7. Основные особенности культуры эпохи Возрожде..


Основные особенности культуры эпохи Возрождения
Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней у деятелей Возрождения. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция.Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с ХУ111в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако, истоки такого толкования культуры берут начало в самой культуре. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход слово humanitas (в переводе с латинского – человеческая природа, человеческое достоинство).Можно спорить о том, является ли Возрождение мировым феноменом или это культурный феномен присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других народов.Основными чертами культуры Возрождения являются:
Антропоцентризм
Гуманизм
Модификация средневековой христианской традиции
Особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии
Новое отношение к миру
Названные черты тесно между собой связаны и их стоит рассматривать все вместе.С определение основных черт связана и хронология эпохи итальянского возрождения (ренессанса). Время, в которое указанные черты только едва проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс) или в обозначении столетий – дученто (Х111 в.) и треченто (Х1У в.) Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам прослеживается четко, получила название раннего Возрождения (кватроченто – ХУ в.) Время ставшее расцветом идей и принципов Возрождения, а также кануном ее кризиса, принято называть Высоким возрождением (чинквеченто – ХУ1 в.)С чем связана ориентация на человека в культуре Возрождения. Не последнюю роль в процессе самоутверждения человека сыграли социально-экономические факторы, в частности развитие простого товарно-денежного хозяйства. Во многом причиной независимости человека, его нарождавшегося свободомыслия была городская культура. Города Италии славились разнообразными ремеслами и в тоже время были крупными торговыми транзитными городами. Поскольку Средиземное море было средоточием торговых путей, от этого почти все жители получали выгоду. Особенно в этом помогли как ни странно крестовые походы, решающим для Венеции стал 1У крестовый поход, завершившийся разграбление Константинополя.Люди Возрождения не перестали быть людьми средневековья, хотя время заставило их осознать свою значимость и ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности. Что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая во многом была прерогативой верхов общества. Во всех проявлениях жизни царила, хотя и расшатанная, католическая церковность.Что стояло за обращением к античности? Почему так часто объектом исследования мыслителей и художников становились учения Платона и Плотина? Почему античное искусство так притягивало внимание художников. Новое мироощущение человека, определенный оптимизм мышления нуждались в мировоззренческой опоре, обосновании, чем и выступала античность. Антропологический возрожденческий неоплатонизм, с одной стороны, старается утвердить материальный мир, но у него много общего с культом универсальной и самостоятельной личности. В результате мир. В котором пребывает человек, предстает насыщенным божественным смыслом, а человек предстает личностью, стремящейся абсолютизировать, осуществить себя в своем гордом индивидуализме.Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из творческих задач людей эпохи возрождения. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен богом. А что лучше всего может помочь ему как ни собственные чувства. Человеческий глаз в этом смысле, по мнению возрожденцев, не знает равных. Пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. Поэтому в эпоху возрождения особое внимание уделяется законам искусства, поэтому именно художники ближе других стоят в решении мировоззренческих задач. Поэтому эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо художественный характер.Ощущение человеком трагичности своего существования. В эту эпоху совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека. Христианское сознание греховности этого мира и христианская жажда искупления плюс теургическое задание художникам.Историческое значение эпохи возрождения связывают с идеологией и художественной практикой гуманизма, провозгласившего величие и достоинство человека, его красоту и совершенство, и утвердившего незыблемость прав человека на счастливую жизнь, творческую деятельность. Гуманисты подчеркнули самоценность человеческой личности, независимость достоинства личности от происхождения и родовитости, способность человека к постоянному совершенствованию и уверенность в его безграничных способностях. Гуманисты воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они видели его предназначение в активном созидательном действии, познании и преобразовании, в украшении своим трудом, развитии искусств, наук и ремесел.Эпоха Возрождения – беспокойное время, «когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум; из могилы средневековья вырываются рядом с самыми высокими помыслами - самые низкие инстинкты.Кроме Итальянского Возрождения следует поговорить и о Северном, отразившемся, прежде всего, на культуре Нидерландов и Германии. Здесь также экономический фактор сыграл не малую роль. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание. Влияние античности здесь менее заметно, северное возрождение больше связано с реформацией. Лидирующим видом искусств была живопись.

Приложенные файлы

  • docx 23662072
    Размер файла: 18 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий