«Меч Довмонта», посвящённого 750-летию со времени начала правления в Пскове князя Довмонта-Тимофея


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

__
___
_____________________________________________________________

Тупик Молодежный д.5 д. Першино, п/о Суханово, Шелковская волость,

Великолукский район, Псковская
область, 182179

тел.: (81153) 2
-
25
-
01; 2
-
25
-
25; факс: 2
-
25
-
01; электронная почта
school
-
pershino
@
yandex
.
ru


ИНН 6002003777 от 01.12.1999 г.


Районный этап областного конкурса








«Меч Довмонта», посвящённого 750
-
летию со времени начала
правления в Пско
ве князя Довмонта
-
Тимофея







Работу выполнил:



Тарарова Екатерина


ученица 7 класса


Руководитель:
Шабаева Маргарита Александровна


учитель истории и
обществознания в МОУ «Першинская СОШ»








Великолукский район, 2016 год

Содержание





Введение……………………………………………………………….С.3
-
4

Происхождение родословной князя Довмонта………………………С.5
-
8

Роль князя Довмонта в исторрической жизни Пскова………………С.9
-
13

Мирская жизнь князя Довмонта на Псковской
земле……………...С.14
-
15

Наследие князя Довмонта…………………………………………......С.16
-
17

Заключение…………………………………………………………….С.18
-
20

Список источников и литературы……………………………………..С.21

Приложение
















Введение.



Не догадывались псковичи, что в их город приехал человек, с именем которого
будет связан немалый период бурной истории Пскова
-

литовский князь Довмонт.


Кровавые события привели литовского князя в пограничный русский город.
Совсем недавно Дов
монт, князь Нальшенайский, был при дворе великого князя
Миндовга, гордился своим родством с ним: они были женаты на родных сестрах. И
вдруг
-

смерть жены Миндовга и ее странное завещание ему: жениться на ее сестре,
уже ставшей женой Довмонта. Смирился Наль
шенайский князь, но затаил обиду.
Жмудский князь Тренята, племянник Миндовга, составил заговор против своего
дяди и вовлек в него Довмонта. Воспользовавшись тем, что Миндовг послал свое
войско за Днепр, они схватили и убили великого князя. Тренята возложил

на свою
голову золотую корону литовского великого князя, но удержать власть не сумел.
Бывшие дружинники Миндовга ушли в Пинск, где княжил его младший сын
Воишелк, и начали войну. Тренята был Убит, а конное войско Воишелка
обрушилось на Нальшенайскую землю
, наследственное владение Довмонта.
Довмонт лишился всего: городов, войска, княжеского венца. Только триста воинов
привел он в Псков, спасаясь от неминуемой гибели.


Почему Довмонт приехал в Псков
-

понятно. Но зачем понадобился литовский
выходец всем
огущим псковским боярам, которые заправляли городскими делами?


Псков переживал тревожные времена. Умер великий князь Александр
Невский, твердой рукой оберегавший северо
-
западные рубежи Руси. Новый
великий князь Ярослав Ярославович не имел ни силы,
ни полководческих талантов,
отличавших его старшего брата. Да и не до Пскова было новому правителю. Власть
его еще не утвердилась, много хлопот доставляли непокорные новгородские
вечники, никак не желавшие признать его господином. В Пскове великий князь
по
садил наместником своего сына, княжича Святослава, который больше думал не
об обороне рубежей, а о том, как упрочить власть великого князя над городом
-

такой была воля отца. А Пскову нужен был князь
-
ратоборец, способный защитить
город и от Литвы, и от Орд
ена, к тому же не связанный никакими обязательствами
по отношению к великому князю, а потому
-

послушный воле настоящих хозяев
города: посадника, тысяцкого, бояр, духовенства. Выбор «господы» пал на князя
Довмонта. Он был известным военачальником, ничто не

связывало его больше с
Литвой. Князь
-
изгой! И в Псковской земле Довмонт не был чужаком. Многие
литовские князья происходили из славян, их родным языком был русский, да и
само Великое княжество Литовское историки не без оснований называли
«Литовско
-
Русским

государством».


Псковский летописец сообщил об этом событии очень кратко:


«Заратилась Литва между собою, и взял Воишелк землю Литовскую. Тогда же
князь Довмонт с дружиною своею прибежал в Псков. И крещен был в церкви
Троицы, и наречен Тимофеем, и п
осадили его на княжении в граде Пскове»
1
.



Не стало литовского князя Довмонта. Отныне и до самой смерти князь
Довмонт
-
Тимофей Псковский
-

защита городу и людям его. И прославился
праведный меч его, обнаженный за землю Русскую. Этим мечом позже
благо
словлялись на подвиги псковские князья. Спустя двести лет «Довмонтов меч»
торжественно вручили сыну великого князя Василия II Темного
-

Юрию, и это
было посвящением во властители Пскова: «дали ему меч в руки князя Довмонта».
Но это будет позже, когда имя Д
овмонта прогремит на Руси, а пока ему еще только
предстояло заслужить воинскую славу.


Таким образом,

целью
нашей работы является изучение роли литовского
князя Довмонта в исторической жизни Псковской земли

Цель определила следующие

задачи:

1.

изучить
родословную составляющую происхождения князя Довмонта;

2.

определить историческую роль князя на Псковской земле;

3.

определить мирскую жизнь князя Довмонта на Псковщине;

4.

изучить какое наследие оставил князь Довмонт на Псковской земле

Предмет нашей работы:

история правления князя Довмонта на Псковской земле

В нашей работе использовались следующие группы

методов исследования:

-

исторического анализа и синтеза;

-

индукции и дедукции;

-

сравнительный;

-

логический




1

Андреев А. Р. Князь Довмонт Псковский: Документальное жизнеописание. Ист. хроника ХIII в. / А.Р.
Андреев.
-

М.: Изд
-
во Межрегион. центр отрасл. информатики Госатомнадзора России, 1998.
С.54.


1.

Происхождение родословной князя Довмонта.



По одной версии происхождение псковского князя Довмонта описывает
«Хроника Быховца»:


«И породил Роман пять сыновей: старшего Наримунта, второго
Довмонта, третьего Гольшана, четвертого Гедруса, пятого Тройдена»
2
.


В 1262 г. произошло вроде бы незначительное событие, однако чуть было не
перевернувшее историю Литвы, России и Польши; у великого князя Литовского
Миндовга умерла жена. Миндовг согласно языческим обычаям решил жениться на
ее родной сестре, несмотря на то,
что она была уже замужем за молодым
нальшанским князем Довмонтом.


Князь Довмонт был по происхождению литовцем. Он княжил на юго
-
восточной окраине Литвы, в Нальщи. (По
-
литовски его имя звучит как Даумантас.)
Житие называет его сыном великого князя
Литовского Миндовга; однако, судя по
показаниям летописных источников, Довмонта и Миндовга связывали не
родственные отношения, а отношения свойства: оба были женаты на родных
сестрах. Будучи еще язычником Довмонт оказался одним из зачинщиков жестокой
междо
усобной войны в Литве. Галицкий летописец так излагает ход событий:


Когда умерла жена князя Миндовга, тот послал за ее сестрой, женой
Довмонта, призывая ее отдать последний долг умершей. Та приехала, но, как
оказалось, Миндовг звал ее отнюдь не т
олько для участия в похоронах:


«Жена моя, умирая, велела мне жениться на тебе, чтобы другою женою не
огорчить детей»,
-

сказал он нальщанской княгине и сделал ее своей
супругой
3
.


Довмонт затаил обиду, но, не имея достаточных сил, не мог сразу отомстить
Миндовгу. Вскоре, однако, он нашел союзника в лице жмудского князя Треняты. В
1263 году Миндовг отправил свое войско против брянского князя Романа; в числе
других литовских князей в
походе участвовал и Довмонт. В пути Довмонт оставил
войско, сославшись на неблагоприятные для него предсказания волхвов, и



2

Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты / отв.
ред. Л.А. Дмитриев.
-

Л.: Наука. Ленингр.
отд
-
ние, 1985.

С.45.

3


Там же. С.49.

поспешил к Миндовгу. Соединившись с Тренятой, он напал на Миндовга и убил
его вместе с двумя его сыновьями. Тренята стал великим княз
ем Литовским,
однако вскоре и сам был убит приверженцами Миндовга. В Литву возвратился сын
Миндовга князь
-
инок Воишелк (в иночестве Давид), отличавшийся, несмотря на
свое пострижение в монахи, свирепостью. Воишелк начал убивать подряд всех
противников свое
го отца:


«…и избил их бесчисленное множество, а другие разбежались, кто куда».
Опасаясь расправы, Довмонт покинул Литву и укрылся в Пскове «с
дружиною своею и со всем родом своим»
4
.



Это произошло в 1265 году (иногда называют 1266 год). По свидетельству

новгородского летописца, беглецов было триста человек, «с женами и с детьми».
Новгородцы по какой
-
то причине хотели всех их перебить, однако этому
воспротивился тогдашний великий князь Ярослав Ярославич (брат Александра
Невского), правивший также и в Новг
ороде, а также сами псковичи. Сын Ярослава
Святослав, бывший наместником в Пскове, принял Довмонта и его родичей с
честью и предложил им принять крещение.


Псковская земля стала второй родиной псковского князя Довмонта. Здесь, по
выражению летописца,

«дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей
свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров
от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели
псковичи избрали его своим князем.


О родстве
нных отношениях Довмонта с другими литовскими князьями в
разных источниках даются противоречивые сведения. Впервые Довмонт
называется младшим братом Вышелега и сыном князя Миндовга, известного своей
деятельностью по созданию Литовского государства, в Родос
ловной великих
князей литовских. Эта Родословная возникла в начале 30
-
х гг. XVI в. в Москве,
вошла в Воскресенскую летопись и затем в Государев родословец. Данная
редакция Родословной ведет происхождение литовских князей от полоцкого князя



4

Алексеев Ю.А. Охранитель земли русской // Воен.
-
ист. журн.
-

М., 1994. № 6.
С.6.


Ростислава Рогво
лодовича, т. е. от Рюриковичей, сыновья которого Давил и
Мовколд были приглашены княжить в Литву
5
.


Бычкова М. Е. в своих работах, посвященных генеалогии князей литовских,
обратила внимание на тенденциозный подбор имен князей в Родословной 30
-
х гг.,
х
ронологические неувязки. По ее мнению, это свидетельствует об определенной
политической позиции автора этой редакции Родословной. В ранних редакциях
Родословной (Послание Спиридона
-
Саввы, Сказание о князьях владимирских)
использовалась легенда о происхожде
нии князей литовских от Гедимина, «раба»
князя Витеня.


Редакция 30
-
х гг. подчеркивала царское происхождение литовских князей,
родственные связи между князьями литовскими и русскими, признавая
Гедиминовичей, которые в конце XV
-
начале XVI в. занимали

при московском
дворе высокое положение, равными по происхождению русским князьям.


Данная редакция Родословной иначе освещает и вопрос о принятии
христианства в Литве. Большое место в Родословной занимает рассказ о
христианской деятельности
Вышелега (построенный на основе Сказания,
входящего в московские летописные своды этого времени), и распространение
христианства в Литве относится в ней к более раннему, чем в других генеалогиях,
периоду
-

к XIII в. Именно в этой редакции Родословной (30
-
е

гг. XVI в.) Довмонт
становится сыном Миндовга, братом Вышелега.


Родословная великих князей литовских из Воскресенской летописи и
Государева родословца и ее идеи широко распространились в русской
письменности середины XVI в. Об этом свидетельствуют и

редакции Повести о
Довмонте данного времени. Средняя редакция Повести, составленная не ранее
1538 г., в сборниках XVII в. во всех известных нам списках соседствует со
«Сказанием о блаженней и приснопамятней князе Вышелеге литовском, брате
благовернаго кня
зя Доманта». Содержание Родословной отразилось и в самом
тексте Средней редакции Повести о Довмонте (он называется сыном Миндовга;
убийцей последнего считается Гердень). По редакции Повести в Степенной книге,
Довмонт также является сыном Миндовга, братом В
ышелега. Авторы этих



5

Андреев А. Р. Князь Довмонт Псковский: Документальное жизнеописание. Ист. хроника Х
III в. / А.Р.
Андреев.
-

М.: Изд
-
во Межрегион. центр отрасл. информатики Госатомнадзора России, 1998.
С.58.


редакций Повести, скорее всего, были далеки от полемических целей составителя
Родословной великих князей литовских, однако обращались к ней, так как
Родословная предоставляла интересные данные о происхождении Довмонта.
Полнее всего это
т материал о Вышелеге и Довмонте использовал составитель
Распространенной редакции. Если в Средней редакции Сказание о Вышелеге лишь
примыкает к Повести о Довмонте (в сборнике ГИМ, Синодальное собр., № 850 оно
находится до текста Повести, а в ГПБ, собр. По
година, № 901 после него), то в
Распространенной редакции Сказание является частью
Повести.


Следует сразу отметить, что князь не принадлежал к старшему поколению
литвинских князей. Например, Ипатьевская летопись донесла до наших дней
бесценные сведени
я про иерархию литвинской элиты в 1215 году и имени
Довмонта в данной записи вообще не упоминается:

«Божиим повелением прислаша князи Литовьскии к великои княгини
Романовe, и Данилови, и Василкови мир дающи. Бяхоу же имена Литовьских
князеи: се старeшeи Жи
винъбоуд, Давъят, Довспроунк, брат его Мидог, брат
Довъялов, Виликаил, а Жемоитскыи князь Ерьдивил, Выкынт, а
Роушьковичев, Кинтибоут, Вонибоут, Боутовит, Вижеик, и сын его Вишлии,
Китении, Пликосова, а се Боулевичи: Вишимоут, его же оуби Миндого тъ, и
жен
оу его поял, и братью его побил, Едивила, Спроудеика, а се князи из
Дяволтвы (как вариант: из лотвы
-

прим. в ПСРЛ): Юдьки, Поукеик, Бикши,
Ликиик. Си же вси мир даша князю Данилови и Василкоу и бе земля покойна.
Ляхом же не престающим, пакостящим, и приве
д на ня Литвоу и воеваша
ляхы, и много оубиства створиша в них» (ПСРЛ, т. 2, с. 735)
6
.












6

Озеров Г. В. Князь Довмонт: «Чести своей никому не отдам» : Док. повесть о слав. рыцаре Даумантасе
-
Тимофее, князе литовском и псковском / Григор
ий Озеров.
-

2
-
е изд.
-

Вильнюс : Барбора, 2000.

С.89.


2.

Роль князя Довмонта в исторрической жизни Пскова.



Литовский

князь
-
беглец

Довмонт,

приглашенный

градом

Псковом

на

княжение

и

ставший

в

«лютую

годину»

его

надежным

защитником

Княжения

в

Литве

Довмонт

лишился

в

ходе

междоусобицы.

Ему

пришлось

бежать

на

Русь

всего

с

тремя

сотнями

верных

воинов.

Путь

он

держал

на

русский

порубежный

Псков:

только

там

изгнанник

мог

найти

надежное

для

себя

укрытие
.


Повесть

о

благ
оверном

князе

Доманте,

како

прииде

во

град

Псков

и

крестися

и

каковы

победы

на

неверные

показа.

(Памятник

древнерусской

литературы

XIV

века,

которым

открываются

все

псковские

летописи



Первая,

Вторая

и

Третья,



рассказывает

о

тридцатилетнем

псковском

кня
жении

Довмонта)
7
.



В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю
историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским
вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил
милостыню, принимая
нищих и странников, благоговейно чтил церковные
праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в
честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя
Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невс
кого (память 23
ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь
Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской
земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и
государственного деятеля

состоит в том, что в течение многих лет он надежно
защищал северо
-
западную границу Русского государства от неприятельских
нападений
8
.


Псков

на

то

время

после

смерти

Александра

Невского

остался

без

надежного

защитника.

Стоял

вопрос:

кого

пригласить

в

Вольный

город

на

княжение?

Нужен

был

не

просто

князь,

а

ратоборец.

Городу

постоянно

грозили

войной

то

литовцы,

то

немецкое

и

датское

рыцарство.

Выбор

псковской

«господы»

пал

на

беглого

князя,

известного

своими

ратными

делами.

Его

уже

ничего

не

связывало

с

Литвой.

Чужаком

он

не

был:

многие

литовские

князья

по

происхождению

были

славянами




7

Древнерусские повести / сост., предисл. и послесл. А.С. Курилова ; худож. С.М. Харламов.
-

Тула : Приок.
кн. изд
-
во, 1987. С.34.

8

Там же. С.38.

и

родным

языком

считали

русский.

Довмонт

с

дружиной

был

принят

городом

на

службу.

Беглец

был

крещен

по

православному

обычаю

в

церкви

Святой

Троицы

и

отныне

стал

называться

Довмонтом
-
Тимофеем

Псковским.

Или

просто



Довмонтом

Псковским.



Первым

ратным

делом

для

Довмонта

стал

поход

на

своего

злейшего

недруга

князя

Горденя

Полоцкого.

Князь

взял

с

собой

дружину

всего

в

390

псковских

«ратных

мужей»,

в

том

числе

и

своих

ли
товских

дружинников.

Довмонт

ворвался

в

Полоцк,

взял

военную

добычу,

которую

под

охраной

300

воинов

отправил

в

Псков,

а

сам

с

90

дружинниками

стал

поджидать

за

Двиной

у

брода

погони,

укрывшись

на

лесной

опушке.

Князь

Горденя

не

заставил

себя

долго

ждать.

С

ним

было

700

конных

воинов,

в

том

числе

дружины

князей
-
союзников

Гогорта,

Лотбея

и

Лючайло.

Когда

литовцы,

перейдя

брод,

столпились

на

берегу,

Довмонт

в

конном

строю

неожиданно

атаковал

их.

Те

не

успели

выстроиться

для

боя

и

обратились

в

бегство.

Но

тольк
о

семьдесят

человек

смогли

достичь

острова

на

середине

реки.

У

псковичей

же

погиб

один
-
единственный

человек
9
.



Подобных

«малых

дел»

в

последующей

биографии

князя

Довмонта

Псковского

будет

много.

По

той

простой

причине,

что

налетчики

на

Псковщину



лит
вины

и

орденские

братья,

грабившие

селения

и

купцов

на

дорогах,

далеко

не

всегда

приходили

в

большом

числе.

Вскоре

он

совершил

новый

успешный

поход

на

Литву,

но

уже

с

большими

силами.

В

1267

году

в

удачный

поход

вместе

с

псковичами

пошли

и

новгородцы,

мног
о

натерпевшиеся

от

разбойных

набегов

«литвинов»

на

свои

земли.

После

этого

литовские

князья

на

какое
-
то

время

присмирели.

Вскоре

новая

опасность

стала

грозить

вольным

городам

Пскову

и

Великому

Новгороду.

Рыцари

датского

короля,

«сидевшие»

в

Колывани

и

Рако
воре,

стали

притеснять

русских

купцов.

«Зашевелились»

и

соседи

датчан

в

Прибалтике



немецкие

орденские

братья.

Новгород

отправил

послов

к

великому

князю

Ярославу

Ярославичу.

Тот

прислал

на

помощь

вольным

городам

«низовские

полки».

Возглавить

объединенную

русскую

рать,

собиравшуюся

в

Новгороде,

должен

был

старший

сын

Александра

Невского



Дмитрий

Переяславский.

Сбор

войск

состоялся

зимой

1268

года.

Рать

собралась

большая:

переяславская

дружина,

владимирские

воины

князя

Ярослава,

воины

князей

Михаила

Тверско
го

и

Юрия




9

Андреев А. Р. Князь Довмонт Псковский: Документальное жизнеописание. Ист. хроника ХIII в. / А.Р.
Андреев.
-

М.: Изд
-
во Межрегион. центр отрасл. информатики Госатомнадзора России, 1998. С.63.

Суздальского,

полки

из

Смоленска

и

Полоцка.

Псковскую

дружину

привел

князь

Довмонт
-
Тимофей.

Новгородское

ополчение

возглавили

посадник

Михаил

Федорович

и

тысяцкий

Кондрат.

Всего

набролось

более

30

тысяч

ратников.

Походу

предшествовали

мирные

пере
говоры

по

просьбе

магистра

Ливонского

ордена

и

епископов

«немецкой

земли».

Был

подписан

мир.

23

января

1268

года

русское

войско

по

зимнему

пути

выступило

из

Новгорода

в

поход

на

крепость

Раковор,

где

засели

«люди

датского

короля».

До

реки

Наровы

дошли

за

т
ри

недели,

переправа

через

нее

прошла

беспрепятственно.

17

февраля

русская

рать

остановилась

заночевать

на

берегу

реки

Кеголи,

верстах

в

трех

от

города

Раковора.

Утром

следующего

дня

перед

русским

станом

появилось

войско

немецкого

рыцарства:

ливонский

маги
стр

вероломно

нарушил

предложенный

им

же

мир.

Русские

полки

по

«указу»

князя

Дмитрия

Переяславского

быстро

приняли

привычное

для

себя

боевое

построение.

В

центре

(«чело»)

встало

пешее

новгородское

ополчение.

На

крыльях



конные

княжеские

дружины.

На

левом



тверичи

князя

Михаила.

Псковичи

князя

Довмонта

и

другие

конные

дружины

оказались

на

самом

сильном

фланге



правом.

Ему

предстояло

решить

исход

битвы.

Раковорская

битва

во

многом

напоминала

Ледовое

побоище.

Рыцарский

«железный

клин»

(по
-
русски



«свинья»)

с

ходу

врезался

в

пешее

ополчение

новгородцев.

Те,

сражаясь,

стали

под

напором

закованных

в

железо

конников

подаваться

назад.

Однако

рыцарям

так

и

не

удалось

разорвать

«чело»:

оно

устояло.

Когда

«свинья»

окончательно

потеряла

свой

таранный

ход

и

в

битву

в
тянулись

все

отряды

ливонцев,

свой

атакующий

удар

нанес

правый

фланг

русской

рати.

От

такого

неожиданно

сильного

натиска

ливонские

рыцари

стали

отступать,

а

потом

обратились

в

бегство,

большинство



к

крепости

Раковор.

Их

преследовала

княжеская

конница
10
.

Р
усское

войско

возвратилось

в

Новгород,

а

оттуда

разошлось

по

своим

городам.

Только

псковская

конная

дружина

князя

Довмонта

продолжила

войну:

она

прошла

землю

Вирумаа

до

берега

Балтики,

беря

приступом

рыцарские

замки

и

наводя

страх

на

«людей

датского

короля
».

После

того

победного

похода

по

владениям

датчан

на

земле

современной

Эстонии

князь

Довмонт
-
Тимофей

еще

не

раз

с

оружием

в

руках

защищал

пределы

вольных

городов

Пскова

и

Новгорода.

Так,

в

1269

году

Псков




10

Алексеев Ю.А. Охранитель земли русской // Воен.
-
ист. журн.
-

М., 1994. № 6. С.17
.


выдержал

10
-
дневную

осаду

немецкого

рыцарского

вой
ска.

Подход

новгородского

ополчения

заставил

ливонцев

бежать

с

Псковщины.

В

1271

году

лодочная

флотилия

«поганых

Латин»

ограбила

прибрежные

села.

Князь

Довмонт

с

небольшой

дружиной

нагнал

на

судах

(насадах)

грабителей

и

дал

им

бой

на

реке

Мироповне.

Налетч
ики

подверглись

полному

истреблению.

В

1272

году

немецкое

рыцарство

Ливонии

во

главе

с

магистром

пошло

войной

на

Псков

и

осадило

город
-
крепость.

Вражеское

«множество»

не

смутило

князя

Довмонта:

со

своей

дружиной

и

псковским

ополчением

он

вышел

в

поле

для

б
итвы.

Рыцарство

потерпело

жестокое

поражение

и

бежало.

В

битве

князь

был

«раниша

в

лицо».

Псковская

рать

преследовала

рыцарей

до

самой

пограничной

черты,

после

чего

повело

войну

на

ливонской

земле,

«пустоша»

ее.

После

этого

похода

русского

войска

в

орденск
ие

владения

из

русских

летописей

исчезают

сведения

о

нашествиях

немецких

рыцарей

на

Псковщину

более

чем

на

четверть

столетия!

Урок

вторжения

на

земли

вольного

города

Пскова

оказался

весьма

суров.

Тем

временем

на

Руси

началась

кровавая

княжеская

усобица

за

великое

княжение

владимирское.

Довмонт
-
Тимофей

Псковский,

зная,

что

это

серьезно

ослабляет

русскую

военную

силу,

не

вмешивался

в

междоусобицу.

Кроме

одного

раза.

Его

боевому

соратнику

по

Раковорской

битве



тестю

Дмитрию

Переяславскому,

лишенному

великого

княжения,

пришлось

бежать

из

Владимира

в

земли

вольного

города

Новгорода,

укрывшись

с

семьей,

казной,

верными

боярами

и

слугами.

Новгородские

бояре

изменили

ему,

захватив

«в

заклад»

двух

дочерей,

казну

и

близких

людей,

разместив

их

под

стражей

в

каменных

к
репостях

Копорье

и

Ладога.

Сыну

Александра

Невского

пришлось

бежать

за

Варяжское

море

к

«свеям»

(шведам).

Довмонт

с

дружиной

стремительным

конным

переходом

берет

и

близкое

Копорье,

и

дальнюю

Ладогу.

Он

освобождает

пленников

и

захватывает

княжескую

казну,

к
оторую

он

«отосла

ко

тестю

своему».

Вскоре

Дмитрий

Александрович

сумел

вернуть

себе

великое

княжение

владимирское.

Последней

битвой

князя
-
ратоборца

Довмонта
-
Тимофея

Псковского

стала

защита

ставшего

его

«отчиной»

Пскова

в

1299

году.

4

марта

немецкие

рыцари

ночью

внезапно

(«безвестно»)

напали

на

псковский

посад,

огражденный

частоколом.

Но

врага

учуяли

недреманные

стражи

города



кромские

псы.

Большой

колокол

Троицкого

собора

забил

тревогу.

Ливонцам

не

удалось

ворваться

в

сам

город,

но

посад

они

сожгли.

Князь

Довмонт

сделал

все

возможное,

чтобы

оказать

помощь

избиваемым

на

посаде

псковичам:

он

не

закрыл

перед

ними

крепостные

ворота,

а

бесстрашно

повел

ратников

в

ночную

вылазку,

прикрыв

собой

бежавших

под

защиту

крепостной

стены

посадских

людей.

Утром

следующего

дня

со

стен

увидели

выгоревшие

посадские

улицы,

и

вражеский

стан

на

берегу

речки

Псковы.

Ливонцы

подтягивали

к

городу

осадные

орудия



«пороки».

Город

со

всех

сторон

окружался

немецким

рыцарством.

Князя

Довмонта

не

смутило

вражеское

«множество».

Он

приказ
ал

опустить

перекидные

мосты

перед

Великими

и

Смердьими

воротами

и

во

главе

псковской

рати

устремился

на

берег

Псковы.

К

нему

«поспешала»

по

реке

Великой

и

псковская

судовая

рать.

Началась

битва,

которую

можно

только

назвать

кровавой

и

жестокой.

С

русской

стороны

ею

руководили

князь

Довмонт
-
Тимофей

и

городской

тысяцкий

Иван

Дорогомилович.

Немецкие

рыцари

и

их

пехота

кнехтов

не

устояли

перед

натиском

псковичей

и

обратились

в

повальное

бегство.



Так Псков получил относительную мирную передышку. Во многом, это
явилось заслугой псковского князя, решимость которого заставляла врагов
обходить стороной псковские рубежи.


Псковичи праздновали победу, не зная, что эта битва
-

лебединая
песня
прославленного князя. Весна набирала силы, но сам Довмонт, окруженный
любовью и благодарностью горожан, медленно угасал, как будто отдал в
последней битве все оставшиеся у него жизненные силы. А может, его настиг мор,
неожиданно проникший в Псков, мн
огие люди тогда умерли... Недаром записал
летописец:

«
Был тогда в Пскове мор вельми зол, тогда и князь Довмонт, мало поболев,
преставился месяца мая в 20 день. Тело его положили в церкви Троицы»
11
.


Вскоре

после

этого

события

князь

Довмонт
-
Тимофей

ушел

из

жизни.

Летописец

скажет:

«Был

тогда

в

Пскове

мор

вельми

зол».

Воитель

был

похоронен

в

храме

Святой

Троицы.

А

Довмонтов

меч



«бранное

оружие

его

положили

над

гробом

его

на

похвалу

и

утверждение

граду

Пскову».




11


Озеров Г. В. Князь Довмонт: «Чести своей никому не отдам» : Док. повесть о слав. рыцаре Даумантасе
-
Тимофее, князе литовском и псковском / Григорий Озеров.
-

2
-
е изд.
-

Вильнюс : Барбора, 2000. С.93.

Таким образом, в исторических источника
х и художественной литературе
князь Довмонт отмечается как
«муж доблести и чести безупречной, на
немец лютый до смерти»
12
.




























3.

Мирская жизнь князя Довмонта на Псковской земле.




12

Охотникова В. И. Повесть о До
вмонте: Исслед. и тексты / отв. ред. Л.А. Дмитриев.
-

Л.: Наука. Ленингр.
отд
-
ние, 1985. С.10.


За время относительной мирной передышки (70
-
90
-
е годы) князь Довмонт
успел завоевать еще большую любовь и признательность псковичей. Он укрепил
Псков, возвел мощные стены, которые впоследствии получили название
«Довмонтовых». (Часть города, окруженн
ая ими, до сих пор называется
псковичами «Довмонтовым городом».) В управлении Псковом князь проявлял
мудрость и справедливость.

«Сей князь не только одной храбростью отмечен был от Бога, но отличался
боголюбием, был приветлив в мире, и украшал церкви, и л
юбил священников, и все
праздники достойно соблюдал, наделял необходимым священников и чернецов, был
милостив к сиротам и вдовицам»,
-

пишет автор
«Сказания о Довмонте». «…И все
почитали и любили его не из
-
за великого сана, вторит ему автор Жития святого,

воссоздавая идеальный образ князя
-
правителя,
-

но ради благого нрава: ибо никого
никогда не упрекнул, не обидел, не оклеветал, не завидовал никому, не гневался, не
пренебрегал церквами Божьими, но многие церкви построил и украсил; не прогонял
нищих, не ос
тавлял странников, в темнице находящихся посещал, печальных
утешал, пленных на свободу отпускал, монахов, и сирот, и вдов накормил, для
язычников же страшным явился воителем»
. Так прежний язычник и
иноплеменник сделался самым любимым псковичами правителем
за всю историю
города, защитником «дома Святой Троицы»
13
.


Умер князь

20 мая 1299 года

от начавшегося в городе мора. Православной
церковью причислен

к лику святых. Помимо того, святой благоверный князь
Довмонт
-
Тимофей и его супруга удостоились особой почести быть изображенными
на чудотворной иконе Знамения Божией Матери, именуемой Спасо
-
Мирожскою.
Скульптурное изображение Довмонта присутствует на памя
тнике «1000
-
летие
России» в Новгороде (1862г.).


Время княжения Довмонта


героический период псковской истории, пероиод
блестящих побед. Недаром меч Довмонта, надетый на него игуменом перед битвой
с ливонскими рыцарями, сохранялся в виде реликвии на

гробнице князя в
Троицком соборе и позже изображался на знамени Пскова. Этот меч являлся
предметом особого почитания и вручался псковским князьям в храме Святой



13

Столяров Л.В. Мария Дмитриевна
-

жена псковского князя Довмонта // Средневековая Русь.
-

М., 1996, №
1. С.7.

Троицы при возведении на престол. В настоящее время оружие хранится в
Псковском государственно
м историко
-
архитектурном и художественном музее
-
заповеднике. В верхней части клинка, вблизи перекрестия, с двух сторон имеется
клеймо, выполненное путем точечной инкрустации желтым металлом
-

так
называемый «пассауский волчек», ставившийся на оружии, изгот
овленном в
австрийском городе Пассау на Дунае. В 2010 году оружейниками и ювелирами
Петербурга была создана копия меча Довмонта.


За годы своего княжения Довмонт превратил Псков в неприступную крепость.
Рядом с Кремлем была возведена каменная оборонит
ельная стена, получившая
название Довмонтовой, а место, окруженное стеной, стало называться
Довмонтовым городом. Про то, что Псков очень хорошо укреплен каменными
стенами и башнями, еще в 1412 году записал в своем дневнике знаменитый
путешественник Жильбер

де Ланноа.


Местное почитание святого князя началось в Пскове еще в XIV веке. А в 1374
году в Довмонтовой стене создана была первая церковь в его имя. Наряду со
святым князем Псковским Всеволодом
-
Гавриилом, святой Довмонт считается
небесным покрови
телем Пскова.


Церковь празднует память благоверного князя Довмонта (во святом крещении
Тимофея) Псковского 20 мая (2 июня)
14
.







4.

Наследие князя Довмонта.





14

Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и

тексты / отв. ред. Л.А. Дмитриев.
-

Л.: Наука. Ленингр.
отд
-
ние, 1985.

С.15.



Князь Довмонт ещё при жизни стал легендарной личностью. Известные
историки Мацей
Стрыйковский (1547
-
ок. 1593), Феодосий Софонович (нач. ХVIIв.
-
1677), Адам Киркор (21.01.1818
-

23.11.1886) сообщают, что именно князь Довмонт
основал нынешний городской поселок Свирь (Мядельский район, Минская
область, Беларусь). Кроме того, М. Стрыйковски
й упоминает про развалины
деревянного замка в Свири, а также рассказывает о том, что князья Свирские
желают выводить свою родословную от князя Довмонта Романовича.


Князь был храбрым воином, за свою жизнь совершил много ратных подвигов.
Однако прос
лавился своими делами Довмонт в далeком городе Пскове. Как же так
получилось, что славный князь Довмонт стал псковским князем Тимофеем? На
счет этого сохранились только отрывочные летописные сведения и предания.


Есть некоторые основания полагать, что к
нязь Довмонт Псковский оказался,
удостоен от Бога и такой памятью, что его прямые потомки живы до сих пор. В
жилах этих людей течет кровь прославленного на Руси средневекового воителя.




Существовало одно псковское предание, устное и ничем не подтверж
денное, что
у Довмонта были дети, что его род не прекращался в Пскове до 18
-
того столетия,
причем его потомкам принадлежало городовое место близ церкви Петра и Павла.
Вероятно, речь идет о церкви Петра и Павла с Буя в Окольном городе на левом
берегу Псковы
, где, что также весьма вероятно, князь Довмонт в марте 1299 года
одержал свою последнюю победу над немцами. Предположительно (но очень
предположительно), этими потомками могли быть дворяне Домогацкие, позднее
известные в Калуге. (К.Столярова, «Род Домогац
ких в истории Калужского края».)






Другая ниточка берет свое начало в псковском Ивановском монастыре.






Как известно, последние годы жизни княгини Марии, жены Довмонта, были
связаны с этим монастырем, возможно, основанным предположительной
родственни
цей ее мужа, Ефросиньей Рогволдовной,
-

там княгиня Мария и была
похоронена
15
.



Ивановский монастырь долгое время сохранял привилегированное положение
как княжеский, что было подтверждено Московским великим князем Василием III


после присоединения
Пскова к Москве (жалованная грамота), в ХVIII
-
том веке его



15

Столяров Л.В. Мария Дмитриевна
-

жена псковского князя Довмонта // Средневековая Русь.
-

М., 1996, №
1. С.
9
.


расширили за счет закрытия других монастырей, в начале Х
I
Х
-
того века в нем
жило больше ста насельниц


это много. Сам древний вросший в землю
Ивановский (Иоанно
-
Предтеченский) собор, усыпальница ле
гендарных псковских
жен, подвергался многим починкам и переделкам, в результате чего был сильно
искажен его первоначальный облик (а ведь его постройку относят к 1127
-
м
годам!).






При советской власти монастырь и собор, конечно, закрыли (1925 год), он

побывал клубом, общежитием, гаражом и торфяным складом.







В 1944 году во время штурма Пскова в древнее здание попало несколько
снарядов, начался пожар, в полуразрушенном виде собор дотянул до 1949 года,
когда начались работы по его спасению, продолжав
шиеся десять лет (архитектор
Максимов П.М.).




Список похороненных в соборе княгинь включает около 14 имен: преподобная
Евпраксия Псковская, Марфа Псковская (это Мария, супруга Довмонта), Васса,
Голендуха, Иулия, Анна… и так далее. Есть еще одно имя


Наталия. Гробница
Наталии находилась рядом с гробницей Марии, у южной стены, ближе к алтарю.


«Монастырское предание связывало с именем Марии и Довмонта еще одно
захоронение. Считалось, что рядом с Марией
-
Марфой была погребена ее невестка,
жена единс
твенного сына Марии и Довмонта некоего Давыда, которую звали
Наталией. Но никаких данных, которые подтверждали бы это предание, до сих пор
не найдено. Хотя князь с таким именем действительно приезжал в Псков из Литвы
в 1323 году, но доводился ли он княжеск
ой чете сыном, нам неизвестно»
16
.






Заключение



В русской истории есть много славных княжеских имён, украсивших её
подвигами, доблестью, отвагой, героическими деяниями. Эти люди



16

Столяров Л.В. Мария Дмитриевна
-

жена псковского князя Довмонта

// Средневековая Русь.
-

М., 1996, №
1. С.11.


сформировали лицо Русского государства и повлияли своей славой на
следующие поколения. Князья, которые оказали воздействие на
формирование русской военной культуры, стали образцом для подражания.


Одним

из
таких исторических личностей, который внес свой вклад своим
героизмом в развитие Русского государства стал

святой благоверный князь
Довмонт.



В истории Руси



России


Псковской земли эта легендарная личность


выдающийся
полководец, остав
ивший

не меньший след, чем святой
благоверный Александр Невский. Тот факт, что его подвиги и их значимость
приравнив
аются к деяниям знаменитого победителя в битвах на Неве и
Чудском озере, подтверждает причисление Русской православной церковью
героя повествования к лику святых. Можно сказать, что он был младшим
современником князя Александра Ярославича, подхватившим поб
едоносный
меч, выпавший в 1263 г. из охладевших рук грозы шведов и ливонских
рыцарей. Звали этого князя, защитившего на долгие годы северо

западные
рубежи Руси,


Довмонт Псковский.

Князь Довмонт (в святом крещении Тимофей) тридцать три года правил
твердын
ей Руси



Псковом, защищая его от постоянных вторжений врагов.
Тридцать три года меч Довмонта наводил ужас на всех алчных и заносчивых
западных соседей.

Псковский летописец сообщил об этом событии очень кратко:

«Заратилась Литва между собою, и взял Воишел
к землю Литовскую.
Тогда же князь Довмонт с дружиною своею прибежал в Псков. И
крещен был в церкви Троицы, и наречен Тимофеем, и посадили его на
княжении в граде Пскове»
17
.


Во время своего правления князь Довмонт показал себя талантливым

государственным деятелем и полководцем, дипломатом и воином
,
настоящим предводителем и отцом народа, вселяющим надежду, гармонию и

примирение в общество, умеющим находить общий язык с любыми слоями




17

Древнерусские повести / сост., предисл. и послесл. А.С. Курилова ; худож. С.М. Харламов.
-

Тула : Приок.
кн. изд
-
во, 1987
. С.43.

населения. Он прославил себя воинскими подвигами, доблесть
ю, отвагой
,
величием духа, искренностью и дружелюбием. Если бывают на свете

идеальные правители, то Довмонт, несомненно, один из них.


Вот так о князе Довмонте описано в летописи:

«Не стало литовского князя Довмонта. Отныне и до самой смерти
князь Довмонт
-
Тимофей Псковский
-

защита городу и людям его. И
прославился праведный меч его, обнаженный за землю Русскую. Этим
мечом позже благословлялись на подвиги псковские князья. Спустя
двести лет «Довмонтов меч» торжественно вручили сыну великого
князя Василия II

Темного
-

Юрию, и это было посвящением во
властители Пскова: «дали ему меч в руки князя Довмонта»
18
.

Но это будет позже, когда имя Довмонта прогремит на Руси, а пока ему еще
только предстояло заслужить воинскую славу.

Таким образом
, значение князя Довмонта в исторической судьбе Пскова
огромна:

1.

В конце XIII века Псков фактически стал независимым от Великого
Новгорода. В это время здесь правил сбежавший от преследований в
Литве князь Довмонт, в крещении Тимофей, который не только
успе
шно воевал (он не потерпел ни одного поражения), но и обустроил
город.

2.

При Довмонте развивалась торговля с Нарвой и Ригой, Дерптом и
Полоцком, а позже


и с городами Ганзейского союза. В Западную
Европу шли караваны с мехом и медом, воском и кожей, щетиной и
салом, льном и многими другими товарами. С Запада привозили
золото,
серебро и медь, олово и свинец, сукно и полотна, драгоценные



18

О Русская Земля!: Памятники лит. Древ. Руси XI
-
XV в. / [Федер. целевая прог
р. «Культура России»; Сост.
Елена Галеева].
-

М. : Рус. раритет, 2002
. С.30.

.

камни и вина, пряности и пергамент. В тоже время через Псковский
край шли товары на Восток.

3.

Довмонт княжил 33 года
-

с 1266 по 1299 годы, снискав любовь и
уважение горожан.

4.

Довмонт
-
Тимофей

был

на
иболее

почитаемым

псковским

князем,

повесть

о

его

подвигах

открывает

все

псковские

летописные

своды,

его

меч

был

главной

святыней

и

символом

средневекового

Пскова.

Им

опоясывали

кня
зей

при

возведении

на

псков
ский

стол,

после

канониза
-
ции

изображение

Довм
онта

с

мечом

появилось

на

псков
ских

монетах

и

печатях

XV

ве
ка.

На

них

изображение

меча

удивительно

напоминает

тот,

что

хранится

ныне

в

музее,

ку
да

он

попал

из

ризницы

Тро
ицкого

собора.

5.

Реликвией Пскова является меч святого псковского князя Довмонта

-

«мужа доблести и чести безупречной».


Меч Довмонта, которым он якобы поразил в лицо магистра Ливонского
ордена, долгое время висел в Псковском соборе над ракой князя. На
нем была выгравирована надпись «чести моей никому не отдам». Для
жителей города он ста
л настоящей святыней, которой благословляли
всех поступавших на службу Пс
кову новых князей. Меч Довмонта
чеканился на псковских монетах

и
датируется XIII веком. На
сегодняшний день это единственный средневековый меч в России,
«биография» которого хорошо из
вестна и подтверждается
летописными сообщениями.



Список источников и литературы
:

1.

Андрее
в А. Р. Князь Довмонт Псковский: Документальное

жизнеописание. Ист. хроника ХI
II в. / А.Р. Андреев.
-

М.
: Изд
-
во
Межрегион. центр отрасл. информатики Госатомнадзора России, 1998.

2.

Алексеев Ю.А. Охранитель земли русской //
Воен.
-
ист. журн.
-

М.,
1994. №

6.

3.

Древнерусские повести / сост., предисл. и послесл. А.С. Курилова ;
худож. С.М. Харламов.
-

Тула : Приок
. кн. изд
-
во, 1987

4.

Каргалов В. В. Полководцы X
-
XVI вв. / В.В.Каргалов.
-

М. : Изд
-
во
ДОСААФ СССР, 1989.

5.

О Русская Земля!: Памятники лит. Древ. Руси XI
-
XV в. / [Федер.
целевая прогр. «Культура России»; Сост. Елена Галеева].
-

М. : Рус.
раритет, 2002

6.

Озеров

Г. В. Князь Довмонт: «Чести своей никому не отдам» : Док.
повесть о слав. рыцаре Даумантасе
-
Тимофее, князе литовском и
псковском / Григорий Озеров.
-

2
-
е изд.
-

Вильнюс : Барбора, 2000.

7.

Охотникова В. И. Литературная история повести о псковском князе
Довм
онте : автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.И.Охотникова.
-

Л.,
1980.

8.

Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты
/ отв. ред. Л.А.
Дмитриев.
-

Л.
: Наука. Ленингр. отд
-
ние, 1985
.

9.

Столяров Л.В. Мария Дмитриевна
-

жена псковского князя Довмонта
//
Ср
едневековая Русь.
-

М., 1996,
№ 1.


















Приложение 1.


Меч князя Довмонта




Приложение 2.

Князь Довмонт Тимофей псковский






Приложенные файлы

  • pdf 23696686
    Размер файла: 806 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий