Bilety otvety na jekzamenaccionnye bilety po ..

Приёмные билеты по предмету «Культура Башкортостана» (за курс основной школы).

Билет №1
Искусство каменного века. Пещерная живопись на Урале. Шульган-таш.
Жизнь и творчество Мажита Гафури. Басни. Повесть «Черноликие».

Билет №2
Народное творчество, как часть культуры. Жанры фольклора.
Жизнь и творчество Загира Исмагилова. Песни. Оперы.

Билет №3
Башкирская народная сказка: виды и особенности, образы. Собиратели башкирских сказок.
Жизнь и творчество художника А. Ф. Лутфуллина.

Билет №4
Сказки народов Башкортостана.
2. Понятие об опере. Первые шаги башкирского оперного искусства (конец 30-х-начало 40-х годов). Открытие Башкирского театра оперы и балета.

Билет №5
Понятие об эпосе. Башкирский эпос. Эпос «Урал Батыр».
Традиционные музыкальные инструменты народов Башкортостана.

Билет №6
Башкирское народное творчество: легенды и предания, их разновидности. Легенды о вашей местности.
Театр в дореволюционной Уфе. Ф. Шаляпин в Уфе.

Билет №7
Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник.
Хозяйство и быт народов Башкортостана (традиционные виды занятий, жилище, утварь).


Билет №8
Исторические песни и предания в духовной жизни башкир, их разновидности, отображаемые события. Охарактеризовать одну пеню (на выбор).
Жизнь и творчество М. В. Нестерова. Художественный музей имени М. В. Нестерова.

Билет №9
Декоративно-прикладное искусство: понятие, виды, истоки.
Творческий путь Мифтахетдина Акмуллы. Просветительство в поэзии Акмулы.

Билет №10
Основные занятия и образ жизни башкир: охота, бортничество, скотоводство, земледелие, лесные промыслы, ремесло.
Жизнь и творческий путь Гаддуллы Тукая. Детские произведения.

Билет №11
История письменности башкир.
Народные состязания и игры. Национальные виды спорта.

Билет №12
Верования древних башкир.
Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури: история создания, становление, этапы творческой деятельности.

Билет №13
Башкирские народные музыкальные инструменты. Курай. Легенда о курае.
Великая отечественная война в произведениях художников Башкортостана.

Билет №14
Национальные блюда народов Башкортостана.
Образ Салавата Юлаева в художественной литературе.



Билет №15
Обрядовые праздники башкир, русских, татар. Общее отличительное.
Жизнь и творчество Шайхзады Бабича. Стихотворение «Башкортостан». Трагедия поэта. Премия имени Шайхзады Бабича.

Билет №16
Башкирская лошадь. Культ коня в жизни башкир. Убранство коня. Образ коня в народном творчестве.
Жизнь и творчество С. Т. Аксакова. Памятные места, связанные с его именем. Премия имени Т. С. Аксакова.

Билет №17
Башкирские народные песни. Классификация, характерные особенности.
Современные профессиональные театры Башкортостана.

Билет №18
Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане. Первые газеты.
Понятие о балете. Башкирский балет: зарождение, становление, развитие, современное состояние. Звёзды башкирского балета.

Билет №19
Мухаметсалим Уметбаев, просветитель, поэт, учёный.
Национальный костюм башкир (женская и мужская одежда, головные уборы, обувь). Украшение.

Билет №20
Государственные символы Республики Башкортостан.
Творчество Касима Давлеткильдеева – первого профессионального художника из башкир. Картина «Девушка в голубом».


Билет №21
Жилище башкир. Башкирская юрта, её убранство. Башкирская изба.
Жизнь и творчество Мустая Карима. Повести. Трагедии. Поэзия.
Билет №22
Роль религии в жизни народов. Принятие ислама башкирами. Коран. Религиозные праздники.
Жизнь и творчество Газиза Альмухаметова, певца композитора, педагога. Конкурс имени Г. Альмухаметова.












































Билет №1
1 1). В 1954г зоологом А. В. Рюминым были обнаружены настенные рисунки палеолитичичкого возраста. В 1960-71г изображения в пещере изучены археологом О. Н. Бадером. Найдено около 30 рисунков (мамонты, носороги, дикие лошади и др.). Длинна фигур от 44 до 122 см. Они выполнены красной охрой, растворённой в жирном жире.
2). Мажит Гафури (настоящее имя – Гафуров Габдельмажит Нургалеевич), родился 20 июля 1880г Стерлитамакского района Уфимской губернии, ныне Гафурийского района Р.Б. Умер 28октября 1934г, похоронен в парке имени Матросова. Классик башкирской и татарской литературы. Народный поэт БАССР (1923). Учился в медресе Зайнуллыишана в г Троицке (1898), медресе «Галия» в Уфе (1906), работал редактором газеты «Кызыл Башкортостан», «Коммуна» и др. Первое стихотворение «Шакирдам ишана» (1902). В Казани был опубликован рассказ «Жизнь в бедности», в Оренбурге выходит первая книга стихов «Сибирская железная дорога или Положение нации». Стихи: «Наши дни», «Две птицы», «Богач», «Я там, где стонут бедняки», «Я и мой народ». Поэт отстаивает идеи свободы, призывает народ к борьбе переустройство жизни. Гафури известен, как прозаик и драматург. В послеоктябрьский период в его поэзии становиться человек труда поэма «Рабочий», «Дай мне руку товарищ». Оно из самых известных его произведений является повесть «Черноликие», в ней он рассказывает о трудной жизни крестьян, она была написана в 1926г, также у него есть повести такие как - «На золотых приисках поэта» (1930), драма «Красная звезда» (1925). Творчество и общественная деятельность Гафури сыграла большую роль в развитии башкирской литературы 20-30-х гг. Имя М. Гафури присвоено одному из районов республики, Башкирскому театру академическому театру драмы, парку культуры и отдыха. В городе Уфе дом-музей М. Гафури.

Билет №2
2 1). Думай сам!!!
2).Исмагилов Загир Гарипович, родился 8 января 1817г. В деревне Верхне-Серменево Верхне-Уральского уезда Оренбургской губернии, ныне Белорецкого района РБ, башкирский композитор, педагог, музыкальный общественный деятель, народный артист СССР (1982), РСФСР (1968), БАССР (1963), заслуженный деятель искусств РСФСФР (1955)., член союза композиторов СССР с1942. В 1935-37 занимался в студии при Башкирском академическом театре драмы. В 1937-41, 1944-48 студент башкирской студии при Московской консерватории имени П. И. Чайковского. В 1954 окончил консерваторию (класс композиции В. Г. Фере, А. Н. Александрова). В 1941-44 ответственный секретарь, в 1954-78 председатель СК БАССР, организатор, 1-й ректор (1968-88) и профессор (1977) Уфимского государственного института искусств. Основные произведения: опера «Салават Юлаев» - дипломная работа поставлена 1955, лирико-психологическая опера «Шаура», лирическая драма «Волна Агидели» (1972), историческая героико-эпическая опера «Послы Урала» (1982), опера «Акмулла» (1986). Значителен вклад в башкирскую хоровую музыку – вокально-симфоническую поэма «Бессмертие» (1975), «Праздничная увертюра», концерт для фортепиано с оркестром (1986). Он автор более 200-от песен и романсов, «Песня батыров». Шуточные песни: «Котелок», «Чай грузинский, мёд башкирский», лирические песни и романсы «Соловей», музыка к спектаклям «Башкирская свадьба». Удостоен Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1967). Награжден орденом Ленина (1971), Трудового Красного Знамени (1967), Дружбу народов (1977), «Знак почёта (1949), медалями.

Билет №3
3 1). Самобытность башкирских сказок обусловлена отражением в них этических особенностей уклада жизни народа, его быта, обрядов и обычаев. Особую роль играет специфика художественно-изобразительных средств языка. Башкирские сказки имеют традиционный зачин и концовку, особый стили повествования. Сказки обычно начинаются со слов «Давным-давно жили, говорят, старик со старухой». Вводное слово «говорят», часто повторяющееся, подчёркивает недостоверность рассказа. Сказки отличаются особой системой действующих лиц, своеобразием художественной структуры и стиля повествования и делиться на богатырские, волшебные (собственно-волшебные ныне и волшебно-героические), социально-бытовые (новеллистические, сатирические и назидательные), сказки о животных. Главным героем башкирских сказок является батыр, который борется со злыми силами. Герой этих сказок – обыкновенный человек (младший сын, часто плешивый, прикидывающийся простаком, горемычная невестка, похищенная чертями девушка, мальчик, наделённый необыкновенными способностями, бедный или заколдованный юноша, охотник, купеческий сын и т.д.). Обделённые жизнью или гонимые, они отличаются добротой, готовность оказать помощь оказать помощь всем, кто нуждается, приходят на выручку помощники, обладающие волшебной силой. Например – «Златовласый егет», «Сон плешивого». Наиболее многочисленными являются социально-бытовые сказки. По характеру главных героев, тематике и стилю повествования различаются новеллистические сказки о мудрецах, верных и неверных женах, смелых девушках и разбойниках («Алпамыша»). Сатирические и юмористические сказки о ловких ворах, глупцах и хитрецах, одурачивающих нечистую силу, например «Два соседа». В сказках о животных персонажи обладают способностями мыслить, разговаривать человеческим голосом, например «Медведь и пчёлы». Сказки передаются от одного поколения к другому.
2). Луттфуллин Ахмат Фаткулович родился 4 февраля 1928 в деревне Аскарово Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Абзелиловского района РБ. Башкирский живописец, член-корреспондент Академии художеств СССР (1988), заслуженный художник БАССР (1967). Учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище (1945-48), Уфимское театрально-художественное училище (1949-51), Государственном художественном интернате Литовской СССР (Вильнюс, 1951-54). Автор портретов и многофигурных полотен об истории и современной жизни башкирского народа. Круг тем произведений Л. – жизнь народа на сложных исторических этапах: в период коллективизации, Великой Отечественной войны, восстановление хозяйства в послевоенных годах: «Прощание с родиной. Салават». Жанр портрета привлекает художников на протяжении всего творчества. Среди персонажей его картин представители творческой интеллигенции, жители села, рабочие: «Семья колхозника Ражапа», серия портретов колхозников Абзелиловского района, портреты, например художника А. А. Кузнецова и др. Излюбленный образ Л. – башкирская женщина: «Портрет матери» (1957), «Три женщины» (1969) – произведение ставшее классикой башкирской живописи. В пейзажах натюрморт Л. изображает башкирскую природу традиционный быт: «Аул Абзаково». Л. – участник всесоюзных, всероссийских и республиканских, зональных. Достоин республиканской премии имени Салавата Юлаева, награждён Почетным дипломом академии художеств СССР.

Билет №4
4 1). 1). Самобытность башкирских сказок обусловлена отражением в них этических особенностей уклада жизни народа, его быта, обрядов и обычаев. Особую роль играет специфика художественно-изобразительных средств языка. Башкирские сказки имеют традиционный зачин и концовку, особый стили повествования. Сказки обычно начинаются со слов «Давным-давно жили, говорят, старик со старухой». Вводное слово «говорят», часто повторяющееся, подчёркивает недостоверность рассказа. Сказки отличаются особой системой действующих лиц, своеобразием художественной структуры и стиля повествования и делиться на богатырские, волшебные (собственно-волшебные ныне и волшебно-героические), социально-бытовые (новеллистические, сатирические и назидательные), сказки о животных. Главным героем башкирских сказок является батыр, который борется со злыми силами. Герой этих сказок – обыкновенный человек (младший сын, часто плешивый, прикидывающийся простаком, горемычная невестка, похищенная чертями девушка, мальчик, наделённый необыкновенными способностями, бедный или заколдованный юноша, охотник, купеческий сын и т.д.). Обделённые жизнью или гонимые, они отличаются добротой, готовность оказать помощь оказать помощь всем, кто нуждается, приходят на выручку помощники, обладающие волшебной силой. Например – «Златовласый егет», «Сон плешивого». Наиболее многочисленными являются социально-бытовые сказки. По характеру главных героев, тематике и стилю повествования различаются новеллистические сказки о мудрецах, верных и неверных женах, смелых девушках и разбойниках («Алпамыша»). Сатирические и юмористические сказки о ловких ворах, глупцах и хитрецах, одурачивающих нечистую силу, например «Два соседа». В сказках о животных персонажи обладают способностями мыслить, разговаривать человеческим голосом, например «Медведь и пчёлы». Сказки передаются от одного поколения к другому.
2). Опера – вид музыкально-театрального искусства; музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Опера как самостоятельный жанр формируется в 40-е годы. Но более ранние попытки предпринимаются в 1920-х годах. В 1930 в Казани и в Уфе состоялась премьера оперы Г.А. Альмухаметова, В. И. Виноградова и С. Х. Габяша. «Эшсе» («Рабочий») по одноимённой поэме М. Гафури. В своём становлении башкирская опера оперлась на народное музыкальное творчество, на традиции русской классической музыки и опыт современного искусства. Прообразами первых башкирских опер были музыкальные спектакли, включавшие большое количество фольклорно-этнографических картин и воскрешающие на сцене обряды, легенды и сюжетно-поэтическую основу народных песен. Развитие башкирской драматургии и театра способствовало формированию национального репертуара. Ряд произведений поставленных на сцене Башкирского театра оперы и балета, был создан на основе одноимённых драматических спектаклей. Премьера первой башкирской оперы «Хакмар» композитор М. М. Валеева состоялась в 1940. В числе первых исполнителей Г. С. Хабибуллин, Х. Л. Галимов, Б. Н. Валеева, З. Ильбаева и др.
Театр оперы и балета. Открыт как Башкирский государственный оперный театр 14 декабря 1938 в Уфе, в здании бывшего Аксаковскго народного дома, с 1941 Башкирский государственный театр оперы балета, с 1993 современное название. Основу оперной труппы составили выпускники студии Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, участвовавшие в первом спектакле «Прекрасная мельничиха».



Билет №5
5 1).Эпос 1). В фольклористке героико-легендарное повествование в стихах и прозе, отражающее мифологическое воззрение народа. Особенностью башкирского эпоса является сочетание сказочной героики с социально-бытовыми мотивами. Основные жанры: кубаир («Урал Батыр»), хикаят («Алдар и Зухра»), иртяк («Заятуляк и Хаухылу»), кысса («Тахир и Зухра»). 2)Род художественной литературы, наряду с лирикой и драмой. Особенность эпического произведения – сюжетно-описательная форма, многогранное и широкое изображение жизни и действительности. Основные жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, и др.
Урал Батыр – башкирский народный кубаир. Записан в 1910 М. Бурангуловым от сэсэнов-кураистов Габата-сэсэна Аргынбаева и Хамита Альмухаметова из деревни 2-е Иткулово Орского уезда Оренбургской губернии, ныне Баймакского района РБ. «У-Б» - самое красивое произведение башкирского народного эпоса. Композиционно состоит из тёх частей, повествующих о деяниях трёх поколений героев. Вначале рассказывается о всемирном потопе, о первых людях Янбирде и Янбике, о рождении их сыновей Урала и Шульгана. По мере развития сюжета происходит, переходит переход от архаического мифа к конкретно историческому осмыслению действительности. Урал и Шульган уходят из дома на поиски бессмертия. По пути Урал-Батыр совершает свои подвиги, борется со своим братом перешедшем на сторону зла, окропляет землю водой, тем самым приносит ей бессмертие. В третей части повествуется о рождении сыновей Урала и Шульгана, которые продолжают дело Урала. Его тело после смерти превратилось в гору Уралтау, символизирующую родину башкир. В поэме выражена идея вечной жизни народа.
2). Башкирские народные инструменты состоит из ныне бытующих (курай, кубыз, думбура), вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган). Сорнай – сигнальный инструмент из рога длинна около 200-350 мм с 2-4 пальцевыми отверстиями. Различают два вида сорная: мундштучный и языковой. Борго – охотничий сигнальный инструмент. Представляет собой деревянную коническую трубку длинной около 700 мм с 1-2 пальцевыми отверстиями. Курай, сорнай, борго относятся к классу аэрофонов. Кубуз – самозвучащий язычковый инструмент типа варгана. Думбыра, кыл-кубыз, ятаган относятся к классу хордофонов. Дунгур, думбурзяк, награ относятся к классу мембранофонов. К классу идиофонов относиться шакылдак.

Билет №6
6 1). Предание – устный эпический рассказ о реальных или вполне реальных возможных событиях прошлого. Возникнув из рассказов очевидцев, предание удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации, сближаясь со сказкой и легендой. По тематике различают предание историческое и топонимическое (о происхождении природных объектов: гор, скал, утёсов, пещер, впадин, рек, болот и др. вещественных памятников: кладов, могильников, монастырей и т.д. и их название.) Нередко исторические и топонимические предания переходят в друг друга, ограничено сочетаются в одном сюжете и определить их разновидность не всегда возможно. Легенда – устный рассказ, в основе которого, в отличие от предания, лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемые как достоверное. В башкирском фольклоре известно много легенд и преданий, среди которых «Происхождение башкир, «Айлинцы и табынцы», «Агидель и Яик», «Девичья дорога» и др.
2).Федор Шаляпин по первому контракту в составе оперной труппы С. Я. Семёнова-Самарского с осени 1890 гастролировал в Уфе. Здесь 18 декабря того же года 17-летний, Ш. Успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Манюшко), участвовал в благотворительном спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо, Неизвестный и др. Шаляпин получил поддержку членов Общества любителей пения, музыки и драматического искусства, намеривавшихся отправить его на учёбу в консерваторию. У пианистки Д. В. Паршиной Шаляпин брал профессиональные уроки музыки. По окончании театрального сезона служил писцом в Уфимской губерний земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период (1890-91), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести «Страницы из моей жизни». Он был знаком с уроженцами с М. В. Нестеровым и др.

Билет №7
7 1). Шежере – генеалогическая запись башкирских племён и родов. В шежере вносились имена предводителей родов по мужской линии, включались сведенья об исторических событиях, о важнейших фактах жизни родов и племен. Особенность шежере является сочетание документальности с вымыслом. Знание родовых шежере считалось обязательным. Считалось обязательным. В 15-16 вв. шежере получили письменное оформление. Самые ранние шежере, возможно, были зафиксированы в булгарский период. Башкирские шежере носят энциклопедический характер: в них наряду с истинными сведеньями имеются сообщения о быте, нравах народного творчества, литературные фрагменты. Отдельные шежере охватывают довольно большой период. Например, шежере рода айле содержит трактовку, начиная с древних времён до 18 в. В шежере ранних периодов преобладает фольклорный материал: мифы, предания и легенды. В последующих шежере касающийся событий 13-15 вв. основное место занимают исторические факты, сюжеты героического эпоса, песен, обрядов. Наиболее известное шежере – это «Шежере племени усерган», написанное в стихах, представляет собой письменно поэтическая память.
2). Основной традиционного хозяйства башкир было полукочевое скотоводство. Башкиры главным образом держали стада лошадей и овец, меньше – коров и коз. В южных и восточных разных разводили и верблюдов. Весной и летом скот содержался на пастбищах. Скотоводство сочеталось с охотой, рыбной ловлей, бортничеством земледелием, сбором плодов и ягод. С конца17 в. скотоводство постепенно приходит в упадок, развивается земледельческое хозяйство. В 18 в. оно становиться основным занятием северо-западных башкир. Население юга и востока Башкортостана завершало переход к комплексному земледельческого хозяйству, хотя сезонное кочевание сохранялось. В конце 18 – начале 19 в. в крае сложилось 3 хозяйственно-этнографических района: земледелье, скотоводческо-земледельческое и скотоводческий со слабым развитием земледелия. В пореформенный период башкир к оседлости. Из ремёсел в прошлом наиболее распространенным были обработка животного сырья, дерева, ткачество ручное. Издавна возникло кузнечно-ювелирное дело. Наличие рудных мест в крае позволяло нас выплавлять чугун, железо, вести разработки серебреной руды. Жилища на летних стойбищах башкир. Издавна к ним относились юрты классического образца; конические корьевые, лубяные, берестяные шалаши-чумы, прямоугольные корьевые или плетневые балаганчики, бревенчатые избушки, кошомные шатры и др. Юго-восток Зауралья использовал юрты и крытые войлоком конические и сферические жердевые постройки, по южным отрогам Уральских гор сооружали аласыки, в горах – бревенчатые избушки и высокие шалаша-чумы.

Билет №8
8 1). Предание – устный эпический рассказ о реальных или вполне реальных возможных событиях прошлого. Возникнув из рассказов очевидцев, предание удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации, сближаясь со сказкой и легендой. По тематике различают предание историческое и топонимическое (о происхождении природных объектов: гор, скал, утёсов, пещер, впадин, рек, болот и др. вещественных памятников: кладов, могильников, монастырей и т.д. и их название.) Нередко исторические и топонимические предания переходят в друг друга, ограничено сочетаются в одном сюжете и определить их разновидность не всегда возможно.
2). М. Н. Нестеров родился 19 мая 1862, умер 18 октября 1942. Живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), академик живописи. Родился в семье уфимского купца, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-81и 1884-85), в Санкт-Петербургской академии художеств (1881-84). Некрасов - вдохновенный певец родной природы, талантливый портретист и мастер религиозной живописи. Ранние работы – «Тапер», «Старый да малый». Картины: «Весна - красна». Нестеров подарил родному городу собрание картин русской живописи из собственной коллекции. Этот дар стал основой открывшегося в 1919 Уфимского художественного пролетарского музея (в 1954 музею было присвоено имя художника). Н. Содействовал дальнейшему формированию музейной коллекции.










Билет №9
9 1).
2). Акмулла (псевдоним, настоящее имя Камалетбинов Мифтахетдин Камалетдинович), родился 14 декабря 1831, в деревне Туксанбаево Кульиль-Миниской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Миякинского района РБ – умер 8 октября 1895, вблизи с железнодорожной станции Сыростан под Златоустом, похоронен на мусульманском кладбище города Миасса. Классик башкирской поэзии, поэт-просветитель. Оказал значительное развитие татарской литературы. Имя и творчество Акмулы были широко известны среди туркмен, каракалпаков и др. тюрко-язычных народов. Родился в семье муллы. Его родители были башкиры-вотчинники. Начальное образование получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревнях Менеустамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревни Стерлибашево. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремёслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов. Прославился, как талантливый поэт-импровизатор. Проповедовал просветительские идеи: утверждал извечное стремление человека к прогрессу, прославлял разум, справедливость, гуманизм. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежество, разоблачал произвол и беззаконие властей. В 1867-71 сидел в тюрьме по доносу бая Исянгильде, его обвиняли в уклонении от службы в царской армии. Находясь в заточении, создал одно из наиболее глубоких в социальном плане стих «Место моё – в зиндане». Акмулла создал самобытную по форме и содержанию поэтическую школу. Решением Совета народных депутатов в 1980 учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства.

Билет №10
10 1). Охота – один из традиционных промыслов башкир. Велась на куниц, соболей, бобров, норок, лисиц, волков, горностаев, зайцев, медведей, лосей, рысей, и диких коз с целью добычи пищи, уплаты ясака пушниной. Снаряжение башкира-охотника состояло из специальной обуви приспособление для носки провизии и дичи, лыж, подбитых шкурой. Бортничество – начальная форма пчеловодства, основанная на содержании пчёл в дуплах деревьев для получения мёда, традиционное занятие башкир. Первые сведенья о башкирском бортничестве известны с 17 в. Расцвет бортничества падает на 18-19 вв. Башкиры имели борти и дуплянки с дикими пчёлами. Каждый хозяин имел тамгу, которую ставил на свою борть. Лесные промыслы – заготовка и сплав лесоматериалов, и изготовление из дерева бытовых и хозяйственных предметов. Кроме заготовки леса занимались заготовкой корья, луба, выработкой мочала, изготовлением из него верёвок, рогож и др. Лесные промыслы использовались для производство: домов, домашней утвари, посуды, земледельческого орудия и др.

Билет №11
11 1). Башкиры до принятия буквенного письма и позднее пользовались родовыми знаками (тамгами), которые символически изображали обозначаемые предметы. Тамги наносились на надмогильные плиты, на личные документы, на оружие, ставились в качестве клейма на животных. С принятием ислама башкиры стали употреблять арабское письмо. Письменность на арабике сохранились с 14-15вв. В 1923 утверждается обновлённый башкирский алфавит на основе арабской графики, который состоял из 33 букв вместо прежних 22. В 1928 был принят новый башкирский алфавит на основе латинского письма. Современный башкирский алфавит на русской графической основе (кириллице) функционирует с 1940. Большое влияние на башкирский язык оказало присоединение башкир к России.
2). Народные виды спорта – традиционные физические упражнения и методы закаливания, которые являются составной частью национальной культуры башкир. Среди башкир были распространены физические упражнения и игры, способствующие развитию силы, ловкости, выносливости, глазомера, мужества, необходимых в трудовой деятельности и при защите своих земель от врагов. К народным видам спорта относиться стрельба из лука, лазанье по гладкому столбу, перетягивание палки и каната, гребля на лодках, плаванье на дальность, ныряние и прыжки в воду, городки, лапта, джигитовка, конные скачки и бега, преодоление препятствий на коне, метание охотничьего кинжала, борьба куреш, конно-лыжные и мотолыжные виды спорта, состязания по бегу, взятие «снежной крепости», бег в мешках, метание копья и камней, поднятия тяжестей, прыжки через костёр, игра в «бабайки» и др.

Билет №12
12 1). Верования – совокупность религиозных представлений и обрядов, распространённых у башкир до проникновения ислама. Наиболее полные представления о верованиях башкир дают сведенья арабского миссионера Ахмеда ибн-Фадлана, который сообщал о существовании у башкир 12 «господов» - культов живой и неживой природы, которым они покланялись. В культе планет и явлений природы прослеживаются черты сходства с религиозными древнетюркскими верованиями. С почитанием воды как источника жизни и плодородная связаны ритуальные обливания во время весенне-летних обрядов моления дождя и др. Следы жертвоприношения в обычае разбрызгивать кровь жертвенных животных, закапывать в землю горсть зерна или других продуктов. Архаические пласты верования представляли культы деревьев и животных. Почитанием пользовались берёза, можжевельник, рябина, сосна, дуб. Деревья представлялись духов-хозяев, духов-предков. В почитании животных – медведя, волка, коня – переплелись следы тотемистические, промыслового зоолатричногокультов. С культом птиц связаны весенние обрядовые праздники каргатуй и кукушин чай. Их благосклонность оберегала человека и его семью от невзгод, а уход означал потерю счастья, удачи в делах. К демонам относились шурале, бируса, юхапярий. Злыми духами считались албасты, аждаха, убырен. Была вера в бессмертие души и существование загробной жизни.
2). Башкирский Академический театр граммы имени М. Гафури, государственный, ордена Трудового Красного Знамени. Учреждён 4.12.1919. в Стерлитамаке как первый Башкирский государственный театр. Художественный руководитель и директор В.Г. Муртазин-Ммански. Складывался в течение длительного времени из профессиональной и полупрофессиональных сценических объединений красноармейских театров времен октябрьской революции и гражданской войны. В 1-й состав труппы входили А. Абзелилов, С. Силаев-Сульва, М. Гайнисламова-Казакулова, Гумерская, И. Заини, М. Ииманская, Г. Карамышев, Х. Сабитов, Ф. Самитова и др. Репертуар включал произведения башкирской драматургии: «Салават-батыр» и «Акшан-батыр» и др. Художественно-эстетическая концентрация театра этих лет представляла собой синтез европейских театральных канонов, преломленных в эстетике просветительного реализма. В 1922, с созданием Большой Башкирии, коллектив 1-го Башкирского театра переводиться с татарско-башкирской труппой Уфимского государственного театра драмы. Художественный сезон 1929-30, вошедший в историю, как переломный (участие коллектива в Олимпиаде искусств народов СССР в Москве, 1930), явился итогом эстетического преобразования в театре. В годы войны искусство приобрело ярко выраженное патриотическое звучание. Политические репрессии 1937-38гг., война нанесла значительный урон эстетическим тенденциям, заложенным ведущим деятелями. В 1955-85 формируется артистический состав, во многом определивший эстетику творчества современного башкирского актёра.

Билет №13
13 1). Башкирские народные инструменты состоит из ныне бытующих (курай, кубыз, думбура), вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган). Сорнай – сигнальный инструмент из рога длинна около 200-350 мм с 2-4 пальцевыми отверстиями. Различают два вида сорная: мундштучный и языковой. Борго – охотничий сигнальный инструмент. Представляет собой деревянную коническую трубку длинной около 700 мм с 1-2 пальцевыми отверстиями. Курай, сорнай, борго относятся к классу аэрофонов. Кубуз – самозвучащий язычковый инструмент типа варгана. Думбыра, кыл-кубыз, ятаган относятся к классу хордофонов. Дунгур, думбурзяк, награ относятся к классу мембранофонов. К классу идиофонов относиться шакылдак. Курай – башкирский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты. Разновидности курая: кыйык-курай, сур-курай – губно-щелевые свистковые флейты; сыбызги – малая поперечная флейта. Курай изготовляется из стебля зонтичного растения с одноимённым названием. Обхватывают стебель руками поочерёдно, отмеряют от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстие вырезают, начиная снизу: первое на расстоянии 4 пальцев, следующие три – на расстоянии 4 пальцев, следующие на расстоянии 2 пальцев, последнее, 5-е на обратной стороне, на расстоянии трёх пальцев от 4-го отверстия. Длинна курая 570-810 мм. Звукоряд образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты. Диапазон курая около трёх октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком.






Билет №14
15 1). Национальная кухня у башкир формировалась на базе скотоводческого мясомолочного хозяйства. Собранные с отстоявшегося сырого молока сливки, сбивали масло. Употреблялось повсеместно заквашенное молоко, творог. Вываренная и подсушенная творожистая масса заготовлялась в прок. На большой части территории делали корот. Вы летнюю пору пили разбавленный водой катык, пахту от сбитого масла или кумыс. Большую роль в национальной кухни играли мясные блюда. Традиционным угощением была варёная конина или баранина с лапшой. С мясом гостям подавали кусочки вяленой колбасы. После подачи мяса гостям подносили чашу с бульонов, приправленным коротом. В кухне горно-лесных башкир заметное место занимала дичь, мясо диких коз, лосей, рыба. В рационе башкир с давних пор присутствовали злаки. Многие современные блюда с применением целого или дробленого зерна имеют древнее происхождение: похлебка из ячменя, калёный ячмень и пшеница, толокно из курмаса, некоторые блюда из пшена; лепёшки, лапша, изделия из пресного теста. Башкиры пекли кислый хлеб и различные пироги в духовой печи. На хмелевой закваске ставили иногда и традиционные мучные кушанья (лепёшки, блины, печенье). С конца 19в. прочное место в питании занимает картофель, чуть позже и другие овощи. Разнообразили летнее меню травы, дикие коренья (борщевик, черемша, дикий лук, щавель), которые употреблялись как переправа. Из диких ягод делали тонкую пастилу. Любимым напитком стал чай. Кроме покупного заваривали листья душицы, зверобоя, смородины и др. Сахар заменялся мёдом. Хмельными напитками были буза, и медовуха.

Билет №15
Билет№15
15 1). Цикл башкирских праздников сложился в период преобладания полукочевого скотоводческого хозяйства. Для всех летних праздников каргатуй, кукушкин чай, сабантуй, йыйын, характерны массовость, жертвоприношения, сбор продуктов и ритуального угощения, общее моление, трапеза, различные игры и состязания. Позднее праздники были приурочены к циклу земледельческих работ. Осенне-зимние праздники носили менее широкий общественный характер, но, начинаясь как семейные торжества, охватывали всю деревню. Своеобразием являются праздники, связанные с забоем скота, обычаем взаимопомощи. Гостевые визиты к родственникам или знакомым были связаны с такими торжествами, как «показ гостя», имевшим свои особенности, как обществе, так и в семейном быту. Элементами праздника были наполнены молодёжные игры и развлечения. Семейные праздники, связанные с рождение ребёнка, свадьбой, также выходили за рамки одной семьи. По мере приближения ислама стали проводиться мусульманские праздники: Ураза-байрам (праздник разговения), Курбан-байрам (великий праздник жертвоприношения), Ражбан-байрам (праздник в честь великого вознесения Мухамеда), Мухаррам (день нового мусульманского года), Хиджру 927-й день месяца Сафар), Рагаип (день бракосочетания родителей Мухамеда), Джуму (пятница), Лейлят аль-Кадр (святая ночь всемогущего Аллаха), Гашура (день траура). А после 1917 года – общественно политические торжества: Новый год, День победы, День независимости РФ.
2). Шайхазада Мухаметзакирович Бабич родился 2 января 1895 в селе Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского района РБ умер 28 марта 1919 в селе Зилаир Зилаирского кантона на БАССР, ныне одноименного района РБ. Башкирский поэт, классик, национальной поэзии. Родился в семье муллы. Начальное образование получил в медресе. В 1910учительствовал в Казахстане. В 1911-19 – шакирд медресе «Галия», в 1917 – учитель в городе Троицке, затем сотрудником сатирического журнала «Удочка» в Оренбурге. С осени 1917 участник башкирского национально-освободительного движения, секретарь Башкирского областного шуро, редактор газеты «Башкорт», инициатор создания и руководитель молодежной организации башкир «Волна». В 1918-19 военный корреспондент в башкирских войсках. 25 февраля 1919 назначается на работу в отдельной печати Башревкома. 28 марта 1919 в селе Зилаир по произволу командиров Красной Армии был зверски убит. Писать стихи начал с ранних лет. Сохранился рукописный сборник, который открывается стихами «О, книга!» и «Несчастен я». Первые публикации появились в журнале «Шаура» (1913). Пришел в литературу вдохновенный идеями просветительства. Духовные и творческие искания были тесно связаны с ростом самосознания башкирского народа. Он обладал большим даром импровизации, он завоевал огромную популярность и как блестящий сатирик и юморист. В своих поэтических обращениях к народу поэт развивал традиции сэсэнов, оттачивал форму кубаира. Его знаменитое «Послание башкирскому народу» было напечатано в виде листовки и сыграло огромную роль для понимания особенностей башкирского национального движения. В целях поощрения молодых деятелей литературы, искусства и архитектуры и в ознаменование 100-летия со дня рождения выдающегося башкирского поэта Ш. Бабича Кабинетом министров РБ учредил в 1995 Государственную молодёжную премию имени Шайхзады Бабича.

Билет №16
16 1). Башкирская лошадь происходит от пород степного и лесного типов, формировались в условиях резко континентального климата при круглогодичном пастбищном содержании. Голова с прямым профилем, широким лбом. Шея толстая короткая, холка низкая, спина широкая, прямая, круп умеренно спущенный. Башкирская лошадь была распространена широко в 17-18 вв., Разводились в Уфимской, Оренбургской, встречались в Пермской, Казанской и Самарской губернии, на почтовых трактах Западной Сибири. Широко известны были башкирские тройки, на которых (без отдыха и кормления в пути) можно было за 8 часов преодолеть 120-140 км. Лошадь использовалась для формирования башкирского войска и поставлялась русской армии во время всех войн, которые вела в Россия. Качества лошади получили высокую оценку в Отечественную войну 1812, когда башкирская конница преодолела с боями путь до Парижа и обратно. Военными специалистами высоко ценились такие качества башкирской лошади, как смелость и решительность, напористость и лёгкость в управлении, доверчивость всаднику, а также способность продолжительное время передвигаться резвым галопом и резвой рысью, что позволяло всаднику эффективно вести прицельный огонь и рубить саблей. По пересечённой грунтовой дороге везёт груз весом 700-1000 кг, молочную продуктивность за лактацию 1700-2800 кг, у рекордисток 4000 кг. В колхозах и совхозах разводятся 4 породы: лошадь башкирская, русская рысистая, тяжеловозы, орловская рысистая. В республики 27 племенных конеферм. По числу лошадей занимают 3-е место. Образ коня – «Акбузат»
2). Аксаков Сергей Тимофеевич родился 20 сентября 1791 в Уфе – умер 30 апреля в 1859 Москва, похоронен на Новодевичьем кладбище. Русский писатель. Детские года провёл в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково Бугуруславского уезда Оренбургской губернии. Окончил Казанскую гимназию (1805). В 1805-07 студент Казанского университета. В 1808 переехал в С-Петербург, где служил в Комиссии по составлению законов и в Экспедиции о государственных доходах. С 1811 жил в Москве и писал стихи в традициях классицизма. В 1816 уехал в Ново-Аксаково, где прожил до 1820. В 1821 жил в Москве, с лета 1822 – в селе Надеждино Оренбургской губернии. ВА 1826 возвратился в Москву и посвятил себя литературный жизни в Москвы, в нем продлились «Аксаковские субботы». В 1827-32 служил цензором в Московском цензурном кабинете. В 1833 назначен инспектором Константиновского земельного училища. В 1835-38 первый директор Константиновского межевого института. В 1847 появилась книга «Записки об уженье», которая получила признание и послужила стимулом к написанию «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии». В 1991 в Уфе открыт мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова.

Билет № 18
18 1). Балет – вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Башкирский балет, артистический состав им художественно-сценическая деятельность балетной труппы Государственного театра оперы и балета, и широко использует традиционные формы башкирской хореографии. Синтез классического танца и его современные модификации с поэтикой башкирского народного танца определяет художественное своеобразие хореографических произведений на национальные темы. Первый состав балетной труппы под художественный руководством балетмейстеров К. В. Матсона и Н. Г. Зайцева сложился в 1941 из выпускников хореографического отделения Башкирского техникума искусств и башкирской студии Ленинградского хореографического училища. Башкирский балет выдвинул плеяду классических танцовщиков, заложивших традиции национального искусства. Это З. Насретдинова, Х. Сафиуллин, Т. Худайбердина, Х. Мустаев, Ф. Саттаров, Г. Сулейманова, М. Тагирова, Ф. Юсупов, Ф. Авхметшин, Г. Хафизова, Ф. Грюнвальд, корифей мирового балета Р. Х. Нуриев. За первые 15 лет своего существования труппа выработала долговременную художественную программу, объединила вокруг видных композиторов, хореографов, стенографов, режиссеров. В репертуаре было около 30 развёрнутых и одноактных спектаклей, хореографических миниатюр. Становление и художественно-эстетическое развитие воплотилось в творчестве 3-4-х поколений танцовщиков. На рубеже 1950-60-х в труппу влились и заняли в ней ведущее место воспитанники ЛХУ. С начала 1980-х балет переживает творческий кризис, связанный с распадом художественно-эстетической программы, распылением артистических кадров. Подъём определился с открытием Уфимского хореографического училища (1986) и вступлением театра в творческое сотрудничество с деятелями Большого театра России. Балет пополняется выпускниками училища. И т.д.







Билет №19
19 1). Уметбаев Мухаметсалим Ишмуратович родился 21августа 1841 в деревне Ибрагимово Уфимского уезда Оренбургской губернии, ныне Кармаскалинского района РБ, умер 28июня 1907 там же. Башкирский поэт просветитель, первый исследователь-краевед из башкир. Начальное образование получил в Оренбургский кадетский корпус, где овладел русским, персидским и тюркскими языками, изучал математику, географию, историю, архитектуру, искусство, каллиграфию и военное дело. В 1860 поступил в Башкирское войсковое управление Юрман-Табынского кантона переводчиком. В 1864 был назначен писателем мирового посредника Кармаскалинской волости, в 1869 избран старшиной этой волости, где работал до 1879. В 1879-80 преподавал русский язык и математику в медресе г. Стерлитамака. В 1880 поступил на службу в Оренбургское магометанское Духовное собрание в Уфе, где работал переводчиком до отставки в 1899. Одновременно был преподавателем в Уфимском детском приюте. В 1887-89 занимался делами вакуфа (имущества) в Крыму. Вёл общественную работу в Уфимском земстве как гласный, в 1883 избран членом Оренбургского отдела Русского географического общества, был членом комиссии по празднованию 300-летия Уфы, столетия со дня рождения Пушкина. С 1884 коллежский регистр, с 1889 коллежский секретарь, с 1892 титулярный советник. Творческая деятельность Уметбаева приходится на 80-90-е гг. 19 в. Им опубликованы книги, грамматики татарского языка, истории Оренбургского Духовного собрания. Многие труды учёного не были опубликованы. В книги «Описание научного и творческого наследия Мухаметсалима Уметбаева» содержаться сведения о дошедших до нас рукописях Уметбаева. Главная книга – «Ядкар» в нее включены стихи, рассказы, публицистика, исторические очерки, труду по лингвистике, фольклору, этнографии.
2). Башкирский костюм. Характерно широкое использование домашнего сукна, войлока, кож, овчин, меха, а также кустарных покупных тканей; в меньшей мере употребляется крапивный и конопляный холст. С переходом к осёдлости домашние ткани из растительных волокон при изготовлении одежды, особенно нательной, приобрели первенствующее значение. До конца 19 в. мужская и женская одежда отличалась не столько формой и покроем, сколько приёмами декоративно-художественного оформления. Носили рубашки и платья, штаны «с широким шагом», короткий безрукавный камзол или кафтан. В торжественной или официальной обстановке надевали шелковые или бархатные халаты, бешметы. Тёплой одеждой служили суконные чекмени, шубы, тулупы. В мужской костюм входили штаны из плотной ткани. Рубахи и платья имели туникообразный покрой. Верхняя одежда кроилась приталенной, расклешенной в полах, с косыми плечевыми срезами, округлой проймой. На камзол или кафтан было принято надевать тканевый или суконный халат. Другой особенностью костюма было включение халатов и даже шуб в праздничный комплект. Старинные еляны и чекмени вышивались разноцветным узором, украшались цветным сукном, позументом, нашивками кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. Украшения башкир играли роль талисманов, оберегов и служили показателем родовой принадлежности. Большинство украшений башкирок включали ожерелья, затылочные заколки, подвески, бляхи для нагрудников и головных уборов, серьги, браслеты перстни и кольца, застёжки. Большую группу кораллов представляли украшения из нашитых на ткань кораллов, монет, раковин, бисера, монет, ювелирных изделий: нагрудники, наспинники, накосники, сплетённые из бус и кораллов сетки, пелерины, ожерелья.

Билет №20
20 1). Герб – официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов. Новый герб РБ утверждён в 1993. Описание герба зафиксировано в конституции РБ. Герб РБ представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамлённый национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная цветами государственного флага РБ, с надписью по белому полю: «Башкортостан». В цветном изображении герба РБ памятник Салавату Юлаеву и орнамент – золотистого, цветок курая – зелёного, восходящее солнце – светло-золотистого, лучи солнца – желтого, фон между памятником орнаментом – белого, внутренняя и наружная окружности – темно-золотистого цвета. Флаг РБ один из символов государства (утверждён Постановлением Верховного совета РБ 25 февраля 1992), представляет собой прямоугольное трёхцветное полотенце из горизонтальных полос синего, белого и зеленого цветов. В центре белой полосы золотистая эмблема – круг, внутри которого находиться стилизованный цветок курая. Цвета и эмблема флага имеют определённую символику: синий – небо, ясность, добродетель и чистоту помыслов РБ, белый – воздух, миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый – землю, свободу, мудрость, вечность жизни. Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков символизирует семь племён, положивших начало консолидации и единению народов древнего Б. Гимн – один из официальных символов государства. Впервые в истории РБ гимн введён Законом РБ от 12 октября 1993. Им является торжественная мелодия «Республика» (автор Ф. Идрисов). Музыка гимна существует в двух вариантах (партитуры для духовного и симфонических оркестров).
2). Касим Салиаскарович Давлеткильдеев родился 11 апреля 1887 в деревне Кугуль Новоселовской волости Уфимского уезда оренбургской губернии, ныне Благовещенского района РБ - умер 19 января 1947 в Уфе. Башкирский график, живописец. Первый профессиональный художник из башкир. Один из основоположников изобразительного искусства в Башкирии. Член Союза художников СССР с 1937. В 1914 окончил Центральное художественно-промышленное училище барона Штикглица в С. Петербурге. В 1914-16 преподавал в С. Петербургском художественном училище. В 1916-17 вольнослушатель С. Петербургской академии художеств. С 1917 жил и работал в Уфе. Член Уфимского художественного кружка. С 1919 преподавал в изостудии при железнодорожных мастерских. В уфимском техникуме искусств, на башкирско-татарских педагогических курсах (1930-37).. В 1928-35 совершил ряд экспедиций в юго-восточные районы Башкортостана по сбору этнографического материала и образцов декоративно прикладного искусства для коллекции Художественного музея имени М.В. Нестерова. В результате поездки по Баймаку и Бурзянскому району в 1933 создал пейзажные работы «Деревня Ново-Усманово», «Тубинский родник», работал преимущественно в технике акварели. Основной круг тем – быт башкир: «Кольцо башкирской избы», «Девушка башкирка». В 1928 была создана знаменитая картина «Девушка-башкирка в голубом» (акварель), признанная классикой башкирского жанра. Акварели Д. носят лирический характер, обогащенный башкирским каламитом. В 1937 написал ряд картин в технике масляной живописи: «Портрет Мажита Гафури» и др. Д. – участник выставок Уфимского художественного кружка (с 1917), Ассоциации художников революционной России (1926, 1928), всероссийских (с 1917), зарубежных (1928, Сан-Диего, США).


Билет №21
21 1). Жилища на летних стойбищах башкир. Издавна к ним относились юрты классического образца; конические корьевые, лубяные, берестяные шалаши-чумы, прямоугольные корьевые или плетневые балаганчики, бревенчатые избушки, кошомные шатры и др. Юго-восток Зауралья использовал юрты и крытые войлоком конические и сферические жердевые постройки, по южным отрогам Уральских гор сооружали аласыки, в горах – бревенчатые избушки и высокие шалаша-чумы. Традиции сооружения позднее были использованы в усадьбах. С переходом к осёдлости башкир, традиционные формы жилища утрачены. Юрта – переносное жилище у тюркских и монгольских кочевников, круглое в плане, крытое войлоком, со сборным каркасом. На летовках башкир устанавливались юрты двух видов: тюркская (с покатым куполом из выгнутых в нижней части жердей) и монгольская (с коническим верхом из прямых жердей). Величина юрты определялась числом складных решеток, составляющих стены. Были распространены юрты из 6-8 решеток; в преданиях упоминаются юрты из 12 решеток. Богатые башкиры имели крытую белым войлоком юрту для приёма гостей. Содержимое юрты находилось на виду и помимо своего утилитарного значения включалось в декоративную единую систему. Вход располагался с южной стороны. Противоположную выходу сторона считалась главной, почётной, предназначенной для гостей. Над ним, в самой верхней точке купола, находилось дымовое отверстие. Если очаг был вынесен на улицу, то в центре, на кошмах, расстилалась скатерть, вокруг которой раскидывались подушки, черпаки. Особое внимание уделялось полу, который должен быть тёплым, мягким и уютным. С помощью занавески юрта разделялась на мужскую и женскую половины. В мужской половине у стены напротив входа, размещались сундуки на низеньких деревянных подставках. На сундуках складывались паласы, кошмы, стеганые одеяла, тюфяки, подушки, перетянутые специальной нарядно расшитой лентой. На стенах была развешена праздничная одежда. На видном месте помещались резные сёдла, инкрустированная упряжь, лук в кожаном футляре и стрелы в колчане, сабля и другие боевые оружие. На женской половине была сосредоточена различная кухонная утварь.
2). Мустай Карим (настоящее имя Каримов Мустафа Сафич) родился 20 октября 1919 в деревне Кляшево Уфимского уезда Уфимской губернии, ныне Чишминского района РБ. Башкирский поэт, Герой Социалистического Труда (1982), заслуженный деятель искусств РСФСР (1982), народный поэт БАССР (1963). Почётный академик РБ, Участник Великой Отечественной Войны, В 1941 окончил Башкирский педагогический институт имени К. А. Тимирязева. В 1951-62 председатель правления Союза писателей БАССР, избирался секретарём правления ПС РСФСР. Печатается с 1939. В первых сборниках стихов и поэм «Отряд тронулся», «Военные голоса» выступал как поэт-лирик. Героика и трагизм войны нашли отражение в сборниках стихов «Мой конь», «Стихотворения, поэмах «Декабрьская песня» и др. В стихах военных лет поэт отразил гуманистическую миссию Красной армии. Одна из послевоенных книг – «Возвращение». Послевоенное творчество Карима переживает качественное обновление, расширяется тематика, углубляется философская суть его. Об этом свидетельствует сборники стихов и поэм «Европа – Азия», «Реки разговаривают» и др. Карим широко известен как драматург, прозаик и публицист. Его пьесы, вошедшие в золотой фонд башкирской драматургии, многообразны по жанрам это драма «Страна Айгуль», комедия «Похищение девушки», трагедия «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь Прометей», повести «Радость нашего дома». Популярна автобиографическая повесть «Долгое-долгое детство». Удостоен Государственной премией РСФСР, Республиканской премии имени Салавата Юлаева, Награждён 2 орденами Ленина, Трудового красного знамени, Дружбы народов, «Знак почета», Отечественной войны 1-й и2-й степени, Красной звезды, «Заслуги перед отечеством» 3-й степени.

Билет №22
22 1). В России приверженцы ислама составили к 1989 около 9 миллионов. Ислам распространяться в 10 веке на территории Западного Башкортостана благодаря миссионерству и торгово-экономическим связям исламским миром. По свидетельству Юлиана, башкирские ханы уже в начале 13в. были фанатично преданы исламу. В 14 в Ислам становиться государственной религией Золотой Орды, в составе которой входил и Башкортостан. Покорение Казани Московским государством в 1552 и начале христианизации татар вызвало отток значительной части мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличению их числа и укреплению позиций ислама в крае. По мере приближения ислама стали проводиться мусульманские праздники: Ураза-байрам (праздник разговения), Курбан-байрам (великий праздник жертвоприношения), Ражбан-байрам (праздник в честь великого вознесения Мухамеда), Мухаррам (день нового мусульманского года), Хиджру 927-й день месяца Сафар), Рагаип (день бракосочетания родителей Мухамеда), Джуму (пятница), Лейлят аль-Кадр (святая ночь всемогущего Аллаха), Гашура (день траура). Коран – священная книга мусульман, регламентирующая их жизнь, - мирскую и духовную, личную и общественную. Слово «Коран» означает «то, что читают, произносят, т.е. то, что было «сказано» Мухамеду и что он повторил. Откровения, ниспосланные Аллахом через посредничество архангела Джабраила Мухаммаду между 610-632, записаны после его смерти. Официальная и полная редакция Корана подготовлена по повелению халифа Османа. Текст Корана, написанный в прозе на классическом арабском языке, состоит из 114 озаглавленных сур, которые делятся на рифмованные аяты; всего от 6204 до 6239 аятов. Суры распределяются на мекканскиеи мединские.
2). Альмухаметов Газиз Салихович родился 29 октября 1895 в деревне Мурапталово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Куюргазинского района РБ – умер 10 июля 1939 в Уфе. Башкирский певец, композитор, музыкально-общественный деятель. Один из ярких представителей национальной творческой интеллигенции, первый из певцов, удостоенный звания «Народный артист БССР». Рано начал петь, но специального музыкального образования не получил. С 1908 жил в Ташкенте. С 1914 известен как певец-профессионал, гастролирует по Средней Азии, Сибири, Башкирии, Татарии, Поволжью. С 1921 сочетает концертную деятельность с собиранием башкирских и татарских народных песен и композиторским творчеством. В 1922-29 живёт в Казани, концертирует, пишет песни, работает над операми «Сания». С 1929 жизнь и творчество связаны с Уфой. Продолжает исполнительскую деятельность, работает в НИИ национальной культуры имени М. Гафури. В 30-е годы активный участник музыкально-общественной жизни РБ, один из главных организаторов башкирской студии при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, содействует открытию Башкирской государственной филармонии. Альмухаметов обладал красивым голосом большого диапазона, его исполнение отличается яркой выразительностью. В концертном репертуаре певца арии, песни и романсы русские, зарубежных и отечественных композиторов, собственного сочинения, башкирские и татарские народные песни. А. Репрессирован в 1937, расстрелян в 1938, реабилитирован в 1957. В 1969 учреждён Республиканский конкурс молодых певцов на приз имени Газиза Альмухаметова.
















© Данные материалы являются собственностью сайта www.school-108.narod.ru
При размещении данного материала на других сайтах ссылка на сайт первоисточник обязательна.
Design by «[m© D.O.K.]»








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515

Приложенные файлы

  • doc 24568887
    Размер файла: 172 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий