рабочая тетрадь 3 курс мхк (2)


Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.02.
ОТДЕЛЕНИЕ «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
Заочное отделение

КРАСНОЯРСК, 2017

Утверждено:
научно-методическим
советом
__________ Е.А. Чувашева
« » __________2017_г.

Составлено в соответствии с
государственными требованиями
к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников
для специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Одобрено:
Предметно-цикловой комиссией
Преподавание по программам
начального общего образования
Председатель: Власова Е.В.
« » _______ 2017 г. Составитель: к.п.н. Долгушина Н.А.,
преподаватель
Рецензент:

@ Долгушина Н.А., 2017

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Мы будем рассматривать культуру как совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях.
Под ценностями понимаются материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей многообразен, он включает в себя природные, этические, эстетические, материальные, профессиональные ценности. Системы ценностей историчны и иерархичны. Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности.
Встречается более 250 определений культуры. По носителю «культура» делится на культуру общечеловеческую (или мировую); национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную, понятно, что культура дворянская весьма отличалась от культуры буржуазной, а культура молодежная - от культуры тех, кому далеко за пятьдесят); территориальную (одно дело - культура городская и иное - сельская); культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.
Дайте определение термина «культура», используя материал разных словарей:
Толковый словарь___________________________________________________________________________________
Философский словарь_______________________________________________________________________________
Этимологический словарь____________________________________________________________________________
Что общего в понимании данного термина, чем отличаются трактовки?
Общее___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различное_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общечеловеческие ценности________________________________________________________________
Мировая художественная культура - ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Художественный образ представляет собой не просто фиксацию непосредственно чувственно данного, а является результатом обобщения, итогом познания. Действительность выступает в нем уже духовно освоенной, осознанной, но так, что сущность раскрывается, "просвечивает" в индивидуальном, единичном, чувственно воспринимаемом явлении. Художественный образ – результат творческого воссоздания жизни или преобразования предметного мира в соответствии с познанной художником сущностью вещей. Художник как бы заново творит мир, но творит его на основе познания его объективных законов.
Художественный – 1. относящийся к искусству, к деятельности в области искусства. 2. изображающий действительность в образах. 3. отвечающий требованиям искусства, эстетического вкуса.
Образ – 1. обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного, индивидуального явления. 2. в художественном произведении: тип, характер.
Итак, художественно-образное освоение мира – это восприятие и понимание мира через образы, созданные разными
видами искусства по законам эстетики.
Функции художественного образа:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Задание: Прочитайте повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Как понимание функций художественного образа помогают раскрыть образ главного героя? Прокомментируйте ваше понимание функций художественного образа на примере данной повести.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды художественного творчества – литература, кино, театр, танец, цирковое искусство, музыка, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
Сущность искусства – художественно-образное освоение мира.
Искусство слова – это художественно-образное освоение мира с помощью ……………………………………………..
Изучение литературного процесса связано с пониманием терминологии. Основными являются – метод, направление, стиль.
Литературное направление – ____________________________________________________________________________
Метод - ________________________________________________________________________________________________
Стиль –______________________________________________________________________________________________
Литература – это особый вид искусства. Как вы думаете, почему?



Живопись, архитектура, скульптура воздействуют на нас через зрение, музыка – слух, танец – зрение и слух, кино – синтетический вид искусства, театр – эмоции и зрение и т.д.  Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. 
Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись стремится и к раскрытию сущности исторических процессов, и к постижению внутреннего мира человека, и к выражению отвлечённых понятий. Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись». Но русский художник С.К. Маковский говорил: «Живопись, как и всякое явление культуры, можно рассматривать с разных точек зрения. Скажем – и с литературной».
Русская живопись и классическая литература всегда шли в ногу по пути освещения злободневных и универсальных проблем жизни. Многие русские писатели обладали незаурядным талантом живописцев (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов), а художники (О. Кипренский, К. П. Брюллов, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И. Е. Репин, Н.Н. Ге) создали галерею портретов классиков литературы XIX века, которые настолько срослись в нашем представлении с их духовным обликом, что иначе мы не можем их представить. Взаимосвязи литературы и живописи имели место на различных творческих уровнях: художественное направление (классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм), проблематика и функциональная направленность (писатели народники — художники передвижники), творческий метод (Н.В. Гоголь — П.А. Федотов, А.Н. Некрасов — В.Г. Перов, Л. Н. Толстой — В.В. Верещагин), типология и жанр (С. К. Маковский — «натуральная школа»), сюжеты древнерусского эпоса и фольклора (В. Васнецов).
Во второй половине XIX века сформировалась русская школа художников-иллюстраторов.
Напишите, каких авторов иллюстрировали эти художники:
Билибин_И.Я._____________, Боклевский П.М.________________, Агин А.А.______________, Врубель М.А.__________,Глазунов И._________________, Верейский Г.С._________________.
Иллюстраторы детской литературы___________________________________________________
_________________________________________________________________________________

В историческом аспекте в творческих взаимосвязях литературы и живописи можно выделить две разновидности. Первая — это целенаправленная разработка средствами живописи сюжета, построенного на литературном материале. Примером может служить картина В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Вторая — создание художественного полотна на культурно-исторической основе, как картина того же В. Васнецова «Баян», напрямую не связанная с сюжетом «Слова о полку Игореве», но воссоздающая тип древнерусского певца-сказителя, каким он дошел до нас в преданиях веков.
Нередко художники обращались к разработке той или иной темы задолго до того, как она нашла воплощение в творчестве писателей. Так обстояло дело с картинами В.Е. Маковского «Ночлежный дом» (1989 г.), И.П. Богданова «Новичок. В учении» (1893 г.), Г. Г. Мясоедова «Страдная пора. (Косцы)», Н.А. Ярошенко «Кочегар» (1878 г.), проблематика которых перекликается с пьесой М. Горького «На дне», его повестью «В людях», рассказом И.А. Бунина «Косцы», В.М. Гаршина «Художники». 
М. А. Врубель. Демон сидящий (к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»)

Назовите картины русских художников, которые, по вашему мнению, можно отнести как иллюстрацию к литературному произведению (роману, рассказу, повести, стихотворению, басне)? Почему вы так считаете?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


«Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,-
Способен на обман, измену, подлость,
Темны, как ночь души его движенья,
И мысли все угрюмы, как Эреб.
Не верь такому»
В. Шекспир
Задание:
Подготовьте презентацию «Литература и другие виды искусства»:
Жанр литературного произведения;
Жанр вида искусства;
Произведения, авторы, название;
Сравнение созданных образов в том и другом виде искусства;
Особенности языка выбранного вида искусства;
Гуманистическая направленность данного вида искусства.

Проверь себя!!!

Определение:
Исторически сложившиеся, устойчивые формы существования искусства.
Особенности языка различных видов искусства

Сущность отличия видов искусства_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пространственные виды искусства -_________________________________________________________________________
временные виды искусства- _______________________________________________________________________________

Связь мировоззрения и творчества писателя, поэта, композитора, художника.
Мировоззрение – это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите небольшое эссе. Раскройте на примере жизни и творчества русского художника-передвижника (по выбору) тему «Связь мировоззрения художника и его творчества» (на примере истории одной картины).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План анализа картины:
Формальный анализ картины: чувственные знаки и экспрессивные средства выразительности (жест, мимика, композиция, цвет).
Иконографический уровень: сравнение сюжета картины с познаниями интерпретатора (выявление вторичного смысла).
Иконологический уровень: поиск внутреннего скрытого смысла.
Вывод: произведение в душе (замысел художника), произведение на холсте, отражение произведения.
Опираясь на данный план, дайте анализ картины Крамского «Пасечник».

Поиски критериев создания художественного образа.
Создавая художественный образ, творец ставит перед собой определённые художественные, нравственные и эстетические задачи. Художественный образ должен точно сработать на решение авторских задач. Творец посредством созданного им образа разговаривает с нами.
Функции художественного образа: воспитательная, развивающая, эмоциональная, аксиологическая, познавательная, получение опыта, мировоззренческая, эстетическая.
Гуманистическая направленность искусства в воспитании человека
В романах Льва Толстого и Достоевского герои раскрываются через те отсветы и тени, которые они бросают друг на друга, на окружающий их мир. В «Войне и мире» Толстого характер Андрея Болконского раскрывается и через любовь к Наташе, и через отношения с отцом, и через небо Аустерлица, и через тысячи вещей и людей, которые, как этот герой осознает в смертельной муке, «сопряжены» с каждым человеком. Жизненный материал, который лежит в основе произведения, ведет его за собой, и художник порой приходит совсем не к тому выводу, к которому стремился. Внутренняя установка Толстого заставляла его быть безоговорочно на стороне Каренина, но логика художественного мышления привела автора «Анны Карениной» к непредусмотренным замыслом результатам, и автору, в известном смысле, стало «жалко всех». У Пушкина в «Евгении Онегине» Татьяна «удрала штуку» и «неожиданно» для автора вышла замуж. Герои произведений ведут себя по отношению к авторам как дети по отношению к родителям. Они обязаны им жизнью, их характер в значительной мере сформирован под воздействием родителей, они «слушаются» их, выражая известную почтительность. Однако, как только их характер оформится и окрепнет, они начинают действовать самостоятельно, по своей внутренней логике, и порой бывают «непослушны» и не принимают во внимание «родительскую» (авторскую) волю.
Гуманизм – это_______________________________________________________________________________________
Гуманистический – значит_________________________________________________________________________________
Эстетические категории - ________________________________________________________________________________
Один из аспектов многозначности образа - недосказанность. Для Чехова искусство писать - искусство вычеркивать. Хемингуэй сравнивал художественное произведение с айсбергом: небольшая часть его видна, основное спрятано под водой. Это делает читателя активным, процесс восприятия произведения оказывается сотворчеством, додумыванием, дорисовыванием образа. Воспринимающий получает исходный импульс для раздумий, ему задается эмоциональное состояние и программа переработки полученной информации, но за ним сохранены и свобода воли, и простор для творческой фантазии. Каждая эпоха находит в классическом образе новые стороны и дает ему свою трактовку. В XVIII в. Гамлета рассматривали как резонера, в XIX в. - как рефлектирующего интеллигента («гамлетизм»), в ХХ в. - как борца «с морем бед» (трактовка П. Скофилда, В. Высоцкого, И. Смоктуновского). Художник мыслит образами, природа которых конкретно-чувственна. Это роднит образы искусства с формами самой жизни, хотя нельзя понимать эту родственность буквально. Таких форм, как художественное слово, музыкальный звук или архитектурный ансамбль, в самой жизни нет и быть не может.
Задание: Просмотреть художественный фильм режиссёра Г. Козинцева «Гамлет», 1964г.
Вопросы фильму:
Любил ли Гамлет Офелию?
Виноват ли Гамлет в гибели Офелии?
Имел ли Гамлет право так гневно осуждать мать?
Правильно ли поступил отец Гамлета, попросив сына о мести?
Почему Гамлет не сразу убивает короля?
За добром или злом остаётся победа трагедии?
Правильно ли поступил Гамлет, выбрав месть?
Чем отличаются друг от друга Лаэрт и Гамлет? Чьё поведение в сходной ситуации понятнее и ближе?
Кто виноват в гибели Гамлета?
В чём трагедия Гамлета и ему подобных во все времена?
Как вы представляете Гамлета в современном мире?
Каким предстаёт Гамлет в стихотворении Б.Пастернака?
Борис Пастернак
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
1946г.




Приложенные файлы

  • docx 23749985
    Размер файла: 3 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий