Задания для практических занятий

Задания для практических занятий

Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества
Выберите верное высказывание из следующих:
Философия – это наука о мире в целом, обобщающая данные всех других наук.
Философия – наука об общих методах познания.
Философия - не наука, а выражение человеческого отношения к миру.
Философия – это наука о всеобщем в действительности и об общих закономерностях в познании.

Преподаватель поставил вопрос: «Что изучает философия?»
А н т о н о в. Философия изучает общие законы природы и человеческого общества.
П р е п о д а в а т е л ь. Думает ли кто иначе?
К о н е в. Я считаю, что философия – это наука обо всём.
П р е п о д а в а т е л ь. Есть ли иные соображения?
С и д о р о в. Я не согласен с Антоновым и Коневым, так как общие законы изучает и физика и политэкономия и другие науки. Я считаю, что философия не может изучать всего, так как тогда бы не осталось места для других наук. Фило-софия, по-моему, изучает всеобщие законы природы, человеческого общества и мышления.
Кто прав?

3. Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» (Р.Декарт «Начало философии»). Проанализируйте это положение Декарта.

4. Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения первой стороны основного вопроса философии.
а) Существовать – значить быть воспринимаемым.
б) Бог не существует.
в) Мир существует вне сознания людей.
г) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.
д) Развитие мира определяется изначально заданной целью.

5. Скажите, можно ли считать идеалистическим положение о том, что идея космического корабля предшествует самому космическому кораблю. Попытайтесь охарактеризовать процесс возникновения и развитие этой идеи.

6. У К.Лассвица есть фантастический рассказ, в котором изобретатель, открыв способ безболезненного уменьшения человека в пространстве и времени, переносится на поверхность мыльного пузыря, только что выдутого его сыном. Оказалось, что там были разумные обитатели, которые горячо спорили о происхождении своей «планеты» и при этом разделились на две партии. Одни утверждали, что мир состоит из жира и щелочи и существует извечно. Другие полагали, что «мир выдут устами исполина, имя коего Рудипуди».
Можно ли считать, что первые были материалистами, а вторые идеалистами? Можно ли считать идеалистическим предположение, что жизнь на какой-либо планете возникла в результате эксперимента, поставленного разумным существом из космоса? Можно ли опровергнуть или принять подобные гипотезы чисто философским путем?

Преподаватель, читавший лекцию о познаваемости мира, получил записку, содержащую такой вопрос: «Мир бесконечен, и мы никогда не сможем познать его до конца. Разве отсюда не следует, что мир непознаваем?». А как думаете Вы?
Объясните следующие теоретические понятия: «объективная диалектика», «стихийная диалектика», «идеалистическая диалектика», «материалистическая диалектика». В связи с этим проанализируйте положение Ф.Энгельса: «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С. 5).
В западной философии распространен взгляд, согласно которому такие черты, как алчность, зависть, жестокость и т.п., извечно присущи человеку, а чело-веческая природа неизменна. Дайте философскую оценку этой точки зрения.
Какую философскую оценку можно дать такому подходу, когда, исходя из современных научно-технических представлений, безоговорочно заключают об ограниченности ресурсов нашей планеты. Какая характеристика явлений здесь не учитывается?
М.Борн, сыгравший важную роль в истории создания квантовой механики, писал: «Кто думает, что единственно важная реальность – область идей, духовное, тот не должен заниматься естествознанием. Ученый обязан быть реалистом. Он в своих чувственных впечатлениях должен видеть больше, чем галлюцинации, именно извещения о реальном внешнем мире». Какое философское направление критикует М.Борн?
Как Вы понимаете слова С.И.Вавилова о том, что философские предпосылки далеко не безразличны для выводов и направления дальнейшей работы; они могут служить тормозом и стимулом развития науки?
«В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поко-лений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания становится примитивной и путаной» (Эйнштейн А. Соч.: В 4 т. Т.4. С. 248). Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании?
Ф.Энгельс на похоронах К.Маркса сказал: «Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития челове-ческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслое-ниями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусст-вом, религией и т.д., что, следовательно, производство непосредственных матери-альных средств к жизни и тем самым каждая ступень экономического развития на-рода или эпохи образует основу, на которой развиваются государственные учреж-дения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которых они поэтому должны быть объяснены, - а не наоборот, как это делалось до сих пор» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Т. 19. С. 350-351).

Проанализируйте решение основного вопроса философии К.Марксом применительно к развитию общества.





Античная философия

Гераклит Эфесский считал,что первоэлементом является:
а) вода; б) огонь; в) земля; г) воздух; д) дерево.

Анаксимандр был учеником:
а) Сократа; б) Аристотеля; в) Фалеса; г) Анаксимена.

3. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил:
а) Фалес; б) Анаксимандр; в) Гераклит; г) Левкипп.

Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но»

а) знать все и невозможно;
б) знания увеличивают скорбь;
в) знать что-то и вовсе и не нужно;
г) другие не знают и этого.

Майевтика – это:

а) ироничное подтрунивание;
б) форма назидания;
в) легкая беседа «ни о чём»;
г) общение с собеседником с целью обретения им истины.

В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что по мнению
философа, лежит в основе всего сущего, это:
а) порядок; б) Бог; в) разум; г) число.

Основателем этики в западноевропейской философии считается:
а) Фалес; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель.

О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил:
а) Парменид; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель.

Основополагающей категорией Аристотель считал:
а) сущность; б) обладание; в) положение; г) время.

Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:
а) первоматерии;
б) эйдосов;
в) множества конкретных предметов и вещей;
г) представлений.

О наличии материи как «строительного материала» для создания мира говорили:
а) Сократ и Платон;
б) Платон и Аристотель;
в) Платон и Пифагор;
г) Платон и Диоген.
Философия Средневековья и Возрождения


Исторический период развития схоластики:
а) IV - X вв.;
б) IX - XV вв.;
в) VIII - XVI вв.;
г) I - IV вв.

2. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
а) исследовать социальную действительность;
б) исследовать природу;
в) найти рациональные доказательства веры;
г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.

Выдающимся представителем этапа патристики является
а) Ф.Аквинский;
б) Р.Бэкон;
в) У.Оккам;
г) Августин Аврелий.

4. Кто автор фразы «Верую, потому что абсурдно»:
а) Августин;
б) Филон;
в) Клемент;
г) Тертуллиан.

5. К какому направлению относится Фома Аквинский:
а) патристика;
б) схоластика;
в) стоицизм;
г) концептуализм.

6. Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья
признается:
а) антропоцентризм;
б) космоцентризм;
в) наукоцентризм;
г) теоцентризм.

Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется:
а) томизмом;
б) индетерминизмом;
в) креационизмом;
г) провиденциализмом.

8. В схоластике провозглашалось различие между:
а) верой и разумом;
б) наукой и теологией;
в) теологией и философией;
г) философией и наукой.

Спор средневековых философов об «универсалиях», т.е. общих понятиях,
разделил их на два основных лагеря:
а) реалистов и номиналистов;
б) диалектиков и метафизиков;
в) монистов и дуалистов;
г) эмпириков и рационалистов.

10. Кто из философов представил пять доказательств существования бога:
а) Августин; б) Аквинский; в) Филон; г) Тертуллиан.


11. Учение Фомы Аквинского и религиозное философское направление, им созданное, называется:
а) атомизмом; б) томизмом; в) августинизмом; г) папизмом.

«Бритва Оккама» отражает содержание принципа:
а) «возлюби ближнего своего, как самого себя»;
б) «нет ничего помимо Бога и Бог есть бытие»;
в) «все сущее есть благо»;
г) «не следует умножать сущности сверх необходимого».


13. Термин «гуманизм» происходит от лат. Humanus, что означает:
а) божественный; б) человеческий; в) природный; г) животный.

14 . Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:
а) Нидерландах; б) Германии; в) Италии; г) России.

15. Для эпохи Возрождения характерен:
а) культроцентризм;
б) антропоцентризм;
в) природоцентризм;
г) теоцентризм.

16. Термин «реформация» имеет отношение к критике:
а) католической церкви;
б) английской буржуазии;
в) французских рантье;
г) немецкого бюргерства.

17. Лютер выступал против идеи о том, что:
а) человек может напрямую обращаться к богу;
б) церковь – единственный посредник между богом и человеком;
в) священники не могут отпускать мирянам грехи;
г) человек полон чувства вины и греха.

Кто из философов Возрождения выдвинул идею об отсутствии у Вселенной
стабильного центра, подготовив тем самым коперниковскую революцию в
астрономии, устранившей геоцентризм:
а) Бруно; б) Макиавелли; в) Кузанский; г) Монтень.




19. По мысли Джордано Бруно, «оно само является бесконечным, неподвижным, субстратным, жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Это:
а) божественное; б) единое; в) материальное; г) духовное.

20. Философия природы Дж. Бруно – это:
А) деизм; б) креационизм, в) панпсихизм; г) дуализм.


Философия Нового времени

Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:
а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;
б) формирование наук, в первую очередь, естественных;
в) становление абсолютных монархий;
г) подъём народного и революционного движения.

В своей теории познания Ф.Бэкон придерживался концепции:
а) абсолютной истины;
б) относительной истины;
в) недостижимой истины;
г) двойственной истины.

По убеждению Ф.Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это:
а) развитие человеческого духа и знаний о мире;
б) достижение славы и власти;
в) общественная польза и улучшения жизни людей;
г) окончательное решение ученых споров и обретение
абсолютной истины.

По мнению историков философии, Ф.Бэкон является родоначальником:
а) идеализма и стоицизма;
б) объективизма и скептицизма;
в) материализма и эмпиризма;
г) позитивизма и прагматизма.

Основной рабочий метод Ф.Бэкона – это:
а) анализ;
б) синтез;
в) дедукция;
г) дедукция.

Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую»,
Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»;
б) «во всем должно сомневаться»;
в) «любовь движет солнце и светила»;
г) «знание – сила».

По мысли Декарта, «материя» и «духовная субстанция»:
а) находятся в тесной взаимосвязи;
б) существуют независимо друг от друга;
в) являются противоположностями;
г) существуют по отдельности, и существование одной
исключает одновременное существование другой.



Основным методом получения истинных и практически полезных
фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез.

По мнению Джона Локка, душа человека – это:
а) частица мирового духа, познающая путем интуиций и откровения;
б) вместилище «врожденных идей», которые определяют
направление и содержание познания;
в) человеческая мысль как чистый лист бумаги, получающая
знания из чувственного опыта;
г) совокупность «врожденных принципов» мышления, которые
позволяют на основе чувственных восприятий формировать
понятия и идей.

Согласно Локку, основой всякого познания является:
а) ощущение; б) мысль; в) интуиция; г) опыт.

Б.Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:
а) логический;
б) эмпирический;
в) геометрический;
г) семантический.

В основе философской системы Спинозы лежит учение о:
а) методе;
б) акциденции;
в) субстанции;
г) боге.

С точки зрения Спинозы:
а) бог и субстанция (природа) – это одно понятие;
б) бог находится вне субстанции, но не является её творцом;
в) бог находится в природе, являясь её творцом;
г) бог находится в природе, являясь её субстанцией.

Спиноза использовал понятие «модус», которое означает:
а) внешнюю причину;
б) единичную конечную вещь;
в) атрибут субстанции;
г) воздействие и связь.

15. По мысли Спинозы, модус есть природа:
а) творящая;
б) сотворённая;
в) вечная;
г) абстрактная.

«Монада» в учении Г.В.Лейбница – это:
а) единая субстанция;
б) простая субстанция;
в) духовный модус;
г) объективная акциденция.

Монады у Лейбница между собой:
а) тождественны;
б) различны;
в) в чем-то схожи;
г) несопоставимы.

Согласно Лейбницу, главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме»:
а) самих чувств;
б) самого разума;
в) случайного;
г) эмпирического.

Между монадами Лейбница существует:
а) множество отношений;
б) гармония;
в) полное отсутствие отношений;
г) постоянная борьба.

Для философии Нового времени характерно разделение на:
а) бытие и слово;
б) душу и тело;
в) бытие и сознание;
г) бытие и небытие.

Представителями рационализма в философии XVII века были:
а) Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах;
б) Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк;
в) Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц;
г) П.Гассенди, П.Бейль, Н.Мальбранш.










Немецкая классическая философия

Кто из немецких философов осуществил переворот в философии, связанный
с переносом внимания с объекта познания на саму специфику познающего субъекта:
а) Гегель, б) Кант, в) Маркс, г) Фейербах.

В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» И.Кант впервые выдвинул:
а) теорию подлунного мира;
б) небулярную теорию;
в) теорию предустановленной гармонии;
г) теорию множественности миров.

3. Какая из указанных проблем Канта посвящена рассмотрению проблем гносеологии:
а) Критика чистого разума;
б) Критика практического разума;
в) Критика способности суждения;
г) Грезы очевидца.

4. Как Кант называет противоречие, с которым сталкивается человек в процессе познания:
а) ноумен; б) феномен; в) антиномия; г) фальсификация.

5. Какой вопрос не поставлен Кантом:
а) Что я могу знать?
б) Что я должен знать?
в) Что мне следует делать?
г) На что я смею надеяться?

6) Книга Канта «Критика практического разума» посвящена:
а) философии техники;
б) этике;
в) экономической теории;
г) эстетике.

Одна из формулировок категорического императива Канта гласит:
«Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей
воли могла стать»:
а) привычной формой твоего поведения;
б) принципом инстинкта самосохранения;
в) общим «естественным законом»;
г) примером для поведения других.

8. Гегель считал, что в основе реальности лежит:
а) абсолютная идентичность;
б) абсолютное бессознательное;
в) абсолютная идея;
г) абсолютное божество.

9. Кратким очерком всей философии Гегеля является:
а) Феноменология духа;
б) Энциклопедия философских наук;
в) Наука логики;
г) История философии.

Гегелем были разработаны основные законы:
а) религии;
б) диалектики;
в) антропологии;
г) механики.

Основное противоречие философии Гегеля – это противоречие:
а) между абсолютной идеей и материей;
б) между чувственным познанием и логическим мышлением;
в) между диалектическим методом и метафизической системой;
г) между косной материей и активной идеей.

Какой закон не сформулирован в диалектике Гегеля:
а) закон перехода количественных изменений в качественные;
б) закон исключённого третьего;
в) закон отрицания отрицания;
г) закон единства и борьбы противоположностей.

К какому направлению относится философия Л. Фейербаха:
а) наивный материализм;
б) объективный идеализм;
в) метафизический материализм;
г) субъективный идеализм.

«Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах,
это религия и этика:
а) права; б) государства; в) Абсолюта; г) любви.

Что Фейербах говорил о религии:
а) религия делает человека человеком;
б) не Бог создал человека, а человек Бога;
в) если бы Бога не было, то его следовало бы придумать;
г) религия – это форма коллективного психоза.

Назовите имя создателя учения «антропологического материализма»:
а) Гегель; б) Кант; в) Сократ; г) Фейербах.

Центром мировоззрения К.Маркса считается:
а) материалистическое понимание истории;
б) категорический императив;
в) бессознательная воля;
г) диалектика абсолютного духа.





По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания;
б) производительных сил;
в) мирового исторического процесса;
г) взаимодействия бога и природы.

Кто автор следующего высказывания: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы преобразовать его»:
а) Кант; б) Гегель; в) Герцен; г) Маркс.



Западная философия XIX – XX вв.

Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами как:
а) Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше;
б) Вольтер, Дидро, Гельвеций;
в) Кант, Гегель, Фихте;
г) Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей, все это, по Шопенгауэру, есть проявление:
а) природы;
б) бога;
в) воли;
г) разума.

Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это:
а) удел радостей и прогресса;
б) цепь тревог, разочарований и мучений;
в) подобие маятнику – от безмятежного счастья
к горечи и страданию и наоборот;
г) серая и безликая «жизнь насекомых».

Психологическое понятие, во многом определившее философскую
антропологию С.Кьеркегора:
а) любовь; б) страх; в) зависть; г) радость.

Согласно учению О.Конта, развитие человечества проходит три стадии
или состояние человеческого духа:
а) мифологическую – философскую – позитивную;
б) теологическую – метафизическую – позитивную;
в) религиозную – позитивную – натуралистическую;
г) философскую – позитивную – религиозную.

Конт был убежден, что во всех научных исследованиях необходимо стремиться «к замене слова « почем»у словом»:
а) что; б) зачем; в) сколько; г) как.


Одним из этапов развития позитивизма был:
а) неотомизм;
б) берклианство;
в) трансцендентализм;
г) эмпириокритицизм.

Предлагая свою классификацию наук, Конт все науки разделил на две группы:
а) точные и гуманитарные;
б) теоретические и прикладные;
в) философские и естественные;
г) позитивные и негативные.

В классификации наук Конт ввел название новой теории, которой он надеялся
заменить политэкономию, правоведение и этику:
а) менеджмент;
б) синергетика;
в) социология;
г) эпистемология.

Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в:
а) прагматизме;
б) аналитической философии;
в) экзистенциализме;
г) фрейдизме.

В философии Ф.Ницше основным понятием является:
а) безосновательная воля;
б) воля к жизни;
в) воля к власти;
г) воля как «жизненный порыв».

В области научного познания, по мысли Ницше, истина – это:
а) цель научного познания;
б) объективное отражение действительности;
в) актуальное мнение;
г) полезное заблуждение.

В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им
«переоценки ценностей»:
а) «Человек – это звучит гордо!»;
б) «Горе слабому!»;
в) «Человек человеку – бог»
г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».

Согласно психоаналитическому учению З.Фрейда, жизнь в целом и
большинство конкретных поступков человека определяются:
а) мышлением;
б) бессознательным;
в) разумом;
г) рассудком.



Автором всемирно известного труда «Структура научных революций»
является:
а) Т.Кун; б) К.Поппер; в) Д.Кедров; г) К.Ясперс.

В психоанализе среди скрытых основ души человека нет инстинкта:
а) агрессии; б) смерти; в) либидо; г) социальности.

Согласно психоанализу, культура человечества строится на:
а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить
первичные стремления и инстинкты;
б) уменьшить чувство вины человека;
в) снижении тревожности индивида;
г) сублимации первичных комплексов.

Философское направление, согласно которому человек обречен на
одиночество и бессмысленность существования, есть:
а) экзистенциализм;
б) прагматизм;
в) марксизм;
г) волюнтаризм.

В бунте против абсурда видел смысл жизни человека:
а) А.Камю;
б) З.Фрейд;
в) К.Маркс;
г) М.Хайдеггер.

20. Характерной чертой философии постмодернизма является:
а) исторический оптимизм;
б) рационализм;
в) замена объективной реальности знаково-символическими картинами мира;
г) исследования предельных основ бытия.


















Русская философия

Где позднее появилась философия:
а) Германия; б) Россия; в) Франция; г) Китай.

Автором работы «Слово о законе и благодати» является:
а) Мономах; б) Илларион; в) Никон; г) Филофей.

Появление светского типа философствования в России происходит в:
а) XVIII в.; б) XX в.; в) XVI в.; г) XIV в.

Начало материалистической традиции в русской философии положил:
а) Десницкий С.Е.; б) Трубецкой Н.С.; в) Сковорода Г.С. г) Ломоносов М.В.

Создателем религиозно-философского учения о всеединстве был:
а) Бакунин М.А.; б) Чернышевский Н.Г.; в) Соловьёв В.С.; г) Герцен А.И.

Идеализация русских самобытных начал характерна для:
а) марксистов; б) народников; в) славянофилов; г) западников.

Кто из перечисленных философов – представитель западников:
а) Киреевский; б) Аксаков; в) Герцен; г) Хомяков.

Кто из русских философов относится к славянофилам:
а) Чаадаев; б) Белинский; в) Герцен; г) Хомяков.

Кто из русских философов разрабатывал материалистическую философию
и диалектику:
а) Хомяков; б) Соловьёв; в) Бердяев; г) Герцен.

В центре внимания какого философа оказалась проблема личности,
её свобода и творчество:
а) Чернышевский; б) Соловьёв; в) Бердяев; г) Герцен.

Представителем антропологического материализма в русской философии
является:
а) Соловьёв; б) Герцен; в) Чернышевский; г) Ломоносов.

Характерной чертой русской идеалистической философии является:
а) системность;
б) детальная разработка гносеологии;
в) строгость логических построений;
г) антропоцентризм.

Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме»
является:
а) Бердяев; б) Радищев; в) Фёдоров; г) Вернадский.

Душа мира, связывающее звено между Богом и его творением, по Соловьёву,
есть:
а) логос; б) София; в) Единое; г) Демиург.


15. Автором философии «общего дела» является:
а) Фёдоров; б) Толстой; в) Циолковский; г) Флоренский.

16. Первым теоретиком диалектического материализма в России был:
а) Шпет Г.Г.; б) Плеханов Г.В.; в) Чаадаев; г) Булгаков С.Н.

17 . Первые представления о философии на Руси сложились после:
а) составления «Русской Правды»;
б) монголо-татарского ига;
в) возвышения Московского государства;
г) принятия христианства.

Русская идея, с точки зрения Соловьёва, - это:
а) идея мировой гегемонии;
б) идея объединения Востока и Запада;
в) идея превосходства одной нации над другой;
г) идея национального предназначения: «это не то, что народ
думает о себе во времени, а то, что Бог думает о нём в Вечности».


Онтология как учение о бытии

Онтология как раздел философского знания – наука о всеобщем, в истории
философии не называлась:
а) первая философия;
б) метафизика;
в) объективная логика;
г) эпистемология.

Понятие «бытие» и «небытие» ввел древнегреческий философ:
а) Аристотель;
б) Сократ;
в) Эпикур;
г) Парменид.

Истинное бытие по Платону есть:
а) мир эйдосов;
б) человеческое существование;
в) Космос;
г) разум человека.

4. Основополагающей категорией Аристотель считал:
а) сущность;
б) обладание;
в) положение;
г) время.
5. В основе всего сущего, согласно Пифагору, лежит:
а) порядок; б) Бог; в) Разум; г) число.




Согласно Пармениду бытие есть:
а) то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо;
б) материальный мир;
в) иллюзия;
г) божественное творение.

Кто разработал учение о субстанции как причине самой себя:
а) Аристотель;
б) Парменид;
в) Спиноза;
г) Гегель.

Назовите имя философа, автора учения о множественности субстанций:
а) Кант; б) Гегель; в) Лейбниц; г) Фейербах.

Согласно определению В.И.Ленина, материя это:
а) вещество; б) атомы; в) объективная реальность; г) субстанция.

Кто из философов определял материю как «комбинацию ощущений»:
а) Э.Мах; б) Д.Юм; в) Дж. Беркли; г) Р.Авенариус.

Атрибутом субстанции не является:
а) движение; б) пространство и время; в) отражение; г) вечность.

Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое
представляет собой:
а) прогресс; б) круговорот; в) движение; г) существование.

Сведение всех форм движения к низшим ведёт:
а) к нигилизму;
б) к механицизму;
в) к абстракционизму;
г) к солипсизму.

Пространство и время рассматриваются в качестве форм человеческого
созерцания с позиций:
а) эмпириокритицизма;
б) объективного идеализма;
в) субъективного идеализма;
г) Диалектического материализма.

Согласно какой концепции пространство и время рассматриваются
как формы существования материи:
а) субстанциальная;
б) субъективно- идеалистическая;
в) реляционная;
г) объективно-идеалистическая.





Согласно субстанциальной концепции, время:
а) зависит от отношений между материальными объектами;
б) является психологическим переживанием человеком реальных процессов;
в) является самостоятельной, ни от чего не зависящей сущностью;
г) зависит от человеческого существования.

Реляционная концепция пространства и времени находит подтверждение в:
а) теории относительности А.Эйнштейна;
б) геометрии Эвклида;
в) атомизме Демокрита;
г) классической механике Ньютона.

Категорией, обозначающей длительность существования и последо- вательность смены состояний материальных объектов, является:
а) пространство; б) движение; в) количество; г) время.

Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является:
а) изотропность;
б) трехмерность;
в) протяженность;
г) необратимость.

Философское учение о развитии
Понятие развития. Основные законы диалектики

Идея развития утверждается в философии в:
а) античности;
б) в конце 18 – середине 20 вв.
в) средние века;
г) эпоху Возрождения.

Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее:
а) «не всякое движение является развитием»;
б) «не всякое развитие есть движение»;
в) «движение тождественно развитию»;
г) «движение и развитие не связаны друг с другом».

Укажите неверное высказывание:
а) Развитие всегда направленный процесс;
б) Развитие – это изменение вообще;
в) Развитие – это необратимое изменение;
г) Развитие – это качественное изменение.

Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются:
а) законом; б) принципом; в) содержанием; г) сущностью.


Утрата объектом или предметной системой способности к выполнению
тех или иных необходимых функций называется:
а) случайностью;
б) прогрессом;
в) регрессом;
г) круговоротом.

С точки зрения философии диалектического материализма развитие:
а) наблюдается только в живых системах;
б) характерно только для материальных систем;
в) присуще природе, обществу и сознанию;
г) характерно только для социума.

Законы диалектики впервые были сформулированы:
а) Гераклитом; б) Сократом; в) Гегелем; г) Кантом.

8. К законам материалистической диалектики не относится закон:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) тождества материи и сознания;
в) перехода количества в качество и обратно;
г) отрицания отрицания.

9. Какой закон диалектики раскрывает источник любого развития:
а) закон взаимного перехода количества и качеста;
б) закон единства и борьбы противоположностей;
в) закон отрицания отрицания.

Уберите лишнее понятие:
а) противоречие; б) качество; в) количество; г) мера.

12 . Укажите правильное определение:
а) противоречие – это отношение единства и борьбы;
б) противоречие – это взаимоисключение противоположностей;
в) противоречие – это отношение тождества и различия;
г) противоречия – это недостатки, плохие явления, которые надо изгонять.

13. «Кто гладит по шерсти всех и всё, тот, кроме себя, не любит никого и ничего; кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро не-возможно без оскорбления зла. Кого никто не ненавидит, тому никто ничем не обязан» (Н.Г.Чернышевский).
Какой закон диалектики выражен здесь?

14. В выступлении «Преподавание и исследование» Луи де Бройль говорил: «Преподавание по крайней мере на высшем уровне и исследовательская работа являются как бы двумя братьями-врагами, объединенными тесными родственными узами, которые никогда нельзя разорвать
Исследование непременно предполагает беспокойство, преподавание как таковое стремится к установлению невозмутимой уверенности, которая про-тиивопоставляется беспокойству» ( По тропам науки. М., 1962. С. 344-345).

Правильно ли это рассуждение? Аргументируйте свой ответ.

15. «Поглядите на веселую струйку воды в фонтане, которую ручонкой дразнит ребёнок. Увеличим напор до нескольких атмосфер, и струя превратится в землекопа. Это будет гидромонитор, размывающий холмы и карьеры. Увеличим напор до десятков атмосфер, и струя превратится в забойщика. Она будет способна рубить уголь в шахте. Увеличим напор до двух тысяч атмосфер, и струя превратится в камнереза. Она будет резать гранит» (Вл .Орлов).

Действие какого закона диалектики показано в этом примере?

16. Являются ли верными относительно приведенных ниже примеров следующие суждения?

1) различия между этими предметами носят только качественный характер;
2) различия между этими предметами носят только количественный характер;
3) различия между некоторыми из этих предметов носят лишь качественный, а между некоторыми – только количественный характер.

Вода и пар; стальной рельс и стальное перо школьника; студент, специалист;
Студент 1-го и студент 2-го курса; организм человека и организм животного.

17. Общественная работа двух студенческих групп была оценена как одинаковая
на основании того, что в каждой из них было проведено одинаковое количе-ство одних и тех же мероприятий.

Дайте философскую оценку такого подхода с точки зрения соотношения определённых категорий.

18. Дайте оценку и анализ следующих высказываний о направлении развития:

Всякое развитие направлено от низшего к высшему, от худшего к лучшему;
Всё развивается от высшего к низшему, от лучшего к худшему;
Всякое развитие может быть истолковано и как движение от высшего к низшему, и как движение от низшему к высшему в зависимости от точки зрения;
Всякое развитие есть на самом деле движение по кругу;
Всякое развитие содержит в себе элементы движения и от низшего к высшему, и от высшего к низшему. Направление развития может быть определено не вообще, а лишь в определенной системе событий.

19. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.
- Всё?
- Всё.
- Как? Не только искусство, поэзию но и страшно вымолвить.
- Всё, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
- Однако позвольте, - заговорил Николай Петрович. Вы всё отрицаете или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете Да ведь надобно же и строить.
- Это уже не наше дело Сперва нужно место расчистить» (Тургенев И.С. Отцы и дети. Собр. соч. 1961, Т.3, С. 159).

В чём заблуждение Базарова?

II. Основные категории диалектики

Предельно общее понятие, используемое в философии называется:
а) признак; б) категория; в) мнение; г) определение.

Какое из следующих положений является диалектико-материалистическим:
а) общее существует лишь в мысли, сами вещи только единичны;
б) общего нет ни в вещах, ни в мыслях, то, что считают общим,
есть лишь названия;
в) общее существует в мире как идеальная сущность вещей; общее
не может быть единичным, и наоборот;
г) любой признак вещи является общим и единичным в отношении
к разным вещам.

3. Разговор двух мальчиков:
- Видел ли ты когда-нибудь птицу?
- Конечно. Вот она ( показывает на канарейку).
- Так ведь это не птица, а канарейка. Да и канарейки ты тоже
никогда не видел. Ты видел только эту нашу канарейку.
Сравните этот разговор с утверждением английского философа 18 века
Д.Беркли, который заявлял, что нет движения, а есть только ходьба, летание или ползанье, нет треугольника, а есть только прямоугольные и косоугольные треугольники.
В чём общая ошибка в рассуждениях подобного типа?

4. «Доктора ездили к Наташе и отдельно и консилиумами, говорили много по-французски, по-немецки и по-латыни, осуждали один другого, прописы-вали самые разнообразные лекарства от всех известных болезней, но ни одному из них не приходила в голову та простая мысль, что им не может быть известна та болезнь, которою страдала Наташа, как не может быть известна ни одна болезнь, которою одержим живой человек, ибо каждый живой человек имеет свои особенности и всегда имеет особенную и свою новую, сложную, не известную медицине болезнь, не болезнь легких, печени, кожи, сердца, нервов и т.д., записанную в медицине, но болезнь, состоящую из одного из бесчисленных соединений страданий этих органов» (Л.Толстой. «Война и мир»).
С точки зрения соотношения каких категорий можно проанализиро-вать это рассуждение? Правильно ли понимается здесь это отношение?

5. Таджикский врач и философ Ибн-Сина (Авиценна) для подтвер-ждения взглядов о влиянии психического состояния на физиологи-ческое провел остроумный опыт над двумя барашками. Ибн-Сина поместил их в разные места и кормил их одной и той же пищей, взвешивая её на весах, чтобы каждому барашку давать поровну. Одного барашка Ибн-Сина поместил неподалеку от находившегося на привязи волка, который постоянно выл и рычал, а другого – в спокойном месте. Первый барашек всё худел и чахнул, несмотря на то, что ему увеличивали рацион. Второй чувствовал себя прекрасно.
6. Проанализируйте этот опыт с точки зрения соотношения тождества и различия, причины и следствия.

7. Доктор Пехуэль-Леше рассказывал:
«После высадки католических миссионеров прекратились дожди, и насаждения туземцев начали страдать от засухи. Население вбило себе в голову, что в засухе повинны миссионеры и особенно их длинные рясы (сутаны). Туземцы никогда не видели подобной одежды.
В новой Гвинее «в то время , когда я поселился со своей женой у моту-моту, - говорит Эдельфельд, - свирепствовал по всему побережью род эпидемии плеврита Сначала обвинили бывшего у меня несчастного барана: пришлось его убить, чтобы успокоить туземцев. Эпидемия не пе-реставала косить людей, и туземцы взялись за двух моих коз В конце концов, проклятия и обвинения туземцев оказались направленными на большой портрет королевы Виктории, который был прибит к стене нашей столовой».
Какую ошибку делали туземцы?

В Н-ском суде разбиралось следующее дело: Хопров из хулиганских побуждений ударил кастетом студента Филиппова. Филиппов, обливаясь кровью, побежал в больницу. По пути туда он должен был пересечь дорогу. Пересекая её, он грубо нарушил правила уличного движения, так как лицо его заливала кровь. На него налетела машина, которую вел шофер 1-го класса Яркин. Филиппов погиб. На суде по вопросу о причине гибели Филиппова прокурор и адвокат заняли различные позиции.
Прокурор: «Если бы Хопров не ударил Филиппова, он не имел бы осно-ваний бежать в больницу и не нарушил бы правил уличного движения. Причиной гибели Филиппова являются хулиганские действия Хопрова, которы должен понести в соответствии с этим наказание».
Адвокат: «Хопров должен отвечать только за нанесения удара Филип-пову, факт смерти которого есть результат других причин, не зависящих от Хопрова».
Дайте анализ суждений прокурора и адвоката с точки зрения учения материалистической диалектики о причине и следствии. А как бы вы решили этот вопрос сами?

Чем отличаются необходимость и случайность друг от друга и что общего между ними?

Должна ли наука избегать случайностей? Как Вы понимаете выражение: наука – враг случайностей? Согласны ли Вы с ним?

Студенту Петрову было предложено выбрать верное суждение из следующих четырех:
1) все необходимо, случайного ничего нет;
2) всё случайно, ничего необходимого нет;
3) одни события необходимы, а другие случайны;
4) всё необходимо и случайно в разных отношениях.

Петров ответил: «Важнейшей чертой необходимости является её всеобщий характер. Случайность же, как выражение внешних связей между явленииями, не имеет всеобщего характера и в этом смысле она противоположна необходимости. Из сказанного вытекает, что одни собы-тия необходимы, а другие случайны».
Найти в этом ответе ошибки методологического характера.


Примерами из истории проиллюстрируйте следующее высказывание К.Маркса:
«История носила бы очень мистический характер, если бы «случайно-сти» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами сос-тавной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайно-стями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.33, С. 175).

На каком основании говорят о возможном, т.е. о том, чего ещё нет? В каком виде и как существует возможность?

14. Переведите на язык философских категорий следующие предложения:
Вырастить ель из семени тополя. Полет человека на Марс. Полет человека на Луну. Полет человека за пределы Солнечной системы.

15. «Лучше синицу в руки, нежели журавля в небе».
С помощью каких философских категорий можно передать смысл этой пословицы?

16. Писатель Кафка задумался над тем, почему чукчи не покидают свой суровый край, и дал в дневнике такой ответ:
«Но они не могут иначе; все, что является возможным, происходит; возможно лишь то, что происходит».
В чём ошибка?

17. Истинны ли следующие определения? Форма – это:
а) внешняя оболочка явления;
б) способ упорядочения человеческих ощущений;
в) способ организации и способ выражения содержания;
г) активное начало, придающее материи разнообразие и движение.

Какое из утверждений наиболее полно характеризует содержание.
Содержание – это:
а) то, что отличает предмет или явление от другого предмета или явления;
б) совокупность свойств, признаков того или иного предмета;
в) главная характеристика, определяющая черта того или иного процесса;
г) совокупность тех элементов, процессов и отношений, которые составляют предмет.
19. Может ли существовать бесформенное содержание? Возможна ли форма без содержания?

20. Почему между формой и содержанием в процессе развития возникают противоречия?

21. Возможно ли существование таких сущностей, которые бы ни в чём не проявлялись?

22. Фейербах полагал, что существенными отличительными признаками человека являются «разум, воля и сердце». Маркс определял человека как живое существо, способное создавать орудия производства.
Какими философскими категориями могут быть охарактеризованы
каждое из этих определений в их отношении друг к другу?

Можно ли по одному из явлений судить о сущности? Возможно ли изменение сущности?

Какое из следующих суждений будет правильным:
а) понятие сущности есть пережиток метафизической веры
в абсолюты и лишено смысла в современной науке;
б) то, что есть сущность в одном отношении, в другом
отношении выступает как явление;
в) сущность есть абсолютно неизменная и ничем не обуслов-
ленная основа всего сущего;
г) так как сущность в одном отношении выступает как явление
в другом отношении, то разница между ними сугубо условна.



Философия сознания


Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
г) экзистенциализм.

2. В чём заключается принципиальное отличие сознания человека
от психики животных?

Обладает ли сознанием только что родившийся ребенок?

Укажите верное высказывание:
а) сознание существует только в виде индивидуального сознания;
б) в философии диалектического материализма утверждается, что
сознания не существует;
в) отражение – это всеобщее свойство материи;
г) сознание и бытие – это две одинаковые формы реальности.

Укажите неверное высказывание:
а) субъектом и носителем сознания является только человек;
б) мир в целом – это субъективная реальность;
в) метод самонаблюдения называется интроспекцией;
г) существенными свойствами сознания является субъективность
и идеальность.

Как соотносятся между собой труд и сознание?
а) труд и сознания ровесники;
б) труд возник раньше сознания;
в) сознание возникло раньше труда;
г) труд и сознание не связаны друг с другом.

В чём сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?

8. Как Вы понимаете известное положение К.Маркса о том, что «язык есть непосредственная действительность мысли». Какие положения, которые приводятся ниже, тождественны этому высказыванию?
а) мысль не существует вне языковой оболочки;
б) язык – это только внешняя материальная форма мысли;
в) мысль доступна познанию и пониманию только будучи
облечённой в языковую форму;
г) язык и мышление взаимосвязаны.

9. Что появилось у человека раньше – мышление или язык:
а) мышление;
б) язык;
в) одновременно;
г) они совершенно не связаны между собой.

«Бессознательное» в современной философии – это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не
не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) все, что не осознаётся человеком;
г) нечто, присущее только отдельному человеку.


Философия познания

Какие из приведенных высказываний соответствуют диалетико- материалистическому пониманию истины:
а) интуитивно ясное и самоочевидное положение;
б) знание, которое соответствует показаниям органов чувств;
в) мнение большинства;
г) знание, которое является адекватным отражением
объективного мира.

Понятие, противоположное по смыслу понятию «истина», это:
а) ложь; б) заблуждение;
в) суждение; г) предрассудок.

В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
в) полное или частичное отрицание принципиальной
возможности познания;
г) сомнение в возможности познания.

Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не
обладающий доказательной силой, называется:
а) абстрактным;
б) теоретическим:
в) обыденным;
г) научным.

5. Выберите правильное предложение:
а) нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или
«ложно» - это лишь названия или оценка;
б) все мысли только истинны, ложных мыслей нет;
в) есть мысли истинные вообще и есть мысли совершенно ложные;
г) каждое высказывание истинно либо ложно, лишь в строго
определенном отношении.

Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
а) абсолютна;
б) объективна;
в) субъективна;
г) абсолютна.

Выберите верное высказывание:
а) истинные знания неизменны;
б) истина всегда конкретна;
в) истина постигается чувственным путём;
г) истина независима ни от человека, ни от человечества

Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии
связано в философии с направлением:
а) рационализма;
б) реализма;
в) скептицизма;
г) сенсуализма.

Что является критерием истины в марксистской философии:
а) ясность и отчетливость;
б) общезначимость;
в) практика;
г) полезность.

Назовите философское направление, которое рассматривает истину
как «плод» соглашения:
а) эклектика: б) софистика;
в) конвенционализм; г) догматизм.

Практика по своим функциям в процессе познания не является:
а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
г) успешной заменой теоретических исследований
и научного творчества.

Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца.
Следует ли отсюда, что мир непознаваем?

« Не следует забывать, что критерий практики никогда не может
по самой сути дела, подтвердить или опровергнуть полностью какого
бы то ни было человеческого представления» (Ленин В.И. Полн. собр.
соч. Т. 18.– С.146). Чем обусловлена отмеченная особенность практики?



Социальная философия

Общество как предмет философского анализа.

Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
а) культурология;
б) социальная философия;
в) гносеология;
г) политология.
2. Что общего между законами природы и законами общества?

3. Кто является автором учения об общественно-экономических формациях:
а) Конт; б) Гегель; в) Маркс; г) Сорокин.

4. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется: a) деятельностью; б) игрой; в) поведением; г) трудом.

5. Кто из мыслителей является сторонником демографической теории:
а) Монтескьё;
б) Сорокин;
в) Тойнби;
г) Мальтус.

6. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания;
б) производительных сил;
в) мирового исторического процесса;
г) взаимодействия Бога и природы.

7. В структуру современных производительных сил общества не входяит (-ят):
а) технология производственных процессов;
б) производственно-экономическая инфраструктура;
в) отношения распределения продуктов производства:
г) научное знание.
8.  Приоритетность природных условий среди других факторов развития общества отстаивают сторонники ____________ детерминизма: a)  географического; б) демографического; в) экономического; г) технологического.
9.  Понимание всякого действия человека как предопределенного заранее есть: a) фатализм; б) волюнтаризм; в) нигилизм; г) прагматизм.
10.  К биологизаторским концепциям сущности человека относится: a) социал-дарвинизм; б) феноменология; в) марксизм; г) экзистенциализм.
11. Выберите верное суждение:
а) революция – это насильственное свержение существующего строя;
б) революция – это высший этап вооруженной классовой борьбы;
в) революция – это способ перехода от одной общественно-экономи- чесой формации к другим формациям более высокого типа;
г) революция это государственный переворот.

12.  Различные исследования будущих состояний общества называются:
a) эсхатологией; б) футуризмом; в) футурологией; г) футурошоком.

13. Какие глобальные проблемы современности Вы можете назвать? По каким признакам Вы их определяете?
14.   Для того чтобы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо, прежде всего: a) снизить темпы научно-технического прогресса; б) изменить потребительское отношение человечества к природе; в) приостановить исследование космоса; г) унифицировать национальные культуры.
15.  Глобальные проблемы могут быть решены: a) политическими партиями; б) объединенными усилиями всех стран; в) научными сообществами; г) выдающимися личностями.

Общественное сознание и его структура

1. Если допустить, что общественное сознание сводится к сумме индивидуальных, то какие неприемлемые выводы следуют из этого допущения?

2. Уберите лишнее понятие:
а) политика;
б) право;
в) идеология;
г) мораль;
д) религия.

3. Обыденное сознание – это такое сознание, которое направлено на круг явлений, не обязательно требующих для своего практического использо-вания научного подхода, которое основано на житейско-эмпирических знаниях и навыках, добытых вненаучным путём.
- На какой посылке строится противопоставление обыденного сознания теоретическому?
- На чём ещё можно строить противопоставление общественной психологии и идеологии, обыденного знания и науки?

Какое явление не относится к общественной психологии:
а) нравственные привычки и традиции;
б) художественный вкус;
в) чувство милосердия;
г) мировоззрение личности.

5. Что общего между моральным сознанием и правосознанием?
В чем их различие друг от друга?

6.   В регулировании поведения человека мораль опирается на: a) достижения науки и техники; б) государственное принуждение; в) официально принятые письменные установления; г) общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции.
7.  Искусство направлено на постижение: a) объективных законов физической реальности; б) всеобщих связей; в) эстетического; г) сакрального мира.
8.  Эстетическое отношение к действительности определяется ценностью: a) материального блага; б) прекрасного; в) священного; г) истинного знания.

В чём специфика религии как формы общественного сознания? Какие социальные функции выполняет религия?
10. Христианское понимание смысла жизни заключается в: а) материальном обогащении; б) преобразовании мира; в) спасении; г) накоплении знаний.

















13PAGE 15


13PAGE 142915




15

Приложенные файлы

  • doc 25333044
    Размер файла: 265 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий