Азеева_Вопросы к экзамену_2015


Европейская «новая драма» конца XIX – начала ХХ вв. в историческом, философском и общекультурном контекстах: Генрик Ибсен, Август Стриндберг, Герхарт Гауптман, Бернард Шоу, Морис Метерлинк.
Эстетика и менталитет конца XIX века. Общественно-духовная ситуация рубежа веков.
Феномен «новой драмы» в культуре конца XIX – начала ХХ вв. Тесная связь «новой драмы» с философией, эстетикой, этикой, естественными науками – всем, что составляет духовно-культурную атмосферу эпохи. Философские основания и эстетические принципы «новой драмы». Радикальный характер перемен, произошедших в драматургии. Влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ (от натурализма до символизма) на формирование «новой драмы». Обращение к проблемам современной действительности как решающее условие возникновения «новой драмы», стремление изобразить актуальные жизненные конфликты. «Новая драма» как реакция на кризис европейской театральной системы, восходящей к Ренессансу. «Новая драма» как одно из важнейших оснований становления и формирования режиссерского театра.
Генрик Ибсен (1828-1906) – новатор и первопроходец «новой драмы», создатель психологической драмы и философской «драмы идей», во многом определившей художественный облик современной мировой драматургии.
Ибсен накануне создания «новой драмы»: национально-героическая тематика и романтическое звучание ранних драм Ибсена. Идеальный герой, противостоящий обществу («Бранд», 1865). Уход героя от действительности, кризис личности («Пер Гюнт», 1866).
Острое звучание социальной и нравственной проблематики в реалистических драмах Ибсена, принцип аналитической композиции, формирование символистских тенденций («Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882)). Драма «Кукольный дом» как выражение художественной формы и идей «новой драмы», значение финальной дискуссии (Шоу полагал, что благодаря дискуссии в финале пьесы «Кукольный дом» «покорил Европу и основал новую школу драматического искусства»). Острота психологического конфликта в аналитической драме «Привидения», концентрация событий, единство времени и места, роль дискуссии, настроения, подтекста, символики.
Раскрытие судеб и характеров героев с помощью поэтических символов и аллегорий в драме «Дикая утка» (1884). Исследование глубин душевной жизни, проблема свободы и ответственности личности в пьесе «Гедда Габлер» (1890).
Новые черты в поэтике поздней драматургии Ибсена: сомнение в «достаточности собственного реализма», иррациональное истолкование происходящих событий, усиление обобщенно-условного плана, доминирование символистской направленности в пьесах «Строитель Сольнес» (1892) и «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (1899). Протест Ибсена против одномерно-символистского истолкования поздних пьес («Я не ищу символы, а изображаю живых людей»). Стремление человека к идеалу в философско-психологической драме «Строитель Сольнес», раскрытие содержания пьесы через поступки и мысли героев, наполненные символическими смыслами.
Роль Ибсена в развитии норвежского театра. Пьесы Ибсена на сцене европейского и отечественного театров.
Теоретик и экспериментатор «новой драмы» Август Стриндберг (1849-1912). Реалистический характер ранних исторических пьес Стриндберга («Мастер Улаф», (1872)). Стриндберг и Ницше. Т. Манн о Стриндберге («Оставаясь вне школ и течений, возвышаясь над ними, Стриндберг всех их вобрал в себя. Натуралист и столько же неоромантик, он предвосхищает экспрессионизм... и вместе с тем является первым сюрреалистом...»). Конфликт между «женским» и «мужским» началом в пьесе «Отец» (1887). Теория камерного (интимного) театра Стриндберга в предисловии к пьесе «Фрекен Жюли» (1888). Глубокий внутренний конфликт психологической драмы «Фрекен Жюли». Своеобразие понимания Стриндбергом натурализма («великий натурализм», «грандиозное искусство»), особенности стриндберговского диалога, концентрация действия, теория драматического характера. Одноактная пьеса как «формула будущей драмы». Историческая драма Стриндберга «Эрик XIV» (1900) в постановке Е. Вахтангова (1921): «…Пылкий поэт, острый математик, четкий художник, необузданный фантазер», обреченный быть королем. Условно-обобщенная форма философско-символических пьес Стриндберга, отражающих субъективную картину мира, контраст между материальным и духовным, видимостью и сущностью. («Игра снов» (1902), «Соната призраков» (1907) и др.). Режиссерские принципы Стриндберга. Стриндберг и русский театр.
Герхарт Гауптман (1862-1946). Натуралистические тенденции в ранней драматургии Гауптмана, «Перед восходом солнца» (1889) – первая современная проблемная драма Германии. Сложность творческой эволюции Гауптмана. Ницшеанские мотивы и проблема творческой личности в драматической сказке «Потонувший колокол» (1896), обращение к поэтической традиции немецкого романтизма. Психологизм и гуманистическое звучание драмы «Перед заходом солнца» (1932), мотив трагического одиночества человека.
Бернард Шоу (1856-1950) – основоположник театра идей, «создатель интеллектуального театра XX века».
Шоу и Ибсен. Анализ Шоу идейно-художественного новаторства норвежского драматурга в статье «Квинтэссенция ибсенизма» (1891). «Новая драма» стала обсуждать «проблемы, характеры и поступки, имеющие непосредственное значение для самой зрительской аудитории» и в этом, по мнению Шоу, ее главная особенность. Действительность как источник материала драмы Шоу («Я ничего не создал, ничего не выдумал, ничего не извратил, я всего лишь раскрыл драматические возможности, таящиеся в реальной действительности»). Необходимость сделать главным элементом драматургии дискуссию, столкновение различных идей и мнений. Противопоставление драмы идей «хорошо сделанной драме». Интерес к Вагнеру, Марксу, Ницше, идеям «Фабианского общества». Спор с Шекспиром.
«Дома вдовца» (1892) – начало «новой драмы» в Англии. Острое социальное звучание, обличительный пафос пьесы «Профессия миссис Уоррен» (1894).
Отрицательное отношение Шоу к трагедии, юмор как одна из главных составляющих поэтики драматурга, органичное соединение комического и трагического. Сущность драматического конфликта в комедии «Пигмалион» (1913), особенности построения характеров, использование гротеска, мифологический план. «Дом, где разбиваются сердца» (1917) – «фантазия в русском стиле на английские темы», духовный кризис европейской интеллигенции, опыт обращения к традициям Л. Толстого и А. Чехова. Символический план пьесы, новые черты реализма Шоу (философское иносказание, фантастика, парадоксальность, политический гротеск). Шоу на сцене русского театра.
Теория и практика символистской драмы в творчестве Мориса Метерлинка (1862-1949). Философские основания театра Метерлинка. Метерлинк о задачах и смыслах творчества («Сокровище смиренных» (1896)), полемика с «шекспировским» началом в драме, с театром натуралистической ориентации. Несовпадение «внутреннего» и «внешнего» действия, идея «двух диалогов» в драме, роль «тайны», рока. Драма «молчания», «ожидания» («статическая» драма), театр марионеток. Метерлинк о «настоящем трагизме жизни», драма как диалог «живого существа и его судьбы». Символические смысли слепоты в пьесах «Слепые» (1891), «Непрошенная» (1891), «Там внутри» (1894). Соотношение символа и аллегории в пьесе «Слепые». Судьба маленького человека в драмах о смерти-роке, бунт против смерти-рока в пьесе «Смерть Тентажиля» (1894). «Театр покоя» и поиск мудрости в повседневном в пьесе «Синяя птица» (1908). Метерлинк на сцене русского театра.
Литература:
Адмони В. Г. Генрик Ибсен. – М., 1956.
Аникст А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.
История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 5,6. – М., 1970, 1974.
История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.
Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.
Зарубежная литература ХХ века / Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др.; Под ред. Л. Г. Андреева. 2-е изд. испр. и доп. — М., 2004. (C. 24-67: гл. «Западноевропейская «новая драма» (А. В. Сергеев))
Новая драма рубежа ХIХ–ХХ веков: проблематика, поэтика, пути сценического воплощения: материалы научной конференции 8–10 ноября 2013 года. — СПб., 2014.
Образцова А. Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX вв. – М., 1984.
Пирсон Х. Бернард Шоу. – М.,1972.
Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.
Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. – М., 1973.
Европейский театр ХХ века и экзистенциализм. «Театр ситуаций» Жана-Поля Сартра. Театр Альбера Камю. Театра абсурда: Эжен Ионеско, Сэмюэл Беккет и другие.
Экзистенциализм как философское выражение глубоких исторических потрясений, постигших западную цивилизацию в XX веке. Философия и эстетика экзистенциализма как результат кризиса буржуазного сознания. Абсурд как одна из важнейших категорий экзистенциализма. Проникновение экзистенциальных идей на территорию театра.
Философия свободы, экзистенциального выбора и ответственности в «театре ситуаций» Жана-Поля Сартра (1905-1980). «Театр ситуаций» как целостная экзистенциалистская концепция театра. Экзистенциализм как источник новой театральности. Взгляд на человека сквозь призму конкретной «ситуации» его существования. История как многообразие ситуаций выбора. «Ситуация» как уникальный шанс противостояния Абсурду. Отказ от бытовых ситуаций. Смерть в «театре ситуаций» как самый универсальный и поэтому «поистине театральный» материал. Абсолютное одиночество героя в «театре ситуаций». Свободный выбор героя в глобальной ситуации и проявление в нем нравственной высоты личности. «Задача драматурга состоит в том, чтобы выбрать из всех пограничных ситуаций ту, что наилучшим образом выражает его тревоги, и представить ее публике в виде вопроса, который встает перед определенными формами свободы». Идея личной ответственности каждого, апелляция к рассудку, к воле «отдельного человека». Экзистенциальная основа философско-драматической интерпретации древнегреческого мифа в пьесе «Мухи» (1942).
Альбер Камю (1913-1960) об абсурдности человеческого удела во враждебном или безразличном мире, о творчестве как вызове абсурдности бытия и стремлении осуществить красоту. Камю о театре как таковом и актере как воплощении «человека абсурда» («Миф о Сизифе»). Пьеса «Калигула» (1941) как часть «триптиха абсурда» Камю («Миф о Сизифе», «Посторонний»). «Калигула» на зарубежной и российской сцене.
Истоки театра абсурда в бурлеске Альфреда Жарри «Король Убю» (1896), сюрреалистических драматических опытах Гийома Аполлинера («Груди Тиресия», 1917). Использование экзистенциальной основы тезиса о бессмысленности мира, выдвинутого Сартром и Камю. Принципы поэтики театра абсурда: иррационализм, отсутствие логической связи между элементами драмы и спектакля («разум оскандалился»), отсутствие интриги, схематичность характеров, парадоксальность (закономерность случайного), проблема коммуникации («трагедия языка»). Экзистенциальные философские основания театра абсурда, тема одиночества и обреченности человека в ожидании смерти, абсурд как выражение вселенского хаоса (Сэмюэл Беккет), бунтарство как саморазрушение личности (Жан Жене), предельный нигилизм и алогизм (Эжен Ионеско), сатирический абсурд (Фридрих Дюрренматт). «Апостол одиночества» Сэмюэл Беккет (1906-1989). Религиозные мотивы в пьесе «В ожидании Годо» (1952), особенности действия и диалога. Использование приемов клоунады в решении темы отчаяния, одиночества, отчуждения, гибели. Трагические фарсы (фарсы-кошмары) Эжена Ионеско (1909-1994), «Лысая певица» (1950) как «трагедия языка». Разоблачение «фанатизма любого толка» в пьесе «Носорог» (1959), демистификация «всякой идеологии», «маленький человек» в абсурдном мире. «Карнавальный» абсурд (пышная зрелищность) в театре Жана Жене (1912-1986). Драма абсурда на сцене европейского и русского театров.
Литература:
Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994.
Бачелис Т. И. Интеллектуальный театр // Бачелис Т.И. Гамлет и Арлекин: сборник статей. – М., 2007. С. 255-302.
Ионеско Э. Театр. – М., 1994.
История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 7. – М., 1970.
История зарубежного театра. В 4 частях. Часть 4. Театр стран Европы и США новейшего времени (1945-1985). – М., 1987.
История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.
Камю А. Театр (Из книги «Миф о Сизифе») // Как всегда – об авангарде: Антология французского театрального авангарда. – М., 1992. С. 113-117.
Павис (Пави) П. Словарь театра. – М., 2003.
Проскурникова Т.Б. Арто, Барро, Брехт и «театр абсурда» // Проскурникова Т.Б. Театр Франции. Судьбы и образы. Очерки истории французского театра второй половины ХХ века. – СПб., М., 2002. С. 82-113.
Сартр Ж.-П. К театру ситуаций // Как всегда – об авангарде: Антология французского театрального авангарда. – М., 1992. С. 92-94.
Спектакли ХХ века. – М., 2004.
Театр абсурда. Сборник статей и публикаций. – СПб., 2005.
Театр ХХ века // Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007. С. 403-624.
Эслин М. Театр абсурда. – СПб., 2010.

Искусство режиссуры в европейском театре рубежа XIX-ХХ веков и первой половины ХХ века в историческом, философском и общекультурном контекстах.
Историко-художественные и философские предпосылки формирования режиссуры как самостоятельной театральной профессии.
Натуралистическая концепция театра и режиссура Мейнингенского театра. Деятельность Людвига Кронега (1837-1891). Детальное воссоздание исторической эпохи как основа сценического прочтения классики, принципы постановки массовых сцен, обращение к традиции «живописной режиссуры». А. Н. Островский и К. С. Станиславский о мейнингенцах. Режиссерская деятельность Отто Брама (1856-1912): драматургия Г. Ибсена и Г. Гауптмана в театре «Свободная сцена». Развитие натуралистических идей во французском театре: Театр Либр (Свободный театр) Андре Антуана (1858-1943). Эволюция режиссерского искусства Антуана, стремление «принять все школы и группировки» (провозглашение принципа «либерального эклектизма»). «Власть тьмы» Л. Н. Толстого и «Привидения» Г. Ибсена в театре Антуана. Создание нового типа спектакля, в основе которого ансамбль.
Режиссура символистского театра как оппозиция театральному натурализму. Основные черты театра символизма. Три концепции символистского спектакля Поля Фора (1872-1960): театр поэта, стремящийся усилить воздействие поэтического слова средствами театра; театр художника, в котором символистская сценография определяла эстетическую направленность спектакля; синтетический театр, воздействующий на зрителя всем комплексом художественных средств. Мировая драматургия, близкая символистской эстетике на сцене театра Эвр в режиссуре Орельена Мари Люнье-По (1867-1940). Теория и практика символистского театра Гордона Крэга (1872-1966).
Полемика реформатора немецкой сцены Макса Рейнхардта (1873-1943) с театральным натурализмом А. Антуана и О. Брама. Синтетический характер режиссуры Рейнхардта. Режиссура как вид поэтического творчества, искусство поэтического реализма, соединяющего звучащее слово, пластическую выразительность актера, сценографическое и музыкальное решение спектакля. Эволюция режиссерских принципов Рейнхардта. Роль эмоционально-чувственного начала в раскрытии мироощущения человека. Спектакли «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (1905), «Привидения» Г. Ибсена (1906), «Гамлет» В. Шекспира (1909), «Царь Эдип» Софокла (1910) и др.
Искания французской режиссуры первой половина ХХ века. Предпосылки возникновения новой французской режиссуры в деятельности театра «Старая голубятня» Жака Копо (1879-1949), «моральное, интеллектуальное, эстетическое обновление» сценического искусства, синтез приемов условного и психологического театров. Создание творческой корпорации «Картель четырех» (1927) режиссерами разных творческих индивидуальностей Шарлем Дюлленом (1885-1949), Луи Жуве (1887-1951), Гастоном Бати (1885-1952) и Жоржем Питоевым (1885-1939). Выдающаяся роль «Картеля» в развитии французского театрального искусства. Стихия свободной импровизации и другие принципы формирования актерской техники в студии театра «Ателье» Дюллена. Спектакли Ш. Дюллена: «Антигона» Софокла (1923), «Вольпоне» Бена Джонса (1928), «Мухи» Ж.-П. Сартра (1943) и др. Интеллектуальная режиссура Л. Жуве. Сотрудничество с драматургом Жаном Жироду (спектакль «Троянской войны не будет» (1935)). Религиозно-нравственные театральные искания Г. Бати, требование освобождения театра от господства литературы, синтез живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и актерского искусства, спектакль «Преступление и наказание» по роману Ф. М. Достоевского в сценической адаптации Бати на сцене театра «Монпарнас» (1933). Психологический театр Ж. Питоева, «открытие» французским театром драматургии А. П. Чехова в режиссуре Ж. Питоева: спектакли «Чайка» (1921), «Дядя Ваня» (1922), «Три сестры» (1929).
Сюрреализм и искусство режиссуры: Театр «Альфред Жарри» Антонена Арто. Теория и практика «театра жестокости» А. Арто (1896-1948).
Экспрессионистский театр Леопольда Йесснера (1878-1945): интеллектуализм, принципы контраста в мизансценах и динамизма действия.
Теория и практика эпического театра Бертольта Брехта.
Литература
Барро Ж. Л. Воспоминания для будущего. – М., 1979.
Бобылева А. Л. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX-XX веков. – М., 2000.
Гительман Л. И. Из истории французской режиссуры. Л., 1976.
Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.
Искусство режиссуры за рубежом (Первая половина ХХ века). Хрестоматия. – СПб., 2004.
История зарубежного театра в 4 частях. Ч. 2-4. – М., 1984, 1986, 1987.
История зарубежного театра в 8 томах. Т. 5-8. – М., 1970, 1974, 1985,1988.
История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.
Питоев Ж. Статьи. Выступления. Интервью. Письма. – М., 2005.
Проскурникова Т. Б. Театр Франции. Судьбы и образы. Очерки истории французского театра второй половины ХХ века. – СПб., М., 2002.
Спектакли двадцатого века. – М., 2004.
Финкельштейн Е. Картель Четырех. – Л., 1974.
Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.
Концепции театра в европейском историческом, философском и общекультурном контекстах ХХ века: Гордон Крэг, Антонен Арто, Бертольт Брехт, Ежи Гротовский.
Режиссура ХХ века в историческом, философском и общекультурном контексте эпохи.
Режиссер как автор театральной концепции. Связь режиссерского искусства с методологией и стилем актерской игры, с театральной школой.
Гордон Крэг (1872-1966) – английский режиссер, художник и теоретик театра. Крэг и европейский символизм. Поиски сценической выразительности в синтетическом театре красок, света, музыки, пластики, уход от литературного театра. Крэг-теоретик («Искусство театра», 1905): отказ от реализма, «будущее искусство, которое выльется из движения», автор спектакля − режиссер, воображение как источник вдохновения. Актер в театре Г. Крэга: «новая форма актерства, состоящая главным образом в символических жестах», теория актера-сверхмарионетки. Реформа сценического пространства: возвращение в театр архитектуры, замена плоскости объемом, система ширм. Шекспир в театре Крэга, «Гамлет» Г. Крэга и К. С. Станиславского в МХТ (1911). Г. Крэг и театр кукол. Отражение театральных поисков Крэга в современном театре.
Антонен Арто (1896-1948) – французский режиссер и теоретик театра, поэт, художник и сценограф, прозаик, сценарист, драматург, актер театра и кино, философ, сформировавшийся как творческая личность в традиции авангардистской культуры первой половины ХХ в. Актерская школа, пройденная в театре-студии «Ателье». Влияние символистской эстетики на формирование теории театра Арто. Выходит из-под влияния эстетики «Картеля четырех» и обращается к формирующейся авангардистской эстетике сюрреализма. Арто – идеолог и практик сюрреалистического театра. Отказ от имитации жизни в театре, создание на сценических подмостках высшей реальности как цели театра. Сценическое воплощение сюрреалистических идей в спектаклях театра «Альфред Жарри». Знакомство в 1931 г. с традиционным театром острова Бали: начало разрыва с сюрреалистической концепцией театра и толчок к оформлению модели театра жестокости. Концепция театра жестокости, предполагающая перестройку сознания, использование театра в качестве инструмента. Театр нового типа, воспринимающийся как жизненная необходимость и апеллирующий к коллективному бессознательному, к архетипу. Обращение к глубокой традиции: ритуалу, мифу. Первый манифест театра жестокости (1932). Жестокость как центральное понятие концепции Арто. Возможность «взаимообнажения театра и жизни» (театр и его двойник). Поиски нового языка театра: языка пространства и движения, стоящего «на полпути от жеста к мысли». «Иероглиф» как инвариант внешних проявлений театрального языка. Реформа сценического пространства: отказ от традиционного разделения пространства театра на «сцену» и «зал». Актер в театре Арто. Идеи Арто и мировой театр.
Бертольт Брехт (1898-1956) – драматург, режиссер и теоретик театра. Теория эпического (диалектического, «неаристотелевского») театра Брехта. Отказ от аристотелевского катарсиса, утверждение театра критической мысли, где разум противостоит инстинкту. Драматургические и сценические приемы эпического театра (рассказ, преследующий дидактические цели, рассказчик-комментатор событий, монтажный принцип построения пьесы, зонги и др.). Центральное понятие театра Брехта – эффект очуждения. Цель очуждения – выработать критическое мышление, превращение знакомого в непривычное как механизм очуждения. Отказ от «гипнотического» театра и театра, приносящего наслаждение. Особая роль музыки в брехтовском театре. Актер в театре Брехта: требование «показывать показ», «никогда не растворяться в подражаемом», сохранения «известной дистанции между собой и изображаемым», «глашатай авторской мысли». Активизация зрительского восприятия на фоне известных сюжетов в пьесах «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж», «Кавказский меловой круг» и др. Создание «театра III тысячелетия» («Берлинер ансамбль», 1949). Влияние театральной теории и практики Брехта на театр ХХ в. Идеи театра Брехта и мировой театральный процесс.
Ежи Гротовский (1933-1999) – польский режиссер-реформатор и теоретик театра. От «Театра 13 рядов» к «Театру-лаборатории»: исследование границ и возможностей театра и человека-актера (спектакли «Фауст» Марло, 1963; «Акрополис» Выспянского, 1964; «Стойкий принц» Кальдерона, 1965; «Apocalipsis cum figuris», 1968). Гротовский и идеи Станиславского. Гротовский и Арто. Брук о Гротовском. Отход от практики создания спектаклей (1973), «пара-театральные» эксперименты, исследование «исполнительских техник» в Театре Истоков (1976). Мастерская в Понтедере (Италия, 1985). Вùдение театра как проводника, носителя телесных и духовных импульсов, как движителя взлета.
Литература:
Искусство режиссуры. ХХ век. – М., 2008.
Искусство режиссуры за рубежом (Первая половина ХХ века). Хрестоматия. – СПб., 2004.
История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 6,7. – М., 1970, 1985.
История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.
Максимов В. И. Модернистские концепции театра от символизма до футуризма. Трагические формы в театре ХХ века. – СПб., 2014.
Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.
Крэг Г.
Бачелис Т. И. Шекспир и Крэг. – М., 1983.
Гаевский В. Крэг // Гаевский В. Флейта Гамлета. Образы современного театра. – М., 1990.
Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.
Крэг Г. Воспоминания. Статьи. Письма. – М., 1988.
Спектакли двадцатого века. – М., 2004.
Арто А.
Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима. – М., 1993.
Арто А. Театр и его двойник. – СПб., 2000.
Барро Ж.-Л. Арто // Воспоминания для будущего. – М., 1979.
Максимов В. И. Антонен Арто, его театр и его двойник // Арто А. Театр и его двойник. – СПб., 2000.
Проскурникова Т. Б. Театр Франции. Судьбы и обзоры. – СПб., 2002.
Эслин М. Арто (главы из книги) // Арто А. Театр и его двойник. – СПб., 2000.
Брехт Б.
Зингерман Б. Очерки истории драмы ХХ века. – М.,1979.
Брехт Б. «Малый органон» для театра // Брехт Б. Собр. соч. В 5-ти т. Т5/1. – М.,1965.
Клюев В. Театрально-эстетические взгляды Брехта. – М.,1966.
Копелев Л. Брехт. – М.,1969.
Фрадкин И. Бертольт Брехт. Путь и метод. – М.,1965.
Гротовский Е.
Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику. – М., 2003.
Гротовский Е. К Бедному театру. – М., 2009.
Степанова П. Театр без кулис: театральные опыты Ежи Гротовского. – СПб., 2008.
Театр Гротовского. Сборник. – М., 1992.
Швыдкой М. Е. Питер Брук и Ежи Гротовский. Опыт параллельного исследования // Театр Питера Брука. Взгляд из России. Сборник статей и материалов. – М., 2000.
Искусство режиссуры в европейском театре второй половины ХХ века и рубежа ХХ-ХХI веков в историческом, философском и общекультурном контекстах.
Историко-культурный и философский контекст развития европейской режиссуры во второй половине ХХ века и на рубеже ХХ-ХХI веков.
Основные тенденции развития европейской режиссуры во второй половине ХХ века.
Режиссерское творчество Жана Луи Барро (1910-1994). Значение школы Дюллена в формировании режиссерских и актерских принципов Барро. Радикальный разрыв с французской декламационной традицией. Нравственный максимализм, метафорический интеллектуализм и авангардизм театра Барро, сочетание высокой профессиональной культуры и эксперимента, психологизм философских исканий. Тотальный театр как театр всеобщего эксперимента. Спектакли Барро: «Гамлет» В. Шекспира (1946), «Процесс» Ф. Кафки (1947), «Вишневый сад» А. П. Чехова (1954), «Носорог» Э. Ионеско (1960) и др.
Режиссерская деятельность Джорджо Стрелера (1921-1997). Спектакли Стрелера в «Театро Пикколо ди Милано»: «Ночлежка» по пьесе М. Горького «На дне» (1947), «Арлекин» по пьесе К. Гольдони «Слуга двух господ» (1947), «Король Лир» В. Шекспира (1972), «Вишневый сад» А. П. Чехова (1974) и др. Стремление сделать искусство театра подлинно народным в брехтовских постановках Стрелера. Синтетическая целостность сценического решения спектаклей.
Экспериментальная режиссура Ежи Гротовского (1933-1999). Гротовский – теоретик театра. Исследования природы актерского искусства.
Театр Питера Брука (р. 1925): поэтический метафоризм режиссуры, обращение к идеям А. Арто («Марат/Сад» Вайса, 1964). Шекспировские постановки Брука: «Гамлет» (1955, 2001), «Король Лир» (1962), «Сон в летнюю ночь» (1970) и др. Открытие в Париже Международного Центра театральных исследований (1970) как попытка создания интеркультурной модели театра. Поиски новых форм синтетического театра, разрушающего стену между актером и зрителем, эксперименты, направленные на совершенствование внутренней и внешней техники актера, обращение к философии и культуре ритуала. Брук о законах и природе театра, о поиске живого театра, свободного от фальши и штампа в книгах «Пустое пространство» (1968) и «Секретов нет» (1993).
Постмодернистские и постдраматические тенденции в режиссуре конца ХХ – начала ХХI веков. Усиление роли режиссера на рубеже XX–XXI веков, конфликт с литературным первоисточником спектакля. Ханс-Тис Леман о режиссуре в постдраматическом театре, об изменении способов коммуникации между сценой и театром, драматургом и режиссером.
Основные тенденции современной европейской режиссуры в творчестве Петера Штайна, Деклана Доннеллана, Эймунтаса Някрошюса, Ромео Кастелуччи, Робера Лепажа, Томаса Остермайера др.
Литература:
Барро Ж. Л. Размышления о театре. – М., 1963.
Бартошевич А. В. Для кого написан «Гамлет». Шекспир в театре. XIX, XX, XXI… – М., 2014.
Брук П. Пустое пространство. Секретов нет. – М., 2003.
Брук П. Нити времени. – М., 2005.
Гротовский Е. От Бедного театра – к Искусству-проводнику. – М., 2003.
История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.
Леман Х.-Т. Постдраматический театр. – М., 2013.
Мальцева О. Театр Эймунтаса Някрошюса. Поэтика. – М., 2013.
Павис П. Словарь театра. – М., 2003.
Проскурникова Т. Б. Театр Франции. Судьбы и образы. Очерки истории французского театра второй половины ХХ века. – СПб., М., 2002.
Спектакли двадцатого века. – М., 2004.
Стрелер Дж. Театр для людей. – М., 1984.
Театр Питера Брука. Взгляд из России. Сборник статей и материалов. – М., 2000.
Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.
Театр Соединенных Штатов Америки в историко-культурном контексте ХХ века: репертуар, сценическое искусство, принципы организации.
Феномен Соединенных Штатов Америки и его влияние на возникновение, становление и развитие американского театра.
Исторические условия становления и развития американского театра. Господство коммерческой системы в американском театре конца XIX века, отсутствие национальной драматургии, феномен театрального Бродвея, становление и развитие жанра американского мюзикла, система «звезд» и серийность постановок. Формирование офф-бродвейских и офф-офф-бродвейских театров, появление «малых театров» в середине 10-х годов ХХ века как условие возможности формирования национальной театральной традиции, театр «Провинстаун». Влияние идей К. С. Станиславского на формирование американского театра, значение американских гастролей МХТ в 1923-1924 гг. Отсутствие системы государственной поддержки театров. Открытие в 1931 г. репертуарного театра «Групп» Гарольдом Клерманом и Ли Страсбергом, последователями системы Станиславского.
Становление американской национальной драматургии в творчестве Юджина О’Нила (1888-1953). Особенности реализма драматургии О’Нила: сложный сплав различных стилевых компонентов, влияние античной трагедии, Ф. М. Достоевского, А. Стриндберга, М. Горького, Э. Золя на формирование творческого метода О’Нила. Стремление «сгущать человеческую жизнь до степени ее превращения в символ правды». Обращение к эстетике экспрессионизма, стремление проникнуть в истинную природу человека, смелые эксперименты с формой и содержанием, символические мотивы и образы в острых социально-психологических драмах «Анна Кристи (1921), «Косматая обезьяна» (1922), «Крылья даны всем детям человеческим» (1924), «Любовь под вязами» (1924). Интимно-психологическая проблематика поздних пьес О’Нила «Долгий день уходит в ночь» (1941), «Луна для пасынков судьбы» (1942). Пьесы О’Нила на сцене Камерного театра А. Я. Таирова.
Психологическая драма Теннесси Уильямса (1911-1983), наследование и развитие традиций социально-психологической драматургии О’Нила. Принципы «пластического театра» Уильямса в предисловии к пьесе «Стеклянный зверинец» (1945): отказ от «плоского реализма», противопоставление ему «поэтического реализма», символ как один из важнейших «инструментов» «пластического театра» Уильямса, раскрытие конкретно-бытового плана символически-поэтическим. Т. Уильямс и А. П. Чехов. Трагическое звучание пьесы «Трамвай “Желание”» (1947), антагонизм Бланш и Стэнли (духовность и «одномерность» человека), постановка пьесы в театре Этель Барримор (Нью-Йорк, реж. Э. Казан, 1947), Марлон Брандо в роли Стэнли. 60-е годы − кризис в творчестве Уильямса, поиски новых форм драмы, увлечение «более импрессионистической формой», время и память как главные мотивы творчества. Неприятие Бродвеем новой драматургии Уильямса, сотрудничество драматурга с внебродвейскими и вневнебродвейскими коллективами. Уильямс на сцене русского театра.
Социальная природа человеческой трагедии в Америке в психологических драмах Артура Миллера (1915-2005) «Все мои сыновья» (1947), «Смерть коммивояжера» (1949), сотрудничество драматурга с режиссером Элиа Казаном.
Бунтарские мотивы в драматургии Эдвард Олби (р.1928), сочетание в его творчестве реалистических и абсурдистских тенденций. Глубокая социально-психологическая проблематика пьесы «Случай в зоопарке» (1958), расовая проблематика и фрейдистские мотивы в пьесе «Смерть Беси Смит» (1959), психологический шедевр Олби «Не боюсь Вирджинии Вулф» (1962).
Американский мюзикл во второй половине ХХ века: «Оклахома» Р. Роджерса (1943), «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (1956), «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (1954) и др. Театральная школа «Актерская студия» (открыта в 1946 г.) под руководством Л. Страсберга и Э. Казана. Михаил Чехов и американская актерская школа.
Американский театр на рубеже ХХ-ХХI вв.: жизнь бродвейских и офф-бродвейских театров, американский репертуарный (ансамблевый) театр, мюзикл на современной американской сцене.
Литература:
Актерское мастерство: Американская школа. – М., 2013.
Бернацкая В. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980 гг. // Суфлер. 1993. № 3.
Вульф В. От Бродвея немного в сторону, 70-е гг.: Очерк о театральной жизни США, и не только о ней. – М., 1982.
Гиленсон Б. А. История литературы США. – М., 2003.
История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 6,8. – М., 1974, 1988.
История зарубежного театра. В 4 частях. Часть 3,4. – М., 1986, 1987.
История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.
Кампус Э. О мюзикле. – Л., 1983.
Коренева М. Творчество Ю. О’Нила и пути американской драмы. М., 1990.
Ромм А. С. Американская драматургия первой половины ХХ века. – Л., 1978.
Самитов Д. В зеркале Бродвея. История, социология, менеджмент некомерческих театров США. – М., 2008.
Смирнов Б. А. Театр США ХХ в. – Л., 1976.
Спектакли двадцатого века. – М., 2004.
Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

Приложенные файлы

  • docx 23816184
    Размер файла: 57 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий