Тема 2ощущ и воспр


Модуль 2 Общая психология – познавательные психические процессы.
Тема 2. Восприятие как психический процесс.
Стадии перцептогенеза. Перцептивный уровень отражения. Фазы перцептогенеза. Эмпирические характеристики восприятия. Первичные характеристики: пространственно-временные, модальностные, интенсивностные Вторичные характеристики : предметность, целостность, константность, обобщенность. Характеристики возникшие под влиянием вышележащих процессов: осмысленность, избирательность, историчность Теории восприятия. Восприятие как система перцептивных действия. Факторы развития перцепции. Сенсорно - перцептивная организация.
Методические рекомендации к изучению темы.
Изучать процесс восприятия целесообразно сравнивая его с процессом ощущения. Восприятие относится к перцептивному уровню познания. Восприятие – это не сумма ощущений. Здесь происходит не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование. Восприятие это не набор ощущений, а качественно новый комплекс информации, обладающий помимо отраженных в ощущениях отдельных свойств и информацией о соотношении этих свойств между собой, а также некоторыми обобщающими характеристиками. Все это дает сведения о биологической и социальной значимости объекта. Восприятие протекает в тесной связи с мышлением, речью, чувствами, волей. Следует обратить внимание, что восприятие формируется в процессе онтогенеза. Известно, что люди, которым вернули зрение не могут сразу же отражать предметы, они отражают мир как пятна , наклоны, линии. Для того, чтобы отразить объект они должны специально учиться. Даже если глаз видит, мозг может оставаться слепым. При изучении материала следует отмечать каким образом возрастает субъективность отражения мира.
Восприятие как процесс.
Восприятие - психический процесс, отражающий предметы или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого формируется их целостный образ.
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме, здесь имеет место не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления. Результатом процесса восприятия является перцептивный образ. Также как и образы ощущений, образы восприятий входят в группу первичных образов.
Сравнение процессов ощущения и процессов восприятия.
ощущение восприятие
Отражение отдельных свойств предметов и явлений (световых и цветовых пятен, звуков, прикосновений)
Результат ощущения – частичный парциальный образ
Процесс относительно автономен Отражение предметов , явлений, ситуаций)
Результат восприятия – целостный образ (включает в себя целый ряд ощущений, этот синтез протекает в пределах одной или нескольких модальностей)
В процесс восприятия включены предыдущий опыт, память, мышление
Физиологические основы восприятия
На первых этапах построения образа восприятия имеет место тот же физиологический процесс, который характерен для построения образа ощущений. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Ощущения являются структурными элементами процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования перцептивных образов. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.
Например, при нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии — органов чувств — человек полностью лишается зрительных ощущений, он ничего не видит. Совсем иначе обстоит дело при поражениях или нарушении работы интегративной зоны. Человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, и не узнает даже хорошо знакомые предметы….. Подобные заболевания получили название агностических расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания), или агнозий, ( цит по учебнику Маклакова)
Восприятие является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза.
Фазы перцептогенеза Перцептивный образ, не есть что-то статичное или завершенное, он формируется и существует только в процессе отражения. Сам процесс развивается от глобального, общего к расчлененному, детальному.
При построении зрительного образа выделяется 5 фаз:
отражение движения и положения предмета в пространстве
мерцание формы,
различение резких перепадов, кривизны;
глобальное адекватное восприятие;
адекватное отражение формы в полноте ее деталей.
Процесс перцептогенеза изучают в лаборатории при предъявлении стимулов в условиях помех – удаленность объекта, малая освещенность, краткое время предъявления стимула, действие фармокологических веществ. Однако в нормальных условиях формирование образа происходит по той же схеме, это не замечается, так как процесс отражения осуществляется быстро.
Существенным для восприятия являются моторные процессы - движения рук, глаз, гортани. в работе глаз и рук есть много общего. Так, глаза, как и руки, последовательно осматривают, или «ощупывают», контуры рисунка и предмета. Движения глаз разнообразны и выполняют много функций. При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель пристально смотрит в какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него возникает представление, что он фиксирует эту точку неподвижным взором. Однако регистрация движений глаз показывает, что в действительности зрительное восприятие сопровождается непроизвольными и незаметными для наблюдателя микродвижениями. Таким образом, возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Причем это справедливо не только для зрительного или осязательного восприятия. Это характерно и для других модальностей. Так, услышав звук или почувствовав запах, мы совершаем определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения. Однако, как и в случае микро-движения глаз, эти ориентировочные движения часто не осознаются человеком.
Выделяют два вида моторных процессов:
поисковые, установочные, коррекционные, направленные на отражение и удержание объекта.
гностические, участвующие в построении образа.
Сенсорно-перцептивные процессы включают в себя элементы антиципации (предвосхищения), особенно при движении объекта.
Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.
Обнаружение исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.
Различение Конечный результат этой операции – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
Опознание Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
Идентификация отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.
Эмпирические характеристики образа восприятия.
Первичные характеристики.
1.Пространственные характеристики:
Отражение движения объекта.
Отражение местоположения объекта.
Отражение рельефа или глубины
Обнаружено множество механизмов отражения глубины и все они преимущественно приобретенные: аккомодация, конвергенция, двигательный параллакс, размер как индикатор глубины, перекрытие контуров объектов как признак удаленности, распределение света и тени, линейная и воздушная перспектива.
Отражение формы объекта,
Отражение величины объекта.
2. Временные характеристики:
отражение последовательности воздействий;
отражение длительности воздействия;
отражение одновременности воздействий
3. Модальность ( качественная характеристика образа)
Образы восприятия в отличии от образов ощущений полимодальны, но всегда можно выделить ведущую модальность, преимущественная работа данного анализатора и отражается в названии. Традиционно выделяют следующие виды восприятия- восприятие зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое и осязание( единство тактильных, температурных, двигательных и болевых ощущений), а в последнее время добавляют еще и кинестетические двигательные.
В основе другой классификации восприятия лежит различие в условиях существования материи: пространство время и движение – и потому Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.
4) Интенсивностные характеристик восприятия.
Для отражения предмета требуется больше энергии, чем для отражения фона : пороги отражения фона ниже, чем пороги отражения фигуры.
Вторичные эмпирические характеристики образа восприятия
1.Константность - это независимость образа от внешних и внутренних условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности (форма, цвет, размер). Благодаря свойству, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мир воспринимается как постоянный. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Константность восприятия величины предметов выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности. Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность, неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
2.Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов Выделяется фигура и фон. Фигура - конкретно, четко очерченная, расположенная на переднем плане. Фон - более аморфное , неопределенное, располагается позади предмета. Границу между фигурой и фоном относят к фигуре. Пороги восприятия более низки для фона и более высоки для фигуры. Для отражения фигуры требуется больше энергетических затрат.
. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.
3.Целостность - характеристика связанная с отражением связей и отношений между элементами целого и целым. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Или, говоря другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
Целостность проявляется как доминирование целого над элементами и как группирование элементов в целое.
1. Доминирование целого над элементами:

Один и тот же элемент в структуре целого может восприниматься по-разному (старушка - девушка, ваза - профиль).
Рис.1. Двойственное изображение (старушка- девушка)
2.Любая фигура может быть составлена из разных элементов. Н а рисунке можно увидеть прямоугольники, выстроенные с помощью квадратиков и кружков.


3.По отдельным частям можно воспроизвести все целое ( если половина текста стерта - можно прочесть весь текст или картинку см рис 2).
67246587630
Рис.2. Иллюстрация феномена целостности восприятия.
Целостность также проявляется в группировании элементов в целое.
фактор близости - элементы, которые разделены наименьшим расстоянием, стремятся объединиться в целостную структуру.
фактор замкнутости - замкнутыми линиями элементы объединяются в целостную структуру.
фактор хорошей формы: элементы обладающие симметрией, периодичностью, ритмом, объединяются в целостную структуру.
фактор коллективного движения . Элементы, имеющие одно направление и одну скорость движения объединяются в целостную фигуру.
фактор однородности. Элементы однородные по какому-либо признаку объединяются в целостную структуру.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
4.Обобщенность – это отнесение актуального образа к другим хранящимся в памяти и представляющих класс объектов.
Виды восприятия.
Классификация восприятий возможна по двум основаниям. Во-первых, по преобладающему в процессе восприятия виду ощущения – выделяют восприятия зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязание. Во-вторых по критерию формы существования материи. (см. рис. 3)
Восприятие пространства и времени .
Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. К пространственным свойствам предмета относятся : величина, форма, положение в пространстве. В восприятии величины предмета существенную роль играет величина его изображения на сетчатке. Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения предмета на сетчатке, но и восприятием расстояния до предмета. Другой особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Например, человек среднего роста в окружении высоких людей кажется значительно меньше своего роста .Иллюзии - феномен восприятия искажающий пространственные свойства объекта. Кроме того на восприятие величины предмета влияет его цвет.
Восприятие формы предмета. При восприятии формы свойство константности сохраняется. Так же на восприятие формы влияет его удаленность. Очень сложен процесс восприятия объемной формы. Мы воспринимаем объем формы потому, что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами. Кроме этого в восприятии трехмерного пространства задействован вестибулярный аппарат. Существенную роль в восприятии удаления предметов, или пространственной глубины, играет конвергенция, дивергенция глаз и аккомодация. Центральную регуляцию пространственного восприятия осуществляют третичные зоны коры головного мозга, которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.
Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается нами как явление материального мира. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием "биологических часов". С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу.Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много и они были интересны для нас, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны для нас, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным. И наоборот, не интересное для нас время мы недооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным. Характерной особенностью времени является его необратимости. Мы пользуемся временной локализацией, для чего человечеством были выработаны общепризнанные интервалы: год, месяц, неделя, день и т.д.В восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный.
Классификация восприятий по критерию целенаправленности. В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным
Преднамеренное восприятие (наблюдение) это восприятие, которое регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.
Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

Рис.3 Классификация основных видов восприятия
Сенсорно-перцептивная организация человека.
Индивидуальные различия прежде всего проявляются в различиях в между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием.

Рис.4.Индивидуальные различия в восприятии
Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.
Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим, — наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.
Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов. Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарной личностью.
Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.
Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.
Предшествующий перцептивный опыт играет большое значение в процессе восприятия. Более того, особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности. Иными словами восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.
Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.
Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.
Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие — это в значительной степени интеллектуальный процесс.
Говоря об основных свойствах восприятия, мы не можем не остановиться еще на одном, не менее существенном свойстве восприятия как психического процесса. Это свойство — активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Никандров В.В. Психология: учебник Раздел П глава 5 (стр. 178-234)
Маклаков А.Г. Общая психология. Глава 7 (стр. 165-199)
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд. СПб Питер,2003.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?
2. Исследования показали, что при рассматривании объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает скачкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те детали, которые несут максимальную информацию.
Объясните, какую роль играют движения глаз в сложном зрительном восприятии. Почему процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта?
3. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом.
4. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?
5. Параллельны ли горизонтальные линии? Объясните это явление.

.
6. Какие основные требования с точки зрения психологии восприятия следует предъявлять к демонстрации наглядного материала? Какое значение для восприятия имеет словесное указание?
7. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.

Приложенные файлы

  • docx 23670346
    Размер файла: 130 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий