Фортепиано. Любовь с первого звука или играй ПО-ДРУГОМУ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

HTTPS://VK.COM/FONAREV
ALEX
ANDR



HTTPS://VK.COM/
ALEX
ANDR
_

FONAREV




117



Александр Фонарёв©


31 марта,
2016


Фортепиано


Черный ящик ты нежно протри

Сверху
просто сложно внутри


Сколько тайны прячется в нём




Сколько клавиши помнят имён.

Александр Фонарёв
©

Прав Гофман, когда настаивает, чтобы пианист упражнялся на самом

лучшем инструменте.

«Со скверным инструментом вы не можете развить в

себе хороших качеств, даже если вы обладаете ими от природы:
еще меньше у

вас шансов приобрести их»

Режим и гигиена пианиста савшинский

«Играй всегда на чисто

настроенном инструменте»

Шуман «жизненные правила для музыкантов

«
Режим гигиена пианиста
»

Савшинский


Заниматься нужно по возможности на очень хорошем инструменте, чтобы
привыкать к идеальному звуку и механике соответственно уже играть на каком придётся
ведь ситуации бывают совершенно разные. Будет весьма неприятно если, занимаясь всё
время на дровах неожи
данно подвернётся возможность поиграть на хорошем
инструменте. Вообще как показывает практика это в идеале, если такой возможности
нет, нужно как можно чаще менять инструмент в занятиях это разнообразит кругозор и
опыт, а также готовит к неожиданным ситуац
иям. Сегодня вы, допустим, занимаетесь на
Украине завтра на рояле Эстония, послезавтра, на Ямахе и т д.

Александр Фонарёв©


HTTPS://VK.COM/FONAREV
ALEX
ANDR



HTTPS://VK.COM/
ALEX
ANDR
_

FONAREV




118



Александр Фонарёв©


31 марта,
2016

Последовательность обучения должна быть следующей пианино


рояль, а только
затем синтезатор. Просто пианино и рояль это акустико
-
ме
ханические инструменты и
человек начавший обучение на синтезаторе пересев за фортепиано почувствует что его
пальцы вообще не играют, что в очередной раз докажет


работа за фортепиано


это
физическая!!!! работа кто думает иначе тот просто среднестатистиче
ский дилетант не
выжимавший от пота своей рубашки или костюма после занятий тем более после
концерта!!!

Александр Фонарёв©

Безо всяких сомнений начинайте заниматься на акустическом фортепиано или рояле. В
последнее время стало модным учиться на синтезато
ре. Но одну минутку коснемся
истории. Рояли п фортепиано появились еще в 19 веке а о синтезаторах и речи быть не
моглоПодавляющее число
произведений написано для
фортепиано или рояля. Все
просто. Принцип устройства
разный. Это как с занятиями
спортом. Вы
ведь на первой
тренировке не берёте в руки
пластмассовые гантели


нет. Вы берете вес
поменьше, но реальные
гантели, штангу или гриф от
штанги и начинаете
заниматься. Вы
закладываете в свою голову
первоначальную модель
(пусть немного
облегчённую). Которая

будет влиять на вас впоследствии. Механика пианино и рояля так
устроена, что она требует физических усилий иногда немалых.
Причем в процессе игры
участвует практически все тело:



Пальцы ( даже тыльная сторона руки и ногти при исполнении
глиссандо)



Кисти ру
к



Предплечья



Сухожилия



Голова



Шея



Ноги


отбиваете ритм и пользуетесь
педалью,

причем левая нога
тоже.



Глаза



Уши


HTTPS://VK.COM/FONAREV
ALEX
ANDR



HTTPS://VK.COM/
ALEX
ANDR
_

FONAREV




119



Александр Фонарёв©


31 марта,
2016



Лёгкие (Дыхание для исполнителя также важно как и для
спортсмена)



Сердце

Мало того в процессе игры эти все части тела задействованы
одновременно и
синхронизированы.
И чем сложнее исполняемый репертуар, тем больше усилий
необходимо прикладывать. Потому что в этих инструментах молоточковая
система. Только молотки пианино расположены вертикально, как на фотографиии
у рояля горизонталь
но


И чтобы приподнимать эти молотки нужны вполне
реальные физические усилия. Рояль тем и отличается, что усилий нужно больше,
потому что молоток нужно приподнимать как бы снизу вверх, что требует
серьезного напряжения.

Мой преподаватель говорил:
Если играешь только на
пианино


на рояле не сможешь
.

Представьте, что
говорить тогда о синтезаторе, который в большинстве своем вообще не имеет
молотков. Просто звукосниматели встроены в клавиши. Просто задачи у этих
инструменто
в изначально отличаются. Синтезатор изначально был групповым
инструментом и использовался для создания объёма, музыкальной подложки,
иногда небольших импровизаций. Если дать синтезатору задачи рояля он просто
рассыплется от нагрузки. Рояль больше концертны
й сольный.

Он

приспособлен
по
д

сложные произведения и многочасовые занятия. Сами задумайтесь,

зачем
роялю такой размер. Недаром

его называют королём всех инструментов. Один
только размер намекает на это. Это можно сравнить с бегуном, который
присоединяет н
ебольшие грузы к своим ногам во время тренировки. Зачем он это
делает? Для тренировки выносливости. И когда он их снимает бегать намного
проще. В боксе тоже есть такой прием, когда отрабатываешь удары с гантелями в
руках. Затем без гантелей руки просто пор
хают и скорость увеличивается. Для
чего я привёл это сравнение. Представьте что занятия на акустическом рояле или
пианино это те же занятия с гантелями, а затем вы убираете их, ну в смысле
пересаживаетесь на синтезатор. Естественно играть в разы проще. Это

кстати для
тех, кто думает, что играющий на рояле не сможет играть на синтезаторе. Как раз
все наоборот. Занимаясь постоянно на синтезаторе ваши мышцы

особо не получают должной нагрузки и пересев за пианино а тем более за рояль
вы в буквальном смысле физ
ически не сможете качественно сыграть. Мышцы
слабы. Голова вроде бы знает ноты, куда ставить пальцы. А сыграть не можете,
силы нет. Однажды пришла мысль в голову, что сейчас информационная эпоха и
уже вот вот электронное заменит все акустическое. Но тут е
сть одно но. Включим
логику. Кампании которые производят акустические инструменты
возьмем,

к

HTTPS://VK.COM/FONAREV
ALEX
ANDR



HTTPS://VK.COM/
ALEX
ANDR
_

FONAREV




120



Александр Фонарёв©


31 марта,
2016

примеру,

Стей вей это же целая династия. Неужели они такие недальновидные
люди и продолжают выпускать свои «устаревшие» виды
инструментов,

зная,

что
скоро они кану
т в лету, учитывая, что стоимость инструментов данного класса
иногда просто астрономическая. Забавно, но я заметил, что синтезаторы
продаются разного «калибра». 5 клавиш, 25, 40, 60, и реже 88 (т.е. полная
фортепианная клавиатура). Это лишний раз доказывае
т, что у синтезатора другие
задачи в отличие от акустических роялей и пианино. Задумайтесь! Вы когда


нибудь видели пианино, причем новое в магазине с количеством клавиш 60 или
25. Согласитесь, смешно звучит, а выглядит, я думаю еще смешнее.

P
.
S
. Подводя итог данной главы хочу поделиться
одним интервью, на которое я наткнулся в
интернете. Это был мастер класс знаменитого
виртуоза Дениса Мацуева, в котором он достаточно
точно освещает данный вопрос. А именно


ВОПРОС, ЧТО выбрать, на чем заниматьс
я
СИНТЕЗАТОР и ЭЛЕКТРОННОЕ ПИАНИНО (РОЯЛЬ)
или всё


таки АКУСТИЧЕСКИЙ инструмент.
Максим,

на мой взгляд (да и не только мой) является
безусловным авторитетом в вопросах
исполнительства, поэтому однозначно стоит
прислушаться.

Вопрос: (преподаватель детской

школы искусств)

-

21 век, цифровые инструменты. От этого мы
никуда не можем деться. Очень часто ребёнок,
приходя в музыкальную школу, говорит нам
некуда поставить инструмент. Эти ситуации
имеют место быть. И тогда родители покупают
дорогие цифровые инстру
менты. Но, вот, как
ваше мнение, каково оно. Насколько оправдано,
в каком возрасте. В каком, так сказать, объёме
домашних занятий можно заниматься именно на
таких инструментах не вредя своему восприятию,

HTTPS://VK.COM/FONAREV
ALEX
ANDR



HTTPS://VK.COM/
ALEX
ANDR
_

FONAREV




121



Александр Фонарёв©


31 марта,
2016

ощущению, пианизму и т.д. в целом. Ну, вопрос
поняте
н, да?


Ответ (Денис Мацуев):

-

Да. Спасибо вам. Очень хороший вопрос. Очень важный и
животрепещущий. Многие говорят, что лучше, великолепные
электронные цифровые инструменты, либо старые
раздолбанные Лирики, Красный Октябрь, Лира, Тюмень


пианино на кото
ром я занимался вплоть до моей победы на
конкурсе Чайковского. Я скажу, что я бы занимался на старых
разбитых пианино, потому что, если мы говорим о детях,
которые начинают первые свои шаги и садятся в первую
очередь за электронный инструмент, то конечно п
отеряно
живое прикосновение, живой контакт с настоящим
инструментом. И если мы говорим о то, что он всё время будет
заниматься на электрическом инструменте, конечно, это никуда
не годиться и рано или поздно он это ощутит. Когда


то это
потом скажется, ран
о или поздно, на звукоизвлечении, на его
так сказать, контакте с инструментом. Потому что самый
главный критерий вообще успеха того или иного контакта с
произведением
,

это контакт, непосредственно с инструментом.









Приложенные файлы

  • pdf 23542844
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 2

Добавить комментарий