ср.: Ин. 20:1-2). Как уже было указано, по свидетельству
Евангелия, они первые и увидели Воскресшего. В том перечне явлений, который ап. Павел дает
в 1 Кор. (15:3—8), явления женам-мироносицам опущены. На первом месте поставлено явление
Господа Петру, на которое есть указание в Лк. (24:34), затем явление Двенадцати, должно быть,
тожественное с тем, которое рассказано в Лк. (24:36 и слл.), и к которому, по всей вероятности,
относятся и наставления Мк. 16:14-18. С ним очень часто, хотя, может быть, и неправильно,
отожествляют явление Ин. 20:19-23. Далее в списке ап. Павла стоят явления, которые не имеют
параллели в Евангелии: явление более, чем пятистам братиям, и явление Иакову, которое
знаменует обращение Брата Господня (ср. Ин. 7:5). Явление «всем апостолам» также нелегко
отожествить с каким-либо из евангельских явлений. С своей стороны, явление Господа двум
ученикам на дороге в Еммаус (Лк. 24:13-35; ср. Мк. 16:12-13), явление Его Фоме (Ин. 20:26-29)
и семи ученикам на море Тивериадском (Ин. 21:1-23), галилейское явление Мф. (28:16—20), а
может быть, и первое явление Ин. (20:19—23) не вошли в перечень ап. Павла. Таким образом,
сопоставление источников позволяет утверждать, что Господь многократно и в разных местах
являлся, по Своем Воскресении, тем, с кем Он общался в дни Своего общественного служения.
Согласное свидетельство Мк. (16:19) и писаний Луки (Евангелие, 24:50—5126, Деян. 1:1-11) говорит, что последнее явление Воскресшего, о котором эти писатели повествуют,
закончилось Его вознесением на небо. Очень часто с Вознесением связывают и единственноеявление ученикам в Мф. (28:16—20). Это, конечно, неправильно. Не говоря уже о том, что вэтом отрывке Мф. о Вознесении не говорится ни слова, явление Мф. имело место в Галилее, а
вознесся Господь с горы Елеонской в окрестностях Иерусалима ( Деян. 1:12, ср. Лк. 24:50:
указание на Вифанию). Точная дата Вознесения указана только в Деян., где говорится (1:3) о
явлениях Воскресшего в продолжение сорока дней. Эта дата и принята, во всем христианском
мире: память Вознесения совершается в сороковой день по Воскресении. Тем не менее,
сопоставление Деян. с Лк. вызывает некоторое недоумение. Из Лк. можно вывести, что Господь
вознесся на вторые сутки по Воскресении. Несомненно, что Еммаусские ученики вернулись вИерусалим с радостною вестью о явлении Воскресшего в первую же ночь по Воскресении.
Новое явление Господа имеет место тут же, пока Еммаусские ученики беседуют с апостолами.
У читателя Евангелия создается впечатление, что это явление и заканчивается вознесением.
Отвечает ли это впечатление исторической хронологии? Нельзя не признать, что общение
Господа с учениками в Лк. 24 рассказано так, что мы имеем право мыслить в нем один, а может
быть, и два пробела: после ст. 43 и после ст. 49. В таком случае, это общение могло бы
растянуться на более продолжительное время: может быть, и на сорок дней. Но требует
внимания и первое впечатление. Лука был мастер слова и не позволил бы читателям вынести
это впечатление, если бы оно не входило в его намерения.
Были ли возможны явления Воскресшего по Вознесении? Свидетельство ап. Павла
обязывает нас отвечать на этот вопрос утвердительно. В том списке явлений Воскресшего,
который он дает в 1 Кор., он ставит на последнем месте (15:8) явление Господа ему, Павлу. Мы
знаем, что это явление (ср. Деян. 9), которое превратило гонителя в апостола, имело место
после Вознесения. Явление Господа Савлу доказывает возможность Его явлений и поВознесении. Замечательно, что апостол ставит это явление в один ряд, с теми, которые
относятся ко времени до Вознесения. Он не проводит между Дамасским явлением и
раннейшими явлениями никакого различия. В современной православной науке было высказано
мнение, что все явления Господа ученикам в Ин., а также Его явления на горе в Галилее в Мф.
должны быть поставлены после Вознесения. Здесь не место входить в обсуждение этой
гипотезы. Несомненно то, что опыт святых на протяжении двух тысячелетий истории Церкви
продолжает опыт ап. Павла. Явления Христовы по Вознесении непреложно
засвидетельствованы в истории. Тем самым, в спасительном служении Господа Иисуса Христа
Вознесение получает значение грани не столько исторической, сколько догматической. Оно
было завершением Его земного служения (ср. Лк. 9:51), в смысле полноты прославления.
Учение Прощальной Беседы заставляет понимать Вознесение, как предельную точку того
процесса восхождения Иисуса к Отцу, который начинается в Его Страстях, и окончанием
которого обусловлено ниспослание Духа-Утешителя (ср. еще Ин. 7:39). Но видение славы дано
уже в победе Христа над смертию.
Воскресение Христово есть явление иного бытия. К иному бытию относится, прежде всего,
преодоление пространства в явлениях Воскресшего. И это касается не только Иоанновскихявлений «дверем затворенным» (ср. 20:19, 26). Господь и у синоптиков является никем не
чаемый и столь же неожиданно становится невидим (Лк. 24:15, 31). Из свидетельства Лк. тоже
вытекает, что Он незримо входил в закрытое помещение (ср. 24:36). С преодолением
пространства связано и преодоление времени. Это, по всей вероятности, и хотел выразить
Евангелист Лука, представив, в своем Евангелии (24), события, растянувшиеся на сорок дней
(Деян.1:3), так, что у читателя создается впечатление, как будто они произошли на протяжении
суток. И, наконец, Воскресение Христово, в еще большей мере, чем Рождество и Преображение,
отмечено явлением светоносной славы. Сошествие ангела, которого вид был, как молния, а
одежда — как снег, сопровождается землетрясением и вызывает ужас гробовой стражи и
женщин (Мф. 28:2-5). Юноша, упоминаемый в Мк. (16:5), тоже одет в белую одежду и внушает
трепет. Два мужа в одежде сверкающей упоминаются и Лукою у пустого Гроба. Увидев их,
жены-мироносицы охвачены страхом (24:4—5). Два мужа — те же или другие? — в белых
одеяниях являются апостолам и по Вознесении (Деян. 1:10). В Воскресении Христовом небо
сходит на землю. Исполнение славы есть Вознесение. Не случайно оно сопровождается
явлением светоносного облака (Деян. 1:9). Это — облако славы, некогда осенявшее скинию
(Исх. 40и др.) и храм (3 Царств 8и слл.), в ознаменование присутствия Божия. Для ап. Павла
было ясно, что тело Воскресшего Господа, как тело духовное (ср. 1 Кор. 15:44-49), есть тело
прославленное (ср. Филипп. 3:21), Тем самым, оно само уже принадлежит иному бытию. Очень
вероятно, что и невозможность исторического согласования евангельских повествований о
Воскресении должна быть понимаема, как свидетельство о том, что тайна воскресения
превышает человеческое разумение и не может быть выражена человеческим словом. Иное
бытие, явленное в Воскресении, будет и нашим уделом в жизни будущего века. Воскресение
Христово есть начало нашего воскресения. Это — тема ап. Павла в 1 Кор. 15. Здесь
догматическая сущность Воскресения и его значение в деле нашего спасения.
Но Воскресение имеет значение не только догматической истины. Воскресение
совершилось в истории, и его историческое значение не может быть переоценено. Ближайшим
следствием Воскресения было восстановление распавшейся общины учеников Христовых.
«Смерти было невозможно удержать» Распятого ( Деян. 2:24). Воскресение Христово доказало,
что иудейские начальники слишком рано торжествовали победу. Явившись среди учеников,
Господь снова собрал их вокруг Себя, собрал — Торжествующий и повел к победе. Но
собирание учеников вокруг прославленного Господа и развитие из малого стада ВселенскойЦеркви уже не относится к истории евангельской. Оно составляет предмет истории
апостольского века. Конец земного служения Иисуса Христа точно определен двумя
Евангелистами: это — Вознесение Господне, по Лк. (9:51), или, употребляя термин Иоанновского богословия (20, 17), восхождение Сына к Отцу.

Приложенные файлы

  • docx 22944381
    Размер файла: 67 kB Загрузок: 11

Добавить комментарий