Горе от ума


Тема 10
КОМЕДИЯ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
ВОПРОСЫ
Комедия «Горе от ума»: история создания и публикации (индивидуальное сообщение).
Проблематика пьесы. Какие проблемы, актуальные для своего времени, поднимает в пьесе Грибоедов? Как решается в комедии проблема идеального героя, стоящая перед литературой того времени? Насколько оригинальны идеи Чацкого? Как, по-вашему, должна быть решена проблема «Чацкий и декабристы»? Приведите систему аргументов исследователей, придерживающихся противоположных точек зрения. В чем заключается трагедия Чацкого? Как бы вы определили «права ума» в комедии? Найдите и систематизируйте все реплики персонажей о «путешествии» Чацкого. Как выстраивает драматург мотивационную сферу (кто и как мотивирует основные поступки героя)? Путешествие Чацкого (и его интерпретация москвичами) – «просветительское» путешествие или история блудного сына?
Композиция пьесы.
а) В какой степени продолжает Грибоедов драматургические традиции классицизма; для чего он использует «три единства» и как подчиняет их задачам реалистического раскрытия образов?
б) Покажите противопоставление двух враждебных лагерей в пьесе; объясните значение внесценических персонажей в раскрытии основного конфликта пьесы, в создании типических образов.
в) Определите функции антитезы как приема, лежащего в основе композиции комедии, системы образов.
5. Существо драматического конфликта, своеобразие его развития. Социально-политическая и любовно-бытовая коллизии в комедии, их связь. Сюжетная двуплановость композиции. Особенности любовной интриги. Как устанавливается драматургом взаимосвязь двух сюжетных линий? Какова роль Софьи в сценическом действии? В чем ее трагедия? Почему Софья не приемлет в Чацком остроумия?
6. Особенности сюжетостроения. Как проявляются в развитии событий реальные противоречия эпохи? Вычлените основные элементы сюжета. В чем заключается своеобразие развязки?
7. Жанровое своеобразие пьесы.
а) «Горе от ума» как комедия. Что является объектом смеха в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? Какова природа смеха в комедии? Приведите разные точки зрения исследователей на этот вопрос.
Возможно ли, на ваш взгляд, рассмотрение взаимосвязи действия комедии с народной смеховой культурой? Приведите систему доказательств исследователей, придерживающихся этой позиции. Как бы вы оценили «атмосферу всеобщего непонимания», царящую в комедии (как проявление глупости, шутовства, просветительского представления о неразумности правящего класса и т.д.)? Согласны ли вы с мнением А. Белого, что комедия связана со сказочным мотивом предпочтения Иванушки-дурачка (Молчалина) умному человеку (Чацкому)?
б) назовите способы и приемы создания комического эффекта в «Горе от ума». В чем своеобразие их использования?
в) Выявите мотивировки определений разными исследователями жанровых особенностей «Горя от ума» («комедия» - А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, И.А. Гончаров; «драма» - Н.К. Пиксанов; «лирическая драма» - Б.П. Городецкий; «социально-политическая трагикомедия» - А.И. Ревякин). Чья точка зрения кажется вам более аргументированной?
г) В чем состоит жанровое новаторство Грибоедова-реалиста в сравнении с традициями классицистической драматургии?
ЛИТЕРАТУРА
Грибоедов А.С. Горе от ума (любое издание).
Белинский В.Г. «Горе от ума». Сочинение А. С. Грибоедова (любое издание).
Легенда о Тристане и Изольде (любое издание).
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965 (или любое другое издание).
Белый А. Осмеяние смеха. Взгляд на «Горе от ума» через плечо Пушкина // Московский пушкинист-VIII. Ежегодный сборник. М., 2000. С. 221-265.
А.С. Грибоедов в русской критике. - М., 1958.
А.С. Грибоедов: Материалы к биографии. - Л., 1989.
А.С. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. - Л., 1977.
Гончаров И.А. Мильон терзаний // Гончаров И.А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. М., 1986 (или любое другое издание).
Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976 (или любое другое издание).
Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII –начало XIX века). - СПб., 1994. С. 331-384.
Маймин Е.А. Сценическая композиция и характеры. Опыт прочтения комедии Грибоедова «Горе от ума» // Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. - М.: Просвещение, 1972. С. 160 – 183.
Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. - Л., 1988.
Медведева И. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. - М., 1974.
Моторин А.В. Эволюция художественного миропонимания в творчестве А.С. Грибоедова // Русская литература, 1993, № 1. С. 21 – 36.
Пиксанов Н.К. Творческая история «Горе от ума». - М., 1969 (или: М., 1971).
Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. - М., 1983.

Приложенные файлы

  • docx 23672866
    Размер файла: 18 kB Загрузок: 2

Добавить комментарий