Планы семинарских занятий по курсу ИЗФ отделение философии II курс 1 семестр


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА
Философский факультет
Кафедра истории зарубежной философии

Планы семинарских занятий по курсу
«История зарубежной философии» (II курс, 1-й семестр).
Составители Г.Г. Майоров и М.А.Гарнцев

Москва 2012



ТЕМА 1. АРИСТОТЕЛЬ. Понятие философии в "Метафизике".

Учение о ступенях познания, науке и мудрости.
Классификация наук, первая и вторая философия.
Сущность как предмет философии. Проблема определения сущности. Закон сущности (непротиворечивости).
Учение о четырех причинах.

Аристотель. Метафизика. Кн. I // Аристотель Сочинения в четырех томах. Т.1. М., 1975. С. 65-93; Кн. IV // Там же. С. 119-144; Кн. VI. С. 180-186; Кн. VII. С. 187-197.



ТЕМА 2. АРИСТОТЕЛЬ. Гилеморфизм и телеология в "Метафизике".

1. Материя и форма, их свойства, их соотношение. "Первая материя" и "чистая форма". Иерархия форм. Чистая форма как чистое мышление и действительность.
2. Учение о перводвигателе и конечной цели всего сущего.
3. Понятие «энтелехия», «дюнамис» и «энергия».

Аристотель. Метафизика. Кн. VIII. С. 223-233; Кн. IX. С. 234-251; Кн. XII. С. 300-319.



ТЕМА 3. АРИСТОТЕЛЬ.«Физика».

Определения "природы" в "Физике".
Учение о движении и его видах. Концепция бесконечности.
Учение об элементах.

Аристотель. Физика. Кн. II // Аристотель Сочинения в четырех томах. Т.3. М., 1981. С. 82-83; Кн. III. С. 103-122. Кн. V. С. 160-178; Кн. VIII. С. 248-262.

ТЕМА 4. АРИСТОТЕЛЬ. "Никомахова этика" и "Большая этика".

Типология благ (Н.э. 54-94).
Учение о силах, состояниях и добродетелях души (Н.э. 172).Добродетель как середина между крайностями, как приобретаемое свойство. Этические и дианоэтические добродетели, их типология (Н.э. 172-190).
Проблема свободы (Б.э. 308-316, 332-337, Н.э. 95-108). Созерцательная деятельность как высшее счастье (Н.э. 279-287).

Аристотель. Никомахова этика. Кн. I-III // Аристотель Сочинения в четырех томах. T 4. М., 1984. С. 54-108; Кн. VI. С. 172-190. Кн. X. С. 279-287; Большая этика. Кн. I // Там же. С. 308-316, 332-337.

К темам 1-4: Армстронг А.Х. Введение в античную философию. Пер. с англ. В.А. Самойлова. СПб., 2003. Гл. VII-X. C. 75-126.


ТЕМА 5. ЭПИКУР И ЛУКРЕЦИЙ.

1. "Физика". Особенности эпикурейской атомистики: "тяжесть", "отклонение", "величина". Проблема источника движения. Случайность и детерминизм.
2. "Каноника". Учение о критерии. Сенсуализм Эпикура: "ум" как продолжение "чувства". Индукция, "пролепсис", проблема будущих случайных событий.
3. "Этика". Гедонизм: наслаждение как критерий блага. Типология наслаждений. Натурализм в этике. Атараксия. Проблема свободы.

Эпикур. Письмо к Геродоту; Письмо к Пифоклу; Письмо к Менекею; Главные мысли. Пер. М.Л.Гаспарова // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983. Приложение. С. 292-324; Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Перевод с латинского Ф.Петровского. М.,1983. Кн. I. С. 25-56.

Греческая философия. Том II. Под редакцией М.Канто-Спербер. М., 2008. Часть V:Философия в эпоху эллинизма (Ж.Брюнсвиг). Гл.2. Эпикур. С. 521-559.



ТЕМА 6. СТОИКИ.

"Физика". Учение Древней Стои о божественном мировом теле, Логосе и Пневме. "Экпиросис". Холизм и пантеизм стоиков.
"Логика". Теория познания стоиков. "Каталептическая фантазия", соотношение языка и мышления.
"Этика". Классификация благ. Самодостаточность добродетели. Идеал "апатии". Проблемы судьбы и свободы.

Стоики. Пер. А.Ч.Козаржевского // Антология мировой философии (АМФ). Том 1. Часть 1. М., 1969. С. 475-525;
Луций Аней Сенека. О блаженной жизни // Луций Аней Сенека. Философские трактаты. Пер. с лат., вступ. статья и комментарии Т.Ю.Бородай. СПб., 2000. С. 12-39.

Греческая философия. Том II. Под редакцией М.Канто-Спербер. М., 2008. Часть V:Философия в эпоху эллинизма (Ж.Брюнсвиг). Гл.3. Стоики. С. 560-617.



ТЕМА 7. ПИРРОНИЗМ. СЕКСТ ЭМПИРИК.

Скептицизм в его отношении к догматизму и агностицизму.
Понятие "скепсиса". Учение о "ноуменах" и "феноменах". "Изостения" и "тропы". Типология тропов. Скептицизм как научная критика философии.
Этика скептиков, "атараксия", проблемы религии.

Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений. Кн. I // Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1976. С. 205-258.

Греческая философия. Том II. Под редакцией М.Канто-Спербер. М., 2008. Часть V: Философия в эпоху эллинизма (Ж.Брюнсвиг). Гл.1. Пиррон. С. 509-520; Гл. 4. Скептицизм и его разновидности. С.618-649.



ТЕМА 8. НЕОПЛАТОНИЗМ.

Учение Плотина о трех ипостасях и эманации.
Понятие чувственной и умственной материи. Природа как деятельность Души.
Восхождение к Единому. "Катарсис", "фотисмос", "хеносис".
Афинский неоплатонизм: учение Прокла о Едином, Числах, Уме и Душе.


Плотин. О добродетелях (I 2). Пер. Д.В. Бугая // Вопросы философии. 2002. № 8. С. 142-147;
Плотин. О диалектике (I 3). Пер. Д.В. Бугая // Там же. С. 147-150;
Плотин. О трёх главных сущностях (V 1) // Плотин. Трактаты 1-11. Издание подготовил Ю.А. Шичалин. М., 2007. С. 311-339;
Плотин. О благе или едином (VI 9). Пер. М.А. Гарнцева // Логос. 1992. № 3. С. 217-227;
Прокл. Первоосновы теологии. Пер. А.Ф. Лосева. § 1-40 // Прокл. Первоосновы теологии. Гимны. М., 1993. С. 9-39.

Армстронг А.Х. Введение в античную философию. СПб., 2003. Гл. XVI-XVII. Плотин. C. 193-215; Гл. XVIII. Поздние неоплатоники. С. 216-223; Греческая философия. Том II. Под редакцией М.Канто-Спербер. М., 2008. Часть VI: Традиции платонизма и аристотелизма (Л. Бриссон). Гл. 1. Неоплатонизм. С. 676-697.

ТЕМА 9. ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Отношение Филона к греческой философии.
Апофатическая теология и экстатическое видение.
Учение о божественном Логосе.
Учение о творении мира.
Учение о человеке.
Учение о знании.
Метод аллегорического толкования (экзегезы). Филон как родоначальник систематической теолого-философской интерпретации Библии.

Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею // Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. Вступ. статья Е.Д.Матусовой. Перевод и комментарий А.В.Вдовиченко и др. М., 2000. С. 51-92.

Армстронг А.Х. Введение в античную философию. СПб., 2003. Гл. XIV. Филон. Апологеты. С.174-184;
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. Изд. 2-е. М.,2009. Раздел I. Гл. 1. § 3. Exegesis. C. 33-39.




ТЕМА 10. ХРИСТИАНСКАЯ АПОЛОГЕТИКА II ВЕКА Н.Э.

1. Отношение христианских апологетов II века к языческой культуре и античной философии.
а) Умеренные апологеты: Юстин-философ, Афинагор-философ, Минуций Феликс.
б) Радикалы: Татиан, Теофил, Тертуллиан.
2. Философско-теологические идеи апологетов III-IV вв.
а) Философский конформизм Лактанция.
б) Радикализм Арнобия.

Тертуллиан К.С.Ф. К язычникам // Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. Составление и общая редакция А.А.Столярова.М.,1994. С. 37-82;
Лактанций. Божественные установления. Книги I-VII. Пер. с лат., вступ. статья, коммент. и указатель В.М.Тюленева.СПб., 2007. Кн. I. С. 33-70.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика.М.,2009. Раздел I. Гл. 2. Грекоязычная апологетика; Гл. 4. Латинская апологетика. С. 40-56, 71-98.


ТЕМА 11. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА: КЛИМЕНТ И ОРИГЕН

Климент Александрийский и его трилогия: «Протрептик», «Педагог», «Строматы». Отношение Климента к языческой культуре.
Ориген Александрийский и его учение о Началах. Учения о Логосе, психогонии,
апокатастасисе.
Судьба оригенизма.

Климент Александрийский. Строматы. Том I (книги 1-3). Подготовка текста к изд., пер. с древнегреческого и коммент. Е.В.Афонасина. СПб., 2003. С. 77-130;
Ориген. О Началах. Самара, 1993. Кн. I. С. 32-93.

Армстронг А.Х. Введение в античную философию. СПб., 2003. Гл. XV. Тертуллиан. Александрийская школа. С. 185-192;
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика.М.,2009. Раздел I. Гл. 3. Начало христианской философской теории: Климент и Ориген. С. 57-70.



ТЕМА 12. КАППАДОКИЙСКАЯ ШКОЛА.

Василий Кесарийский. Программа христианского образования. Космогония и космология.
Григорий Назианзин (Богослов). Место философии и поэзии в его творчестве. Учение о богопознании.
Григорий Нисский. Мистическая антропология.

Григорий Нисский. Об устроении человека. Перевод В.М.Лурье под ред. А.Л.Верлинского. СПб.,1995. Гл. I-XVI. С. 9-56.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика.М.,2009. Раздел I. Гл. 5. § 1. Христианское умозрение и неоплатонизм: каппадокийцы. С. 99-113.



ТЕМА 13. АВРЕЛИЙ АВГУСТИН.

Соотношение веры и разума.
Учение о знании: трактовка чувственного и рационального познания; теория озарения. Учение о бытии неизменном и изменяемом; Бог как истинно - сущее. Роль «ничто» в творении.
Этическое учение: зло как не-бытие; два рода любви; проблема предопределения и свободы воли; понятие греха.
Философия истории: учение о двух градах. Церковь и государство.

Бл. Августин. О блаженной жизни // Бл. Августин. Энхиридион или о вере, надежде и любви. Пер. с лат. Киев, 1996. С. 74-97;
Аврелий Августин. Исповедь. Издание подготовил А.А.Столяров. М., 1991. Кн. XI. С. 282-309;
Августин Аврелий. О Троице. Пер., вступ. статья и примечания А.А.Тащиана. Краснодар, 2004. Кн.IX-X. С. 204-238.

Армстронг А.Х. Введение в античную философию. СПб., 2003. Гл. XIX. Бл. Августин и преобразование античной мысли. С. 224-242; Майоров Г.Г. Августин // Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004. С. 141-144.
ТЕМА 14. ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ.

1. Учение о видах теологии; диалектика и мистика в богопознании.
2. Учение о «Божественных именах».
3. Проблема соотношения Бога и мира; теодицея.
Учение об иерархиях сущего.

Ареопагитики. Пер. Эйкаловича и С.С.Аверинцева // Антология мировой философии (АМФ). Том 1. Часть 2. М., 1969. С. 606-620;
Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии // Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. Издание подготовлено Г.М.Прохоровым. СПб.,1994. С. 340-367.
Бычков В.В. На путях «незнаемого знания» // Историко-философский ежегодник ' 90. М., 1991. С. 210-220;
Майоров Г.Г. «Ареопагитики» // Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004. С. 145-147.


TEMA 15. СЕВЕРИН БОЭЦИЙ.

Боэций как учредитель системы средневековых наук; тривиум и квадривиум.
Боэций как родоначальник схоластики; применение диалектики к теологии; проблема веры и разума.
Постановка проблемы универсалий.
Утешение философией: теизм Боэция, проблема соотношения судьбы, предопределения и человеческой свободы.

Боэций. Комментарий к Порфирию // Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. Отв. редактор, составитель и автор статьи Г.Г.Майоров. М., 1990. С. 23-30; Боэций. Трактат о Троице // Там же. С. 145-157; Боэций. Утешение философией. Кн. III-V // Там же. С. 223-290.
Майоров Г.Г. Северин Боэций и его роль в истории западноевропейской культуры // Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004. С. 307-318.









13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 215

Приложенные файлы

  • doc 24277068
    Размер файла: 84 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий