силабус 2016-5-1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева
Институт Базового образования им. Аль Машани
Кафедра «Общественные дисциплины»
194310045085
«Утверждаю»
Директор института
ПРОГРАММА КУРСА (SYLLABUS)

по дисциплине Философия
для студентов всех специальностей
Форма обучения очная
Всего 3 кредита
Курс 2
Семестр 3,4
Лекций 15 часов
Практические (семинарские) занятия 30 часов
Рубежный контроль (количество) 2
СРОП 45 часов
СРC 45 часов
Всего аудиторных часов 45
Всего неаудиторных часов 90
Экзамен семестр 2
АЛМАТЫ 2016
Описание курса:
1 Общая характеристика дисциплины:
Философия стремится к выделению универсального содержания, смысла и значения вещей, ситуаций с целью помочь каждому человеку найти обоснованные и практически значимые для него мировоззренческие ориентиры, жизненные убеждения и позиции. Она учит правильно мыслить и действовать, помогает искать и находить пути и способы жизни в согласии с собой и с окружающим миром.
2 Цели и задачи изучения:
- развитие конструктивного критического мировоззрения и мышления
- развитие профессионализма, профессионального отношения к труду, к практической жизни
- выработка своего видения и понимания проблем жизни, практики, познания
- умения аргументировано обосновывать и отстаивать свои взгляды, позиции, вести дискуссию, полемику, конструктивный диалог
- развивать навыки личности, свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры.
- понимать специфику философии как науки, мировоззрения, нравственного учения, видеть ее жизненно-практическую природу и предназначение
- знать основные понятия, темы, школы и персоналии философии для овладения историческим опытом научно-критического и творческого мышления
3 Содержание курса
3.1 Лекционные занятия
3.1.1 Введение в философию
История философии как школа критической и творческой мысли
3.1.2 Философия Древнего Востока
3.1.3 Античная философия.
3.1.4 Средневековая философия
3.1.5 Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения.
3.1.6 Немецкая классическая философия. Марксистская философия.
3.1.7 Казахская философия
3.1.8 Современная философия
Теоретические проблемы философии
3.1.9 Онтология: основные понятия и принципы
3.1.10 Идея развития в философии
3.1.11 Гносеология. Формы и методы познания
3.1.12 Проблема сознания в философии. Общественное сознание.
3.1.13 Социальная философия
3.1.14 Философия человека.
3.1.15 Социально - философские проблемы науки, техники и технических наук
3.2. Семинарские занятия
3.2.1 Введение в философию
1 «Зачем нужна философия?” «Философия учений» и «реальная философия».
2. Мировоззрение – «образ мира», определяющий жизненные позиции, программы поведения и поступки людей.
3. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, наука. Их особенности.
4. Специфика философского мировоззрения. Структура и функции философии.
5. Философии в современном мире. Философия и наука.
Учебная литература:
1 Мераб Мамардашвили. Введение в философию. В кн. Философские чтения, С.-Птб.,2002, 4-11
2 Бертран Рассел. Что такое философия? http://you-books.com/book/B-Rassel/Chto-Takoe-Filosofiya-Intervyu3 Карл Ясперс. Введение в философию. Истоки происхождения философии. http://society.polbu.ru/yaspers_intphilosophy/ch01_i.html4 Мотрашилова Н.В. Рождение и развитие философских идей .М.1991 с.72-78
5 Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2010, с. 4-45
http://www.alleng.ru/d/phil/phil016.htm
Методические рекомендации:
Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о смысле жизни, о добре и зле. Эти мировоззренческие вопросы, заново решаемые новыми поколениями, называют “вечными”, они составляют и предмет интереса философии. Особое внимание следует обратить на то, как философия ставит и обсуждает эти вопросы, актуальны ли эти вопросы в наши дни.
Темы эссе (предлагаемая тематика здесь и далее носит рекомендательный характер, каждый может выбрать интересующую его тему).
1. Объясните слова М. Мамардашвили: "Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо идеология — средство достижения единомыслия, в том числе по мировоззренческим проблемам, а философия — это индивидуальная мыслительная деятельность"
2. Древние мудрецы считали, что человек должен тридцать лет учиться, тридцать лет путешествовать и тридцать лет работать — писать книги, философствовать и т.д. Для нас такая схема явно не годится. А какую хронологию жизни можете вы предложить?
3.2.2 Семинар №2 Философия Древнего Востока
1. Специфические черты восточных цивилизаций.
2. Веды и основные философские учения Древней Индии
3. Политика и мораль в учениях древнекитайской философии.
Учебная литература:
1 Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., Владос, 2003. (разд. Обзор индийских и китайских учений, с. 44-58 ) http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2012/11/20/history_philosophy.pdf
2 Дж. Кэмпбелл Мифы, в которых нам жить. М.: ИД «Гелиос», 2002. («Разделение Востока и Запада», с. 61-80)
3 Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2010, с. 75-99
4 Наставник и ученик. Дзенские притчи. М.: Эксмо, 2009
5 Буддистские притчи www.newacropol.ru
Методические рекомендации:
Необходимо показать как особенности восточной культуры и цивилизации отражаются в индийской и китайской философии. Покажите различия Раскройте
Темы эссе:
1.Почему золотое правило поведения называют золотым?
Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы,
чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.
Конфуций «Беседы и суждение» http://lunyu.ru/
2. Индийское мировоззрение основано на принципе правильного действия: важно не то, что ты думаешь о
богах, о происхождении мира и устройстве Вселенной, а то, как ты себя ведешь - точнее, насколько твое
поведение соответствует законам внутреннего мира. «Если желаешь, чтобы мир изменился, — стань этим
изменением»
3. Как можно понять выражение «Когда срывают травинку, вздрагивает вся вселенная».
3.2.3 Античная философия
1. Античная философии как основа западной культуры и цивилизации
2. Натурфилософия и антропология античности
3. Философия Платона и Аристотеля
4. Римская философия
Учебная литература:
1 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991., с. 39-71
2 Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., Владос, 2003, с.19-43; 59-167
3 Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2010, 46-74
Методические рекомендации: Обратить внимание на то, что в античной философии была разработана
концепция не страдающего, а действующего человека, сущность которого вытекает из его социальной
природы. Его призвание - познавать и творить добро.
Темы эссе:
1. 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал
четыре фрески. Среди них — «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и
Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на
землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах
античных мыслителей?
Античная философия: Сократ, Платон и Аристотель http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-aristotelya.htm
2. Что означают слова Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю”? — Дайте свой комментарий.
3. Известный древнегреческий афоризм призывает: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».
Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.
3.2.4 Средневековая философия (Запад-Восток)
1 Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика.
2 Спор об универсалиях. Номинализм и реализм.
3 Средневековая арабская философия. Перипатетизм.
Учебная литература:
1 Этьен Жильсон Философия в средние века. М., Республика, 2004, с. 8-12
2 Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., Владос, 2003, с.177-255
3 Философия. Учебник (под ред. В.Д. Губина и др.) М., 2001, с. 72-133
4 Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2010, с. 100-116
Методические рекомендации. Особое внимание следует обратить на тесную связь философии и религии
в период Средневековья. Она стала служанкой богословия и теологии. Её главная проблема – отношение веры и разума, основные направления - апологетика, патристика, схоластика, догматизм. Нужно показать как различия ислама и христианства нашли отражение в различии западноевропейской и арабской средневековой философии.
Темы эссе:
1.Что хотел сказать Гегель словами: «Когда среди христиан Запада исчезла наука, звезда Аристотеля
взошла в новом блеске среди народов, которые в позднейшее время снова познакомили Европу с
философией Аристотеля через арабо-иранских ученых».
Философские трактаты Аль-Фараби - articlekz.com
2. Один их основателей средневековой схоластики Боэций (V-VI вв.) считал, что порок никогда не остается
безнаказанным, т.к. быть порочным - это уже наказание. Согласны ли Вы с этим утверждением, обоснуйте
свою позицию.
3 Прокомментируйте высказывания Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить».
3.2.5 Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения
1. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения
2. Философия Нового времени как теория и методология науки.
3. Рационализм и сенсуализм Нового времени.
4. Философия Просвещения.
Учебная литература:
1 Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., Владос, 2003, с.256-283; 295-425
2 Философия. Учебник (под ред. В.Д. Губина и др.) М., 2001, с. 134-170
3 Бертран Рассел История западной философии, с.331-448
http://royallib.com/book/rassel_bertran/istoriya_zapadnoy_filosofii.html4 Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2010, с. 117-147
Методические рекомендации: В эпоху Возрождения и Нового времени возникает необходимость
философского осмысления новых научных открытий, разработка общей методологии познания. В связи с
этим необходимо дать характеристику эмпиризму и рационализму. Рассмотреть понятия
антропоцентризма и пантеизма. Раскрыть философское значение Просвещения.
Темы эссе:
1. Объясните высказывание Ф. Бэкона: "Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и
понимает, сколько постиг в порядке природы делом или размышлением и свыше этого он не знает и не
может". а) Какую роль человеку отводит в процессе познания Ф. Бэкон? Должен ли исследователь ждать,
когда природа сама себя проявит или он должен активно включаться в научный поиск?
б) Ограничивает ли Ф. Бэкон человеческие возможности в деле изучения природы? Поясните свой ответ.
3.2.6 Немецкая классическая философия. Марксистская философия
1. Основные идеи и принципы немецкой классической философии.
2. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии.
3. Объективный идеализм Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха
4. Основные идеи марксисткой философии. Марксизм в современном мире.
Учебная литература:
1 Бертран Рассел История западной философии, с.464-475; 481-492
2 Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., Владос, 2003, с.441-473; 494-553
3 Философия. Учебник (под ред. В.Д. Губина и др.) М., 2001, с. 171-182; 197-212
4 Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2010, с. 148-172
Методические рекомендации. Немецкая классическая философия представлена именами И. Канта, И. Г.
Фихте, В. Ф. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, Л. Фейербаха. Каждый из них своеобразен как личность и
мыслитель. Следует показать идейную общность этих разных философов. Необходимо раскрыть
новаторский и революционный характер марксистской философии, ее тесную связь с пролетарской
идеологией, проанализировать причины ее современного кризиса.
Темы эссе:
1.Согласно Канту моральные нормы должны носить характер безусловного, категорического императива.
Будет ли нравственным с этой точки зрения торговец, который не жульничает, не обманывает
покупателя, но получает прибыль от непроизведенного им товара?
2.Раскройте смысл афоризма Гегеля «все разумное – действительно, все действительное - разумно».
3.2.7 Казахская философия
1. Отражение кочевого образа жизни, быта и традиций казахов в их духовном мире, в устном народном творчестве, образном мышле¬нии.
2. Классики казахского просвещения. (Ч.Валиханов, А.Кунанбаев, И.Алтынсарин)
3. Алаш Орда и проблемы возрождения национальной культуры, языка и государственности.
Учебная литература:
1 Муханмадияр Орынбеков . Предфилософия протоказахов. Алматы, 1994, с. 104-144; 190-207
2 Серик Мырзалы. Философия. Уч., Алматы, 2010 (раздел «Казахскаяфилософия»)
Методические рекомендации: Рассмотреть религиозные верования, которые развивались в первом
тысячелетии: поклонение Тенгри, Жер-Су, Умай, культ Митры, приход ислама. Большое внимание
уделить философским взглядам Коркыта, аль-Фараби, Баласагуна, Кашгари, Яссауи.
Темы эссе:
1.Впервые в истории казахской философии Абай изложил концептуальное видение модели, сущности
зрелой личности. Почему Абай считал, что зрелой личностью человека делают три качества: разум,
сердце, воля?
2. Какие особенности казахской философии, на ваш взгляд, можно связать с культурой номадов-
кочевников?
3.2.8 Неклассическая и современная философия
1. Критический пересмотр основных принципов классической философии.
2.Основные школы иррациональной философии (волюнтаризм психоанализ, экзистенциализм).
3. Позитивизм и его исторические формы.
4. Феноменология, герменевтика. Постмодернизм
Учебная литература:
1 Бертран Рассел История западной философии, с.496-514; 526-541
2 Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., Владос, 2003, с. 554-568; 581-597; 620-644; 703-782
3 Философия. Учебник (под ред. В.Д. Губина и др.) М., 2001, с. 183-197; с. 530-625; 665-677
4 Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2010, с. 218-244
Методические рекомендации. Обратить внимание на отличие неклассической философии от
классического этапа ее развития. Иррационализм приходит на смену рационализму и занимает
господствующее место в западноевропейской философии. Рассмотреть какие имелись к этому идейные и
социальные причины. Дать характеристику постмодернизму как современному этапу развития западной
философии.
Темы эссе:
1. В чем смысл экзистенциальной концепции человека?
2. Можно ли считать бессознательное не только разрушительной, но и творческой, конструктивной
силой для личности, общества?
3.2.9 Онтология: основные понятия и принципы
1. Понятие бытия. Категория материи.
2. Основные виды бытия, их особенности.
3. Современная наука о материальности мира, пространстве и времени.
Учебная литература:
1 Философия. Учебник (под ред. В.Д. Губина и др.) М., 2001, с. 263-285
2 Мартин Хайдеггер. Время и бытие. В кн. Разговор на проселочной дороге. М., 1991, с. 80-101
Методические рекомендации: Бытие - наиболее широкая категория, которая фиксирует уверенность
человека в существовании окружающего мира и самого себя. Бытие - все то, что существует тем или
иным способом. Категория субстанция означает первооснову всего существующего, то, посредством
чего все многообразные вещи существуют. Категория материи, рассматриваемая в любой форме
материализма, прошла несколько этапов своего смыслового наполнения.
Темы эссе:
1.На вопрос «иметь или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил: «быть!». А как бы
Вы ответили на этот вопрос? Дайте развернутый ответ.
2.В чем существенное различие процессов отражения в живой и неживой природе? Расположите в
порядке усложнения следующие формы отражения: чувствительность, психика, сознание, мышление,
раздражимость, ощущения.
3.2.10 Идея развития в философии
1.Концепция развития. Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи
2.Исторические формы диалектики.
3.Диалектика и ее альтернативы
4.Основные законы и категории диалектики.
Учебная литература:
1 Учение о развитии. Лекция.
http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/FILOSOF/FILOSOF/METOD/K_L/WEBUMK/frame/11.htm Методические рекомендации:
Для понимания развития как целенаправленного изменения, важными являются вопросы источника,
причины, характера, движущих сил развития. Эти вопросы решаются в концепциях диалектики.
Темы эссе:
Известный древнегреческий афоризм призывает: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым,
ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость
вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к
пороку».
а) Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.
б) О каком законе диалектики здесь идет речь?
3.2.11 Гносеология. Формы и методы познания
1. Познание как предмет философии. Субъект и объект познания.
2. Чувственное и рациональное познание.
3. Проблема истины в философии.
4. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровень познания.
5. Формы и методы научного познания.
Учебная литература:
1 Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2010,с.302-320
2 Философия. Учебник (под ред. В.Д. Губина и др.) М., 2001, с. 286-302
Методические рекомендации: Проблемы познания составляют важный раздел философии. Следует
обратить внимание на основные подходы к обсуждению этих проблем в истории философии, на
расхождение материализма и идеализма. Необходимо хорошо усвоить каковы уровни и формы познания,
разобрать философское учение об истине. Особое внимание следует уделить вопросам специфики
научного познания, его методам.
Темы эссе:
1. В какой последовательности выступают следующие формы научного познания в реальном научном
процессе: теория, факт, гипотеза, проблема, научный факт, концепция? Объясните смысл этих понятий.
2. Объясните слова А. Пуанкаре «Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде
камней».
3.2.12 Проблема сознания в философии. Общественное сознание
1. Сознание – как форма отражения мира. Общественная природа сознания.
2. Сознание и язык. Язык и мышление. Сознание и самосознание.
3.Структура общественного сознания, уровни, формы. Общественная психология и идеология.
Учебная литература:
1 Философия. Учебник (под ред. В.Д. Губина и др.) М., 2001, с. 279-285
2 Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2010, с. 287-300
Методические рекомендации: Научная философия рассматривает сознание во взаимосвязи с
материальным миром, как свойство отражения. Общественное сознание есть отражение общественного
бытия в разнообразных социальных чувствах, взглядах, теориях. Оно обладает сложной структурой.
Рассмотреть по степени глубины отражения действительности, по способу отражения, по предмету
отражения;
Темы эссе:
1. Дайте критический анализ следующему рассуждению: «мозг выделяет мысль, так же как печень
выделяет желчь. Мозг материален, печень материальна, желчь материальна, значит, и мысль должна быть
материальна».
3.2.13 Социальная философия
1.Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система
2. Основные сферы общественной жизни.
3.Объективное и субъективное в общественно- историческом процессе.
4.Проблемы современного информационно-технического общества. Социальные и этические проблемы
научно- технического прогресса
Учебная литература:
1 Философия. Учебник (под ред. В.Д. Губина и др.) М., 2001, с. 355-383
2 Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2010,с. 356-379
Методические рекомендации: Обратить внимание на то, что философия формирует целостный взгляд
на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе. В
структуре общества выделяют несколько сфер: экономическую, политическую, социальную и духовную.
Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности человека.
Темы эссе:
«Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в
лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие
делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество». О
какой отличительной черте человеческой деятельности здесь идет речь?
3.2.14 Философия человека
1. Понимание человека в истории философии.
2. Природное, социальное и духовно-нравственное в человеке
3. Сущность и существование человека. Категории человеческого бытия: смысл жизни, творчество,
любовь, счастье, вера, смерть.
5. Свобода и ответственность личности в обществе.
Учебная литература:
1 Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2010, с. 415-466
2 Философия. Учебник (под ред. В.Д. Губина и др.) М., 2001, с. 455-478
Методические рекомендации: В силу своей сложности, многогранности проблема человека является
универсальной, поэтому человек - объект изучения многих наук. Философская концепция человека это
его природа, сущность, предназначение. Необходимо обратить внимание на проблему единства
природного и социального в человеке. Важно выделить свободу как фундаментальное свойство
человеческого бытия. Рассмотреть позитивные и негативные следствия демократизации общества,
вопросы прав человека.
Темы эссе:
1.А.С. Пушкин говорил в стихотворении “Я памятник воздвиг себе”: «Нет, весь я не умру/ Душа в
заветной лире мой прах переживет/ И тленья убежит». Как понимать эти его слова? Мы знаем, что
Пушкин умер давно, в 1837 году. А что же не умерло в нем, что осталось от него? Смертен человек или
бессмертен?
2.Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или он не то и не другое? Аргументируйте свой
ответ.
3.2.15 Социально-философские проблемы науки, техники и технических наук.
1. Генезис и развитие науки. Наука в современном мире.
2. Понятие научной революции. Эволюции и революции в науке
3. Философия техники, ее основные концепции
Учебная литература:
1 Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2010, с. 321-355
2 Философия. Учебник (под ред. В.Д. Губина и др.) М., 2001, с. 303-319; 434-454
Методические рекомендации: Показать закономерность возникновения науки, социальные факторы ее
формирования. Отметить возрастание роли науки в общественной истории, ее превращение в
материальную силу. Обратить внимание на исторический процесс сближения и слияния науки и техники.
Показать исторические изменения роли инженерного труда в обществе.
Темы эссе:
С точки зрения немецкого философа Х. Бека «техника является всем как встреча человеческого духа с
миром, при этом человек формирует и изменяет органическую, неорганическую и собственную
психическую и духовную природу (как и соответствующие естественные процессы) согласно познанным
им законам природы и целям». Как автор характеризует технику.
3. Рекомендации для написания эссе
Эссе – небольшое сочинение произвольной формы, выражающее личную позицию автора по данному
вопросу, проблеме. При его написании следует придерживаться общих правил:
- выберите тему, отвечающую вашим интересам, предпочтениям.
- ознакомьтесь с литературой по выбранной теме, это поможет четко обозначить свою позицию, мнение
- эссе включает в себя вступление, основную часть, заключение. Во вступлении выделяется проблема, в
основной части она рассматривается в форме тезисов и аргументов, заключение резюмирует мнение
автора по этой проблеме
- эссе должно быть кратким, убедительным, написано так, чтобы это было понятно вашим друзьям,
сокурсникам
- ясно и отчетливо обозначьте свою позицию, строго аргументируйте свои тезисы
- избегайте банальных суждений, утверждений, претендующих на абсолютное знание предмета
- исключите плагиат, будьте честны в отстаивании своих взглядов
- не используйте цитаты в качестве аргументов
- исключите лишние слова и информацию, которая отвлекает и запутывает читателя
4 Система оценки уровня знаний студентов
4.1 Критерии оценки

Характеристика Ключевые задания Оценка (по пятибалльной шкале)
1 Плагиат 0
2 Умение запоминать и воспроизводить материал любой сложности назовите, повторите, перечислите, в каком году, где происходило 2
3 Владение материалом, собственная интерпретация изученного материала и его применение к новым контекстам перескажите своими словами, объясните смысл, выскажите свое мнение о …, 3
4 Умение анализировать материал, иметь его целостное понимание, выделять в нем части, структурные элементы, определять их взаимосвязь Проанализируйте, классифицируйте, сравните 4
5 Умение объединять части в новое целое, синтезировать новое знание на основе имеющегося Обобщите, систематизируйте, найдите альтернативное решение, определите достоинства и недостатки материала, возможные решения, напишите творческое сочинение 5
4.2 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
Виды контроля Проценты, %
1 Текущий контроль 100
2 Рубежный контроль 100
3 Экзамен 100
4 Итоговый контроль 100
4.3 Календарный график сдачи всех видов контроля
недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Недельное количество
контроля П П П П П П РК1 П П П П П П П РК2
Виды контроля CРС Э СРС Э А СРС Э СРС Э А
Виды контроля П - практические занятия, РК – рубежный контроль, Э – написание эссе, А - аттестация
4.4 Итоговая оценка по дисциплине определяется по шкале
Оценка Буквенный эквивалент Рейтинговый балл
(в процентах %) В баллах
Отлично А 95-100 4
А- 90-94 3,67
Хорошо В+ 85-89 3,33
В 80-84 3,0
В- 75-79 2,67
Удовлетворительно С+ 70-74 2,33
С 65-69 2,0
С- 60-64 1,67
D+ 55-59 1,33
D 50-54 1,0
Неудовлетворительно F 0-49 0
Формы контроля – проверка выполненных заданий, эссе, тесты.
Промежуточные формы контроля:
1. Семинарские занятия – аудиторные часы.
2. Собеседование – время консультаций по результатам самостоятельной работы.
3. Аттестации – аудиторные часы.
4. Итоговая форма – экзамен
5 Требования к курсу:
- обязательное посещение лекций и практических занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, опозданий на занятия не допускается;
- выполнение всех учебных заданий в установленные сроки;
- активное участие в практических занятиях;
- академическая этика: недопущение плагиата, обмана при сдаче экзамена, рубежного контроля, аттестации, при написании эссе;
6 Оценка работ:
уровень выполнения предъявляемых требований на практических занятиях, 40%
эссе – 40%
20% рубежный контроль – 10%
4 тестирование – 10%
7 Взаимоотношения студента с преподавателем строятся на основе:
- доверия, честности, практичности;
- правил деловой и общей этики.

Учебная литература:
1 Мераб Мамардашвили. Введение в философию. В кн. Философские чтения, С.-Птб, 2002
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mamardashvili-vved_v_phil_from_ph_r-8l.pdf
2 Бертран Рассел История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней http://royallib.com/book/rassel_bertran/istoriya_zapadnoy_filosofii.html
3 Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., Владос, 2003 http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2012/11/20/history_philosophy.pdf
4 Зотов А.Ф. Современная западная философия. Учеб. пособие., М., Проспект, 2010
5 Философия. Учебник (под ред. В.Д. Губина и др.) М., 2001
6 Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2010
http://www.alleng.ru/d/phil/phil016.htm7 Кшибеков Д.К. Сыдыков У.Е Философия Учебник. 2014 (каз. яз.)
Дополнительная литература:
1 Алаш-Орда. Сборник документов. А. 1972.
2 Аль-Фараби Трактаты о музыке и поэзии А.1993
3 Боэций Утешение философией http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1466700400
4 ГорфункельА.Х. Философия эпохи Возрождения М.,2000
5 Гулыга А.В. Немецкая классическая философияМ.,2003
6 Занимательная философия. (Учебное пособие) Балашов Л.Е. 2005 http://www.alleng.ru/d/phil/phil060.htm
7. Касымжанов А.Х., Касымжанова С.А. Духовное наследие казахского народа. А.1991.
8. Касымжанов А.Х. Аль-Фараби Алма-Ата1974
9 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия М.,1989
10 Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить. М.: ИД «Гелиос», 2002
11 Мир философии, Ч 1,2. М.,1991
12 Мотрашилова Н.В. Рождение и развитие философских идей .М.1991
13. Сегизбаев О.А. Казахская философия ХV-XX века. Алматы 1996
14 Серик Мырзалы Философия. Учеб. Алматы, 2010
15 Соколов В.В Средневековая философия М., 2005
16 Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания М.,2001

Составители:
Сыдыков У.Е. - профессор
Мажиденова Роза Магауияновна - ассоциированный профессор
Мендыбаев Серик Кукаевич – ассоциированный профессор
Офис: 817
Адрес: ул Сатпаева
Телефон: 7272
Е-mail: [email protected]
[email protected]

Приложенные файлы

  • docx 23923177
    Размер файла: 72 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий