Билет № 5 и № 6


БИЛЕТ № 5
Понятие массово-информационного процесса. (6)
Семь основных видов информационно-психологического воздействия ("азбука пропаганды"). (5)
Подготовить телевизионный stand up на следующую тему: "Будущие специалисты по PR на экзамене по теории и практике массовой информации в РосНОУ". (8)
1. Понятие массово-информационного процесса.(Инфоуроборос, определения информации и коммуникации)
Три условия существования всех и всяческих систем:
ввод (input);
переработка (processing);
вывод (output).
Схематично массово-информационный процесс можно изобразить следующим образом:
Ж → Т (И) → А
Где журналистика (Ж) несет определенную информацию (И), заключенную в разнообразных текстах (Т) для аудитории (А). В идеале полученная аудиторией информация «работает», становится источником новой информацией, которая посредством «обратной связи» возвращается к журналистам. В действительности, далеко не вся переданная журналистом информация оказывается принятой, и, тем более, сообразно замыслу журналиста освоенной. В целом эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из двух составляющих.
1. Из информационной насыщенности текста, т. е. наличия в нем большого объема потенциальной информации.
2. Из высокой информативности текста, т. е. максимальной реализации его потенциала при столкновении с аудиторией, что и означает его высокую реальную эффективность.
Т. о., журналисты должны добиваться высокой информационной насыщенности в каждом тексте. Для этого существуют определенные правила, которые необходимо применять в практической деятельности. Эти правила формулируются в соответствии с тремя этапами массово-информационного процесса: фиксацией действительности и ее первичным отображением; созданием журналистского текста и освоением текста аудиторией.
В соответствии с этими тремя этапами «текстовую деятельность» журналиста описывают с трех сторон: семантической, синтактической, прагматической.
Семантика текста – это характер его отношений с действительностью (что и как отображено).
Текст должен обладать таким свойством, как небанальность, т. е. должен содержать оригинальность сведений. Проявления небанальности различны: это и новизна информации, наличие сведений, ранее неизвестных аудитории; это и углубление, систематизация уже известной информации; это и новая интерпретация уже имеющихся данных. Необходимо заметить, что неэффективна не только давно известная информация, но и совершенно новая. Лишенная основы из заранее накопленных знаний, она не будет воспринята аудиторией должный образом.Синтактика текста – это характеристика его внутренней структуры (как организован текст).
Следующее требование к тексту - его декодируемость, доступность сообщения для понимания. Журналист должен учитывать языковую стихию аудитории. Некоторые молодежные издания, например, излишне усердствуют в стремлении соответствовать манере общения своих читателей, пытаясь копировать современный сленг. Журналисту должен быть известен "код культуры" аудитории, т. е. уровень ее образованности. В период резкого социального расслоения нельзя не учитывать социальную позицию аудитории.
Прагматика текста – характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).
Требование релевантности (от англ. "relevant" – уместный, относящийся к делу) подразумевает ценность, значимость сведений для аудитории. Свойством релевантности в наибольшей мере обладают тексты, которые соответствуют потребностям и интересам аудитории. Интерес обычно руководит поиском информации интерес, а потребности проявляются не так остро.
Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории.
Информированность – это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности.
2. Семь основных видов информационно-психологического воздействия.
1 – Навешивание ярлыков (name calling);
простой приём, который можно наблюдать на телевидении, в комментариях ЖЖ Навального, Эха Москвы, да и в повседневной жизни. Он заключается в выборе оскорбительных метафор, названий, уничижительных эпитетов, названий для конкретных личностей, категорий людей, явлений. Яркие примеры последнего времени: «Хомячки Навального», «Креаклы», «Либерасты» по отношению к либерально настроенным людям, «Нашисты», «Кремлеботы» по отношению к сторонникам действующей власти, «Фашисты», «Нацики» по отношению к националистам; сознательное перевирание и коверкание имён: «Овальный/Анальный», «Путлер», и т.д. С помощью этого приёма относительно легко можно опорочить, вызвать неприязнь к целой группе людей или к личности.
2 – «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» (glittering generality);
практически полная противоположность предыдущего приёма. Он заключается в подмене названия социального явления, идеи или группы людей на более общую, имеющую ярко позитивную окраску. Этот приём эксплуатирует положительные эмоции людей по отношению к словам «мир», «свобода», «счастье», «патриотизм», «демократия» и т.д. С помощью этого приёма общеизвестному явлению приписываются свойства, качества, взгляды, присущие конкретной личности или группе. Иллюстрацией может служить подмена понятия «православие» более общим, заведомо положительным словом «вера», определение России как «энергетической сверхдержавы», либо напротив, как «сырьевого придатка», и т.д.3 – «Перенос» (transfer);
приём, заключающийся в искусном, незаметном и ненавязчивом для большинства людей распространении авторитета и престижа того, что ими ценится, на то, что им преподносит источник коммуникации. С помощью приёма инициируются ассоциативные связи объекта с чем-либо, имеющим ценность и значимость. Например, называть патриотизмом лояльность к действующей власти, снимать президента на фоне гордо реющего флага страны (так же, как олимпийских чемпионов), и т.д.
4 – «Ссылка на авторитеты» или «освидетельствование» (testimonial);
широко распространённый приём заключается в приведении высказываний личностей, обладающих высоким авторитетом, или наоборот, вызывающих отрицательную реакцию у целевой аудитории. Высказывания должны содержать оценочные суждения о людях, идеях, организациях, выражать осуждение или одобрение. Приведение часто вырванных из контекста цитат классиков, видеообращение террориста Доку Умарова (кстати, вот вам и навешивание ярлыков — никто не знает, чего этот Умаров добивается и за что воюет, но все знают, что он — террорист) перед выборами президента, где он высказал своё неодобрение правящей партии, цитирование Ленина в разговорах с коммунистами, и т.д.5 – «Свои ребята» или «игра в народность» (plain Folks);
преподнесение отдельной личности как человека из народа, простого обывателя, такого же, как и его целевая аудитория. Может быть использована (или написана с нуля) биография человека, может быть использован специфический для аудитории сленг. Примером может служить незабвенное «Мочить в сортирах», истории про детство Ильича, назначение рабочего УралВагонЗавода полпредом, недавняя утка про ветерана чеченских войн Сергея Масленицу и т.д. С помощью этого приёма у целевой аудитории формируется доверие к объекту, позитивное отношение на уровне «свой-чужой».
6 – «Подтасовка карт» (card stacking);
приём заключается в однобоком, тенденциозном преподнесении фактов, когда оглашаются только положительные, или наоборот, исключительно отрицательные стороны личности или явления, а иные — замалчиваются. «Навальный украл лес», «Лимонов — педик», «При Сталине такого не было» или, напротив, «Кровавый сталинский режим» — иллюстрация этого приёма. Основная цель приёма — используя односторонний подбор фактов, показать привлекательность или, напротив, неприемлемость какой-либо точки зрения или идеи.
7 – «Общая платформа» или «вагон с оркестром» (band wagon).
также называют «Вагон с оркестром», «Общая платформа». Этот приём заключается в подборе фраз, которые требуют единомыслия или единообразия в поведении, создают уверенность, что так делают все: «Ни один нормальный человек не скажет, что...», «Любой вменяемый человек знает, что...», «Все россияне видят, что...», «На Хабре же сидят образованные люди, вы должны понимать, что...» и т.д. Этот приём вызывает у человека ощущение, что большинство членов социальной группы, к которой он себя относит, или хотел бы относить, или мнение которой значимо для него, считают именно так, а не иначе, имеют конкретные ценности, идеи, разделяют одну точку зрения.
3. Подготовить телевизионный stand up на следующую тему: "Будущие специалисты по PR на экзамене по теории и практике массовой информации в РосНОУ".
stand up – жанр телевизионной журналистики: прием, когда репортер работает непосредственно в кадре, часто — на месте освещаемого события.
БИЛЕТ № 6
Группы закономерных тенденций функционирования массовых информационных процессов в обществе. (2, 6)
Шесть способов преобразования информации при манипулировании; четыре способа искажения новостей. (5)
Распределите предложенные живописные произведения по личностным архетипам К. Юнга, ориентируясь на используемые в произведениях сюжет, цветовые гаммы и композиционные решения. (7)
1. Группы закономерных тенденций функционирования массовых информационных процессов в обществе.
(Инфоуроборос, Что такое система (презентация) + на основе 10 слайда можно сделать свою схему), определения информации и коммуникации)Сущность информации, содержание массовых информационных процессов в обществе, формы и методы массово-информационной деятельности не являются принципиально новыми предметами научного познания и исследования в России. Еще в середине XX в. они стали объектом пристального внимания отечественных ученых, представляющих различные отрасли науки. В традиционном для научной мысли понимании мы рассматриваем массовые информационные процессы как процессы общения, поскольку именно социальной потребностью в обмене информацией объясняется формирование и становление различных форм общения и соответствующих им информационных потоков. Массовое общение рассматривается как непременное условие формирования и развития личности. Об этом свидетельствует деятельностная концепция развития личности, активно разрабатываемая в философской и социологической литературе, в трудах по педагогике, психологии, этике, теории и практике воспитания и обучения. Однако в большинстве этих работ доказывалась и доказывается необходимость отойти от общепризнанной теории и дополнить существующую концепцию развития личности путем ее синтеза с другими основополагающими принципами анализа духовной жизни общества и человека. Так возник вопрос о взаимодействии деятельностного подхода и концептульной оценки роли общения как процесса обмена информацией. В результате появилось немало работ, посвященных изучению данной проблемы. Общеизвестно, что деятельность человека осуществляется в диалектической взаимосвязи различных сторон, в том числе общения, познания и практики. Поскольку личность формируется и развивается только в процессе деятельности, то становление и социализация ее качеств также протекает в диалектическом единстве указанных трех сторон. При этом непременным атрибутом и познания, и практики выступает общение. Различают также личностное и массовое общение. В самом общем виде массовым называют общение, ориентированное на связь с большими группами людей. Особой интерес этот вид общения стал вызывать среди ученых в связи с развитием средств массовой информации и вследствие расширения безличных форм контактов между людьми. Соответственно в первом случае массовое общение обычно отождествляется с общением при помощи средств массовой информации: сообщения адресуются массам людей, большим социальным группам. Во втором случае массовым считается общение, которое имеет место при множественных, чаще всего непосредственных контактах людей (собрание, митинг и т.п.). Выделить признаки массового информационного процесса. По нашему мнению, к ним следует отнести: а)размах циркуляции в информационном поле; б) время циркуляции; в)направленность движения;г)эмоциональную окраску информации;д)способ и цель ее производства. Данные признаки можно принять в качестве параметров циркуляции информации в обществе. Такие параметры служат главным показателем, по которому можно судить о необходимости и потенциальной целесообразности существования данного информационного потока. Размах циркуляции — от минимального, ограниченного техническими возможностями канала информации и спецификой информационных потребностей и интересов аудитории, до максимального во времени и пространстве. Минимум размаха циркуляции наблюдается при передаче информации какой-то части массовой аудитории, объединенной одним или несколькими системообразующими признаками, не подверженной дальнейшему движению. В данном случае информация имеет строго определенную адресную направленность и ограничена рамками определенного информационного поля. При максимальном же размахе информацией охвачена вся совокупность массовой аудитории. Время циркуляции — минимально от рубежа однократности передачи информации до практически неопределенных временных пределов (одна и та же информация в различной интерпретации может дублироваться бесконечное множество раз). В первом случае информация передается с целью ознакомления с событием или фактом, не имеющими широкой общественной значимости. Во втором случае речь идет об информации повышенной социальной ценности, отличающейся непреходящим значением для потребителя. Она передается и используется длительно. Таким образом, время циркуляции в значительной степени определяется социальной значимостью информации. Направление движения может быть либо горизонтальным (между структурами одного социального уровня), либо вертикальным (между структурами разных социальных уровней), что наиболее характерно для массовой социальной информации. В любом случае движение информации направлено от источника к потребителю. Ямоиионалъная окраска определяется качественными параметрами информации. Чем выше информационная насыщенность сообщения, а значит социальная значимость и ценность для потребителя, тем больше ее эмоциональная нагрузка. \ Способ производства может быть персонифицированным (Авторским) и безличным. Персонифицированная информация содержит указание на авторство. Безличная информация производится либо профессиональной группой (редакцией), либо конкретным автором, но без ссылки на него. Последний высту-пает\здесь как исполнитель определенного социального заказа и выражает не свое личное, а групповое отношение к сообщаемому, что подчеркивается определенным ритуалом оформления подачи информации. В первом случае отношение к явлению, событию, факту выражается непосредственно, во втором — опосредованно. Цель производства едина — воздействие на массовую аудиторию. Внутренне же эта цель подразделяется на ряд конкретных задач, в числе которых можно выделить: достижение согласия, побуждение к определенным действиям, изменение социально-психологического и эмоционального состояния людей.
2. Шесть способов преобразования информации при манипулировании, четыре способа искажения новостей.
Способы преобразований
1 – Искажение;
Искажение информации, как способ манипулирования, представляет собой либо откровенную ложь, либо подтасовку фактов таким образом, чтобы полностью терялся всякий изначальный смысл сообщения. И более того, чтобы сообщение наполнилось совсем другим смыслом, угодным манипулирующему.
2 – Утаивание (избирательность);
Утаивание информации, как способ манипулирования, заключается в том, чтобы ввести адреса влияния в заблуждение, исказив смысл сообщения за счет важного недостающего звена в цепи информации. Если информация состоит как из условно негативных, так и из условно позитивных фактов, то манипулирование информацией посредством утаивания осуществляется за счет утаивания одних фактов, например положительных, для того, чтобы семантический смысл сообщения был сформирован негативными фактами.
3 – Способ подачи (компоновка);
Способ подачи информации часто оказывает значительное влияние на те выводы, которые делает из сообщения адресат. Представьте себе, что информация идет сплошным массивом, без пауз, без абзацев, и ее избыточно много.
Это вынуждает адресата сообщения разгребать завалы информационного мусора, чтобы найти в них рациональное зерно. И, зачастую, смысл сообщения искажается именно избыточностью информации в целом.
Другой крайностью способа подачи информации является выдача ее мелкими порциями и растягивание во времени. Такую растянутую во времени информацию, де еще и выданную мелкими порциями чрезвычайно сложно увязать воедино для того, чтобы сделать для себя в результате верные выводы.
Другим манипулятивным способом подачи информации является, например, показ по телевидению подборки курьезов и ляпов, вслед за которой демонстрируется репортаж о голодовке протеста. Тогда такая голодовка протеста воспринимается с оттенком курьезности, и вникнуть в содержательную причинную часть этого сообщения становится уже гораздо труднее.
4 – Время подачи;
К интересным наблюдения в своих исследованиях подачи информации пришел В. Х. Рикер. Он обратил внимание, что по одним и тем же вопросам, поставленным на голосование, могут выносится совершенно разны решения в зависимости от того порядка, в котором они рассматриваются! То есть, например, смещая важные, но противоречивые вопросы в конец голосования, можно добиться по ним гораздо меньшего сопротивления и большего согласия! А это, согласитесь, ни что иное как манипулирование.
5 – Подпороговая подача;
В статье Всегда ли можно заметить или услышать скрытое манипулирование чуть более подробно освещаются вопросы подпороговой подачи информации. Если формулировать кратко, то подпороговая подача информации заключается в том, что бы влиять на наше подсознание, которое в отличие от сознания, не обладает критичностью.
Такие приемы используются, например, в средствах массовой информации, когда смена музыкальной мелодии в тот момент, когда в сообщении передается материал должный оказать влияние, побуждает обратить на него внимание слушателей. На радио и в СМИ прием, когда в основную фонограмму производится отдельное вторжение, называется ”отбивка”.
6 – Перегрузка сведениями.
Четыре вида искажения новостей
1 – Персонализация (концентрация внимания на конкретных личностях);
2 – Фрагментация (представление политики как последовательности сцен);
3 –Драматизация (отбор информации не по важности, а по развлекательности);
4 – Локализация (новость как частная проблема).
3. Распределите предложенные живописные произведения по личностным архетипам К. Юнга, ориентируясь на используемые в произведениях сюжет, цветовые гаммы и композиционные решения.
Правитель:
Ценности:власть, статус, престиж, контроль. 
Проявление архетипа:человек, который стремится управлять другими людьми, держать все под контролем. Энергичен, напорист, уделяет внимание своему имиджу. Старается занять высокое положение в обществе, укрепить свой авторитет и власть.
Мотивация: воля, доминирование, удержание превосходства, руководство, контроль, статус, власть.
Герой:
Ценности:профессионализм, победа, предприимчивость, деньги.
Проявление архетипа: легко справляется  со сложным делом, требующим профессионализма.  Его естественная среда - поле битвы, спортивное состязание, работа, т.е. там, где  трудности требуют мужественных и энергичных действий. С готовностью принимает  вызов судьбы. Ловок и предприимчив.
Мотивация: агрессивность, соревнование, завоевание, мастерство, предприимчивость, деньги.
Ребенок (буйство красок, достаточно простых, со смещением скорее в пастельные сочетания, чем в сложные грязноватые оттенки; динамика в композиции, причем движение скорее всенаправленное, чем устремленное к четко заданной цели; обращение к образам игры, открытий, невероятных и сказочных сюжетов; «неформальная», чуждая академичности графика):
Ценности:радость жизни, веселье, беззаботность, новые возможности.
Проявление архетипа: человек, который считает, что жизнь прекрасна и удивительна. Для него жизнь - это веселая игра, праздник и развлечение. Оптимист, фантазер и выдумщик, он открыт всему новому, готов  постоянно экспериментировать.
Мотивация: новизна, игра, перспективы, обновление.
Любовник:
Ценности:привлекательность, сексуальность, страстность, чувственность.
Проявление архетипа: человек, который склонен к проявлению бурных эмоций. Ценит прекрасное, следит за модой, общителен. Старается всегда быть привлекательным и в центре внимания.
Мотивация: сексуальная привлекательность, эмоциональность, чувство прекрасного, искусство.
Хранитель (эмоциональная сдержанность; спокойствие композиции, отсутствием ярко выраженной динамики; активное использование цвета, правда, не очень яркого, скорее оптимистичного и теплого, создающего ощущение уюта):
Ценности:комфорт, расслабление, покой, наслаждение.
Проявление архетипа: человек, для которого очень важно ощущение комфорта - удобная одежда, вкусная еда, хорошее здоровье, полноценный отдых. Он стремится жить без стрессов, ценит стабильность, уют и покой.
Мотивация: защищенность,  состояние здоровья, удобство, расслабление, наслаждение, консерватизм.
Философ (сдержанная или ахроматическая цветовая гамма; четкость в построении композиции, разделенной на определенные смысловые блоки, связанные между собой очень логично; умеренность, возможно, симметричность; отсутствие бурной эмоциональности; академичность и реалистичность в графике):
Ценности:ум, объективность, логичность, знания.
Проявление архетипа: человек, который старается во всем быть объективным. Рассуждает логично, старается все разложить "по полочкам". Не склонен к проявлению эмоций.
Мотивация: логичность, планомерность, педантизм, знания, закон, мудрость.
Искатель:
Ценности:поиск индивидуальности, свобода, реализация, открытие тайн.
Проявление архетипа: человек, который стремится быть не таким как все, отстаивает свою индивидуальность. Его привлекают тайны природы, загадки истории. Он стремится познать смысл жизни, найти свое призвание.  Любит философствовать, путешествовать наяву и в своих фантазиях.
Мотивация: раскрытие загадок природы и истории, поиск индивидуальности, интуиция, свобода.
Славный малый:
Ценности:доброта, душевность, верность, мораль.
Проявление архетипа:человек, для которого очень важны дружба, взаимоуважение, верность слову, семейные ценности. Большое внимание в своей жизни уделяет человеческим взаимоотношениям, сентиментален. Ценит свою принадлежность к коллективу, "чувство локтя", душевность и искренность. Проявляет заботу и внимание к своим друзьям и близким.
Мотивация: принадлежность, взаимоотношения, привязанность, забота, семья, гуманность. 

Приложенные файлы

  • docx 23923641
    Размер файла: 36 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий