лекция 19 вторник

Лекция Первая половина 19 века
Социокультурный контекст эпохи.
Война 1812. Патриотический подъём и становление национального самосознания. Любовь к отечеству - доминирующее общественное настроение всех социальных групп на протяжении века. Поиск самобытности русской культуры (славянофилы), критическое осмысление византийского и западного влияния на русскую культуру и критическое соотнесение отечественной и западной культуры (западники). Критика западного рационализма, прагматизма, утилитаризма в выступлениях представителей различных интеллектуальных течений. Увлечение классической немецкой философией в образованных слоях общества. Становление отечественной философской мысли.
Движение декабристов и его влияние на развитие политического сознания. Идея священности власти. Романтика декабризма и ее отражение в идеалах последующих поколений.
10-20 г.г.- взлет дворянской культуры. Создание литературного русского языка. «Золотой век» русской литературы. Расцвет поэзии. 30-40- е годы - социальное восхождение разночинцев и становление интеллигенции. Популярность повести, общественный интерес к литературной критике.
Единство Церкви и государства в идеологии просвещения и воспитания. «Православие. Самодержавие. Народность» - государственная доктрина правительства.
Воспитательная и образовательная среда.
XIX век-век книги. Чтение и обсуждение книг – основной контекст формирования личности в XIX веке. Возрастающий интерес к книге во всех сословиях. Создание феномена «читающая публика».
Рост числа издательств, книжных магазинов, частных книжных собраний. Популярность толстых литературных журналов, альманахов. Библиотеки – культурные центры. Императорская публичная библиотека. Библиотеки при книжных магазинах. Организации и издания в помощь самообразованию.
Детское и семейное чтение. Литературные кружки и объединения в учебных и воспитательных учреждениях. Литературные издания учеников. Публичные лекции в университете.
Университетские научные кружки и общества: Мерзлякова, Раича (учитель и воспитатель Тютчева и Муравьёва.), любомудров, славянофилов, Грановского, Станкевича, Герцена, Огарева и др. «Общество любителей русской словесности», «Общество истории древней России», «Общество переводчиков», «Общество друзей Раича», «Общество громкого смеха» и др. В начале XIX века -400 наименований литературных кружков. Литературное общение в салонах (З. Волконской, Еланской, Семёновой Рассеет и др. Литературные гостиные. Собрания, Клубы.. Ежедневные приёмы в домах дворян («вторники», «четверги», «пятницы» и т. д.)
Визиты. Балы. Детские праздники. Маскарады.
Императорские театры оперы, балета. Комедии. (В 1824 – выделение драматического театра). Крепостные театры, камерные и публичные концерты. Музыкальные вечера. Художественные выставки и частные картинные галереи. Коллекционирование картин.
Дворянская усадьба как культурный оазис. Традиции благотворительной и просветительной деятельности русского дворянства.
Основные ценностные ориентации в обществе, влияющие на ценностно - смысловое содержание воспитания.
Отношение к Богу.
Сохранение православных ценностных ориентиров в жизненном укладе и воспитании большей части населения на протяжении века. Религиозные поиски первых десятилетий. Конфессиональный индифферентизм – увлечение мистикой, католицизмом, масонством в среде элитного дворянства и членов императорской семьи в первое десятилетие XIX века. Деятельность Ордена иезуитов (закрыт в 1820г). Ведущая роль России в Священном союзе, проповедовавшем идеи универсального христианства (1815). Британское библейское общество (закрыто в 1826). Признание правительством православия как основной конфессии и курс на укрепление роли церкви и религиозного просвещения и воспитания во всех учебных и учебно - воспитательных учреждениях (с 30-х г.г.). Старчество. Серафим Соровский - современник А. С. Пушкина. Духовничество.
Правительственный курс на усиление религиозного просвещения в периоды социальной нестабильности. Уровень и характер религиозного просвещения в разных учебных заведениях. Причины формализации этого процесса.
Противоречивый характер развития религиозного самосознания в среде дворянства. Православный корень и «сбивчивость и противоречивость» религиозных представлений. (А. С. Пушкин, И. Киреевский, В. Г. Белинский и др). Темы родины, православия и русского народа у славянофилов.
Изменения религиозного самосознания в среде духовенства. Глубокая образованность среди его высших слоев.
Феномен разночинства. Нарастающий религиозный кризис у разночинной интеллигенции и его влияние на развитие практики и теории воспитания.
Традиции православия в среде купечества и крестьянства.
Основные тенденции в осмыслении роли веры в жизни человека в русской литературе.
Преломление православных норм и ценностей в духовно- нравственной рефлексии образованного человека.
Отношение к государству. Идея «За царя. За отечество». Сохранение отношения к царю как к «отцу русского народа и помазаннику Божьему, как абсолютной данности» на протяжении века в разных социальных слоях. Отношение к «службы государевой». Стирание социальных перегородок и изменение состава государственных служащих. Учитель гимназии как государственный служащий.
Отношение к обществу.
Общинно соборные традиции русской культуры. Моральные нормы, требования и традиции дворянского корпуса («Кому много дано, с того много и спросится»). А.С. Пушкин о дворянстве. Типы дворян. В. Г. Белинский(Парижские тайны»), Рылеев (аристокрация богатства») об общественном мнение в среде дворян как инструменте морального регулирования. Общество как субъект преобразований, нововведений, реформаторских проектов (общественные объединения, движения, союзы). Участие в общественной деятельности как традиционный путь самореализации личности. Социальная стратификация и социальная мобильность. Презрение к семинаристу в среде дворянства и продвижение семинаристов в дворянской среде.
Отношение к человеку (самоценность человека, отношение к себе, к другому, к близким, к старшим, родителям, другу, женщине).
Отношение к социальному неравенству как абсолютной данности в условиях крепостничества. Осуждение проявления жестокости в отношении крепостных. Отеческая забота о крестьянах как норма и традиция дворянского поведения. (Киреевские, Хомяковы) Отношение к прислуге, дворне. Тема «естественного человека». Положение гувернантки, бонны, гувернера, домашнего учителя. Дети от крепостных и проблема незаконнорожденных. Образ «маленького человека». Время гоголевского чиновника. Образ дворянина и нормативы его поведения: знание французского языка, этикета, музыки, литературы, живописи, философии. вопросов политики и т.д. Понятие чести и долга в дворянстве. Дуэли. Романтическое отношение к женщине в первой половине XIX века. Отношения между мужчиной и женщиной. Представления о женском достоинстве в разных социальных слоях. Эмансипация как стремление женщины к самореализации. Расцвет дружбы. Дружба между мужчиной и женщиной.
Отношение к семье. Патриархальные традиции воспитания и отношения отцов и матерей с выросшими детьми. Забота о родителях. Отношения между братьями и сестрами. Отношения родственников. Взаимодействие различных возрастов и представителей разных социальных групп. Славянофильская концепция крова и семьи.
Отношение к труду.
Осуждение наёмного труда дворянством в первые десятилетия XIX века. Становление профессионального литературного труда. Различие отношения к военной и статской службе. Труд по управлению поместьем. (отец Киреевского в 22 года вышел в отставку. Он был очень образованным человеком. Близким к масонским кругам. Труд дворянской женщины. Отношение к труду в купеческой среде. Вдова (дворянина, купца) и её умения управлять делами. Требование к чиновнику и их психологические последствия (феномен «человека в футляре»). Труд педагога.
Отношение к труду в среде мещанства, крестьянства. Участие детей в труде.
Отношение к богатству.
Богатство – признаваемая, но не афишируемая ценность в дворянской среде. Гостеприимство, хлебосольство, благотворительность как обязательные требования дворянского стиля жизни. Дружеская материальная помощь и участие – норма дружеских отношений. Брак по расчету - не обсуждаемая традиция.
Богатство и респектабельность. Традиции в отношение к богатству в мещанской и народной среде. Осуждение богатства революционными демократами.
Отношение к знанию. Высокие требования к образованности в дворянской среде. Широкая эрудиция, не допускающая специализации - «блистательный дилетантизм» (У. Тодд). Однако уровень образованности требовался высокий. А.С. Пушкин предлагал В. Белинскому участвовать в журнале «Современник». В «Письме к издателю» он так отозвался о Белинском: «Он обличает талант, подающий большую надежду. Если бы с независимостью мнений и с остроумием своим соединял он более учености, более начитанности, более уважения к преданию, более осмотрительности – словом, более зрелости, то мы бы имели в нем критика весьма замечательного» [75, 97].Ученость, начитанность, определенный энциклопедизм знаний, порою даже своеобразный дилетантизм эрудита были обязательными слагаемыми образованности. Славянофил Алексей Хомяков представлялся в мемуарах Кошелева как неспециалист, могущий поддержать беседу с любым специалистом. Нарушение нормы honnete homme, дилетантизма, будь то в общественной жизни или в литературной деятельности, влекло за собой риск сделаться посмешищем [ 88, 72].
Этот дилетантизм эрудита или общекультурный энциклопедизм определял и планку требований к содержанию образования и его уровню. Понимание явления образованности, процесса образования «службы государству» не совпадали у правительства и в целом у дворянского сословия.
Самообразование как обязательное и ведущее условие формирования личности. Отчим Киреевского(Елагин) перевел на русский Канта и Шеллинга. Киреевский к 12 годам знал немецкий и французский и имел познания в географии и истории. В 10 лет он прочел все лучшие произведения русской т французской словесности. Его мать была племянница Жуковского. В 15 лет он знакомится с немецкой философией и учится у педагогов университета. Причем большая часть лекций на латыне и на немецком. Изучал греческий, право, политэкономию., курс естественных наук.(минералогия, физика) Через полтора года окончили курс университета и уезжают в Германию. До этого сдают государственный экзамен для поступления на службу. Зачислены на службу в государственный архив. Приняв присягу, приступили к работе. Дважды в неделю они должны были являться на службу. Салон их матери Авдотьи Елагиной был лучшим в Москве. Образованность в среде духовенства (Флоровский). Содержание, формы и методы воспитания в учебной и внеучебной работе закрытых (интернатных) учебных заведений (Лицеи, Женские институты, кадетские корпуса, пансионы, духовные семинарии и др) и в учебных заведениях для приходящих детей (гимназии, прогимназии, коммерческие училища). Пути обеспечения порядка, дисциплины. Авторитет педагогов и характер взаимодействия «Учитель-ученик». Ученическое сообщество как фактор воспитания.
Образование. Реформа образования Александра 1. Создание государственной системы народного образования. Необходимость создания государственной системы образования была продиктована в первую очередь потребностями государства в кадрах грамотных, образованных чиновников-управленцев. Однако, устав гимназий был лишен какого-либо прагматизма. Перед гимназиями выдвигались две цели: приготовление к университетским наукам юношества и преподавание наук, необходимых для благовоспитанного человека. 1802- создание Министерства народного просвещения. Министр граф Петр Васильевич Завадовский. Документы: «Предварительные правила народного просвещения», «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Создано 6 учебных округов с университетом в каждом: Московский, Петербургский, Казанский,Харьковский, Виленский, Дерптский( Тарту). Во главе каждого округа попечитель. Попечитель подчинялся министру, министр царю. Учебные заведения округа включали: университет, гимназии, уездные училища, приходские училища. Университетские профессора осуществляли методический контроль за гимназиями (визитаторство). Университеты имели три факультета: юридический, медицинский и философский. Богословского факультета не было до1830 года.
Гимназии открывались за счет государства во всех губернских городах. 4 года обучения. Содержание обучения: языки: французский, немецкий; географию, историю, статистику, логику; курс изящных наук( русскую словесность, теорию поэзии, эстетику); математический цикл(алгебру, геометрию, тригонометрию); естественно-научный цикл(минералогию, ботанику, зоологию), основы коммерции, технологию, рисование. В учебном плане в начале не было Закона Божьего, русского языка. Работали 8 учителей. Были запрещены телесные наказания. Гимназия была объявлена всесословным учебным заведением. Гимназии осуществляли подготовку к обучению в университетах. С созданием государственной системы образования потребовалось систему подготовки учителей гимназий упорядочить. В 1803 Петербургская учительская семинария была преобразована в Петербургский учительский институт-первое высшее педагогическое заведение. По «Уставу учебных заведений, подведомственных университету» 1804г. создавались педагогические институты при каждом университете, которые должны были готовить преподавателей для гимназий. Но так как еще не было достаточного числа людей, окончивших гимназии, поступать в университеты приходили не имевшие гимназического образования: семинаристы, мещане, разночинцы, привеченные возможностью приобрести образование за казенный кошт.
Становление учительского корпуса в глазах современников так и воспринималось, как создание сверху ученого сословия на фоне господства «иностранщины» – иностранных домашних учителей и преподавателей пансионов. Чрезвычайно выразительно в этом плане выступление Н.М. Карамзина, которого вполне можно назвать ключевой фигурой эпохи. В «Вестнике Европы» в 1803 г. Н.М. Карамзин напечатал статью «О верном способе иметь в России довольно учителей», где восхвалял «мудрого законодателя» опирающегося на принцип закрепления на службе казеннокоштных студентов: «Кандидат педагогический должен, по крайней мере, шесть лет быть учителем, чтобы перейти в другую службу». «Все знают, что при Московском университете всегда воспитывалось несколько молодых людей на казенном содержании; но не всем известно великая польза сего учреждения. Ему обязаны мы тем, что ученое состояние (несмотря на малые свои доныне выгоды и весьма ограниченный круг действия) не почило в России. Обязанные нравственным бытием своим университету, привыкнув к месту, к людям, к жизни, посвященной наукам, они не обольщались выгодами других состояний, оставались в ученом, и с удовольствием играли из себя роль наставников общества. Когда же наше мудрое правительство новыми благодеяниями оживит сей институт, то Россия будет иметь столько ученых людей, столько педагогов, сколько ей надобно. Правда, что мы не имеем другого надежного способа иметь их, но довольно и одного верного» [28, 65-66].
Правительство, учитывая это, силой власти направляло дворянство в государственную школу. Чтобы закрыть обходные пути к чинам в «Предварительных правилах» 1803 г. было постановлено: «Ни в какой губернии спустя 5 лет по устранению училищной части никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и иных познаний, не окончив учения в общественном или даже частном училище». В 1809 г. вышел знаменитый указ Сперанского об экзаменах на чин. Указ находил, что «дворянство, обыкшее примером своим предшествовать всем другим состояниям менее других приемлет участия» в школьном обучении своих детей. Объяснялось это «удобностью достигать чинов не заслугами и отличными познаниями, но одним пребыванием и счислением лет службы» [83, 139]. В 1811 г. при Петербургском педагогическом институте были устроены курсы для вольных слушателей, желавших экзаменоваться на чины коллежского асессора и статского советника. Указ М.М. Сперанского 1809 г. поставил образование условием продвижения по службе. Теперь всякий, желавший получить чин коллежского асессора, должен был выдерж ать экзамены в университет.


Уездные училища открывались в уездных и губернских городах. Обучались 2 года. 2 учителя и учитель рисования. Обучение: грамматике русского и родного языка, всеобщей и русской географии, истории, арифметике, геометрии, физике, естествознанию, начальным правилам технологии. Государство предоставляло помещение. Субсидирование из местных средств. Приходские училища обучение один год. Из местных средств и пожертвований. Закон Божий, чтение, письмо, счет. Дворяне открывали школы для крестьян за свой счет( князь А.А.Ширинский-Шахматов, князь В.В. Измайлов, князь С.Г.Волконский и др.). Декабристы создали Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения, солдатские школы обучения грамоте.
Большое место принадлежало частным иностранным пансионам.
Появлялись и частные гимназии.С 1845 преподаватели частных гимназий получили права, статус и пенсии как и учителя государственных гимназий.
В дворянской среде было популярно домашнее обучение.
Были открыты специальные высшие школы- Московское коммерческое училище, Институт путей сообщения, выделены субсидии Петербургской медико-санитарной Акалемии.
12 августа 1810 года был открыт лицей в Царском селе под Петербургом, во флигеле императорского дворца. Принимались отличнейшие воспитанники дворянского происхождения в возрасте от 10- до 12 лет по 20-50 человек ежегодно. В 1811 г было набрано 30 человек. 19 октября лицей был открыт. Общий срок обучения 6 лет-два курса по три года. 1 месяц каникул. Содержание начального курса обучения: 3 языка (латинский, французский, немецкий, Закон Божий, философия, логика; математические и физические науки (арифметика, начало алгебры, тригонометрия, физика); история российская и всеобщая, география, хронология, риторика, чистописание, рисование, верховая езда, плавание. Содержание окончательного курса»изящные искусства» и «гимнастические упражнения», физические, математические, исторические науки и словесность. Лицей приравнивался к университету, окончившим присваивался чин от 14 до 10 класса. На военную службу выпускники могли поступать на равнее с в выпускниками пажеского корпуса. Через год был создан благородный пансион для детей от 8 до 10 лет. Срок обучения 9 лет. Появился демидовский лицей в Ярославле, Ришельевский в Одессе, нежинский в Нежине( гимназия высших наук князя Безбородко).
В 1816 –обер –прокурор Синода князь А.Н.Голицын становится министром просвещения и Министерство преобразовывается в министерство духовных дел и народного просвещения. А.Н. Голицын в 1812 г. возглавил русское библейское общество.
После восстания декабристов при Николае 1 был издан новый Устав гимназий и училищ, состоящих в введении университетов( министр граф Ливен). Усилился сословный принцип в образовании. Уездные училища стали рассматриваться преимущественно для купцов, ремесленников, мещан и др., недворянских сословий. В них был добавлен год для прикладных знаний. Гимназии стали преимущественно для дворян, готовили для поступления в университет. Были введены Закон Божий, латынь, греческий, античная история. Были введены плата за обучение и школьная форма. В первых трех классах введены телесные наказания. Университеты теряли свою автономию. В1827 году был издан рескрипт о том, что образование должно соответствовать социальному положению, но рекомендовалось не препятствовать тем, кто хочет его повысить. В университет допускались все, кроме крепостных и дворовых. Плата за обучения постоянно повышалась.
С 1833- 1849-министр С.С.Уваров( Президент Академии наук). В качестве идеологической платформы были выдвинуты «Православие. Самодержавие. Народность».
Было 47 закрытых учебных заведений для дворян.
Министерство финансов в 1839 учредило в гимназиях и уездных училищах нескольких городов реальные классы. Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции. В 1852 было введено три типа гимназий: с двумя древними языками, с обучением естествознанию и законоведению, с обучением законоведению.

Педагогическая мысль первой половины 19 века.
Славянофилы ( И. В.Киреевский, Аксаков, А.С. Хомяков (1804-1860)
В. Ф.Одоевский
Шевырев 1827год –князь Енгалычев «Словарь физического и нравственного воспитания» в 2 т.
Князь А.А.Ширинский-Шихматов-«Письма о воспитании благородной девицы и о обращении её в мире»
Проф. С. Шевырев- речь «Об отношении семейного воспитания к государственному»
Архиепископ Евсесевий «О воспитании детей в духе христианского благочестия»
Проф. И. Давыдов «О согласовании воспитания с развитием душевных способностей».
БелинскийВ.Г.(1810-1848)
Славянофилы- Зеньковский назвал это название случайным. Правильнее было бы назвать их православно русским направлением.
К старшим славянофилам относились: Хомяков,Киреевский, Ю.Ф.Самарин,К.С.Аксаков.
реализовались основные подходы к пониманию человека и его развития, сложившиеся в результате слияния отечественной православной и философской мысли (в начале у славянофилов и Одоевского) и развиваемые в сочинениях отечественных педагогов на протяжении всего рассматриваемого периода. К ним относилось: осмысление человека в понятиях «человека внутреннего» и «человека внешнего», разделение человека и специалиста (носителя социальной роли), иррациональная природа воспитания, принятие необходимости обращение к личности как к целостности, стремление в воздействии на человека опираться на «всеохватывающий синтез религии, науки и искусства», доверие «инстинктуальной силе», интуиции, противопоставление рассудочного познания, формальной логики целостному Духу, признание преимущества веры и нравственности перед знанием, коммерческим интересом, воспитание человечности, сохранение идеи народности.
Эти подходы к пониманию человека сложились в лоне русской философии начала XIX века и переосмысливались на всем протяжении XIX - XX вв. Они звучат актуально и сегодня. Без философско-антропологической рефлексии не могла возникнуть педагогическая наука. Это был фундамент, сложившийся до усиления технократических ориентаций, и в дальнейшем ослабляющий их воздействие.
Главной особенностью в развитии русской философской мысли был антропоцентризм. «Русская философия больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях Прежде всего это сказывается в том, насколько всюду доминирует (даже в отвлеченных проблемах) моральная установка»,-писал Зеньковский (с.16).Значительное место во влиянии на педагогическую мысль занимало творчество князя В.Ф.Одоевского. Именно ему принадлежит замечательная фраза, часто цитируемая сегодня: «Хотя рационализм нас подвел к вратам Истины, но не ему будет суждено их открыть» (с.38). Первая философско-антропологическая идея. В.Ф.Одоевского, имеющая большую ценность для дальнейшего развития антропологической и педагогической мысли, - идея целостности. «В человеке слиты три стихии – верующая, познающая и эстетическая», - поэтому наука, религия и искусство неразрывны. Учение о целостном человеке занимало важное место и в антропологии А. Хомякова, где целостность понималась как иерархическая структура души. «Разумом все управляется, но страстью все живет». Понятие «рассудочное познание» противопоставлялось у Хомякова целостному Духу.
.Целое по В.Ф.Одоевскому открывается лишь «инстинктуальной силе». Поэтому он ожидал «новой науки», которая преодолеет специализацию. «Наука должна стать поэтической. Без художественного дара не овладеть тайной мира при усвоении того, что добыла наука, нужно уметь возбудить некий «симпатический» резонанс» В искусстве, по мысли В.Ф.Одоевского, действует сила, которую, быть может, имели раньше все, но которая утеряна человечеством благодаря рассудочности. Идее утилитарного практицизма В.Ф.Одоевский противопоставлял мысль о воспитании целостной личности. «Воспитание объемлет всего человека. Оно должно развить в нем не одну какую-нибудь способность, но все способности. По сему к воспитанию принадлежит не одно образование разума, но и образование вкуса, и еще важнейшее образование нравственности юноши».
А. С. Хомяков также отстаивал идею целостности . «Истинное просвещение есть разумное просветление всего духовного состава в человеке или народе. Оно может соединяться с наукой, ибо наука есть одно из его явлений, но оно сильно и без наукообразного знания, наука же бессильна и ничтожна без него» (Хомяков А. С.) Об этом же писал Самарин: «Рационализм – есть логическое знание, отделенное от нравственного начала».
И. Киреевский также подчёркивал важность целостности и в воспитании видел путь к обретению «утраченной цельности» в в духовной работе над собой.
Разрыв целостности, утрату духовно-нравственного начала и экспансию рационализма видели славянофилы в западном просвещении. В.Ф.Одоевский считал, что: «Запад гибнет». Гибель культуры по В.Ф.Одоевскому – это, прежде всего, - гибель веры, гибель искусства, - всего того, что связано не с рассудком, а с «инстинктуальными силами» человека.

И.Киреевский упрекал западную культуру в том, что там «просвещение не имеет отношения к нравственному настроению человека», «просвещение не возвышается и не падает от внутренней высоты или низости», поэтому на Западе «полускотское равнодушие ко всему, что вы выше чувственных интересов и торговых расчетов».
И. Киреевский признавал две образованности человека: «одна образованность есть внутреннее устроение духа силою извещающейся в нем истины, другая – формальное развитие ума и внешних познаний. Первая дает смысл и значение второй, но вторая дает ей содержание и полноту». Вторую образованность Киреевский называл «внешней, логически-технической». Он называл заблуждением «предположение, будто то живое разумение духа, то внутреннее устроение человека, которое есть источник его путеводных мыслей, сильных дел, безоглядных стремлений, задушевной поэзии, крепкой жизни и высшего зрения ума, будто оно может составляться искусственно, так сказать, механически, из одного развития логических формул» [32, 159]. Логизм, логическое – это то, что постоянно звучало как осуждение западной науки и образования у многих авторов. У Н.И. Пирогова часто повторял фразу "ослепление логизмом".
Не отрицая важности влияния европейской культуры, И. Киреевский говорил о том, что «живое», истинное начало нашего просвещения должно служить необходимым дополнением образованности европейской, очищая ее от характера исключительной рациональности и проницая новым смыслом» [31, 390]. Поэтому учитель должен был по Киреевскому стремиться «к развитию чувств веры и нравственности преимущественно перед знанием».
Созвучно с Ж.Ж.Руссо В.Ф.Одоевский высказал положение о воспитании человека, а не специалиста: «Не ищите преждевременно сделать вашего ученика ботаником, зоологом, приучите его, прежде всего, стать человеком». В его педагогических работах звучит протест против ранней специализации и утилитарного отношения к образованию. В.Г.Белинский фактически повторил эту фразу: «Воспитатель должен видеть в дитяти не чиновника, ни поэта, ни ремесленника. Но человека. Тот, кто не сделается прежде человеком, тот плохой гражданин». О том же говорил Н. И. Пирогов в середине XIX века, предостерегая: «Не спешите с вашей прикладной реальностью, дайте созреть














13PAGE 15


13PAGE 14215





Приложенные файлы

  • doc 23729192
    Размер файла: 89 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий