ОИС 2 курс (Вариант 10 задача 2)


Министерство образования Республики Беларусь
УО «Полоцкий государственный университет»
Факультет: спортивно-педагогический
Группа:12-ПИ
Вариант 10; задача 2

Отчет
по самостоятельной контролируемой работе по курсу:
«Основы управления интеллектуальной собственности»
217741514922500Выполнила Кропачева ОА
2177414107315Принял Кириенко А. С



Новополоцк
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ПАТЕНТНАЯ ЧИСТОТА ОБЪЕКТОВ ТЕХНИКИ……………………….........5
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА…………………………………10
ЗАДАЧА………………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….20

ВВЕДЕНИЕ
Система оформления прав на изобретение в современном понимании зародилась уже в начале XIX века. Сегодня она базируется на четких юридических процедурах, исторически оформившихся в относительно самостоятельные системы патентования, отличающиеся друг от друга объемом и глубиной проверки существа заявляемого на патентование технического решения.
Важнейшей и обязательной составной частью научно-исследовательской деятельности являются патентные исследования, направляющие и стимулирующие творческую активность специалистов научно-технической сферы на создание новых объектов и технологий.
Патентные исследования – это исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности на основе патентной и иной информации.
По своему характеру и содержанию патентные исследования относятся к прикладным научно-исследовательским работам. Патентные исследования проводятся как в виде самостоятельной научно-исследовательской работы, так и в составе работ субъекта хозяйствования.
Проведение патентных исследований регламентируется Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1180-99 «Патентные исследования. Содержание и порядок проведения». Стандарт предусматривает проведение патентных исследований на всех стадиях жизненного цикла продукции или технологии.
Основной составляющей патентных исследований является патентный поиск, который представляет собой специализированный информационный поиск. Патентный поиск – это процесс отбора соответствующих запросу документов или сведений по одному или нескольким признакам из массива патентных документов или данных, при этом осуществляется процесс поиска из множества документов и текстов только тех, которые соответствуют теме или предмету запроса.
Предмет поиска определяют исходя из конкретных задач патентных исследований, особенностей объекта (устройство, способ, вещество), а так же из того, какие его элементы, параметры, свойства и другие характеристики предполагается исследовать.
При патентном поиске сравниваются выражения смыслового содержания информационного запроса и содержания документа. Для оценки результатов поиска создаются определенные правила-критерии соответствия, устанавливающие, при какой степени формального совпадения поискового образа документа с поисковым предписанием текст следует считать отвечающим информационному запросу.
Среди основных целей патентного поиска можно назвать проверку уникальности изобретения, поиск изобретателей или компании, получивших патенты на изобретения в той же области, поиск патентов на какой-либо продукт, поиск потенциальных лицензиаров, поиск дополнительных информационных материалов.
Среди патентных исследований следует особо выделить исследование патентной чистоты, подробнее о котором в вопросе 1 «Патентная чистота объектов техники».
Касательно авторского договора необходимо ответить, что среди обязательственных способов приобретения исключительных прав называют две формы – уступку и передачу права, при этом, по его мнению, уступка происходит по договору в полном объеме и навсегда, передача также осуществляется по договору, но частично и на время.
Традиционным является выделение договора уступки, лицензионного договора, а также авторского договора, который несмотря на появление в Гражданском кодексе Республики Беларусь универсальной нормы о лицензионном договоре сохранил самостоятельный характер, о котором подробнее в вопросе 2 «Содержание авторского договора».

ПАТЕНТНАЯ ЧИСТОТА ОБЪЕКТОВ ТЕХНИКИ
Наличие в большинстве стран мира патентного законодательства, предусматривающего выдачу патентов (свидетельств) исключительного права на различные виды промышленной собственности, в также установленная законами ответственность за нарушение патента, приводят к необходимости принятия мер, предотвращающих возможность нарушения патентов в странах реализации соответствующих объектов техники, в том числе и на территории Республики Беларусь, т. е. мер к обеспечению их патентной чистоты.
К объектам патентного права относятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Изобретение должно отличаться изобретательским уровнем, т.е. оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники. В некоторых странах употребляется термин «неочевидность». Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения [9, с. 92].
Патентная чистота объекта – это понятие, неразрывно связанное с существованием патента, предоставляющего его владельцу исключительное право на использование изобретения. Объекты – машины, приборы, оборудование, инструменты, материалы, технологические процессы и другие, которые не подпадают под действие патентов в данной стране, обладают на территории этой страны патентной чистотой.
Если хотя бы на один элемент продукции действует патент, то вся продукция в целом не удовлетворяет требованиям патентной чистоты.
Обеспечение патентной чистоты позволит беспрепятственно, не боясь нарушить исключительные права третьих лиц, реализовать (использовать) объекты техники (машины, приборы, оборудование, материалы и технологические процессы).
Патентная чистота заключается в том, что объект может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам. Отсюда следует, что обладающими патентной чистотой а отношении какой-либо страны называются такие объекты, которые не подпадают под действие патентов на изобретения, полезные модели или промышленные образцы, выданных уполномоченным патентным ведомством и имеющих силу на территории данной страны. Кроме того, объекты но должны нарушать зарегистрированные товарные знаки, также фирменные наименования и указания о происхождении товаров.
В мировой практике встречаются и другие термины для определения понятия о патентной чистоте, например «патентная неуязвимость» (ГДР), «свобода от охраняемых патентных прав» (США) и другие [8].
Хотя к нарушению патента может привести реализация, экспонирование или предложение к продаже на территории страны, только конкретного материального объекта (устройства, способа, вещества), однако общепринятым является распространение понятия «патентная чистота» и на техническую документацию, по которой выпускается или будет выпускаться данный объект (в том числе проекты предприятий, стандарты, технологическая документация и т. д.)
Патентная чистота является понятием относительным, т. е. определяется только в отношении конкретных стран и только на определенную дату. Это полностью связано с территориальным и временным (срочным) действием патентов. Объект, обладающий патентной чистотой в отношении ряда стран, где он подпадает под действующие там патенты, может вместе с тем обладать патентной чистотой в отношении всех остальных стран, где таких патентов нет. Тот же объект, с течением времени, будет обладать патентной чистотой и в отношении стран, где утратят силу (в связи с истечением срока действия или по другим причинам) патенты, под действие которых он подпадал ранее.
С целью оценки патентной чистоты объекта техники патентный поверенный в первую очередь проводит экспертизу на патентную чистоту объекта. Данный вид экспертизы включает в себя три этапа. Для начала обозначается объект техники, а также его составные части, в том числе технические и художественно-конструкторские решения, подлежащие экспертизе на патентную чистоту. Патентный поверенный проводит экспертизу на патентную чистоту в отношении какой-либо конкретной страны. Проанализировав источники известности, в том числе охранные документы (патенты, акцептованные патентные заявки), патентный поверенный оценивает необходимость проведения сопоставительного анализа с объектом промышленной собственности. По результатам этой оценки патентный поверенный переходит ко второму этапу экспертизы, который включает в себя собственно сопоставительный анализ объекта техники с охраняемыми объектами промышленной собственности. Вывод патентного поверенного на этом этапе экспертизы является трёхчастным: по каждому признаку пункта патентной формулы, по пункту патентной формулы, а также по охранному документу в целом. Финальный этап экспертизы состоит непосредственно из выводов о патентной чистоте объекта техники. Патентный поверенный указывает в отчёте страны, для которых проведена проверка, дату наиболее поздних проанализированных материалов, а также при необходимости сведения о виде промышленной собственности и патенты-аналоги, лишающие исследуемый объект техники патентной чистоты. Кроме того, патентный поверенный производит оценку значимости составной части исследуемого объекта (в том числе по комплектующим), использующей объект промышленной собственности, в процентах от стоимости объекта и в абсолютном исчислении [3].
Обязательные условия проведения экспертизы на патентную чистоту:
1)проверяется объект в целом, оценке подвергаются все реализованные в нем технические решения.
2)цель экспертизы – выявить использованные в объекте признаки запатентованного изобретения, несмотря на имеющиеся отличия в других признаках.
3)экспертиза не заканчивается до тех пор, пока не просмотрены все без исключения действующие патенты исключительного права в данной стране.
4)экспертиза ведется по каждой стране вы отдельности.
5)во внимание принимаются только действующие в данной стране патенты исключительного права (а не любые источники).
6)глубина поиска патента во времени определяется сроком их действия в данной стране.
7)при изучении патента основное внимание уделяется выявлению объема прав из патентов.
Говоря об объектах проверки необходимо отметить, что проверке на патентную чистоту подлежат:
объекты техники,
технологии, технологические процессы
выставочные экспонаты
государственные стандарты
объекты капитального строительства
объекты лицензий.
На основании проведенной экспертизы на патентную чистоту патентный поверенный разрабатывает обоснование мер по обеспечению патентной чистоты объекта техники и по беспрепятственному производству и реализации объектов техники в стране и за рубежом.
Экспертиза на патентную чистоту имеет своим назначением установить возможность реализации (использования) данного объекта в определенной стране или группе стран и определить меры, обеспечивающие эту реализацию без нарушения патентов третьих лиц. Она заключается в отыскании всех действующих в данной стране (странах) патентов исключительного права, имеющих отношение к объекту, их анализу, а также в изучении обстоятельств, которые могли бы способствовать беспрепятственной реализации данного объекта в соответствующей стране (странах).
При проведении экспертизы на патентную чистоту необходимо обеспечить сочетание трех ее сторон – правовой (юридической), технической (инженерной) и экономической с тем, чтобы правильно учесть значение каждой из них в данном конкретном случае.
Правовая сторона экспертизы заключается в точном и всестороннем учете всех юридических вопросов, имеющих отношение к данному случаю и их оценке в конкретно сложившейся ситуации (а том числе при определении объема прав из патента, возможности его нарушения, опротестования и т. д.).
Техническая сторона заключается в правильной оценке технической сущности изобретения (полезной модели) по патенту в сопоставлении с проверяемым объектом, в определении существенности тех или иных признаков и их значения для запатентованного изобретения или для проверяемого объекта, в оценке роли составных частей и других элементов для объекта в целом, а определении путей возможного обхода патента и т. д.
Экономическая сторона заключается в оценке объема возможных претензий патентовладельца при нарушении его патента и подлежащего возмещению ущерба.
Как уже отмечалось, установление патентной чистоты продукции позволяет избежать ответственности за возможное нарушение прав, вытекающих из патентов, действующих на территории той страны, в которой предполагается реализация данной продукции. Исследование на патентную чистоту заключается в отыскании действующих в данной стране патентов, имеющих отношение к продукции, их анализе, а также изучении обстоятельств, которые могли бы способствовать беспрепятственной реализации продукции на данном рынке.
Отчетным документом о проводимой экспертизе на патентную чистоту является отчет о патентных исследованиях с экспертным заключением о проверке объекта на патентную чистоту в отношении конкретных стран [5, с. 78].
Надо отметить, что понятие «патентная чистота» не следует смешивать с понятием «патентоспособность». Патентная чистота касается непосредственно объекта техники, а патентоспособностью обладают технические решения.
Под патентоспособностью понимается юридическое свойство технического решения, определяемое совокупностью признаков, необходимых для признания его изобретением. Художественно-конструкторское решение является патентоспособным, если оно обладает новизной и оригинальностью.
Патентная чистота – это юридическое свойство технических объектов (машин, оборудования и т.п. изделий) и технологических процессов, определяемое совокупностью признаков, обеспечивающих возможность использования этих объектов, не нарушая действующих патентов на изобретения и промышленные образцы. Изделие обладает патентной чистотой и в том случае, если подпадет под патенты, срок действия которых истек. Поскольку патент имеет территориальное действие, то при наличии, например, действующего патента в Японии и США на определенный объект техники, этот объект не обладает патентной чистотой в отношении данных стран. Однако если патент на такой же объект отсутствует на территории Австралии и Индии, то по отношению к этим странам он обладает патентной чистотой.
Таким образом, патентная чистота является понятием относительным, она определяется только в отношении конкретных стран и только на определенную дату. Понятие патентной чистоты существует и в отношении охранных документов на товарные знаки и знаки обслуживания.
Проверка патентной чистоты изделий, выпускаемых предприятиями, является обязательной на стадии постановки продукции на производство как минимум по патентам, выданным на территории Республики Беларусь, в связи с экспортными поставками и продажей лицензий на территории стран предполагаемого экспорта товаров и лицензий, при оказании технического содействия в строительстве предприятий и других технических объектов за рубежом, а также при экспонировании объектов на международных выставках и ярмарках.
Для обеспечения патентной чистоты объектов техники необходимо проводить целенаправленную работу на всех стадиях разработки и постановки продукции на производство. Суть этой работы состоит в выявлении всех действующих патентов, имеющих отношение к разрабатываемому объекту, изучении патентной ситуации, принятии мер по обходу действующих патентов или закупке лицензий на право производства продукции, защищенной патентами, а также выработке других рекомендаций по дальнейшей разработке и постановке продукции на серийное производство.
В целом отчет о патентных исследованиях позволяет судить об уровне технического (технологического) развития, возможностях обеспечения коммерческого успеха на конкретном рынке в условиях конкуренции. С расширением применения новых информационных технологий уровень патентных исследований неизмеримо возрастает и оказывает все большее влияние на конечные результаты деятельности субъектов хозяйствования [4, с. 120-121].

СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА
В последние годы в Республике Беларусь количество сделок, заключаемых между издателями и авторами произведений, возрастает в геометрической прогрессии. Однако авторы, а также иные правообладатели, в большинстве своем не имеют представления о своих правах и способах их реализации и защиты. А если к этому прибавить пассивность авторов и специализированных организаций по борьбе с интеллектуальным пиратством, отсутствие в достаточном количестве юристов, специализирующихся на проблемах авторского права, то становится понятно, почему незаконное использование произведений приобрело всеобъемлющий характер.
Авторское право в самом общем виде можно определить как закрепляемый за создателем произведения науки, литературы или искусства комплекс субъективных прав личного неимущественного и имущественного характера. К первой категории относятся нематериальные блага, возникающие у автора в связи с созданием произведения – право признаваться автором, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения и т.п. Ко второй относятся полномочия по использованию произведения.
С возникновением авторского права возникает абсолютное правоотношение – автору противостоит неопределенный круг лиц, обязанных воздерживаться от нарушения его прав. Это создает автору наиболее благоприятные условия для самостоятельной реализации принадлежащих ему прав, ибо автор изначально обладает обеспеченной законом монополией на использование своего произведения.
В первую очередь следует отметить, что использование произведения автора другими лицами) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных законодательством.
Согласно положениям законодательства Республики Беларусь авторский договор должен предусматривать способы использования произведения; срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок его определения, порядок и сроки выплаты вознаграждения, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми [6]. Для авторского договора законодатель устанавливает обязательную письменную форму Исключение в виде допускаемой устной формы предусмотрено только в отношении договоров об использовании произведения в периодической печати.
В соответствии со статьей 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь любой договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой законом форме, достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются те условия договора, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение [2, ст. 402].
Авторский договор может быть заключен на готовое произведение и на произведение, которое еще должно быть создано (договор заказа).
Авторский договор – это соглашение, по которому автор предоставляет другому лицу право использования произведения науки, литературы или искусства на определенных условиях в течение определенного договором срока.
Согласно законодательству Республики Беларусь авторским договором является лицензионный договор, в котором в качестве лицензиара выступает автор произведения [7, ст. 45].
Сторонами в договоре являются автор или его правопреемник и пользователь. Как следует из изложенного, одной из сторон авторского договора является физическое лицо, выступающее в качестве создателя произведения или его наследник. Юридическое лицо в качестве субъекта авторского договора выступает в исключительных случаях (например, если подготовка произведения осуществляется в порядке служебного задания). Таким образом личные права во всех случаях принадлежат автору, то есть действительному создателю произведения.
Однако принадлежность имущественных прав на произведение зависит от ряда обстоятельств. По общему правилу имущественные права также признаются за автором произведения. Однако, если произведение создавалось в порядке выполнения служебных обязанностей, т.е. создание знака входило в круг трудовых обязанностей автора и между создателем произведения и его работодателем не был заключен договор, предусматривающий иное, то имущественные права в отношении такого «служебного» произведения принадлежат нанимателю. Это означает не только то, что наниматель волен по своему усмотрению использовать такое произведение не спрашивая автора, но также то, что автор лишается возможности получать авторское вознаграждение.
В качестве другой стороны выступает пользователь. Это может быть организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность. В роли пользователя чаще всего выступают: издательство, киностудия и т.д., которые в пределах своей специальной правоспособности вправе издавать, ставить, показывать или иным способом использовать произведение автора.
Что касается коллективных произведений, то авторский договор по поводу их использования заключается со всеми авторами либо по их поручению с одним из соавторов.
Обязательным условием для авторского договора является конкретный способ использования произведения.
Авторский договор может быть как возмездным, так и безвозмездным, однако по общему правилу данный вид договора считается возмездным и может иметь безвозмездный характер только в случаях, определенных законодательством.
В случае, если авторский договор является возмездным, в нем должны предусматриваться размер авторского вознаграждения или порядок определения размера авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты. Действующее законодательство не допускает возможности ограничения размера выплачиваемого по договору авторского вознаграждения максимальным размером, отдавая решение вопроса о размере вознаграждения на усмотрение сторон договора. В то же время законодательство предусматривает минимальные ставки авторского вознаграждения.
В соответствии с законодательством стороны вправе определять авторское вознаграждение в авторском договоре в виде процента от дохода или в виде твердо зафиксированной суммы или иным способом. Если в договорах об издании или ином воспроизведении произведения авторское вознаграждение определено в виде твердо зафиксированной суммы, законодатель дополнительно устанавливает еще одно существенное условие авторского договора – максимальный тираж экземпляров произведения, который может быть изготовлен на основании заключенного договора.
В авторском договоре могут отсутствовать условия о сроке его действия и о территории, на которой допускается использование произведения. Однако, при отсутствии в авторском договоре условия о сроке его действия авторский договор может быть расторгнут автором по истечении трех лет с даты его заключения, если лицензиат будет письменно уведомлен об этом не менее чем за три месяца до расторжения договора.
При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которой допускается использование произведения, действие договора ограничивается территорией Республики Беларусь.
Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» в статье 25 устанавливает, что имущественные права автора могут быть переданы для использования по авторскому договору. Таким образом, законодатель говорит не об имущественных авторских правах, а об имущественных правах автора, т.е. правах, принадлежащих непосредственно автору. Иными словами, белорусский законодатель исходит из узкого понимания авторского договора как договора, заключаемого с автором произведения. Если договор о передаче имущественных авторских прав заключается не автором, а иным обладателем авторских прав (наследниками автора; иными лицами, которым в силу закона принадлежат имущественные авторские права; лицами, которым автор уступил свои имущественные права), то к такому договору правила об авторском договоре уже не применяются.
В том случае, когда в авторском договоре предусмотрено право лицензиата на заключение сублицензионного договора, то в авторском договоре указывается доля от вознаграждения, получаемого лицензиатом от сублицензиата, которую лицензиат должен выплачивать автору. При этом вознаграждение, получаемое автором за использование произведения сублицензиатом, не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать сам лицензиат за соответствующий способ использования произведения в соответствии с условиями авторского договора, если иное прямо не предусмотрено авторским договором.
Ко всем договорам о переуступке авторских прав как нельзя лучше применим сформулированный еще в римском праве принцип: «Я не могу передать больше прав, чем имею сам». Пределы распоряжения имущественными правами автора всеми последующими пользователями, безусловно, ограничиваются рамками, установленными в заключенном между автором и первоначальным пользователем договоре. Зависимый характер договоров о переуступке имущественных авторских прав выражается в том, что прекращение по какому – либо основанию договора между автором и первоначальным пользователем влечет прекращение договоров, заключенных между первоначальным и всеми последующими пользователями.
Существует несколько классификаций авторских договоров. В зависимости от предмета договора выделяют два вида авторских договоров о передаче имущественных прав:
– договор о передаче исключительных имущественных прав (разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются);
– договор о передаче неисключительных имущественных прав (разрешает правопреемнику использование объекта авторского права наравне с обладателем имущественных прав, передавшим такие права, и (или) иными лицами, получившими разрешение на использование этого объекта интеллектуальной собственности таким же способом).
Авторский договор о передаче исключительных прав законодатель определяет как договор, который разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование другим лицам. Иными словами, заключив авторский договор о передаче исключительных прав, пользователь становится единственным лицом, управомоченным использовать произведение определенным в договоре способом (способами) в установленных договором временных, территориальных и других рамках. Помимо этого Закон в случае заключения договора о передаче исключительных прав наделяет пользователя правом запрещать всем остальным лицам, включая и самого автора, использование произведения определенным в договоре способом (способами), а в случае нарушения прав применять предусмотренные законодательством способы защиты.
Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другими лицами, получившими разрешение на использование этого произведения таким способом. Тем самым, договор о передаче неисключительных прав по одному и тому же предмету может быть заключен одновременно не только с одним, а с множеством пользователей. Заключение «авторского договора о передаче неисключительных имущественных прав» не дает пользователю права запрещать использование произведения третьим лицам.
Существует и иная классификация по предмету договора, более конкретизированная. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор, в рамках которого осуществляется издание и распространение произведений. Издательский договор носит универсальный характер и охватывает все случаи изготовления и распространения экземпляров любых видов произведений, которые могут тиражироваться.
Постановочный договор – это договор, по которому автор обязуется передать свое драматическое, музыкально-драматическое, музыкальное и т.п. произведение для публичного исполнения.
Сценарный договор близок к постановочному договору, из рамок которого он постепенно выделился в самостоятельный вид. Сценарный договор – это соглашение, в силу которого автор передает право использования сценарного произведения кино-, теле- или радио организации для создания на его основе кинофильма, телепередачи или иного подобного произведения.
Договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства в литературе по авторскому праву определяли как договор, по которому автор обязуется передать или создать и передать неопубликованное произведение декоративно-прикладного искусства промышленному предприятию, которое обязуется выплатить автору вознаграждение и выпустить в свет произведение на промышленном изделии [5, с. 90].
Однако, несмотря на существующее своеобразие указанных видов авторских договоров, у всех них есть общий предмет, общий субъектный состав и общее содержание обязательств сторон; отличия всех названных видов авторского договора выражаются только в способе использования произведения. Именно поэтому можно говорить об авторском договоре как о едином договорном типе.
Объектами авторского права являются: 1) литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.); 2) драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения; 3) музыкальные произведения с текстом и без текста; 4) аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); 5) произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства; 6) произведения прикладного искусства; 7) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; 8) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; 9) карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам; 10) компьютерные программы; 11) иные произведения [2, ст. 993].
Подход к определению предмета авторского договора в Законе «Об авторском праве и смежных правах» значительно отличается от существовавшего в советском авторском права. Обязательства автора по созданию произведения, которые по своей природе скорее относятся к отношениям подряда, были выведены за рамки предмета собственно авторского договора, который ограничен только предоставлением права использования произведения.
Ответственность сторон за нарушение авторского договора. Как мы уже определили ранее, законодательство об авторском праве является частью гражданского законодательства и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по авторскому договору стороны должны нести гражданскую ответственность.
В заключение необходимо напомнить, что основным способом регулирования прав и обязанностей автора и правообладателя служит авторский договор, при заключении которого сторонам необходимо очень внимательно относиться к его условиям [1, с. 146-147].

ЗАДАЧА
Определение суммы лицензионных платежей.
Условие.
Определить сумму лицензионных платежей, которую получит предприятие «Полином» от продажи товарного знака зарубежной фирме сроком на 5 лет. Раньше продукция продавались по 140 у.е., а при использовании товарного знака «Полином» будут продаваться по 180 у.е. Планируемый объем выпуска по годам: 1-ый год - 10 000 ед.; 2-ой год - 15000 ед.; 3-ий - 5-ый годы -20000 ед. За базу роялти принимается дополнительная прибыль. Ставки роялти - 4%. Инфляция - 10%.
Решение.
Исходя из условия, расчеты произведены по следующей формуле:
, где
- срок действия лицензионного договора;
- коэффициент учитываемый характер производства продукции маркированным товарным знаком.
В данном случае производство крупносерийное и =0,3.
Vi - планируемый объем выпуска продукции, маркированной товарным знаком, в i-ом году в натуральном выражении, шт.;
рiI - ставка роялти в i-ом году, %;
- дополнительная прибыль с единицы продукции определяется по формуле:
, где
- стоимость продукции до использования товарного знака в у.е.
- стоимость продукции при использовании товарного знака в у.е.
Т.к. инфляция равна 10%, исходя из всех преобразований, получили следующую расчетную формулу:


Вывод: сумма лицензионных платежей, которые полученные предприятием «Полином» от продажи товарного знака зарубежной фирме равно 408000у.е.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, патентная чистота объекта – это понятие, неразрывно связанное с существованием патента, предоставляющего его владельцу исключительное право на использование изобретения. Объекты – машины, приборы, оборудование, инструменты, материалы, технологические процессы и другие, которые не подпадают под действие патентов в данной стране, обладают на территории этой страны патентной чистотой. Если хотя бы на один элемент продукции действует патент, то вся продукция в целом не удовлетворяет требованиям патентной чистоты.
Как вывод можно напомнить, что понятие «патентная чистота» не следует смешивать с понятием «патентоспособность». Если патентная чистота касается непосредственно объекта техники, то патентоспособностью обладают технические решения. Под патентоспособностью понимается юридическое свойство технического решения, определяемое совокупностью признаков, необходимых для признания его изобретением. Таким образом, художественно-конструкторское решение является патентоспособным, если оно обладает новизной и оригинальностью.
В целом патентная чистота – это юридическое свойство объектов техники и технологических процессов, определяемое совокупностью признаков, обеспечивающих возможность использования этих объектов, не нарушая действующих патентов на изобретения и промышленные образцы. Изделие обладает патентной чистотой и в том случае, если подпадет под патенты, срок действия которых истек.
Таким образом, патентная чистота является понятием относительным, она определяется только в отношении конкретных стран и только на определенную дату. Понятие патентной чистоты существует и в отношении охранных документов на товарные знаки и знаки обслуживания.
. Подводя итоги по авторскому договору необходимо сказать, что гражданину, подготовившему произведение, законом предоставлено право заключить авторский договор. Авторским договором оформляются отношения автора или его правопреемника и пользователя (заказчика), желающего использовать произведение. При этом обеспечивается реализация и охрана прав автора.
Сторонами в договоре являются автор или его правопреемник и пользователь.
Предметом авторского договора являются имущественные права, которые автор (создатель) литературного, музыкального или иного произведения, отвечающего по своему содержанию, объему, назначению условиям договора, передает пользователю.
Авторский договор может быть заключен на готовое произведение и на произведение, которое еще должно быть создано (так называемый договор заказа).
Авторский договор – взаимный, консенсуальный и, по общему правилу, возмездный.
Содержание договора определяют права и обязанности его сторон. Содержанию авторского договора посвящена статья 26 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». В пункте 1 названной статьи сказано, что авторский договор должен предусматривать:
способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору);
срок, на который передается право;
территорию, на которую распространяется действие этого права на указанный срок;
размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;
другие условия, которые стороны сочтут необходимыми.
Основная обязанность автора или его правопреемника состоит в передаче произведения пользователю для использования, а обязанность пользователя – в осуществлении в установленный договором срок опубликования, воспроизведения и распространения произведения обусловленным по договору способом.
Права и обязанности сторон по договору возникают в момент соглашения, независимо от момента передачи произведения (так называемый признак конценсуальности). Передача автором произведения организации для ознакомления с ним не порождает договорных прав и обязанностей, пока стороны не согласуют условия договора.
Как было отмечено, авторский договор, по общему правилу, возмездный. Использование произведения автора на договорных началах без уплаты авторского вознаграждения допускается лишь в случаях, указанных в законе (например, использование плановых работ, выполненных в порядке служебного задания, за исключением учебников и учебных пособий).
Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные доказательства. В соответствии с действующим законодательством письменная форма необязательна для договоров об опубликовании произведения в периодических изданиях.
Ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение авторского договора и выражается в форме возмещения убытков и взыскания упущенной выгоды с виновной стороны.
Прекращение авторских договоров, как правило, связано с истечением срока их действия. Авторский договор может быть прекращен и досрочно по взаимному соглашению сторон, а также невозможностью исполнения (например, в результате непреодолимой силы). Основанием прекращения является также смерть автора или прекращение деятельности юридического лица. Однако здесь следует отметить, что если ликвидация юридического лица без правопреемства является безусловным основанием прекращения авторского договора, то умершего автора могут заменить имеющиеся наследники и договор может быть продолжен.
Таким образом, авторский договор является разновидностью гражданско-правового договора, однако обладает рядом особенностей, присущих только этому виду договора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Богдан, Н.Н. Авторский договор как основной инструмент правового регулирования отношений издателя и автора / Н.Н. Богдан // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XII междунар. науч. конф., Минск, 16 мая 2009 г. / Минский ин-т управления ; под ред. канд. пед. наук В.В. Гедранович – С. 146–147.
Гражданский кодекс Республики Беларусь : 7 дек. 1998 г., № 218-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2013 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Зорин, Н.А. Исследование патентной чистоты объекта техники [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://zorinlegal.ru/stati-o-patentnom-poverennom/issledovanie-patentnoi-chistoty-obekta-tekhniki/?print=1&no_cache=1. – Дата доступа : 15.12.2013.
Кудашов, В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление : учебное пособие / В.И. Кудашов. – Минск : БНТУ, 2004. – 321 с.
Лосев, С.С. Основы управления интеллектуальной собственностью : учеб.- метод. пособие / С.С. Лосев. – Минск : БГЭУ, 2007. – 124 с.
Лосев, С.С. Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» / С.С. Лосев // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Об авторском праве и смежных правах : Закон Респ. Беларусь, 16 мая 1996 г. N 370-XIII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2003 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Патентная чистота объекта техники [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.dist-cons.ru/. – Дата доступа : 15.12.2013.
Рузакова, О.А. Право интеллектуальной собственности / О.А. Рузакова. – М. : Московская финансово-промышленная академия, 2004. – 308 с.

Приложенные файлы

  • docx 23768369
    Размер файла: 70 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий