Lektsia_2_3_Klassifikatsia_filosofskikh_sistem…


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Лекция 2,3ПЛАН ЛЕКЦИИ:1.Классификация философских систем2.Основные этапы развития древнегреческой философии3. Досократики4.Вершина древнегреческой философии - Сократ, Платон, Аристотель5. Скептики, эпикурейцы, стоики, неоплатоники Классификация философских систем1.По историческим эпохам (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время)2.По странам (древнегреческая, немецкая, отечественная, французская)3.По решению ОВФ (материалистическая – идеалистическая)4.По методу мышления(диалектическая – метафизическая) Философия античного мира1.Полисный период -7-6вв. до н.э. – 4 в. до н.э. (до покорения Греции царем Филиппом и его сыном Александром Македонским в 337г. до н.э.)2.Эллинский период (4в. – до 30 г. до н.э. –от похода Александра Македонского на Персию до завоевания Египта Римом)3.Период Римской империи –( конец 1в. до н.э. – нач.5в.н.э. – в 410г. Рим пал под натиском вестготов во главе с Аларихом). Философия античного мираПОЛИС – город-государство (Афины, Спарта, Фивы, Сиракузы и др.), община свободных и равноправных людей. Свод писаных правил, ограничение власти совета старейшин, гарантии частной собственности, роль народного собрания, запрет обращать в рабство за долги. Гражданин полиса – свободный человек, участвующий в делах государства, воин, вооруженный всем необходимым. Эгалитарная демократия. Фалес из Милета (625-547 гг.дон.э.)«Что есть все?» – все есть ВОДА, а ВСЕ – мир в целом (природа, творения человека, проявления божественной воли). Мир божественный имеет другую природу, он лежит за пределами этого вопроса. Бог не рожден и не сотворен. Все из ВОДЫ, Земля плавает на поверхности Океана.КОСМОС – живое целое, одушевлен, а ДУША бессмертна. Пример всеобщего одушевления –движение железа под действием магнита, янтарь(притягивает к себе предметы). «Старше всех вещей – Бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего – мир, космос, ибо он творение Бога. Большего всего – пространство, ибо оно вмещает все. Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки. Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех. Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает все». Анаксимандр(6в. до н.э.)Анаксимандр (ученик Фалеса) – впервые ввел понятие «АРХЭ» – начало бытия, из которого все остальное берет начало. АРХЭ у него – «АПЕЙРОН» - беспредельное, всеобъемлющее, из которого выделяется мировой зародыш Космоса, затем идет деление на ВЛАЖНОЕ и СУХОЕ, ХОЛОДНОЕ и ГОРЯЧЕЕ (ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ) , в противоборстве этих начал образуется 4 стихии – ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕМЛЯ. Все мироздание подчинено законам справедливости (ДИКЕ). АНАКСИМЕН (6 в. до н.э.)АНАКСИМЕН (ученик Анаксимандра) - основа бытия, всего сущего ВОЗДУХ, безграничное, всеобъемлющее, всепроникающее начало. Это Дыхание мира. Космос - живое целое. Через разрежение и сгущение воздуха возникает все. Воздух имеет духовную природу, это Душа мира. Человек – подобие мира, цельное бытие, равное миру в целом (единство макро- и микро- мира). Милетская школаИтак, Милетская школа – это НАТУРФИЛОСОФЫ (первая форма философии): 1)Космо-онтологическая проблематика, мироздание – единый живой организм, в основе многообразия всего сущего лежит ЕДИНОЕ. 2) Существует единый вселенский универсальный закон – закон СПРАВЕДЛИВОГО ВОЗДАЯНИЯ. Отдельное существование нарушает целостность бытия, которая восстанавливается возвращением отдельного в лоно ПРАБЫТИЯ (смерть отдельного). 3)Единство микро- и макро- космоса. Человек подобен мирозданию. 4) Наивная стихийная диалектика (все сущее возникает в борьбе противоположностей). Гераклит из Эфеса (520-460 гг.дон.э.)«Темный», «Плачущий». Чувственно воспринимаемый мир – не подлинное, мнимое бытие, т.к. это многое, множественность, а подлинное бытие – одно, это одно, лежащее в основе всего множественного бытия – ОГОНЬ. Все заблуждения людей от неправильно разделенной речи .«Этот мир не создан никем из многих богов, ни из людей, а вечный был, есть и пребудет ОГНЕМ, мерами возгорающими и мерами угасающими». Огонь имеет сознание, волю, носитель высшей справедливости, грозный Судия, карающий грешников в конце времен. Огонь и Зевс одно и то же. Мир исчезнет в мощи мирового пожара, многое снова превратится в Одно, но Огонь есть возвращение к жизни, пробуждение к бытию. Вода таит угрозу душе человека, утяжеляет ее, для человека естественен воздух. Влажность души – признак ее омертвелости, сухая душа – наимудрейшая, живет по закону Одного, правильно прочитывая мир (Логос).«Все течет, все меняется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Пифагор из Самоса (6-нач.-5 вв. дон.э.)1.Ученик Анаксимандра. Ввел понятие «философ» – «любомудр». Занимался музыкой, математикой, переустройством общества, познанием Бога.2.Основал пифагорейский союз –закрытая община, беспрекословно подчиняющаяся своему учителю. Учение тайное, эзотерическое. Социальные реформаторы. Входили и женщины. Пифагорейцы правили в г.Кротоне и даже в Сицилии. Но их свергли недовольные жители, а в Кротоне сожгли.3. Пифагор открыл гармоническое начало Бытия. Мера во всем находится внутри каждого существования, внутри каждой вещи, но не может быть выделена как ее часть или элемент. МЕРА, ГАРМОНИЯ пронизывает весь мир, делая его целостным, упорядоченным мирозданием (КОСМОСОМ). Пифагор4.Источник Бытия – БОГ, от него исходит ГАРМОНИЯ. Реальным воплощением Гармонии и совершенной Меры служит ЧИСЛО. 1 – точка, 2-прямая, 3-плоскость, 4 – объем, тело, 10 – предельная полнота и совершенство. 5.Царящая в мире гармония существует как мелодия мироздания. Пифагор открыл связь числа и звука (через изучение звучащей стрелы). КОСМОС – выражение музыкально-числовой упорядоченности БЫТИЯ. Космос противостоит хаосу, пустоте, беспредельному.6.Душа человека – бессмертна, тело – темница души. Душа должна очиститься от скверны, это возможно в ряде рождений. МЕТАМПСИХОЗ - переселение души. Для очищения души – религиозные обряды, но без кровавых жертв, пост, вегетарианство. Ксенофан из КолофонаРовесник Пифагора. Критик традиций. Нельзя представлять богов по образу и подобию человека, тогда бы у эфиопов боги были бы черные и кучерявые. Бог Один, он подобен шару, он все видит, слышит, он везде, он есть истинное БЫТИЕ. Человеку в принципе не дано знать истину, в силу ограниченности его опыта и мышления. Его знание – всего лишь мнение, а мышление должно пробуждать процесс размышления. ПЕРВОНАЧАЛО – ЗЕМЛЯ. Парменид – основатель элейской школы, 6-5 вв. до н.э.1.Идея о ЕДИНОМ БЫТИИ как истинном бытии.2.Содержание сознания – лишь правдоподобно, всего лишь МНЕНИЯ. 3.»ЧТО ЕСТЬ ВСЕ?» – все есть ОДНО, ЕДИНОЕ БЫТИЕ. БЫТИЕ – едино, единственное, непреходящее, неизменное, всегда сохраняет равенство самому себе. Единое Бытие не возникло, незыблемо, недвижимо, неподвижно, вечно, не знает пустот (каменный шар). Есть только БЫТИЕ, а небытия нет, как и пустоты.4.Бытие открывается нам посредством мышления: «МЫСЛЬ И БЫТИЕ ЕСТЬ ОДНО И ТОЖЕ». Но не все, что взбредет в голову, есть бытие. В мышлении разум постигает сущее (умозрение), т.е. суть бытия Это абсолютное знание. А мнение – те образы, которые складываются под влиянием жизненных впечатлений в мире многообразных вещей. 5.Помыслить – проделать определенную интеллектуальную работу, увидеть сущее, как оно есть.6.Движения нет, это только одна видимость, нет места и разрушению и жизненному опыту. Зенон Элейский -5в. До н.э.Ученик Парменида. Доказывал немыслимость движения, множественности, если мысль о них противоречива. «Бытие и мысль едины, то что обнаруживает свою противоречивость в мысли, - не может существовать».Отец античной диалектики – искусства доказательства и обоснования своей позиции через опровержение позиции оппонента.АПОРИИ ЗЕНОНА – «СТРЕЛА», «АХИЛЛ И ЧЕРЕПАХА», «СТАДИЙ», «ДИХОТОМИЯ». Апории Зенона1.»Дихотомия» – деление на 2 – движение не может начаться вообще, потому что, чтобы пройти хотя бы малое расстояние, надо преодолеть его половину и так до бесконечности. Следовательно, невозможно вообще сдвинуться с места.2.»АХИЛЛ И ЧЕРЕПАХА» – стартуют вместе, но черепаха начинает бег впереди места старта. А. достигает места, где стартует Ч., но она уже отползла вперед. А. достигает и этого места – но Ч. опять проползла вперед. И так до бесконечности. Если пространство делимо до бесконечности, то движение неосуществимо. 3.»СТРЕЛА» – движение невозможно и при представлении пространства в виде суммы неделимых мест. Летящая стрела всегда занимает место, равное по длине себе. В каждый момент полета она находится в месте, в котором покоится. Сколько она летит – столько она неподвижна. Движение не может образоваться из суммы состояния покоя. Апории Зенона4.»СТАДИЙ» (СТАДИОН) – 3 равные по длине тела – одно покоится, а два других движутся навстречу друг другу, в некоторый момент они сравнялись друг с другом. АААА АААА ВВВВ-------- ВВВВ ----- СССС ССССТела ВВВВ и СССС прошли относительно друг друга расстояние, равное 4 единицам (длина каждого тела), а относительно тела АААА лишь его половине. Таким образом, пройденное расстояние равно своей половине, это абсурд, ибо целое не может быть равно половине. Апории Зенона5. «ПАДАЮЩЕЕ ЗЕРНО» – недостоверность чувственных свидетельств. Если при падении одного зерна нет шума, то откуда шум при падении массы зерен? Нечто слышимое не может возникнуть из суммы неслышного. На чувства полагаться нельзя.6.Апория ПРОТИВ ПРОСТРАНСТВА – если вещь заключена в пространстве, то пространство также должно находиться во всеобъемлющем пространстве, и так до бесконечности. Представлять бесконечное множество пространств – абсурдно, поэтому само пространство нереально. Вывод: не лучше ли довериться тому, что утверждает мысль, нежели полагаться на то, что видит взгляд. Анаксагор – 5в. до н.э.-первый афинский философ, преемник идей Анаксимена. Основу всего сущего (АРХЭ) образуют мельчайшие частица различных веществ –СЕМЕНА вещей. Семена разнообразные, при их смешении образуются вещи, семена бесчисленны и бесконечно делимы. СЕМЕНА = «ГОМЕОМЕРИИ». Движение семенам придает НУС (космический УМ), благодаря ему рождается вселенский Вихрь, приводящий в движение инертную смесь семян (идея перводвигателя). Так возникает все, что есть в мире. Весь мир – поток разрушений и созиданий(закон сохранения энергии).До космического Ума смесь гомеомерий – это единая в целом субстанция, они начинают разделяться только от космического вихря. Анаксагора обвинили в безбожии – сказал, что Солнце и Луна не боги, а просто небесные тела. Эмпедокл – 5в. до н.э.- поэт, спортсмен, врачеватель, знатен. Все сущее – из 4-х начал : Огонь, Земля, Воздух, Вода. Нет смертей и рождений – все есть соединение и разъединение этих 4-х начал, стихий, божеств. До 17в. это учение являлось основой европейской физики. Стихии - это 4 состояния тела -твердое, жидкое, газообразное, плазма. Из этого исходит современное познание природы. Из этих 4-х корней под действием ЛЮБВИ-ДРУЖБЫ образуется все сущее в мире. Космос пульсирует. Основные идеи досократиковВедущая тема – возникновение и устройство мироздания – космо-онтологическая проблематикаСтановление мира - как переход от хаоса к космосуЧто есть все? – поиск подлинного бытия и архэ – первоначалаИстинное знание достигается умозрением, мышлением, а мнение – от чувств, впечатлений, недостоверное знание.Единое – подлинное, множественность – недостоверный мирФилософское знание служит улучшению, совершенству человека. Демокрит – 5-4-вв. до н.э.СОВРЕМЕННИК СОКРАТА И ПРОТАГОРАОслепил себя, чтобы видеть умственным зрением. «СМЕЮЩИЙСЯ ФИЛОСОФ» – реакция на неразумие людей. АРХЭ – ЭТО АТОМЫ, они движутся в ПУСТОТЕ. Миры бесконечны, возникают-разрушаются. Атомы бесконечны по величине и количеству, вихрем несутся по Вселенной, порождают все сложное – огонь, воздух, землю, воду. Все возникает по неизбежности. Конечная цель – спокойствие и равновесие души, это и есть наслаждение. АТОМЫ, неделимые, конечные формы бытия, не подвержены изменениям, предел всего существующего. Вне атомов – небытие, ничто. ДЕМОКРИТНичего не происходит без причины –ДЕТЕРМИНИЗМ. Вещи возникают в силу причинности, атомы и пустота существуют вечно, беспричинны, не имеют начала, а сами вещи причинно обусловлены, неизбежны. Фатализм. Все есть так, как только и могло быть. Любая случайность неизбежна.1.Если все детерминировано, то уничтожается возможность человеческой свободы.2.Атомы и пустота не имеют причины, значит, причинность не универсальна. ДЕМОКРИТНичего не происходит без причины – ДЕТЕРМИНИЗМ. Вещи возникают в силу причинности, атомы и пустота существуют вечно, беспричинны, не имеют начала, а сами вещи причинно обусловлены, неизбежны. Фатализм. Все есть так, как только и могло быть. Любая случайность неизбежна. ДЕМОКРИТПРОТИВОРЕЧИЯ (антиномии) :1.Если все детерминировано, то уничтожается возможность человеческой свободы.2.Атомы и пустота не имеют причины, значит, причинность не универсальна. Софисты – учителя мудростиПротагор – 490-420 до н.э.«Человек есть мера всех вещей – существующих, что они существуют; не существующих – что они не существуют».Протагор первым стал брать плату за обучение. Обучал людей добродетелям и преуспеванию. Отход от космогонической темы к антропологии. «О Богах я не могу знать, есть ли они, или их нет, потому что и вопрос темен, и жизнь людская коротка». Общепринятых истин не существует. Истинно все (принцип относительности истины, РЕЛЯТИВИЗМ). Истин множество, но я руководствуюсь в жизни СВОЕЙ ИСТИНОЙ. Сократ – 470-399 вв. до н.э.Поворот от онтологии к антропологии. «Познай самого себя». «Я знаю, что я ничего не знаю…». Метод мышления – МАЙЕВТИКА, рождение истины в трудных спорах. Отвергает общепризнанные воззрения. Знание делает человека добродетельным, ведет его к благу, к лучшей жизни. Единственное благо – знание, единственное зло – невежество. «Если я знаю, что такое благо, то никогда не поступлю во зло». Тождество знания и добродетели. СократБыть добродетельным:1.Испонять законы родного города, свои гражданские обязанности.2. Следовать воле Бога, являющегося высшим воплощением и источником блага и справедливости. Но в чем божественная воля – Сократ не определяет, это решает каждый человек сам.3. Даймон – внутренний вещий голос, совесть, предостерегает от дурных поступков. Голос божества внутри Сократа. Это личная ответственность человека за свой выбор – никогда нельзя быть уверенным, что ты распознал «внушение свыше». Платон – 427-347 гг. до н.э.УЧЕНИЕ О БЫТИИ. То, что существует в действительности, - многообразно, изменчиво, текуче. Все существующее имеет свой первообраз, эйдос, идею, вид. ИДЕИ – не мысли, а подлинные, совершенные виды того, что существует в окружающем мире. Идеи вечны и неизменны. Наш телесный, чувственный мир – чувственное отображение эйдосов. Лошади - и эйдос лошади, чистая лошадность. Все красивое в этом мире таково лишь благодаря причастности к идее прекрасного – красоте как таковой. ПЛАТОНЭЙДОСЫ – бестелесны, неизменны, вечны. Они образуют «царство идей», вынесенное за пределы нашего чувственного мира. Наш мир – посюсторонний, царство идей – запредельный, трансцендентальный мир. Человек трансцендентален лошади, запределен онтологически, радикально отличается от лошади способом своего существования. Эйдосы можно только мыслить, познать умозрительно. ПлатонМир идей находится во взаимной связи и упорядоченности. Есть самая высшая идея – идея Бога, идея Блага – которой все причастны, содержательно подчинены, упорядочены. Каждый эйдос служит выражением Блага. Мир идей божественен, источник всех благ есть Бог, мир творится Богом согласно идеям – они служат образцами, в соответствии с которыми Творец создает все сущее. Эйдосы – мысли бога, творящего мироздание. Каждое конкретное сущее причастно подлинному и изначальному бытию – бытию мира эйдосов, божественному миру. Эйдосы – подлинное бытие, наш мир – его отображение. Наше сознание обнаруживает в каждой вещи ее первоначало, эйдос (суть вещи). ПлатонВвел понятие «материя» – чувственная субстанция, в ней отображаются эйдосы, чтобы возникло мироздание. Материя безвидна, неопределенна и беспредельна, пассивное начало, позволяющее возникнуть чувственному, осязаемому миру. Лишенное вида (эйдоса) бытие есть небытие. Соединение бытия и небытия выражается в процессе СТАНОВЛЕНИЯ – непрерывного процесса возникновения, превращения в иное. ПлатонЭЙДОС – 1.Первообраз для множества однородных вещей и существ, первопричина существования вещей.2. Род по отношению к множеству сходных индивидов – идея лошадности причина того, что существует множество конкретных лошадей.3.Идея фиксирует сущность той или иной вещи4.Идея задает вектор совершенствования (эталон) для каждой конкретной вещи. ПлатонЭЙДОС –причина, основание, сущность, цель любого существования. Вводит понятие «ИДЕАЛЬНОЕ» - царство идей, умопостигаемое, отличное от зримого мира. ПЛАТОНПОЗНАНИЕ КАК ПРИПОМИНАНИЕ. Душа человека имеет идеальную природу. Изначально она находилась в царстве идей. С рождением человека душа покидает пределы этого царства и становится частью человеческого существа. В глубине души запечатлены эйдосы, чтобы они открылись человеческому сознанию и душа смогла вспомнить о царстве идей. Но для этого надо развивать умственное зрение – умозрение. Через ДИАЛЕКТИКУ – искусство задавать вопросы и отвечать на них - вести ДИАЛОГ. ПлатонУчение об ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ-Стремление к Благу является общим как для государства, так и для личности. Когда общество стремится к благу, то оно становится справедливым, а личность добродетельной. Общая польза и индивидуальный интерес тесно связаны. ПЛАТОНДуша имеет 3 части: 1)чувства (желающая),2)волю (стремления)3)сознание(разумная). Каждой части души соответствует своя добродетель –1)умеренность в желаниях2)мужество, стойкость3)мудрость ГОСУДАРСТВО – общая душа в мире людей (Вселенской Душой обладает Космос, мироздание). Платон3 частям души и 3 добродетелям в обществе соответствуют 3 сословия:1.Крестьяне, торговцы, ремесленники – души желающие (умеренность)2.Стражи –мужество, воля.3.Философы, управленцы – разум, мудрость.Общая для всех добродетель – справедливость (поддерживать и не нарушать общий порядок жизни). ПлатонПознание – это значит познать сущность вещей, эйдосы.ОБРАЗ ПЕЩЕРЫ. Для человека недоступны бестелесные идеи. Он узнает только мир чувственных вещей – тень подлинного бытия. Человек в мире, как люди в пещере, видят игру теней на стене, принимая эти тени за действительность. Видимые вещи – смутное отражение вещей, существующих в истинном свете. Мы видим лишь отблески истинного бытия, игру теней на стенах пещеры. ПлатонТипы государств – 7 типов – 1)Абсолютная форма, где властвует божественная воля (идеал)2)Монархия (правильная)3)Аристократия (правильная)4)Тимократия (неправильная – власть честолюбцев, военных)5)Олигархия (неправильная)6)Демократия (неправильная)7)Тирания (неправильная). ПлатонРабы – за чертой людей. Неравенство – справедливо, ибо люди неравны в природных задатках. Ремесло и торговля – недостойные людей занятия. Под контролем все, жесткая регламентация. Правители и воины не имеют частной собственности, семьи. 3 стадии общественного развития:1.Династия – старейшины рода, нет бедных и богатых.2.Аристократия – выборность власти, государство, законодательство. Государство – особая форма поселения людей.3. Просвещенная монархия. Аристотель (Стагирит) – 384-322 гг. до н.э.В 17 лет приехал в Афины в Академию Платона. Учился там 20 лет. После смерти Платона стал учителем Александра Македонского (около 6 лет). Затем вернулся в Афины, где организовал Ликей – философскую школу близи храма Аполлона Ликейского. «Перипатетики» - прогуливающиеся. После смерти А.Македонского бежал на о.Эвбея, где и умер.Полемизировал с Пифагором, Платоном, Демокритом. АристотельФилософия – знание вообще, состоит из 3-х частей:1.Теоретическая – исследование первоначал , математика, физика.2.Практическая – этика, экономика, политика3. Пойетическая – творчество- риторика, поэтика. АристотельКритика теории ЭЙДОСОВ Платона. Сущность не может существовать отдельно от вещи. Сущность находится в самих вещах, в самом сущем. Сами вещи, конкретные явления (сущее) имеет 4 основания для своего существования:Формальную (что?)Материальную (из чего?)Действующую (кем создано?)Целевую причину ( для чего? ). Горшок – форма горшка, глина, гончар, для АристотельКаждая вещь – овеществленная форма с причинно-целевым назначением. Актуальное бытие. АРИСТОТЕЛЬФормальная причина – активное начало, материя – пассивная основа. Форма и материя- понятия соотносительные (кирпич – форма для глины, из которой он сделан, но материя для дома, а дом – материя для города). «Первая материя», субстрат, из которого создано все сущее, инертная материя, не может быть формой никогда . ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ. А Бог есть чистая форма, «форма форм», он же Верховный Ум, Перводвигатель. АРИСТОТЕЛЬБог – это полная актуальность, абсолютная энергия, источник и первоначало бытия. НЕПОДВИЖНЫЙ ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ, ПЕРВОПРИЧИНА, ВЕЧЕН, НЕИЗМЕНЕН, СОВЕРШЕНЕН, САМОДОСТАТОЧЕН, АБСОЛЮТЕН. Абсолютная возможность и действительность. Форма – превращает возможность(МАТЕРИЮ) в действительность. Энтелехия (ЦЕЛЬ) – сила, которая определяет цель бытия конкретной вещи. Душа человека – энтелехия тела. АРИСТОТЕЛЬВсе боги – материальные тела, эфирная тонкая материя.Души – принцип живого тела, двигатель тела, его цель (энтелехия тела). 3 типа души – растительная, животная, разумная. Разумная душа в человеке бессмертна. АристотельАбсолютный Ум : 1.Неподвижный перводвигатель (первопричина).2. Абсолютная целесообразность (цель)3. Имеет свою собственную материю – красота (совершенство)4.Неделимый (целостность, субъект и объект в одной точке)5.Абсолютная надкосмичность и внутрикосмичность (он всюду)6. Знает все будущее, прошедшее, вмещает в себя вечность.Но это не личность, а абстрактный Бог – философский Бог. АристотельВ натурфилософии (основные выводы)1.Финализм – конечность Вселенной2.Телеологизм – всюду цель3. Иерархия природы –от низших форм к высшим.4. Антикосмогонизм - Космос никто не создал, он существует извечно. Материя –пассивная потенциальность, не зависит от бога. Бог не принимает участие в земных делах. Земные дела определяются через взаимодействие формы и материи. Бог – конечная и бестелесная форма, обладает актуальностью.5.Движение – переход из потенции в актуальность В гносеологии родоначальник теории корреспонденции (ИСТИНА - соответствие знания вещам, о которых это знание). Аристотель – теория познания Предмет познания – Бытие. Любое знание начинается с опыта –с ощущений, с памяти и привычек. А разум усматривает общее в единичном. Ощущения, восприятия не есть научные знания в силу изменчивого характера всех вещей. Формы истинного научного знания: понятия, постигающие сущность вещей, а также суждения умозаключения. Аристотель«Органон» – труд по логике (умение правильно мыслить и достигать достоверного знания).Метод достижения истины – АНАЛИТИКА – всесторонний анализ предмета. Основа аналитики – СИЛЛОГИЗМ. АристотельСИЛЛОГИЗМ – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух истинных высказываний следует новое истинное высказывание. ДЕДУКЦИЯ – вывод знания от общего к частному. Высшие, исходные начала знания недоказуемы и познаются непосредственно ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИЕЙ. АРИСТОТЕЛЬМышление членит мир посредством КАТЕГОРИЙ. КАТЕГОРИИ – самые общие смысловые характеристики действительности. Категории – отделяют один род явлений от другого, формы нашего опыта. Категории соединяют мысль и бытие Выделяет 10 вопросов, которые мы задаем миру по поводу того, что в нем существует: Аристотель1.Что есть?2.Сколько?3.Какое?4.По отношению к чему?5.Где?6.Когда?7.В каком положении?8.Чем обладает?9.Что делает?10.Что испытывает? АристотельОтветов-категорий также 10:1.Сущность2.Количество3.Качество4.Отношение5.Место6.Время7.Положение8.Обладание9.Действие10. Страдание. Аристотель3 основные логические законы ( правильное мышление):1.ЗАКОН ТОЖДЕСТВА 2.Закон ИСКЛЮЧЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ3.Закон ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО Как результат – язык превращается в строгое оперирование строго определенными понятиями. АристотельТворец полисной утопии. Создает образец совершенного полисного государства. Государство – естественное образование, порядок жизни в нем соответствует человеческой природе. Против отмены частной собственности и семьи ( как у Платона), но как и Платон считал рабство справедливым.Государство – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования» (Политика). АРИСТОТЕЛЬ – УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ3 порочных устройства Г. : тирания, олигархия, демократия (стремятся к личной пользе).3 правильных Г.: монархия, аристократия, полития – народное представительство (исходят из общего блага).Выбирать надо людей в возрасте, которые уже отслужили в армии, создали семью. АристотельЦель государства – счастливая жизнь граждан. ЭВДЕМОНИЗМ. Счастье – в добродетельной жизни. Добродетель – это мера, избегать крайности, золотая середина во всем. Душевная уравновешенность. Пагубны и отчаянная храбрость и трусость, середина – мужество. Человек – животное политическое, инстинкт совместного проживания. Человек отличается от животного способностью к интеллектуальной и нравственной жизни. АристотельХарактеристика физики Аристотеля:1.Геоцентризм -концепция Аристотеля- Птолемея2.Пустоты нет3. Космос, универсум иерархически организован4.Физика неба (надлунного мира) отличается от физики Земли (подлунного мира) АРИСТОТЕЛЬ5. В подлунном мире – движение прямолинейное, в надлунном – круговое.6. Материя подлунного мира – из 4-х стихий, материя надлунного мира – эфир. Звезды – кристаллические тела.7. Звезды – неподвижны, прикреплены к сферам, которые и вращаются по кругу. За звездами – Перводвигатель – Бог.8. Солнце – находится посредине от Луны до Сатурна. 9. Пространство – неоднородно. Эллинистически- римский период – 3в.до н.э. – 5в.н.э.СКЕПТИЦИЗМПЕРИПАТЕТИЗМ ЭПИКУРЕИЗМСТОИЦИЗМ НЕОПЛАТОНИЗМ Скептицизм – Пиррон (360-270гг.дон.э.)АТАРАКСИЯ – безмятежное, счастливое состояние духаОтсутствие чего-либо безусловного, достоверного. Ни о чем нельзя сказать однозначно и с уверенностью. Общезначимой истины достичь нельзя. Вещи по своей природе невыразимы, неустойчивы, преходящи. Коль мы не можем ни на что положиться, то следует воздержаться от суждений (ЭПОХЕ), воздерживаться в мышлении от претензии знать истину и не участвовать в делах мира и людей. «Исследуй и поступай, но не притязай на окончательный вывод». Эпикуреизм – Эпикур (341-270 гг.до н.э.)Открыл школу «Сад Эпикура» («Путник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие – высшее благо»).Идея самопроизвольного отклонения атомов. «Проживи незаметно» – умеренность, воздержание. Счастье - в простых радостях бытия, довольствуйся малым. Философия утешения, преодоления страхов – перед действием природных сил, страх смерти, ужас перед богами. Страх – источник страданий, что мешает счастливой, безмятежной жизни. Эпикуреизм5.Знание должно помогать преодолевать страхи перед действием природных стихийных сил (вихри, землетрясения, засухи и т.д.)6.Идея атомизма – все из атомов и подчинено простым законам их движения. 7.Боги живут за пределами этого мира, в междумирах, пребывая в состоянии вечного блаженства и никак не вмешиваясь в судьбы мира. 8.Смерть – лишь ощущение, смерть не имеет к нам никакого отношения – когда мы есть – смерти нет, когда смерть наступает – нас уже нет. Стоицизм – Древняя Стоя, СредняяСтоя, Поздняя Стоя (4 в.до н.э.-2в.)Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – Поздняя Стоя. 1в.до н.э.э-1в.н.э.1.Мир – живой и одушевленный Космос. Мир порожден Богом, а Бог есть и Огонь, и Логос, разум, который придает мирозданию целесообразность, упорядоченность и смысл. Есть понятие пустоты. Стоицизм2. Космос пронизывает Мировая душа. Мировая Душа – это Бог в вещах, творческая активность божества. Поскольку мир сотворен Богом, он должен в конечном счете возвратиться к Богу и исчезнуть в вечном божественном бытии. Бытие поглощается вселенским Огнем в конце каждого 10800-летнего цикла. Затем из Огня вновь возникает мир и в нем будет все как и прежде. (Цикличность исторического развития).»Нет ничего нового под солнцем». Поздняя Стоя 3. Поскольку мировое и божественное бытие циклично, то судьба (рок) неотвратима. От судьбы никуда не уйти, поэтому «разумного судьба ведет, неразумного тащит».4.Познание мира есть богопознание. Бог-Логос исторгает из себя (эманирует) конкретные логосы (смыслы слова), которые определяют природу всех вещей. СТОИЦИЗМПневма – мировая Душа – огневидное дыхание, связывающее все мироздание в одно целое. Душа человека – часть пневмы, ее богоподобие.Теория познания: познание=богопознание1.Сознание человека – «чистая доска», на которой ничего не написано. 2.Только разум – критерий истины, он все охватывает, постигает. 3.Для верного восприятия вещи необходимо согласие между людьми4.Логическое доказательство – необходимый элемент познания и мышления. Стоическая этика – Сенека(5г.дон.э.-65г.н.э.)«Нравственные письма к Луцилию» – свобода не внешнее, а внутреннее состояние человека. Внешние неприятности надо мужественно переносить, изменить ничего нельзя, но можно внутренне свободно отнестись к происходящему. Судьбу нельзя изменить, ее надо принять, не бунтовать. Стоицизм - СенекаСтоический идеал личности – жить согласно человеческой природе, следуя добродетели. Зло – порок (страсти, аффекты). 4 аффекта – удовольствия, вожделения, печаль, страх.Власть над душой – атараксия, апатия (безмятежность духа). 4 основные добродетели – рассудительность, храбрость, самообладание, справедливость. Стоицизм. СЕНЕКАПоложение в обществе, богатство, здоровье, успехи, сама жизнь должны быть безразличны человеку. Судьбу нельзя изменить, ее надо принять. Раб или император, богач или нищий, красавец или урод, здоровяк или немощный, мужчина или женщины, римлянин или варвар – не ими определяются достоинства человека, не в них счастье. Единственная добродетель и счастье – внутренняя свобода личности. И раб может быть свободен(ВНУТРЕННЕ). Неоплатонизм- 3 -6 вв.н.э.Античная мысль начиналась с создания космогонии и в час своего завершения снова обратилась к идеям мироздания и миропорядка. Плотин - 3в.-последний философ античности. Подлинность бытия - в его духовном начале, человек – это душа, а не тело. Становление и устройство мироздания – основная его тема. Источник бытия –ЕДИНОЕ (Бог, Благо) . Это сверхбытие, о нем ничего нельзя сказать. Это АБСОЛЮТ, сверхсущее. Это неуничтожимость, непреходящесть, изначальность, вечность, неизменность, неразложимость, единственность, бесконечность. НеоплатонизмЕДИНОЕ творит все сущее посредством ЭМАНАЦИИ (истечения). Чем дальше от Единого – тем ущербнее и примитивнее бытие. Единое – подлинное бытие, небытие – безвидная материя, низший иерархический предел. Между Бытием и небытием заключена вся иерархически упорядоченная сфера бытия. Неоплатонизм - ПлотинВ иерархии видов бытия выделяются 3 основных сферы : бестелесный Ум, бестелесная Душа, телесный Космос (мироздание).Ум (Нус) – это мышление, оно наполнено множеством идей-эйдосов, первообразами вещей. От Ума истекает Мировая Душа. Она созерцает идеи-эйдосы. Отражаясь в Душе, идеи Ума начинают существовать как осеменяющие логосы , от которых затем происходят все вещи, явления и лица. Неоплатонизм. ПЛОТИНКосмос – телесный, чувствующий. Здесь душа дробится на множество осеменяющих логосов, каждый из которых становится природой (сущностью) конкретной вещи. Души есть у всего – люди, животные, растения, звезды, галактики. Космос (Мир) духовное пленен телесностью. Материя – воплощенное убывание бытия, блага. Зло не есть независимая сила, а изъян, отсутствие блага. Неоплатонизм - ПлотинВсе существующее стремится вернуться к Благу –Единому, преодолеть свою ущербность, обрести полноту бытия в слиянии с Единым. Высшее состояние человеческого духа – единение с Богом в духовном состоянии –ЭКСТАЗЕ. Выйти за пределы обычной жизни, пережить единение с Богом может не каждый. Неоплатонизм - ПлотинЕдиное (Бог) Плотина- Бог разума, а не религии. Единое – без имени, без лица. Бог, никак не открывшийся человеку, не может стать основой религии, ведь религия – это всегда отношение людей с богом, живая, постоянная и глубокая связь. Список литературы:1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. 2. Рассел Б. Мудрость Запада. М.,1959.2.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981.3.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991.

Приложенные файлы

  • pptx 23754777
    Размер файла: 181 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий