2экзамен технология


Вопросы к экзаменам.
ПМ 03 Технология изготовления ювелирных изделий со вставками.
1. Какие правила охраны труда и техники безопасности необходимо соблюдать при закрепке вставок? Как организовать рабочие место ювелира перед началом работ?
2. Какие требования предъявляются к освещению рабочего места? Какие тяжелые условия труда соответствуют работе закрепщика?
3. Какие санитарно-гигиенических нормы входят в комплекс вопросов решаемых производственной санитарией?
4. Перечислите основные инструменты и приспособления, используемые при закрепке камней в ювелирные изделия.
5. Опишите виды штихелей, применяемых при закрепке и их назначение. Опишите последовательность подготовки и заточки штихилей к закрепке.
6. Как приготовить китт-пасту и насмаливать на нее изделия? Расскажите про современные виды фиксирующих паст. Опишите различные виды оптических приспособлений для закрепки.
7. Определите виды закрепки по иллюстрации с изображением ювелирных изделий. Расскажите об этих видах закрепки.
8. Что такое комбинированная закрепка? Какие виды закрепки наиболее часто комбинируются вместе? Какова последовательность проведения комбинированной закрепки?
9. Какие виды корнеровой закрепки Вы знаете? Опишите способы разметки посадочных мест под камни при корнеровой закрепке.
10. Расскажите об особенностях глухой и крапановой закрепки, чем они отличаются? Как крепят жемчужины на изделия? Опишите оправы под жемчуг.
11. В чем различие между закрепкой "фаден – гризант", "паве" и "каре"? Опишите технологию закрепки "фаден – гризант", "каре", "паве".
12. Что называется кармезиновой оправой? Опишите технологию изготовления классической кармезиновой оправы. Какие виды кармезиновой оправы Вы знаете
13. Назовите виды сложных современных закрепок. Опишите технологию изготовления изделий с закрепкой «на щелчок».
14. Что такое рельсовая закрепка? Опишите технологию изготовления рельсовой закрепки.
15. Что такое невидимая закрепка? Какова особенность подготовки камней для невидимой закрепки? Опишите технологию невидимой закрепки.
16. Какие виды и формы огранки камней Вы знаете? Назовите основные части ограненного камня (по фотографии).
17.. Опишите конструкцию и технологию изготовления штифтовой оправы. В каких случаях целесообразно применение штифтовой оправы?
18. Опишите систему подготовки опилок, обрезков к переплаву. Что такое квартование? Опишите технологию квартования золота.
19.
Задачи.
1. Рассчитайте количество камней Ø 1,5мм на круге Ø 20мм. Расстояние между камнями 0,3мм.
2. Рассчитайте расстояние между камнями центрами посадочных мест для 32 штук камней на круге Ø 20мм. Расстояние между камнями 0,2 мм. Укажите диаметр камней (округлять до 0,005мм).
3. Сколько и какой лигатуры необходимо для приготовления сплава ЗлСрНЦМ 750-7,5-2,5 из 8 грамм Au 999,9°.
ОТВЕТЫ
1.
Во время работы ювелир обязан выполнять требования техники безопасности и производственной санитарии.
Работать следует в рабочей одежде халате, берете или косынке, под которые прячутся длинные волосы. Рабочая одежда должна быть чистая, не рваная. Все пуговицы на халате должны быть застёгнуты.
Перед началом работы следует привести рабочее место в порядок. Раскладывать инструмент так чтобы он не захламлял верстак. Если инструмент больше не нужен его следует убрать. Высоту верстака следует регулировать по росту, так чтобы во время сидения спина не горбилась. Недопустимые слишком высокие или низкие стулья.
Во время работы следует пользоваться исправным, правильно заточенным инструментом и приспособлениями. Инструмент следует использовать только по назначению.
При работе на бормашине необходимо внимательно осмотреть бормашину. Проверить соединение тросика и наконечника. При необходимости смазать тросик. Бормашина должна быть заземлена. Во время сверления следует закреплять деталь в тиски или если она маленькая удерживать её флацанками типа «клювики». Центр отверстия перед сверлением размечать штихелем, керном или специально-заточенной иглой. Чтобы просверлить по центру отверстие большого диаметра сначала надо сверлить по центру отверстие меньшего диаметра, а потом рассверлить сверлом нужного (большего) диаметра. Во время сверления у рук должен удобный и надёжный упор. Сверлить следует на фенагеле или специальной деревянной подложке. При обработке деталей фрезами, борами, наждачными кругами и валиками следует учитывать то, что при вращении эти инструменты как-бы «убегают» по ходу вращении, поэтому наконечник следует держать крепко и уверенно, а подачу инструмента на деталь делать минимальной. Так же любой инструмент для бормашины во время работы сильно нагревает изделие, поэтому следует использовать напалечники.
Во время опиливания нельзя касаться пальцами рабочей части надфиля или напильника. Иначе инструмент спилит глубокие долгонезаживаемые раны. Напильники должны иметь ручки. Мелкие детали следует удерживать флацанками типа «клювики».
-при шабрении и граверовании нельзя убирать стружку руками. Для этого используют щётку-смётку и совок. Перед гравированием необходимо убедится в надёжности крепления штихеля в ручке. На ней не должно быть трещин и штихель не должен болтаться в ручке. Если штихель будет плохо заточен он постоянно будет срываться что приведёт к браку и травмам.
После окончания работ надо убирать инструмент и приспособления, привести верстак в порядок выключить электропитание.
Организация рабочего места – одно из важнейших условий качественного труда, сокращение потерь драгоценных металлов и снижения утомляемости. Рабочим местом ювелира является верстак, есть обязательные требования к каждому ювелирному месту. Сам верстак должен занимать устойчивое положение, чтобы в процессе работы не иметь продольных и поперечных колебаний. Столешница верстака (верхняя плита) должна быть массивной и иметь сегментный вырез (рабочий ячейку) с местом крепления для финагеля. Финагель крепиться в отверстие торца центра рабочей ячейки винтовым креплением, позволяющее его удерживать без люфта. Финагель изготавливается из твердых пород дерева и служит упором при работе ювелира за верстаком. Для сборки отходов в процессе обработки изделий служит выдвижной металлический короб или кожаный фартук под рабочей ячейкой верстака. Для сбора отходов устанавливается короб так чтобы он не касался локтя ювелира при выпиливании лобзиком на финагеле и не упираться в колени при нормальной посадке ювелира на стуле. Короб также должен иметь сегментный вырез на лицевой стороне, чтобы в выдвинутом положении уменьшить потери отходов драгметалла. Короб глубиной 50...70 мм изготавливается из огнеупорных, нержавеющих и немагнитных материалов, как правило, из нержавеющей стали. Контур верстака должен иметь бортик. Лицевая сторона верстака отделывается бортиком высотой 4...5 мм с разрывом в зоне финагеля (для сбора отходов), остальная часть периметра верстака может иметь бортик произвольной высоты, в зависимости от условий работы (как правило, 150 мм). Поверхность столешницы должна исключать наличие щелей и трещин, с этой целью контур соединения бортика и столешницы зашпаклеван. Подверстачные тумбы служат для хранения инструмента и приспособлений. Емкость их и количество выдвижных ящиков должны обеспечивать хранение всех личных инструментов. Гибкий шланг или подвижной кронштейн светильника должен обеспечиваться вертикальное и угловое перемещение света в зоне финагеля, а также нормальной освещение всей поверхности верстака. При условии подводки центральной газовой магистрали ювелирный верстак обеспечивается двухканальным трубопроводом регулировочными кранами для подключения к газопроводу и каналу сжатой воздуха, обеспечивающего давление. При отсутствии газовой магистрали используются индивидуальные газовые или бензиновые аппараты. Для хранения изделий, полуфабрикатов и отходов каждый ювелир имеет металлический ящичек (гофта) с закрывающейся крышкой и который пломбируется личной печатью для передачи его на хранение. Для сбора и хранения отходов (опилок, стружки, обрезки и т. д.) должна быть баночка с плотно закрывающейся (завинчивающейся) крышкой и по размерам свободно размещающаяся в гофте. Условием эффективности работы ювелира является размещение инструмента на рабочем месте. Во время работы на верстаке должен находиться только тот инструмент, который необходимо для данной операции. Верстак не должен быть захламлен инструментами. Инструменты могут располагаться по обе стороны рабочей ячейки, а центральная часть верстака (в зоне финагеля) должна свободна для размещения изделия. На верстаке под рукой всегда должна быть щетка для обметания инструмента и рук от опилок. Инструмент и руки обметают после каждой операции в короб для сбора отходов.
2.
Освещение. В ювелирном производстве рассматривают только фактор внутреннего освещения. В ювелирном производстве следует использовать комбинированную систему освещения (основной свет над верстаком и дополнительный над фенагелем). Различение мелких объектов, сложная зрительная работа, требует определённого качества освещения. С помощью освещения можно увеличить контраст объекта тем самым повысить его видимость. Для контраста следует использовать направленное освещение (поворотная лампа дополнительного света). При работе с блестящими объектами появляется опасности ослепления из-за отражённой блёсткости. Устранить это можно только при определённом расположении светильника вблизи от объекта, тем самым устранив отблеск в глаза работника. Для объектов свыше 0,5-1мм общая освещённость должна быть не менее 750лк. Комбинированная 3000лк. Чем меньше объект, тем сильнее освещение.
В гигиенических нормах описано много факторов труда влияющих на здоровье человека. Это виброакустический фактор, напряженность трудового процесса, статическая нагрузка, рабочая поза.
Виброакустический фактор - длительная работа на бормашине создаёт контактную, локальную вибрацию. Для борьбы с вибрацией следует использовать исправное, сбалансированное оборудование. Устанавливать перерывы не менее 20мин через 1-2часа работы и 30мин через 2часа после обеденного перерыва, длительность рабочего дня не более 8 часов.
Тяжёлые условия труда. К ним относится: фиксированная рабочая поза, длительность сосредоточенного наблюдения, работа с оптическими приборами при длительном сосредоточенном наблюдении, монотонность нагрузок. Для борьбы с тяжёлыми условиями труда следует выполнять несложные правила. Высоту верстака следует регулировать по росту, так чтобы во время сидения спина не горбилась. Недопустимые слишком высокие или низкие стулья. Перед началом работы проверить настройку оптического оборудования, во время работы делать перерывы.
3.
В комплекс вопросов решаемых производственной санитарией входят:1.обеспечение санитарно-гигиенических норм к воздуху в рабочей зоне, 2.обеспечение параметров микроклимата на рабочих местах, 3.обеспечение нормативной освещённости, 4.защита от ионизирующих излучений и электромагнитных полей, 5. обеспечение согласно норм санитарно-бытовыми помещениями.
Обеспечение санитарно-гигиенических норм к воздуху рабочей среды.
В ювелирных мастерских необходимо устанавливать приточно-вытяжную вентиляцию соответствующую объёму помещения и интенсивности загрязнения вредными летучими соединениями за смену. Также необходимо устанавливать вытяжную вентиляцию непосредственно от мест плавки металла и оборудовать его в отдельном помещении; от гальванических установок или устанавливать это оборудование в вытяжных шкафах; от каждого верстака устанавливая вытяжку над местом пайки; от литейных машин печей прокалки опок; от муфельных печей любого назначения; от наждачных полировальных станков (внутристаночная вытяжка обеспечивающая защиту от пылей)
Обеспечение параметров микроклимата на рабочих местах.
Как правило, для нормальной работы в ювелирном цеху необходимо поддерживать температуру в помещении от 21,8до24градусов при влажности 60% в зависимости от периода года. Температуры выше или ниже могут негативно влиять на здоровье и работоспособность человека. Также необходимо обеспечить приток свежего воздуха. Эту проблему может решить приточная вентиляция, которая должна быть оборудована обогревом (для холодного периода года). Для теплого периода года должен быть установлен кондиционер. Важную роль микроклимат играет в литейных цехах, которые в обязательном порядке оборудуют приточной вентиляцией и кондиционированием.
Обеспечение нормативной освещённости.
В ювелирном производстве следует использовать комбинированную систему освещения (основной свет над верстаком и дополнительный над фенагелем). С помощью освещения можно увеличить контраст объекта тем самым повысить его видимость. Для контраста следует использовать направленное освещение (поворотная лампа дополнительного света). При работе с блестящими объектами появляется опасности ослепления из-за отражённой блёсткости. Устранить это можно только при определённом расположении светильника вблизи от объекта, тем самым устранив отблеск в глаза работника. Для объектов свыше 0,5-1мм общая освещённость должна быть не менее 750лк. Комбинированная 3000лк. Чем меньше объект, тем сильнее освещение.
Защита от ионизирующих излучений и электромагнитных полей.
В ювелирном производстве источником электромагнитных полей(ЭМП)могут быть: установки ТВЧ(литейные и плавильные установки).Защитной от ЭМП является уменьшение излучения от источника ЭМП(достигается увеличением расстояния от источника до рабочего места)экранирование источников ЭМП и рабочих мест (листами или сетками из меди, алюминия, латуни которые должны быть заземлены).Установки ТВЧ располагают в отдельных помещениях, для установок мощностью 30квт площадь не менее 40м2 помещения экранируют, оборудуют вентиляцией.
Обеспечение согласно норм санитарно-бытовыми помещениями.
Ювелирные мастерские должны иметь помещения для переодевания работников, в которых находятся личные шкафы, скамейки. Также в мастерских должны быть туалетные комнаты с умывальниками и по возможности душевые комнаты. В силу особенностей ювелирного производства в мастерских должен быть водопровод.
4.
Оборудование, приспособления, инструмент и вспомогательные материалы.
Для выполнения закрепки необходим следующий инструмент и оборудование:
Микроскоп (МБС – 10, ОГМЭ – 190, лыткаринского оптического завода, или импортные аналоги).
Увеличительные стёкла 10-ти кратные с креплением на голову.
Граверные тиски (шарногель, шрабкугель).
Бормашина.
Деревянные тиски
Штихеля (шпицштихель, флахштихель, фассетнштихель).
Давчики разных форм.
Корновёртки
. Корнайзеры.
Обжимки.
Миллиграфы.
Посадочные и подрезные боры.
Закрепочные молотки.
Киттштоки для колец, кулонов и т.п.
Воронило разновидность полировника.
Узкогубцы.
Вабзель (вахсбайн).
Пинцет гемологический.
Штангенциркуль 125/0,005
Набор свёрл от 0,7мм. и выше.
Паста китт.
5.
Шпицштихель — один из наиболее распространенных режущих штихелей, имеет клиновидную форму с выпуклыми боковыми сторонами. Угол лезвия шпицштихели 30...45°, оптимальный угол заточки 45°. Может иметь прямую и боковую (правую и левую) заточку (для юстировочных работ). При прямой заточке штихель будет выполнять черновую разделку при фаден-гризантной закрепке. Шпицштихели с боковой заточкой (юстировочный) применяют для впасовки камней при корнеровой закрепке и в каст, для чистовой обработки кастов и фаден-гризантной разделки, подчистки корнеров и т. д. Лезвие штихеля слегка зашлифовывают (заваливают) на бруске примерно под радиус 0,1-0,2мм. Номер штихеля и высоту рабочей части клинка выбирают в зависимости от характера работы и размеров камней. Для впасовки больших камней лезвие зашлифовывают больше обычного (r=0,3-0,4мм).
Боллштихель — штихель с закругленным лезвием, независимо от формы сечения клинка Радиус закругления закрепочных боллштихелей колеблется от 0,2 до 1,0 мм. Угол заточки 45...60°. Применяются они при фаден-гризантной закрепке для поднятия металла в штрих (пенек), на котором накатывают корнер. Величина корнера зависит от радиуса закругления лезвия и угла заточки штихеля: чем больше радиус закругления и угол заточки, тем толще поднятый корнер. Боллштихель применяют для прорезки и подчистки желобковых участков изделия.
Мессерштихель—имеет клинообразную форму в сечении и острое лезвие. Угол лезвия, в зависимости от номера, от 15 до 30°. Угол заточки штихеля около 60°, высота рабочей части 3...4 мм, при более низком затачивании конец становится «жидким». Мессерштихель используют для подчистки мест между корнерами и других труднодоступных участков.
Флахштихель—при любой форме сечения клинка должен иметь плоское лезвие. В зависимости от назначения ширина лезвия бывает от 0,2 до 4,0 мм. Узкие флахштихели используют для чистовой подрезки фаден-грнзантной закрепки, обрезки корнеров и для других целей; широкие — для чистовой обработки кастов и разделки всех видов закрепки, для глянцевой подрезки.
Штихели это резцы, которыми вырезают гнезда для посадки камней, ставит корнеры, делают различную разделку в зоне закрепки камней. Все режущие штихели изготовляют из специальных сталей с обязательной закалкой. Штихель состоит из клинка и ручки.
Все штихели должны иметь хорошо заполированные лезвия и стенку, образующую режущую кромку. Заточка штихелей производится на мелкозернистых брусках, смазанных машинным маслом.
Полировка стенок и лезвий штихелей производится на брусках арканзас и коже, натертой полировочной пастой (ГОИ).
Все штихели вставляют в заранее просверленное отверстие (Ø2-3 мм) ручки на глубину 2/з её длины. Длина ручек режущих штихелей от 30 до 70 мм, в зависимости от изменения длины клинка в процессе затачивания. Нижняя часть шляпки скалывается.
6.
Фиксирующая паста (китт) служит для удержания изделия в процессе закрепки в него камней или гравировки изделия. Китт надежно предохраняет изделие от деформаций и позволяет закреплять камни в изделия любой конструкции и формы. Температура размягчения пасты позволяет работать с большинством ювелирных камней. Основными составными компонентами китта являются канифоль и отмученный мел.
Для приготовления китта расплавляют на огне канифоль, постепенно добавляя в нее другой компонент. При постоянном помешивании смесь доводят до густоты сметаны и отливают в удобные для употребления формы.
Канифоль выполняет роль связующего компонента, а мел наполнителя.
Китт обладает хорошим сцеплением с любой поверхностью и высокой прочностью. Если же прочность и клейкость пасты для такого вида работ оказалась недостаточной (китт скалывается), то в состав наряду с мелом добавляют муку.
С целью понижения температуры плавления китта, его текучести, а также в качестве пластификатора может быть использован пчелиный воск, который добавляется после расплавления канифоли.
В большинстве случаев изделия перед закрепкой камня уже должны быть окончательно отполированы и чтобы предотвратить появление царапин на полированной поверхности стружку удаляют мягкой кисточкой. Небольшие изделия (броши, серьги, кулоны и т. д.) должны перед закрепкой камней покрываться киттом. Сначала китт выглаживают на киттштоке: его слегка нагревают пламенем горелки и с небольшим усилием придавливают к стальной плите (для выравнивания). В особых случаях из теплого китта увлажненными пальцами лепят нужную форму соответствующею форме изделия. Затем равномерно подогревают китт (но так, чтобы он не загорелся) и изделие и с небольшим усилием прижимают к китту. Следует обратить особое внимание на то, чтобы тонкие, изящные изделия были достаточно хорошо заполнены киттом, чтобы они не деформировались под действием прилагаемого давления.
Лупа часовая ЛЧ-10х, d-18мм применяют для предварительного осмотра камней и оправы. Небольшое фокусное расстояние создаёт трудности при закрепочных работах.
Микроскоп МБС-10

Диапазон увеличения - 4х - 100хРабочее расстояние, не менее - 95ммСамый распространенный микроскоп для закрепочных работ. Обеспечивает хорошее увеличение и даёт возможность пользоваться некоторыми невысокими приспособлениями. Крепиться к верстаку при помощи поворотного штатива. Для увеличения фокусного расстояния (рабочее расстояние) применяют сменный объектив, который увеличивает его до 170мм. Это дает возможность вводить в поле зрения микроскопа различный инструмент и приспособления.
Головка оптическая ОГМЭ-ПЗ, увеличение от 2,2х до 50х, фокусное расстояние 190 мм, с подсветкой

Увеличение (наибольшее/наименьшее) - 50х/2,2хРабочее расстояние от плоскости до нижнего торца оправы объектива - 170ммМикроскоп без штатива. Наиболее полно удовлетворяет требованиям для работ по закрепке. Имеет большое рабочее расстояние что позволяет использовать различный инструмент и приспособления.
Бинокулярный микроскоп БМ-51-2 (8,75х, фокусное расстояние 140 мм)

Бинокулярный микроскоп БМ-51-2 - это стационарное оптическое приспособление, закреплённое на настольном штативе с широким, устойчивым основанием. Микроскоп имеет удобную регулировку, широкую стереобазу.
Увеличение - 8,75х Рабочее расстояние - 140 мм
Микроскоп стереоскопический MANTIS Compact 4х; 6х на универсальном штативе

Увеличение, крат - x4 и x6Рабочее расстояние - 86мм и 55ммГлубина поля - 11 мм и 5ммПоле зрения - 28мм и 20мм
Mantis - безокулярный микроскоп, объединяет в себе легкость наблюдения настольной линзы с высоким разрешением микроскопа. Mantis создает четкие по краям трехмерные стереоизображения, а большое поле обзора увеличивает комфортность работы. Микроскопы выполняются различных модификаций с увеличением от 2 до 10 крат, на подвижном кронштейне с настольной струбциной или подставкой. преимущества данного микроскопа в том за полную смену глаза работника не устают от сосредоточенного наблюдения.
Общие требования к оптике для закрепки. достаточное увеличение в пределах от 5до 20 крат, фокусное (рабочее) расстояние от 90мм до 170мм, стерескопичность обзора, возможность установки антитеневой подсветки.
7.
1

__________________________________________________________________
2.

_________________________________________________________________
3.

__________________________________________________________________
4.

5.

__________________________________________________________________
1.- крапановая, 2.-паве, 3.- смешанная клеевая и паве; клеевая и фаден-гризантная, 4.- фаден-гризантная, 5.-глухая.
Крапановая закрепка придает изделию легкость и ажурность. Наиболее открытый со всех сторон камень не только сохраняет без искажения для просмотра свою форму и огранку, но и усиливает игру благодаря поступлению большего количества света. Крапана могут быть плоские, овальные, скругленные, угловатые, фантазийной формы и т.п. Высота крапанов тоже варьируется и зависит от огранки камня и фантазии ювелира. Крапанов может быть 3 и более и они необязательно прямые, могут быть изогнутыми и так далее.
При глухой закрепке камни обжимной поясок каста плотно прилегает к камню со всех сторон и может быть обработан под глянец только с внешней стороны (как делают обычно для «мягких» камней). Для камней высокой твердости у прижатого к камню обжимного пояска делают еще и внутреннюю глянцевую подрезку, образуя вокруг камня непрерывное ребро, па котором делают зернистую насечку (гризант). Такая гризантная насечка дополнительно украшает камень, создавая вокруг него зернистое обрамление. Глухая закрепка надежно удерживает камень в оправе и при необходимости дает возможность придать камню более правильную форму, часто скрывает дефекты краев бриллианта, плохую огранку и т.п. Внутренняя глянцевая подрезка в белом металле (платине, белом золоте, серебре) вокруг бриллианта создает эффект большего размера.
Фаденовая оправа. Здесь камни помещаются в толстую металлическую пластину и удерживаются в ней с помощью надрезанных корнеров камни закрепляются длинной полосе металла и так плотно прилегают друг к другу, что почти соприкасаются рундистами.
Тиктовая оправа (оправа «паве»). Слово «тиктовая» означает то же что и «брусчатая», ибо металлическая основа так плотно покрыта камнями, что похожа на мощеную камнями мостовую. Камни укладываются не только в одну полосу, и располагаются в несколько параллельных рядов. Камни устанавливают как можно плотнее друг к другу так, чтобы их рундисты почти соприкасаются со всех сторон, а из оставшихся промежутков делают закрепочные корнеры.
Клеевая закрепка. Вставки из жемчуга обычно закрепляют в сферической формы чашечке, снабженной резьбовым штифтом, при этом радиус чашечки должен быть чуть меньше радиуса жемчужин. Для посадки жемчужин на штифт в них сверлом с диаметром, равным диаметру штифта, просверливают отверстие на глубину 2/3 ее размера и на этот штифт клеят жемчужину. Клеевая закрепка применяется также для закрепления вставок из стекла, янтаря, декоративных пластмасс. В качестве клея, как правило, употребляется клей «Циакрин-ЭО»
8.
Комбинированной закрепкой называют такую закрепку, при которой в одном изделии сочетаются несколько видов закрепок. Наиболее часто сочетают крапановую и корнеровую закрепку и клеевую и корнеровую закрепку. Наиболее часто комбинированная закрепка встречается в некоторых видах кармезиновых оправ. Изначально такую закрепку разработали для увеличения видимого размера центрального камня (бриллианта) или для того чтобы оттенить (подчеркнуть) красоту центрального самоцвета. В кармезиновых оправах используют закрепку центрального камня в глухую, крапановую или клеевую закрепку, а вокруг центрального камня используют фаден-гризантную закрепку. С появлением дизайнерских украшений стали совмещать, например жемчуг с двумя бриллиантами, закреплёнными в закрепку каре или крапановую. При изготовлении украшений зооморфных или флористических форм часто комбинируют клеевую, крапановую, глухую оправы с закрепкой паве (тиктовая). Также такую комбинацию используют при изготовлении массивных украшений. Например, в кольце центральный камень закреплён в крапановый каст, а боковые части шинки имеют на 2/3 закрепку паве. В броши, сделанной в виде ящерицы, тело ящерицы имеет закрепку паве, а в глазах закреплены камни в глухую закрепку. В подвеске в виде листа поверхность листа имеет закрепку паве, а в основании на черенке закреплена жемчужина клеевой закрепкой. В комбинированных закрепках сначала крепят камни, окаймляющие центральный камень. Это связано с конструктивными особенностями комбинированных оправ. В этих оправах центральные (главные) камни и их оправы находятся чуть выше окаймляющих камней.
9.
Припасовка камней. Перед сверлением посадочных гнезд закрепляемые камни с целью определения точного их местоположения следует вначале разместить на изделии, для чего на поверхность изделия наносится тонкий слой воска, затем оно слегка нагревается, и воск, расплавляясь, покрывает его тонкой пленкой. На этой пленке временно достаточно прочно и удерживаются камни, их положение при этом размечается тонкими насечками с помощью шпицштихеля. Затем камни снимают и в той же последовательности укладывают на воск — в маленькую жестяную коробочку, на дне которой тоже наплавлен тонкий слой воска, в который и вдавливаются слегка камни. По разметке на металле после снятия камней намечают с целью выделения мест для отдельных камней тонкие линии, которых после закрепки не должно быть видно, после чего сначала чертилкой, а затем кернером размечают центры отверстий.
Если камни одинакового размера, то при фаден-гризантной закрепке можно точно рассчитать и разметить положение камней. Для этого надо определить расстояние между камнями и величину подрезки фадена. Например размер фадена 0,3мм. расстояние между камнями 0,4мм. диаметр камней 2,5мм. (5штук). Теперь считаем длину и ширину накладки 2,5Х5+0,4Х4+0,3Х2=14,7мм. (длинна накладки) 2,5+0,3Х2=3,1мм.(ширина накладки). Далее находим и размечаем продольную середину, на которой будут размещены камни. Для этого считаем расстояния между центрами отверстий для посадки камней. Боковые камни будут размещены на расстоянии размера фадена плюс радиус камня 1,25+0,3=1,55мм, остальные камни располагаются на расстоянии диаметр камня плюс расстояние между камнями 2,5+0,4=2,9мм.
Также при разметке следует учитывать радиусность поверхности изделия. Чем радиусность больше тем больше должно быть расстояние между камнями, так как при посадке в металл они сближаются.
10
При глухой закрепке камни обжимной поясок каста плотно прилегает к камню со всех сторон и может быть обработан под глянец только с внешней стороны (как делают обычно для «мягких» камней). Для камней высокой твердости у прижатого к камню обжимного пояска делают еще и внутреннюю глянцевую подрезку, образуя вокруг камня непрерывное ребро, па котором делают зернистую насечку (гризант). Такая гризантная насечка дополнительно украшает камень, создавая вокруг него зернистое обрамление. Глухая закрепка надежно удерживает камень в оправе и при необходимости дает возможность придать камню более правильную форму. часто скрывает дефекты краев бриллианта, скверную огранку и т.п. Внутренняя глянцевая подрезка в белом металле (платине, белом золоте, серебре) вокруг бриллианта создает эффект большего размера.

Крапановая закрепка придает изделию легкость и ажурность. Наиболее открытый со всех сторон камень не только сохраняет без искажения для просмотра свою форму и огранку, но и усиливает игру благодаря поступлению большего количества света. Крапана могут быть плоские, овальные, скругленные, угловатые, фантазийной формы и т.п. Высота крапанов тоже варьируется и зависит от огранки камня и фантазии ювелира. Крапанов может быть 3 и более и они необязательно прямые, могут быть изогнутыми и так далее.

В основном разница между глухой и крапановой закрепкой заключается в том, что в глухой закрепке камень удерживается по всему периметру камня а в крапановой закрепке камень удерживается крапанами.
11
оправа «паве» тиктовая оправа Слово «тиктовая» означает то же что и «брусчатая», ибо металлическая основа так плотно покрыта камнями, что похожа на мощеную камнями мостовую. Камни укладываются не только в одну полосу, и располагаются в несколько параллельных рядов. Камни устанавливают как .можно плотнее друг к другу так, чтобы их рундисты почти соприкасаются со всех сторон, а из оставшихся промежутков делают закрепочные корнеры.
Закрепка Паве.Используется для установки большого количества небольших бриллиантов, образующих единое целое, через которое не просматривается металл. Создается впечатление, что изделие вымощено бриллиантами. Маленькие отверстия, просверленные в поверхности кольца, служат для того, чтобы держать камни аккуратно, на расстоянии друг от друга. После того, как поверхность кольца заполнена бриллиантами, мастер делает крошечные наплывы металла между камнями таким образом, чтобы каждый наплыв удерживал несколько соседних бриллиантов. Скопление камней может выглядеть как один крупный бриллиант, но из-за огромного количества граней маленьких бриллиантов производить больший визуальный эффект.
Фаденовая оправа. Эта оправа очень сходна с оправой каре. Здесь камни также помещаются в толстую металлическую пластину и удерживаются в ней с помощью надрезанных корнеров. Основное различие с оправой каре состоит в том, что камни закрепляются не в отдельных квадратах, а в длинной полосе металла и так плотно прилегают друг к другу, что почти соприкасаются рундистами.
Если вокруг камней сделана глянцевая подрезка, образующая ребро (от нем. «фаден» - нить), то закрепку называют фаденовой. Срезанный фаден (ребро) может создавать контур вокруг камней или рисунок, заключающий в себе камни. Если по ребру фаденовой разделки наносится гризант (зернистая насечка), то закрепка называется фаден-гризантной.
Оправа «каре» У этой оправы камень вставляется в просверленную квадратную пластину, длина граней которой несколько больше диаметра камня. Он удерживается четырьмя корнерами, накатанными корнайзеном из лепестков металла, надрезанных в углах оправы штихелем. Оправа обеспечивает дополнительное освещение камня слегка наклонными полированными плоскостями каре.
В том случае, когда, камнями закреплены в четкие квадраты или построение камней образует квадрат, закрепку называют «каре».
Оправа «каре» с четырьмя закрепочными корнерами Надежность и внешний вид оправы «каре», также как и любой другой корнеровой оправы, в значительной степени зависят от точности пасовки камней. Сначала определяют центр квадрата и намечают его кернером или шпицштихелем, затем сверлом диаметром примерно на 10-15% меньше диаметра камня, просверливают отверстие (при необходимости методом рассверливания). Далее размечают контур окружности камня, причем положение камня в квадрате можно, при необходимости, изменить при помощи бора типа "бутон". И только после этого производится посадка камня на заданную глубину до его точного положения. Шпицштихелем с двумя резами снимают стружку от угла квадратной пластины до отверстия камня, образуя между ними что-то вроде клина, из которого впоследствии и ставят (оформляют) корнер (рис. 13.26 и 13.27, 1). Участки между клиньями подрезают со скосом внутрь хорошо отполированным флахштихелем, добиваясь получения зеркальных граней (инструмент для подрезки при этом смачивается керосином). Далее выполняются операции по закрепке камня. Убедившись, что камень плотно сидит в углублении, шпицштихель устанавливают на острие клина и стружку (с начала клина) отделяют и прижимают к поверхности камня (рис. 13.27, 2) причем прижим производится в такой последовательности, что следующей по порядку всегда прижимается стружка, противоположная уже загнутой. Затем, надавливая корнайзеном на острие стружки и вращая его, ей придают форму полусферы-корнера. Кромки квадрата подрезают флахштихелем в виде зеркальной грани с острой кромкой, по которой «проходят» в заключение мелиграфом (накаткой), нанося тонкий ребристый узор.

Фаденовая оправа
Помечают на ней среднюю линию, а затем насмаливают полосу на киттшток: образец должен прочно держаться на смоле, не утопая в ней при этом. Циркулем намечают отверстия под камни с почти невидимым расстоянием между камнями (от 0,15-0,4 мм.). Положение рассверливаемых отверстий можно откорректировать, при помощи бора типа бутон после корректировки производим посадку камней при помощи посадочного бора соответствующего камню размера. Далее производится постановка корнеров. Корнеры можно нарезать также следующим образом: металл надрезается шпицштихелем или мессерштихелем так, что в направлении центра отверстия остаются 2 плоских клина (рис. 13.31,1 и 13.32). Теперь нужно только удалить узкую металлическую перемычку между отверстиями, она должна быть вырезана флахштихелем V-образно (см. рис. 13.29, 5 и 13.31, 2). Наконец, флахштихелем подрезается внутренний контур вокруг камня, чтобы поверхность стала глянцевой. Затем посадочным бором, чтобы сгладить заусенцы, образовавшиеся во время подрезки, отверстие прочищается. Камни вахсбайном (восковкой) переносят в отверстия оправы и производят их закрепку, при этом стружки осторожно, но достаточно сильно прижимают к камню узким боллштихелем (рис. 13.29,6 и 13.31,5). Стружка металла над отверстием наваливается на кромку камня и практически фиксирует камень. И, наконец, корнайзеном стружкам придается форма полусферы (корнера) (см. рис. 13.29, 8)

«Паве» с расположением
камней смещенными рядами
Подготовка пластины для упражнений. Пластина, учитывая иную компоновку вставок, может иметь треугольную или ромбическую форму (рис, 13.39, 1). Отверстия размечают надсверливанием, при необходимости местоположение их корректируют, и лишь после этого высверливают на заданную глубину, причем при надсверливании отверстий особо надо следить за тем, чтобы кромки их, только соприкасались, не более того. Закрепка камней. Каждый ряд камней выполняется как при закрепке в двухкорнеровую фаденовую оправу. Стружки устанавливают (рис. 13.39,2), слегка закатывают их концы корнайзеном и штихелем V-образно срезают перегородки между гнездами. Углубления под плоские камни сверлят центровочным сверлом, а конусный уступ для камней с павильоном выбирают фрезой. И только после этого камни впасовывают. Так же, как и в двухкорнеровой фаденовой оправе, надрезают по 2 корнера в направлении центра отверстия и закатывают их окончательно корнайзеном.

12
Что называется кармезиновой оправой? Опишите технологию изготовления классической кармезиновой оправы. Какие виды кармезиновой оправы Вы знаете
Конструкция кармезиновой оправы Кармезиновая оправа состоит из верхушки и конического вида ободка (рис. 13.41). Верхушка в зависимости от размера камней может иметь толщину 1,5—3 мм. Для улучшения внешнего вида оправы верхушку выполняют слегка выпуклой. Верхушку и ободок после спаивания опиливают таким образом, чтобы стык приходился на верхнюю кромку. Ободок должен иметь такую толщину, чтобы его можно было опилить венчиками с тем, чтобы потом легче было точно подогнать его под форму маленьких камней. Оправа центрального камня изготавливается таким образом, чтобы камень немного выступал над верхушкой, в то время как мелкие камни окружают центральный в виде плотного венца. Есть несколько видов исполнения кармезиновой оправы (рис. 13.42), но в любом из них в итоге она должна быть похожа на цветок из драгоценных камней, когда сама оправа почти незаметна, практически сливаясь с камнями.
Классическая кармезиновая оправа
На верхней пластине просверливают сквозные отверстия для наружных камней, а затем производят выборку гнезда под центральный камень. Камни утапливаются достаточно глубоко и очень точно припасовываются, так что в заключение они только притираются. Отверстия под камни размещают таким образом, чтобы они находились вплотную друг к другу и между ними почти не было видно металла (вокруг камней остается только небольшой металлический рант). Далее на ободке, начиная от верхушки, около каждогогнезда выполняется два надреза, в результате чего в середине каждого венчика образуется крапан. На нижнем крае ободка под каждым крапаном запиливают треугольные вырезы, острые выступы которых припаивают к опорному ободку. Затем вырезают отверстие для центрального камня. Для его закрепки используют в качестве крапанов отрезки проволоки, для чего в промежутке между мелкими
камнями просверливают отверстия, в которые и впаивают эти отрезки (будущие крапаны), после чего в них вырезают опорные всечки для камня, одновременно уко- рачивая крапаны по высоте, чтобы камень можно было потом закрепить плотно. При впасовке мелких камней следует помнить о следующих особенностях. Сначала крапан мелкой вставки отгибают немного наружу, чтобы исключить его соприкосновение с фрезой во время выборки гнезда под камень, затем в нем делают всечку и, наконец, загибают крапаны опять внутрь, но так, чтобы они при этом немного заходили в окружность оправы. Камень вставляется, рундистом опираясь на всечку крапана, и за счет упругости последнего уже удерживается в гнезде. Затем притирается остальная часть оправы, и камень получает плотную посадку. Центральный камень закрепляется в своих крапанах аналогично оправе «шатон».
13
Назовите виды сложных современных закрепок. Опишите технологию изготовления изделий с закрепкой «на щелчок».
К современным видам закрепки относятся: невидимая закрепка, на "щелчок", рельсовая(пазовая), закрепка закаткой.
Невидимая закрепка это когда камни закрепляют в сетку-оправу из золота так, чтобы их грани плотно соприкасались друг с другом.
На "щелчок". Закрепка рассчитанная для крапановых кастов. Суть заключается в том чтобы сделать каст чуть меньше камня и за счёт пружинных свойств металла камень крепится в вырезанные всечки в крапанах.
Рельсовая(пазовая) закрепка используется преимущественно для крепления камней формы квадрат, багет иногда этой закрепкой крепят круглые камни. Камни стоят в ряд. По виду она напоминает полуглухую закрепку, обжимной поясок удерживает камень с двух противоположных сторон а камни стоят рундист к рундисту с небольшим расстоянием.
Закрепка закаткой. В этой оправе посадка камня осуществляется на ровной пластине, и он удерживается в ней за счет того, что кромка прилегающего металла чуть-чуть притирается к камню стальным гладилом и вокруг камня образуется глянцевый фаден(скос).
При изготовлении каста или оправы крапана рассчитывают, так чтобы посадочный размер был меньше на 3-5% диаметра камня. Крапана должны быть достаточно высокими, чтобы они могли пружинить. Предпочтительней выбрать разные виды конических крапановых кастов, а не прямостенных. При выборе камней предпочтение следует отдать камням с большой твёрдостью и не хрупким, таким как бриллианты, рубины, сапфиры, фианиты. Также следует обратить внимание на огранку камня. Рундист должен быть одинаковой толщины по всему периметру, он может быть немного больше стандартного размера по толщине но не должен быть тоньше. Технология заключается в следующем. Сначала при помощи подрезного бора делают порезку крапанов с внутренней стороны. При этом все засечки должны быть на одном уровне, их можно предварительно разметить. Если камень большой засечки можно сделать при помощи трёхгранного надфиля или лобзика, если рундист толстый засечку можно расширить круглым надфилем. Далее камень (большой Ø5 и более) кладут площадкой на стол а сверху ставят изделие кастом на камень и слегка надавливают. При этом камеь "щёлкает" и плотно встаёт в каст. Остаётся только обжать крапана и обработать их корновёрткой или опилить надфилем.
14
Что такое рельсовая закрепка? Опишите технологию изготовления рельсовой закрепки.
Рельсовая(пазовая) закрепка используется преимущественно для крепления камней формы квадрат, багет иногда этой закрепкой крепят круглые камни. По виду она напоминает полуглухую закрепку, обжимной поясок удерживает камень с двух противоположных сторон а камни стоят в ряд рундист к рундисту с небольшим расстоянием.
15
Что такое невидимая закрепка? Какова особенность подготовки камней для невидимой закрепки? Опишите технологию невидимой закрепки.
Невидимая закрепка современный способ закрепки драгоценных камней. Суть ее заключается в том, что бриллианты вставляются в сетку-оправу из золота так, чтобы их грани плотно соприкасались друг с другом. Проектировка и изготовление решетки играет решающую роль в том, насколько красиво будет выглядеть конечный результат. В результате этой закрепки на поверхности изделия видны только камни, но не видны металлические перемычки , удерживающие их. Они находятся под камнями и удерживают камень за счёт пропиленных канавок под рундистом. В конечном счете, основное внимание обращается в первую очередь на сам бриллиант.
Подготовка камней.
Какие камни используют для невидимой закрепки? Чаще всего используются алмазы, ограненные огранкой «Принцесса» или «Багет». Важно, чтобы соотношение сторон 1:1, или же чтобы соблюдалась строгая геометрическая форма. Самыми деликатными камнями для такой процедуры являются фианит, гранат, турмалин и т.п. . Важно, чтобы все используемые драгоценные камни были абсолютно одинакового размера. Также осуществляется тщательная подборка по цвету и чистоте. Если это условие не соблюдается, то нарушается целостность конструкции и изделие выглядит уже не так привлекательно появляются щели между камнями. В редких случаях используются бриллианты шестиугольной формы огранки. Если это так, то камни, соединенные друг с другом невидимой закрепкой, внешне напоминают ячейки пчелиных сот.
Подготовка камней
1. Чтобы камни были прочнее к нагрузкам, вызванным давлением металла, острые углы должны быть обработаны.

неправильно правильно лучшее решение
2.Чтобы закрепить камни невидимо, под пояском камня должна быть вырезана неглубокая канавка. Эта операция требует значительного опыта и для этого используются специальные машины

слишком высоко, легко сломать камень слишком низко , видно сверху лучшее положение
Ниже показаны различные системы и критерии оценки резки выемки под пояском камня
Поперечное сечение закрепки

Пользуясь круглой или подходящей фасонной фрезой, расширьте стенки канала, начиная от центра канала. Расширьте канал на размер, меньший на 0,01 мм, чем ширина параллельных канавок на камне.
Подрежьте верхнюю часть направляющих резцом с 90 градусной заточкой, так чтобы образовалась буква V. Необходимо проявлять максимальную осторожность, чтобы выдержать прямолинейность центра каждой направляющей
Воспользуйтесь круглым резцом для сглаживания V-образного профиля, сделанного прямоугольным резцом. Это облегчит заход металла в канавки на камне, когда они будут вжиматься и закрепляться.
Начните вставлять камни с центрального ряда. Круглой фрезой или резцом подправьте расстояние между направляющими, чтобы канавки на камнях попали на направляющие и зацепили их.
Подрежьте фрезой боковую внешнюю стенку канала. Удаление этой части даст необходимый зазор, не затрагивая направляющих.
Заполните камнями каждый канал, начиная с центрального. Сделайте все необходимое, чтобы они были установлены плотно. Отслеживайте каждый камень во время заполнения.
Осмотрите установку каждого камня, используя 10-кратную лупу или микроскоп, чтобы они не накладывались и не касались друг друга ни в одном месте
Используя деревянную палочку как керн с легким усилием вбейте камни легким молотком. Удостоверьтесь, что вбивается только один камень за один раз. Сила удара заставляет металл с направляющих проникать в канавки, заполняя их и закрепляя камни. При необходимости простучите стенку внешнего канала, используя деревянную палочку.
Проконтролируйте закрепку каждого камня.
16.
Какие виды и формы огранки камней Вы знаете? Назовите основные части ограненного камня (по фотографии).
Огранка драгоценных камней подразделяется на огранку ступенчатую, клиньевую, смешанную, кабошон. По форме (наиболее употребляемые) камни гранят в круг, овал, багет, изумруд, каре(принцесса), капля(груша), маркиз, триллион, сердце, бриолет.
Круг.
Круглые бриллианты из всех форм огранки наиболее популярны, возможно, благодаря их сильной "игре" и большему возврату белого света к наблюдателю, чем в других огранках. Эта 57 (58)-гранная форма состоит из короны (верхняя часть), рундиста (самая широкая часть) и павильона (низ).
left0
Овал

Овал – клиньевая огранка имеющая контур овала. Чаще эта форма используется для огранки крупных бриллиантов для закрепки в кольца, серьги и подъвески. Крупный одиночный бриллиант в форме овала закрепленный в кольце, визуально удлиняет пальцы рук.
Багет

Багет – ступенчатая огранка, имеющая прямоугольный контур. Соотношение длины к ширине у багетов может быть 1:1, в этом случае форма огранки называется «квадрат». Кроме прямоугольных багетов, встречаются трапециевидные, т.е. в форме трапеции. В России прямоугольные багеты имеют соотношение от 1,4 : 1 и более. Поскольку граней у багета меньше, чем у большинства остальных форм огранки, эта форма применяется для огранки мелких бриллиантов, такие камни могут быть боковыми, обрамляющими в ювелирном изделии центральный, более крупный, или выстраиваться в единую линию, например, в браслетах. Так же как и в изумрудной огранке, в огранке багет, из-за "открытости" трещинки, низкая цветность и невысокое качество огранки становятся заметны даже невооруженным глазом, поэтому при покупке бриллианта в форме багета чрезвычайно важно уделять внимание качеству камня.
изумруд

Изумруд - это ступенчатая прямоугольная огранка с усеченными углами, имеющая восьмиугольный контур. Бриллиант, ограненный изумрудом, может быть совершенно великолепным. Эта огранка обладает меньшей игрой, однако, более широкими и яркими вспышками света. Утонченная, элегантная, эта форма часто используется для оправы в кольцах. Из-за "открытости" огранки трещинки, низкая цветность и невысокое качество огранки становятся заметны даже невооруженным глазом, поэтому при покупке бриллианта в форме изумруда чрезвычайно важно уделять внимание качеству камня. Изумрудная огранка для бриллиантов не такая традиционная, как круглая, и не такая модная, как принцесса, что делает стоимость на бриллианты изумрудной огранки не столь высокой (по сравнению с другими огранками). В последние годы более популярными становятся бриллианты квадратной изумрудной огранки.
каре(принцесса)

Принцесса – клиньевая квадратная или прямоугольная огранка с острыми углами. Огранка обладает очень хорошей игрой и высокой степенью бриллианции. Эта относительно новая огранка с большим количеством сверкающих граней часто используется как одиночые вставки в кольцах, серьгах и подъвесках. Нередко принцесса в кольцах сопровождается триллиантами по обеим сторонам. Для увеличения игры камня необходимо значительное увеличение глубины павильона до 70-78%. Большинство из квадратных и прямоугольных огранок не могут сравниться по своей игре (сверканию) с круглым бриллиантом, принцесса была специально разработана таким образом, чтобы приблизиться по этому параметру к круглой огранке. При покупке изделия с бриллиантом, ограненным принцессой, необходимо убедиться, что закрепка защищает четыре угла камня, наиболее подверженных сколам.
капля(груша)

Груша – клиньевая огранка в форме капли. Эти привлекательные бриллианты часто используются в подвесках и серьгах. Многие из наиболее крупных когда-либо найденных камней были огранены в груши. В форме груши гранятся как крупные так и мелкие бриллианты. Крупный одиночный бриллиант в форме груша закрепленный в кольце, визуально удлиняет пальцы рук.
Маркиз

Маркиз – клиньевая огранка в форме лодочки. Маркизы часто выбираются женщинами, позиционирующими стиль независимости. Это удлиненная форма создает эффект длинных и узких пальцев. Огранка восходит к временам Короля Солнца, Луи XIV. Король, желавший жениться на Маркизе Де Помпадур, приказал создать бриллиант, похожий на улыбку Маркизы. Огранка эффектно смотрится в солитерах, а также в окружении маленьких бриллиантов.
триллион

Это клиньевая огранка треугольной формы. Триллионы часто называют также триллиантами и треугольниками. Это одинаковые формы огранки бриллианта, принципиально отличающиеся от других своей треугольной формой, при этом количество и форма граней могут варьировать. Триллион эффектная клиньевая огранка. Впервые разработанный в Амстердаме, дизайн огранки может варьировать в зависимости от природных характеристик бриллианта и личных предпочтений огранщика. Это может быть как традиционная треугольная форма с острыми углами, так и более закругленная форма. Триллионы часто используются как боковые вставки в кольцах с крупным камнем. В треугольниках предпочтительны близкие значения длины и ширина. Вариации их значений не должны быть значительными.
сердце

Сердце – клиньевая форма огранки имеющая контур в форме сердца, основного символа любви. Это, по существу бриллиант в форме груши, расщепленный со стороны головки (см. Элементы огранки). При покупке такого бриллианта следует обращать внимание на ровность и четкость очерчивающей линии, поскольку красоту данной огранки, как ни одной другой, напрямую зависит от квалификации огранщика. Сердца обычно имеют равные длину и ширину.
бриолетБриолет - разновидность огранки, при которой камень каплевидной или овальной формы покрывается мелкими треугольными гранями. Камни с такой огранкой используют для серёг, подвесок. В изделие бриолеты крепятся через просверленное отверстие(овалы) при помощи штифта. или в засверленное отверстие(капли) при помощи клея как жемчужины.

кабошон
Кабошон (Имеет правильную геометрическую форму, обычно овал или круг, напоминает «застывшую каплю» не имеет граней ) Простой Плоское основание, выпуклая верхняя грань Двойной выпуклый Верхняя и нижняя поверхности изогнуты в противоположные стороны Выпукло-вогнутый Обе поверхности изогнуты в одну сторону, образуя «линзу»

этим видом огранки преимущественно гранят поделочные камни а также самоцветы с эффектом иризации.
17.
Опишите конструкцию и технологию изготовления штифтовой оправы. В каких случаях целесообразно применение штифтовой оправы?
Изготовление штифтовой оправы является, прежде всего, делом ювелира и в
меньшей степени — закрепщика, так как камни закрепляются в ней не корнерами, а впаиваемыми металлическими штифтами при этом камни располагаются прямо на пластине и для них не делают кастов. Штифтовая оправа может быть в виде пластины сплошь усыпанной камнями (как при закрепке паве) или на пластине может быть закреплён один камень.

Допустим нам необходимо изготовить оправу для камней Ø2мм по типу закрепки паве. Вначале надо точно разметить пластину толщиной 0,8-1мм. Камни можно ставить максимально плотно не боясь сферичности пластины. При разметке лучше чертить контуры камней в этом случае будет понятнее где ставить штифты. Когда разметка камней закончена в треугольных промежутках между камнями делают керновку. По этой керновке для штифтов сверлят отверстия Ø0,5-0,7мм в зависимости от диаметра. Будет хорошо если края отверстий под штифты будут слегка заходить за размеченный контур камней. Далее сверлят отверстия для посадки камней. При этом диаметр сверла выбирают на 10-15% меньше диаметра камня. Теперь приступают к посадке камней , при помощи посадочного бора и в соответствии с разметкой контура камня вырезают опорный поясок , заглубляя бор только на глубину шипа, так чтобы рундист камня лежал точно на поверхности пластины или слегка углублялся в пластину.Далее приступают к пайке штифтов. Проволоку Ø0,5-0,7 изгибают маленькими скобами так чтобы одна скоба входила в два отверстия. Такие скобы вставляют в отверстия и производят пайку маленькими партинками припоя. Пайку необходимо проводить очень осторожно чтобы не залить припоем посадочные места для камней. С внутренней стороны скобы скусывают бокорезами, запиливают. Оправа готова. При закрепке камней очень удобно пользоваться подрезными борами вместо посадочных. Это связано с тем что штифты слегка заходит на посадочные места камней и камни можно посадить на "щелчок" с последующей обработкой штифтов корнайзенами .
Штифтовую оправу целесообразно использовать при изготовлении изделий с обсыпкой камнями (паве) для экономии веса так как для штифтовой оправы нужна меньшая толщина проката чем для выполнения закрепки паве. Также штифтовую оправу целесообразно использовать при изготовлении моделей для массового производства. Здесь получаем модель с минимальным весом и облегчаем работу закрепщика. которому нет необходимости вырезать крапаны(корнеры).
18
Опишите систему подготовки опилок, обрезков к переплаву. Что такое квартование? Опишите технологию квартования золота.
При изготовлении ювелирных изделий у ювелира скапливаются опилки (опиливание, выпиливание, обработка наждачной бумагой), "скуски" - проволоки(изготовление цепей и т.п.), части проката после выпиливания бракованные детали и т.п. весь этот металл называют ломом При необходимости его сплавить поступают следующим образом. Металл разбирают на крупный лом(обрезки, "скуски", куски проката, ит.п.) и опилки. После опилки собирают на железный совок (ромшель) и прожигают направляя пламя горелки с низа ромшеля. Во время прожигания из опилок выгорают все горючии вещества(опилки древесины, пластмасса, воски т.п.). После полного остывания опилок их выкладывают на бумагу. Далее опилки промагничивают при этом магнит лучше обернуть в папиросную бумагу или полиэтилен. Магнит собирает все обломки пилок, свёрл, окалину с пилок, напильников, ромшеля. Это сор лучше сложить отдельно так как в нём ещё есть частицы драгметалла и в последствии его можно отправить на аффинаж или квартование. После промагничивания опилки смешивают с обезвоженной бурой и плотно заворачивают в тонкую бумагу. В таком виде опилки закладывают в плавильную печь сверху кладут крупный лом и производят плавку.
Квартование

Приложенные файлы

  • docx 23853853
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий