Гитарная программа

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ










СПЕЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС
ШЕСТИСТРУННАЯ ГИТАРА






учебная программа среднего
профессионального образования
для специальности 0501
«Инструментальное исполнительство»











Москва 2004

Одобрена
Учебно-методическим советом
по группе специальностей 0500
среднего профессионального образования




Председатель Г. В. Маяровская





Составитель: Н. А. Иванова - Крамская, заслуженный работник культуры Российской Федерации, преподаватель Академического музыкального училища при Московской государственной
консерватории имени П. И. Чайковского



Рецензент: Е.Ю.Финкельштейн, доцент Государственной классической академии им. Маймонида






Редактор: О.Н.Соколова
Объем курса: 432 часа
Занятия индивидуальные
Пояснительная записка
Основной задачей специального класса шестиструнной гитары является подготовка музыкантов, обладающих знаниями и исполнительскими навыками, необходимыми для самостоятельной профессиональной деятельности в качестве преподавателей музыкальных школ и артистов ансамблей.
Работа в специальном классе должна быть направлена на всестороннее расширение музыкального кругозора студента, развитие его творческой активности и умения обобщать полученные знания, применяя их на практике.
Отбор наиболее ярких и способных учащихся музыкальных школ по классу гитары на консультациях перед вступительными экзаменами поможет быстрее решить задачи воспитания будущих музыкантов, поставленные перед педагогом. Поступающий должен иметь подготовку в объеме музыкальной школы и исполнить на приемных экзаменах следующую программу:
два этюда на различные виды техники,
полифоническое произведение,
классическую сонату или сюиту,
пьесу малой формы.
Конкурсный отбор даст возможность преподавателю специального класса гитары с первого курса воспитывать будущих музыкантов по программе среднего специального учебного заведения.
В настоящее время классы гитары в музыкальных школах, училищах, высших учебных заведениях открываются на струнных отделениях, как это принято во всех консерваториях мира, где преподается классическая гитара.
Данная программа основана на оригинальной музыкальной литературе и исполнительских традициях западноевропейской и русской школ 17-20 веков.

2

Краткие методические указания
Урок в классе по специальности – основная форма учебно-воспитательной работы. Взаимоотношения педагога и ученика – одна из важнейших проблем в педагогике. Авторитет, личный пример, дисциплина, манера поведения преподавателя-наставника должны положительно действовать на студента. Педагог несет ответственность не только за его успехи по специальному классу, но является одновременно и воспитателем студента, помогая ему гармонично развиваться.
Требовательность и непременное выполнение задач, поставленных педагогом по специальности перед студентом, способствуют ощутимым результатам и успехам.
Преподавателю необходимо заниматься правильной посадкой и постановкой рук студента. С первых уроков надо следить, чтобы подставка под левой ногой была определенной высоты, чтобы студент сидел ровно, а головка грифа инструмента была поднята вверх, чтобы были найдены устойчивые точки опоры инструмента.
Скованность и зажатость рук, корпуса отрицательно влияют на развитие техники, качество исполнения в классе, на экзаменах и открытых выступлениях. Скованность и зажатость порой приводят к заболеваниям рук. Задача педагога – помочь студенту получить навыки управления двигательным аппаратом.
В работе над постановкой рук необходимо взять за основу округлое положение пальцев. Кисть правой руки не прогибается в суставе и лежит на одной линии с предплечьем. Такая постановка обеспечит ровное звучание струн во время исполнения приемов «тиран-до» и «апояндо». Соприкосновение ногтя со струной будет мягким, и в результате звук приобретет красивую тембровую краску. Большой палец двигается самостоятельно, не приводя в движение кисть руки. Указательный, средний и безымянный пальцы двигаются свободно без лишних движений. Необходимо следить, чтобы пальцы располагались вдоль струн, а не перпендикулярно, как это было принято в «старой школе».

3
Большой палец левой руки располагается на середине задней стороны грифа. Указательный, средний, безымянный и мизинец находятся над струнами, которые плотно прижимаются ногтевыми суставами перпендикулярно грифу. Необходимо следить за тем, чтобы фаланги пальцев левой руки не прогибались, а ладонь не прижималась к грифу. Надо помнить о том, что лишние движения нарушают равномерную работу пальцев обеих рук.
Основной способ звукоизвлечения на гитаре – ногтевой. Поэтому преподаватель объясняет студенту, какой длины и формы должны быть ногти на правой руке, как за ними следить, чтобы они помогали добиться сильного и красивого звука на гитаре. Природа ногтей, толщина подушечки пальцев у всех различна, поэтому педагог должен помочь студенту найти оптимальное решение важной для исполнителя проблемы.
Студенту необходимо освоить два приема звукоизвлечения: щипок – «тирандо» (без опоры) и удар – «апояндо» (с опорой на соседнюю струну). Современная техника звукоизвлечения основана преимущественно на исполнении без опоры («тирандо»). Работая над звуком, педагог обращает внимание студента на то, что это не просто движение пальцев с определенной силой, но и работа слуха.
Особое значение имеет удобная и рациональная аппликатура, помогающая студенту добиться единой тембровой окраски звучания в исполнении музыкальной фразы, связности отдельных или двойных звуков, аккордов и т.д.
Научить студента контролировать звук, причем добиваться звучания соответственно характеру произведения, – одна из труднейших задач. Необходимо также объяснить студенту, что занятия сольфеджио и другими предметами помогают развивать музыкальный слух, а это, несомненно, положительно влияет на качество звука. Работа над звуком – одновременно и тренировка мышц пальцев, кисти, которыми будущий музыкант должен научиться управлять.
Добиваясь правильного звукоизвлечения на гитаре, учащийся должен понять, что «нет звука «вообще», нет толкования «вообще», выразительности «вообще», ничего «вообще», – как писал в своей кни-

4
ге «Об искусстве фортепианной игры» выдающийся пианист и педагог Г.Г.Нейгауз (М.,1958).
Работа над техникой и звуком проходит одновременно и, главное, – осознанно. Преподаватель постепенно усложняет технические требования и на каждом уроке ставит перед учеником новые задачи: извлечение звуков с определенной силой, исполнение у грифа или подставки, двойными нотами, игра с акцентами, освоение различных приемов (легато, барре и других). При конкретных заданиях работа студента будет целенаправленной и интересной.
Работа над техникой не должна превратиться в механическое проигрывание этюдов, гамм, упражнений. Техника – это не только быстрое движение пальцев. В первую очередь – это владение различными гитарными приемами, помогающими раскрыть содержание музыкального произведения. Данную задачу обучения помогают решить оригинальные этюды для гитары, которые должны быть тщательно подобраны соответственно уровню подготовки каждого студента.
Постоянно вслушиваясь в свою игру, студент должен научиться замечать, что несогласованное движение пальцев левой и правой рук приводит к появлению призвуков, фальшивых нот. Преподаватель также концентрирует внимание ученика на том, что скорость исполнения не должна влиять на качество звучания инструмента. Положительного результата в работе над техникой и звуком возможно добиться лишь при условии осознанной работы, благодаря свободному владению двигательным аппаратом, а также умению слушать и анализировать свое исполнение.
Желательно ознакомить студента с различными исполнительскими традициями 18-19 веков, начала 20 столетия, сравнивая их с современными. Студенту необходимо знать эволюцию развития и особенности различных направлений прошлых лет и современности, что, несомненно, расширит его кругозор и представления о гитаре.
Кроме этюдов и гамм в индивидуальный план студентов всех курсов обязательно включаются полифонические произведения, произведения крупной и малой формы различных эпох и стилей.


5
Студент класса гитары должен изучать в основном оригинальную классическую литературу, специально написанную для гитары и лютни. Такие произведения положительно влияют на освоение аппликатуры, помогают быстрее усвоить приемы игры на гитаре. Одновременно студент получает более полное представление о репертуаре, который создавался западными и русскими композиторами в течение длительного времени – от эпохи Возрождения до наших дней. Поэтому преподаватель по специальности должен рассказывать ученикам о музыкантах, сыгравших значительную роль в развитии лютни и гитары, об их творчестве.
Полифонические произведения для лютни и гитары раннего периода (14-16 столетия) воспитывают гармонический слух, учат голосоведению, подготавливают к исполнению произведений С.-Л. Вайса, И. С. Баха. Классическая гитара – полифонический инструмент. С первых уроков его освоения необходимо научить будущего гитариста слушать и понимать движение голосов. Голосоведение на гитаре – одна из труднейших проблем в технике исполнительского мастерства.
Особое место в индивидуальном плане студентов занимает крупная форма. Надо отметить, что преподавателю необходимо тщательно продумывать и учитывать возможности ученика прежде, чем включить в индивидуальный план сонату, сюиту или концерт. Завышение уровня трудности программы может отрицательно повлиять на результат обучения в том случае, когда студент не справился с исполнением произведения.
Изучение крупной формы необходимо начинать с анализа произведения, тонального плана, характеристики основных тем. Понять и раскрыть содержание произведения поможет беседа преподавателя с учеником, в которой обязательно надо вспомнить о композиторе, его творчестве. Преподаватель должен посоветовать ученику послушать концерты исполнителей, помочь найти источник, в котором можно познакомиться с материалами, помогающими понять стиль, время создания произведения. Только творческий подход поможет студенту как можно ярче раскрыть замысел композитора в и



6
исполняемом произведении, найти нужные краски, а главное – заложит основу самостоятельной и вдумчивой работы в будущем.
В индивидуальный план студента включаются и произведения малой формы. Первостепенное значение имеет точное прочтение текста, осмысление названия произведения, ясное представление о его стиле, форме, а не субъективное впечатление, как ошибочно считают некоторые студенты. Однако необходимо помнить, что каждый из студентов – это индивидуальность, мир их ощущений различен, и педагог должен бережно хранить и поддерживать в будущем музыканте эту индивидуальность.
Не исключено, что в план студента будут включены не только оригинальные произведения, но и переложения произведений зарубежных и русских композиторов. Преподаватель должен внимательно их изучить и, проверив текст, сделать вывод: насколько удобно для гитары оно написано, целесообразно ли включать его в программу студента.
Очень важно развивать в ученике ассоциативное мышление, помогающее ярко и красочно исполнить программу. Педагогу в связи с этим требуются знания не только в области музыки. Чем образованнее преподаватель, тем шире и смелее его фантазии, образы, сравнения, которые помогают ему раскрыть перед учеником в музыкальном произведении видение образов или картин. Стараясь «зажечь» ученика поиском наиболее эффектных приемов, подчеркнуть или акцентировать неожиданные обороты музыкальной фразы, педагог уводит студента от механического проигрывания, заставляя работать творчески, увлеченно. Полезно рекомендовать студенту прочесть ту или иную книгу, прослушать концерты или записи различных исполнителей – не только гитаристов, но и пианистов, скрипачей, вокалистов, хора, оркестра, посетить выставку художественных произведений, а затем поделиться впечатлениями.
Преподаватель нередко сталкивается с проблемой слабой музыкальной памяти у ученика. В такой ситуации необходимо объяснить, что основная работа музыканта над произведением – это не заучивание наизусть, а работа с текстом, работа над звуком,



7
содержанием. Разбор структуры произведения, особенностей фразировки, поиск удобной аппликатуры, размышления над его содержанием, образностью, поиск красок – все это заставит студента много раз повторять музыкальные фразы, небольшие отрывки, которые постепенно сами войдут в сознание. Только творческий и осознанный подход к изучению произведений малой и крупной формы помогает развить память. Преподаватель, желая помочь ученику, должен как можно чаще задавать ему небольшие пьесы и ставить перед ним все новые задачи, заставляя отвыкать от механического заучивания.
В течение учебного года на всех курсах студент выучивает 2-3 произведения самостоятельно. Такие задания воспитывают творческую инициативу, позволяют на практике применить полученные знания. После прослушивания преподаватель высказывает свои замечания студенту, а для себя делает выводы о том, над чем необходимо работать дальше и как еще точнее скоординировать индивидуальный план студента.
Очень важно, чтобы в программу студента были включены не только произведения для гитары соло. Исполнение оригинальных дуэтов и трио гитар, различных по стилю и форме, написанных композиторами западных стран и России от 16 века до нашего времени, должны занимать значительное место в репертуаре студентов-гитаристов.
В процессе обучения развивается и навык чтения с листа. Он помогает быстро разобрать новое произведение, сокращает процесс его изучения. Начинать надо с легких и небольших пьес, усложняя задачу на каждом курсе. Предварительно следует просмотреть текст, обратив внимание на тональность, размер, фактуру. Исполнять произведение в первый раз нужно в медленном темпе. Во второй, третий раз студент должен стремиться играть более выразительно, приближаясь к нужному темпу, учитывая все авторские пометки.
Выступления в открытых концертах, участие в конкурсах исполнителей – это еще одна составляющая в воспитании будущего музыканта. В программы классных концертов могут быть включены как сольные, так и ансамблевые произведения. Тематические концерты, посвященные композитору или исполнителю-гитаристу, углубляют

8
 знания студента, расширяют его кругозор, заставляют специально выучить произведения сверх учебной программы. Преподаватель в беседах с учеником не только анализирует исполняемую программу, но и помогает ему лучше подготовиться к выступлению на сцене, рекомендуя литературу, которую необходимо прочитать, чтобы углубить свои знания, рассказывает, как нужно работать со словарем музыкальных терминов и т.д. Преподаватель должен убедить студентов чаще выступать на сцене, что поможет им научиться контролировать и держать себя на сцене, мыслить во время выступлений, справляться с волнением. В беседах с преподавателем студент не только анализирует свои выступления, но и учится критически относиться к себе. Предварительная работа педагога со студентом поднимает чувство ответственности студентов за свой класс.
Контроль успеваемости
Контроль за работой студентов осуществляется на экзаменах, зачетах, академических вечерах и контрольных уроках.
Каждый студент должен выступить не менее трех раз в году на экзамене и академических вечерах и показаться достаточно полно и разносторонне.
В конце 1-го семестра проводится контрольный урок.
В 3-м и 5-м семестрах проводятся зачеты.
Во 2-м, 4-м и 6-м семестрах проводятся экзамены.
В 8-м семестре – государственный экзамен.
Годовой план
1 курс
4 пьесы старинных авторов
2-3 сонаты или сюиты
6-8 пьес различного характера
8-10 этюдов
2 курс
2 полифонических произведения
9
2-3 сонаты или сюиты
5-6 пьес различного характера
6-8 этюдов
3 курс
2 полифонических произведения
2-3 сонаты или концерта
5-6 пьес различного характера
6 этюдов
4 курс
2 полифонических произведения
2 сонаты или концерт
3-4 пьесы различного характера
4-6 этюдов
Примерный репертуарный список
1 курс

Этюды
Агуадо Д. Этюды (1, 2) 
Вила-Лобос Э. Этюды №№ 1, 8 (22)
Высотский М. Этюд (116)
Джулиани М. Этюды №№ 2,4-9,11,13(1)
Этюды №№ 5, 6 (2)
Этюды №№11, 13(1)
Диабелли А. Прелюдии №№1-3 (51, 29)
Иванов-Крамской А. Этюды (36, 39, 40, 141) Каркасси М. Этюды (1)
Карулли Ф. Прелюдии №№1-3 (46, 48)
Шесть прелюдий (54)
Кост Н. Этюды (1,2, 48)
Леньяни Л. 6 каприсов (51)
Пухоль Э. Этюды №№8-15 (89)
Регонди Д. Этюды №№5, 9 (94)
Саренко В. Три этюда (116)
Соловьев А. Этюд (116)
Сор Ф. Этюды (1,2, 81,120, 128)
Шульц Л. Этюды (142)
Полифонические произведения
Бах И.С. Партита №1: Сарабанда. Дубль (9)
Соната №2: Анданте (9)
Сюита №4: Два менуэта. Бурре. Жига (10, 11)
Бренчинелло С. Партита(4)
Вайс С.-Л. Партита (17)
Вильдеррабано Э. Два сонета (72)
Гендель Г. Сюита ми минор
Карлсбергер И. Две гальярды (72)
Корбетта Ф. Менуэт. Сарабанда (78)
Милан Л. Гальярда (4)
Паваны (72)
Мударра А. Гальярда (72)
Полак Куранта (72)
Фрескобальди Д. Куранта (72)
Фурман Две куранты. Бурре (72)
Сонаты, сюиты, партиты, вариации
Барон Сюита (4)
Бенда Г. Сонаты (107)
Граньяни Л. Соната (50, 51)
Диабелли А. Три сонаты (30, 51)
Джулиани М. Три сонаты (51)
Карулли Ф. Сонаты (50, 53)
Соло №1 (45)
11
Линднер П. Три пьесы (5)
Молино Ф. Сонаты (50)
Штингль А. Соната (4)
Пьесы
Александров Ю. Гавот (121)
Беренд 3. Испанский танец
Вила-Лобос Э. Пять прелюдий (25)
Высотский М. Прелюдия
Фантазия на тему этюда Й. Крамера (120)
Галилеи В. Гальярда
Гайдн Й. Менуэт (86)
Джулиани М. Вариации для гитары (54)
Рондо (51)
Иванов-Крамской А. Астурийская песня (39)
Обработки русских песен: "Во поле береза стояла" (13)
Импровизация (120)
Песня без слов (32)
Прелюдии (39)
Иванова - Крамская Н. Ноктюрн (77)
Каркасси М. Рондо (51)
Карулли Ф. Вариации на тему итальянской песни (52)
Фолия (45)
Кост Н. Меланхолия (51)
Тарантелла (51)
Льобет М. Каталонские песни (1)
Мертц Й. Тарантелла (51)
Ноктюрн (51)
Молино Ф. Фантазия (51)
Морков В. Скерцо (116)
Паганини Н. Менуэт (1)
Понсе М. Прелюдии (40)
Руднев С. Вариации на темы русских песен: "Хуторок", "Ой со вечера, с полуночи", "Заиграй моя волынка", "Как по лужку травка", "Хоровод" (122)

12
Сихра А. Обработка русской народной песни "Что не бедна ветка" (49)
Сор Ф. Андантино (1)
Менуэты (52)
Фолия. Менуэт (54)
Largo (76)
Таррега Ф. Павана (134)
Мазурки (1,2, 51)
Циммерман Ф. Скерцо
Шебалин В. Две прелюдии. "Раздумье" (48)
2 курс
Этюды
Агуадо Д. Этюды (1,2, 48, 77, 144)
Александров Н. Этюд (120)
Брауэр Л. Этюды (16)
Вила-Лобос Э. Этюды №№2, 3, 4 (23, 48)
Диабелли А. Прелюдии №№4, 5.
Карулли Ф. Этюды №№4-6 (46, 48)
Кост Н. Этюд (128)
Этюд(1)
Этюды (48, 144)
Леньяни Л. Каприсы (52, 48)
Немеровский А. Этюд (116)
Пухоль Э. Этюды №№15-22 (89)
Рак Ш. Этюд «Смех Палуха» (113)
Регонди Д. Этюды №№1, 5, 7 (94, 144)
Сихра А. Этюд (120)
Соколовский М. Этюд (116)
Сор Ф. Этюды (81, 48)
12 этюдов (54)
Этюды №№10-15 (128)
Циммерман Ф. Этюд-фантазия (116)
Шульц Л. Этюды (142)

13
Полифонические произведения
Бах И.С. Сюита №1: Прелюдия (11)
Сюита № 2: Сарабанда (11)
Сюита №3: Куранта. Бурре 1. Бурре 2(11)
Партита №2: Бурре. Дубль. Сарабанда. Жига (9)
Лур(1)
Бесард Ж. Веселый хоровод (для лютни) (72)
Вайс С.-Л. Партита: Аллегро. Прелюдия. Сарабанда (17)
Ван де Хове. Два танца из сюиты для лютни (72)
Перголези Д.Б. Сицилиана (6)
Фрескобальди Д. Ария с вариациями (49)
Концерты, сонаты, сюиты, вариации
Альберт Г. Соната
Вивальди А. Концерт до мажор (20)
Визе Р. Сюиты
Джулиани М. Соната (1; 54, 28)
Дюарт Д. Английская сюита (88)
Иванов-Крамской А. Концерт №2 (34)
Карулли Ф. Концерт ля мажор (47)
Кошкин Н. Сюита "Эльфы" (117)
Матейка В. Соната №1 (71)
Понсе М. Классическая соната: 2, 3 части. Романтическая соната: 2, 3 части (42)
Ронкалли Л. Сюиты соль мажор, соль минор (72)
Санз Г. Сюиты (124)
Скарлатти А. Сонаты (51, 36, 37)
Сор Ф. Большая соната (54)
Шебалин В. Сонатина (49)
Пьесы
Барриос А. Два вальса. Монолог. Три парагвайских танца. Шоро(8)
Брауэр Л. Колыбельная. Три зарисовки (16)
Вила-Лобос Э. Прелюдии №№1, 3 (23, 24

14
Высотский М. Тема с вариациями. "Ах ты, матушка, голова болит". "Пряха" (121)
Полонез (116)
Джулиани М. Тема с вариациями до мажор (49)
Фантазия на тему оперы Россини «Ромео и Джульетта» (4)
Иванов-Крамской А. Гавот (39). Колыбельная (32,39,120). Прелюдии (32,39,120). Импровизация (39, 120). Каталонская песня (39). Хороводная (39). Грустный вальс (39). Вариации на темы русских народных песен: "Тонкая рябина" (39, 120). «Аи, на горе дуб»(39)
Карулли Ф. Фолия. Соло № 2 (45)
Кошкин Н. Авалон (113)
Леньяни Л. Скерцо с вариациями (3)
Лауро А. Вальсы (51, 62)
Лом Й. Фантазия №1 (69)
Мударра А. Фантазия (49)
Мусоргский М. "Слеза". "Прогулка". "Старый замок" (14)
Мертц Й. Фантазия на тему песни X. Прача "Цветок" (131)
Петтолетти Фантазия на тему норвежской песни (4)
Руднев С. Вариации на темы русских народных песен: "Выхожу один я на дорогу", "По улице мостовой", "Меж крутых бережков" (122)
Сихра А. Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя»
Сор Ф. Largo (76). Тема с вариациями. Вариации на тему песни "Мальбрук в поход собрался" (52)
Способин И. Менуэт (4)
Тансман А. Мазурка (41)
Торроба М. Прелюдия (72)
3 курс
Этюды
Агуадо Д. Этюды (48, 144)
Барриос А. Этюды (8)
Брауэр Л. Этюды (16)
Вила-Лобос Э. Этюды №№ 5,6,11
15
Джулиани-Гульельми Э. Этюды (53)
Кост Н. Этюды (1)
Этюды (144)
Леньяни Л. 36 каприсов (53)
Пухоль Э. Этюды №№ 23-30 (89)
Регонди Д. Этюды (94, 144)
Сеговия А. Этюды (80)
Сор Ф. Этюды (81, 52, 128)
Таррега Ф. Этюд-тремоло (1, 49)
Полифонические произведения
Бах И.С. Сюита №1: Сарабанда. Бурре. Жига. Сюита №2: Прелюдия. Жига. Дубль. Партита №1: Куранта. Дубль. Сицилиана. Соната № 2: Анданте. Аллегро (9)
Вайс С.-Л. Партита (17)
Гендель Г. Ария из сонаты № 10 (76)
Губайдулина С. Токката (81)
Рехин И. 24 прелюдии и фуги
Концерты, сонаты, сюиты, фантазии, вариации
Асафьев Б. Концерт (7)
Барриос Л. Соната(8)
Вивальди А. Концерт ре мажор. Концерт ля мажор (19)
Высотский М. Песня. Три мазурки (116)
Джулиани М. Большая увертюра. Большая соната (54). Вариации на тему Генделя (28). Концерт №3: 2-3 ч. (27)
Дюарт Д. Английская сюита (88)
Иванов-Крамской А. Концерт № 1 (33)
Кошкин Н. Части из сюиты "Игрушки принца" (65)
Коршмар Г. Сюита "Серенада белых ночей" (121)
Манен X. Фантазия-соната (40)
Матейка В. Соната № 2 (71)
Момпу Ф. Компостельская сюита (40)
Понсе М. Романтическая соната (49)
Руднев С. "Липа вековая" (122)

16
Сихра А. Вариации на тему русской народной песни "Среди долины ровныя"(123)
Сихра А. – Хойер А. Концертные вариации (123)
Классическая соната(49)
Сор Ф. Вариации на тему Моцарта из оперы "Волшебная флейта" (52)
Тансман А. Каватина(40)
Тедеско М. Соната памяти Боккерини (40)
Торроба М. Кастильская сюита. Сюита "Замки Испании" (117) Пьесы
Агуадо Д. Блестящее аллегро (102)
Альбенис И. "Кадис". "Гранада". "Астурия" (1, 99)
Барриос Л. Прелюдия. "Гармонии Америки". Два вальса (8)
Брауэр Л. Характерный танец. "Хвала танцу" (16)
Вила-Лобос Э. Прелюдии №№ 2, 4, 5 (22, 23)
Виньяс X. Фантазия(88)
Высотский М. Вариации на тему русской народной песни "Ох, болит, болит". Вариации на тему украинской народной песни "Як сказала матуся" (131)
Гайдн Й. Менуэт (1)
Гранадос Э. Испанский танец № 5
Иванов-Крамской А. Арабеска (32). Гавот (32). "Порыв" (39). Обработки русских народных песен: «У ворот, ворот». «Ах ти, матушка» (31). «Тонкая рябина». Экспромт для гитары и фортепиано (131)
Карулли Ф. Соло №2 (45)
Фолия (45)
Лом Й. Фантазия №2 (45)
Мендельсон Ф. Канцонетта (1)
Мертц Й. Фантазия на тему оперы Верди «Риголетто» (5)
Таррега Ф. Арабское каприччио (133)
Торроба М. Ноктюрн. Прелюдия (38)
Турина X. Фандангильо (44)
Уолтен Н. 5 багателей (62)
Фалья М. Памяти Дебюсси





17
4 курс
Этюды
Барриос Л. Этюды (8)
Вила-Лобос Э. Этюды №№ 7, 9, 10, 12 (22, 48)
Кост Н. Этюды (144)
Регонди Д. Этюды (94,144)
Сеговия А. Этюды (72)
Сихра А. Концертные этюды (123)
СорФ. Этюды (81, 128)
Таррега Ф. Этюды. "Грезы" (Этюд-тремоло) (1, 2)
Полифонические произведения
Бах И.С. Соната № 1: Адажио и фуга (1). Сюита №3: Прелюдия. Престо. Аллеманда. Куранта. Сарабанда. Гавот 1. Гавот 2. Жига (10, 11). Сюита №4: Прелюдия. Лур. Гавот в форме рондо (10, 11). Прелюдия, фуга и аллегро для лютни (10,11)
Брауэр Л. Прелюдия и фуга (16)
Вайс С. - Л. Партита (17)
Иванов Н. Прелюдия и фуга (55)
Рехин И. 24 прелюдии и фуги
Родриго X. Пассакалия (115)
Тедеско М. Вариации и фуга (43)
Концерты, сонаты, сюиты, фантазии, вариации
Барриос Л. "Собор" (8)
Вила-Лобос Э. Концерт(24)
Джулиани М. Концерт №3 (28)
Джулиани М. Большая соната (54)
Героическая соната(28, 54)
Кикта В. Соната (120)
Кошкин Н. Сюиты "Игрушки принца". "Фарфоровая башня" (65)
Леньяни Л. Фантазия(54)
Паганини Н. Большая соната
Понсе М. Южный концерт (87)
Рехин И. Концерт. Сюита "Памяти Вила-Лобоса" (120)

18

Родриго X. Фантазия для джентльмена (60)
Сор Ф. Интродукция и вариации (54). Большая соната (48, 54).
Фантазия(54)
Тедеско М. Концерт (44). Фантазия для гитары и фортепиано (135)
Торроба М. Сонатина. Сюита "Замки Испании"(136)

Пьесы
Альбенис И. "Алая башня". "Севилья"
Барриос Л. Испанское каприччио. Концертное аллегро. Последнее тремоло. "Сон в лесу" (8)
Брауэр Л. Остинато. Три пьесы без названия. "Черный декамерон"(16)
Высотский М. Вариации на темы русских народных песен: "Чем тебя я огорчила" (131). "Во саду ли, в огороде". Фантазия (120)
ГранадосЭ. Испанский танец №10 (100)
Диабелли А. Вариации на тему оперы Россини "Танкред" (131)
Дюарт Д. Вариации на тему каталонской песни (88)
Иванов-Крамской А. Танец с тамбурином. Тарантелла. Вариации на темы русских народных песен: "Выхожу один я на дорогу", "Ноченька" (39)
Кост Н. Вальс(54)
Кошкин Н. Ашер-вальс (131)
Леньяни Л. Тема с вариациями (54)
Лом Й. Фантазия №3 на тему Н.Паганини (69)
Малатс X. Серенада (49)
Мертц Й. Фантазия на тему оперы Моцарта "Дон Жуан" (5)
Павлов-Азанчеев М. "Шествие зулусов" (120)
Родриго X. Три характерных танца (59)
Сор Ф. Интродукция и тема с вариациями. Фантазия (54)
Тансман А. Помпезный танец (72)
Таррега Ф. Венецианский карнавал (132). Вариации на тему хоты. Мавританский танец (133)
Турина X. Фандангильо (58)
Уолтон Н. Пять багателей


19
Чайковский П. Осенняя песня (32)
Требования к технической подготовке
1 курс
Гаммы диезные мажорные и минорные (до трех знаков), одноголосные, в терцию, октаву. Исполнение на технических зачетах ритмическими фигурациями: дуолями, триолями, квартолями.
Работа над приемами арпеджио, арпеджиато, барре, аккордами.
2 курс
Гаммы диезные мажорные и минорные (от четырех знаков и далее), одноголосные, в терцию, октаву, сексту. Исполнение на зачетах ритмическими фигурациями: дуолями, триолями, квартолями.
Работа над приемами стаккато, легато (восходящее, нисходящее, легато на разных струнах), вибрато, глиссандо.
3 курс
Гаммы бемольные мажорные и минорные (до трех знаков), одноголосные, в терцию, октаву, сексту. Хроматическая гамма. Исполнение на зачетах ритмическими фигурациями: дуолями, триолями, квартолями.
Работа над приемом тремоло, флажолетами (натуральными и искусственными), а также мелизмами, форшлагами, трелями (на одной струне, на разных струнах).
4 курс
Гаммы бемольные мажорные и минорные (от трех знаков), одноголосные, в терцию, октаву, сексту. Хроматическая гамма. Исполнение на зачете ритмическими фигурациями: дуолями, триолями, квартолями.
Работа над приемами расгеадо, пиццикато, тамбурин.
Зачетно-экзаменационные требования
Зачеты и экзамены проводятся в соответствии с утвержденным планом по специальности. На зачетах 2 – 6 -го семестров студент




20
исполняет 1 сонату, сюиту, концерт, или 2-3 разнохарактерных произведения.
На переводных экзаменах первого, второго, и третьего курсов студент должен исполнить:
две гаммы
два этюда на различные виды техники
одно полифоническое произведение
одну сонату, сюиту, концерт или вариации.
Каждый студент в процессе обучения должен 1-2 раза в год выступать на открытых концертах струнного отдела или концерта класса по специальности.
Примерные экзаменационные программы для перехода на 2 курс


Две гаммы
Вила - Лобос Э. Этюд №8
Сор Ф. Этюд
Санз Г. Сюита (1-2 части)
Диабелли А. Соната


Две гаммы
Кост Н. Этюд
Джулиани М. Этюд
Нарваэс Л. Фантазия


Две гаммы
Диабелли А. Этюд
Карулли Ф. Этюд
Мударра А. Гальярда


Две гаммы
Каркасси Ф. Этюд
Агуадо Д. Этюд
Милан Л. Павана
21


Граньяни Л. Соната



Примерные экзаменационные программы при переходе на 3 курс



Две гаммы
Брауэр Л. Этюд
Карулли Ф. Этюд
Бах И.С. Сарабанда. Дубль
Вивальди А. Концерт до мажор


Две гаммы
Вила -Лобос Э. Этюд №1 Леньяни Л. Каприс Вайс С.-Л. Партита Кошкин Н. Сюита "Эльфы"


Две гаммы
Диабелли А. Прелюдия
Сор Ф. Этюд
Фрескобальди Д. Ария с вариациями
Понсе М. Классическая соната (2-3 части)


Две гаммы
Пухоль Э. Этюд
Регонди Д. Этюд
Бах И. С. Прелюдия
Иванов - Крамской А. Концерт №2


Примерные экзаменационные программы для перехода на 4 курс


Две гаммы
Агуадо Д. Этюд
Вила-Лобос Э. Этюд №11

22
Бах И.С. Сарабанда
Джулиани М. Вариации на тему Генделя


Две гаммы
Кост Н. Этюд
Таррега Ф. Этюд – тремоло ("Альгамбра")
Бах И.С. Жига. Дубль
Джулиани М. Концерт №3 (2 часть)


Сор Ф. Этюд
Регонди Д. Этюд
Бах И.С. Сицилиана
Дюарт Д. Сюита


Сеговия А. Этюд
Барриос А. Этюд
Бах И.С. Бурре. Дубль
Иванов-Крамской А. Концерт №1


Дипломные требования


Дипломная программа студентов должна состоять из четырех произведений:
полифоническое произведение;
концерт или соната;
2 пьесы различного характера.


Примерные дипломные программы


Бах И.С. Адажио и фуга
Барриос А. "Собор"
Альбенис И. "Гранада"
Иванов - Крамской А. Тарантелла




23

Бах И.С. Прелюдия, фуга и аллегро для лютни
Джулиани М. Большая увертюра
Родриго X. Пассакалия
Малатс X. Серенада


Бах И.С. Гавот в форме рондо
Сор Ф. Большая соната
Таррега Ф. Арабское каприччио
Кошкин Н. Ашер-вальс


Брауэр Л. Прелюдия и фуга
Понсе М. Южный концерт
Альбенис И. "Севилья"
Барриос А. Последнее тремоло



























24
Рекомендуемая литература
Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музгиз, 1934.
2-е издание. М.: Музгиз, 1938
Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре М.: Музыка,1994
Альбом для юношества. Вып. 1. Сост Н. Иванова - Крамская. М.: Музыка, 1987
Альбом для юношества. Вып.2. Сост. Н. Иванова - Крамская. М.: Музыка, 1986
Альбом для юношества. Вып. 3. Сост Н. Иванова - Крамская. М.: Музыка, 1985
Ансамбли шестиструнных гитар. Вып.З. М.,1991
Асафьев Б. Концерт для гитары с оркестром. Ред. Н. Михайленко.
М., 1987
Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары М.: Музыка,1989
Бах И.С. Сонаты и партиты //Музыка для гитары. Будапешт, 1978

Бах И.С. Четыре сюиты. Переложение Я. Ковалевской, Е. Рябоконь. Л.,1974
Бах И.С. Музыка для лютни. Транскрипция А. Штингля. Лейпциг,1951
Библиотека гитариста № 163. М.,1963
Библиотека гитариста № 176. М., 1963
Библиотека гитариста № 197. М., 1964
Библиотека гитариста № 209. М., 1965
БрауэрЛ. Произведения. М.,1986
Вайс С.-Л. Произведения для лютни. США: Орфей, 1998
Вебер К.-М. Дивертисмент. Ред. А. Иванова-Крамского. М.,1968
Вивальди А.. Концерт ре мажор. Будапешт, 1982
Вивальди А.. Концерт до мажор. Будапешт, 1980
Вивальди А. Концерт. Будапешт, 1983
Вила-Лобос Э. Двенадцать этюдов для гитары. Л.,1963
Вила-Лобос Э. Прелюдии для гитары. Л., 1962
Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары. Этюды, прелюдии, концерт. М.,1984


25
Гендель Г. Соната для гитары и флейты. Будапешт, 1982
Гитара в концертном зале. Вып. 1. Сост. В. Максименко. М.: Советский композитор, 1984
Джулиани М. Концерт № 3. Транскрипция для гитары с квартетом А. Иванова-Крамского. М.: Музыка, 1969
Джулиани М. Тема с вариациями и полонез для гитары и фортепиано. Ред. Н. Ивановой - Крамской. М., 2002
Диабелли А. Две сонатины для гитары и фортепиано. Составление и редакция Н. Ивановой - Крамской. М., 2002
Диабелли А. Три сонаты для гитары. Прелюдии. Ред. Н. Ивановой - Крамской Н. М., 2002
Иванов-Крамской А. Избранные произведения для шестиструнной гитары. М.,1970
Иванов-Крамской А.. Избранные произведения для шестиструнной гитары. Сост. Н. Иванова - Крамская. М.: Музыка, 1983
Иванов-Крамской А. Концерт для гитары с оркестром № 1. М.,1970
34. Иванов-Крамской А. Пьесы, обработки, этюды. Концерт № 2. М.,1972
Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. М.: Музыка, 1977
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.
М.: Музыка,1971
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1983
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1987
Иванов-Крамской А.. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ред.
Н. Ивановой - Крамской, дополненная на основе вып.1946, 1952 гг. и пьес
А. Иванова-Крамского. Ростов-Дон: Феникс,1999. 2-е изд. Ростов-Дон: Феникс, 2000
Из репертуара Андреса Сеговии. Вып.1. М.: Музыка, 1982
Из репертуара Андреса Сеговии. Вып. 2. М.: Музыка, 1983
Из репертуара Андреса Сеговии. Вып. 3. М.: Музыка, 1984
Из репертуара Андреса Сеговии. Вып. 4. М.: Музыка, 1986
26

Из репертуара Андреса Сеговии. Вып. 5. М.: Музыка, 1987
Карулли Ф. Две фолии. Три соло для гитары. Ред. Н. Ивановой - Крамской. М.: Музыка и время, 2002
Карулли Ф. Этюды для гитары. Польша, 1970
47. Карулли Ф. Концерт ля мажор. Транскрипция А. Иванова-Крамского. М.: Музыка и время, 2002
Кирьянов Н. Искусство исполнительства на классической гитаре. Ч.1 - 4. М.,1999
Классическая шестиструнная гитара. Сост. Е. Ларичев. М.: Музыка, 2000
Классическая гитара. №1. Лейпциг, 1978
Классическая гитара. №2. Лейпциг, 1978
Классическая гитара. №3. Лейпциг, 1979
Классическая гитара. №4. Лейпциг, 1980
Классическая гитара. №5. Лейпциг, 1982
Концертные пьесы. Вып. 6. Сост. Е. Ларичев. М.: Музыка, 1968
Концертные пьесы. Вып. 5. М.: Музыка, 1972
Концертные пьесы. Вып.12. Сост. Е. Ларичев. М.: Музыка, 1973
Концертные пьесы. Вып. 13. Сост. Е. Ларичев. М.,1974
Концертные пьесы. Вып. 14. Сост. Е. Ларичев. М.,1977
Концертные пьесы. Вып. 17. Сост. Е. Ларичев. М.,1979
Концертные пьесы. Сост. Е. Ларичев. М.: Советский композитор, 1982
Концертные пьесы. Сост. Н. Максименко. М.,1983
Концертные пьесы. Вып. 27.Сост. Е.. Ларичев. М.,1985
Концертные пьесы. Вып. 28. М.,1985
Кошкин Н. "Игрушки принца". Сюита для гитары // Концертные пьесы. №21. М.,1981
Кошкин Н. Кембриджская сюита для двух гитар. М., 1997
Кошкин Н. "Продавец цикад" для двух гитар и контрабаса. М.,1996
Легкие пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 3. М.: Музыка, 1965
Лом Й. Три фантазии. Ред. Н. Ивановой - Крамской. М., 2002
Матейка В. Большая соната №1. Будапешт, 1987


27
71 Матейка В. Большая соната №2. Ред. Н. Ивановой - Крамской.М.,1996
Музыка зарубежных композиторов. Вып. 1, 2, 3. Сост. В. Славский.Киев, 1971
Паганини Н. Концертные произведения. М.: Советский композитор, 1970
Паганини Н. Четыре сонаты для скрипки и гитары. Ред. А. Иванова-Крамского и Э. Грача. М., 1965

Педагогический репертуар гитариста для музыкальных училищ. Вып. 1. М.,1966
Педагогический репертуар гитариста для музыкальных училищ. Вып. 2. Сост. А. Иванов-Крамской. М.,1968
Педагогический репертуар для музыкальных училищ. Вып. 3. Сост.
А. Иванов-Крамской. М., 1970
Педагогический репертуар для музыкальных училищ. Вып. 5. Сост.
А. Иванов-Крамской. М., 1970
Педагогический репертуар. Пьесы. Вып.1. Сост. Е. Рябоконь, Я. Ковалевская. Л., 1970
Педагогический репертуар. Пьесы. Вып. 2. Сост. Е. Рябоконь, Я. Ковалевская. Л., 1970
81.Педагогический репертуар. Сборник этюдов. Сост. Е. Рябоконь, Я. Ковалевская. Л., 1973
Педагогический репертуар гитариста для 3-4 курсов музыкальных училищ. Вып. 1. Сост. Е. Ларичев. М., 1976
Педагогический репертуар гитариста для 1-2 курсов музыкальных училищ. Вып. 1. Сост. Е. Ларичев. М., 1978
84.Педагогический репертуар гитариста для 3-4 курсов музыкальных училищ. Вып. 2. Сост. Е. Ларичев. М., 1978
Педагогический репертуар гитариста для 3-4 курсов музыкальных училищ. Вып. 2. М., 1980
Педагогический репертуар гитариста для 1-2 курсов музыкальных училищ. Вып. 2. Сост. Е. Ларичев. М., 1980
Понсе М. Южный концерт для гитары и симфонического оркестра. Л., 1984

28
Произведения зарубежных композиторов. Сост. Е. Ларичев. М.,1982
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977
Пьесы для ансамблей шестиструнных гитар. Вып.1. Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1964
Пьесы для ансамблей шестиструнных гитар. Вып. 1. М., 1970
Пьесы для ансамблей шестиструнных гитар. Сост. Я. Ковалевская,
Е. Рябоконь. Л., 1970
93. Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 4. Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1963
Регонди Д. 10 этюдов. США: Орфей, 1995
Репертуар гитариста. Вып. 1. М., 1965
Репертуар гитариста. Вып. 2. М., 1966
Репертуар гитариста. Вып. 3. М., 1966
Репертуар гитариста. Вып.4. М., 1967
Репертуар гитариста. Вып. 5. М. 1967

Репертуар гитариста. Вып. 6. Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1969
Репертуар гитариста. Вып. 7. Сост. А. Иванов-Крамской. М.,1970
Репертуар гитариста. Вып. 8. Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1970
Репертуар гитариста. Вып. 9. Сост. Е. Ларичев. М., 1971
Репертуар гитариста. Вып.Ю. Сост. А. Иванов-Крамской. М.,1972
Репертуар гитариста. Вып. 11. М., 1974
Репертуар гитариста. Вып. 12. М., 1975
Репертуар гитариста. Вып. 13. Сост. В. Максименко. М., 1976
Репертуар гитариста. Вып. 14. М.,1977
Репертуар гитариста. Вып. 15. М.,1975
Репертуар гитариста. Вып. 16. Сост. В. Максименко. М., 1976
Репертуар гитариста. Вып.17. Сост. Е. Ларичев. М., 1977
Репертуар гитариста. Вып. 21. Сост. Е. Ларичев. М., 1980
Репертуар гитариста. Вып. 23. Сост. Е. Ларичев. М., 1982
Репертуар гитариста. Вып. 24. Сост. Е. Ларичев. М., 1982
Родриго X. Произведения для шестиструнной гитары. Сост. В. Максименко. М., 1985


29
Руднев С. Русский стиль игры на классической гитаре. Тула:Изд. дом «Ясная Поляна», 2002
Русская коллекция. Вып. 2. США: Орфей
Русская коллекция. Вып. 4. США: Орфей
Русская коллекция. Вып. 5. США: Орфей
Русская коллекция. Вып.6. США: Орфей
Русская коллекция. Произведения Петербургских композиторов.
Вып. 10. США: Орфей
Русская коллекция. Руднев С. США: Орфей, 1998
Русская коллекция. Сихра А. США: Орфей,1992
Санз Г. Пять сюит. М., 1979
Сборник педагогического репертуара гитариста для музыкальных училищ. Вып. 1. М., 1966
Сборник пьес для шестиструнной гитары. Сост. Е. Рябоконь, И. Клеменков. Л., 1962
Сольный концерт гитариста. Вып. 2. Киев, 1990
Сонаты советских композиторов для гитары. М., 1986
Сор Ф. Карулли Ф. Дуэты для двух гитар. Л., 1985
Старинная испанская музыка. Прага, 1978
Старинная и современная музыка для гитары. Сост. Н. Иванова - Крамская. М., 1991
Таррега Ф. Венецианский карнавал. М., 1983
Таррега Ф. Избранные произведения. Сост. Е. Ларичев. М., 1983
Таррега Ф. Пьесы. Этюды. Прага, 1978
Тедеско М. Фантазия для гитары и фортепиано. Ред. А. Иванова-Крамского. М., 1970
Торроба М. Замки Испании. Цикл пьес. М., 1977
Хрестоматия для шестиструнной гитары. М., 1962

Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 1. Сост. Е. Ларичев. М., 1972
Хрестоматия гитариста для 1-2 курсов музыкальных училищ. Вып.1. Сост. Е. Ларичев. М., 1974

30
140 Хрестоматия гитариста для 3-4 курсов музыкальных училищ. Вып.1. Сост. Е. Ларичев. М., 1975
Хрестоматия гитариста. Вып. 1. Сост. А. Иванов-Крамской. М.,1976
Шульц Л. Этюды. Ред. Н. Ивановой - Крамской. М.: Музыка и время, 2002
Этюды для шестиструнной гитары. Сост. Д. Карпович, Е. Рябоконь. Л., 1967
Этюды. Агуадо, Регонди, Кост. Сост. и редакция Н. Ивановой - Крамской. М., 2002

Дополнительная литература
Вирчи П. Сальтареллы, канцоны и фантазии. Будапешт, 1970
Доменикони К. Сюита «Каюнбаба». Берлин: Марго, 1990
Иванова - Крамская Н. История гитары, романса и песни. Нотное приложение к статьям. М.: Музыка и время, 2000-2002
Итальянские мастера гитары. Лейпциг, 1977
Коллекция нот Н. Ивановой - Крамской. Циклы сборников уникальных произведений 17-20 веков, не выходивших в печать отечественных музыкальных издательств, по разделам:
Концертный репертуар;
Ансамбли;
Школы игры на шестиструнной гитаре;
Концерты для гитары с оркестром;
Библиотека юного гитариста;
Вокальная музыка в сопровождении гитары.
Собрание сочинений А. М. Иванова-Крамского (к 90-летию со дня рождения).
Кошкин Н. Фарфоровая башня. Берлин: Марго,1998
Прелюдия и вальс. Париж: Лемуан,1992
Пассакалия и токката
«Падение птиц». Япония: Пан, 1995
«Дождь». Берлин: Марго, 1998
Кузнецов И. Техника игры на шестиструнной гитаре. Киев, 1972
Три фантазии для лютни из Львовской табулатуры XVI в. неизвестного автора. Ред. М. Скорика. Киев, 1981
31

 Цифры в скобках - порядковый номер издания по списку рекомендуемой литературы, в которое входит данное произведение
10












Приложенные файлы

  • doc 23655197
    Размер файла: 270 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий