Paporotnaya_Russkiy_yazyk_2

Введение
Актуальность обращения к исследованию языка православной проповеди обусловлена необходимостью: комплексного осмысления содержания и формы этого традиционного церковного типа языка с учетом лингвистических критериев; уточнение места православной проповеди в типологии жанров в рамках церковно-религиозного стиля русского литературного языка; выявление языковых ресурсов и определение индивидуальных типов речевой проповеднической культуры начала XXI в.
Объектом исследования в данной работе является язык современной православной проповеди.
Предмет исследования – жанрово-стилистическая специфика проповеди в ее структурно-содержательном, лингвистическом и художественном аспектах.
Цель работы – выявить лингвистические черты, характерные для православной проповеди указанного периода в их соотношении со стилистикой и нормативностью русского литературного языка.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Сопоставить существующие в лингвистической и конфессиональной литературе определения проповеди и сформулировать рабочее определение проповеди как жанра церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка; обобщить данные по типологии православной проповеди;
Охарактеризовать содержательно-композиционную специфику жанра (структура текста);
Рассмотреть особенности функционирования в проповеди ряда текстовых стилистических категорий;
Выявить специфические жанровые черты православной проповеди на лексическом, синтаксическом, языковых уровнях.
Материалом исследования является текст современной проповеди « В чем состоит внутреннее освящение христианина. Проповедь на праздник Сретения Господня, за Всенощной 14 февраля 1996 года» - произведение протоиерея Артемия Владимирова.
Глава 1. Проповедь как современный жанр церковно-религиозного стиля
1.1 Понятие Церковно-религиозного стиля
Церковно-религиозный стиль - функциональная разновидность современного русского литературного языка, обслуживающая сферу церковно-религиозной общественной деятельности и соотносящаяся с религиозной формой общественного сознания»[1].
«В доперестроечное время (1917–1980-е гг.) эта область функционирования рус. языка, в силу известных экстралингвистических причин, была практически закрыта для филолога-исследователя, следствием чего явилось отсутствие указания на Церковно - религиозный стиль в литературе по стилистике, а также распространенное мнение, что данная сфера обслуживается не современным русским, а церковнославянским языком. В настоящее время сфера церковно-религиозной общественной деятельности раздвигает свои границы. Коммуникация в этой сфере включает, с одной стороны, произнесение различных канонических богослужебных текстов, воспроизведение молитв и песнопений, где действительно представлен церковнославянский язык, а с другой стороны – выступления священнослужителей перед массовой аудиторией по радио, на митингах, по телевидению, в Государственной Думе, во время обряда освящения школ, больниц, офисов и т.д., осуществляемые не на церковнославянском, а на современном русском литературном языке, который и предстает в этом случае в виде особого функционального стиля – церковно-религиозного (в другой терминологии – религиозного, религиозно-проповеднического или религиозно-культового; термин церковно-религиозный предпочтительнее, т.к. указывает одновременно и на сферу общественной деятельности, в которой он функционирует, и на религиозную форму общественного сознания, и на церковных деятелей как авторов соответствующих текстов, но не ограничивает его реализацию лишь жанром проповеди). Таким образом, сфера церковно-религиозной общественной деятельности оказывается сферой двуязычия.
Но если церковнославянский язык подробно изучен и описан, то изучение Церковно-религиозной стиля современного русского литературного языка только начинается; имеются описания жанров церковно-религиозного послания и храмовой проповеди; предстоит изучить жанры напутственного слова, надгробного слова и др. слов, речь священнослужителей в официальной обстановке, – т.е. все жанры и формы речи, в которых находит своё воплощение Церковно-религиозный стиль» [2].
«К проблеме выделения церковно-религиозного стиля как самостоятельного функционального стиля обращались многие российские ученые. Одним из первых идею о необходимости его выделения и описания высказал Л.П. Крысин, который также обозначил проблему выявления жанрового многообразия и языковых характеристик духовной речи и наме- тил ее стилистические признаки. Эту идею в последующие годы поддержали М.Н. Кожина, В.А. Мишланов, И.В. Бугаева, О.А. Крылова и др., и была начата работа по изучению стилистической разновидности языка, функционирующей в сфере религии. Сегодня уже можно говорить о формировании функционально- стилистической традиции изучения жанров речи, реализующихся в церков- но-религиозной сфере общения, представленной в трудах Д. Беньковской, - 40 - М. Войтак, И.В. Бугаевой, И.М. Гольдберг, С.А. Гостеевой, О.С. Захаринковой, О.А. Крыловой, Л.П. Крысина, Л.М. Майдановой, Ю. Мистрика, В.А. Мишланова, М. Макуховской, О.А. Прохватиловой, М.Б. Расторгуевой, Н.Н. Розановой, Е.С. Худяковой и др.» [4, с.39-40].
1.2. Понятие проповеди
«Проповедь – это публичная речь, произносимая проповедником в Храме. В этом она сближается с речью ораторской, которая имеет своей целью не только сообщить сведения, но еще и убедить, возбудить слушателей, вызвать ответное действие – их реакцию. «Проповедь,- говорит известный русский гомилет профессор В. Певницкий, - как частная речь, не обнимает всего Евангелия о спасении и о средствах его приобретения, но всегда, какого бы предмета она ни касалась, она имеет или должна иметь непосредственную связь с этим главным и средоточным пунктом христианского учения. Утеряв связь с ним, она перестаёт быть проповедью христианскою» [5, с.34].
«Слово «проповедь» первоначально входило в состав той части русского языка, которая обслуживает религиозную сферу человеческой деятельности. И, хотя в дальнейшем этот термин стал употребляться и в других областях (например: политическая проповедь, гуманистская, философская и т. д.), лингвистический анализ проводится на основе религиозных текстов, в частности библейских.
При сравнении текстов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на греческом и русском языках видно, что словом проповедь и однокоренными ему глаголами, обозначаются разные по форме и содержанию слова. Таким образом смысл слов проповедь, проповедовать, проповедать и т. п. меняется в зависимости от контекста. Без связи с окружающим текстом, точное значение данного термина определить не представляется возможным. Слово «проповедь» встречается чаще в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (в основном в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и «Посланиях»), чем в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Ниже дан перечень греческих слов из Библии, которые были переведены на русский язык термином «проповедь», а также его производными. Наиболее употребительными являются слова из первых трёх групп. Остальные встречаются значительно реже (почти единично)» [6, с.166-167].
«Провозглашение (керигма)
Греч.
·
·
·
·
·
·
· объявление, провозглашение, призыв, проповедь новозаветный термин. В греческом переводе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] он почти не встречается. Он близок по смыслу к понятию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· в буквальном значении «благая весть».
Этимологически слово керигма восходит к глаголу
·
·
·
·
·
·
· (
·
·
·
·
·
·
·), который означает быть глашатаем, извещать, созывать или приказывать через глашатая, публично проповедовать, учить чему-то важному. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] глашатай керигмы понимался обычно как светское лицо, вестник царской воли (напр.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]1:21), хотя, там встречаются и исключения ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]1:2; Ион.3:2,4, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]2:11).
В Новом Завете керигма есть не просто изложение истин веры, а один из аспектов сотериологического процесса, совершаемого через харизматических посланников Слова. В их лице действует Дух Христов, ставя человека перед тайной спасения и выбором пути. Обычное человеческое слово не может породить веры, но керигматическая проповедь обладает особой силой, которая способна преобразить душу. На этой сверхчеловеческой силе керигмы зиждется и авторитет проповедующего. Он есть «соработник у Бога». Апостольская керигма, какой мы ее находим в Деяниях и Посланиях, отличается выразительной краткостью. Она сконцентрирована вокруг центрального благовестия христианства: смерти и Воскресения Господа, которые даруют человеку примирение с Богом ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]3:14,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]8:5,Деян.9:20,Деян.15:21,Деян.28:31,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]2:4,1Кор.15:14). Керигма Церкви в любой ее форме будь то харизматическая проповедь о спасении или евангельский рассказ христоцентрична по своей природе» [7, с.865].

«Сообщение, возвещение
Часто встречаются и в Ветхом, и в Новом Заветах производные от глагола
·
·
·
·
·
·
· извещать, сообщать с разными приставками. Это глаголы
·
·
·
·
·
·
·
·
· возвещать, объявлять ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]48:20, Деян.20:20);
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· пересказывать, поведать (Деян.4:2,Деян.15:36,Деян.16:21,Деян.17:3, Деян.17:23,1Кор.9:14);
·
·
·
·
·
·
·
·
· сообщить, доносить, свидетельствовать, рассказывать, излагать, переводить ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]18:2, Деян.26:20);
·
·
·
·
·
·
·
·
· сообщать радостную весть, благовествовать (Деян.8:25, Деян.14:21).
Откровение, свидетельство, призыв, повествование
Реже встречается глагол
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· говорить всенародно, говорить прямодушно, произошедший от
·
·
·
·
·
·
·
· откровенная речь, прямота, дерзновение, смелость (Деян.9:27,28, Деян.19:8).
Глагол
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· дать свидетельские показания встречается единично (Деян.20:24), впрочем, как и следующие:
·
·
·
·
·
·
·
·
· рассказывать, описывать, повествовать, поведать (Пс.18:2) и
·
·
·
·
· звать, призывать, созывать (Ис.61:2).»[4,с.183] Православная гомилетика рассматривает, кроме так называемой омилии (изъяснение текстов Священного Писания), следующие виды проповеди:
«Проповедь-сообщение
Цель информационной речи помочь познать что-то и усвоить, или сообщить о чем-то необходимом для человека. Задача проповедника-информаторанайти и пробудить в слушателе скрытые, дремлющие интересы, которые вытекают из стремления человека к познанию. Первый тип проповеди, часто встречающийся в Библии это проповедь-сообщение (весть). Она появляется в книгах Ветхого завета и остается в употреблении в Новом. Такая проповедь по своей форме сходна с рекламой. Различие их в том, что реклама ставит своей целью презентовать кому-то информацию об объектах и событиях, принадлежащих к области материальной культуры, а проповедник «рекламирует» продукты духовной культуры. Здесь можно выделить два типа речей пророческие и учительные. Между собой эти два вида проповеди различаются «авторством» послания. Пророк всегда говорит от другого лица, а учитель, как правило, делится своими знаниями и опытом» [1].
«Проповедь-пророчество (профития)
Еврейское слово нави пророк, означает не только предсказателя будущего. Точная его этимология не установлена, но общий смысл термина может быть передан как «призванный посланник» (похоже на аккадское набу призывать). В греческом языке слово наби переводится как
·
·
·
·
·
·
·
· тот, кто говорит от другого лица, вестник, комментатор (отсюда и термин «профетизм», означающий пророческое движение в целом и его доктрину). В Библии слово
·
·
·
·
·
·
·
· переводится на русский язык чаще как пророчество, а не как «проповедь». Но вестник профитии имеет сходство с глашатаем керигмы. Поэтому профитию можно рассматривать как вид проповеди.
Проповедь-поучение (дидаскалия)
Дидаскалия также, как и профития, является калькой с греческого. Слово
·
·
·
·
·
·
· означает учить, обучать, поучать, наставлять. Также, как и
·
·
·
·
·
·
·
·,
·
·
·
·
·
·
· не переводится как «проповедь». Традиция учительства берет свое начало в дохристианские времена. Основателей крупнейших религий называли учителями, а их преемников проповедниками. Это говорит о родстве этих понятий. Таким образом наставничество можно рассматривать как ещё один вид проповеди. В послании к Титу (2:15) Апостол так определяет виды учительства: «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя». Говорить значит просто излагать положительное учение Церкви о правилах христианской жизни и деятельности; увещевать значит убеждать, настоятельно требовать исполнения обязанностей, осуществления учения; обличать означает указывать нарушение правил и укорять за это, со всякой властью, не унижая своего авторитета, а напротив во имя этого авторитета, и сохраняя своё достоинство. Проповедь-увещевание уже приобретает свойства агитации и относится, скорее, к следующему виду речей» [7, с.179].
«Проповедь перед неизвестной аудиторией, проповедь-миссия, мафития
Часто проповедь, которая произносится перед незнакомой аудиторией, имеет профетическую форму. Иногда к ней добавляются дидактические элементы. Проповедь для незнакомой аудитории, совмещающая в себе элементы профитии и дидаскалия называется миссионерской. А если проповедник кроме информационных, ставит и агитационные цели, то такая проповедь принимает форму конструктивной пропаганды. Ещё одно отличие миссионерской проповеди в том, что обычно она произносится один раз. Те слушатели, которых не затронула речь, больше к ней не возвращаются. Продолжает миссионер свою проповедь уже для более узкого круга заинтересовавшихся людей. Теперь он для них становится учителем и наставником, а проповедь дидактической.
Проповедь перед знакомой аудиторией
Протестантский богослов Фридрих Шлейермахер определил проповедь как «акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника перед слушателями, обладающими тем же содержанием». Эта формулировка применима к проповеди, произносимой для знакомой аудитории. Здесь решающую роль играет авторитет проповедника, так как его слушатели уже обладают сходными знаниями, только в меньшей степени. В этом случае проповедь имеет форму дидаскалии (поучения, наставления). Подобная речь произносится не однократно, в отличие от миссионерской. Как правило, такая проповедь носит характер регулярных поучений» [1].
«Беседа, проповедь-омилия
В греческом языке словом
·
·
·
·
·
· называется беседа, учение или собрание. На русском
·
·
·
·
·
· произносится как омилия, гомилия или хомилия (с придыханием). Отсюда гомилетика (наука о проповеди). Самый древний вид проповеди это омилия изъяснительная беседа. Она является, скорее, собеседованием. В небольших общинах при собрании верующих говорил не один при молчаливом внимании других, а многие вступали в диалог с главным наставником и руководителем беседы, прося у него разъяснения, высказывая свои недоумения, предлагая дополнения к сказанному другим. В настоящее время проповедник чаще выступает перед народом, и народ молча слушает его, как слушает всякого оратора; никто его не прерывает и не вступает с ним в беседу. В теперешнее время проповедь это не собеседование, а монологичная речь к народу и перед народом. Как речь к народу, проповедь подпадает под определение ораторской речи и рассматривается подробно в другой части этой главы.
Проповедь-глоссолалия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] произносится без подготовки и планирования. Она направляется не внутренним сознанием человека, а неким импульсом, пришедшем извне. Глоссолалия по своей форме больше похожа на пророческую речь или даже является видом пророчества.
Проповедь-панегирик
Если в древности господствующей формой проповедничества была омилия, то в настоящее время господствующим видом церковной проповеди является слово, которое берёт своё содержание из идеи церковного года. Подобная проповедь произносится и по случаю различных событий. Её можно назвать панегирической проповедью. Она берёт своё начало в Древнем Египте. Тогда начали произносить и записывать посмертные речи. Позже этот обычай был перенесён в Европу и Россию. В христианской Церкви каждый день года посвящён какому-то событию или, чаще, святому человеку. Обычно день его памяти это день его кончины. Поэтому проповедь, произнесённую по этому случаю можно сравнить с древними панегириками» [8, c.181].
Данный текст относится к виду проповеди дидаскалия (проповедь-поучение) с элементами панегирической проповеди. В проповеди « В чем состоит внутреннее освящение христианина. Проповедь на праздник Сретения Господня, за Всенощной 14 февраля 1996 года» протоиерей Артемий Владимиров призывает прихожан обратить свои мысли и чувства к Богу. И для того, чтобы силы нашей души действительно были к нему обращены, он поучает заботиться о собственном теле, о том, как управлять им. Призывает направлять внимание вглубь собственной души, задуматься о том, что доброго мы можем совершить для людей, что бы освятил Господь наши души за добродетели и за исполнение воли Господней. А доказательством включения элементов панегирической проповеди является то, что выбор темы проповеди был согласно богослужебному календарю.
Глава 2. Филологический анализ проповеди протоиерея Артемия Владимирова «В чем состоит внутреннее освящение христианина. Проповедь на праздник Сретения Господня, за Всенощной 14 февраля 1996 года»
2.1. Структурно-содержательный анализ проповеди
Автором данной проповеди является Артемий Владимирович Владимиров. Родился 21 февраля 1961в Москве. Протоиерей Русской Православной Церкви, писатель и проповедник, педагог. Настоятель церкви Всех Святых в Красном Селе. Член Союза писателей России.
Профессор, заведующий кафедрой гомилетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заместитель декана факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения. Педагог высшей категории. Известен своими проповедями, в том числе телевизионными.
Проповедь имеет наставительный характер с элементами обличительной и поучительной проповеди. В тексте проповеди нас поучают в совершенствовании себя, во внутреннем освящении души. Доказательством, которого является наличие в тексте соответствующих наставительному характеру проповеди слов таких, как: научить благому, добрые дела, освящение, посвятить себя, душа, источником святости, были духовными, жертву благоугодную, светильником веры и любви.
Темой данного текста проповеди является внутреннее освящение христианина.
Идеей данного текста проповеди является передача глубинного смысла праздника Сретения Господня, не только как праздника, но и как события в Библейской истории. Провести параллель духовного состояния людей и наставить их в совершенствовании своего сердца.
Стратегический выбор темы храмовой проповеди определяется священником в зависимости от актуальных обстоятельств жизни церковного прихода, а также регламентируется богослужебным календарем. В этой проповеди именно в соответствии календарю сформировалось слово на тему наступившего праздника Сретения Господня.
Композиция проповеди в классическом варианте следующая:
- введение ситуативной предметной темы, указывающей на повод проповеди;
- реализация сакральной темы, указывающей на повод проповеди;
- истолкование глубинного смысла рассказанного материала;
- объединение сакральной и ситуативной тем.
В рассматриваемой проповеди структура иная:
- введение ситуативной предметной темы, указывающей на повод проповеди: «Поздравляем вас»;
- реализация сакральной темы, указывающей на повод проповеди: «Воздавая честь Господу»;
- истолкование глубинного смысла рассказанного материала: «Неслучайно Библия»;
- объединение сакральной и ситуативной тем: «Стало быть»;
- истолкование ситуативной темы: «В чем же состоит»;
- истолкование сакральной темы: «Для того, чтобы»
- объединение сакральной и ситуативной тем: «Если мы действительно»
Первые четыре пункта проповеди сходны с канонической структурой построения. А в следующих двух пунктах автор вводит новые понятия, изъясняет их. И в третьем заключительном пункте производит объединение ситуативной и сакральной тем. Поэтому данная проповедь по структурному признаку является не каноничной.
2.2. Лингвистический анализ проповеди
1- Лексический уровень
1.Лингвистический комментарий непонятным словам
«Сретение Господне, (Принесение во Храм [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Praesentatio Domini представление Господа) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], отмечаемый в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и некоторых [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] конфессиях. Принесение во [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] младенца [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] его родителями состоялось на 40-й день после [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и на 32-й день после [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].» [3].
«Всенощное бдение (также разг. Все
·нощная ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]); в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] бдніе; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ’
·
·
·
·
·
·
·
·;
·
·
·
·
·
·
·
·; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] vigilia) торжественное, праздничное, общественное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], установленное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которое при строгом соблюдении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] должно продолжаться от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] солнца до рассвета (примерно с 18.00 вечера до 6.00 утра в зимнее время удлиняться, а в летнее сокращаться)» [3].
«Двунадесятые праздники двенадцать важнейших после [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Посвящены событиям земной жизни [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], входят в число [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].» [3].
«Таинство ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
·
·
·
·
·, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] sacramentum мистерия, тайна) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в котором, согласно учению [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], христианам сообщается под видимым образом невидимая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Бога.» [1].
«Купель большой чашеобразный сосуд. Служит для проведения таинства [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Купель может быть выполнена из различных материалов и играет важную роль в создании внутреннего убранства церковного помещения.» [3].
«Книга Жизни философски-религиозное символическое понятие, существующее во многих религиях и культах. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в которой записаны имена праведников, в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] все деяния человека, как добрые так и плохие. Книга Жизни запечатана до [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и её невозможно прочесть. Откроется в будущем, только после прихода [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].» [1].
«А
·гнец Божий – символическое имя, данное Господу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Священным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], указывающее в Нем невинную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] всего мира. В лице Иисуса Христа Сам Бог принёс Себя в жертву и этим уподобился жертве ветхозаветной (агнцу). Отсюда наименование «Агнец Божий», которое Библия прилагает к Спасителю.» [3].
«Страшное судилище в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] религий последний суд, совершаемый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] над людьми с целью выявления [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и определения награды первым и наказания последним.» [1].
«Апостолы, ед. апо
·стол ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] посол, от глаг. посылать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) ученики и последователи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].» [3].
«Небеса особое место присутствия Божия; область, изначально населенная ангелами, а после совершения Искупления и душами святых.» [1].
«Телеса – созданное бессмертным из праха земного орудие души, подвергшееся тлению и смерти после [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] человека, долженствующее воскреснуть и преобразиться во время [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и участвовать в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или вечном [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].» [3].
«Блуд – 1) физическая близость лиц, не состоящих в законном [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; 2) всякое уклонение человека от Божьего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] о нем; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] страстей.» [1].
«Промысл Господень– непрестанное действие в мире всеблагой, все премудрой и всемогущей воли [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], все обращающей ко [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и направляющей к вечному [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] каждого человека в отдельности и человечество в целом» [3].
«Иисус Христос – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек), Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей, Спаситель, Мессия (Помазанник); Вторая Ипостась Пресвятой Троицы» [3].
«Причащаться, Причастие (греч. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – благодарение) есть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] во оставление грехов и в Жизнь Вечную» [3].
«Святые Христовы Тайны – хлеб и вино, освященные и преложенные на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Тело и Кровь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» [3].
«Аминь (от евр.
·
·
·, «истинно, верно, да будет», греч.
·
·
·) – слово, выражающее утверждение истинности и верности. В еврейском языке это слово имеет тот же корень, что и слова, обозначающие «твердый», «надежный», «постоянный», а также «верить», «доверять»»[3].
«Протоиерей (от греч.
·
·
·
·
·
· первый и
·
·
·
·
·
· священник, первосвященник) – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], даруемая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (священнику, иерею) белого духовенства в качестве награды за особые заслуги» [3]
«Крещение – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). После крещения человек становится членом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и может принимать участие в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].»[3].
2. Лексические единицы, чаще всего используемые в проповеди
могут быть разделены по тематическим группам:
Группы лексических единиц
Область терминологического применения

Библеистика
«Господь»; «Иисус Христос»; «сорокадневный Младенец»; «Небесный Отец»; «Спаситель»; «Бог»; «Кровь Агнца»; «Всемогущий и Всевидящий, Вечный и Всеблагой Творец»; «апостол Павел»; «Дух Христа»;

Богословие
«Таинство Крещения»; «Всемогущий и Всевидящий, Вечный и Всеблагой Творец»; «Страшное Судилище»;

Церковная история
«Ветхозаветный обычай»; «Сретение Господне»;

Богослужение
«Вы не свои, но куплены драгоценною Кровию Агнца»; «Вы народ избранный, народ святой, народ особо усердный к добрым делам, царственное священство. Вы- Божьи, но не свои, не себе сами принадлежите»; «Имейте те же чувствования, что и во Христе Иисусе Господе нашем»; «Наше жительство на Небесах»; «Молящийся Господу – единый дух с Господом»; «Предоставьте телеса ваши в жертву Богу живую и благоугодную. Тело не для блуда (то есть не для растления даны нам телесные наши члены), но для Господа»; «Попечение о плоти не превращайте в похоти»; «Не будет Дух мой пребывать в них, ибо они суть плоть»; « Вам приготовил Бог от Вечности добрые и благие дела»; «Купели»;

Церковное искусство
-

Аскетика
«Внутреннее освящение христианина»; «двунадесятый праздник»; «спасение»; «помышления»; «устроение души»; «царственное священство»; «посвящение»; «телесный состав»; «безбрачие»; «благоугодная жертва»; «богоугодная душа»; «особое распоряжение»; «светильник веры и любви»; «исполним волю»; «стезя служения»; «сердце».

Бытовая сфера
«Плотские»; «невоздержание»; «венчанное супружество»; «излишества»; «объедение»; «всякая нечистота»; «пьянство»; «тело растлевается»; «осуждение»; «смысл жизни»; «причащаемся».


Современные священнослужители в проповедях опираются в основном на нормы книжности, изредка нарушая их из соображений целесообразности: вкрапления в религиозную лексику элементов экспрессивно окрашенной простонародной лексики облегчает восприятие проповеди и достоверно передает живую речь персонажей.
Экспрессия речи достигается тем, что владеющий церковнославянским и русским языком священник смешивает в проповеди оба варианта, используя архаизмы и историзмы.
3. Слова с возвышенной или сниженной стилистической окраской, устаревшие слова и неологизмы, заимствования, устойчивые клише.
С возвышенной стилистической окраской – «Воздавая честь »; «научить благому»; «посвящать первенца»;
Со сниженной стилистической окраской – «человек ощущает себя неприкаянным»; «что он – неудачник»; «Это не значит, что ему не повезло»
Устаревшие слова – «телеса»; «Судилище»; «блуд»; «светильник»; «неразумие»; «многажды»; «нечистота»;
Устойчивые клише – «братья и сестры»;
Неологизмы и заимствования в тексте данной проповеди отсутствуют, что является особенностью авторского стиля.
4. Определение синонимов, антонимов, омонимов и их роль в тексте.
Синонимы :
Небесный Отец - Господь, Бог, Всемогущий, Всевидящий, Вечный, Всеблагой Творец, источнику святости; Сын – Господь, Младенец, Спаситель, Агнец; Библия – Священное Писание; молящийся Богу – единый дух с Богом; Промысл – воля Господня; быть святым – принадлежать Богу без остатка; тело – телеса; телесный – плотский, земной; духовный – Божий, небесный; растление – невоздержание; блуд – похоть; благие – добрые; призвание – служение, поприще; неудачник – неприкаянный, не обрел смысла жизни; посвящать – вверить; попечение – похоти; Младенец – ребенок;
Антонимы :
Безбрачие – супружество; прилепиться к Богу – прилепиться к земле; духовный – плотский, телесный; Божий – плотский; земной – небесный; отречься – посвятить себя; грех – доброе дело;

Омонимы –
Дух (Христа) – дух (человеческий);

5. Вывод о зависимости лексического состава от художественного замысла автора и тематического содержания произведения, индивидуальных лексических особенностей.
Для основного текста проповеди характерна религиозная лексика. Стилистическое своеобразие современной проповеди создается посредством использования устаревших библейских словообразований и церковной терминологии. На уровне грамматики этот стиль обнаруживается в следующих архаичных формах:
- высказывание из Священного Писания;
- обращение проповедника к прихожанам «братия и сестры»;
- предлоги «Все делает Спаситель ради нашего спасения», «посвятить себя Богу».
Данная проповедь отличается на уровне грамматики в отсутствии устаревшего окончания родительного падежа «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Эта особенность проповедь упрощает для восприятия. Понимание смысла текста облегчается, не заостряя внимание на слова непонятные для широкого круга людей.
2 - Морфологический уровень
Часть речи
Количество словоупотреблений в тексте (в порядке убывания)
Примеры из текста

Имя существительное
201
братья, сестры, праздником, Сретения(2), Господа(9), Иисуса(2), Христа(4), честь, Младенцу, храм, Отца(2), что(2), все(2), Спаситель(2), спасения, обычай, первенца(2), Богу(13), необходимость(2), покрову, Писание(3), Кровию(2), Агнца(2), Библия(3), Писание(3), Завета, христиан, семье, ребенок, таинстве(3), Крещения(3), часть, наследие, достояние, удел, остатка, душей, телом, люди, неразумию, существу, погружение, Купели, Книгу(2), Жизни, имена, слова, народ(3), делам, священство, праздник(2), мысли, сердца, помышления, устроение, души, ответственность, плечи, освещение, христианина, имени, жизни(2), Господь(3), Судилище, посвящение, обращенности, мыслей, чувств, источнику, святости, Творцу, чувствования, апостол, Павел, жительство, Небесах, душа(6), умом, исполнение, слов, Дух(3), Господом, силы, теле, состав, участи, душою(2), телом(2), телеса, жертву, тело(3), блуда, растления, члены, состояние, безбрачия, супружества, попечение, плоти, апостол, похоти, славу, поддержание, невоздержания, излишества, суть(2), объедение, пьянство, нечистота, земле(2), осуждение, долю, людей, плоть, Промысле, распоряжение, Вечности, дела, светильником, веры, любви, поприще, служение, призвание, руки, дело, спасения, волю, мире, человек, смысла, жизни, занятие, неудачник, состояние, освящения, Тайн, грехов, стезю, служения, сердце.

Глагол
88
поздравляем, скажем, делает, предпринимает(2), научить, посвящать, указывает, вверить, говорит, куплены, именует, составляет, означает, принадлежать, записывались, отрекаются, говорят, записались, стало(2), быть(4), относятся, принадлежите, обращает, учит, исследовать, взвешивать, оправдать, состоит, надлежит, посвятить, отвернулся, выражается, говорит(2), имейте, свидетельствует, спасается, прилеплена, были(2), позаботиться, решает, управляемся, предоставьте, работаем, дарует, добавляет, превращайте, уметь, пользоваться, растлевается, прилепляется(2), перестает, подпасть, выпало, сказал, будет, пребывать, живет, начинаем, помышлять, сказано, приготовил, добрые, благие, станет, обретет, вложит, сподобимся, исполним, ощущает, обрел, значит(3), пришли, каемся, причащаемся, стараемся, воздерживаться, поставляет, успокаивается.

Имя прилагательное
74
двунадесятым, сорокодневному, Небесного(2), этот, ветхозаветный, новорожденного, внутреннюю, свои, драгоценною, Священное(4), Нового, святыми(4), каждый, третий, избранный, Господень, другим, избранный, усердный, добрым, царственное, Божьи, свои, Господня(2), собственного, своей, великую, внутреннее, Своем, Страшном, человеческих, Всемогущему, Всевидящему, Вечному, Всеблагому, которая, единый, небесными, земными, духовными, плотскими, собственном, телесный(2), благоугодную, законного, венчанного, каждый(4), всякая, богоугодной, грозное, которое, древних, некоторых, Божьи, Господнем, особое, особенное(2), неприкаянным, Святых, Христовых, произвольных.

Местоимение
55
вас, нас(10), нам(9), себя(2), вы(3), он(3), Им, Его, мы(7), они(2), вами, наши, эту, себе, сами, этот, самих себя(2), те, ним, них, вам, этом, его(2), ему.

Причастие, деепричастие
15
воздавая, принесенному, посвящен, искуплен, полагающее, молящийся, обращены, даны, должен, дано, бегая, дай, именуемое, исполняя, полагающее

Числительное
5
Двунадесятым, сорокодневному, третий, многажды, много


В основном текст насыщен существительными, что придает информативность. Второе место, по количеству найденных в тесте проповеди, занимают глаголы, наличие которых придает интенсивность действию, движение, динамичность; наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер, большое количество прилагательных и причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике, употребление кратких прилагательных достигается особая экспрессия текста; местоимения (личные и притяжательные – оттенок искренности, взволнованности; неопределенные – «отдаляют» события и предметы).
3 - Синтаксический уровень
В данной проповеди преобладает повествовательный тип предложений. Есть три предложения вопросительных и одно восклицательное. Полных предложений 39. Так же в их количество входит полное односоставное предложение – «Аминь». Однородные члены в предложениях используются довольно часто. С вводных слов начинается почти каждый абзац. Текст проповеди насыщен средним количеством причастных и деепричастных оборотов. Сложных предложений в тексте мало так, как проповедь подразумевается быть произнесенной. Потому для более легкого усваивания информации употребляются более простые предложения.
Для синтаксиса современной православной проповеди характерно соответствие нормам современного русского языка.
Самым распространенным приемом современной церковной проповеди является замена прямой речи на косвенную. Чаще всего это происходит при цитировании и пересказе во время толкования библейских текстов. В силу общности богослужебной практики цитаты из священных текстов знакомы и проповедующим священникам, и слушателям-прихожанам, так что в большинстве случаев батюшки цитируют Евангелие на церковнославянском языке, а пересказывают на русском.
В стремлении разнообразить свое выступление проповедник использует особый порядок слов. Изменение привычного порядка слов в предложениях выражено в перемещении ремы с конечной позиции в начальную, а также в инверсии частей речи предложения (обратный порядок подлежащего и сказуемого). Повторы слов и фраз усиливают эмоциональность речи и акцентирует внимание слушателей на необходимых нюансах. К синтаксическим особенностям языка проповеди относятся также чередования различных видов предложений, разнообразие способов обобщения и разговорных конструкций. Например, вопросительные предложения могут использоваться в качестве риторических вопросов, т.е не для получения ответа, а для выражения чувств.
2.3. Анализ выразительных средств языка проповеди
Автор в проповеди использует образные средства такие, как :
Аллюзия:
«принесенному в храм Небесного Отца»; «ветхозаветный обычай посвящать новорожденного первенца Богу»
Цитаты из Библии
«Вы не свои, но куплены драгоценною Кровию Агнца»; «Вы народ избранный, народ святой, народ особо усердный к добрым делам, царственное священство. Вы – Божьи, но не свои, не себе сами принадлежите»; «Имейте те же чувствования, что и во Христе Иисусе Господе нашем»; «Наше жительство на Небесах»; «Молящийся Господу – единый дух с Господом»; «Предоставьте телеса ваши в жертву Богу живую и благоугодную. Тело не для блуда, но для Господа»; «Попечение о плоти не превращайте в похоти»; «Не будет Дух мой пребывать в них, ибо они суть плоть»; «Вам приготовал Бог от Вечности добрые, благие дела»;
Тропы:
Эпитет:
«грозное осуждение»;
Сравнение:
«Молящийся Господу – единый дух с Господом»;
Метафора :
«светильник веры и любви», «покрову Небесного Отца»; «силы души»; «взвешивать помышления»; «бегая невоздержания»;
Олицетворение:
«праздникобращает наши мысли»; «праздник учитисследовать, взвешивать помышления»; «Священное Писание говорит»; «Священное Писание именует»; «душа умом прилеплена к Богу»; «телесный составрешает»; «душа прилепляется к земле»; «сердце успокаивается»; «Кровью Агнца внесены»; «Таинство Крещения, полагающее ответственность»; «силы обращены»; «души и тело не пришли»;
Гипербола:
«приготовил Бог от Вечности»;
Аллегория:
«к источнику святости - Творцу»; «Молящийся Господу – единый дух с Господом»;
Анафора:
«народ избранный, народ святой, народ особо усердный»; «Вы народ избранныйВы – Божьи»; «А ведь телесныйА ведь о каждом»; «Все, что предпринимает, предпринимает дабы»; «необходимость, внутреннюю необходимость»;
Антитеза:
«Вы – Божьи, но не свои»; «Тело не для блуда...но для Господа»; «Попечение о плотине превращайте в похоти»; «мы были небесными, а не земными, духовными, а не плотскими»;
Градация:
«Вы народ избранный, народ святой, народ усердный к добрым делам, царственное священство»; «если только станет светильником веры и любви, обретет особенное поприще, особенное служение, именуемое в Священном Писании призвание»; «ощущает себя неприкаянным, если он не обрел смысла жизни, если занятие его не спасительно, то это не значит, что он неудачник»
Инверсия:
«Господу нашему»; «первенец он в семье»; «не себе сами принадлежите»; «надлежит нам посвятить»; «Не по имени только»; «не для растления даны нам телесные наши члены»; «ибо они суть плоть»; «Вам приготовил Бог»; «исполним волю Господню»; «Вы народ избранный»; «народ святой»; «народ, особо усердный»; «чувств человеческих»; «во Христе Иисусе Господе Нашем»;
Ярко выраженная воздействующая направленность проповеди не оставляет сомнений относительно необходимости использования в словаре пастыря специальных средств выразительности. Как писал архиепископ Аверкий (Таушев), автор одного из немногих в XX в. пособий по гомилетике, «чисто логическое рассуждение, хотя бы и очень умное, не производит никогда достаточно сильного впечатления, не дает пищи для сердца, не назидает. Для большей впечатлительности проповедник непременно должен призвать на помощь силу воображения и говорить не отвлеченно, а живо и образноНужны не одни только голые рассуждения, а непременно живые, конкретные образы».
Заключение
По итогом филологического анализа современной церковной проповеди на основе исследования жанрово-стилистической специфики проповеди в ее структурно-содержательном, лингвистическом и художественном аспектах, мы вы выявили черты, характерные для православной проповеди. Выявив их в соотношении со стилистикой и нормативностью русского литературного языка.
Сопоставили существующие в лингвистической и конфессиональной литературе определения проповеди и сформулировали рабочее определение проповеди как жанра церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка; обобщив данные по типологии православной проповеди.
Охарактеризовали содержательно-композиционную специфику жанра (структура текста).
Рассмотрели особенности функционирования в проповеди ряда текстовых стилистических категорий.
Выявили специфические жанровые черты православной проповеди на лексическом, синтаксическом, языковых уровнях.
В частности итоги по каждому из пунктов исследования состоят :
Определением проповеди как жанра церковно-религиозного стиля достигли понимания проповеди как – публичной речи, произносимой проповедником в Храме. В этом она сближается с речью ораторской, которая имеет своей целью не только сообщить сведения, но еще и убедить, возбудить слушателей, вызвать ответное действие – их реакцию.
Рассмотрели проповедь протоиерея Артемия Владимирова, которая является одним из видов проповеди – дидаскалией, но не в чистом виде, а с элементами панегирика.
Проповедь имеет наставительный характер с элементами обличительной и поучительной проповеди. В тексте проповеди нас поучают в совершенствовании себя, во внутреннем освящении души.
Стратегический выбор темы храмовой проповеди определяется священником в зависимости от актуальных обстоятельств жизни церковного прихода, а также регламентируется богослужебным календарем. В этой проповеди именно в соответствии календарю сформировалось слово на тему наступившего праздника Сретения Господня.
Идеей данного текста проповеди является передача глубинного смысла праздника Сретения Господня, не только как праздника, но и как события в Библейской истории. Провести параллель духовного состояния людей и наставить их в совершенствовании своего сердца.
Данная проповедь по структурному признаку является неканоничной. Но в основном, все же современные священнослужители в проповедях опираются в основном на нормы книжности, изредка нарушая их из соображений целесообразности.
Вкрапления в религиозную лексику элементов экспрессивно окрашенной простонародной лексики облегчает восприятие проповеди и достоверно передает живую речь персонажей.
Экспрессия речи достигается тем, что владеющий церковнославянским и русским языком священник смешивает в проповеди оба варианта, используя архаизмы и историзмы.
А использование выразительных средств речи, придают яркость речи, обогащая содержание высказывания. Усиливают выразительность, образность языка произведения. Создают живое представление о предмете. Придают явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель;
Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.
Для основного текста проповеди характерна религиозная лексика. Стилистическое своеобразие современной проповеди создается посредством использования устаревших библейских словообразований и церковной терминологии. На уровне грамматики этот стиль обнаруживается в архаичных формах:
В основном текст насыщен существительными, что придает информативность. Второе место, по количеству найденных в тесте проповеди, занимают глаголы, наличие которых придает интенсивность действию, движение, динамичность; наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер, большое количество прилагательных и причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике.
Выраженная направленность проповеди не оставляет сомнений относительно необходимости использования в словаре пастыря специальных средств выразительности. Для большей впечатлительности проповедник непременно должен иметь хорошее воображение и говорить не отвлеченно, а живо и образноНужны не одни только голые рассуждения, а непременно живые, конкретные образы.
Список источников и литературы
Стилистический энциклопедический словарь русского языка: электронный путеводитель. Академик, 2000-2016. URL: http:// stylistics.academic.ru/256/Церковно-религионый стиль.
Библейский словарь: электронный путеводитель. Словарь Э. Нюстрема. Азбука веры URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. . Библейский словарь: электронный путеводитель. Алфавитный раздел. © Азбука веры URL: http://azbyka.ru/dictionary#1
4. Шкуропацкая М. Г. Диссертация «Эволюция агиографического жанра в функционально-стилистическом аспекте». Бийск, 2014. - С.211
5. Конспект по гомилетике для 3-го класса МДС. Загорск.,1970. - С.95
6. Алексеев А. А., Захарова Д. И. Новый Завет на греческом и русском языках. М.: Российское библейское общество, 2002. - С. 799
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Греческо-русский словарь. М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2006. - С.1370
8. Барсов Н. И. Лекции по православной христианской Гомилетике. СПб., Дух. Академия. - C. 259.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415

Приложенные файлы

  • doc 23760265
    Размер файла: 235 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий