Характеристика традиционных певческих стилей

Характеристика традиционных певческих стилей

Классификация певческих стилей:
Северорусский Европейской части России (Архангельская, Вологодская, Вятская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области).
Западнорусский (Смоленская, Брянская области).
Центральный и Среднерусский (Владимирская, Ивановская, Костромская, Московская, Орловская, Тамбовская, Тверская, Пензенская, Ярославская области).
Южнорусский (Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Ростовская-на-Дону, Рязанская, Тульская области, Краснодарский и Ставропольский края).
Поволжский (Астраханская, Волгоградская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области).
Уральский (Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская области).
Сибирский (Иркутская, Кемеровская, Курганская, Магаданская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области, Алтайский и Красноярский края).
Дальневосточный (Амурская область, Камчатка, Сахалин, Владивостокский и Хабаровский края).
Каждое учебное заведение, готовящее специалистов в области народно-певческого искусства, изучает традиции (в их диалектном проявлении), характерные для своего региона. Рассмотрим некоторые из них.

Северорусская певческая традиция Европейской части России
(Архангельская, Вологодская, Вятская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области)

Северорусская певческая традиция отличается «окающим» говорком, сдержанностью исполнения, его внутренним эмоциональным исполнением. Жизнь в трудных климатических условиях наложила отпечаток на характер северян и их песни: они такие же строгие, подчас даже суровые, волевые и очень мелодичные, подвижные в вокальном рисунке.
Основные признаки говора:
Стойкое О вместо А, Ы; Ё вместо Е (зоря, доброй, невёста).
Смягчение согласной Ч на Ц или Т (вцера, тяйник).
Изменение окончаний СЯ на СЕ (распоёмсе).
Иногда гласная А заменяется на Э; Е на И и Я; А, Я, И на Е (солдэткэ, обычей, сегодни).
Продолжительные, как бы «врастяжку» выпеваются ударные гласные и, наоборот, сокращаются безударные (быват, знат).
Характерные глагольные окончания (типа: рассыпалСИ).
В целом речь очень напевная, выразительная, с вопросительной интонацией в конце предложения. Необыкновенно красиво звучат северные голоса в головном регистре: очень чисто, прозрачно, светло и вместе с тем интонационно остро. Мелодическое развитие северных песен изобилует форшлагами, мордентами, глиссандо и другими вокальными «украшениями», придающими пению удивительное изящество, утонченную красоту. Использование высокой тесситуры, головного регистра наводит певиц на инструментальный характер (тип) интонирования. Глубина и сосредоточенность, упругое (пульсирующее) и непрерывное развитие мелодии, ее внутреннее напряжение при внешней сдержанности, сообщающее песне огромную энергийную силу, являются отличительными чертами северного вокального стиля.
Для северных традиций характерны архаичные жанры фольклора (причитания, свадебные песни, былины, баллады). Подголоски развиваются в секундовом и терцовом отношении.

Западно - русская певческая традиция.
(Смоленская, Брянская области).

Западнорусская певческая традиция обнаруживает еще большее украинско-белорусское влияние. В ней тоже проявляется в основном «акающий» диалект. Здесь сложилась целостная система средств и особенностей говора:
Отсутствует звук Ф (Хвёдор, хвартук, хвортка).
Звуки В и Л переходят в неслоговое у (v) (лаука, дауно, сказау, воук, шёук).
В некоторых словах отсутствует мягкое Р (гавару, бяры, бура).
Иногда отсутствует переход звука Е в Ё в положении перед шипящими и в случаях аналогий (нясешь, вязешь, ляпешка).
Смягчение гласной после Г, К, Х (Володья, чайкю).
«Цоканье» - замена согласных Ч, Т, Ж, Щ, Ц, С (канецьно, сумацька, цяпло, цюжой, мусьцина, шаштой).
Смягчение окончаний (вылетить, ня умеющь).
Фрикативное Г (неhодный, hости, hлаза).
Огласовка неясными гласными (между Ы и А, Ю и Е ).
Замена А на Э в окончаниях, безударное Е на Я (лучинэю, вдэва).
Употребление украинских или белорусских слов (чуешь, червонный, погомоним, вир).
Примечательны два региона «гукальные» песни (гуканки), каждая строфа в которых заканчивается высоким звуком на возгласе «Гу!» или «У!». Гукать – означает звать, призывать (акустически родственно ауканью). Выполняется приемом легкого толчка (вперед) подложечковой областью, то есть дыханием. Гуканье заканчивается нисходящим глиссандо. Этот эхообразный специфический прием употребляется в песнях, исполняемых на краю деревни, как правило, группой певиц. Когда собирается, скажем, около 30 «гукальщиц», достигается потрясающий акустический эффект звучного эха. Приемы гуканья разнообразны: они могут исполняться в середине напева, но чаще – в конце. Их можно сравнить с призывно-торжественными фанфарами, провозглашающими «свадебный поезд», или далеко разносящимися кличами, которые слышат все близлежащие деревни. Для западной традиции характерны календарные песни.

Центральная или среднерусская певческая традиция.
(Владимирская, Ивановская, Костромская, Московская, Орловская, Тамбовская, Тверская, Пензенская, Ярославская области.)

Является своеобразным эталоном русского народного пения, здесь поют также, как говорят – медленно, певуче, неторопливо, распевно, широким ярким звукам, но более мягкими и распевным, чем в южно-русской традиции. Этой манере свойственно тесное расположение голосов, небольшой диапазон (в пределах октавы), сочетание низкого звучания женских голосов и высокого строя мужских.
Здесь преобладает подголосочное многоголосие, нередко встречается долгое звучание низких звуков (бурдон – это когда низкий голос, бас выполняет функцию педалирования).
В средней полосе России развито микстовое пение (смешанное – грудное и головное). Здесь активно используется мужские голоса, т.к. доминирующим жанром среднерусской певческой традиции являются лирические исторические песни позднего происхождения. Также встречаются протяжные, плясовые песни, но реже. Календарные жанры не сохранились, плачей практически нет.
Для диалекта характерно:
Смешанность северного и южного диалектов,
Используется широкая А , пропевание через О, мягкая Г, в тоже время узкая Ч ( Т , Ц).
Лады: мажор и минор – натуральные
минор без VII ступени , без опоры на V ступень. (Т – S, S – D).

Южнорусская певческая традиция
(Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Ростовская-на-Дону, Рязанская, Тульская области, Краснодарский и Ставропольский края).

Южнорусская певческая традиция отличается зычной открытой манерой исполнения. Фонетическая окраска гласных прослушивается в призме открытого Е (Э). Это связано с формой раствора губ (в полуулыбке) и намеренным сужением ротовой полости в положении гласных Е-Э. Женские голоса звучат плотно (даже жестко) и прямолинейно, в нижнем (грудном) регистре. Мужчины, как правило, поют в предельно высоком диапазоне голоса, приближаясь (по абсолютной звуковысоте) к женским голосам.
Такое зычное, сильное, насыщенное грудное пение объясняется, во-первых, спецификой пространства широких южнорусских степей и равнин, по которым разносятся вольные песни, и, во-вторых, предельно открытым, темпераментным характером южан, исполняющих свои песни подчеркнуто эмоционально, азартно, с внешне активным выражением чувств.
Эмоциональная заостренность южнорусского певческого стиля, его повышенная экспрессивность выражаются в характере подачи звука (намеренно скандированном), высокой степени его открытости, особенностях многоголосия (терпкого и красочного).
В фонетике южнорусского говора обращает на себя внимание характерное «аканье» и «яканье», «губногубное» произношение фонемы «W» (вместо губно-зубного в литературном языке). По В.Шурову – время формирования «акающего» диалекта (в период с XII по XIV век) и место (в степных и лесостепных районах России), и его некоторые общие черты с украинским и белорусским языком.
У южан наблюдается слабая артикуляция (губы с зубами слабо или почти не контактируют, согласные переходят в гласные замедленно, границ перехода не слышно). Три основные гласные – А, О, Э – по своей сути открытые, звучат широко, гласные звуки сблизились А (О) – О (У) – Э (И, Е). Ясность гласных прослушивается только под ударением.
Характерные признаки южнорусского диалекта:
Смягчение согласных в конце слова на ять (идеть, летить).
Замена гласных (пычяму, мине, тялега).
Замена согласных Щ на Ш (шавель, дош).
Сохранение ударных гласных и их изменение с перенесением ударений.
«Сжатое» произношение слов в приставках и окончаниях и насыщенное произношение ударных (наг(о)ворила, капит вместо капает).
Смягченное (с придыханием) произношение согласной Г.
Употребление возгласов ( типа «ихи»), сходных с воплями.
Свойственно тесное расположение голосов, доминирование среднего регистра, преобладает уличное пение, основа разделения мелодии – ГЕТЕРОФОНИЯ – незначительное отклонение от мелодии (голоса сливаются)


Казачья певческая традиция.

Дон, Придонье, Кубань, Ставропольские казаки, Оренбургские, Терские, Уральские Казаки – это военные переселенцы из Запорожской сечи, выходцы с Украины – государь их нанимал на службу. Поэтому часто встречаются украинизмы. В основе зычная открытая, на выдохе - акцентированная манера пения. Особенность ее в том, что носителями традиции являются мужчины.
Мелодическая основа песен – двухголосная, причём оба голоса дублируются дишкантом (высокий мужской подголосок) и басом. Нередко этот тип многоголосия называется функциональным, т.к. каждый голос имеет свою функцию.
Манера отличается сложным импровизационным развитием. Заменой гласных И на Е ; Е на А; О на А . Встречаются многочисленные внутрислоговые распевы. Вертикаль содержит уменьшённые, увеличенные и секундовые созвучия.
Донские казаки.

Характер звука – открытый, мощный, свободный. Гласные формируются активными губами. На гласную е нижняя челюсть подаётся вперёд, при этом гласная как бы сужается. Гласная о звучит собранно, а гласная а открытая, свободная. Слова проговариваются очень чётко. В зачинах певец почти чеканит текст. Подголосок оживляет мелодию, варьируемую средними голосами, придаёт песне особую ширь. Донские говоры сравнительно однородны и составляют целостный раздел в Южновеликорусском диалекте. Для него свойственно «аканье», «яканье», мягкая ть, замена к на х. Например: ходють, стрегуть, плачить, нихто, хрест, будитя, милай, радимай, тихай Дон, глупай, дорогия.

Поволжская певческая традиция.
(Астраханская, Волгоградская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области).

Поволжская певческая традиция представляет собой весьма пеструю картину диалектного пения. здесь «акают» и «укают» (усенний вместо осенний), «окают», «якают» (вясна) и «ёкают» (вёсна). В одних селах смягчают согласные (дурощка, щаво), в других Ц заменяют на ТЬ (тьёкай тьёкардыть – соловей поет, тьвяты), Ч заменяют на Ц (цяво) или, наоборот, шипящие произносят твердо (ишшо, дожжа).
Характер говоров оказывает влияние на манеру интонирования местных певцов. Окраска звука, его интенсивность зависят от условий, в которых исполняется песня, от ее предназначения. Так, например, «кричат» во время колядования и оповещения односельчан о готовящейся свадьбе и т. д. Сами певцы хорошо различают свои манеры (типы) интонирования и настраиваются на них (например: «Будем петь резко»).
В отдельных местах бытует экспрессивная манера (выразительное пение). В пении наравне с женщинами участвуют мужчины.
В исполнении употребляются постоянные словообрывы, скольжение, спады. Различна и местная певческая терминология: в одних селах песни «поют», в других – «играют»; невеста «причитает», в других – «вопит», в третьих – «голосит».
Большое влияние на певческие манеры русских оказывают традиции народов Поволжья (мордвы, мари, чувашей, татар). Особенно это наблюдается в селах со смешанным демографическим составом населения.


Уральская певческая традиция.
(Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская области)
Уральский песенный стиль является сплавом различных песенных стилей России, т. к. здесь много переселенцев. Первые поселения русских появились в 12 веке. Это были беглые крестьяне из областей Северной Руси. Особенно интенсивно Южный Урал стал заселяться в 30-е годы 18 века. Переселенцы из различных мест России – Севера, Центральной полосы, с Дона и Поволжья, поволжские казаки в 16 веке, избегая порабощения, шли дальше на Урал, на реку Яик (старое название реки Урал). Здесь очень много ссыльных.
Диалектные фонетические особенности наречий Урала.
Великорусы составляют более 3-х четвертей всего населения Урала. Говоры русских разнообразны, в зависимости от того откуда и кем канонизировалась данная местность. Северный и Средний Урал имеют сходство в своём говоре. Жители этих районов «окают», но в тоже время находятся под большим влиянием «акающего» диалекта. Это связано с тем , что были переселения с Средней полосы России.
Всё же основным считается окающий говор, преимущественно твёрдая плотная О. Оканье выражается не только в том что скажут – хороша корова, но также в замене гласных А на О – россудить, розбежаться.
Зачастую гласные У заменяется на Ю ; О на Ё ; А на Я ( коньком - кёньком, угас – югас, Васька – Васькя, У милой – ю милой, Уж ты – юж ты, )
вместо «что» - чо, цё.
На северном и среднем Урале Ц заменяют на С ( курица - куриса ).
Окончания прилагательных на ОЙ , ЁЙ (старой, тихой).
Старожилами не произносится «щя», а всегда двойная «шш» (шшука, яшшик).
Ч заменяют на Ш (мучной – мушной, кирпичный – кирпишный ).
Вновь приехавший на Урал человек заметит употребление глаголов - стираться, мыться, разговаривашь.
Часто окончания слов на МЯ заканчивается на МЁ (время – времё ), ЕШЬ на ЁШЬ (делаешь – делаёшь), ЕТ на ЁТ (стирает – стираёт).
Музыкальные особенности:
Ранний пласт связан с северными традициями, т.е. пение с хоровыми удвоениями голосов (октавное дублирование) в Пермской и Свердловской областях. Двухъярусное пение – функции 2 голосов, т.е. основной голос и подголосок.
Поздний пласт связан с среднерусской манерой пения в грудном регистре, с тесным расположением голосов (Челябинская, Оренбургская, часть Свердловской области).
Связан с казачьей традицией – «Уральские казаки» (Челябинская, Оренбургская, Курганская области). Исполняются произведения в объеме терции и квинты. Основная мелодия у среднего голоса.
Ладовое строение:
Для Уральской партитуры характерно преобладание переменных ладов:
Наипростейший вид переменности – параллельный мажор и минор.
Нередко наблюдается кварто – квинтовое соотношение тональностей.
Преемственность более сложного порядка (мажор – минор либо мажор – минор – мажор).
Уральские песни заканчиваются в унисон или в октаву (закрытый каданс). Открытый каданс – окончание на терцию или квинту.
Мелодика – внутритактовые синкопы с задержанием. Соотношение интервалов от терции до квинты и септимы, движение параллельными трезвучиями, параллельными септаккордами и нонаккордами.

Сибирская певческая традиция.
( Иркутская, Кемеровская, Курганская, Магаданская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области, Алтайский и Красноярский края. )

Здесь обнаруживается сходство с уральской традицией:
Низкий окающий распев,
Малоподвижная нижняя челюсть,
Грудное резанирование. Головное звучание напоминает звучание рожка, а временами звучание детского голоса
Многоголосие относится к северному стилю, кроме песен казачества.
















15

Приложенные файлы

  • doc 23647142
    Размер файла: 66 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий