Voprosy KR Antropologia otvety


Антропология
1)Дайте определение понятиям: «Антропология» и «Антропосоциогенез».
Антрополо́гия — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития,существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (Это происхождение человека) — процесс перехода от биологиче-ской формы движения материи к социальной, являющий-ся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое общество.
2)Назовите основные концепции (теории) происхождения человека.1) Эволюционная теория 2) Теория творения (креационизм) 3) Теория внешнего вмешательства 4) Теория пространственных аномалий5)ТеорияЧ.Дарвина.
3)Назовите автора эволюционной теории происхождения человека.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------может быть Дарвин
4)Охарактеризуйте эволюционную теории происхождения человека, выделите в ней основные тезисы, отметьте критические замечания. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Согласно данной теории, имели место следующие основные стадии эволюции человека: 1) австралопитек (высокоорганизованные прямоходящие приматы — традиционно было принято считать исходными формами в родословной человека.) 2)существование древнейшего человека питекантропа (Питекантропы — существа прямоходящие, среднего роста и плотного телосложения, сохранившие, однако, много обезьяньих черт как в форме черепа, так и в строении лицевого скелета)
3) стадия палеоантропа (неандертальцы и др.): Неандертальцы были людьми среднего роста, крепкого, массивного сложения, по общему строению скелета стоящие ближе к современному человеку.. 4) Развитие современных людей (неоантропов): Кроманьонцы (древнейшие неоантропы) были высокими, пропорционально сложенными людьми. Неоантропы представлены многочисленными стоянками и поселениями, где находят кремневые и костяные орудия, остатки жилых сооружений.
5)В какой период началось выделение человека из животного мира:третичный период кайнозойской эры.
6)Назовите основные биологические признаки, выделяющие человека из животного мира. 1) Одновременно открылисьи совершенно новые возможности для развития мозга обезьяны типа австралопитека, определявшегося переходом к прямой походке, а также тем, что голова стала постепенно приобретать вертикальное положение.2) биологические предпосылки могли послужить основой перехода от животного состояния к человеческому не сами по себе, а только .благодаря труду
3) В процессе закрепления, развития и усложнения первичной трудовой деятельности последовательно изменялся весь организм наших предков. Развивались их руки, а вместе с ними и мозг. Углублялась и расширялась высшая нервная деятельность.4) В черепах питекантропов сочетаются специфические обезьяньи и чисто человеческие черты. Это например своеобразная форма черепа, с резко выраженным перехватом в передней части лба, около глазниц, и массивным, широким надглазничным валиком, следы продольного гребня на темени, низкий свод черепа. 5) . Постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда.
Или ! Под влиянием природно-климатических условий (изменение климата, исчезновение тропических лесов на обширных территориях) некоторые виды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, что привело к освобождению рук, усвоению прямохождения. Постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда. В ходе тпудовой деятельности человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями. Совершенствуя орудия труда, человек развивался и сам. Благодаря труду изменяется физиология древних людей, развиваются мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.
7)Какой из видов первобытных людей приобрел современный внешний человеческий облик. Кроманьонцы или неоантропы.
8)Назовите основные виды первобытных людей и укажите их хронологические рамки.
1)Древнекаменный век или палеолит: 2,4 млн. — 10000 до н. э. Гоминиды, виды:Homo habilis, Homo erectus, Homo sapiens präsapiens,Homo heidelbergensis, в среднем палеолитеHomo neanderthalensis иHomo sapiens sapiens.2) Среднекаменный век или мезолит: 10 000-5000 до н. э. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Homo_sapiens_sapiens" \o "Homo sapiens sapiens" Homo sapiens sapiens 3) Новокаменный век или неолит: 5000-2000 до н. э. Homo sapiens sapiens 4) Бронзовый век: 3500-800 до н. э. Homo sapiens sapiens 5) Железный век с ок 800 до н э Homo sapiens sapiens9)Какой из видов гуманидов стал называться «Ноmо sapiens» и «Ноmо erectus».-------------------------------------------------------------------------------- да блин, ну откуда я знаю……Никакой из видов……..Австралопитек.
10)Назовите археологические периоды человечества и укажите их хронологические рамки. Палеоли́т: Нижний палеолит (ок. 2,6 млн лет назад — 100,000 лет назад); Средний палеолит (300 — 30 тыс. лет назад); Верхний палеолит (50 — 10 тыс. лет назад); Финальный палеолит (14 — 10 тыс. лет назад) Мезоли́т:  около 15 тыс. л. до н. э., и уже около 10 тыс. л. до н. э. Неоли́т:  начался около 9500 лет до н. э Ме́дный век энеолит : охватывает период IV—III тысячелетия до н. э Бро́нзовый век: 35/33 — 13/11 вв. до н. э.
11)Выделите основные эволюционные черты в развитии человека в период Позднего Палеолита, Мезолита и Неолита. Поздний палеолит: кроманьонцы были очень похожи на современных людей. Ученые так и говорят: человек современного типа. Новые люди уже не напоминали зверей: их лоб стал более высоким, появился подбородочный выступ, руки не имели столь мощной мускулатуры, зато стали более гибкими, ловкими, умелыми.   Шлифование, как и пиление, возникло лишь в этот период. Люди по-прежнему использовали все те же грубые каменные орудия.  в эту эпоху люди научились ловить рыбу. Кроманьонцы впервые начали строить более или менее постоянные поселения, Искусство позднего палеолита включает многочисленные фигуры палеолитических Венер, художественную резьбу и гравюры животных на кости и роге, пещерную живопись, петроглифы.
Мезолит : закончился с распространением земледелия, достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. Собаки использовались для охоты и охраны жилища. Эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня. Происходит формирование общих норм и правил поведения, запретов и предписаний. Распространяются формы насилия. В мезолите сложилась членораздельная речь.
  Неолит:  Так возникли зачатки горного дела,  появилось ткачество,  племена уже занимались земледелием, Стали появляться армии и профессиональные воины. Началось социальное расслоение, разделение труда. Саньсиндуй — археологическая культура позднего неолита. Создатели этой культуры обладали развитой технологией литья бронзы, а также строили ирригационные сооружения.
12)Какие из перечисленных видов первобытных людей впервые:А) изготавливали каменные орудия труда;I) Питекантроп;Б) осуществляли погребальные захоронения;II) Кроманьонец;В) рисовали наскальные рисунки;III) Австралопитек;Г) пользовались огнем;IV) Неандерталец;Д) обладали прямой походкой; V) Синантроп.
А) изготавливали каменные орудия труда II) Кроманьонец;Б) осуществляли погребальные захоронения; IV) НеандерталецВ) рисовали наскальные рисунки; III) Австралопитек;Г) пользовались огнем; I) Питекантроп
Д) обладали прямой походкой; V) Синантроп
13)В какой из перечисленных периодов человек впервые:
А) приручил животных;I) Поздний Палеолит
Б) создал государства; II) Мезолит;В) сформировал парную семью;III) Неолит;Г) шил одежду;IV) Бронзовый век;Д) изготовил керамику;V) Железный век.
А) приручил животных II) Мезолит!Б) создал государства; IV) Бронзовый век;! В) сформировал парную семью I) Поздний Палеолит
Г) шил одежду; V) Железный век.
Д) изготовил керамику III) Неолит!14)В какой из перечисленных периодов человек впервые:
А) изобрел лук;I) Поздний Палеолит
Б) создал орудия труда из металла; II) Мезолит;В) рисовал наскальные рисунки;III) Неолит;Г) изобрел огнестрельное оружие;IV) Бронзовый век;Д) занялся мотыжным земледелием;V) Железный век.
А) изобрел лук; II) МезолитБ) создал орудия труда из металла; IV) Бронзовый век; В) рисовал наскальные рисунки; I) Поздний Палеолит
Г) изобрел огнестрельное оружие; V) Железный век.
Д) занялся мотыжным земледелием; III) Неолит15)Дайте определение понятиям: «Тотемизм», «Фетишизм», «Анимизм».
Тотеми́зм — некогда весьма распространенная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Фетишизм – это религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. С почитанием фетишей (столбов, камней и др.) Аними́зм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
16)Объясните роль тотемизма, фетишизма и анимизма в процессе социального развития человека. (На основании трех примеров покажите связь этих ранних религиозных верований первобытных людей с современной культурой общества.-----------17)Назовите автора трудовой теории происхождения человека.Может Энгельс
18)Охарактеризуйте трудовую теорию происхождения человека.Энгельс доказывал, что в процессе эволюции создается предпосылка перехода человекообразной обезьяны к труду. С началом процесса изготовления орудий связывается и возникновение охоты, собирательства, расширение знаний о природе и окружающем мире. Развитие речи и мышления осуществляется по мере развития социальных форм общественной жизни. Постепенно общество заставляет природу служить человеку. Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми. Усложнение коммуникативного взаимодействия потребности обмена информацией обусловили появление языка и речи.
19)Выделите роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.  Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать всё более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку. Большинство из них при ходьбе опираются о землю средними фалангами согнутых пальцев рук и, поджимая ноги, продвигают тело между длинными руками, подобно хромому, ходящему на костылях. Рука служит преимущественно для целей собирания и удержания нищи, как это уже делают некоторые низшие млекопитающие при помощи своих передних лап.
С помощью руки некоторые обезьяны строят себе гнезда на деревьях или даже, как шимпанзе, навесы между ветвями для защиты от непогоды. Рукой они схватывают дубины для защиты от врагов или бомбардируют последних плодами и камнями. При ее же помощи они выполняют в неволе ряд простых операций, которые они перенимают у людей. Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств.
Подобно тому как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. А что представляют собой наиболее древние орудия, которые мы находим, - наиболее древние, судя до найденным предметам, оставшимся нам в наследство от доисторических людей, и но образу жизни наиболее ранних исторических народов, а также и наиболее примитивных современных дикарей? Эти орудия представляют собой орудия охоты и рыболовства; первые являются одновременно и оружием.
Но охота и рыболовство предполагают переход от исключительного употребления растительной пищи к потреблению наряду с ней и мяса, а это знаменует собой новый важный шаг на пути к превращению в человека. Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем и к приручению животных. Первое еще более сократило процесс пищеварения, так как оно доставляло рту, так сказать, уже полупереваренную пищу; второе обогатило запасы мясной пищи. Подобно тому как человек научился есть все съедобное, он также научился и жить во всяком климате.
Он распространился по всей пригодной для житья земле, он, единственное животное, которое в состоянии было сделать это самостоятельно. Благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность выполнять всё более сложные операции, ставить себе всё более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним. К охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Наряду с торговлей и ремеслами появились, наконец, искусство и наука; из племен развились нации и государства. Развились право и политика, а вместе с ними фантастическое отражение человеческого бытия в человеческой голове - религия.
20)Определите основные виды человеческой речи. Это — устная и письменная речь, диалогическая и монологическая речь, внешняя (звучащая и осознаваемая) и внутренняя (не сопровождаемая звуками и не осознаваемая) речь. Устной называется речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными по опыту предметами или явлениями.
Письменной называют речь, основанную на изображениях символов (знаков, букв, иероглифов) на каких-либо материальных носителях: на папирусе, пергаменте, бумаге, экране монитора, на любом другом зрительно воспринимаемом материале. Диалогическая — это речь, в которой участвуют как минимум два человека. Каждый из них произносит реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям
Монологическая — это речь, принадлежащая только одному человеку, произносимая с начала и до конца только им самим. Внешней (звучащей, осознаваемой) называют такую речь, которая осознается самим говорящим человеком и которая также воспринимается другими людьми. Внутренняя речь — это особая разновидность речи, которая участвует в управлении только внутренними, психологическими процессами, происходящими в голове человека. 
21)Назовите представителей научного направления «философская антропология».
Макс Шелер;Плеснер; Гелен; Э. Ротхаккером, Э. Хен-гстенбергом, М. Ландманом 
22)Охарактеризуйте концепции сущности человека в философской антропологии Гелена, Плесснера и Шеллера. по Гелену, человек по причине биологич. недостаточности предопределён к деятельной активности, реализующей себя в различных формах культуры; у Плеснера подчёркивается эксцентрич. природа утратившего свою самость человека, «приговорённого» в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию; У Шелера человек — не столько биологическое, но гл. обр. духовное существо, выделяющееся способностью к «чистому созерцанию вещей»
23)Что является крайним проявлением социологизаторской и биологизаторской концепций развития человека.Сторонники биологизаторские направления (с.-х. Холл, Д. Селли, Ш. Бюзер, Д. Мэйли и др.). Исходят из признания того, что все психические особенности человека являются врожденными, смена периодов развития, возникновения различных психических процессов, свойств, качеств личности обусловлены наследственностью. Психическое развитие они рассматривают как постепенное количественное развертывание, созревание наследственных структур (способностей, интересов, черт характера), которые ребенок наследует так же, как строение тела, черты лица, форму рук подобное.
Согласно современным биологизаторские концепций социальные формы поведения представлены в человеке особыми генами (материальными носителями наследственности), отобранными в процессе эволюции. Биологизаторские концепция является односторонней, часто используется как ширма теми, кто не хочет или не умеет воспитывать других и себя, пытается все недостатки объяснить отрицательной наследственностью, против которой человек бессилен.
Источники социологизаторского направления начатые еще в средние века теорией tabula rasa, согласно которой психика человека в момент рождения является «чистой доской», однако под влиянием внешних условий, воспитания в ней постепенно возникают присущие человеку психические качества. Представителем этого направления был французский философ Клод Анри Гельвеций (1715-1771),
считавший, что все люди рождаются с одинаковыми природными данными, а дальнейшая неравенство их умственных способностей и моральных качеств обусловлено неодинаковыми внешними условиями и воспитательными воздействиями. Одним из проявлений социологизаторской концепции развития была распространена в 20-30-е годы XX в. социогенетический теория, сторонники которой доказывали, что основным фактором психического развития ребенка является приспособление ее к социальной среде. На современном этапе распространена теория конвергенции биологического и социального факторов. Согласно ейпсихология детей и психическое развитие обусловливается взаимодействием наследственности и среды: наследственности отводится определяющая роль, среде - роль регулятора условий, в которых реализуется наследственность.
24)Раскройте сущность социологизаторской и биологизаторской концепций развития человека на основании трех примеров из истории или художественной литературы.К биологизаторским концепциям относится расизм, который, как уже говорилось, исходит из того, что в главном, существенном природа человека определяется его расовой принадлежностью. Подобно расизму, дискредитировало себя другое биологизаторское течение — социал-дарвинизм, довольно влиятельный в конце XIX и начале XX века. Его сторонники пытались объяснить явления общественной жизни (такие, например, как борьба классов), опираясь на учение Дарвина о естественном отборе и эволюции (так, они делали вывод о том, что представители высших классов занимают ведущее место в обществе, поскольку наиболее высокоразвиты).
Для философского осмысления тех опасностей, которые таят в себе социологизаторские трактовки человека, очень многое дает популярный в прошлом столетии жанр антиутопий — литературы, описывающий вымышленное общество, в котором господствует примитивный, одномерный социальный идеал. Ярким примером антиутопии может служить роман английского писателя О. Хаксли «О, дивный новый мир» (1932), повествующий о стране, в которой искусственным путем воссоздаются разные типы человеческих существ, заранее приспособленных к тем или иным видам труда, но ограниченных во всех других отношениях. Впрочем, систематическое истребление миллионов людей, своего рода выбраковка «неполноценного человеческого материала», проводившаяся, например, гитлеровцами, — это, увы, не вымысел, а реальность XX столетия.
25)Выделите основные социальные (духовные) признаки человека. Духовные признаки - нравственность. Красота души человеческой - её нужно увидеть, осознать...Человек нравственный не станет совершать дурных поступков, потому понимает, что это глупо. Иимум сказал о 2 признаках.Его последователей узнают по любви и по делам.Не по словам,а по поступкам. Отличительная черта духовного человека - это его уравновешенность и необыкновенная целостность, искренность и неподкупная стойкость, полная гармония с самим собой и миром Истины, в котором живет такая личность.
Духовность обозначает такие высоко нравственные качества, с которыми согласны все люди, какими бы индивидуальными особенностями они ни обладали, это такие взаимоотношения между людьми, которые ценимы в любом обществе, и испокон веков проявляются в милосердии, сострадании, взаимопомощи, уважении, любви к ближнему. 
Человек духовный не может быть жадным, неудовлетворенным, так как он имеет внутри себя то, что дает ему полное удовлетворение и что превыше всех материальных ценностей - это его духовность, что дает ему радость, не сравнимую с внешним обладанием вещами или властью. Он полностью бесстрашен, так как имеет высшее достояние, возможное в этом мире, которое он не променяет ни за что, и не поступится ничем, и свою жизнь он подчиняет высшему благу. Все Божественные заповеди имеют общий корень и источник в так понимаемой духовности.
26)На основании трех примеров из истории или художественной литературы выделите три основные признака отличающие нравственно-социальные запреты человека отстадных инстинктов животных. Объясните содержание примеров.-------
27)В чем, по Вашему мнению, заключается современная проблема антропосоциогенеза. Приведите три примера
Современная проблема антропосоциогенеза заключается в том человек в некотором смысле деградирует в нравственном отношении. Зачастую поведение человека можно прировнять к поведению животных. Также можно учесть и то, что некоторые потребности, присущие животным, характерны и для человека. И именно от некоторых таких потребностей человек, обладая здравомыслием и разумом, может отказаться или воздержаться или даже ограничить себя в чем то. Примеры:1)Находясь в автобусе, человек не всегда может уступить место в автобусе какой-то старушке. 2) Парочка стоит на остановке прилюдно целуется (ну лапают друг друга на глазах у всех) и все смотрят на них осуждающе. 3) Мужчина, находясь в состоянии алкогольного опьянения, стал мочиться в общественном месте, несмотря на присутствующих поблизости людей. 28)Охарактеризуйте проблему смысла жизни и смерти человека.Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.
Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и знание человека. Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя!!!
 изучение смерти как целостного явления  предполагает развитие психологических, социологических, культурологических подходов.  В контексте биологических исследований смерть рассматривается как важнейший  эволюционный механизм, обеспечивающий действие естественного отбора, своего рода "плата" за возможность развития и усложнения организации.  В науках, изучающих общественную жизнь, человеческая смертность рассматривается  как фактор, воздействующий на развитие материального и духовного производства.
 социальный смысл смерти  заключается в том, что она является одним из механизмов, стимулирующих развитие культуры (Э. Фромм и др. психологический смысл смерти усматривается в том, что она способствует  внутреннему развитию человека, тем самым смерть придает смысл жизни. и биологически, и психологически в человеке  заложена способность внутреннего принятия смерти и наделения ее смыслом. 
29)Охарактеризуйте проблему бессмертия человека.Проблема бессмертия - основная, самая главная проблема человеческой жизни, и лишь по поверхности и легкомыслию человек об этом забывает. Иногда он хочет убедить себя, что забыл, не позволяет себе думать о том, что важнее всего. Все религии, начиная с зачаточных религиозных верований дикарей, строились в отношении к смерти. Человек есть существо, поставленное перед смертью в течение всей своей жизни, а не только в последний час жизни. Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие. Смерть есть явление еще внутри жизни, а не по ту сторону, самое потрясающее явление, пограничное с трансцендентным.
Сильное страдание всегда ставит вопрос о смерти и бессмертии. Но и всякое углубление жизни ставит все тот же вопрос. Было построено много типов религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти и достижении реального или призрачного бессмертия: спиритуалистическое учение о бессмертии души; учение о перевоплощении душ; мистико-пантеистическое учение о слиянии с Божеством; идеалистическое учение о бессмертии идей и ценностей; христианское учение о воскресении целостного человека; притупление остроты проблемы смерти через слияние с коллективной жизнью на земле и через возможность земного счастья. Спиритуалистическое учение о бессмертии души сулит бессмертие лишь части человека, а не целостному человеку.
Учение о перевоплощении еще менее дает бессмертия целостному человеку, оно предполагает его разложение на отдельные элементы и ввержение человека в космический круговорот, оставляет его во власти времени. Человек может перейти в нечеловеческий род существования. Учение о слиянии с божеством не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Идеалистическое учение также не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Отворачивание от темы о бессмертии через обращенность к грядущему счастью человечества говорит о неразрешимости этой темы и о вражде к ее постановке. Только христианское учение о воскресении целостного человека отвечает на поставленный вопрос, но с ним связано много трудностей.

Приложенные файлы

  • docx 24018495
    Размер файла: 53 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий